Содержание

что делать, как научить его разговаривать

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.


Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак назревающей проблемы, которую необходимо срочно решить.


Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.


Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.


В период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно в три года для развития речи многое можно сделать.

Содержание статьи:

  1. Норма развития речи в 3 года

  2. Признаки задержки развития речи в три года

  3. Как помочь своему ребёнку

Норма развития речи в 3 года


Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.


Норма развития детской речи в 3 года:

  • Активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • Знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • Начинает изменять (иногда с ошибками) слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • Предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • Малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • В речи большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • Понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • Некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • С интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.


Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.


Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.


Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, у ребёнка серьёзные проблемы — необходимо срочно посетить невролога!

Признаки задержки развития речи в три года


Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов или произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.


Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • Он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • Его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • При произношении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;


Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лица говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.


Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • Моторная или сенсорная алалия;
  • Темповая задержка речи;
  • Общее недоразвитие речи (ОНР).


Каждая из этих патологий, несмотря на то что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, детским психологом, дефектологом.


Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • Хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • Наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • Патологии беременности и родов;
  • Педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • Заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.


Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку


Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога.


Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.


Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.


Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.


Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Рекомендую прочитать

Развитие речи

05 сентября 2022

Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает

Если ребёнок 3,5 лет плохо говорит, надо перестать надеяться, что малыш сам догонит норму речевого развития. Необходимо помогать ему в развитии речи.

Развитие речи

25 августа 2022

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

Остались вопросы?

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопочкой выше.

Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

Профессиональное развитие (3–5 лет): ресурсы для раннего обучения

 

Профессиональное развитие (ОТ РОЖДЕНИЯ — 33 МЕСЯЦА)

Изучите лучшие практики раннего обучения детей в возрасте от рождения до 33 месяцев. Эти пять увлекательных, содержательных, видео-тренингов организованы по возрасту. Воспользуйтесь 45-минутной онлайн-версией для самостоятельного изучения или загрузите Руководство для фасилитаторов, чтобы провести 1,5–2-часовой тренинг для воспитателей семейных детских садов, центров и школ.

Корни раннего обучения

Развивайте основы языка, грамотности и STEM у младенцев и детей ясельного возраста (от рождения до 33 месяцев), создавая крепкие, заботливые отношения и предлагая стимулирующие возможности для обучения.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Поддержка обучения детей младшего возраста

Поддерживайте обучение детей младшего возраста (от рождения до 8 месяцев), устанавливая особую связь с каждым ребенком, разговаривая вместе в течение всего дня и помогая детям войти в свой мир.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Поддержка обучения детей старшего возраста

Поддерживайте обучение детей старшего возраста (от 6 до 15 месяцев), постоянно расширяя их язык, используя язык для поддержки исследования и помогая детям общаться друг с другом.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Поддержка обучения маленьких детей

Поддерживайте обучение детей ясельного возраста (от 12 до 24 месяцев), помогая детям выражать себя позитивно; расширять свой язык во время разговора, чтения и совместной игры; и помогая им исследовать, как вещи связаны друг с другом.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Поддержка обучения детей старшего возраста

Поддерживайте обучение малышей старшего возраста (от 22 до 33 месяцев), вовлекая детей в беседы, выходящие за рамки «здесь и сейчас», помогая каждому ребенку участвовать в разговорах на развитие языка и используя математические беседы в течение дня.

Упрощенная версия Версия для самостоятельного изучения

Профессиональное развитие (3–5 ЛЕТ)

Изучите передовой опыт раннего обучения детей в возрасте от 3 до 5 лет. Эти двенадцать увлекательных, насыщенных видеотренингов организованы по темам. Воспользуйтесь 45-минутной онлайн-версией для самостоятельного изучения или загрузите Руководство для фасилитаторов, чтобы провести 1,5–2-часовой тренинг для воспитателей семейных детских садов и воспитателей в центрах.

Создание среды обучения

Создайте учебную среду, которая поддерживает развитие детей, планируя и организуя пространство, устанавливая распорядок дня и способствуя исследованиям.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Вовлечение детей в содержательный разговор

Вовлекайте детей в содержательный разговор, создавая возможности для разговора, моделируя разговор и используя сложный язык и словарный запас.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Интеграция медиа и технологий в учебную программу

Используйте средства массовой информации и технологии, чтобы улучшить свою учебную программу, выбирая соответствующие средства массовой информации, поддерживая просмотр детьми и помогая детям размышлять и устанавливать связи.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Вовлечение детей в математику

Вовлекайте детей в математику, интегрируя математику в повседневную деятельность, используя математический словарь и оценивая, что дети понимают.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Предоставление обучения, соответствующего развитию

Обеспечение обучения, соответствующего развитию, путем понимания того, как думают маленькие дети, выявления и использования сильных сторон детей и помощи детям в саморегуляции своих эмоций и поведения.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Инструкция по индивидуализации

Индивидуальное обучение каждого ребенка путем оценки его интересов, талантов, потребностей и способностей; демонстрация и строительные леса; и четкое сообщение ожиданий.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Почитание разнообразия

Уважайте разнообразие, воспитывая у каждого ребенка чувство собственного достоинства и общности, помогая детям отмечать различия между собой и другими и обучая справедливости.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Вовлечение семей

Вовлекайте семьи, устанавливая с ними позитивные отношения сотрудничества и помогая им расширять возможности обучения их детей дома.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Создание сообщества читателей и писателей

Создавайте активное сообщество читателей и писателей, рассказывая о мире посредством печати и беседы, опираясь на знания, полученные при чтении, и объединяя чтение и письмо в течение дня.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Ведущие дети в практическом исследовании

Ведите детей к практическим научным исследованиям, готовясь заранее, направляя детские исследования и помогая детям устанавливать связи между научными концепциями и их повседневной жизнью.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Вовлечение детей в STEM

Вовлекайте детей в науку, технологии, инженерию и математику (STEM), предлагая занятия, которые позволяют им исследовать и исследовать, интегрировать словарь STEM в течение дня и помогать детям размышлять над новыми знаниями.

Упрощенная версия Самостоятельная версия

Развлекайтесь с фонематической осведомленностью

Обучайте детей навыкам фонематического восприятия в веселой и увлекательной форме, играя с рифмами, звуками и словами.

Облегченная версия Самостоятельная версия

ПОИСК ЗАНЯТИЙ

Существует множество способов поиска веселых и увлекательных занятий. Найдите те, которые подходят именно вам!

Поиск действий

Темы/разделы (от рождения до 5 лет)

Щелкните по темам или разделам, чтобы быстро, легко и весело провести время с детьми в вашем учреждении по уходу. Занятия и учебная программа, основанная на средствах массовой информации (для детей старшего возраста), обеспечивают увлекательное, целенаправленное повседневное обучение. Независимо от того, являетесь ли вы воспитателем в семье, воспитателем в центре или в школе, вы можете использовать эти ресурсы, чтобы способствовать развитию детей, их физическому и социально-эмоциональному обучению.

Просмотреть все Темы/Единицы (от рождения до 5 лет)

Ваш ребенок 3-5 лет | ПРАВИТЕЛЬСТВО УЭЛЬСА

Ваш ребенок становится более самостоятельным и способен делать что-то самостоятельно.

Ваш ребенок становится более самостоятельным и способен делать что-то самостоятельно. Они только начинают учиться ладить с другими и могут лучше контролировать свои чувства (хотя у них все еще могут быть странные истерики).

На данном этапе ваш ребенок переходит из младенчества в детство. Постарайтесь набраться терпения, пока ваш ребенок осваивает новые навыки. Хотя ваш ребенок становится очень самостоятельным, он все еще нуждается в ваших объятиях и поддержке. Когда вы хвалите своего ребенка и уделяете ему много положительного внимания, это укрепляет его самооценку и помогает ему учиться.

Следующая информация содержит информацию об этапах развития вашего ребенка и некоторые советы о том, что вы можете сделать, чтобы поддержать своего ребенка. Ваш ребенок может делать некоторые вещи раньше или позже, чем описано здесь.

Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, обратитесь к патронажной сестре, семейному врачу или в учреждение/школу Foundation Phase.

В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок может:

  • Любить играть с другими детьми, и дружба становится все более важной.
  • Хорошо говорите предложениями и говорите достаточно четко, чтобы вас поняли. (Если вашему трехлетнему ребенку трудно понять, скажите об этом своему терапевту или патронажной сестре).
  • Задавайте много вопросов.
  • Во время игры разговаривайте с другими детьми.
  • Нарисуйте узнаваемого человека с лицом и, возможно, руками и ногами. Это будет зависеть от того, сколько практики и поддержки они получат.
  • Ешьте самостоятельно.
  • Надеть и снять одежду
  • Нравится играть в притворные игры и понимать простые правила таких игр, как прятки.
  • Уметь распознавать и выражать различные эмоции

В возрасте от 4 до 5 лет ваш ребенок может:

  • Хорошо говорить и быть понятым большинством людей.
  • Развитые навыки мелкой моторики, такие как использование ножниц и застегивание маленьких пуговиц.
  • Уметь создавать картинки и символы.
  • Знать названия основных цветов и уметь их сопоставлять.
  • Развили крупную моторику, например бег, прыжки, прыжки и лазание.
  • Уверенно играйте с мячами и умейте бросать, пинать, отскакивать и ловить.
  • Играйте вместе с другими детьми.

Советы по поощрению и поддержке развития вашего малыша

  • Подарите своему ребенку много объятий, внимания и похвалы. По возможности уделяйте им индивидуальное внимание.
  • Старайтесь, чтобы все было как можно лучше.  Это поможет вашему ребенку чувствовать себя в большей безопасности, если у вас есть распорядок дня. Старайтесь каждый день принимать пищу, купаться и ложиться спать в одно и то же время.
  • Предупредите ребенка о том, что вы собираетесь делать дальше. «Когда ты позавтракаешь, мы пойдём одеваться». Ваш ребенок будет ожидать и лучше принимать перемены, когда будет знать, что они грядут.
  • Разработайте несколько четких и простых правил  , которые ваш ребенок сможет понять и соблюдать. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они делали, а не на том, чего вы не хотите, чтобы они делали.
  • Игнорировать незначительное раздражающее поведение.  Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимания, когда он делает что-то хорошее.
  • Избегайте слишком много телевизора и других устройств, таких как планшеты или смартфоны.  Они могут развлечь вашего ребенка, но постарайтесь ограничить их использование не более часа в день. У Национального фонда грамотности есть советы, как извлечь максимальную пользу из телевидения (Внешняя ссылка).
  • Дайте простой выбор.  «Ты хочешь яблоко или банан?» «Ты хочешь надеть свой красный или синий топ?»
  • Проявляйте интерес к тому, что говорит ваш ребенок.  Постарайтесь сосредоточиться на том, что они говорят. Это позволит вашему ребенку понять, что он важен для вас. Поощряйте ребенка говорить, используя открытые вопросы, такие как «Расскажи мне самое лучшее, что произошло в твой день».
  • Сделайте время приема пищи приятным.  Сядьте, поговорите о вещах и попробуйте вместе поесть. В Change 4 Life (Внешняя ссылка) есть множество рецептов, которые вы можете попробовать.
  • Поделиться книгой  (Внешняя ссылка). Вашему ребенку понравится это особенное время с вами, и это поможет ему расслабиться перед сном. Расскажите о том, что происходит в рассказе и на картинках. Вы можете попросить подходящие книги в местной библиотеке.
  • Проявите творческий подход.  Предоставьте им множество возможностей рисовать, раскрашивать и лепить из глины или пластилина.
  • Играй! Активная игра поможет вашему ребенку развить физические навыки, такие как бег, прыжки, метание и лазание. Притворная игра дает вашему ребенку возможность использовать свое воображение и развивать навыки разговорной речи и слушания. Настольные игры, игры на память и угадывание развивают мыслительные способности вашего ребенка.

На Words for Life есть идеи для песен, книг и игр (Внешняя ссылка). Читайте дальше. Получить на (Внешняя ссылка) и Обучение начинается дома на странице Facebook (Внешняя ссылка).

Ваш ребенок имеет право на бесплатное место в дошкольном учреждении с частичной занятостью  (не менее 10 часов в неделю) с начала школьного семестра после достижения им трехлетнего возраста. Базовая фаза поощряет детей к творчеству, воображению и веселью, делая обучение более эффективным.

Информационная служба для семей может рассказать вам о местах Foundation Phase в вашем районе. Вы можете позвонить по номеру 0300 123 7777, чтобы вас соединили с местной FIS.

Папы тоже имеют значение . Исследования показали, что отцы оказывают большое влияние на развитие своего ребенка. Участие в повседневных делах, таких как игры, прием пищи и чтение, создает множество возможностей для развития вашего ребенка и построения хороших отношений.

Что не работает

  • Порка не работает.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *