Содержание
Психологические особенности детей 5 — 6 лет
Пять лет является очень важным возрастом потому что, в психике ребенка появляются принципиально новые образования в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Отмечается произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда можно понять, каким будет человек в будущем.
После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Обычно ребёнок просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Он может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений.
На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими.
Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.
Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.
Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей.
Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Врач-педиатр УЗ «Кореличская ЦРБ» Александр Можейко
Психология среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
Особенности развития детей 4-5 лет
Средний дошкольный возраст, как и ситуация развития характеризуется формированием отношений ребенка с миром взрослых людей. В этот период дети входят в мир социальных отношений.
Для этого периода характерно развитие и совершенствование общения ребенка и взрослых, оно в большей мере приобретает личностные формы, когда дошкольник активно стремится обсуждать свое поведение, поступки и действия окружающих с позиции соблюдения ими нравственных норм. Что касается личностного общения, то ребенок среднего дошкольного возраста находится в позиции ученика и отказывается от партнерства. Общение с взрослыми приобретает внеситуативный характер, то есть дети уже способны обсуждать события, ситуацию, которая не находятся непосредственно в его поле зрения. Как и раньше, в возрасте 3-4 лет, основным мотивом общения является познание окружающего физического мира с осознанием происходящего.
В этот время совершенствуется общение со сверстниками: ребенок предпочтет сверстника взрослому партнеру по общению, выделит наиболее приятных, со своей позиции, сверстников, стремясь общаться с ними. Сверстники рассматриваются как равные, как зеркала своей оценки и познания в сравнении себя с ними и в противопоставлении себя им. В детской группе начинается динамика: выделение лидеров, звезд, аутсайдеров. Тем не менее, подобные социальные роли пока только осваиваются ребенком, что отражает их неустойчивость и возможность изменения со стороны взрослых. Происходит активное освоение детьми социального пространства с применением и проверкой предложенных взрослыми норм общения со сверстниками.
На этом этапе развития новое значение принимает сюжетно-ролевая игра в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Происходит ее усложнение, если сравнить с возрастом 3-4 лет. Здесь дети имитируют отношения между людьми, отодвигая действия с предметами на второй план. Сюжеты игр характеризуются развернутостью и разнообразием. Появляются общественно значимые сюжеты, ребенок может комбинировать эпизоды сказок и реальной жизни, контролируя точность и правильность исполнения ролей. В этом возрасте проявление находят и гендерные роли, когда девочки в игре выбирают роль женщины, а мальчики – мужчины. Ребенок может подключать к игре взрослого с использованием игрушек, подбор которых часто также устанавливается в соответствии с принципом половой принадлежности (мальчики играют машинами и оружием, девочки куклами). Распределение ролей осуществляется еще до начала игры, они не дублируются, как это происходило в три-четыре года. Продолжительность игры может увеличиваться до 40–50 минут.
Развитие детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Активное развитие ребенка 4-5 лет происходит при выполнении определенных видов продуктивной деятельности, дополняющих ведущую деятельность. Они включают конструирование, творческую работу (рисование, лепка, аппликация), а также трудовую деятельность. В этом возрасте дети способны к общему труду в коллективе, чем руководит взрослый.
Замечание 1
Именно в разнообразных видах деятельности происходит совершенствование познавательных процессов ребенка, в игре в качестве ведущей деятельности, личность зреет и формируются новообразования возраста.
Память ребенка со временем приобретает черты произвольности, при этом произвольное воспроизведение может появиться раньше, чем произвольное запоминание. Первоначально ребенок может осознать цель вспомнить что-либо (сюжет сказки, знакомое стихотворение), а позже осознавать цель в виде запоминания. Запоминание и воспроизведение в рассматриваемом возрасте осуществляется в естественных условиях развития памяти, что зависит напрямую от мотивации ребенка. Происходит постепенное формирование долговременной памяти, основным механизмом которой является связь запоминаемого и эмоциональных переживаний. В соответствии с исследованиям, до 75% взрослых людей держат в памяти события, имеющие эмоциональную окраску, с возраста 4-5 лет. Вместе с механической памятью существует эйдетическая память в виде восстановления зрительного образа.
Замечание 2
Аффективность в ощущениях и восприятии постепенно утрачивается, происходит дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Восприятие начинает характеризоваться все большим осмыслением. В этот период можно наблюдать сенсорное развитие в виде совершенствования различных видов ощущений, наглядных представлений, происходит роста остроты зрения и цветоразличения.
Период также характеризуется совершенствованием восприятия сенсорных эталонов, когда ребенок овладевает перцептивными действиями, вычленяя из нескольких объектов наиболее характерные свойства (например, цвет, геометрическую форму). Тем не менее, сенсорные эталоны, как и в возрасте 3-4 лет, остаются предметными, то есть наблюдается тесная связь с предметом.
Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте
В возрасте 4-5 лет ребенок продолжает активно осваивать речь (расширение словарного запаса, употребление существительных и глаголов, определение местоположения предметов, характеристика эмоционального состояния людей). Здесь происходит расширение употребление предлогов, использование форм повелительного наклонения, предложения все чаще становятся сложносочиненными. Дети уже могут пересказать небольшой рассказ, составить его по картине, совершенствуются диалоги: они поддерживает беседу, задавая вопросы и правильно отвечая на них. В общем виде речь можно считать более выразительной, контекстной, то есть дети способны описать ситуацию таким образом, что ее понимают без непосредственного восприятия. Данный возраст характеризуется пиком сензитивного периода развития речи с условием сформированности произношения родного языка. Если у ребенка отсутствуют логопедические проблемы, то рекомендуется постепенное освоение иностранного языка.
Ведущим для таких детей становится наглядно-образное мышление. Эгоцентризм постепенно преодолевается, дети на эмоциональном уровне уже становятся способны понять эмоциональное состояние другого человека, отделяя собственные желания от желаний окружающих.
Замечание 3
К 4-5 годам совершенствуется воображение,а познавательное воображение развито так, что дети уже могут в уме сформировать простейшую программу действий. Они постепенно учатся замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми. Подобная особенность в полной мере развивается к 6-7 годам.
Аффективное воображение развивается на том же уровне, как и в 3-4 года. Дети могут приписывать плохие качества в эмоционально некомфортной для них ситуации злому сказочному герою.
Внимание ребенка в таком возрасте — произвольно. Так, если ребенка просить постоянно говорить вслух то, на что обращено его внимание, то он способен удерживать его достаточно долго. При рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, исполнении интеллектуальных действий (например, загадки, игры-головоломки) растет устойчивость внимания.
Большая устойчивость характерна и для эмоциональной сферы, а упрямство, негативизм и агрессия проявляются, главным образом, в случае неблагоприятных взаимоотношений с взрослыми или сверстникам.
Основной механизм развития личности заключается в подражании, когда дети ориентируются на оценки взрослого человека. Знания о себе принимают все большую устойчивость, формируется самооценка. Ребенок четырех-пяти лет осуществляет оценку себя более реалистично, чем в возрасте трех лет, позитивно проявляя реакцию на похвалу взрослых и соотнося с ней свои успехи. Основной фактор развития личности ребенка включает группу сверстников, поскольку он сравнивает себя с другими детьми. Они являются для него своеобразным зеркалом, ведь сверстник олицетворяет реальные достижения, которые возможны в различных видах практической деятельности, помогая опредмечиванию собственных качеств.
Ребенок такого возраста еще не способен оценить всю сложность стоящей перед ним задачи, важность для него представляет понимание, что он с ней справился, его похвалили. Тем не менее, ему важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов в перспективе. Детям важна успешность и способность взрослых это оценить, тогда происходит позитивное оценивание себя. При соотнесении своих результатов с результатами других детей, ребенок может правильно оценить собственные возможности, создается уровень притязаний, совершенствуется внутренняя позиция. Ребенок производит оценку себя в качестве хорошего или плохого мальчика (девочки).
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Лекция: Раннее детство | Психология развития
Раннее детство иногда называют дошкольным возрастом. Это период жизни после младенчества и до начала формального школьного обучения ребенка. Обычно это возраст от 3 до 5 или от 2 до 6 лет.
Сначала рассмотрим физический рост.
Пропорции тела ребенка, вступающего и выходящего из этой стадии, существенно различаются. У малышей большие головы и животы, короткие ручки и ножки. Но 6-летние дети, как правило, имеют более длинные и стройные тела, поскольку их туловище удлиняется.
Скорость физического роста в раннем детстве медленнее, чем в младенчестве. Общий физический рост составляет около 3 дюймов в год. И каждый год прибавляется около 4,5 фунтов веса. Средний 6-летний ребенок в Соединенных Штатах имеет рост около 46 дюймов и весит около 46 фунтов. Этот более медленный темп роста приводит к снижению аппетита у детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Снижение аппетита означает, что эти дети уязвимы к дефициту питательных веществ. Это особенно верно, если эти небольшие аппетиты удовлетворяются продуктами, бедными питательными веществами. Дошкольники могут страдать от дефицита железа, особенно если они пьют слишком много коровьего молока, которое препятствует способности организма усваивать железо. Дети в Соединенных Штатах потребляют слишком много нездоровой пищи с высоким содержанием жира и сахара. И хотя последствия такого плохого питания могут быть не очевидны сразу, предпочтение в употреблении таких сильно сладких и жирных продуктов устанавливается и может мешать питанию на долгие годы.
Как избежать проблем с питанием в этой возрастной группе? Следующие советы направлены на то, чтобы установить разумные ожидания в отношении еды и избегать ассоциации еды с психологическими потребностями.
- Во-первых, не пытайтесь насильно кормить ребенка или драться с ним из-за еды.
- Признайте, что аппетиты различаются, и приспосабливайтесь к ним.
- Обеспечьте приятное времяпрепровождение за едой, чтобы члены семьи могли объединиться и насладиться обществом друг друга.
- Не становитесь поваром быстрого приготовления. Выберите разумное меню, которым могут поделиться все.
- Ограничьте выбор, особенно когда позволяете делать выбор маленьким детям. Слишком много вариантов может сбить с толку.
- Сбалансированное питание. Потратьте время, чтобы подумать о питании и приготовить здоровую пищу.
- Не подкупайте ребенка едой. Предложение определенных продуктов в качестве вознаграждения может создать иерархию хороших и плохих продуктов, что может помешать здоровому питанию.
Теперь обратимся к мозгу. В раннем детстве мозг продолжает расти и созревать. В возрасте 2 лет мозг составляет 75% веса взрослого человека. К 6 годам это в 95 процентов своего взрослого веса. А к 7 годам мозг составляет около 100% веса взрослого человека. Изменения в способности ребенка подавлять эмоциональные всплески и координировать движения наблюдаются по мере того, как кора продолжает созревать. Зрительные пути продолжают устанавливаться, и ребенок становится способным воспроизводить то, что видно на бумаге при рисовании. Левое полушарие мозга испытывает всплеск роста в возрасте от 3 до 6 лет, что способствует развитию языковых навыков. Правое полушарие растет на протяжении всего детства, улучшая пространственные навыки и распознавание форм и узоров. Мозолистое тело также растет между 3-6 годами.
Развитие крупной моторики занимает большую часть жизни маленького ребенка. Бег, прыжки, раскачивание и обучение езде на велосипеде — все это примеры крупной моторики. Многие детские песни сочетают музыку и слова с большими физическими движениями. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь примеры? Как насчет «Голова и плечи, колени и пальцы ног»? Помните тот?
Маленькие дети также тренируют мелкую моторику, учась лить, пользоваться ножницами и раскрашивать. Занятия для детей младшего возраста включают в себя ряд мероприятий для развития мелкой моторики. Многие песни и детские занятия включают мелкую моторику. Вы когда-нибудь слышали песню «The Itsy Bitsy Spider»? На уроке вы найдете видео с его выполнением. Наслаждаться!
Половое развитие начинается еще до рождения. Эрекция и вагинальная смазка присутствуют до рождения. В младенчестве дети стимулируют свои гениталии, когда у них достаточно двигательных навыков. Их любопытство к гениталиям продолжается в раннем детстве. Будем надеяться, что это любопытство будет встречено разумным ответом, а не ответом, вызывающим стыд или страх.
Продолжим рассмотрение когнитивного развития.
Вспомним вторую стадию когнитивного развития Пиаже: дооперационный интеллект . Раннее детство — это время, когда мы учимся использовать мысли для решения проблем, а также учимся познавать мир и общаться с ним с помощью символов, прежде всего языка. Теперь ребенок может подумать о том, что произошло несколько дней назад, или представить себе событие. Посмотрите внимательно, и вы можете увидеть ребенка, удивленного тем, что он может услышать песню в своей голове. «Ух ты! Я слышу песню, и она играет у меня в голове!» Способность думать о мире по-новому не означает, что ребенок логичен в отношении того, как устроен мир. Дооперациональное мышление является «дологическим» или предшествующим логическому. Вместо этого может возникнуть тенденция полагать, что все видят мир глазами ребенка. Я приведу вам пример. Один ребенок подошел ко мне примерно на Хэллоуин (октябрь) и сказал: «Я знаю, почему Бог надевает на людей кожу». «Да неужели? Почему?» Я ответил. Ребенок с гордостью сообщил: «Чтобы они не пугали маленьких детей!»
Вот некоторые другие аспекты предоперационного мышления. В этом возрасте дети любят играть роли. Этот тип игры, называемый социодраматической игрой, позволяет им полностью взять на себя роль и подумать о том, как говорить и действовать, а также о том, какой реквизит необходим, чтобы стать частью.
Синкретизм относится к мысли, что если два события происходят одновременно, одно должно быть причиной другого. Ребенок, чья мать привезла с собой ребенка, когда она в последний раз выписалась из больницы, может подумать, что новый визит в то же самое здание родит еще одного ребенка!
Эгоцентризм — одна из первых концепций Пиаже, которая относится к тому, как эти дети предполагают, что все думают так же, как они.
Попробуйте прочитать ребенку, и он может спросить: «Где я в этой истории?» Они считают, что они находятся в центре деятельности.
Или вы можете задать ребенку голову, любит ли его герой фильма или мультфильма? Странный вопрос, если только вам не 3 года.
Анимизм это мысль о том, что объекты обладают качествами жизни. Обязательно посмотрите видеоклип на уроке. Это попытка помочь маленьким детям различать живые и неживые объекты.
Пиаже бросил вызов способности детей понимать, как классифицировать объекты. Например, на этом изображении, показывающем множество красных кнопок и одну зеленую кнопку, у вас есть объекты, которые можно классифицировать несколькими способами. Если вы спросите трехлетнего ребенка: «Чего там больше? Красные штучки, зеленые штучки или пуговицы? Ребенок, вероятно, ответит: «Красные вещи», не осознавая, что все это пуговицы.
Эксперименты Пиаже по сохранению материи показали, что дети имеют многочисленные неправильные представления о материи. Например, если емкость с водой налить в две емкости разной формы, так что уровень воды теперь будет разным, ребенок может подумать, что более высокий уровень воды указывает на большее количество жидкости. Или ребенок может подумать, что если одна линия сдвинется вправо, то ее будет больше, или если один ряд монет будет отстоять друг от друга на большое расстояние, то у него будет больше.
теория разума это понимание того, что мысли других людей отличаются от ваших собственных. Это осознание заменяет эгоцентризм и обычно происходит в возрасте от 3 до 5 лет; или около 4 лет. Это знание психического состояния других может помочь в социальных отношениях. Это служит нашим повседневным чтением мыслей. У детей с расстройствами аутистического спектра оно может отсутствовать или быть затруднено. Такие дети могут быть не в состоянии оценить психическое состояние других, в зависимости от степени тяжести расстройства.
Словарный запас увеличивается со скоростью от 10 до 20 новых слов в день, и к 6 годам словарный запас ребенка составляет приблизительно 10 000 слов.
Однако дети не имеют полного понимания слов. Например, ребенок может не понимать, что выражение «время летит» просто означает, что время летит быстро. Дети, как правило, легче усваивают существительные, чем глаголы, даже в более дружественных к глаголам языках, таких как китайский. Правила грамматики могут быть применены неправильно. Пример такой чрезмерной регуляризации можно найти в таких утверждениях, как «Я был там». Или: «Я сделал это!» в котором добавление ed в конце слова используется для неправильного обозначения прошедшего времени.
Помните зону ближайшего развития Выготского? Это тот потенциал, которого ребенок может достичь благодаря управляемому участию. Язык, как вербальный, так и невербальный, является средством этого руководства. Вы когда-нибудь разговариваете сами с собой? Когда и почему? Скорее всего, вы разговариваете сами с собой как со взрослым, только когда хотите выразить эмоции или прояснить свои мысли. Эта внутренняя речь отличается от той, которую вы используете при общении с другими; это коротко и по делу. Но когда вы учились использовать язык, вам, возможно, было трудно, когда вы начали использовать слова для передачи идей другим. Вы, наверное, говорили вслух. Затем слова стали направлены на ваше собственное поведение. Возможно, вы разговаривали сами с собой, комментируя свои собственные действия и чувства, пока учились мыслить словами. Постепенно эта эгоцентрическая речь (говоримая в одиночестве) стала частной речью или мышлением на языке. Внутренняя речь произносится вслух только в том случае, если необходимо прояснить мысли или выразить эмоции.
Теперь обратим внимание на психосоциальное развитие в раннем детстве. Мы исследуем самооценку, гендерную идентичность и семейную жизнь.
Я-концепция – это собственное восприятие или образ себя. Мы не рождаемся с самооценкой. Он развивается через взаимодействие с другими. Обычно это близкие нам люди, такие как родители, братья и сестры или сверстники. Давайте рассмотрим две теории самости, основанной на взаимодействии.
Чарльз Хортон Кули использовал метафору зеркала или зеркала при описании этого процесса. Наша самооценка развивается, когда мы смотрим на то, как окружающие реагируют на нас, как мы выглядим, что говорим и что делаем. Затем мы используем их реакции, чтобы выносить самооценку. Если окружающие реагируют на нас благосклонно, у нас сформируется положительное ощущение себя. Но если окружающие отвечают критикой и оскорблениями, мы интерпретируем это как свидетельство того, что мы нехорошие или неприемлемые. Но окружающие могут реагировать на нас, основываясь не только на наших собственных достижениях или достоинствах. Возможно, они не замечают, что мы делаем хорошо, или неохотно это комментируют. В результате у нас может быть неточная самооценка. И могут быть определенные периоды в жизни, когда мы более застенчивы или обеспокоены тем, как нас видят другие. Раннее детство может быть одним из тех периодов, когда дети собирают воедино ощущение себя.
Джордж Герберт Мид также уделял внимание социальному взаимодействию как важному для развития чувства собственного достоинства. Он разделил «я» на две части: «я», или спонтанная часть «я», творческая и внутренне мотивированная, и «я», или часть «я», принимающая во внимание мнение других людей. Ключ к хорошей жизни — найти способы выражать «я» с одобрения «я». Другими словами, узнайте, как быть творческим и делать то, что вам небезразлично, в соответствии с принципами общества. Я врожденное. Но я развивается через социальное взаимодействие и процесс, называемый «взять на себя роль другого». Сначала ребенок начинает брать на себя роль значимого другого человека, обычно родителя или брата или сестры. Ребенок, которому сказали ничего не делать, может сказать «нет» самому себе. Постепенно ребенок придет к пониманию того, как обобщенный другой или общество в целом относится к действиям. Теперь поведение является неправильным не только с точки зрения значимого другого человека, но и как правило общества. Таким образом, культурные ожидания становятся частью суждения о себе.
Ранние представления о себе могут быть весьма преувеличенными. Ребенок может хотеть быть самым большим, или уметь прыгать выше всех, или иметь самые длинные волосы. Это преувеличенное самоощущение является внешним; ребенок делает упор на внешнее выражение и реакцию в развитии самоощущения.
Старшие дети становятся более реалистичными в своем восприятии себя, когда начинают сравнивать свое поведение с поведением других.
Эриксон рассматривает раннее детство как время развития самостоятельности и проявления инициативы. Ребенок хочет придумывать деятельность и выполнять ее без вмешательства других.
Раннее детство также является временем развития гендерной идентификации или самоощущения на основе пола. Вы можете вспомнить теорию Фрейда о фаллической стадии, на которой у ребенка развивается чувство мужественности или женственности. Нэнси Чордоров считала, что матери способствуют гендерному поведению в том, как они взаимодействуют с сыновьями и дочерьми. Дочерей держат рядом и зависимыми, а сыновей поощряют быть независимыми и напористыми. Когнитивная теория предполагает, что дети активно ищут свои гендерные роли через гендерную схему, в которой они сортируют свой мир на мужские и женские категории. Они спрашивают, предназначены ли занятия, предметы, цвета и манеры для мальчиков или девочек.
Теоретики обучения сосредотачиваются на том, как детей укрепляют в отношении гендерного стереотипного поведения и как моделирование и медийные образы способствуют гендерному стереотипному поведению. Основное внимание уделяется тому, как общество навязывает гендерные ожидания детям.
Как преподается пол? Говорят, что обучение начинается в младенчестве, поскольку родители по-разному относятся к своим сыновьям и дочерям. В некоторых культурах это означает обниматься и разговаривать с дочерьми, направляя сыновей к занятиям вне дома. Сыновьям дается больше свободы и меньше надзора, чем дочерям. А дочерям могут оказать ненужную помощь, тем самым подорвав их доверие. Учителя чаще приглашают мальчиков в класс, а школы могут направлять учащихся в определенные области обучения в зависимости от пола, а не способностей. У друзей другой кодекс поведения для девочек, чем для мальчиков. Девочки сосредотачиваются на близости в дружбе, тогда как мальчики могут больше сосредотачиваться на соперничестве.
Обучают ли детей гендерным вопросам или они ищут, как вести себя в зависимости от своего пола? Гендерные ожидания преподаются, и сообщения представляются в средствах массовой информации, в школах, среди друзей и членов семьи. Но дети также различаются по степени, в которой они следуют представленным ролям. Существует интерактивная роль между индивидуумом и ожиданиями общества в отношении пола. Это называется «делать гендер». Это означает, что мы подходим к этим ожиданиям и реагируем на них по-разному, в зависимости от индивидуальных мотивов и качеств.
Подумай о своих родителях. Как бы вы описали их стиль воспитания? Они последовательны? Были ли они похожи в своем подходе к дисциплине и поддержке? Вот две модели стилей воспитания. Возможно, вы сможете в какой-то степени идентифицировать своих родителей по этим описаниям. Конечно, эти модели представляют собой четкие категории. Настоящие родители часто находятся где-то посередине.
Модель Дайан Баумринд классифицирует родителей по нескольким признакам в зависимости от количества и направления общения, которое они имеют со своими детьми, уровня их теплоты и уровня зрелости, ожидаемого от ребенка. авторитарная модель – это традиционная модель, в которой родители контролируют ситуацию. Ожидается, что дети будут послушными и уважительными. У этих родителей низкая теплота и высокие требования зрелости к своим детям. Модель разрешающая – это модель, в которой родители позволяют детям устанавливать правила. Эти родители проявляют большую теплоту, но не умеют устанавливать границы. Авторитетная модель — это строгое в разумных пределах воспитание, сопровождающееся любовью. Дети имеют право голоса в установлении правил, и обмен мнениями проходит тепло. Это также известно как демократическое воспитание детей и является моделью, которую предпочитает Баумринд. Программа для родителей под названием «Любовь и логика» — хороший пример этой модели. Невовлеченные родители невосприимчивы и нетребовательны. Как следствие, у их детей могут возникнуть трудности в социальных отношениях, в школе и в других сферах.
Модель ЛеМастера и ДеФрейна фокусируется на том, чего родители пытаются достичь, воспитывая детей. Он дает представление о психологической мотивации родителей, предполагая, что при воспитании часто учитываются психологические потребности родителей, а не потребности развития ребенка. мученик это тип родителя, который сделает все для своего ребенка; даже те вещи, которые дети должны и могут делать самостоятельно. Это должно помочь родителю почувствовать контроль через самопожертвование с ожиданием того, что ребенок будет в долгу перед ними. Приятель одинок и хочет друга. приятель позволяет ребенку делать все, что он хочет, в надежде, что ребенок проведет время с родителем и удовлетворит его потребность в общении. офицер полиции/сержант-инструктор хочет прямого контроля и подвергает ребенка множеству тестов на послушание. Тесты на послушание часто представляют собой бессмысленные действия с единственной целью показать ребенку, кто все контролирует. учитель-консультант родитель, вероятно, уделяет слишком много внимания тому, что «эксперты» говорят о воспитании детей. Педагог-консультант берет на себя всю ответственность за поведение ребенка и считает, что если он будет делать все правильно, то у него может быть идеальный ребенок. Спортивный тренер — предпочтительная модель. Это предполагает объективность и последовательность в воспитании детей и предоставление ребенку возможности учиться на практике.
Какая модель лучше? Оказывается, проявление заботы, тепла и поддержки — самый важный ингредиент. Способ проявления этой заботы и заботы зависит от культуры.
По состоянию на 2009 год 64,2 процента матерей с детьми в возрасте до 6 лет и 77,3 процента матерей с детьми в возрасте от 6 до 17 лет работали вне дома в Соединенных Штатах. После резкого увеличения числа женщин на рынке труда мы видели множество исследований, посвященных оценке влияния ухода за детьми на развитие ребенка. Большая часть этого внимания была посвящена изучению формальных дошкольных учреждений и программ дневного ухода, а также соотношению учителей и детей, типам окружающей среды и доступным видам деятельности. Был сделан вывод о том, что дневной уход, который стимулирует и обеспечивает адекватное внимание детям, полезен и иногда превосходит мир детей, остающихся дома. В некоторых частях мира заботы о детях больше связаны с безопасностью и здравоохранением. Торговые женщины в Либерии — это женщины, которые продают мелкие товары в качестве уличных или рыночных торговцев. Эти женщины обеспечивают свои семьи, а также заботятся о своих детях. Детский сад для них недоступен, поэтому их дети сопровождают их на рынки. Эти рынки переполнены и часто находятся рядом с мусорными свалками. Недавно были предприняты общенациональные усилия по улучшению условий для детей на рынках и предложению социальных услуг, таких как питание и медицинское обслуживание детей. Вы можете узнать больше в своем чтении. Конечно, проблемы ухода за детьми различны во всем мире.
Некоторое количество стресса является нормальным в жизни детей. Нормальный стресс включает в себя повседневные расстройства и разочарования, а также незначительные болезни. На самом деле эти стрессоры могут быть хорошим жизненным уроком для детей и не причинять вреда. Но токсический стресс является длительным и подрывает у ребенка чувство безопасности и поддержки. Это может произойти из-за того, что вы живете в жестокой семье или в доме, наполненном пренебрежением. Или это может быть связано с отсутствием безопасности и страхом, возникающим из-за жизни в преступном сообществе или с войной. Длительный стресс приводит к выработке гормонов стресса, таких как кортизол. Обычно эти гормоны помогают организму подготовиться к действиям и избежать опасности. Но длительное воздействие снижает наш иммунитет к болезням и приводит к проблемам с пищеварением, артериальным давлением и мышечным напряжением. В раннем детстве наш мозг выстраивает системы проводки в ответ на окружающую среду. У ребенка, который подвергается хроническому интенсивному стрессу, может развиться низкий порог стресса в мозговых схемах. Такой ребенок может быть нервным или сверхбдительным. Наличие заботливого, поддерживающего родителя или другого опекуна может уменьшить воздействие токсического стресса.
Раннее детство | Psychology Today
В этот период, приблизительно охватывающий возраст от 3 до 5 лет, начинают проявляться личность, интересы и социальная ориентация ребенка, но родители должны помнить, что черты характера, личные предпочтения, интеллектуальные и академические способности не имеют значения. «заперты» на всю жизнь на этом (или любом другом) этапе. В этом возрасте многие дети получают первый формальный опыт обучения, в том числе учатся общаться с другими людьми без присутствия родителей. В некоторых случаях родителям, возможно, придется справляться с агрессией ребенка по отношению к другим или помогать им справляться с агрессией других детей по отношению к ним. Воспитатели могут воспользоваться открытостью детей к обучению в этом возрасте, продолжая часто читать им и беседуя с ними на самые разные темы, знакомя их с новыми словами и идеями.
На этой странице
Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
Заперта ли личность в раннем детстве?
Как маленькие дети учатся делиться?
Сколько игрового времени нужно детям?
Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
Почему некоторые истерики длятся так долго?
Что заставляет некоторых детей стесняться?
Что дети узнают из книжек с картинками?
Как разговор помогает развитию детского мозга?
Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, к концу раннего детства, примерно в возрасте 5 лет, дети могут проявлять большинство из следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-своему. и может достичь некоторых вех раньше или позже, чем другие, и все же считается, что он переживает здоровое развитие:
Социальное развитие
- Предпочитает играть с другими, чем играть в одиночку.
- Хочет порадовать друзей и быть как их друзья.
- Больше шансов понять правила и следовать им.
- Любит петь, танцевать и играть.
- Знает пол.
- Может сказать, что правда, а что вымысел.
- Демонстрирует и стремится к большей независимости в доме и вне его.
- Иногда требователен, а иногда очень готов к сотрудничеству.
Когнитивное развитие и коммуникативные навыки
- Говорит четко.
- Рассказывает простую историю, используя полные предложения.
- Использует будущее время; например, «Здесь будет бабушка».
- Может назвать свое имя и адрес.
- Может считать до 10 и более предметов.
- Может нарисовать человека, используя как минимум 6 частей тела.
- Может печатать много букв или цифр и воспроизводить геометрические фигуры.
- Знает о повседневных вещах, таких как деньги и еда.
Заперта ли личность в раннем детстве?
Нет. Раннее детство — это решающий этап развития, но идея о том, что в этом возрасте личность высечена в камне, легко опровергнуть. Например, дети, выросшие в семьях с жестоким обращением, могут вырасти эмоционально здоровыми. А взрослые, которые долгое время боролись с тревогой, могут научиться меняться с помощью психотерапии — области, построенной на идее, что мы можем измениться, если действительно этого захотим. Родители по-прежнему должны делать все возможное, чтобы создать стабильную эмоциональную среду и развивать интеллект и социальные навыки своих детей, которые могут приносить им пользу на протяжении всей их жизни. Но биологические факторы и факторы окружающей среды, не зависящие от родителей, могут негативно повлиять на ребенка, поэтому родители также не должны воображать, что все трудности, с которыми сталкивается ребенок, могут быть связаны с ошибками, которые он совершил в раннем детстве.
Как маленькие дети учатся делиться?
Дошкольники часто эгоистичны, цепляются за желанные ресурсы всякий раз, когда у них есть возможность, и сопротивляются просьбам поделиться, даже если они знают, что это правильно. Это не значит, что маленькие дети — придурки; другие исследования показывают, что они очень чуткие, быстро предлагая утешение тем, кто в беде. Однако совместное использование игрушек или понимание концепции помощи нуждающимся может потребовать родительского контроля. К счастью, очевидно, что дети могут научиться делиться и что, как и взрослым, помощь другим заставляет их чувствовать себя хорошо, как и взрослых. Родители, которые могут объяснить преимущества обмена, успешно смоделировать поведение и передать свои положительные чувства по поводу щедрости, скорее всего, помогут своим детям выработать привычку делиться.
Сколько игрового времени нужно детям?
Детям нужно гораздо больше, чем они обычно получают. Исследования показали, что сегодня дети тратят меньше времени на творческие или свободные игры, особенно на улице, чем в прошлом, по причинам, включающим увеличение времени, затрачиваемого на цифровые носители, родительские или домашние дела, которые не позволяют свободно играть, и повышенная озабоченность по поводу безопасности и снижение желания отпускать детей играть на улице без присмотра. В результате, утверждают некоторые защитники, дети могут быть более малоподвижными, менее творческими и менее независимыми, чем могли бы быть.
Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
Дети ведут себя агрессивно в раннем возрасте: дети могут бить, кусать, толкать или пинать до того, как им исполнится 18 месяцев. В раннем детстве словесная агрессия, такая как поддразнивание и обзывание, становится более распространенной. Малыши обычно становятся агрессивными, потому что злятся или боятся, но в более старшем возрасте, когда дети понимают, как их действия могут повлиять на кого-то другого, агрессия становится более серьезной. Именно в этом возрасте начинается агрессивное поведение.
Многие хулиганы, вместо того чтобы иметь эмоциональные проблемы, обладают высоким уровнем понимания эмоций, но, возможно, узнали из другого опыта, что люди обычно настроены враждебно, и поэтому они должны не только агрессивно реагировать на воспринимаемые оскорбления, но и что агрессия является разумным отклик. Родители и учителя, которые могут предпринять шаги для развития эмпатии, могут помочь маленьким детям научиться лучше понимать других и подходить к социальному взаимодействию более здоровым образом.
Почему некоторые истерики длятся так долго?
Истерики могут быть чрезвычайно неприятными для родителей, особенно из-за их очевидного отсутствия внутренней логики: небольшие проблемы могут вызвать взрывы гнева, которые часто продолжаются еще долго после того, как первоначальная проблема была решена. Важно понимать разницу между триггером истерики и факторами, которые ее поддерживают. Свою роль могут сыграть проблемы окружающей среды: например, многолюдное место, особенно такое, в котором ребенок чувствует себя напоказ, может усилить его стресс еще больше. Реакция родителя на истерику также может продлить ее, потому что стресс заразен. Когда ребенок плохо себя ведет, а родитель кричит, ребенок может стать еще более напряженным, и оба могут стать негибкими, что подпитывает длительный цикл истерики. Когда родители могут распознать этот цикл, они могут выйти из него, помогая ребенку быстрее успокоиться, и, при необходимости, они могут позже исправить поведение.
Что заставляет некоторых детей стесняться?
Признаки общительной или замкнутой личности, как показывают некоторые исследования, можно увидеть у детей в возрасте четырех месяцев: у тех, кто проявлял наибольший эмоциональный дистресс, как правило, позднее развивалась социальная тревожность. Но нормальная застенчивость у ребенка не обязательно является признаком беспокойства. Темперамент часто меняется по мере того, как дети становятся старше, и, кроме того, многим людям нужно немного времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям. В то же время родители могут помочь очень чувствительным или тревожным детям развиваться, позволяя им приспосабливаться к новым вещам в своем собственном темпе и понимая их внутреннюю тревогу, которая часто тесно связана со склонностью к чувству вины, лишь мягко выговаривая им, когда они ломаются. правило.
Что дети узнают из книжек с картинками?
Более 60 процентов родителей маленьких детей читают им каждый день, и преимущества очевидны, предсказывая будущий интерес к чтению, а также успехи в учебе. Когда родители читают вслух своим детям, они знакомят их с набором слов и оборотов речи, которые могут не входить в их обычные повседневные разговоры. Дети также могут изучать сложный контент, как показало исследование их усвоения ключевых понятий из книг о камуфляже и эволюции животных.