Психическое развитие ребенка

Психическое развития ребенка: взгляд Эрика Эриксона высоко ценится на Западе и представляет определенный интерес и для нас.

В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Эриксоновская теория «кризиса идентификации» у подростков получила широкое распространение и за пределами профессиональных кругов.

Эрика Эриксона знают и читают сейчас в Соединенных Штатах, пожалуй, больше, чем любого другого психоаналитика. В вузах всей страны на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Выражение «кризис идентичности», введенное Эриксоном более чем четверть века тому назад, вошло в повседневный обиход американцев. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство как на период необратимого формирования личности. Нужно подчеркнуть, что Эриксон отнюдь не отменяет, а именно развивает психоанализ, так как он принимает основные предпосылки фрейдизма, и на них надстраивает новые этажи.

Восемь стадий человека

Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

1 стадия (0-1 года) Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

2 стадия (1-3 года) Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

3 стадия (4-6 лет) Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

4 стадия (6-11 лет) Умелость и неполноценность. Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Подробнее о лагере жизненных навыков ЛИДЕР, занятиях по развитию внимания и памяти

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Групповые программы развития характера для детей и подростков

5 стадия (12-18 лет) Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям  и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям  других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым  весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

 6 стадия (юношество) Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Программы для детей и подростков:

Консультации психолога и семейного психолога

Программы активного отдыха в выходные

Клуб для подростков в выходные

 

Детский психолог: «Пятилеткам не место за партой» — журнал

Физическое развитие

Физическое развитие имеет под собой много вещей — рост, вес, координацию, но большинство взрослых не учитывают важную проприоцептивную функцию. О ней мало говорят, но она очень важна для ребенка, который идет в школу. Проприоцепция — это способность ориентироваться в своем теле и в пространстве, следовательно, это способность не теряться в классе, в школе и на листе бумаги — где право, где лево, где верх, где низ. Это также координация одновременных действий: слышать и писать, видеть и срисовывать. Конечно, все дети развиваются по-разному, но в 5 лет у большинства детей эти функции еще недостаточно развиты. А развиваются они только через пространственную игру. Если мы посадим 5-летнего ребенка за парту, он «замрет»: ребенку будет очень неловко и страшно, потому что он не сможет осваивать пространство.

Важно также помнить о показателях роста и массы тела — это дает ребенку достаточно энергии, чтобы тратить ее на интеллектуальное развитие. Представим себе ребенка, которому выдали условные три литра энергии: один литр можно отдать на физическое развитие, один — на интеллектуальное и еще один — на эмоциональное. Если же мы посадим ребенка за парту учиться, то «сольем» на интеллектуальное развитие два с половиной литра энергии. Поэтому на другие сферы развития ребенку будет не хватать сил. Я видела детей, которые практически остановились в физическом развитии, потому что слишком много энергии тратили на умственную деятельность. Как результат, страдает и эмоциональное развитие: дети становятся или совсем неэмоциональными, или гиперчувствительными и импульсивными, а впоследствии и тревожными.

В классе, где есть дети с разницей в возрасте в один год, очень отличается скорость реагирования: 7-летка отвечает сразу быстро и правильно, 5-летка — «притормаживает»: не потому, что он менее способный, а потому, что у него другая скорость реакции и обработки информации. Через некоторое время такой ребенок начнет комплексовать: ведь в учебе что-то не получается, он не успевает за другими.

Знаете, что самое сложное для детей в 1-м классе? Вовсе не интеллектуальные нагрузки, а требование неподвижно сидеть 35 минут. Для 5-летнего ребенка сидеть на одном месте — это стагнация: как только мы садим его на одно место, его развитие останавливается. Ведь дети познают мир через движение и кинестетические активности: именно поэтому в детском саду буквы не пишут, а рисуют, лепят, вырезают. Если мы предложим 5-летним детям школу, где можно бегать, прыгать, проводить много времени на свежем воздухе, то есть учиться двигаясь, такой первый класс им подойдет. Чтобы школа не помешала развитию 5-летних детей, должны быть изменены все методические материалы, переучены учителя, переоборудованы не только классы, но и школы в целом, ведь маленьким детям очень важно проводить как можно больше времени в играх на свежем воздухе.

Эмоциональное развитие

Я часто вижу детей, которые будто «замерли» — они кажутся безэмоциональными. Это признак того, что ребенок держит все чувства внутри, потому что в школе ему сказали: нужно сидеть тихо, нельзя ошибаться, нельзя спрашивать, нельзя свободно двигаться. Ребенок зажимает эмоцию и начинает оказывать агрессию, направленную на себя: вырывает себе ресницы, брови или рвет волосинки на голове, обгрызает ногти. Мы рискуем получить огромное количество детей, которые погрузятся в эмоциональный страх. Первое, чему мы должны учить детей, это чувствовать свое эмоциональное состояние, делиться им, снимать напряжение.

Интеллектуальное развитие

Если даем избыток интеллектуальной нагрузки на ребенка 5 лет, то подавляем его творческий потенциал. В художественных школах детей до 10 лет не должны учить рисовать, а должны давать свободу творить. Креативность ребенка можно убить структурой и правилами. Если отправим детей в школу в 5 лет, не дадим детям полностью реализовать свое дошкольное творческое начало.

Выполнение инструкций тоже может быть слишком сложным заданием для 5-леток. Инструкцию нужно услышать, понять, пропустить через себя и выполнить. Учительница говорит: «Достаньте тетради, откройте книгу на странице 25 и начинаем писать упражнение 7, отступив две строки сверху». Это довольно сложная конструкция действий для первоклассника. Для ребенка 5 лет нужно в корне изменить то, как учителя дают инструкции — по меньшей мере, там не должно быть никаких учебников.

Коммуникация и самообслуживание

В школьном пространстве ребенок должен уметь спокойно попросить о помощи взрослого, обратиться к учительнице и помнить имена разных педагогов, не бояться знакомиться, а также уметь переодеться, высморкать нос и воспользоваться туалетом. Знаете, почему большинство школьников начальных классов не любят физкультуру? Потому что нужно переодеваться, а им это дается сложно: ребенок сидит в ступоре и плачет, потому что еще не может сам и не умеет просить о помощи.

Мотивация к обучению

Мотивация — это когда у меня что-то получается и мне нравится это делать, то есть две составляющие должны совпадать. Но этим компонентам сложно встретиться у детей 5 лет: им часто нравится ходить в школу, но у них не получается хорошо учиться, или наоборот — все получается, но ходить в школу не нравится, потому что это слишком большой стресс. Ребенок должен получить первичное удовольствие от того, что ему все удается. Конечно, потом будут трудности, но тогда у ребенка будет сила преодолевать их.

Действительно, во многих европейских странах дети идут в школу в 5 лет. Но от школ в нашем понимании там только название, в целом они больше похожи на детский сад. Методики преподавания там совсем другие, детям в их первом классе не дают таких нагрузок. НУШ написана как идеальная система начального образования, но даже это часто не воплощается так, как было задумано. У многих первоклассников НУШ куча домашнего задания. Учителя говорят: это нужно доработать, потому что мы не успели на уроке. Но так не должно быть: если дети не успели на уроке, значит учитель выбрал неправильный темп работы для этого класса. А для 5-леток изменений в методике и пространстве школ нужно еще больше.

Экономическое измерение

Если отдавать детей в школу в 5 лет, мы выбиваем из рабочего ритма огромное количество мам и пап, потому что школа — не садик. Поэтому еще один важный вопрос: куда девать таких маленьких детей после школы? Оставить их дома одних невозможно. Это может стать серьезной экономической проблемой.

социально-эмоциональных вех | Earlystages

Социально-эмоциональное развитие – это способность ребенка эффективно выражать свои эмоции, следовать правилам и указаниям, формировать позитивные отношения с другими и укреплять доверие. На социально-эмоциональный рост влияют многие факторы, такие как биология ребенка, домашняя обстановка, школьная среда и жизненный опыт.

Чтобы учиться в классе, дети должны уметь управлять своими чувствами, обращать внимание на указания, хорошо играть и работать с другими. Дети, которые учатся делать эти вещи, с большей вероятностью

  • Подружитесь с другими детьми их возраста
  • Развить более сильную речь и навыки решения проблем
  • Соблюдайте правила дома и в школе
  • Сконцентрируйтесь и справьтесь с задачей
  • Будьте уверены, чтобы попробовать что-то новое 

Нажмите на вкладки ниже, чтобы узнать, к какому возрасту большинство детей достигают определенных социально-эмоциональных вех, согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC).

 

К 2 МЕСЯЦАМ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Начинайте улыбаться людям  
  • Может ненадолго успокоиться (может подносить руки ко рту и сосать руки)  
  • Попробуйте посмотреть на родителей

К 4 МЕСЯЦАМ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ. .. 

  • Улыбайтесь спонтанно, особенно людям  
  • Любит играть с людьми и может плакать, когда игра останавливается  
  • Скопируйте некоторые движения и выражения лица, например улыбку или хмурый взгляд 

К 6 МЕСЯЦАМ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Узнавать знакомые лица и начинать узнавать, если кто-то незнакомец  
  • Нравится играть с другими, особенно с родителями
  • Реагировать на эмоции других людей и часто казаться счастливым  
  • Нравится смотреть на себя в зеркало  

К 9 МЕСЯЦАМ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Может бояться незнакомцев  
  • Может быть прилипчивым со знакомыми взрослыми
  • Есть любимые игрушки

К 1 ГОДУ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Застенчивы или нервничают с незнакомцами  
  • Плакать, когда родители уходят  
  • Иметь любимые вещи и людей  
  • Проявлять страх в некоторых ситуациях  
  • Книги для взрослых, когда они хотят услышать историю  
  • Повторять звуки или действия, чтобы привлечь внимание  
  • Вытяните руку или ногу, чтобы помочь с одеванием 
  • Играйте в игры с призывом и ответом, такие как «ку-ку», и интерактивные игры, такие как «лепи-а-кейк»  

К 18 МЕСЯЦАМ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ. .. 

  • Любят передавать вещи другим в качестве игры  
  • Могут быть приступы гнева  
  • Может бояться незнакомцев  
  • Проявите привязанность к знакомым людям  
  • Поиграйте в простую игру, например, покормите куклу
  • Может цепляться за опекунов в новых ситуациях  
  • Точка, чтобы показать другим что-то интересное  
  • Исследуйте в одиночку, но с родителем рядом  

К 2 ГОДАМ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Копирование других, особенно взрослых и детей старшего возраста  
  • Возбуждаться, когда с другими детьми  
  • Проявляйте больше независимости  
  • Демонстрировать вызывающее поведение (делать то, что ему сказали не делать)  
  • Играют в основном вместе с другими детьми, но начинают включать других детей, например, в игры-погони

ДО 3 ЛЕТ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Копировать взрослых и друзей  
  • Проявляйте привязанность к друзьям без запроса  
  • Играйте по очереди  
  • Проявите заботу о плачущем друге
  • Понять понятия «мое» и «его» или «ее»
  • Показать широкий спектр эмоций  
  • Легко отделиться от мамы и папы
  • Может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня  
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться  

К 4 ЛЕТ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ. ..

  • Наслаждайтесь новыми вещами  
  • Играть в «мама» и «папа»  
  • Становитесь все более и более изобретательными, играя понарошку  
  • Лучше играть с другими детьми, чем в одиночку
  • Сотрудничать с другими детьми  
  • Часто не может сказать, что реально, а что выдумка  
  • Говорите о том, что им нравится и что им интересно 

К 5 ЛЕТ, БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ… 

  • Хотите порадовать друзей  
  • Хочу быть как друзья  
  • Скорее согласны с правилами  
  • Любит петь, танцевать и играть o Знает пол  
  • Может сказать, что реально, а что выдумка  
  • Демонстрируйте больше самостоятельности (например, можете сами навестить соседа под присмотром взрослых)
  • Иногда требовательны, а иногда очень готовы к сотрудничеству  

Что вы можете сделать для поддержки социально-эмоционального развития?

Первые пять лет жизни оказывают большое влияние на общее социально-эмоциональное здоровье ребенка. Вот несколько способов, которыми родители/опекуны и попечители могут поддержать эту область развития.

  • Обеспечьте много времени для игр с другими детьми. Это поможет вашему ребенку научиться делиться, сотрудничать и заводить новых друзей.
  • Сосредоточьтесь на хорошем поведении вашего ребенка. Регулярная похвала вашего ребенка (в 3 раза чаще, чем вы исправляете ошибки) помогает ему или ей стать уверенным в себе.
  • Придерживайтесь режима. Ежедневный график приема пищи, игр и сна помогает вашему ребенку легче переходить от одного занятия к другому.
  • Создайте визуальный набор правил. Составьте список из 3-5 правил с картинками, которые можно повесить где-нибудь в доме. Это поможет вашему ребенку узнать границы.

Загрузить эту информацию на других языках:

Приложения: 

Развитие ребенка от трех до пяти лет » Планкет

Что вам нужно знать

  • Дети развиваются с разной скоростью и существует широкий диапазон нормальных значений.
  • Сравнение вашего ребенка с другими тамариками может вызвать стресс и заставить вас волноваться напрасно.
  • Если ваш ребенок не развивает социальные, коммуникативные или физические навыки с той же скоростью, что и большинство других детей его возраста, поговорите со своей медсестрой Plunket, другим поставщиком медицинских услуг Well Child или врачом о своих проблемах.
  • Очень важно выявлять любые проблемы развития на раннем этапе, потому что это поможет обеспечить вашему ребенку необходимую поддержку.

Развитие от трех до четырех лет

К от трех до четырех лет большинство детей: 

  • проявляют больше воображения во время игры  
  • задавать много вопросов «кто», «что» и «почему»
  • может помнить детские стишки
  • использовать предложения из трех-пяти слов и более
  • большинство людей понимают, что говорит ваш ребенок
  • приучены к туалету и могут натягивать штаны
  • могут прокормить себя
  • можно надеть обувь без шнурков и пуговиц
  • может ездить на трехколесном велосипеде с помощью педалей
  • может построить башню из кубиков.

Развитие от четырех до пяти лет

К четырем-пяти годам  лет  большинство детей:

  • понимают большую часть того, что вы говорите
  • может выполнять простые двух-трехшаговые инструкции, например: «Вы можете найти свою обувь и надеть ее, пожалуйста?»
  • более независимы
  • может открутить крышку с банки
  • знают свой пол и возраст
  • ходить вверх и вниз по лестнице
  • знать названия некоторых форм и цветов
  • может держать карандаш и копировать несколько букв (к четырем годам)
  • самостоятельно одеваться и раздеваться
  • использовать предложения из пяти-шести слов или более 
  • большинство людей понимают, что говорит ваш ребенок
  • любит слушать и рассказывать истории.

Помощь в развитии вашего ребенка

Есть несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развиваться:  

  • позволить ему играть с другими детьми  чтобы он научился дружить и общаться с другими детьми
  • поощрять повседневные навыки например пользоваться ложкой и надевать обувь
  • поговорите со своим ребенком  и назовите и поговорите о повседневных вещах (кухонные принадлежности, еда, игрушки), чтобы развить их языковые навыки 
  • придайте смысл тому, что говорит ваш ребенок  , слушая и отвечая ему
  • читать вместе , рассказывать истории, петь песни и рассказывать детские стишки, чтобы развивать воображение и речь
  • готовьте вместе с ребенком , чтобы пробудить его интерес к здоровой пище.

На что обратить внимание у вашего ребенка

Обратитесь к медицинскому работнику, если заметите, что у вашего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.

Если ваш ребенок в возрасте трех лет :

  • не смотрит вам в глаза
  • имеет проблемы со зрением или слухом (в вашей книге «Здоровый ребенок» есть несколько полезных вопросов для проверки развития слуха и зрения)
  • не использует предложения из трех слов
  • не понимает простых инструкций, например: «Пожалуйста, дайте мне мяч»
  • трудно отделить от вас или их основного опекуна
  • не интересуется другими детьми
  • не притворяется   
  • неуклюж (например, много спотыкается при ходьбе или беге)
  • не может обращаться с мелкими предметами, такими как карандаш или мелок
  • не может рисовать простые фигуры, такие как круг или квадрат.

Если ваш ребенок в возрасте четырех лет:  

  • плохо видит или слышит 
  • не понимает простых инструкций, состоящих из двух частей, таких как «Положи ложку и возьми свою чашку»
  • имеет проблемное поведение (например, часто впадает в истерику из-за очень мелких вещей)
  • не притворяется   
  • неуклюж
  • с трудом держит мелкие предметы, такие как карандаш или мелок
  • не может рисовать такие фигуры, как круг или квадрат
  • с трудом одевается самостоятельно или пользуется туалетом.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *