Содержание
5 вопросов ребёнку вместо «Как дела в школе?»
«Ну как дела в школе?» — спрашиваем мы каждый день ребенка, заглядывая в телефон, отвечая на рабочие сообщения или занимаясь домашними делами. А потом обижаемся, что подростки не говорят о своей жизни. Как же разговаривать с детьми, чтобы они поняли, что вам и правда интересна их жизнь? Рассказали в блоге БФ «Шалаш».
Каждому родителю хочется знать, как дела у ребёнка, чем он занимается в школе и как себя там чувствует. Но общие вопросы часто ставят ребёнка в тупик, и ему/ей бывает сложно на них ответить. Детям и подросткам важно чувствовать, что взрослые проявляют искренний интерес, а не задают «дежурные вопросы».
Если это ваши первые шаги, поначалу может быть трудно найти общие темы — это нормально. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка. Со временем вы узнаете друг друга ближе и, возможно, он сам начнет охотнее рассказывать о своей жизни. Мы подготовили вопросы, с помощью которых можно развить диалог и начать сближаться с ребёнком или подростком.
Как сделать первый шаг
В каждой семье принято общаться по-разному, поэтому нет универсальных правил, когда и как стоит обсуждать интересы с ребенком. Если вы чувствуете потребность в том, чтобы общаться с ребенком больше, начинайте постепенно. Не задавайте много вопросов сразу — ребенок может растеряться или почувствовать, что на него давят. Попробуйте начать с повседневных обсуждений — почаще спрашивайте, как дела и самочувствие, чем он хочет заниматься. Здорово, если вы тоже станете больше рассказывать о своей жизни, делиться интересными событиями за день и говорить о том, что вас волнует.
1. Что ты делаешь на переменах между уроками?
Этот вопрос поможет понять, как устроен день ребенка: переутомляется он на уроках или, наоборот, скучает; общается ли с другими детьми или проводит перемены наедине с собой; как чувствует себя среди окружающих; умеет ли отдыхать и переключаться на другие занятия.
Перемены всегда насыщены событиями — дети общаются не только внутри класса, но и с другими ребятами из школы. Возможно, ваш ребенок захочет научить вас новой игре, о которой он узнал сегодня, поделиться веселой или грустной историей.
2. Чем бы ты хотел заняться? Может, сделаем это вместе?
Быть в курсе желаний ребенка — важная часть доверительных отношений. Постарайтесь быть открытыми к самым неожиданным предложениям: поиграть в новую видеоигру, отправиться в поход с палатками или построить замок из подушек и одеял прямо дома. Совместные занятия помогают сблизиться, и в будущем могут стать приятными общими воспоминаниями.
Если ребенок теряется и ему сложно предложить свой вариант, попробуйте вместе придумать, как разнообразить свой досуг. А после — поделитесь друг с другом впечатлениями. Это поможет ребенку не бояться пробовать новое, чтобы найти занятие по душе.
3. С кем тебе нравится дружить и почему?
В младшем школьном возрасте кандидаты в статусе «лучший друг» могут меняться довольно быстро. Ценно, когда родитель принимает это и поддерживает ребенка — этот опыт нужен, чтобы научиться понимать, в каких отношениях ему комфортно. Обсудите, что такое дружба, и что помогает ребенку понять, считает ли он кого-то другом или нет.
В жизни подростка друзья играют особенно важную роль. Поэтому, если вы хотите быть близки с ним — интересуйтесь друзьями тоже. Зная историю отношений ребенка со сверстниками, вы сможете поддержать или дать совет, если он к вам обратится.
4. Ты часто об этом говоришь. Расскажешь подробнее?
Вы можете не понимать каких-то увлечений ребенка или не знать все о его интересах, и это нормально. Например, вам необязательно помнить имена всех героев его любимого сериала, но ребенку будет приятно, если вы проявите интерес и поучаствуете в разговоре о сюжете или любимом персонаже.
В этом вопросе особенно ценны открытость и безоценочность: если вы чего-то не знаете или не понимаете, можно спросить об этом. Чтобы не ставить под сомнение важность интересов ребенка, не сравнивайте их с тем, что увлекало вас в детстве, и не давайте оценок тому, насколько интересы ребенка полезны.
5.
Что бы тебе хотелось поменять в том, как мы общаемся дома?
С возрастом потребности подростка и отношения с окружающими меняются. Нужно учитывать это и расти вместе с ним. В подростковом возрасте человеку особенно важно, чтобы его или ее принимали всерьез. Если у подростка есть запрос на то, чтобы взрослые без стука не заходили в комнату или, например, советовались при выборе еды на ужин, стоит прислушаться к этому.
Может быть, есть правила, которые установлены в вашей семье только формально, и они постоянно нарушаются. Тогда необходимо их пересмотреть и сделать так, чтобы они облегчали жизнь всей семье и все члены семьи их соблюдали.
Иллюстрация: rumka_vodki / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Первый телефон для ребенка: 5 советов родителям
Сегодня даже малыши отлично умеют пользоваться гаджетами, но первый собственный телефон — это уже ответственность. Какие нужны договоренности и ограничения перед тем, как вручить ребёнку смартфон? Психолог Анна Скавитина уже рассказывала, о чем подумать перед покупкой телефона ребенку, но вот еще несколько важных вопросов для размышления.
«Хочу телефон» или «нужен телефон»?
Конечно, ребенок точно не отказался бы от модного и дорогого телефона в подарок, а вы обсуждаете, что могли бы просто отдать ему один из своих старых смартфонов. Такая ситуация — еще и повод поговорить об отношении к деньгам в семье и о планировании крупных покупок, о том, как различать необходимое и желанное: сколько денег у вас в семье выделяется на «хотелки», как часто это может быть, что делать,. Допустим, вы уже решили, что телефон точно нужен, и надо обсудить, каким он будет. Скорее всего, наберется целый список вопросов, начиная от суммы, которую вы вы готовы потратить. Например, какие функции точно нужны? Какого качества камеру хотелось бы? Важен ли цвет телефона (для многих детей — да). Какой выбрать тарифный план и как контролировать использование интернета и игр? Сначала все возникшие вопросы обсуждают взрослые, а потом предлагают ребенку два-три варианта.
Мария, мама Феди, 6 лет: «Разговор о личном телефоне возник летом перед первым классом, когда мы поняли, что нам с сентября важно быть на связи днем и на продленке. Для тренировки мы выдали сыну кнопочный телефон, убедились, что он умеет звонить и писать смски, а для игр и видео Федя продолжал пару часов в день использовать планшет. К августу сын прошел тест на ответственность: не потерял и не сломал телефон, не звонил нам без необходимости, брал трубку или перезванивал, когда звонили мы. Дальше договорились, что для школы купим простой смартфон и лимитируем Интернет, но он попросил более дорогую модель — и вложил в покупку пару тысяч из своих накопленных денег. Думаю, это хороший компромисс».
Как будет использоваться телефон?
Поговорите с ребенком, почему он хочет смартфон. Это важный вопрос! Для некоторых детей гаджет может стать статусной вещью, помогающей занять определенное место среди сверстников и, возможно, хвастаться дорогим подарком — и это снова повод поговорить о финансах, о том, почему «встречают по одежке, а провожают по уму», и что на самом деле важно в общении. Кто-то из детей увлекся блогерством, и им нужны качественная камера и программы обработки видео. Может быть, ребенок вместе с друзьями часто использует какую-то игру или приложение, и хочет играть чаще и больше: тогда первой вашей задачей будет проверить это приложение и оценить его с точки зрения безопасности и возрастных ограничений.
А что делать, если главная причина — «У всех уже есть телефоны, а у меня до сих пор нет»? Все же не стоит сбрасывать со счетов роль телефонов в социальной жизни детей: им важно поддерживать связь за пределами школы, чувствовать себя частью коллектива. Оцените объективно, действительно ли ребенку сложнее поддерживать дружеские отношения без телефона, и по результатам принимайте решение.
Елена, мама Саши, 7 лет: «Мы с мужем считали, что в первом классе телефон еще не нужен — в школу приводят родители, забирает бабушка, всегда можно позвонить учительнице, а у ребенка были детские „умные часы“ с голосовой связью. Когда Саша ныл, что он один в классе остался без телефона, наш строгий папа убеждал его, что „быть не как все“ — даже хорошо, что надо уметь противостоять „массовости“ и не обращать внимания на моду. Но потом на родительском собрании мы узнали, что Сашины хорошие друзья организовали чат и вместе делают проект по „окружающему миру“, и ему не хватает этих возможностей для полноценного участия. Смартфон теперь есть, а Интернет на нем мы включаем на ограниченное время после того, как сделаны уроки».
Готов ли ребенок к телефону?
Хотя не существует определенного возраста, сигнализирующего о готовности стать владельцем смартфона, или четких признаков, эксперты рекомендуют обращать внимание на некоторые характеристики зрелости. Например, долго ли живут игрушки, которые вы покупаете ребенку, или уже через неделю они ломаются и теряются? Знает ли ребенок, где лежат его вещи, и умеет ли поддерживать порядок в комнате? Есть ли у него чувство ответственности — например, может ли он без напоминаний кормить домашего питомца или убирать со стола, если вы об этом договорились? Умеет ли он следить за своими вещами или все теряют?
Еще один важный вопрос — онлайн-безопасность, «цифровые следы», которые мы все начали оставлять в эпоху развития Интернета. Чтобы показать ребенку, как это работает, вы можете, например, выполнить поиск по своим имени и фамилии и оценить результаты поиска: фотографии, места работы, подписки, комментарии, которые вы оставили к сообщениям или статьям. Убедитесь, что ваш ребенок понимает: что все, что вы делаете в Интернете, остается навсегда. Так что договоритесь, что личная информация о ребенке или семье не попадает в публичный доступ, службы отслеживания местоположения отключены, зато включены функции родительского контроля и блокировки нежелательных звонков и сообщений. В первые годы использования телефона не будет идти речи о конфиденциальности, и у родителей будет доступ ко всем приложениям, паролям и сообщениям.
Можно также договориться с ребенком о «контракте», в котором будет подчеркнуто, что телефон — это привилегия, а не право, и если какие-то важные правила его использования будут нарушены, родители могут его забрать. Запишите, когда и как телефон можно использовать (например, нельзя пользоваться во время еды или во время выполнения домашних заданий), можно ли самостоятельно загружать приложения, что делать, если гаджет потерян или сломан. Напомните о важности цифрового этикета: категорически запрещается отправлять запугивающие, смущающие, неприемлемые изображения или сообщения. Хотя невозможно охватить все сценарии, такие правила все равно полезны.
Объясните ребенку, что при любых сомнениях или вопросах он должен обратиться к вам, и заверьте его, что вы будете реагировать спокойно и обязательно поможете. Телефон, особенно первый, — это не просто гаджет для развлечения и пользы, это еще одна возможность научить детей делать выбор, принимать безопасные и разумные решения, нести ответственность.
Читайте также:
Как гаджеты влияют на здоровье и развитие детей?
Почему забирать у ребёнка телефон — это плохое наказание?
С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога
Фото: Shutterstock
советышкола
K-8 (5–12 лет)
Разговор с ребенком | Рост и развитие | Физическое развитие | Когнитивное развитие | Эмоциональное и социальное развитие
От поступления в школу до достижения половой зрелости, возраст от 5 до 12 лет — это время большого прогресса и развития для вашего ребенка. Хотя изменения могут быть более постепенными, мышление, эмоции и тело вашего ребенка будут продолжать развиваться.
Более частое общение со сверстниками делает вашего ребенка более подверженным заболеваниям. По этой причине важно, чтобы ваш ребенок продолжал посещать педиатра для регулярных осмотров и быть в курсе любых детских и подростковых прививок. Знайте, когда звонить врачу, если у вашего ребенка разовьется общее заболевание или если вы чувствуете, что у вашего ребенка может быть нарушение развития.
По мере того, как ваш ребенок становится более самостоятельным и проводит меньше времени дома, не забывайте устанавливать четкие границы и поощрять здоровые привычки, в том числе ложиться спать вовремя. Продолжайте читать ребенку и планируйте время, проводимое всей семьей, чтобы способствовать когнитивному и языковому развитию. Братья и сестры играют важную роль в развитии друг друга и построении отношений, поэтому необходимо решать любые проблемы, связанные с соперничеством между братьями и сестрами, по мере их возникновения.
Разговор с ребенком
По мере того, как личность, навыки и особые таланты вашего ребенка проясняются, находите новые возможности и поощряйте его или ее интересы. Предоставление положительного подкрепления позволяет вашему ребенку понять, что вы гордитесь его или ее достижениями, что, в свою очередь, может помочь повысить самооценку.
В этом возрасте в организме вашего ребенка происходят значительные изменения. Обязательно отвечайте на любые вопросы об изменении тела или эмоций вашего ребенка честно и открыто. Разговоры о сексуальности должны быть постоянными, чтобы ваш ребенок мог усвоить нужную информацию в нужное время.
Поговорите со своим ребенком о воздержании от табака, наркотиков и алкоголя до того, как он пойдет в среднюю школу, и помните, что вы являетесь для него лучшим примером. При необходимости постарайтесь бросить курить и пить только в умеренных количествах. Поддержание активного интереса к жизни и друзьям вашего ребенка поможет вам лучше распознавать признаки опасности.
Рост и развитие
Дети в возрасте от пяти до 12 лет постепенно прогрессируют более медленными темпами, чем в течение первых пяти лет жизни. Тем не менее, физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие может вызвать огромные изменения в вашем ребенке от одного возраста к другому.
Все дети разные. Всегда спрашивайте своего педиатра, если у вас есть вопросы или опасения.
Физическое развитие
Ваш ребенок будет продолжать наращивать силу и развивать мышечную координацию, что позволит ему или ей больше заниматься физическими упражнениями, от ударов по мячу до обучения танцам. Хотя все дети могут проявлять одинаковый интерес к спорту, крайне важно, чтобы вы поощряли физическую активность как часть распорядка дня вашего ребенка.
Примерно в возрасте 11 лет дети вступают в подростковый возраст и претерпевают ряд физических изменений. Незадолго до полового созревания у девочек происходит всплеск роста, который может временно привести к отставанию мальчиков в росте. У девочек также начнет развиваться грудь и начнутся месячные, а у мальчиков начнут расти волосы на лице. У обоих вырастут лобковые волосы.
Половая зрелость может начаться раньше или позже, в зависимости от ребенка. Во время этого перехода очень важно убедить вашего ребенка, что его или ее собственное развитие нормально, даже если друзья и сверстники переживают его с разной скоростью.
Когнитивное развитие
В возрасте от 6 до 10 лет дети лучше понимают и обдумывают некоторые элементы проблемы. Однако они по-прежнему склонны думать очень конкретно и только о вещах, которые могут испытать на себе.
После 10 лет мышление ребенка начинает развиваться и воспринимать более абстрактные и символические идеи. Он или она также лучше поймут последствия, даже если он или она могут еще не понять, как эти последствия повлияют на его или ее собственную жизнь.
Эмоциональное и социальное развитие
Покидая дом в школу, ваш ребенок столкнется с совершенно новым миром социального взаимодействия и ответственности. По мере того, как ваш ребенок формирует свои собственные социальные круги, важность создания и наличия друзей будет расти.
Примерно в возрасте 11 лет ваш подросток может начать проводить меньше времени с семьей и больше времени с друзьями или в своей комнате. Подросткам может быть трудно поддерживать самооценку, поскольку они справляются с эмоциональными и социальными изменениями, которые приносит половое созревание. Даже если ваш ребенок кажется сопротивляющимся, очень важно продолжать вовлекать его или ее в семейные прогулки и мероприятия.
Ваш ребенок 5-7 лет | ПРАВИТЕЛЬСТВО УЭЛЬСА
На этом этапе ваш ребенок вступит в свои первые несколько лет обучения.
На этом этапе ваш ребенок вступит в свои первые несколько лет обучения. Наблюдать за тем, как они пробуют новые виды деятельности, подбадривать их на спортивных соревнованиях и аплодировать им в школьных спектаклях, как правило, являются одними из самых ярких моментов для большинства родителей.
В этом возрасте у вашего ребенка будет развито сильное чувство независимости. Они будут общаться в основном с детьми примерно своего возраста и строить новые отношения и дружбу независимо от своей семьи.
Ниже представлена информация об этих этапах развития вашего ребенка и несколько советов о том, что вы можете сделать, чтобы поддержать своего ребенка. Ваш ребенок может делать некоторые вещи раньше или позже, чем это предлагается здесь.
Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, обратитесь к патронажной сестре, семейному врачу или в учреждение/школу Foundation Phase.
В возрасте от 5 до 6 лет ваш ребенок может:
- Уметь правильно держать ножницы и вырезать ими фигурки из бумаги.
- Уметь рисовать более узнаваемые изображения, такие как дома, автомобили, цветы и люди.
- Уметь написать одну или две буквы в своем имени, а также распознать и подпевать песенке с алфавитом.
- Начните исключать других детей во время игры, поскольку начинают формироваться регулярные дружеские отношения. Они могут склоняться к дружбе с детьми того же пола. Они также могут испытывать сильную потребность в том, чтобы их принимали сверстники, и ощущение, что их «обходят стороной», может их расстроить.
- Уметь писать маленькие слова, такие как «собака», «кошка», «мама» и «папа», и различать строчные и заглавные буквы. Для детей этого возраста нормально писать определенные буквы задом наперед.
- Вспомните истории и начните разыгрывать их со своими игрушками или попросите вас разыграть по ролям.
- Начните узнавать рифмы в книгах и песнях.
- Ешьте больше, так как они сжигают больше энергии в течение полных дней в школе без дневного сна.
- Устали и вам нужно больше «тихого» времени, чтобы обработать свой день; они могут стать более раздражительными на некоторое время, когда привыкнут к полному рабочему дню.
В возрасте от 6 до 7 лет ваш ребенок может:
- Уметь завязывать шнурки
- Уметь считать до 100 и считать несколько цифр в обратном порядке.
- Уметь выполнять некоторые базовые математические операции, такие как сложение «1 яблоко к 2 яблокам дает 3 яблока», и сможет определить, когда число больше, чем другое число.
- Уметь называть свое полное имя и знать свой возраст, день рождения и место жительства.
- Уметь придумывать рифмы и получать удовольствие от простых шуток.
- Иметь средний словарный запас более 5000 слов.
- Уметь читать до десяти простых и знакомых слов, таких как «кошка» и «собака», и читать несколько простых книг. Они могут копировать короткие слова и писать знакомые слова без посторонней помощи.
- Уметь прыгать на обеих ногах, подпрыгивать, прыгать обеими ногами, устойчиво ходить по низким стенам или балкам, ловить мяч руками, а не руками, и, возможно, уметь ездить на велосипеде со стабилизаторами или без них.
Советы по поощрению и поддержке развития вашего ребенка
- День в школе может быть утомительным для вашего ребенка и может привести к раздражительному поведению. Обнимайте ребенка, уделяйте ему индивидуальное внимание и поощряйте тихие, успокаивающие занятия. Вы также можете рассмотреть возможность установления последствий, если они ведут себя не так, как вам хотелось бы.
- Проявляйте интерес к тому, что говорит ваш ребенок. Это позволит вашему ребенку понять, что он важен для вас. Поощряйте их к разговору, используя открытые вопросы, такие как «Расскажи мне, что самое лучшее в твоем дне?»
- Попросите их придумать новые окончания своих любимых историй, чтобы развить их творческое мышление.
- Старайтесь придерживаться распорядка и посещайте знакомые места, которые обеспечивают вашему ребенку безопасность. Они столкнутся со многими новыми проблемами и будут чувствовать себя комфортно в безопасности вещей, с которыми они чувствуют себя знакомыми.
- У них начнут выпадать молочные зубы, поэтому важно посещать стоматолога каждые 6 месяцев и поощрять здоровую чистку зубов два раза в день.
- Поощряйте их быть более активными, участвуя в том, что им нравится, например, в футболе или плавании. Это поможет им сохранить здоровье, лучше спать и получать удовольствие от активности с раннего возраста, что поможет им по мере взросления.
- Они все еще развиваются и учатся приспосабливаться. Истерики, гнев и разочарование все еще случаются; это совершенно нормально.
- Поговорите со своим ребенком о его чувствах. Это помогает им выразить словами эти чувства.
- Постарайтесь выделить время для игр, так как в этом возрасте это все еще очень важно. Позвольте вашему ребенку выбрать, как он хочет провести это время, и найдите время, чтобы присоединиться к нему. Это даст вам возможность войти в их мир и узнать, что они думают и чувствуют.
- Постарайтесь, чтобы игровое время работало на вас, когда все занято. Попросите их помочь вам с простыми задачами, такими как уборка, раскладывание одежды или накрытие на стол, возможно, делайте это под музыку или во время пения. Привлечение их к помощи по дому поможет им почувствовать себя взрослыми и поддержит позитивное поведение.
- Постарайтесь сократить время, проводимое перед телевизором или за планшетами и телефонами. Вы можете проводить время со своим ребенком, используя приложения, которые развивают его навыки. Национальный фонд грамотности предлагает широкий выбор бесплатных приложений для загрузки http://literacyapps.literacytrust.org.uk/ (Внешняя ссылка)
- Здесь есть много замечательных источников информации с песнями, книгами и играми, которые помогут им в чтении и письме:
- Слова жизни (Внешняя ссылка)
- Читайте дальше. Садись (Внешняя ссылка) и,
- Образование начинается дома Страница Facebook (Внешняя ссылка).
Что не работает
- Шлепки не работают. Это может превратить события в крупную битву. Это может научить вашего ребенка тому, что можно бить кого-то моложе его.
- Избегайте унижений. Если ваш ребенок слышит слишком много оскорблений, это может повлиять на его самооценку. Вместо этого старайтесь поощрять усилия.