Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как приучить к горшку ребенка: рекомендации доктора Комаровского. Ребенок 2 5 года не ходит на горшок комаровский


Доктор Комаровский и его советы, как приучить ребенка к горшку

Когда мой малыш станет ходить на горшок? Такой вопрос волнует многих родителей, ведь приучение к «туалетным» делам считается одним из признаков взросления и поводом для гордости. Многие мамы могут заявлять, что ребенок приучен к горшку уже в год, а другие не могут наладить важный процесс и в трехлетнем возрасте.

А что говорят специалисты? С какого возраста приучать ребенка к горшку и как правильно приучить малыша ходить в туалет без слез и истерик: известный педиатр Евгений Комаровский вывел ряд рекомендаций, которые помогут родителям понять физиологию ребенка и принцип приучения без рыданий и неожиданных казусов.

Немного о физиологии

Доктор Комаровский объясняет важный факт – сроки формирования рефлексов у малышей индивидуальны. По этой причине не является редкостью ситуация, когда у чада до трехлетнего возраста не получается проситься на горшок. Как формируются физиологические процессы?

  • Естественный переход к контролированию выделений начинается в год и происходит в течение всего второго года.
  • Оптимальное начало навыка варьируется от года десяти месяцев до двух лет шести месяцев.
  • О стойком формировании рефлекса можно говорить к началу трех лет жизни.

Часть родителей пытается выработать рефлекс до года, например, озвучивая мочеиспускание ребенка словами «пи-пи». Путем долгих попыток это получается, но доктор Комаровский подчеркивает, что осознанный контроль у малыша в этот возрастной период отсутствует.

Что может произойти, если родитель активно приучал малыша к горшку до года? На втором году жизни все проделанные усилия могут быть напрасны, так как ребенок начинает отказываться садиться на горшок. Это связано с тем, что пришло время естественного контроля над процессами выделениями, взрослеющий годовалый карапуз не хочет высаживаться, когда его заставляют родители под «пи-пи». Он чувствует, что мочевой пузырь пуст, а его заставляют. Отсюда протесты, лужи на ковре или в углу комнаты.

Так во сколько же, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку по мнению Комаровского? Доктор советует ориентироваться на психологическую готовность ребенка при приучении к горшку. Поэтому рекомендуемый период начала ознакомления с правильным хождением в туалет начинается от года и продолжается до трех лет. К тому же надо учитывать индивидуальные особенности чада.

Таким образом, желательное время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1 года до 3 лет.

Успешное приучение будет зависеть от трех факторов. К ним относятся:

  • Развитие органов, в частности мочевого пузыря, прямой кишки, мышц брюшного пресса.
  • Развитие нервной системы.
  • Педагогическая наблюдательность и активность близких родственников.

Давайте разберем точнее, когда надо попытаться приучить ребенка ходить на горшок и как понять, готов ли он к этому.

к оглавлению ↑

Как определить психологическую готовность?

beautyladi.ru

ДОРОГА К ГОРШКУ - Книги

Жизнь — это ряд усилий. Мы видим цель,

но не всегда видим дорогу.

В. Шкловский

Питая к простоте вражду,

подвергнув каждый шаг учету,

мы даже малую нужду

справляем по большому счету.

И. Губерман

 

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит — уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только (на каком-нибудь дне рождения) вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

***

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30—40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант — унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И прежде всего — вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен — не много, а если точнее, — вообще не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано — это когда: в полгода или в год? Поздно — это когда: в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определяться, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю — лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами.

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка.

Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы отправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком — успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

***

С момента рождения — и это очевидный факт — процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию, состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1)      состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров[1] прямой кишки и мочевого пузыря;

2)      состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;

3)      интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пиканьем и а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки — нестойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» — тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам — в частности.

Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное — теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале — от одного года до трех лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

-          установление более или менее стабильного режима дефекации;

-          способность более 1,5—2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

-          знание частей тела и названий предметов одежды;

-          знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

-          демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

-          стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

-          стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово «хочу».

***

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

  1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
  2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  3. Лучшее время — лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
  4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда по поведению поняли — пора.
  5. В случае успеха — очень-очень хвалим. В случае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
  6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
  7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
  8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
  9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «это горшок, в него писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным — размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10.  Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться — это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

***

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, — явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

— А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

— Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может три раза, а я вообще не могу!» А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Надеюсь, аналогия понятна.

[1] Сфинктер — это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него.

 

опубликовано 25/02/2010 14:28

www.komarovskiy.net

Горшок и ..... Бред Комаровского - запись пользователя Светлана (Kosovasa) в сообществе Детки-погодки в категории Делимся опытом

Уж простите меня почитатели этого доктора, но хочу поделится опытом приучения к горшку на примере своих деток! Итак, исполнится старшей дочке год, и я начала изучать вопрос приучения к горшку. Почитала я Комаровского: про признаки готовности, что нет смысла раньше полутора лет, про то что ребенок должен сам снимать штанишки, и самое главное про рефлексы и причинно-следственные связи. Мол ребенок не понимает что надо делать и реагирует на пись пись, и не надо верить мамам, которые говорят, что их малыш в 10 месяцев на горшок ходит! Ну я и кспокоилась, что ребенка то мучить, само придет - подумала я, да и рожать через пару месяцев, какой иам горшок! Исполнилось нам2 года, а не приходит!!!! Все дела рядом с горшком, а чаще в штаны! Приучила я ее к горшку к двум годам и трем месяцам, со скандалами, слезами и обидами. Сидела на горшке по пол дня, вставала с него, я опять сажала, до тех пор, пока дела свои не сделает! Сколько нервов ушло, ладно моих , а дочкиных(((. Сколько раз хотела всме бросить и пожалеть ее, не мучать. Две недели ушло на это! А с младшим сыном все иначе: научившись на своих ошибках, стала сажать его на горшок с 8 месяцев. Он какает всегда поутрам в одно и тоже время, вот я подгадывала. Да я приговаривала пи этом пись пись и а-а. И что вы думаете к 10-11 месяцем сын сам нес мне горшок со словами а-а!!! Просился сам!!! И делал свои большие дела на горшок!!! Каково же было мое удивление после всего прочитанного мною, что все это полный бред! Сейчас сыну год, и он всегда поросится какать и в 50% писать! Я считаю, что это успех! И никаких тебе рефлексов и причинно-следственных связей. Младший начал ходить на горшок раньше старшей! Поэтому не слушайте никого и начинайте приучать и знакомить детей с горшком как можно раньше! Хуже точно не будет! А вот если упустить момент, то потом будет очень сложно! как приучить ребенка к горшку доктор комаровский

www.babyblog.ru

как приучить ребенка к горшку Комаровский – оптимальные советы для родителей

Со временем родители задаются вопросом, когда их чадо станет ходить на горшок. Ведь это могло бы решить не только проблему «мокрых штанов», но и стать предметом гордости! Кто-то может похвалиться, что уже в годик им удалось приучить ребёнка. Ну а некоторые и в три года не могут решить такую проблему. Известный украинский педиатр Е. Комаровский предложил несколько рекомендаций, благодаря которым можно решить этот наболевший вопрос.

Всё дело в физиологии

Очень интересный момент ― физиология. Ведь малыш только появился на свет, как у него устроены рефлексы? Доктор Комаровский отвечает, что становление рефлексов у каждого отдельно взятого ребёнка происходит по-разному. Кто-то и в год познаёт «дела туалетные», а кто-то только на четвёртом году жизни. И страшного в этом ничего нет. Но естественного контроля опорожнения у малыша до года не имеется. А это означает, что все настоятельные просьбы мам и пап сесть на горшок ни к чему не приведут. Почему тогда даже в полтора годика карапуз отказывается ходить по правилам в туалет? Ответ прост, так как он понимает, когда у него полный мочевой пузырь, а когда нет. И если взрослые сажают кроху на горшок, а он при этом не чувствует надобности, это может вызвать бурю протеста. Образуются коварные лужи на коврах и в углах.

Иными словами, ваш непоседа должен сам к этому прийти.
  • Естественный контроль мочеиспускания происходит в год, а продолжается примерно до двух лет
  • Понимание малышом туалета формируется от полутора до двух с половиной лет
  • Устоявшийся рефлекс возникает примерно в три года

Но в каком возрасте правильно приучать к горшку? Известный врач советует, что ориентироваться необходимо на психологическую степень готовности ребёнка.

До 18 месяцев процессы мочеиспускания и дефекации у крохи бесконтрольные. Поэтому высаживание на горшок нужно проводить от полутора до трёх лет.

А способствуют этому три основных фактора

  • Развитие внутренних органов, в том числе мочевого пузыря и прямой кишки
  • Укрепление нервной системы
  • Наблюдательность родных и близких для определения степени готовности

Время психологической готовности

По рекомендациям доктора, нужно руководствоваться психологической и физиологической степенями готовности крохи. Если этого нет, непоседа начнёт протестовать. Это повлияет на его нервную систему, в итоге есть риск занесения ребёнком предмета для туалета в «чёрный список». Малютка его просто будет избегать. Особенно если родители настойчиво его туда сажают. Некоторые просто ругают детей за лужи в штанишки. А это в корне неправильно.

Если ребёнок категорически отказывается делать свои дела в положенное место, стоит переждать пару месяцев, советует доктор Комаровский. Теперь сами показатели подготовленности

  • Сколько длиться промежуток между мочеиспусканиями? Нужно, чтобы перерыв был от полутора до двух часов
  • Более-менее установлен режим дефекации
  • Непоседа различает понятия «писать» и «какать»
  • Кроха демонстрирует дискомфорт, после случайно обмоченных или обкаканных трусиков
  • Желательно, чтобы присутствовали навыки раздевания без помощи взрослых

Но каждая здравомыслящая мама может определить, когда её чадо захотело «пи-пи». Это могут быть как слова, так и определённые жесты. Возможно, переминание с ноги на ногу, зажатость ребёнка. Всё это символизируется резким изменением в поведении. Вот он играет, но вдруг настроение меняется.

Вообще, все детские врачи склонны к одному единому мнению, что раннее требование к детям ходить на горшок, это психологическая ловушка для обеих сторон. Если грамотно подождать нужное время, кроху можно приучить быстрее без лишних нервов. Но доктор Комаровский предложил несколько практических советов.

10 принципов доктора

Итак, если вы разобрались с вопросом «когда», теперь нужно решить другую проблему ― как сделать это правильно. Ведь несмотря на все признаки готовности ребёнка, научить его должны именно родные люди. И тут очень много тонкостей. Кто-то стремиться приобрести музыкальный горшок, некоторые держат детей силой на злосчастном предмете. На что только не идут взрослые ради достижения своей цели.

В процессе приучения своего сорванца к новой вещи, будьте благоразумны. Не нужно требовать, в два года с ним обо всём можно договориться. В этот момент он готов вас выслушать.

Список основных принципов

  1. Родные должны иметь терпение, чтобы научить ребёнка пописать и покакать в требуемое место. Если ваш кроха допустил ошибку, объясняйте ему это без истерик, мягко. И сколько бы времени ни занял процесс учёбы ― нужно быть терпеливым. Но если уж взялись приучать, делайте это регулярно. А не от случая к случаю.
  2. Не стоит отдавать предпочтение при покупке навороченным моделям. Чем проще предмет, тем лучше. Для мальчика форма пусть будет немного вытянута вперёд, а для девочки горшок должен быть округлый. Выбирайте по физиологическим признакам, а не по музыкальным. Малышок должен понимать, что вещь эта не для игр, а для справления потребностей.
  3. Поощряйте. Каждое правильное действие старайтесь награждать. Мелкими, но приятными сюрпризами.
  4. Учитывайте настрой маленького существа. Если кроха болен, или не в духе, лучше отложить знакомство с новым другом до благоприятного дня.
  5. В возрасте активной ходьбы, малышу очень важно делать многие вещи самостоятельно. Позвольте ему с вами отнести горшок в туалет и смыть содержимое в унитазе. Многие после такого с удовольствием идут сами оправляться, куда положено.
  6. Самое удобное время года для высаживания на горшок ― лето. Старайтесь совместить этот процесс с тёплым периодом. Ведь прогулки у дома тоже должны проходить без памперсов.
  7. Наблюдение за карапузом, сколько жидкости ему требуется, чтобы возместить потребность в жажде. Пусть малыш ходит в туалет по графику. Когда? Например, после обеда, перед сном и прогулкой сделайте это условие обязательным. Это выработает привыкание.
  8. Оставьте горшок на самом видном месте. Ведь крохотуля должен успеть добежать, а если его не окажется в поле зрения, штаны снова рискуют намокнуть. Пусть для этого предмета будет строго определённое место, чтобы дитя знало, куда ему идти.
  9. Резко прощаться с памперсами не нужно. Кроха должен научиться ходить в туалет, но чтобы не травмировать сознание непоседы, пусть на ночь и для магазина памперс останется.
  10. Известно, что детишки любят ролевые игры. Совместите этот интерес с высаживанием на горшок. Пусть любимая кукла садится по очереди с чадом. А процесс носит игровой характер. Хвалите игрушку, будто она туда пописала.

До года каждый месяц ребёнок обретает новые навыки. Нет необходимости бить тревогу, если у подруги кроха стал ходить на горшок в 10 месяцев, а вашему уже 1,5 года, но до этого он пока не созрел. Доктор Комаровский, касаемо этого, излагает очень умную мысль: «Это ваш ребёнок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребёнке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребёнок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи».

rebenokrazvit.ru

Как приучить ребенка к горшку. (от Комаровского) А В РЕАЛЬНОСТИ кто как приучал..... как приучить к горшку ребенка по комаровскому

Приучение ребенка к горшку – быстро и легко!

Часто выражение «приучение ребенка к горшку» воспринимаются родителями как трудный, долгий процесс. И не удивительно: горы испачканного белья, расходы на памперсы, сопротивляющийся малыш, много труда и разочарования. Но так ли все страшно на самом деле? Некоторые родители начинают приучать ребенка к горшку еще в 7-8 месяцев, едва кроха научился сидеть. Сидение на горшке – это своего рода атрибут взрослости для родителей. И эти дети сидят какое-то время на горшке, чем очень радуют свою мамочку. Но вот приходит момент и все: ребенок категорически отказывается садиться на горшок либо делает «это» в штаны. В чем же дело?

дело в том, что у ребенка до года еще нет естественного контроля над выделениями. В это время можно начать предлагать малышу сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны. Если не получается — подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику. Самое удобное время года для начала высаживаний – лето. Минимум испачканной одежды, да и вообще полезно походить голышом: у малыша есть возможность изучить свое тело. Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз. Покажите пример. Предлагаем горшок ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда по поведению поняли — пора. Личный пример — прежде всего. Поскольку малыши охотно делают то же, что папа или мама, поставьте детский горшок рядом с собой и сидите вместе, занимая друг друга разговором. Непосед лучше развлекать разнообразными играми, чтением книг, игрушками. Ну а если малыш категорически отказывается садиться, не спешите, отложите обучение на пару недель. Для примера садите кукол на горшок, особенно хорошо, если это «писающая» кукла. Мы для своего ребенка сделали распечатки фотографий, где малыши сидят на горшках и повесили рядом с тем местом, где стоит наш горшок. Мы даже не ожидали, что такое наглядное пособие принесет максимальную пользу. Наш сын сначала долго и с интересом рассматривал этих детей, сидя на горшке (хотя усадить на горшок его было не так-то просто). А позже сам бежал на горшок с криками «а-а» к «ляле»!

Следите за признаками. Ваш малыш дергает себя за штанишки или подгузник, затихает или усиленно кряхтит? Значит это верный признак того, что его нужно сажать на горшок. Сопровождайте его действия звуками «а-а», «пись-пись», чтоб у ребенка выработался рефлекс на эти звуки. Горшок держите на видном и удобном для вас месте, чтобы легко было его взять, да и ребенок ознакомился с ним и не боялся его. Деток, находящихся в памперсе, рекомендуется высаживать регулярно через определенные отрезки времени.

Терпение и еще раз терпение. Не ругайте малыша из-за промахов(а их будет немало), просто каждый раз показывайте куда нужно это делать. «Солнышко, писать нужно в горшочек!» Не кричите и не наказывайте ребенка. Этим вы можете привить отвращение к этому предмету. Но зато при удачах обязательно хвалите, погладьте по головке ребенка, чтобы оставить у него только положительные эмоции, связанные с применением горшка.

Чего не стоит делать?

Приучать ребенка к горшку, когда он болеет или у него режутся зубки. Сравнивать его с другими детками, кричать, наказывать. Этим вы все равно ничего положительного не добьетесь. Никогда не удерживайте ребенка на горшке силой. Не верьте «доброжелателям», которые утверждают, что с вашим чадом «не все в порядке», если до полутора лет малыш не освоил в совершенстве технику владения горшком. Верьте в себя и своего ребенка.

А КТО КАК ПРИУЧАЛ В РЕАЛЬНОСТИ???

www.baby.ru

Как быстро приучить ребенка к горшку. как приучить ребенка к горшку комаровский

Одни мамы стараются приучить своего малыша к горшку как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на памперсы. Другие – откладывают приучение к горшку на более поздний срок.

Каждая начитанная мамочка знает, когда дети обычно начинают ползать, когда ходить, когда говорить. А вот когда приучение к горшку происходит максимально легко, мало кто знает.

Бывает так, что проходят месяцы мучений и постоянной борьбы, а потом, р-р-раз, и за несколько дней ребенок научился ходить на горшочек. Мама облегченно вздыхает: «Наконец-то, научила!».

А что произошло на самом деле? Просто наступил один из тех «загадочных» периодов естественного приучения к горшку.

Не буду вас томить, сразу перейду к делу. Сразу прошу меня извинить за слишком подробное объяснение физиологии ребенка, без этого статья не имела бы смысла.

Начну с самого распространенного вопроса,

Когда приучать к горшку?

Произвольная задержка мочеиспускания и дефекации вырабатывается с полугода до года жизни ребенка. В этот период ребенок активно изучает свое тело, его возможности. Например, может пописать и похлопать по луже ладошками, может внимательно наблюдать за процессом, а потом исследовать содержимое горшка.

Малыш играет, произвольно задерживая мочеиспускание. Так тренируется его способность регулировать мочеиспускание.

В это время можно начать предлагать малышу сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Сформировать устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте активного малыша, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте. А со спокойным малышом может получиться.

В период так называемого «кризиса одного года» (10-13 месяцев) ребенок стремится к большей самостоятельности и может бунтовать против запретов и принуждений взрослых. В том числе, против пользования горшком.

Поэтому в этот период многие малыши отказываются садиться на горшок, даже если были к нему приучены.

А после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 14 месяцев) можно уже учить ребенка сознательно самостоятельно пользоваться горшком.

Во время приучения к горшку, скорее всего, не удастся избежать случайных луж.

Но с 2-летними детьми легче договориться, чем с совсем маленькими, потому что они уже понимают речь, и им можно объяснить, куда и зачем надо ходить в туалет, и поэтому луж можно избежать или свести их количество к минимуму. К тому же, в этом возрасте малыши активно интересуются туалетными делами.

Разумеется, все цифры приблизительны, так как развитие каждого конкретного ребенка может отличаться от среднестатистического.

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше...

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).

Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:

  • Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
    • Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
    • Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.
    • Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

      Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.

    • Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
  • Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
  • Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
  • Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
  • Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.
  • Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
  • Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.

Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я – со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:

  • В первое время, пока идет приучение к горшку.
  • Когда у малыша режутся зубки.
  • Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
  • В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:

  • Перед прогулкой предложите малышу сходить на горшок. Если не хочет, не настаивайте.
  • Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
  • Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
  • Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
  • Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
  • После прогулки предложите малышу сходить на горшок.

Через некоторое время ребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:

  • не ругайте ребенка за описанные штаны;
  • не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
  • не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить на горшок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Удачи вам!

Нет, не то...

ТЕРПЕНИЯ вам и ЛЮБВИ к своему ребенку! Именно так!

www.baby.ru