Содержание
Особенности развития детей в возрасте 5-6 года
Особенности развития детей в возрасте 5-6 года
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Несмотря на то что, как и в 4—5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки хороший — плохой, добрый — злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников. В 5—6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.
Более совершенной становится крупная моторика. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло- красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещё и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Особенности развития детей в возрасте 5-6 лет / Образование / Иммиграция / 420on.cz Пражский городской портал
Ваш малыш стал совсем большим, ему уже пять! Любознательный и подвижный ребенок, как губка, впитывает новые знания, активно познавая окружающий мир. Что же ждет его в ближайший год? Какими знаниями и умениями должен обладать дошкольник? Для мам и пап, чьи детки достигли этого рубежа, мы подготовили чек-лист по особенностям развития детей 5-6 лет.
Физическое развитие
В этом возрасте физическое развитие детей можно оценить по следующим навыкам и умениям:
– ребенок умеет преодолевать препятствия в процессе бега;
– умеет ездить на велосипеде;
– умеет лазить по шведской стенке и конструкциям детских городков;
– ходит по бордюрам и перекладинам.
В этот период родителям необходимо уделить внимание физическому развитию своего малыша, играть с ним в подвижные игры, игры с мячом, проводить занятия, развивающие координацию.
Познавательная деятельность
В пять-шесть лет ребенок узнает много нового. Поэтому рекомендуется сменять виды деятельности, чтобы ребенок не переутомлялся. В этот период он должен обладать следующими знаниями и умениями:
– знать свои имя и фамилию;
– знать адрес проживания и номер телефона хотя бы одного из родителей;
– знать, что делать при пожаре, если потерялся, отстал, остался дома один и в других экстренных ситуациях;
– уметь звонить по телефону;
– показывать право и лево;
– знать явления природы: дождь, грозу, снег, ветер и пр.;
– называть времена года, месяцы, дни недели в правильной последовательности;
– знать и придерживаться ПДД для пешеходов;
– узнавать множество домашних животных и птиц, знать, чем они питаются;
– уметь сравнивать предметы: высокий — низкий, толстый — тонкий, легкий — тяжелый и пр.
– уметь находить до шести различий на картинках для сравнения;
– знать названия и различать лиственные и хвойные деревья;
– уметь называть одним словом группы предметов: посуда, фрукты, игрушки и пр.
Стоит помнить, что каждый малыш развивается индивидуально, поэтому небольшие отклонения от приведенного списка не являются критичными.
Психическое развитие
В этом возрасте в психологии детей происходят серьезные процессы:
– формируется база личностных качеств;
– определяются нравственные ценности;
– в процессе игры обыгрываются события, произошедшие с самим ребенком или его знакомыми;
– активно проявляется любознательность;
– формируется личность малыша;
– происходит демонстрация родителям того, что он важный член семьи;
– происходит осознание собственного Я;
– дети начинают понимать свои ощущения, эмоции и учатся об этом говорить.
Социальное развитие
Этот возраст характеризуется тем, что ребенку необходимо общение со сверстниками и взрослыми. Посредством игр он получает новую информацию об окружающем мире, правилах поведения и способах общения. В этот период необходимо научить своего малыша:
– заводить новые знакомства;
– проявлять милосердие и терпимость;
– выстраивать отношения в обществе;
– держать под контролем свои эмоции, не подавляя их;
– делать первые шаги в борьбе с собственными страхами.
Сейчас очень важно общаться со своим ребенком, так как нехватка общения с родными чревата появлением дефицита внимания. Ребенок нарочно ведет себя плохо, злит родителей и нарушает установленные правила. Будьте терпимы и последовательны.
Речевое развитие
В норме речь ребенка пяти-шести лет должна быть правильной и грамотной. Он должен уметь:
– четко и правильно произносить все звуки родного языка;
– поддержать беседу;
– составлять простые и сложные предложения;
– пересказывать сюжет сказки или услышанной истории;
– рассказывать о себе и своих родных;
– составлять рассказ по картинкам;
– контролировать уровень громкости собственного голоса;
– разговаривать с самим собой во время игр.
Отличительной особенностью этого возраста является интенсивное словотворчество. Девочки и мальчики придумывают новые названия предметам или явлениям, используя словарный запас.
Развитие мышления в пять-шесть лет
В основе развития мышления деток этого возраста лежит приобретение новых, усложненных навыков. В этот период важно ребенка научить:
– прямому и обратному счету до 20;
– находить соседей числа по счету;
– писать цифры и рисовать соответствующее им количество предметов;
– складывать и вычитать в пределах пяти;
– знать буквы и читать по слогам;
– различать цвета и оттенки;
– решать логические задачки;
– определять признаки предметов и классифицировать их.
Характеристика развития детей пяти-шести лет
В этом возрасте дошкольник должен уметь сам ухаживать за собой:
– чистить зубы и умываться;
– мыть руки после улицы, туалета и перед едой;
– заправлять кровать;
– самостоятельно собирать игрушки;
– надевать и снимать одежду;
– обувать и снимать обувь;
– пользоваться столовыми приборами;
– выбирать одежду в детский сад и на прогулку;
– использовать носовой платок по назначению.
Очень важно развивать и поддерживать эти навыки. Взрослый должен доверять ребенку, давать ему возможность учиться на собственных ошибках.
Главное — идти по дороге развития с ребенком рука об руку и поддерживать его старания. Не забывайте об этом, дорогие родители.
Материалы предоставлены профессиональным педагогом Татьяной Федоровной Антоновой. Татьяна Федоровна, преподаватель с 48-летним стажем, живет в Праге и в своей школе по авторской методике обучает детей от 3 до 12 лет чтению, письму, математике и русскому языку очно и онлайн. Учеников-дошкольников она обучает основам чтения и письма, счета, логики и окружающего мира, помогает им в развитии речи и мелкой моторики.
Дополнительную информацию вы можете узнать на сайте Школы Татьяны Федоровны, в Instagram и Facebook.
Вехи для 5-летних – Библиотека медицинской информации
Обзор
Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинуты в одной области, например, в языке. Но они могут отставать в другой области, такой как сенсорное и моторное развитие.
Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.
Физический рост и развитие
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Набрали около 4,4 фунтов (2 кг) и выросли на 1,5 дюйма (4 см) до 2 дюймов (5 см) после своего четвертого дня рождения.
Перейдите на сайт www.cdc.gov/growthcharts, чтобы увидеть высокие и низкие процентили для нормального веса и роста.
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Знают свой адрес и номер телефона.
- Распознать большинство букв алфавита.
- Может считать 10 или более объектов.
- Знать названия не менее 4 цветов.
- Понять основные концепции времени.
- Знать, для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еда или техника.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Хотят нравиться своим друзьям и нравиться им, хотя иногда они могут быть жестокими по отношению к другим.
- Большую часть времени соглашайтесь с правилами.
- Показать независимость.
- Более способны отличить фантазию от реальности. Но им нравится играть в притворство и переодевание.
- Имейте разные способы игры. Некоторые дети играют грубо или физически активно. Другие дети того же возраста более склонны участвовать в социальных играх.
Развитие речи
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Продолжайте содержательный разговор с другим человеком.
- Понимать отношения между объектами, например, «мальчик, прыгающий через скакалку».
- Используйте будущее время, например: «Пойдем завтра в зоопарк!»
- Часто называют людей (или предметы) по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
- Говорите или рассказывайте истории. У них практически нет проблем с тем, чтобы их понимали другие.
Сенсорное и моторное развитие
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Кувыркаться и, возможно, прыгать.
- Качайтесь и карабкайтесь.
- Прыжок на одной ноге.
- Сходить в туалет самостоятельно. Однако они все еще могут мочиться в постель.
К 5 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика), чтобы:
- Копировать треугольники и другие геометрические фигуры.
- Нарисуйте человека с головой, телом, руками и ногами.
- Одеваться и раздеваться самостоятельно. Но им все еще может понадобиться помощь, чтобы завязать шнурки.
- Напишите строчные и заглавные буквы алфавита.
- Ешьте вилкой, ложкой и, возможно, столовым ножом.
Кредиты
- Начало страницы
Следующий раздел:
Связанная информация
Библиотека медицинской информации
Развитие ребенка (5) — от одного до двух лет
Действия для этой страницы
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень
- Ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек.
- Дети второго года жизни понимают многие слова, но не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители.
- К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.
В течение этого года ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек. Это не только заставляет их беспокоиться о возможности того, что вы их бросите, но и часто повторяет слова «я» и «моё».
Дети второго года жизни понимают многие слова, но не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители. Они часто не реагируют на голосовые команды, и их очень часто нужно двигать, поднимать или отвлекать. Кажется, они понимают «нет», но не в состоянии контролировать свои импульсы. Характеристики развития включают в себя:
- Ваш ребенок любопытен и энергичен, но нуждается в поддержке и внимании взрослых.
- Ваш ребенок очень зависим и привязан и, вероятно, боится разлуки.
- Им нравится играть в игры со взрослыми, особенно в повторяющиеся игры.
- Они проявляют интерес к другим детям, но обычно играют в одиночку или вместе. Понятия обмена пока нет.
- Они подражают другим, например, «разговаривают» по игрушечному телефону.
- Они могут быть более склонны к сотрудничеству в одежде из-за желания копировать и «сделать это самому».
- Они могут хотеть делать что-то «правильно» и испытывать невыносимое разочарование, если им мешают.
- Способность есть самостоятельно улучшается, и они, вероятно, будут разборчивы в еде.
Развитие понимания
Понятия времени, расстояния и скорости недоступны вашему ребенку. Однако они усердно работают над категориями, распределяя увиденные объекты по понятным группам. Другие характеристики развития включают в себя:
- Улучшение памяти
- Способность понять, какие предметы сочетаются друг с другом, например карандаши и бумага
- Способность решать простые головоломки
- Способность запоминать и копировать прошлые события притворяются, что разговаривают с кем-то по игрушечному телефону
- Не понимают размера и пространства — могут, например, бояться поскользнуться в сливном отверстии в ванне.
Физические навыки
Быстрое увеличение активности вашего ребенка может означать серьезную реорганизацию дома. Убирайте бьющиеся и опасные предметы вне досягаемости — вам (или вашему малышу) нехорошо говорить «нет» или «не трогать» каждые пять минут. Характеристики развития включают:
- Годовалые дети могут кататься на четырехколесной игрушке для верховой езды.
- К 15 месяцам они могут ходить в одиночку, широко расставив ноги и высоко подняв руки.
- В 15 месяцев они встают на ноги с помощью рук, а к двум годам могут вставать без помощи рук.
- К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.
- К двум годам большинство малышей могут спускаться по лестнице, держась за нее, но встают на ступеньку обеими ногами, прежде чем перейти к следующей.
- К двум годам ваш ребенок уже может нажимать кнопки и крутить ручки.
Развитие речи
Характеристики развития включают:
- Ваш ребенок в среднем произносит 10 слов в возрасте 15 месяцев.
- Ваш ребенок в среднем произносит 50 или более слов в возрасте от 18 месяцев до двух лет.
- К двум годам они могут сказать вам большую часть того, что хотят, словами.
- К двум годам предложения становятся длиннее и точнее.
- Их понимание языка улучшается, поэтому они могут помнить две вещи одновременно — например, «Возьми мяч и принеси его папе».
- В возбужденном состоянии они могут запинаться или колебаться, произнося отдельные слова.
Предлагаемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:
- Дайте им игрушки с ручками и кнопками, на которые можно нажимать (чтобы не было телевизора и других приборов).
- Раздайте им простые головоломки.
- Им нравятся игрушки, которые связаны друг с другом, например, наборы из молотка и колышков.
- Вашему ребенку понравится рассматривать книжки с картинками, особенно если вы дадите им названия и разрешите иногда переворачивать страницы.
- Играйте в игры, в которых у ребенка есть много возможностей сказать «нет», например, «Папа под кроватью?»
- Маленькие дети любят копировать других, поэтому предоставьте им предметы для переодевания и ролевых игр.
- Позвольте вашему ребенку иногда играть одному, без помех, чтобы он научился развлекать себя. Они попросят о помощи, если они в ней нуждаются.
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш малыш не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он занимается какой-то другой областью обучения и развития. Однако, если ваш малыш сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что оно идет вспять, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения. Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии, включают:
- Не проявляет внимания к разным людям
- Не проявляет предпочтения к знакомым людям
- Не проявляет беспокойства по поводу разлуки
- Еще не ходит
- Ходит неравномерно, особенно если ребенок хромает
- Не часто бормочет
- Не начинает использовать некоторые осмысленные слова
- Не слушает, когда другие говорят с ними
- По-прежнему в основном молчит во время игры
- Не отвечает, когда другие говорят с ними
- Не может указывать на предметы, когда им дают имя
- Использует знаки, мычание или жесты только тогда, когда они чего-то хотят.
Где можно получить помощь
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка.
- Служба охраны здоровья матери и ребенка, Виктория (круглосуточно) Te. 132 229
Что нужно помнить
- Ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек.
- Несмотря на то, что они могут понимать многие слова, дети второго года жизни не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители.
- К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.
- Bowler, P & Linke, P, 1996, Ваш ребенок от года до десяти , Австралийский совет по исследованиям в области образования, Мельбурн.
- Миллер, К., 1985, Возрасты и стадии – описание развития и деятельности, от рождения до восьми лет , Telshare Publishing Co.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена
к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена
к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Отказ от ответственности за содержание
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.