Содержание

Что такое гиперактивность у ребенка, признаки гиперактивности у детей, как снизить, признаки синдрома


Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью. Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.


Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ. Своевременная диагностика и лечение имеют большое значение: гиперактивный ребенок получит возможность адаптироваться и «перерасти» это состояние.

Признаки гиперактивности


Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.


Главными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.


Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
  • не слушает то, что говорят;
  • имеет трудности с выполнением инструкций;
  • есть проблемы с организацией и планированием;
  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.


При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;
  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
  • находится в постоянном движении;
  • бегает и лазает в неуместных местах;
  • не может тихо играть и отдыхать;
  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
  • не умеет ждать;
  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
  • действует без раздумий;
  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.


Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.


Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.


Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными. Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Причины гиперактивности у детей


Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

  1. Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
  2. Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
  3. Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
  4. Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
  5. Неправильное питание.


На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Лечение гиперактивности у детей


Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.


Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.


Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.


Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.


При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.


Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

Гиперактивность у детей – статьи о здоровье

10.11.2022

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

    Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.

Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое

Автор Джина Шоу

В этой статье

  • Это нормально для их возраста?
  • Может ли это быть СДВГ?
  • Они получили это от меня?
  • Они едят слишком много сахара?
  • Пищевые добавки делают их гиперактивными?
  • Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
  • Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?

Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.

Это нормально для их возраста?

Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.

Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.

Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.

Может ли это быть СДВГ?

Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.

Следите за этими другими признаками СДВГ:

  • Часто ли они прерывают?
  • Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
  • Они забывчивы?
  • Они нетерпеливы?
  • Часто ли они говорят вне очереди?

Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.

Они получили это от меня?

Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.

Могут быть определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.

Они едят слишком много сахара?

«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»

Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.

Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.

Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.

Пищевые добавки делают их гиперактивными?

Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?

Для большинства детей ответ, скорее всего, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.

Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.

Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?

Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.

Например, слишком много конфликтов в семье, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.

Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной. И оставьте место в своем календаре для семейного времяпрепровождения. Иногда ребенок, который ведет себя гиперактивно, нуждается в тихом, близком общении с мамой или папой. Устройтесь поудобнее на диване с одеялом и почитайте ребенку, чтобы успокоиться.

Являются ли они гиперактивными из-за того, что недостаточно тренируются?

Дети могут стать беспокойными, если они не получают достаточной физической активности, чтобы сжечь свою энергию. Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку получить необходимые ему упражнения. Например, возьмите свою семью на прогулку или в поход. Или покатайтесь на велосипеде или поиграйте в пятнашки во дворе.

Если у вас есть двор, оборудуйте безопасное место для игр, например песочницу.

Признаки СДВГ у 5-летнего ребенка: как родители могут исследовать

Когда дошкольник дико гиперактивен или импульсивен, родители часто чувствуют, что им нужно «подождать и посмотреть», действительно ли это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Правда в том, что признаки и симптомы СДВГ могут проявляться уже в очень молодом возрасте. Медицинские рекомендации сегодня, кроме того, отмечают, что детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ.

Тем не менее, может возникнуть соблазн спутать обычное поведение дошкольника — трудности с концентрацией внимания, быстрое утомление или быстрое отвлечение, ерзание и т. д. — с СДВГ. Отличие СДВГ заключается в степени выраженности этих симптомов и в правильных вопросах.

Есть ли у моего дошкольника СДВГ?

Родители должны руководствоваться этими четырьмя вопросами при определении того, выходит ли поведение их ребенка за рамки нормы:

  • Является ли поведение, которое я наблюдаю у своего ребенка, похожим на поведение других детей, с которыми он сталкивается?
  • Является ли поведение, которого я ожидаю от своего ребенка, соответствующим его возрасту?
  • Вижу ли я модель поведения, когда мой ребенок занимается различными видами деятельности?
  • Вижу ли я шаблон поведения в различных условиях?

Как может выглядеть СДВГ: сценарии

В конце каждого дня в дошкольном учреждении 3-летнего Алекса проводится свободное время для игр. Родители приезжают в это время, чтобы посмотреть, как их дети играют, прежде чем уйти домой. Кэти заметила, что ее сын бешено бегает по игровой площадке, и что учитель неоднократно говорил ему «держаться подальше от качелей». Кэти сосредоточила свое внимание на четырех важных вопросах, приведенных выше. Вот что она заметила:

[Нажмите, чтобы прочитать: Начиная с дошкольного возраста, стремитесь к детям, которые преуспевают]

  • Другие дети успокаиваются после бурной деятельности. Алекс продолжает бежать и, кажется, со временем все больше теряет контроль.
  • Все дети примерно одного возраста. Когда я спросил учительницу о его поведении, она намекнула, что Алекс ведет себя как младший ребенок на детской площадке.
  • Во время свободной игры Алекс кажется взволнованным, но очень взволнованным. Он не играет с  кто угодно. Один на один он может сидеть и молчать.
  • Алекс может быть спокойным дома, а учитель говорит, что в помещении ему спокойнее.

Поведение Алекса может указывать на диагноз СДВГ в будущем. Однако на данный момент Кэти пришла к выводу, что ее сын не готов к свободной игре на игровой площадке с множеством других детей. Она начала забирать Алекса перед свободной игрой и устраивать встречи один на один в их доме. К концу учебного года у Алекса появилось несколько хороших друзей.

Вот еще один сценарий: Сэм каждый вечер помогал своей пятилетней дочери Грейс делать уроки. Она часто приносила домой рабочие листы, потому что не могла закончить их в классе. Когда он прокомментировал другому родителю, сколько «домашних заданий» у детсадовцев, тот казался озадаченным. Сэм заметил, что Грейс с трудом справлялась с рабочим листом — она ерзала, ходила в ванную, просила перекусить или говорила о чем-то постороннем. Грейс сказала, что любит школу, но не может сосредоточиться на школьных заданиях. Сэм подумал:

  • Большинство одноклассников Грейс, похоже, могут дольше поддерживать игру или беседу во время игр.
  • Родители других детей в классе Грейс говорят, что их дети почти всегда заканчивают свою работу в классе и что несколько рабочих листов, которые приходят домой, занимают мало времени.
  • Задачи, требующие повышенной концентрации внимания, сложны для Грейс, если только она не любит какое-либо занятие.
  • В музеях или в активном обучении Грейс преуспевает. Когда она должна сидеть на месте, она не может сосредоточиться на задаче.

[Читать: Улучшите социальные навыки вашего ребенка с помощью этих игрушек для СДВГ]

Сэм решил поговорить с учителем Грейс, который сделал аналогичные наблюдения. Она сказала, что Грейс может быть немного незрелой, но не помешает продолжить расследование. Когда Грейс была осмотрена специалистом по обучению и поведению, она представила все маркеры легкого диагноза СДВГ.

Модификация поведения — это первое лечение СДВГ, предложенное Американской академией педиатрии (AAP), и родители Грейс сделали именно это.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *