Содержание
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ? — Клиника ИПМ для детей в Красноярске
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
5-7 лет – возраст страхов у детей. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся врачей, темноты, больших собак и т.д.
Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более или менее впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с книжкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.,
Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.
Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.
Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к симбиозу, или амбивалентны, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и напряжению у ребёнка, появлению страхов.
ЧТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ СПРАВИТСЯ СО СТРАХАМИ:
Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.
Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».
Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арттерапии. Допустим, ребёнок боится врачей, или непосредственно перед каким-то неприятным событием (если вы видите признаки беспокойства у ребёнка) можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»
Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»
Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.
Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.
Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.
Ещё очень здорово обыграть болезненную ситуацию. Это можно сделать и с помощью игрушек, которые назначаются на главные роли. Во время игры демонстрируйте ребенку желаемое поведение и показывайте как это он может сделать сам. Обязательно во время этой игры оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.
Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими замечаниями, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т. д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.
Кроме того,полезно тщательно планировать мероприятия, где малыш может испугать, например, визит к стоматологу. Перед началом лечения познакомьте ребенка с доктором, обязательно назовите имя врача, предупредите его о страхах ребенка, и попросите уделить ребенку время до начала лечения, подробно рассказать, что и как будет происходить. Во время процедур будьте рядом , поддерживайте ребенка эмоционально, по возможности сохраняйте физический контакт. Важно чтобы ВЫ сами демонстрировали внутреннее спокойствие и уверенность, потому что дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых и легко их «считывают». После события запланируйте приятные события, подготовьте воодушевляющий подарок, создайте группу поддержки.
Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей
Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.
Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.
И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и счастливы, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.
Полезные книги по теме:
Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
С. Прокофьева «Машины сказки»
Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»
И мультфильмы:
«Птичка Тари»
«Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
«Быть отважным»
«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.
Тревожный ребенок: как помочь ему стать смелее
65 358
ИнтервьюРодителям
Тревожное расстройство диагностируют у 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет — то есть у каждого десятого ребенка! «Об этом не пишут в учебниках, но мы знаем из опыта: это самое частое из всех видов психических расстройств у детей», — замечает клинический психолог Сильвия Шнайдер, детский и подростковый психолог, психиатр, профессор факультета психологии Рурского университета в Бохуме (Германия), специалист в области психических расстройств у детей и подростков. Она приехала в Москву, чтобы провести семинар по когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков, где мы задали ей несколько вопросов.
Psychologies: Родители часто замечают отклонения в поведении ребенка, когда речь идет об аутизме или, например, синдроме гиперактивности, и сразу обращаются к специалистам. Но тревожные расстройства не так заметны. Тревога, кажется, растворена в нашей среде, и ее проявления не привлекают внимания взрослых. Как понять, что ребенку нужна помощь?
Сильвия Шнайдер: Причина невнимания к тревожным расстройствам у детей отчасти в том, что проблема переживается ребенком внутри, она не так заметна при его взаимодействии с внешним миром, как при расстройствах аутистического спектра или синдроме гиперактивности. И поэтому тревожное расстройство труднее распознать и диагностировать.
Часто оно вырастает из самых обычных, естественных страхов. Например, страх разлучиться с матерью и боязнь незнакомых людей совершенно нормальны для ребенка от 8-9 месяцев до 2-3 лет. Но к 3-4 годам 95% детей преодолевают эту тревогу. И тогда они спокойно ходят в детский сад, общаются с другими детьми и без скандалов остаются ночевать у бабушек-дедушек.
Но если ребенок и после 4-5 лет испытывает эту тревогу, тогда ее можно назвать патологической. Кроме того, что она не соответствует возрасту ребенка, нездоровая тревога длится долгое время — от месяца до нескольких месяцев или лет.
Какие страхи ребенка явно не соответствуют его возрасту?
Родителей должно насторожить нежелание ребенка пяти лет и старше спать в своей кровати. Причем речь не о тех двух-трех днях, когда в семье что-то происходит (переезд или ссора) и ребенок боится идти в свою комнату, потому что очень возбужден. Нет, я говорю о длительном периоде времени, когда и сами родители уже хотели бы отправить ребенка спать отдельно, но не могут ничего поделать. Или когда ребенок старше пяти лет долгое время боится громких звуков. Это типичная фобия.
Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба
У меня был клинический случай, когда трехлетний ребенок, оказавшись на детском празднике, испугался лопнувшего шарика и с тех пор стал бояться громких звуков. А потом уже и хлопушек, фейерверков, грозы и многих других ситуаций, которые связаны с резким шумом. Он стал отказываться выходить на улицу играть с детьми.
Его семья живет в Швейцарии, где 1 августа отмечается национальный праздник. Так вот, они стали каждый год на этот день уезжать в Германию, чтобы избавить ребенка от шума и фейерверков. Вся семья участвовала в этой ситуации. Словом, нездоровая тревога ярко выражена и мешает ребенку и его семье в повседневной жизни.
А что такой ребенок чувствует? И чего он боится на самом деле?
Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба. У них учащается сердцебиение, они чувствуют слабость в коленях — ноги становятся как будто ватные. И больше всего в такой момент они хотят убежать к маме или другому близкому человеку, рядом с которым чувствуют себя в безопасности.
А предмет страха зависит от типа тревожного расстройства. При тревоге, связанной с разлукой — мы называем это сепарационным тревожным расстройством, — ребенок боится, что его мама уйдет и не вернется к нему. Ребенок с социальной фобией не может громко говорить в присутствии чужих людей и отвечать на уроке, когда учитель его спрашивает. В эту минуту он может думать: «Я сейчас скажу какую-нибудь глупость, весь класс будет смеяться надо мной, и я сюда больше не смогу прийти».
Важно не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят
А тот ребенок, который избегал громких звуков, боялся, что из-за них он может сойти с ума, и это было бы ужасно, потому что мальчик не мог себе позволить проявить такую слабость. В любом случае, тревожные расстройства нарушают гармоничное развитие. Ведь ребенок, который испытывает такой сильный страх, старается избегать тех ситуаций, в которых эта тревога может возникнуть. А потому перестает ходить в детский сад или в школу, не общается со сверстниками и вообще не занимается тем, чем обычно занимаются дети в его возрасте.
О чем нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям? Или, по крайней мере, не навредить им?
Прежде всего, важно показать ребенку, что они действительно понимают, как ему сложно жить в такой ситуации. А затем — поощрять и поддерживать все те способы, которые выбирает их сын или дочь, чтобы справиться с ситуацией.
Например, когда ребенка с социальной фобией спрашивают, как его зовут и он очень тихим, робким голосом отвечает, то необходимо похвалить и поддержать его («молодец, что ответил!»), вместо того чтобы заставлять его повторить громче! А родители обычно поступают ровно наоборот: они часами готовы обсуждать и критиковать избегающее поведение ребенка, заставлять его быть смелее, но только не поддерживать его малейшие попытки быть смелее.
Значит, семье швейцарского мальчика не стоило идти на поводу у страхов ребенка и уезжать в Германию?
Ошибка этих родителей заключалась в том, что они с самого начала поддерживали тактику избегания ребенка: перестали покупать ему шарики, увозили подальше от громких звуков. Вместо этого они должны были разговаривать с ребенком и терпеливо, настойчиво, спокойно предлагать: давай попробуем шарик немножко надуть и лопнем, проверим, какой будет звук… Шаг за шагом пробовать.
И это общий принцип поведения родителей с такими детьми: не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят.
Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»
Автор, детский и семейный психотерапевт, рассказывает родителям о том, как страхи возникают, чего больше всего боятся дети и как им помочь.
Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Взрослая дочь не разрешает мне жить с мужчиной в нашей квартире»
Small dick energy: действительно ли мужчины компенсируют маленький пенис дорогими автомобилями?
Почему йога так популярна: большой разбор
Четыре случая, когда обвинения партнера несправедливы: говорят мужчины
«Пятница, 13-е»: почему мы подвержены суевериям — мнение психолога
«На работе все сбрасывают на меня свои обязанности. Как не выгореть?»
«Мечта — это тоже бизнес-проект»: что поможет стать богаче
5 способов наладить общий язык с телом
7 способов помочь ребенку, испытывающему страх
Я никогда не забуду случай, когда любимый дядя преподнес моему 3-летнему сыну подарок — двухфутового робота с мигающими красными глазами на батарейках, который шатался по комнате, делая бип-бип звуки. Дядя подумал, что принес прекрасный подарок для маленького мальчика. Но мой сын не хотел ни того, ни другого. Он взвыл и убежал из комнаты.
Дядя благоразумно поставил провинившегося робота в угол, а моего сына усадил к себе на колени для нежной беседы. Он предположил, что с его помощью как раз мой сын сможет подружиться с роботом. После ободряющего объятия мой сын захотел прикоснуться к этой штуке. Затем он завернул его в одеяло, чтобы носить с собой, как ребенка, превратив то, чего он боялся, в то, о чем нужно заботиться. Дядя был счастлив. Я почувствовал облегчение. Мой сын сделал еще один шаг к тому, чтобы научиться управлять тем, чего он боялся.
Родители часто спрашивают меня, как справиться с детскими страхами. Некоторые исследования показывают, что до 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет развивают по крайней мере один конкретный страх, среди которых страх перед животными, темнотой или воображаемыми монстрами или призраками. Большинство этих страхов со временем исчезают. Но некоторые настойчивы. Некоторые ограничивают развитие и возможности ребенка.
Мы не можем оградить наших детей от всего, что может внушать страх. Но то, как родитель реагирует на страх, может определить, станет ли ребенок чрезмерно тревожным или разработает инструменты, чтобы справиться с тем, что вызывает у него страх.
Что нужно и что нельзя делать при детских страхах
1. Не притворяйтесь, что вы не боитесь того, чего боитесь . У детей есть радар, когда взрослые лгут, и это делает их еще более напуганными. Лучше сказать ребенку, что у вас есть глупый страх, и вы работаете над ним.
Разберись со своими страхами. Чрезмерно напуганный родитель создаст чрезмерно напуганного ребенка. Если вы боитесь собак, высоты, привидений и т. д., велика вероятность, что ваш ребенок тоже боится этого. Если вы знаете, что у вас есть иррациональный страх, который ограничивает вас, вы должны сделать это ради себя и своего ребенка, чтобы уменьшить его до размеров. Консультант по психическому здоровью может предложить вам важную поддержку и рекомендации для этого.
2. Не пытайтесь отговорить ребенка от иррационального страха . Детей (и взрослых тоже) невозможно переубедить в вещах, которые неразумны с самого начала — по крайней мере, поначалу. Как только начнется паническая реакция, вы не сможете привести разумный аргумент.
Признайте, что страх вашего ребенка реален, даже если вы считаете его иррациональным. Подтвердите чувства вашего ребенка, признав страх. Это даст ему понять, что вы находитесь в его углу и что вы собираетесь ему помочь. Уже одно это уменьшит его тревогу.
3. Никогда не ругайте ребенка за то, что он напуган. Унижение ребенка только усугубляет первоначальную проблему. Важно, чтобы родители рассматривали страхи как важную возможность для обучения, а не как недостаток характера.
Подчеркните сильные стороны вашего ребенка. Напомните ей о других вещах, которых она раньше боялась, но с которыми справлялась. Дайте ей понять, что вы думаете, что она достаточно сильна, чтобы справиться с этим.
4. Не отдаляйтесь от ребенка. Если наказать ребенка за то, что он испугался, уйти или изолировать его в комнате, это усилит его панику.
Обеспечьте ободряющее прикосновение . Когда страхи маленького ребенка активизируются, одних слов, вероятно, будет недостаточно, чтобы успокоить его. Осторожно притяни ее к себе или возьми его за руку. Физический контакт позволяет ребенку понять, что вы предлагаете ему защиту. Ваше спокойное присутствие говорит о том, что все, что пугает, управляемо.
5. Не спешите успокаивать , если уверены, что ребенок не пострадает. Чрезмерная реакция с вашей стороны будет иметь два непреднамеренных, но неприятных последствия: если вы паникуете, ребенок решит, что ему есть из-за чего паниковать. Если вы отреагируете объятиями, словами и суетой, она поймет, что верный способ привлечь ваше внимание — притвориться испуганным.
Поддержите , но не переусердствуйте. Ребенок может научиться справляться со страхами только в том случае, если ему будет оказана поддержка в борьбе с ними.
6. Не избегайте людей, мест и вещей, которые вызывают у ребенка беспокойство. «Защита» вашего ребенка таким образом сигнализирует ему, что есть о чем беспокоиться и что вы не думаете, что он справится с ситуацией.
Постепенно возвращайте проблему, которой боятся. Подвергнуть ребенка тому, чего он боится в маленькие шаги , чтобы научить ее, что она может справиться с этим. Например, если она боится большой собаки: читайте вместе сборники рассказов о собаках. Поиграйте с игрушечной собакой. Познакомьте ее с маленькой спокойной собакой друга. Поработайте над тем, чтобы погладить крупную собаку.
7. Не игнорируйте эту важную часть образования вашего ребенка . Научиться справляться с необычными, непредсказуемыми или пугающими вещами необходимо, если наши дети хотят чувствовать себя способными позаботиться о себе. Наша работа — дать нашим детям инструменты, необходимые им для оценки рисков, чтобы уверенно подходить к новой ситуации и справляться с пугающими вещами, которые они не могут изменить.
Целенаправленно работайте над тем, чтобы помочь вашему ребенку стать стойким человеком. Вместе читайте книги о детях, которые справляются со страхом. Обучение навыкам релаксации. Поощряйте ее всякий раз, когда она черпает в себе смелость что-то делать. Помогите ему различать, когда страх побуждает нас быть осторожными, а когда он просто мешает сделать что-то новое и интересное.
20 советов, как научить ребенка не бояться
Подтверждение страхов ребенка может помочь убедить его, что вы готовы помочь.
Подтверждено исследованиями
MomJunction верит в то, что предоставляет вам достоверную информацию, подтвержденную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: Shutterstock
Большинство напуганных детей считают, что руки их родителей — самое безопасное место. Когда родители обнимают своих детей, это дает им уверенность и чувство безопасности, которых они так жаждут . Однако детям необходимо научиться справляться со своими страхами, будь то страх перед страшными монстрами, темнотой или походом в школу, чтобы развить свою личность.
Осыпая их любовью, безопасностью и привязанностью, нужно также сосредоточиться на том, чтобы дать ребенку возможность научиться справляться со своими страхами и, при необходимости, просить о помощи. Этот навык будет приносить им пользу на протяжении всей жизни.
Прочтите этот пост, поскольку мы объясняем некоторые распространенные факторы, вызывающие страх у детей, и предлагаем несколько советов о том, как помочь вашему ребенку преодолеть эти страхи.
Что вызывает страх у ребенка?
Дети многого боятся, в том числе темноты, новых мест, высоты и школы. Но почему они боятся их? Почему одни дети боятся больше, чем другие, или боятся того же самого гораздо больше, чем их сверстники? Вот некоторые распространенные причины детских страхов (1) (2):
- Генетические или семейные факторы: Генетические или семейные факторы могут сделать ребенка более восприимчивым к страхам и заставить его более остро реагировать на определенные страхи. У ребенка могут быть приступы паники, если у одного или обоих родителей были приступы паники в анамнезе. Ребенок также мог уловить страх, наблюдая за тревожным поведением родителей .
Связанные: 13 признаков панических атак у детей и способы борьбы с ними
- Биологические факторы: Нейротрансмиттеры, химические вещества, которые передают сообщения в мозг и из него, контролируют степень беспокойства или страха человека. Если уровни серотонина и дофамина (два важных нейротрансмиттера) у ребенка выходят за пределы нормы, он может испытывать чрезмерный страх или тревогу.
Изображение: iStock
- Опыт и c обстоятельства: Ситуация или окружающая среда, в которой оказывается ребенок, также могут влиять на то, насколько он испытывает тревогу или страх. Например, если родители много ссорились или недавно скончался близкий человек, эти обстоятельства могут вызвать страх и тревогу у ребенка. Порой такое важное событие, как переезд на новое место или поступление в новую школу, также могло напугать детей.
Что пугает детей?
По мере того, как дети растут, их страхи часто меняются (1). Например, новорожденные кричат от страха, когда слышат громкие звуки, шестимесячные дети могут завыть от страха, когда приближается незнакомец, годовалые дети могут чувствовать тревогу разлуки и казаться напуганными, когда родитель уходит на работу, школьники могут отказаться от идеи пойти в школу и оставить своих родителей дома (3). Даже у детей старшего возраста и подростков есть свои страхи.
Наиболее распространенными страхами у маленьких детей являются
- Темные места или темноту
- Monsters
- Незнакомцы
- Большие животные (или даже собаки)
- Heights
Изображение: ISTock
- . члены семьи
- Гроза или молния
- Похищение, потеря, кража со взломом (дети старшего возраста могут бояться этого)
Страхи вашего ребенка могут указывать на то, с чем он столкнулся в последнее время. Если поступили новости о массовом пожаре, они могут бояться пожара, или если в последнее время заголовки попали в заголовки новостей о похищении людей, они могли бояться этого.
Обычно эти распространенные страхи утихают по мере того, как ребенок растет и понимает, что они беспочвенны . Если они становятся постоянными и интенсивными и влияют на качество жизни ребенка, обратитесь к врачу или терапевту.
На что следует обратить внимание
В возрасте восьми и девяти лет дети боятся неудач, насмешек сверстников и болезней. Затем, в возрасте от 10 до 12 лет, они часто боятся высоты, родительского гнева, возможной катастрофы и преступников (8).
Связано: 10 общих правил безопасности, которым вы должны научить своих детей
20 советов, как научить ребенка не бояться
Большинство детских страхов можно преодолеть, если родители знают, как с ними справиться. Читайте дальше, чтобы узнать несколько полезных советов, которые вы можете использовать.
- Будьте рядом: Часто все, что нужно напуганному ребенку, это успокоить. Обучение их самостоятельной борьбе со страхами — это постепенный процесс. Таким образом, обняв их или посадив на колени и утешив их, вы сможете успокоить их и заставить чувствовать себя в безопасности.
Изображение: iStock
- Обсудите это: Уговорите ребенка рассказать вам, чего он боится, когда он успокоится . Это может помочь вам разобраться в их страхах, что позволит эффективно устранить первопричину. Слушайте, не перебивая, и не дразните их по поводу их страха и не преуменьшайте его.
- Сопереживание: Нет ничего страшнее для ребенка, чем мысль о том, что он не сможет обратиться за помощью к родителям. Проявление сочувствия и заботы говорит ребенку, что вы не сбрасываете со счетов его страх, а относитесь к нему серьезно. Это укрепляет доверие, и дети с большей вероятностью откроются вам. Если вы отмахнетесь от их страха, они могут не подойти к вам в следующий раз, когда испугаются, и вы никогда не узнаете, что мешает им совершать определенные действия.
- Составьте план: Вовлеките ребенка в процесс преодоления страха и составьте вместе с ним план. Например, если ребенок боится темноты и отказывается спать ночью один, пусть выберет ночник.
Быстрый совет
Помимо ночника, каждый день проводите «проверку монстра». Вы также можете разместить мягкую игрушку, предназначенную для борьбы с монстрами, в их комнате и держать дверь приоткрытой (8).
- Поощрение саморегулирования: Научите своего ребенка формировать саморегуляцию, то есть способность правильно справляться со своими эмоциями и мыслями. Это требует времени, но ребенок научится понимать страх, делать паузы, прежде чем действовать или реагировать на него, и понимать, что он может его преодолеть.
Изображение: Shutterstock
- Не реагируйте слишком остро: Детские страхи не являются признаком отклонения или болезни у детей. Они являются частью нормального процесса взросления (4). Как родитель, вы должны избегать чрезмерной реакции на тревогу у детей и подпитывать ее. Реагируйте на эти инциденты спокойно и уверенно, зная, что ваш ребенок скоро их переживет .
Связанный: 10 генетических нарушений у детей: симптомы и лечение
- Используйте отвлекающие факторы: Отвлеките ребенка от его страха, вовлекая его в деятельность. Кроме того, позволяя им заниматься физическими упражнениями с другими детьми, вы повышаете их уверенность в себе и помогаете им увидеть, что на других детей не влияют вещи, которых они боятся.
- Развитие реалистичного мышления: Логическое мышление — это мощный инструмент, который вы можете использовать, чтобы помочь вашему ребенку преодолеть свои страхи. Помогите ребенку мыслить логически и практично, и пусть он поймет, насколько его страх необоснован. Попросите их перечислить свои страхи, а затем подумайте о них с ясным умом, заменив страхи фактами.
- Не теряйте терпения: Пока ребенок показывает некоторое улучшение и прилагает усилия, пусть он преодолевает свой страх в своем собственном темпе. Спешка с ними может ухудшить ситуацию. Помните, что дети могут чувствовать ваше нетерпение, что может помешать им открыться вам.
- Не избегайте деятельности: Не позволяйте ребенку избегать деятельности только потому, что он боится чего-то связанного с ней. Например, если они боятся незнакомцев и отказываются идти в парк играть, правильный способ справиться с этим — помочь им пойти туда, а не заставлять их. Вы можете сначала позволить им играть рядом с вами, а затем постепенно подтолкнуть их к игре с друзьями, пока они не перестанут бояться незнакомых лиц в парке.
- Не увлекайтесь слишком сильно: Поощряйте ребенка самостоятельно справляться со своими страхами. Хотя важно обеспечить уверенность и безопасность, когда ребенок приходит к вам в ужасе, также крайне важно, чтобы вы не слишком вовлекались, представляя себя каждый раз. Вместо этого мягко попросите их найти решение проблемы, а затем похвалите их за то, что они нашли путь. Это говорит им, что они могут избавиться от страха, даже если вас нет рядом, чтобы их успокоить.
Связанный: Как воспитать единственного ребенка? Преимущества и недостатки
- Не слишком успокаивайте: Многие родители беспокойных детей виновны в чрезмерном утешении малышей. В некоторых случаях это может оказаться непрактичным. Например, если ребенок страдает от разлуки, а вы уверяете его, говоря: «Я никуда не пойду», , это может оказаться контрпродуктивным, когда вы пойдете на работу на следующий день. Ребенок может перестать доверять вашим словам.
- Поощряйте самовыражение: Позвольте ребенку свободно общаться с вами. Никогда не отмахивайтесь от этого как от чего-то несущественного, чтобы заставить их перестать думать об этом. Если вы придумали план действий по борьбе со страхом, предложите ребенку поделиться своими чувствами после преодоления первого препятствия. Вместо того чтобы говорить о самом страхе, сосредоточьте разговор на том, как ребенок уже сделал один шаг вперед в его преодолении. Спросите ребенка о предложениях и составьте план решения проблемы.
Изображение: iStock
- Подтвердите, затем двигайтесь дальше: После того, как ваш ребенок рассказал о том, что его пугает, подтвердите это, прежде чем двигаться дальше. Проверка с помощью «О, теперь я понимаю, почему ты проснулся!» или «Да, это звучит пугающе» помогает ребенку увидеть, что вы не отмахиваетесь от него. Как только вы подтвердите страх, избегайте длинных разговоров о самом страхе.
- Помогите найти способы поговорить об этом: Ребенок знает, что его пугает, но может не всегда знать, как точно вам об этом сообщить. Задавайте соответствующие вопросы, основанные на вашей оценке их страха. Например, если ваш ребенок боится, что вы заболеете, мягко спросите, есть ли у него этот страх из-за пандемии коронавируса. Позвольте им объяснить, почему они боятся, что вы заразитесь. Затем поговорите с ними о мерах предосторожности, которые вы принимаете.
- Разбейте страх на управляемые части: Страхи могут казаться детям подавляющими и неуправляемыми. Разбейте их на более мелкие и выполнимые задачи, с которыми ребенку будет легче справиться. Например, если ребенок боится оставаться с воспитателем, пока вы занимаетесь своими делами, спросите его, не будет ли ему комфортнее с родственником. Следующим шагом может быть непродолжительное пребывание с смотрителем, пока вы работаете в другой комнате. Затем вы можете позволить им остаться с смотрителем, пока вы ненадолго выйдете.
- Поощряйте: Вы самый большой болельщик вашего ребенка, человек, которому он больше всего доверяет и на которого равняется. Когда вы говорите им, что у них все хорошо, они верят вам и обретают уверенность в себе. Когда ребенок приходит к вам со своими страхами, заверите его, что он достаточно смел, чтобы справиться с ним. Поощряйте их говорить об этом и делиться своими чувствами. Продолжайте мотивировать их делать правильные шаги, даже если они терпят неудачу.
Связанный: Как развить уверенность в себе у детей: 15 советов и 6 заданий
- Награда за каждый шаг вперед: Не ждите, пока они преодолеют страх, прежде чем наградить их. Отмечайте каждый небольшой прогресс, чтобы у них всегда была мотивация преодолеть страх.
- Получите профессиональную консультацию: Некоторые детские страхи не так просто преодолеть. Не стесняйтесь проконсультироваться с детской медсестрой или терапевтом, чтобы решить проблему. Сделайте это как можно раньше, если страх нарушает жизнь ребенка или влияет на его психическое или физическое благополучие.
- Не используйте страх как инструмент: Бесчисленное количество раз мы видели, как родители угрожали своим детям монстрами, забирающими их, или докторами, делающими им инъекции, чтобы заставить их слушать. Но в долгосрочной перспективе это контрпродуктивно, поскольку вызывает у ребенка страх перед этим конкретным объектом. Становится трудно избавиться от страха.
1. Что такое иррациональный детский страх?
Иррациональные страхи — это те, когда реальной угрозы нет. Говорят, что фобии — это сильные и иррациональные страхи. Например, ребенок может бояться собак, которые могут отказаться выходить на улицу (5).
2. Что страх делает с ребенком?
Типичные детские страхи воспринимаются как часть нормального развития большинства детей. Однако у некоторых могут развиться проблемы с тревогой, которые могут вызывать беспокойство (6).
3. Стоит ли беспокоиться, если дети всего боятся?
Дети обычно перерастают обычные страхи. Однако, если их страхи чрезмерны и мешают их нормальному течению жизни, у них могут быть тревожные расстройства. В таких случаях целесообразно обратиться к врачу (7).
Есть множество вещей, которых ребенок может бояться. Избавление от своих страхов может помочь им понять, что их вызывает, и вмешаться соответствующим образом. Решите их проблемы и заверите их, что они в безопасности. Может быть полезно отвлечь внимание напуганного ребенка от темы, не реагируя на нее слишком остро. Вы также можете попробовать использовать логические рассуждения, чтобы помочь им сломаться и постепенно победить свои тревоги. Поскольку дети обращаются к взрослым за безопасностью, будьте терпеливы, когда они обращаются к вам за помощью в решении своих проблем. Если ни один из вышеупомянутых методов не работает, вы можете обратиться за помощью к специалисту.
Основные указания
- Детские страхи могут быть связаны с семейным анамнезом, травмирующим опытом или неврологическими причинами.
- Страхи могут меняться с возрастом, некоторые из самых распространенных — темнота, монстры и разлука.
- Старайтесь не чрезмерно защищать их, а скорее помогайте им с помощью логики или профессиональной помощи.
Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.
1. Children’s Fears and фобии, Harvard Health Publishing
2.