Понимание развития ребенка: Возраст 3-5 лет

Доктор Сара Маклин,
Австралия,
август 2020 г.

Относится к
Развитие ребенка,
Психическое здоровье ребенка,
Трудности и задержки в развитии,
травма,
Травма, тяжелая утрата, утрата и горе

Сводка ресурсов

Загрузить ресурс для печати

Этот ресурс является частью серии Emerging Minds: National Workforce Center for Child Menth Health, в которой излагаются ключевые проблемы развития и опыт детей с рождения до 12 лет. Основное внимание в нем уделяется опыту развития младенцев и детей в возрасте 3-5 лет, дается краткое описание того, как неблагоприятные события могут возникнуть у ребенка этого возраста, и как взрослые могут поддержать ребенка, подвергшегося воздействию разрушительные жизненные события.

Содержимое

  1. Вступление
  2. Типичное развитие для детей 3-5 лет
  3. Реакция детей на невзгоды, травмы и потери
  4. Детский опыт родительских трудностей
  5. Признаки дистресса у детей и как они могут попытаться справиться
  6. Как поддержать детей и их семьи

Дети развиваются в контексте своего родственного и социального окружения. С конца 1950-х годов исследования развития документировали когнитивное, социальное, эмоциональное и моральное развитие детей, чтобы лучше понять их опыт (например, Bruner, 19).66; Пиаже, 1957; Пиаже и Кук, 1952 г.; Зиглер, Делоаш и Айзенберг, 2003 г.; Выготский, 1978; Уодсворт, 2004). Несмотря на некоторое разнообразие способов описания развития детей, большинство исследователей сходятся во мнении, что дети, как правило, проходят через относительно предсказуемые этапы развития, овладевая все более сложными когнитивными, социальными, языковыми и эмоциональными навыками регуляции по мере взросления.

Стадия развития ребенка определяет, как он воспринимает мир, насколько, по его мнению, он может влиять на свой мир и как он понимает происходящие с ним события. Практикам важно понимать путь развития ребенка, чтобы они могли реагировать на детей наиболее полезным образом.

Типичное развитие для детей 3-5 лет

Дети на этом этапе обычно эгоцентричны в своем понимании мира. Это означает, что они верят, что мир вращается вокруг них. Им действительно трудно увидеть мир с точки зрения другого человека, и они часто предполагают, что другой человек испытывает те же чувства, что и они.

На этом этапе детское мышление скорее «волшебное», чем логическое. Им также трудно отделить факты от фантазий. Это может означать, что у детей прекрасное воображение, они верят, что все, что они хотят, может сбыться. Они, вероятно, считают себя виновниками особых событий из-за своего принятия желаемого за действительное. Однако, если случается что-то плохое, они могут автоматически предположить, что это также связано с их мощными способностями. У них также очень ограниченное понимание таких понятий, как постоянство или временный характер событий. Вероятно, это означает, что они верят в то, что важные события, такие как смерть, обратимы, а не постоянны.

Дети в возрасте 3–5 лет учатся взаимодействовать в обществе и использовать язык как средство общения с другими людьми. На этом этапе ребенок должен уметь взаимодействовать со взрослыми и составлять простые предложения, которые в значительной степени понятны, хотя он, возможно, не полностью усвоил правила грамматики. Дети могут понимать основные понятия, такие как цвет, размер и форма, и их способность использовать язык для поддержки воображаемой и творческой игры растет.

Дети в возрасте от трех до пяти лет могут использовать простой язык для распознавания и обозначения эмоций других людей (например, «счастливый» или «грустный»). Они могут быть в состоянии ответить на простые вопросы, такие как «что вы видите?» или «что происходит дальше?»; но еще не в состоянии заниматься саморефлексией. У них растет чувство справедливости, но они все еще могут полагаться на взрослых как на образец для подражания и укреплять соответствующее социальное поведение.

Ниже перечислены некоторые ключевые вехи развития, которые вы ожидаете от ребенка на этом этапе развития.

В возрасте 3–5 лет ребенок обычно может:

  • использовать более полный набор звуков речи, и его речь становится более четкой. Однако ясность и использование грамматики все еще развиваются. Ребенок может участвовать в разговоре со взрослыми или другими детьми и правильно использует личные местоимения («я», «мы» и «я»)
  • создают короткие предложения и используют язык, чтобы узнать об окружающем мире. Они могут спрашивать о настоящем, а также о прошлых и будущих событиях
  • выполнять команды, состоящие из трех частей, считать до 10 и понимать понятия «одинаковые» и «разные»
  • самостоятельно одеваться и раздеваться с некоторой помощью
  • ходить вверх и вниз по ступенькам без посторонней помощи, раскачиваться и карабкаться, прыгать на одной ноге и, возможно, прыгать
  • нарисовать человека из четырех частей и разрезать по линии ножницами
  • проявляют интерес к социальному взаимодействию; и
  • определить, когда другие грустят или счастливы.

Реакция детей на невзгоды, травмы и потери

Хотя никогда не бывает «хорошего» времени для переживаний травм и потерь, 3-5 лет могут быть особенно трудным возрастом для детей, чтобы справиться с неблагоприятным опытом. Это связано с тем, что дети этого возраста с большей вероятностью создают внутреннее повествование о событиях, в котором они обвиняют себя в происходящих плохих вещах (из-за их эгоцентрического восприятия мира). Кроме того, у них может не быть четкой памяти о важных событиях, а воспоминания могут быть закодированы и вызваны как телесные ощущения, а не визуальные воспоминания, которые можно описать с помощью языка. Плохие события могут быть усвоены и спутаны с плохими чувствами. Эгоцентрическое мышление означает, что безвозвратная потеря любимого человека может восприниматься как личное отвержение из-за склонности ребенка верить, что мир вращается вокруг него (McLean, 2019).).

Детям в этом возрасте может быть трудно понять постоянную природу любых изменений, вызванных травмой, смертью или потерей. Для ребенка этого возраста характерно спрашивать, когда умерший человек или домашнее животное возвращается домой. Им, возможно, придется задавать повторяющиеся вопросы о травмах и потерях, чтобы обработать и в конечном итоге понять эти события.

Детский опыт родительских трудностей

Многие семьи сталкиваются с целым рядом невзгод, включая проблемы, связанные с психическим заболеванием родителей, употреблением психоактивных веществ и алкоголя, нестабильностью жилья и финансовыми трудностями. Дети по-разному переживают эти проблемы, отчасти из-за различий в их понимании, осмыслении и потребностях в развитии.

Дети в возрасте 3-5 лет вряд ли смогут смотреть на вещи с чужой точки зрения, а значит, им будет сложно понять, через что проходит их родитель. Они могут испытывать сильные чувства гнева и разочарования по отношению к своим родителям, если их потребности не удовлетворяются. Их эгоцентрическое мировоззрение будет означать, что они, вероятно, будут персонализировать семейные и родительские трудности, интерпретируя родительское поведение с точки зрения личного отвержения или недостойности («плохие вещи случаются, потому что я плохой»).

Рутины и ритуалы заземляют и дают ощущение предсказуемости для ребенка этого возраста. Когда семейный распорядок нарушается из-за родительских проблем, дети могут глубоко это чувствовать, и это может значительно увеличить тревожность ребенка. Дети этого возраста также могут винить себя за плохие события из-за своего чувства всемогущества и зависимости от магического мышления.

Признаки дистресса у детей и как они могут попытаться справиться

Поведенческие последствия травмы или потери могут, скорее всего, проявляться в виде страха разлуки, ночного недержания мочи, проблем со сном и регрессии в кормлении или других навыках самостоятельности. Дети очень часто теряют навыки, которые они ранее освоили, и действуют более требовательно и по-молодому в ответ на травматическое горе, утрату и невзгоды.

Дети могут испытывать повышенную потребность в поддержке во времена перемен, невзгод и потерь. Это может привести к увеличению проблемного поведения как средства поиска уверенности, последовательности и поддержки со стороны взрослых. Требование внимания взрослых может быть способом для детей проверить свой страх быть покинутым, а также ограниченность и надежность взрослых, которые о них заботятся.

Как поддержать детей и их семьи

В это время может быть полезно сохранить как можно больше рутины и порядка. Дети, скорее всего, почувствуют влияние травмы, смерти или утраты на установленный ими распорядок дня, ритуалы и ежедневный уход. Может быть полезно объяснить детям, кто будет нести ответственность за заботу о них с точки зрения их основных потребностей, и как это повлияет на любой установленный распорядок дня. Детям в этом возрасте будут полезны вмешательства, которые подчеркивают постоянство, повторение, ритмичные и успокаивающие прикосновения и комфорт. В случае потери из-за развода родителей или смерти близкого человека эти ритуалы могут включать память или напоминание о значимом человеке.

В этом возрасте дети выражают свои чувства в игре. Может быть полезно предоставить им доступ к материалам и игрушкам, которые могут помочь им выразить свои чувства по поводу значимых событий: например, игрушки, которые выражают ряд эмоций, такие как пластиковые игрушечные львы, чтобы выразить «сердитые» или «страшные» чувства. ; кошки для представления «безопасных» или «любящих» чувств и т. д. Картинки счастливых и грустных лиц и сборники рассказов также можно использовать в качестве подсказок для создания детского словаря «чувств».

Родительское время и внимание также важны на этом этапе развития ребенка. У детей быстро развивается любопытство к миру, но в то же время они остаются эгоцентричными в своих взглядах. Потеря родительского внимания в это время может ослабить любопытство ребенка и воспринять его как низкую самооценку.

Может быть полезно помочь родителям создать пространство для игр под руководством ребенка и выделить некоторое время, в течение которого они смогут полностью удовлетворить любопытство своего ребенка посредством деятельности под руководством ребенка. Это не обязательно должен быть большой отрезок времени — даже пять минут безраздельного внимания 3-4 раза в неделю могут иметь большое значение для благополучия ребенка — но это должно быть то, что родитель может поддерживать.

Родителям можно помочь распознать детские страхи и поведение как поиск успокоения и понять причины, по которым дети могут регрессировать к боязливому и требовательному поведению в трудные времена. Вы можете помочь родителям понять, что если они сейчас отреагируют эмпатически, поведение детей будет меньше влиять на них позже.

Адаптировано из:

McLean, S (2016). Потребности детей в привязанности в контексте ухода вне дома . Ресурс для практиков CFCA. Мельбурн: Австралийский институт семейных исследований. Доступна здесь.
Маклин, С. (2018). Вехи развития ребенка: руководство для приемных родителей . Аделаида: Университет Южной Австралии. Доступна здесь.
Маклин, С. (2019). Воспитание травмированных детей с отклонениями в развитии: стратегии, помогающие вашему ребенку в сенсорной обработке, развитии речи, исполнительных функциях и сложном поведении . Лондон: Издательство Джессики Кингсли.

Ссылки

Институт Аргус. (2011). Соображения, связанные с развитием детского горя . Доступна здесь.
Брунер, Дж. С. (1966). К теории обучения . Кембридж: Белкапп Пресс.
Материнский и ранний возраст. (2011). Развитие речи и языка – что ожидать от 3-5 лет . Доступна здесь.
Пиаже, Дж. (1957). Конструирование реальности у ребенка . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Издательство Международного университета.
Зиглер, Р. С., ДеЛоаш, Дж. С., и Айзенберг, Н. (2003). Как развиваются дети . Нью-Йорк: Стоит.
Выготский Л.С. (1978). Психика в обществе: Развитие высших психических процессов . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Уодсворт, Би Джей (2004). Теория когнитивного и аффективного развития Пиаже: основы конструктивизма . Нью-Йорк: Лонгман.

Вверх Далее:
Типовое развитие для детей 3-5 лет

Продолжить чтение

Предыдущий

Развитие мозга ребенка в возрасте от 3 до 5 лет

  1. Дом
  2. Развитие моего малыша
  3. Дети
  4. Развитие от 3 до 6 лет
  5. Развитие мозга вашего ребенка: от 3 до 5 лет

Почему социализация играет ключевую роль, начиная с 3 лет.

Если кажется, что ваш ребенок усваивает новый навык каждый раз, когда вы поворачиваетесь, чтобы проверить его, вы не совсем ошибаетесь. Дети дошкольного возраста находятся в периоде чрезвычайно быстрого развития мозга, питаемого двумя одновременными процессами: «синаптогенезом» и «миелинизацией».

Синаптогенез связывает нейроны в сложные сети посредством создания новых синапсов в мозгу. Между тем, миелинизация покрывает нервы жировой защитной оболочкой, которая обеспечивает более быструю передачу сигналов мозга.

Созданная сложная, все более эффективная сеть обеспечивает быструю связь между различными областями мозга. Это делает вашего ребенка еще более готовым и стремящимся узнать все и вся, от нового слова до новой песни и новой концепции о том, как устроена Вселенная.

Вот несколько способов, которыми вы можете прямо сейчас наблюдать за развитием мозга вашего ребенка.

Развитие мозга ребенка: когнитивные навыки

Мозг ребенка растет в заранее запрограммированной последовательности снизу вверх, от ствола мозга, который контролирует самые основные функции организма, до коры, которая управляет самым сложным мышлением.

Эксперты сходятся во мнении, что в развитии мозга бывают критические периоды, когда маленькие дети особенно чувствительны к окружающей среде (которая включает в себя все, от надлежащей стимуляции до получения надлежащего питания) для обучения. Отсюда когнитивные достижения — это вопрос стимуляции нейронов и их связей, что укрепляет их и расширяет их функциональность.

Хотя большинство детей не умеют читать к 5 годам, в возрасте от 3 до 5 лет они учатся распознавать буквы и ассоциировать их со звуками. Показывая ребенку азбуку, произнося буквы вслух, он должен использовать как минимум три разные области коры для обработки этой информации.

В частности, зрительная кора сортирует символы, которые видит глаз вашего ребенка. Область, называемая угловой извилиной, связывает эти символы со звуками букв. Между тем, область Вернике — это место, где устанавливается связь с пониманием.

Развитие мозга ребенка: двигательные навыки

По мере того, как ваш ребенок становится более проворным — бегает, прыгает, лазает и учится выполнять все более сложные трюки — его мозг продолжает оттачивать процессы, которые являются ключевыми для равновесия и координации.

В дошкольном возрасте у вашего ребенка развиваются исполнительные функции, которые контролируют память, синхронизацию и последовательность действий. Эти способности необходимы для более сложных физических действий, таких как езда на велосипеде, бросание и ловля мяча. Повторение является ключом к этому продвижению; нейронные связи укрепляются за счет многократного и непрерывного использования движений как крупных, так и мелких мышц. Вы сами увидите этот прогресс, когда ваш ребенок начнет ходить задом наперёд, прыгать на одной ноге.

В этом возрасте мелкая моторика также становится более важной, так как ваш ребенок учится писать, рисовать, строить и творить таким образом, что его руки должны делать именно то, что говорит им его мозг.

Развитие мозга ребенка: навыки общения

Вы никогда не задумывались, почему трудно различать и понимать звуки и слоги, которые не используются в вашем родном языке? Мозг вашего ребенка сначала формирует синаптические связи, необходимые для того, чтобы слышать и воспроизводить все звуки, используемые во всех языках мира. Но с использованием и неиспользованием эти связи либо укрепляются, либо обрываются в пользу тех, кого он слышит и использует на своем родном языке.

Со временем вы заметите изменение способности вашего ребенка отличать язык или языки, на которых говорят вокруг него, от незнакомых. В ранние годы ребенок реагирует на любой разговорный язык, а к дошкольному возрасту ребенок вовлечен, когда понимает, о чем говорят, но он может игнорировать иностранные языки или казаться сбитым с толку.

В эти годы коммуникативные навыки вашего ребенка совершают качественный скачок. Он становится гораздо лучшим слушателем и с большей готовностью отвечает, когда к нему обращаются. Дело не только в том, что его предложения становятся длиннее и сложнее; например, он может следовать указаниям более чем за один шаг и может описать последовательность событий в относительном порядке. Он даже начинает думать вслух и говорить через ситуации и чувства.

Развитие мозга ребенка: эмоциональные навыки

Правило развития мозга «используй или потеряешь» является ключом к пониманию прогресса вашего дошкольника в социализации. Исследования показали существенные различия между детьми, которые часто взаимодействуют с родителями и другими опекунами, и детьми, воспитанными в условиях меньшей стимуляции. До трехлетнего возраста мозг вашего ребенка производит избыток синаптических связей — гораздо больше, чем ему в конечном счете понадобится. Социальные взаимодействия усиливают синаптические связи, связанные с языком и другими формами общения и социального выражения, в то время как те, которые не используются, ослабевают и исчезают при неиспользовании. Таким образом, социальная среда вашего ребенка буквально формирует его мозг, этот процесс известен как пластичность.
 
Вы увидите аналогичные изменения в других сферах социального взаимодействия, особенно когда ваш ребенок начнет налаживать отношения со сверстниками. В возрасте от 3 до 5 лет благодаря развитию коры головного мозга ваш ребенок переходит от убеждения, что все видят мир одинаково, к пониманию того, что может быть несколько точек зрения. На самом деле, примерно к 4 годам ваш ребенок прекрасно понимает, что то, с чем он хочет играть сейчас (этот игрушечный поезд), может находиться в прямом противоречии с тем, чего хочет другой ребенок (плюшевая игрушка). Большая часть этого обучения и понимания происходит через игру, которая, как подчеркивают эксперты, представляет собой сложную серию навыков, для развития которых требуется время. Когда ваш ребенок начнет играть с другими, он научится путем проб и ошибок сотрудничать и договариваться с другими детьми, делясь и меняясь.

Улучшите развитие мозга вашего ребенка

Раннее развитие вашего ребенка может быть значительно улучшено следующими способами:

  • Путешествие — Путешествие — это многогранный опыт обучения, который может повысить как IQ, так и EQ за счет знакомства вашего ребенка с разными людьми, местами и культурами, о которых он может узнать. Это дает им возможность сделать замечательные и значимые новые воспоминания в раннем возрасте. Это может поощрять терпение, ответственность и независимость. 1

  • Упражнение . Веселый и удобный для детей режим фитнеса будет способствовать дисциплине, упорству и выносливости вашего ребенка. Упражнение не только будет способствовать развитию их двигательных функций; это необходимо для их физического, умственного и психологического роста и благополучия.

  • Playtime — Playtime — это возможность для детей проявить свое воображение и творчество. Это также важно для развития их социальных навыков. 2 В раннем возрасте ваш ребенок учится общаться, заводя новых друзей и играя с другими детьми.

  • Пение — Поощрение вашего ребенка к пению может укрепить уверенность в себе и развить навыки самовыражения в веселой и творческой форме. 3 Это также возможность для изучения музыки и обогащения словарного запаса, а также навыков чтения и устной речи.

  • Питание — Питание необходимо для ускорения развития мозга. Среди основных питательных веществ, в которых нуждается ваш ребенок, находится ДГК. ДГК является важным строительным блоком для развития мозга и зрения у детей до 3 лет 4,5 . Убедитесь, что ваш ребенок получает необходимые ему питательные вещества, а также создайте для него целостную среду для обучения и роста. Enfagrow Pro A+ содержит уникальную смесь питательных веществ для поддержки общего умственного и физического развития вашего ребенка, которая включает MFGM, 360° DHA Plus, 2’-FL и пребиотик FOS.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *