Содержание

Что делать, если ребенок 5 лет кричит? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Знаете, как бывает: ребенок радуется — кричит, плачет — кричит, обиделся — кричит, испугался — кричит. Что может таким образом выражать пятилетка? Размышляем вместе с семейным психологом Наталией Матвеевой.

У детей пяти лет, как и у других детей и даже взрослых, очень большой спектр проявляемых чувств. Радость, горе, обида, страх, негодование… И одни их выражают как-то более или менее привычно, а другие — очень бурно. Бывают такие дети, которых всегда чуть слышнее, чем остальных. Почему это происходит?

Думаю, что громче ребенок начинает что-то выражать, когда его не слышат. И если крик тревожит родителей, могу предположить, что этот крик может быть направлен на них самих. Таким образом ребенок может заявлять о своих проблемах.

Возникает вопрос: что с этим делать? Попытайтесь понять, почему ребенок решил, что так кричать можно. Как у вас дома обозначаются просьбы? А как — обиды, гнев, несогласие с чем-то? Если домашние кричат, ребенок тоже будет так выражать свои эмоции.

А возможно, такое поведение он принес из детского сада. Например, увидел, что криком кто-то чего-то требует. Почему бы тогда ему не повторить то же самое? Особенно если это увенчалось успехом. Он закричал раз, закричал два. И смотрит: «оп, раньше не обращали на меня внимания, когда я что-то просил, а тут я как закричал, все сразу прибежали». И даже если шоколадку не дали, то дали по попе, чтобы не кричал так. Тоже вроде бы знак внимания.

Итак, важно разобраться, почему ребенок начал так себя вести, у кого он перенял такую манеру общения, чего он этим хочет добиться.

Вторая версия: часто дети очень феерично выражают свои эмоции. На то они и дети. Но такие их проявления могут пресекаться. «Это неприлично». «Не кричи так, я устал». «Что ты так громко ревешь, ты же мальчик». Постоянное «погашение» эмоций приводит только к тому, что они накапливаются — и рано или поздно выплескиваются еще более бурно.

Большая боль — видеть, когда детей не слышат. И это третья версия. Сколько раз на улице замечала такую картину: мама в телефоне, а ребенок ее дергает: «Мам! Мам! Мам!» Он что-то хочет показать, чем-то хочет поделиться. Но его даже не пытаются услышать. Что остается? Только кричать. А потом он получает по попе, потому что кричит слишком громко, привлекает внимание людей и позорит мать.

Конечно, надо учить детей границам приличия. Где можно громко говорить, где нельзя. Но все равно должно оставаться пространство, где малыш может покричать. Ему нужно создавать такое пространство. Говорят: «Не кричи, ты не в лесу». Так сходите вместе в лес и покричите там. И вообще будьте вместе, хоть иногда. Если это радость, радуйтесь вместе с ребенком. Можно обниматься, скакать, кидать подушки. Если у него горе, то дайте выплакаться, побыв рядом, а не первым делом добиваясь того, чтобы все было тихо и «прилично». Когда мама рядом и замечает меня, мои чувства, тогда мне не надо кричать слишком громко — чтобы она услышала.

Подготовила Анна Ершова

Развитие детей 5 6 лет

840

В этой статье мы разберем, что должен знать ребенок к 5 годам, чему предстоит научиться в промежутке от 5 до 6 лет, а так же игры, которые в этом помогут даже самым занятым родителям. 


Педагоги и детские психологи разбивают критерии нормы развития на подпункты: внимание, память, речь, мышление, мелкая моторика, окружающий мир, математика. С помощью такого подхода, родителям и педагогам легче увидеть, все ли развито гармонично, либо что-то «проседает». 5 лет — идеальный возраст, чтобы не упустить пробелы в знаниях, а так же закрыть их без лишней спешки до школы.  


Внимание и память к 5 годам


По сравнению с 4-х летним малышом, к 5 годам у ребенка происходит большой скачок в развитии внимания и памяти. В этом возрасте следует уделять больше времени играм на тренировку внимания и памяти. Итак, к 5 годам ребенок:


  • Способен выполнять задания в течение 15 минут, не отвлекаясь.
  • Находит отличие между картинками.
  • Запоминает до 10 картинок.
  • Легко запоминает и воспроизводит считалочки, четверостишия, небольшие загадки.

Игры на развитие внимания и памяти


«Запретное слово». Интересная, простая и полезная игра, для которой не нужна особая подготовка. Правила игры: есть одно запретное слово, например, «белый». Далее ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Отвечая на вопросы нельзя использовать запрещенное слово, игроку нужно выкручиваться. Например: Какого цвета снег? (Белый — запрещенное слово, ребенку предстоит подумать, как можно описать снег другими словами). Так же есть аналогичная игра — «Запрещенное движение». Например, делаете зарядку или танцуете, ребенок повторяет все движения за взрослым, кроме запрещенного.


«Бабушка укладывает в свой чемодан» — взрослый начинает: «Бабушка укладывает в свой чемодан…пижаму», затем ход переходит к ребенку, он повторяет то, что сказал взрослый и добавляет свое слово, ход опять переходит, и действие повторяется. Игра развивает память. 

Так же на развитие внимания и памяти отлично подходят игры «Найди отличия», «Найди пару», «Найди лишние» и «Что пропало». Суть игр похожа, ребенку предстоит запомнить, сравнить, найти лишнее или то, что убрал взрослый — зависит от игры. В эти игры можно играть с тем, что под рукой. 


Мышление и речь ребенка в 5 лет 


  • К этому возрасту в речевом арсенале ребенка не менее 1000 слов, он способен строить фразы из 5-8 слов.
  • Ребенок знает какие бывают: профессии, части тела, животные, растения.
  • Малыш может рассказать кто он, где живет, кем работают его родители и т.д.
  • Грамотно склоняет слова, не путает окончания, умело пользуется предлогами. 
  • Объясняет различия между предметами, находит лишние, объясняет явления.
  • Отгадывает загадки с помощью образного мышления.
  • Способен самостоятельно собирать пазлы, аппликации, а так же складывать оригами по образцу (повторяя действия взрослого), вырезать из бумаги сложные фигуры. 

Игры на развитие мышления и речи


Оригами — японское искусство создания фигур из бумаги. Складывать из бумаги простую фигурку — не только интересно проводить время и развивать моторику, но и учить ребенка выполнять задания по образцу, развивать пространственное и образное мышление. Начните с простых фигур — кораблик (если смажете его воском, он прослужит на воде дольше), собачку, кошку, цветок или жабу. 
«Отгадай по писанию» — это как крокодил, но только словами. Ребенку нужно описать предмет, явление природы или даже целое словосочетание словами и наводящими вопросами. Например: Свеча горит. Что мы зажигаем, если отключат электричество? (свеча). Что делает огонь? (горит) = свеча горит и т.д.
Загадки — сами по себе универсальный способ на развитие речи и мышления. 

Мы уже писали об играх для развития речи. Возможно, они вам пригодятся. Ищите их здесь.


Мелкая моторика и навыки самообслуживания


  • Ребенок к 5 годам должен застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умело пользоваться ложкой и вилкой, а так же одеваться и раздеваться самостоятельно.
  • Ребенок должен различать левую и правую руку.
  • Выполнять задания на штриховку, не выходя за края фигуры, а линии штриховки должны быть ровными. 
  • Малыш должен обводить фигуры и разукрашивать их, не выходя за края.

Игры на развитие мелкой моторики


Пальчиковая зарядка — один из лучших способов развития мелкой моторики. Один из вариантов: 2 руки задействованы одновременно, пальцы, начиная от мизинца, соприкасаются с большим пальцем. Мизинец — большой палец, безымянный — большой, средний — большой, указательный — большой, затем в обратном порядке, увеличивая темп. Для сложности можно присоединять к занятиям любые четверостишия, повторять их во время выполнения упражнения. 
Театр теней — вам понадобится темнота и фонарик. Научите ребенка разным простым комбинациям, чтобы на стене у него получался волк, заяц или лисичка. 

Больше игр для развития моторики вы найдете здесь.


Окружающий мир и математика для ребенка 5 лет


  • Ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды: их названия, форму, когда созревают.
  • Знать название животных и их детенышей, насекомых и как они двигаются (бабочка — летает и т.д).
  • Различать времена года, узнавать их на картинках, а так же называть их приметы.
  • Малыш различает лево — право, верх — низ, над — под.
  • Знает цифры от 0 до 9, и способен расставить от 1 до 5 в верном порядке.
  • Знает, что такое больше, меньше, равно и умеет ориентироваться в этом, т.е. может сравнить количество предметов. 

Игры для развития математических понятий и представлений об окружающем мире


Одна из самых лучших игр на этот возраст — графический диктант. Он одновременно развивает понятия об окружающем мире, учит счету, закрепляет понятия лево — право и т.д.
«Что кому?» — вы называете профессию, а ребенок рассказывает какие предметы нужны для нее. Например, парикмахер — ножницы, расческа, фен и т.д. Затем малыш рассказывает, что делать с названными предметами.
Головоломки — прекрасный вариант для развития математических способностей. Главное правило — следите, чтобы задачи соответствовали возрасту ребенка, не выбирайте слишком простые или сложные задачи. 

Подробно о математических играх мы писали здесь.


Развивать ребенка — не всегда простое занятие, особенно для занятых родителей. Поэтому мы создали платформу «Разумейкин» с развивающими онлайн-занятиями в игровой форме. Вам остается лишь выбрать категорию и приступить к заданиям.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также

Математика для дошкольников: чему учить и с чего начать

Головоломки для детей: зачем нужны и с какого возраста играть?

Ребенок не играет с другими детьми — почему и что делать?

Ориентируемся в пространстве: игры для дошкольников

Вехи развития — ваш ребенок в 5 лет

Вехи развития — ваш ребенок в 5 лет | Беременность Рождение и ребенок

начало содержания

6-минутное чтение

Слушать

Поздравляем! Ваш малыш уже не младенец, а ходячий, говорящий, вдумчивый человек в своем мире. К своему 5-летнему дню рождения многие дети уже начинают ходить в школу и, вероятно, будут с интересом взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в своей жизни.

К настоящему моменту вы уже заметили, что дети отличаются друг от друга и достигают своих этапов развития в разное время. Тем не менее, как правило, они должны достигать вех в течение нескольких месяцев после своих сверстников. Если ваш ребенок не достиг всех этапов, возможно, вам просто нужно дать ему немного больше времени. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите с его врачом, учителем или детской медсестрой.

Вашему дошкольнику по-прежнему требуется от 10 до 13 часов сна в течение 24-часового периода, который может включать или не включать дневной сон. Важно привить хорошие привычки сна, которые помогут им на протяжении всей жизни. Это может включать регулярный ритуал отхода ко сну (например, принятие ванны и чтение книги), предсказуемое время отхода ко сну и регулярное время пробуждения. Также лучше избегать экранов перед сном. Если вам приходится будить ребенка по утрам, а он раздражителен или переутомлен в течение дня, возможно, вашему ребенку нужно больше сна.

Время приема пищи может стать прекрасной возможностью посидеть вместе с ребенком, не отвлекаясь. По возможности старайтесь вместе есть разнообразную здоровую пищу и беседовать с ребенком о том, как прошел день. К 5 годам ваш ребенок уже может помогать, накрывая на стол или подавая еду.

Физическое развитие и развитие навыков

Игра — важный способ обучения вашего ребенка. Дошкольники продолжают получать удовольствие и развивать навыки:

  • играя в вымышленные или «притворные» игры
  • пение, танцы и актерское мастерство
  • прыгать, прыгать назад и прыгать во время бега
  • метание, удары ногами и ловля мячей
  • качание и карабканье

Дома ваш 5-летний ребенок обнаружит, что одеваться, ходить в туалет, принимать ванну и чистить зубы (под присмотром) становится проще. Они будут уверенно пользоваться вилками и ложками и могут использовать ножи для простых задач.

Они также будут улучшать свои навыки мелкой моторики, например, пользоваться скрепками или безопасными для детей ножницами, писать буквы и свое имя и рисовать людей с 8–10 частями тела.

Эмоциональные вехи

Ваш ребенок, скорее всего, будет чувствовать себя более спокойно, находясь вдали от вас, особенно если это игра с другом. К настоящему времени ваш ребенок узнает о ценности друзей и будет чувствовать себя хорошо, когда их друзья счастливы.

Они могут начать вести себя так, чтобы поддержать дружбу, например, извиниться и согласиться с правилами. Но даже дети, которые счастливы быть вдали от родителей в течение коротких периодов времени, могут беспокоиться о поступлении в детский сад или школу.

Прочитайте о поступлении в школу.

Хотя иногда ваш дошкольник может показаться требовательным, вы, вероятно, заметите, что по мере того, как его способность к общению улучшается, он реже закатывает истерики.

Вехи мышления и общения

Дошкольники узнают разницу между фантазией и реальностью. Они учат и используют еще сотни слов в предложениях из 6 и более слов и могут по очереди разговаривать с группой людей и рассказывать анекдоты. Они начинают рассказывать истории о том, что с ними случилось, хотя детали могут быть не в том порядке.

К 5 годам дошкольники обычно могут:

  • понимать значение противоположностей («высокий» и «низкий», «темный» и «светлый»)
  • определить цифры и буквы не по порядку
  • считать до 10
  • говорить об идеях и чувствах
  • определить несколько цветов
  • используйте больше связующих слов, таких как «когда» и «но», а также прилагательные, такие как «смешно» или «красиво»
  • понять и начать использовать слова для объяснения более сложных эмоций, таких как «замешательство» или «разочарование»
  • используют слова, чтобы объяснить, что происходит в их мозгу, например, «не знаю» или «не могу вспомнить»

Некоторые дети начинают рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего уже к пятому дню рождения. Ваш пятилетний ребенок может начать скрывать правду или даже лгать, что не является чем-то необычным. Например, они могут сказать: «Я этого не делал», если думают, что у них будут проблемы из-за того, что они сделали. Это не потому, что они хотят солгать, а потому, что они могут чувствовать смущение или страх и не знают, как справиться с этим чувством.

Они начинают понимать разницу между мальчиками и девочками и могут играть в «мам и пап». Их любопытство к своему телу и телу своих друзей может иногда приводить к детской сексуальной игре. Это нормально, но если вас беспокоит то, как ваш ребенок ведет себя или говорит о сексуальных играх или о своем теле, поговорите со своим врачом или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.

Узнайте больше о развитии речи у детей.

Помощь в развитии вашего ребенка

Ваш ребенок учится, исследуя и переживая новые ситуации, поэтому полезно, если вы позволяете им это делать, даже когда кажется, что они немного борются. Будьте полны энтузиазма и волнения по поводу того, что ваш ребенок пойдет в школу, и постарайтесь не сообщать ему, если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, что он пойдет в школу или приспособится к ней.

Вы также можете:

  • поощрить игры, требующие энергии — драки, бег на свежем воздухе и игры с мячом
  • найдите время для творческой игры с красками, ручками или мелками; музыка, музыкальные инструменты или игрушки; переодевания и танцы; и другие поделки
  • читать, петь и рассказывать с ними стишки
  • поощряйте их играть в игры, которые помогают развивать социальные навыки, такие как совместное использование и чередование
  • готовьте вместе с ребенком

Если вас это беспокоит

Если у вас есть вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом или детской медсестрой. Вам следует обратиться к врачу, если ваш 5-летний:

  • не развивает разговорные навыки
  • , похоже, не понимает команд, состоящих из трех частей, таких как «возьми свою книгу, положи ее на стол и сядь со мной»
  • не хочет играть с другими детьми
  • большую часть времени кажется напуганным, несчастным или грустным
  • действует агрессивно без видимой причины
  • легко отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться дольше нескольких минут
  • не притворяется во время игры
  • много спотыкается, не может стоять на одной ноге более 2-3 секунд или плохо ловит предмет
  • , кажется, не может использовать мелкие предметы, такие как карандаши или безопасные для детей ножницы
  • не может ни есть, ни одеваться
  • не может копировать или рисовать простые изображения
  • не имеет явных предпочтений в пользу правой или левой руки
  • плохо видит или слышит
  • больше не могут делать то, что могли делать когда-то

Прививки

Когда вашему ребенку исполнится 5 лет, прививки делать не нужно. Узнайте больше о прививках и сроках их проведения.

Источники:

Центры по контролю и профилактике заболеваний
(Важные вехи: вашему ребенку в пять лет) ,
Департамент здравоохранения
(Расписание Национальной программы иммунизации) ,
Сеть «Воспитание детей»
(4-5 лет: развитие дошкольника) ,
Сеть «Воспитание детей»
(Поступление в школу: зачисление и подготовка ребенка) ,
Сеть «Воспитание детей»
(Развитие языка: 4-5 лет)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: октябрь 2021 г.

Наверх

Связанные страницы

  • Вехи развития — ваш ребенок в 4 года
  • Вехи развития — ваш ребенок от 18 до 24 месяцев
  • Вехи развития — ваш ребенок от 12 до 18 месяцев
  • Вехи развития — ваш ребенок в 3 года

Нужна дополнительная информация?

Развитие ребенка от 3 до 5 лет I Начальные блоки

Узнайте об основных этапах развития вашего ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.