Содержание
3-7-летний ребенок – Tarkvanem ‹ Психическое здоровье — Tarkvanem
Главная страница / Психическое здоровье / 3-7-летний ребенок
Боковая навигация
Возраст 3-7 лет — это время исключительно больших изменений, когда ребенок постигает чувство собственного «я». В этом возрасте ребенок каждый день осваивает новые навыки, заметно развивается. Он изучает свои границы, возможности и умения. В это же время ребенок этого возраста постоянно учится различать фантазии и реальность. Все это он делает через игру — отсюда и частое название «ребенок игрового возраста». Формирование самосознания означает, что ребенок может ощущать себя личностью, отдельной от родителей и семьи, откуда он родом. В детском саду одной из важнейших задач ребенка в связи с этим становится создание первых важных (дружеских) отношений за пределами своей семьи. С другой стороны, это важный этап развития для заложения и сохранения глубоких близких отношений со своими родителями и другими членами семьи.
Основные задачи развития
- Речь становится понятным, сложным средством общения. Ребенок задает много вопросов (особенно «почему?»), развивает беседы, наслаждается ими, шутит и разнопланово использует язык.
- Быстрое развитие психических способностей. Изучение понятий мышления, цветов, временных и пространственных отношений, чисел, чтения и прочих сфер, необходимых для сложной мыслительной деятельности.
- Быстрое развитие физических навыков: прыжки, быстрый бег, лазание, достижение равновесия.
- И хотя развитие психических способностей носит очень быстрый характер, эмоциональная зрелость еще недостаточна, чтобы самому справляться с откатами. В равновесии самооценка развивается путем проб и положительной обратной связи.
- Часто детсадовский возраст — это время, когда у ребенка появляется младшая сестричка или братик, и он должен справиться с этими изменениями. Внутри себя нужно решить конфликт, я уже большой или еще маленький — это означает частые колебания между большой самоуверенностью и желанием снова стать младенцем.
- Основная деятельность ребенка — игра. Желание ребенка играть и наслаждение игрой дают знак, что ребенок чувствует себя достаточно безопасно, чтобы открывать различные темы жизни, продумывать их для себя. Игры и способы игры могут быть очень различны. Они отражают темы, которые сейчас важны для ребенка.
- Адаптация к сложным проблемам, встречающимся в жизни, обсуждение их. Такими темами, например, являются человеческие отношения, близость, смерть и рождение.
- Адаптация к правилам дома, в детском саду и за его пределами. Познание и принятие границ, а также смелость преодолеть собственные границы развития.
- Укрепление отношений со своими родителями. Часто ребенок-детсадовец младшего возраста какое-то время активно соотносит себя с родителем противоположного пола, хочет делать все так же. В другой период на первый план выходит сопоставление себя с родителем своего пола, общие действия с ним.
- Создание отношений за пределами дома: с другими родственниками, соседскими детьми, одногруппниками, учителями, тренерами. Это необходимо, чтобы узнавать мир, чтобы развивались коммуникативные навыки ребенка, его чувство «я». Часто у ребенка в возрасте 5-6 лет появляется первый лучший друг, с которым он хочет делать все вместе.
- Регуляция физиологических ритмов (сон, еда). Для этого ребенку нужно направление и наставничество родителя.
Наиболее часто встречающиеся проблемы
- Игра или рисунки ребенка носят мрачный характер, рассказывают о несчастьях, смерти, насилии и пр. Это для ребенка нормальный и здоровый способ рассмотреть тяжелые темы. Хорошо, если он таким образом может пережить сложные темы, а не должен закапывать их в себе. Следите за игрой ребенка с интересом, и когда вы оба будете готовы, поговорите с ребенком на эти темы.
- Ребенок выражает сильные чувства, и наоборот, не выражает их, хотя это было бы уместно. Покажите сами пример того, как выражать чувства: «Ты знаешь, я сейчас сержусь, и поэтому я пойду успокоиться на пару минут в другую комнату. Тогда можем поговорить». Помогите ребенку облечь в слова его чувства и чувства его игрового персонажа, отзеркальте «Ты совсем грустный».
- Развитие речи и общее развитие могут проходить с задержкой. Следите сами за развитием ребенка, разговаривайте об этом с учителем в детском саду, а также с семейным врачом. С их помощью, при необходимости, организуйте встречу с логопедом. При необходимости, обратитесь для оценки к детскому психологу/врачу.
- У ребенка продолжаются приступы капризов, которые начались примерно в возрасте 2 лет. Примите, что сильные взрывы чувств относятся к нормальному развитию. Постарайтесь понять, что стоит за капризами, попробуйте сформулировать это для ребенка: «Ты сейчас очень разочарован, что я не покупаю тебе эту игрушку.» Говорите смело «нет», если вы убеждены в этом, устанавливайте границы. Помните, что капризничающий ребенок — это не «плохой ребенок». Нормально испытывать различные чувства, выражать их. Ваша задача как здорового родителя — вытерпеть детские капризы. После завершения капризов можно обсудить, что произошло, и спокойно общаться дальше.
- Соперничество с младшей сестрой или братом. Позаботьтесь о том, чтобы старший ребенок чувствовал себя важным и любимым. Некоторым детям можно давать небольшие задания, требующие ответственности (помощь при одевании или кормлении). Другим нужно больше времени с одним или другим родителем. Сохраняйте дневную рутину старшего ребенка, а также занятия и разговоры один-на-один. Не считайте, что ребенок вдруг повзрослел. Он все равно нуждается в поддержке, любви и помощи в делах, которые он еще не умеет.
- Непродолжительный или нестабильный сон, нарушения сна (кошмары, сложности в засыпании, приступы страха). Ребенку детсадовского возраста требуется ночью 10-11 часов сна, также в большинстве случаев и дневной сон. Ночью ребенок во сне переживает эмоционально важные темы, иногда может быть очень возбужден. Многие дети детсадовского возраста перед сном боятся буки, темноты или одиночества. Сохраняйте ритм и рутину сна одинаковыми на протяжении недели и на выходных. Отходу ко сну должны предшествовать действия, протекающие по определенной рутине, чтобы ребенок мог подготовиться ко сну. За час-два до сна займитесь спокойными играми, разговорами, чтением.
Эмоциональное развитие и развитие способностей не всегда идут рука об руку. Ребенок детсадовского возраста постоянно может колебаться между высокой и низкой самооценкой, исходя из того, что у него уже получается, а что нет. Поддерживайте самооценку ребенка тем, что вы больше одобряете его усилия, а не конечный результат («Ты так долго пытался это сделать, даже если было сложно!»). Давайте и используйте возможности, когда ребенок без давления времени сможет потренировать свои новые навыки. Когда что-то не получается, поощряйте его пробовать снова. Человек лучше учится на одобрении, чем на критике и наказании. Обучению и попыткам сделать что-то заново способствует понимание, что тренировки — залог мастерства, свои навыки почти всегда можно шлифовать. 3-4-летний ребенок в определенный момент скорее может быть склонен ощущать себя маленьким, а не большим. В такие моменты необходимо принимать его потребность к заботе и зависимости. Важно сохранять баланс между достаточной поддержкой и давлением, чтобы ребенок сам делал дела.
Речь и общее психическое развитие не всегда означают, что ребенок на самом деле понимает все, о чем он может говорить. Например, детям детсадовского возраста сложно понять такие понятия как любовь, смерть, рождение и пр. Задавая многочисленные вопросы, ребенок пытается прийти к ясности. Обратите внимание, о чем ребенок спрашивает, по возможности, отвечайте на его вопросы. На сложные темы говорите не больше, чем нужно, и не меньше, чем можно, потому что ребенку сложно понять все значение.
Например, говоря о смерти, обязательно отвечайте ребенку на вопросы честно, но не пускайтесь в длинные философские дискуссии. Если ребенок спрашивает, что случилось, разумно сказать, что кто-то умер, а не заснул, ушел в вечный сон, ушел на небеса и пр. Образное использование речи может привести к тому, что у ребенка сложится неправильное понимание, что умерший человек или животное еще может снова проснуться или что он скоро вернется на самолете.
Здесь ребенку обязательно следует дать информацию, но не говорить слишком сложно — тот же принцип действует и с другими сложными темами. Дети очень четко замечают напряжение между родителями, ссоры и изменение в укладе жизни (например, что один из родителей больше постоянно не живет с семьей). Вероятно, ребенок придумает себе гораздо более сложные причины и объяснения, чем они есть на самом деле. Например, многие дети обвиняют в расходе родителей себя, поэтому им, на самом деле, было бы очень важно сказать, что родители больше не могут поладить. Мама и папа разъезжаются по этой причине, но ребенок все равно будет с ними встречаться, потому что родители любят его по-прежнему.
Для развития речи и коммуникативных навыков обеспечьте ребенку разнообразную среду и много беседуйте с ребенком. Обсуждайте повседневные, важные для него в данный момент темы. Каждый день находите время, когда ребенок может побыть таким, какой он есть, чтобы ему не исправляли грамматику и использование лексики, чтобы его не упрекали и не сердились на него. Читайте вслух книги, которые интересуют ребенка. Часто перед отходом ко сну дети охотнее всего рассказывают о своем дне, выделите на это дополнительное время.
При выборе игр исходите из интересов и навыков ребенка, а не из того, что некоторые игры немного сложнее и для них нужна небольшая помощь кого-либо (ваша). Способствуйте тому, чтобы на одном занятии ребенок сосредотачивался на более длительный промежуток времени. Для этого следите, например, чтобы в конкретный момент времени в поле зрения и в зоне доступности не было слишком много игрушек. Хорошо иногда менять игрушки, пока другие отдыхают в ящике на чердаке.
Читайте книги и смотрите с ребенком мультики по возрасту, помните о том, что нужно проговаривать с ним важные эмоциональные темы. Спрашивайте у ребенка, что он думает о том или ином вопросе, просите его сформулировать чувства героев. Называть чувства (гнев, грусть, радость, счастье, воодушевление, страх, тревожность и пр.) — это один из наиболее важных способов, как можно установить контакт с чувствами, научиться жить с ними. Учите ребенка на своем примере, помогайте ребенку называть чувства. Все чувства нормальны, нужно научиться справляться с ними (так, чтобы не нанести значительный ущерб себе и окружающим).
Ребенок может вести себя неприемлемым для общества или вас как родителя образом. Например, он может агрессивно вести себя, разговаривать в манере, которая вам не нравится, разбивать вещи, клянчить вещи в магазине или много смотреть телевизор и пр. Ребенок может выражать протест против запретов, сильно капризничать, стараться сознательно делать запрещенное.
Поймите, что это важный с точки зрения развития этап, в рамках которого и развивается внутренний моральный кодекс, или знания о том, что можно и что нельзя. Эти знания не даются с рождением, для них нужно направление извне. Ребенку нужны границы и знания о допустимом для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, не испытывать излишнюю тревожность. Поэтому важно говорить «нет» там, где мы так считаем. Запрет не плох сам по себе, но запретов должно быть меньше, чем разрешенных вещей.
Например, чтобы запрещать как можно меньше, создайте дома такую среду и установите четкие правила, вследствие которых ребенок естественным образом будет заниматься разрешенными делами (например, закройте шкафы, которые ребенок не должен открывать, установите определенное время для просмотра телевидения и гаджетов и пр.) Как родителю вам следует всегда помнить о том, что как и вы, ваш ребенок — это личность, вы не должны ко всему относиться одинаково. Поэтому в вопросах, которые не так важны (например, футболку с какой картинкой надевать сегодня), нет смысла устраивать битвы, у ребенка могут быть темы, где он решает сам.
Некоторым детям сложнее установить отношения со сверстниками. В детском саду он не может найти себе постоянного товарища или ему не очень нравится общаться со сверстниками.
Проследите или уточните у воспитателя, какие сверстники больше всего подходят вашему ребенку, с кем он поддерживает отношения. Попробуйте найти возможности, чтобы и за пределами детского сада ваш ребенок иногда встречался с детьми, с которыми он хорошо ладит. Сами устраивайте встречи и походы в гости. Бывают и такие дети, которые общественным занятиям предпочитают побыть в одиночестве. Предоставьте такому ребенку спокойное время в одиночестве, когда он может заняться хобби.
Ребенку детсадовского возраста иногда сложно провести грань между фантазией и реальностью. Их логическое и эмпирическое мышление не такие, как у взрослого, в нем присутствует много волшебного, они часто желаемое принимают за действительное. Поэтому перед отходом ко сну мысль о буке, который прячется в шкафу, кажется очень правдоподобной и вероятной, и ребенок на самом деле изо всех сил борется со страхами перед сном. Также некоторые дети могут рассказывать о событиях, которых не происходило, но которые согласуются с его страхами или желаниями. Нет причин думать, что ребенок врет осознанно!
При необходимости помогите ребенку различить фантазию и реальность, объяснив ему, что существует на самом деле, а что — выдуманные персонажи. Перед сном, а также в другое время, могут помочь упражнения на осознание и расслабление. Изучите их сами и зачитывайте их ребенку вслух или дайте послушать запись.
Гармоничное и полноценное развитие детей в возрасте от 3 лет до 5 лет
Когда малыш вступает в возраст 3-5 лет, он стремится к самостоятельности. В этот период крохе становится интереснее общаться со сверстниками, и он активно старается заводить друзей. В период 3-5 лет маленький человечек уже достаточно хорошо говорит и способен выразить большинство своих желаний, чувств и эмоций. Малыш открыт новым знаниям, и его пытливый ум стремится узнать, как можно больше об окружающем его мире. Гибкая память ребенка помогает ему быстро осваивать и применять полученные знания, поэтому в этом возрасте прекрасно заучиваются иностранные слова и лексика родной речи. Малыш с интересом играет, рисует, живо участвует в процессе освоения новых знаний и легко запоминает стихи, песенки, сказки.
Помимо этого, ребенок уже учится делать логические выводы и строит собственное мнение относительно тех или иных вещей (вкусовых пристрастий, игрушек, музыки, мультфильмов). Возраст от 3 до 5 лет – это период закладки фундамента для дальнейшего развития малыша, поэтому нужно не упустить этот период в жизни крохи и вложить в него как можно больше познавательной и полезной информации.
Обеспечить комплексное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка – основная цель работы сотрудников детского центра «Школа радости». Наши педагоги помогают родителям в полной мере раскрыть таланты их детей. Развивающие занятия проходят по авторской технологии талантливого педагога и руководителя детского центра — Елены Чернявской, которая называется «Обучение в сказке». Современная методика, предлагаемая автором, позволяет детям быстро усваивать новые знания. Каждое из них проводится в музыкальном сопровождении, поэтому ребенок одновременно учится, развлекается и развивает слух. При этом дети не соревнуются, не получают плохих оценок, а значит, не развивается комплекс неполноценности, который может отразиться на дальнейшей жизни повзрослевшей личности.
- Приобрести навыки чтения предложений, написания слов, предложений, цифр и звукового анализа слова, разговорной английской речи с увеличением словарного запаса до 1200 слов.
- Получить знания об окружающем мире. Воспитатели обращают внимание на индивидуальные предпочтения каждого ребенка. Поэтому дети получают всесторонние сведения о том, что им интересно.
- Принимать участие в утренниках, театральных, танцевальных и вокальных постановках.
- Применять всевозможные техники изобразительной деятельности.
- Укрепить здоровье с помощью гимнастики, физических упражнений или занятий в спортивных секциях.
Современные методики развития помогают каждому маленькому человечку освоиться и получить необходимую базу знаний. Здесь применяются не только авторские программы, но и широко зарекомендовавшие себя системы развития малышей – Монтессори, Глена Домана и другие.
Детский центр Елены Чернявской, словно большой уютный дом, приглашает к себе гостей и делает все возможное, чтобы все воспитанники чувствовали себя комфортно. «Школа радости» – это маленький островок счастья, где каждому малышу подарят положительные эмоции, яркие впечатления и необходимые знания.
Понимание развития ребенка: Возраст 3-5 лет
Доктор Сара Маклин,
Австралия,
август 2020 г.
Относится к
Развитие ребенка,
Психическое здоровье ребенка,
Трудности и задержки в развитии,
травма,
Травма, тяжелая утрата, утрата и горе
Сводка ресурсов
Загрузить ресурс для печати
Этот ресурс является частью серии Emerging Minds: National Workforce Center for Child Menth Health, в которой излагаются ключевые проблемы развития и опыт детей с рождения до 12 лет. Основное внимание в нем уделяется опыту развития младенцев и детей в возрасте 3-5 лет, дается краткое описание того, как неблагоприятные события могут возникнуть у ребенка этого возраста, и как взрослые могут поддержать ребенка, подвергшегося воздействию разрушительные жизненные события.
Содержимое
- Вступление
- Типичное развитие для детей 3-5 лет
- Реакция детей на невзгоды, травмы и потери
- Детский опыт родительских трудностей
- Признаки дистресса у детей и как они могут попытаться справиться
- Как поддержать детей и их семьи
Дети развиваются в контексте своего родственного и социального окружения. С конца 1950-х годов исследования развития документировали когнитивное, социальное, эмоциональное и моральное развитие детей, чтобы лучше понять их опыт (например, Bruner, 19).66; Пиаже, 1957; Пиаже и Кук, 1952 г.; Зиглер, Делоаш и Айзенберг, 2003 г.; Выготский, 1978; Уодсворт, 2004). Несмотря на некоторое разнообразие способов описания развития детей, большинство исследователей сходятся во мнении, что дети, как правило, проходят через относительно предсказуемые этапы развития, овладевая все более сложными когнитивными, социальными, языковыми и эмоциональными навыками регуляции по мере взросления.
Стадия развития ребенка определяет, как он воспринимает мир, насколько, по его мнению, он может влиять на свой мир и как он понимает происходящие с ним события. Практикам важно понимать путь развития ребенка, чтобы они могли реагировать на детей наиболее полезным образом.
Типичное развитие для детей 3-5 лет
Дети на этом этапе обычно эгоцентричны в своем понимании мира. Это означает, что они верят, что мир вращается вокруг них. Им действительно трудно увидеть мир с точки зрения другого человека, и они часто предполагают, что другой человек испытывает те же чувства, что и они.
На этом этапе детское мышление скорее «волшебное», чем логическое. Им также трудно отделить факты от фантазий. Это может означать, что у детей прекрасное воображение, они верят, что все, что они хотят, может сбыться. Они, вероятно, считают себя виновниками особых событий из-за своего принятия желаемого за действительное. Однако, если случается что-то плохое, они могут автоматически предположить, что это также связано с их мощными способностями. У них также очень ограниченное понимание таких понятий, как постоянство или временный характер событий. Вероятно, это означает, что они верят в то, что важные события, такие как смерть, обратимы, а не постоянны.
Дети в возрасте 3–5 лет учатся взаимодействовать в обществе и использовать язык как средство общения с другими людьми. На этом этапе ребенок должен уметь взаимодействовать со взрослыми и составлять простые предложения, которые в значительной степени понятны, хотя он, возможно, не полностью усвоил правила грамматики. Дети могут понимать основные понятия, такие как цвет, размер и форма, и их способность использовать язык для поддержки воображаемой и творческой игры растет.
Дети в возрасте от трех до пяти лет могут использовать простой язык для распознавания и обозначения эмоций других людей (например, «счастливый» или «грустный»). Они могут быть в состоянии ответить на простые вопросы, такие как «что вы видите?» или «что происходит дальше?»; но еще не в состоянии заниматься саморефлексией. У них растет чувство справедливости, но они все еще могут полагаться на взрослых как на образец для подражания и укреплять соответствующее социальное поведение.
Ниже перечислены некоторые ключевые вехи развития, которые вы ожидаете от ребенка на этом этапе развития.
В возрасте 3–5 лет ребенок обычно может:
- использовать более полный набор звуков речи, и его речь становится более четкой. Однако ясность и использование грамматики все еще развиваются. Ребенок может участвовать в разговоре со взрослыми или другими детьми и правильно использует личные местоимения («я», «мы» и «я»)
- создают короткие предложения и используют язык, чтобы узнать об окружающем мире. Они могут спрашивать о настоящем, а также о прошлых и будущих событиях
- выполнять команды, состоящие из трех частей, считать до 10 и понимать понятия «одинаковые» и «разные»
- самостоятельно одеваться и раздеваться с некоторой помощью
- ходить вверх и вниз по ступенькам без посторонней помощи, раскачиваться и карабкаться, прыгать на одной ноге и, возможно, прыгать
- нарисовать человека из четырех частей и разрезать по линии ножницами
- проявляют интерес к социальному взаимодействию; и
- определить, когда другие грустят или счастливы.
Реакция детей на невзгоды, травмы и потери
Хотя никогда не бывает «хорошего» времени для переживаний травм и потерь, 3-5 лет могут быть особенно трудным возрастом для детей, чтобы справиться с неблагоприятным опытом. Это связано с тем, что дети этого возраста с большей вероятностью создают внутреннее повествование о событиях, в котором они обвиняют себя в происходящих плохих вещах (из-за их эгоцентрического восприятия мира). Кроме того, у них может не быть четкой памяти о важных событиях, а воспоминания могут быть закодированы и вызваны как телесные ощущения, а не визуальные воспоминания, которые можно описать с помощью языка. Плохие события могут быть усвоены и спутаны с плохими чувствами. Эгоцентрическое мышление означает, что безвозвратная потеря любимого человека может восприниматься как личное отвержение из-за склонности ребенка верить, что мир вращается вокруг него (McLean, 2019).).
Детям в этом возрасте может быть трудно понять постоянную природу любых изменений, вызванных травмой, смертью или потерей. Для ребенка этого возраста характерно спрашивать, когда умерший человек или домашнее животное возвращается домой. Им, возможно, придется задавать повторяющиеся вопросы о травмах и потерях, чтобы обработать и в конечном итоге понять эти события.
Детский опыт родительских трудностей
Многие семьи сталкиваются с целым рядом невзгод, включая проблемы, связанные с психическим заболеванием родителей, употреблением психоактивных веществ и алкоголя, нестабильностью жилья и финансовыми трудностями. Дети по-разному переживают эти проблемы, отчасти из-за различий в их понимании, осмыслении и потребностях в развитии.
Дети в возрасте 3-5 лет вряд ли смогут смотреть на вещи с чужой точки зрения, а значит, им будет сложно понять, через что проходит их родитель. Они могут испытывать сильные чувства гнева и разочарования по отношению к своим родителям, если их потребности не удовлетворяются. Их эгоцентрическое мировоззрение будет означать, что они, вероятно, будут персонализировать семейные и родительские трудности, интерпретируя родительское поведение с точки зрения личного отвержения или недостойности («плохие вещи случаются, потому что я плохой»).
Рутины и ритуалы заземляют и дают ощущение предсказуемости для ребенка этого возраста. Когда семейный распорядок нарушается из-за родительских проблем, дети могут глубоко это чувствовать, и это может значительно увеличить тревожность ребенка. Дети этого возраста также могут винить себя за плохие события из-за своего чувства всемогущества и зависимости от магического мышления.
Признаки дистресса у детей и как они могут попытаться справиться
Поведенческие последствия травмы или потери могут, скорее всего, проявляться в виде страха разлуки, ночного недержания мочи, проблем со сном и регрессии в кормлении или других навыках самостоятельности. Дети очень часто теряют навыки, которые они ранее освоили, и действуют более требовательно и по-молодому в ответ на травматическое горе, утрату и невзгоды.
Дети могут испытывать повышенную потребность в поддержке во времена перемен, невзгод и потерь. Это может привести к увеличению проблемного поведения как средства поиска уверенности, последовательности и поддержки со стороны взрослых. Требование внимания взрослых может быть способом для детей проверить свой страх быть покинутым, а также ограниченность и надежность взрослых, которые о них заботятся.
Как поддержать детей и их семьи
В это время может быть полезно сохранить как можно больше рутины и порядка. Дети, скорее всего, почувствуют влияние травмы, смерти или утраты на установленный ими распорядок дня, ритуалы и ежедневный уход. Может быть полезно объяснить детям, кто будет нести ответственность за заботу о них с точки зрения их основных потребностей, и как это повлияет на любой установленный распорядок дня. Детям в этом возрасте будут полезны вмешательства, которые подчеркивают постоянство, повторение, ритмичные и успокаивающие прикосновения и комфорт. В случае потери из-за развода родителей или смерти близкого человека эти ритуалы могут включать память или напоминание о значимом человеке.
В этом возрасте дети выражают свои чувства в игре. Может быть полезно предоставить им доступ к материалам и игрушкам, которые могут помочь им выразить свои чувства по поводу значимых событий: например, игрушки, которые выражают ряд эмоций, такие как пластиковые игрушечные львы, чтобы выразить «сердитые» или «страшные» чувства. ; кошки для представления «безопасных» или «любящих» чувств и т. д. Картинки счастливых и грустных лиц и сборники рассказов также можно использовать в качестве подсказок для создания детского словаря «чувств».
Родительское время и внимание также важны на этом этапе развития ребенка. У детей быстро развивается любопытство к миру, но в то же время они остаются эгоцентричными в своих взглядах. Потеря родительского внимания в это время может ослабить любопытство ребенка и воспринять его как низкую самооценку.
Может быть полезно помочь родителям создать пространство для игр под руководством ребенка и выделить некоторое время, в течение которого они смогут полностью удовлетворить любопытство своего ребенка посредством деятельности под руководством ребенка. Это не обязательно должен быть большой отрезок времени — даже пять минут безраздельного внимания 3-4 раза в неделю могут иметь большое значение для благополучия ребенка — но это должно быть то, что родитель может поддерживать.
Родителям можно помочь распознать детские страхи и поведение как поиск успокоения и понять причины, по которым дети могут регрессировать к боязливому и требовательному поведению в трудные времена. Вы можете помочь родителям понять, что если они сейчас отреагируют эмпатически, поведение детей будет меньше влиять на них позже.
Адаптировано из:
McLean, S (2016). Потребности детей в привязанности в контексте ухода вне дома . Ресурс для практиков CFCA. Мельбурн: Австралийский институт семейных исследований. Доступна здесь.
Маклин, С. (2018). Вехи развития ребенка: руководство для приемных родителей . Аделаида: Университет Южной Австралии. Доступна здесь.
Маклин, С. (2019). Воспитание травмированных детей с отклонениями в развитии: стратегии, помогающие вашему ребенку в сенсорной обработке, развитии речи, исполнительных функциях и сложном поведении . Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
Ссылки
Институт Аргус. (2011). Соображения, связанные с развитием детского горя . Доступна здесь.
Брунер, Дж. С. (1966). К теории обучения . Кембридж: Белкапп Пресс.
Материнский и ранний возраст. (2011). Развитие речи и языка – что ожидать от 3-5 лет . Доступна здесь.
Пиаже, Дж. (1957). Конструирование реальности у ребенка . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Издательство Международного университета.
Зиглер, Р. С., ДеЛоаш, Дж. С., и Айзенберг, Н. (2003). Как развиваются дети . Нью-Йорк: Стоит.
Выготский Л.С. (1978). Психика в обществе: Развитие высших психических процессов . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Уодсворт, Би Джей (2004). Теория когнитивного и аффективного развития Пиаже: основы конструктивизма . Нью-Йорк: Лонгман.
Вверх Далее:
Типовое развитие для детей 3-5 лет
Продолжить чтение
Предыдущий
Развитие мозга ребенка в возрасте от 3 до 5 лет
- Дом
- Развитие моего малыша
- Дети
- Развитие от 3 до 6 лет
- Развитие мозга вашего ребенка: от 3 до 5 лет
Почему социализация играет ключевую роль, начиная с 3 лет.
Если кажется, что ваш ребенок усваивает новый навык каждый раз, когда вы поворачиваетесь, чтобы проверить его, вы не совсем ошибаетесь. Дети дошкольного возраста находятся в периоде чрезвычайно быстрого развития мозга, питаемого двумя одновременными процессами: «синаптогенезом» и «миелинизацией».
Синаптогенез связывает нейроны в сложные сети посредством создания новых синапсов в мозгу. Между тем, миелинизация покрывает нервы жировой защитной оболочкой, которая обеспечивает более быструю передачу сигналов мозга.
Созданная сложная, все более эффективная сеть обеспечивает быструю связь между различными областями мозга. Это делает вашего ребенка еще более готовым и стремящимся узнать все и вся, от нового слова до новой песни и новой концепции о том, как устроена Вселенная.
Вот несколько способов, которыми вы можете прямо сейчас наблюдать за развитием мозга вашего ребенка.
Развитие мозга ребенка: когнитивные навыки
Мозг ребенка растет в заранее запрограммированной последовательности снизу вверх, от ствола мозга, который контролирует самые основные функции организма, до коры, которая управляет самым сложным мышлением.
Эксперты сходятся во мнении, что в развитии мозга бывают критические периоды, когда маленькие дети особенно чувствительны к окружающей среде (которая включает в себя все, от надлежащей стимуляции до получения надлежащего питания) для обучения. Отсюда когнитивные достижения — это вопрос стимуляции нейронов и их связей, что укрепляет их и расширяет их функциональность.
Хотя большинство детей не умеют читать к 5 годам, в возрасте от 3 до 5 лет они учатся распознавать буквы и ассоциировать их со звуками. Показывая ребенку азбуку, произнося буквы вслух, он должен использовать как минимум три разные области коры для обработки этой информации.
В частности, зрительная кора сортирует символы, которые видит глаз вашего ребенка. Область, называемая угловой извилиной, связывает эти символы со звуками букв. Между тем, область Вернике — это место, где устанавливается связь с пониманием.
Развитие мозга ребенка: двигательные навыки
По мере того, как ваш ребенок становится более проворным — бегает, прыгает, лазает и учится выполнять все более сложные трюки — его мозг продолжает оттачивать процессы, которые являются ключевыми для равновесия и координации.
В дошкольном возрасте у вашего ребенка развиваются исполнительные функции, которые контролируют память, синхронизацию и последовательность действий. Эти способности необходимы для более сложных физических действий, таких как езда на велосипеде, бросание и ловля мяча. Повторение является ключом к этому продвижению; нейронные связи укрепляются за счет многократного и непрерывного использования движений как крупных, так и мелких мышц. Вы сами увидите этот прогресс, когда ваш ребенок начнет ходить задом наперёд, прыгать на одной ноге.
В этом возрасте мелкая моторика также становится более важной, так как ваш ребенок учится писать, рисовать, строить и творить таким образом, что его руки должны делать именно то, что говорит им его мозг.
Развитие мозга ребенка: навыки общения
Вы никогда не задумывались, почему трудно различать и понимать звуки и слоги, которые не используются в вашем родном языке? Мозг вашего ребенка сначала формирует синаптические связи, необходимые для того, чтобы слышать и воспроизводить все звуки, используемые во всех языках мира. Но с использованием и неиспользованием эти связи либо укрепляются, либо обрываются в пользу тех, кого он слышит и использует на своем родном языке.
Со временем вы заметите изменение способности вашего ребенка отличать язык или языки, на которых говорят вокруг него, от незнакомых. В ранние годы ребенок реагирует на любой разговорный язык, а к дошкольному возрасту ребенок вовлечен, когда понимает, о чем говорят, но он может игнорировать иностранные языки или казаться сбитым с толку.
В эти годы коммуникативные навыки вашего ребенка совершают качественный скачок. Он становится гораздо лучшим слушателем и с большей готовностью отвечает, когда к нему обращаются. Дело не только в том, что его предложения становятся длиннее и сложнее; например, он может следовать указаниям более чем за один шаг и может описать последовательность событий в относительном порядке. Он даже начинает думать вслух и говорить через ситуации и чувства.
Развитие мозга ребенка: эмоциональные навыки
Правило развития мозга «используй или потеряешь» является ключом к пониманию прогресса вашего дошкольника в социализации. Исследования показали существенные различия между детьми, которые часто взаимодействуют с родителями и другими опекунами, и детьми, воспитанными в условиях меньшей стимуляции. До трехлетнего возраста мозг вашего ребенка производит избыток синаптических связей — гораздо больше, чем ему в конечном счете понадобится. Социальные взаимодействия усиливают синаптические связи, связанные с языком и другими формами общения и социального выражения, в то время как те, которые не используются, ослабевают и исчезают при неиспользовании. Таким образом, социальная среда вашего ребенка буквально формирует его мозг, этот процесс известен как пластичность.
Вы увидите аналогичные изменения в других сферах социального взаимодействия, особенно когда ваш ребенок начнет налаживать отношения со сверстниками. В возрасте от 3 до 5 лет благодаря развитию коры головного мозга ваш ребенок переходит от убеждения, что все видят мир одинаково, к пониманию того, что может быть несколько точек зрения. На самом деле, примерно к 4 годам ваш ребенок прекрасно понимает, что то, с чем он хочет играть сейчас (этот игрушечный поезд), может находиться в прямом противоречии с тем, чего хочет другой ребенок (плюшевая игрушка). Большая часть этого обучения и понимания происходит через игру, которая, как подчеркивают эксперты, представляет собой сложную серию навыков, для развития которых требуется время. Когда ваш ребенок начнет играть с другими, он научится путем проб и ошибок сотрудничать и договариваться с другими детьми, делясь и меняясь.
Улучшите развитие мозга вашего ребенка
Раннее развитие вашего ребенка может быть значительно улучшено следующими способами:
Путешествие — Путешествие — это многогранный опыт обучения, который может повысить как IQ, так и EQ за счет знакомства вашего ребенка с разными людьми, местами и культурами, о которых он может узнать. Это дает им возможность сделать замечательные и значимые новые воспоминания в раннем возрасте. Это может поощрять терпение, ответственность и независимость. 1
Упражнение . Веселый и удобный для детей режим фитнеса будет способствовать дисциплине, упорству и выносливости вашего ребенка. Упражнение не только будет способствовать развитию их двигательных функций; это необходимо для их физического, умственного и психологического роста и благополучия.
Playtime — Playtime — это возможность для детей проявить свое воображение и творчество. Это также важно для развития их социальных навыков. 2 В раннем возрасте ваш ребенок учится общаться, заводя новых друзей и играя с другими детьми.
Пение — Поощрение вашего ребенка к пению может укрепить уверенность в себе и развить навыки самовыражения в веселой и творческой форме. 3 Это также возможность для изучения музыки и обогащения словарного запаса, а также навыков чтения и устной речи.
Питание — Питание необходимо для ускорения развития мозга. Среди основных питательных веществ, в которых нуждается ваш ребенок, находится ДГК. ДГК является важным строительным блоком для развития мозга и зрения у детей до 3 лет 4,5 . Убедитесь, что ваш ребенок получает необходимые ему питательные вещества, а также создайте для него целостную среду для обучения и роста. Enfagrow Pro A+ содержит уникальную смесь питательных веществ для поддержки общего умственного и физического развития вашего ребенка, которая включает MFGM, 360° DHA Plus, 2’-FL и пребиотик FOS.