плюсы и минусы, что нужно развивать в первую очередь

Раннее развитие детей может быть не только полезным, но и вредным, считают специалисты. Так ли это? Попробуем разобраться с детским психологом

Ирина ЕРМОЛАЕВА

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более «современных» детей. Методики «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик. Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка.
Фото: pixabay.com

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало — это и есть основа всей математики.

ВАЖНО!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития — малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

Мифы от «гуру»

У нас до сих пор популярны карточки врача-физиолога Глена Домана. Он работал с детьми с нарушениями ЦНС. Позже эту методику он рекомендовал и для работы со здоровыми детьми. Малышам предлагается рассматривать развивающие карточки с фотографиями, словами, математическими действиями. Их показывают всего несколько секунд, и постепенно увеличивают их количество. Американская академия педиатрии уже давно опубликовала информацию, что такое пассивное разглядывание не дает никаких результатов.

А с легкой руки Ибука Масару (одного из основателей корпорации Sony) мы, наконец, узнали, что «После трех уже поздно». Надо отметить, что Ибука Масару – не педагог и не психолог, а инженер. Материал для книги он почерпнул из своего опыта, когда воспитывал своего сына, который отставал в развитии.

Это интересно

Какую музыку нужно слушать детям

Многие считают музыку несерьезным школьным предметом. А между тем, слух — важнейший канал информации для человека. Если с детства научить ребенка понимать толк в музыке, это вполне серьезно пригодится в дальнейшей жизни

    Подробнее

    Комментарии для сайта Cackle

    Развитие ребенка в 4 года — Детский журнал «Мамино солнышко»

    «Мамино солнышко» продолжает рассказывать о навыках и умениях деток от 2 до 5 лет. В этом номере читайте о 4-летних малышах. И помните, пожалуйста, что все детки разные! Так что, если достижения вашего крохи чуть-чуть отличаются от того, что рассказывают психологи, не следует сразу браться за голову и паниковать.

    ________________________

    Нервно-психическое развитие

    Оценить психическое развитие своего 4-летнего ребёнка вы можете по таким признакам: ребёнок пытается во всём подражать взрослому (не только своим родителям, но и чужим людям). На таком подражании построены даже некоторые игры малыша, к примеру, игра в доктора, космонавта и т. д. Дети этого возраста понимают не только значение услышанных слов, но и оттенки интонации. То есть ребёнок уже может услышать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п. Четырёхлетки почти не путают множественное число с единственным, женский род с мужским. Но при этом могут назвать ужин завтраком, а о «вчера» сказать «завтра». Ребёнок этого возраста может разделять предметы за признаками: «фрукты – мебель» или «звери – птицы». Четырёхлетки отличаются всё лучшей памятью, легко запоминают длинные стихи. У большинства деток такого возраста улучшается звукопроизношение: ребёнок может правильно произносить свистящие (с, з, ц) и шипящие (ш, ж, ч) звуки. Но ещё может заменять их друг другом (например, жёлтый – золтый, шарф – сарф). Звук «р» 4-летние детки ещё могут не выговаривать, заменяя его звуком «й» или «л» либо «ль» (например, рак – я (й+а)к, рыба – лыба, пирог – пилог)

    Социальное развитие

    4-летнему ребёнку уже надоело играть в одиночестве. Он обязательно ищет компанию. Хорошо играет с другим малышом и практически не ссорится с ним. То есть 4-летние дети, в отличии от младших деток, уже склонны уступать в игре другому, относиться к себе критически Ребёнка с этой возрастной категории сложно назвать ленивым. Ведь четырёхлеткам присуще стремление исполнять любые поручения взрослых.

    Внимание! Если вы обратили внимание на то, что ваш ребёнок не соответствует какому-то из этих пунктов, не паникуйте. Но есть смысл встретиться с детским психологом, который поможет найти причины, даст какие-то рекомендации, расскажет о дополнительных занятиях

    Физическое развитие

    В 4 года ваш ребёнок уверенно бегает и всё реже падает. С ним уже можно играть в салки (поддаваясь и уступая). Убегая, ребёнок уже может увернуться от вас, делать броски то вправо, то влево. Ребёнок уже неплохо владеет своим телом, но ощущение равновесия еще не совсем развито: 4-летний малыш не очень уверенно пройдет по узенькой скамейке или мостику. Тут нужны тренировки: пусть ребёнок сначала ходит по верёвочке, выложенной на земле. Дети этого возраста уже могут бегать на достаточно большое расстояние. Хоть не слишком быстро, но уже до 150 м, а то и больше. 4-летние детки достаточно хорошо прыгают, могут прыгать вперёд, немного сложнее им прыгать назад. Могут выскочить на ступеньку и спрыгнуть с неё. Могут перепрыгнуть через неширокую канавку. Но со скакалкой четырёхлетки пока не справляются. Легко лазят по «шведской стенке» – вверх и вниз, могут раскачиваться на канате, но взбираться по нему вверх ещё не могут из-за недостаточной силы рук. Они легко кувыркаются через голову – дома на коврике или на улице на траве.

    Как мы оцениваем и рассматриваем по возрасту: 5–7 лет

    Какой возраст подходит для детей от 5 до 7 лет?

    То, как наши дети потребляют и создают медиа, сильно влияет на их социальное, эмоциональное и физическое развитие. Вот почему, когда мы проводим оценку соответствия возрасту, мы полагаемся на критерии развития, установленные некоторыми ведущими национальными органами, чтобы определить, какое содержание и деятельность лучше всего подходят для каждого возраста и этапа. Ниже вы найдете рекомендации по развитию, которые мы используем при установлении возрастных рейтингов и рекомендаций. Но даже полагаясь на экспертов, мы знаем, что все дети растут и взрослеют по-разному. Наши возрастные обзоры и рейтинги являются ориентиром, но, в конечном счете, вы по-прежнему являетесь экспертом, когда дело касается ваших детей.


    Что происходит в возрасте 5–7 лет?

    Когнитивное развитие:  В 5 лет дети по-настоящему владеют своей речью. Они говорят ясно, и многие начинают читать. Они понимают структуру истории (начало, середина, конец), могут запоминать и повторять истории, им нравится создавать свои собственные. Они также любят загадки и шутки. Пятилетние дети также могут понимать основные математические понятия. Их самооценка растет по мере того, как они осваивают слова и числа.

    Поскольку объем внимания 5-летних детей продолжает расти, они могут концентрироваться дольше. Когда это происходит, они все больше интересуются подробной информацией о том, как устроен мир. Будьте готовы ответить на множество вопросов «как» и «почему» и ищите практический опыт для дальнейшего обучения.

    У шестилетних детей более развито чувство реальности и фантазии, но у них все еще очень активное воображение. Для их воображения характерно сообщать, как они видят мир, например, применяя человеческие черты к животным. В этом возрасте дети начинают читать самостоятельно и считать в прямом и обратном порядке. Они развивают более длительную продолжительность концентрации внимания, хотя они все еще лучше справляются со структурированными действиями, чем с открытыми.

    К 7 годам большинство детей с удовольствием читают рассказы и могут обсуждать, писать и разыгрывать прочитанное. Их мышление начинает становиться более конкретным и логичным. Они могут разделить вещи на категории, но у них все еще есть проблемы с гипотетическими идеями и абстрактными понятиями. Юмор становится очень важным в этом возрасте, так как дети переходят от фарса к шуткам и юмору.

    Социальное и эмоциональное развитие:  Дети в возрасте от 5 до 7 лет являются социальными животными. В то время как члены семьи по-прежнему оказывают наибольшее влияние на этих детей, круг их доверия и привязанности распространяется не только на непосредственных опекунов и семью, но и на учителей и других взрослых. Дети этого возраста также обладают хорошим чувством юмора и любят делиться шутками и смехом со взрослыми.

    С возросшей уверенностью в себе дети начинают утверждать свою индивидуальность и даже сомневаться в авторитете взрослых (хотя им нужна уверенность в присутствии надежного взрослого, когда они начинают свой независимый путь в мире). Личная конфиденциальность становится важной, и дети становятся более чувствительными к чувствам других. Эти дети понимают разницу между правильным и неправильным, хотя они могут использовать ругательства или «туалетные» слова для привлечения внимания и проверки взрослых ограничений.

    В это время дети начинают общаться в группах сверстников, особенно однополых сверстников со схожими интересами. Дети в возрасте от пяти до семи лет любят копировать своих друзей и сверстников и начинают развивать сильное чувство лояльности. Клубы и игры являются популярными видами деятельности. Правила важны для них, и они составляют игры со сложными правилами и запретами.

    Улучшенная способность понимать «как» и «почему» означает, что дети в возрасте от 5 до 7 лет менее боязливы. Но они все еще могут бояться громких звуков, темноты, животных или каких-то незнакомых людей. Некоторые дети могут начать бояться школьных неудач, а также быть отвергнутыми сверстниками.

    В этом возрасте дети осознают социальные категории, такие как раса, и могут придерживаться устойчивых гендерных стереотипов. Они развивают и укрепляют игровые и активные предпочтения половой принадлежности. Некоторые дети в возрасте от 5 до 7 лет придерживаются жестких стереотипов в отношении себя и других и нетерпимы к нарушениям гендерных ролей.

    Физическое развитие:  В этом возрасте у детей расширяется моторный контроль и появляется лево- или праворукость. К 5 годам дети способны научиться сложной координации тела для таких занятий, как плавание, езда на велосипеде и завязывание шнурков. В возрасте 6 лет дети улучшают и совершенствуют свои моторные навыки. Они развивают силу, скорость, равновесие, зрительно-моторную координацию и гибкость. Количество и качество физической активности может иметь большое влияние на ход их двигательного развития. Активные дети разовьют более зрелые моторные навыки, чем те, кто не ведет активный образ жизни. К концу этого периода дети, которые уже участвовали в таких мероприятиях, как спорт, танцы и гимнастика, теперь могут начать развивать свои навыки в этих видах деятельности.

    Технологическая/цифровая смекалка:  Как только дети начинают читать и писать, весь онлайн-опыт меняется. Поскольку они могут общаться с другими, дети действительно должны понимать основы доброго, ответственного и безопасного поведения в Интернете. Пятилетние дети могут легко пользоваться клавиатурой и мышью, умело рисовать и рисовать, а также начинают печатать буквы. По мере развития навыков грамотности они могут начать проводить больше времени в Интернете, но они не овладеют навыками безопасного поиска, если их не научат взрослые. Важно, чтобы взрослый контролировал онлайн-активность или был уверен, что дети остаются на сайтах, соответствующих их возрасту. Поиск в Интернете лучше оставить для детей старшего возраста, так как даже при безопасных настройках поиска могут появляться всевозможные неподходящие для возраста изображения. Ожидайте, что дети старшего возраста проявят интерес к социальным сетям на детских сайтах. Но убедитесь, что они понимают, как вести себя в Интернете, в том числе как защитить свою конфиденциальность. Устройства должны располагаться в центральном месте для обеспечения максимального контроля. Установите правила для мобильных технологий — от телефонов до планшетов и портативных игровых устройств — относительно того, когда, где, как и как долго эти устройства можно использовать.


    Что подходит для возраста 5–7 лет?

    • Образовательная ценность:  Детям младшего возраста в этом диапазоне будет полезен контент, который поддерживает подготовку к школе, включая социально-эмоциональные навыки, такие как самоконтроль. Детям старшего возраста будет полезен контент, который поддерживает переход к первому классу, например, навыки раннего чтения и письма, базовые математические функции и решение задач. Дети в этом возрастном диапазоне могут изучать основы науки, такие как гравитация, но они по-прежнему лучше всего учатся на визуальных демонстрациях, а не на разговорах или пении персонажей, и на конкретных уроках, а не на абстрактных принципах. Пятилетние дети имеют некоторое представление о прошлом/настоящем, но им потребуется помощь в понимании исторических уроков и их сопоставлении с контекстом.

      Дети в возрасте от пяти до семи лет все еще развивают свое понимание методов редактирования, поэтому повествование должно быть простым. Воспоминания и внезапные смены сцены или перспективы продолжают сбивать с толку. Младшим детям также нужна помощь в понимании разницы между образовательным контентом и фэнтезийным контентом.

      Образовательные уроки должны занимать центральное место в сюжете истории (а не просто всплывать посреди сюжета, в основном не связанного с сюжетом). В идеале настройки и сценарии должны быть реалистичными или понятными, чтобы детям было легче понять и применить уроки в реальном мире. Дети могут не понимать упоминания персонажей из других стран или говорящих на других языках, особенно если шоу анимационное. Укажите на связи с реальным миром (знакомые люди, занятия) и задайте вопросы, чтобы проверить, понимают ли они смысл того, что видят.

    • Положительные модели и сообщения:  Истории, в которых персонажи делают добрые и приятные вещи друг для друга, вероятно, наиболее эффективны. Детям этого возраста по-прежнему трудно усваивать социальные уроки из историй, особенно из словесных описаний или разговоров между персонажами. Подумайте о том, чтобы положительно комментировать поведение, которое вам нравится на экране, или говорить о сходствах и различиях между персонажами и самими детьми.

      Контент, который пытается преподать положительный урок, используя отрицательные примеры (например, брат или сестра учится любить своего нового брата после того, как показал, что он грубый), может быть потерян для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Это также может иметь противоположный эффект, так как маленькие дети могут сосредоточиться в основном на негативе. Это особенно верно, если урок в основном вербальный, а не визуальный. Стремитесь к контенту, который моделирует хорошее поведение, которое вы хотите, а не негативное поведение, которого вы не хотите. Когда вы видите историю, в которой персонаж делает что-то неправильно, а затем учится лучше, укажите на хорошее поведение и объясните, что не так с плохим поведением.

      К 7 годам дети могут учиться на негативных примерах, в которых персонаж делает что-то неправильно и в конечном итоге наказывается или раскаивается. Просто убедитесь, что сюжет не слишком сложен (это затрудняет связь плохого поведения и положительного финала), а отрицательное поведение не доминирует в истории. Однако 7-летние дети все еще с трудом понимают предполагаемый социальный урок историй. Это особенно верно для более длинных историй, которые имеют подсюжеты и требуют, чтобы зрители связывали одну часть истории с другой. Вы можете помочь детям понять эти типы уроков, рассказывая о том, чему научился персонаж и что он или она мог бы сделать по-другому. Контент, который моделирует негативное поведение (включая дискриминацию или давление со стороны сверстников) без последствий или уроков, является неуместным. Детям этого возраста еще трудно понять, как самостоятельно оценивать такой контент.

      В этом возрасте дети часто отдают предпочтение своему полу и расе/этнической принадлежности. Им часто нужна помощь, чтобы заметить или запомнить контент, который идет вразрез со стереотипами. Однако к 7 годам некоторые дети способны ценить различия в людях, не думая, что один путь лучше другого. Важно, чтобы они видели репрезентации разных групп, и чтобы эти репрезентации были позитивными и избегали стереотипов. Стремитесь к как минимум такому контенту, который показывает персонажей, ломающих гендерные стереотипы, изображает девочек и мальчиков, взаимодействующих в здоровой и равноправной межгендерной дружбе, и имеет внешний вид, который не поддается только одному полу. Положительно комментируйте контрстереотипные моменты.

      Когда вы сталкиваетесь со стереотипами, основанными на половой, расовой/этнической принадлежности или социальных группах (например, ботаники и качки), укажите, в чем, по вашему мнению, заключаются проблемы. Поощряйте детей принимать и уважать людей, которые отличаются от других, показывая им материалы, в которых участвуют люди разного происхождения. Подумайте о том, чтобы поощрять ребенка думать о более сложных, реалистичных представлениях или противоположных примерах из реальной жизни. Ищите контент, который показывает великих исторических деятелей, спортсменов или медиа-звезд разного происхождения. Убедитесь, что дети понимают исторический контекст этих людей и то, что сделало их опыт таким замечательным и новаторским.

      Хотя родителям может быть неудобно обсуждать расу или этническую принадлежность персонажей, исследования показывают, что это помогает детям понять положительное отношение своих родителей. Положительно комментируйте межрасовые взаимодействия персонажей и помогите детям понять связь с реальным миром (например, отмечая друзей или знакомых того же происхождения).

      Персонажи, демонстрирующие антиобщественное или дискриминационное поведение, должны столкнуться с последствиями за такое поведение, но не думайте, что дети заметят эти последствия. Объясните, почему вам не нравится такое поведение, и предложите ребенку подумать о том, как оно заставило жертву себя чувствовать.

    • Насилие:  В этом возрасте может быть сложнее игнорировать насилие, особенно если дети смотрят мультфильмы или находятся в комнате, когда идут новости. Тем не менее, исследования показали, что длительное погружение в жестокий медиа-контент может усилить насилие и агрессивное поведение у детей этого возраста.

      Дети с большей вероятностью будут подражать насилию, если оно визуально (а не описано), легко имитируется (бьет, бьет кулаком) и представлено как смешное или глупое. Дети с такой же вероятностью будут имитировать мультяшное насилие, как и реалистичный контент. Когда «хорошие» персонажи совершают насилие, которое кажется оправданным, это может создать неправильное впечатление у маленьких детей.

      Избегайте сериалов и фильмов, в которых персонажи используют насилие для разрешения конфликта, но если он возникает, говорите об альтернативных способах решения проблемы персонажами. Укажите на негативное поведение и обсудите, каковы будут реальные последствия (для жертвы и агрессора). Маленькие дети могут не заметить, что в конце истории агрессивный персонаж сожалеет или наказывается, особенно если история длинная или содержит сюжетные линии. В дополнение к физическому насилию дети старшего возраста все чаще видят нефизическую социальную агрессию в программах для подростков. Подумайте о том, чтобы указать на плохое, враждебное поведение и обсудить, почему это проблема. Поговорите о том, что реально, а что нет, и как подружиться.

    • Страшность:  Разных детей пугают разные вещи. Не всегда можно предсказать, что напугает конкретного ребенка. Старайтесь избегать потенциально страшных программ, особенно перед сном. Насилие и опасность для персонажей часто пугают, но расстраивают и другие вещи, в том числе новостные кадры (похищения детей, стрельба, стихийные бедствия с большим ущербом), эмоциональный накал и/или разлука детей и родителей. Избегайте вымышленного контента, связанного с серьезной потерей (например, родителя, брата, сестры или домашнего животного), а также пугающей неизвестностью, множеством опасностей, издевательствами, принуждением или изображением психологической дисфункции. Темнота, странные звуки, искаженные лица и тела или другие гротескные образы — все это может расстраивать в этом возрасте, даже если история «говорит», что все в порядке или что это хороший персонаж.

      Если вы не можете избежать просмотра контента с некоторыми пугающими сценами, рассмотрите возможность быстрой перемотки этих частей вперед. Если ваш ребенок напуган, важно выслушать его, а не высмеивать или отвергать его или ее страхи. Когда младшие дети видят что-то, что их пугает, лучшее утешение — это уверенность в том, что все в безопасности (плюс объятия и любимая игрушка и/или отвлечение интересным занятием). Сказать им, что это неправда, как правило, менее эффективно для детей младшего возраста.

      Успокаивание детей старшего возраста может начинаться с простых объяснений того, как все устроено и почему детей не нужно пугать. Например, если это правда, вы можете указать, что такие вещи не могут происходить или никогда не случались в вашем районе. Тем не менее, часто лучшие стратегии в этом возрасте — это отвлечение интересным, веселым занятием и/или физическим комфортом, например, объятиями.

    • Сексуальные штучки: Концепция романтических отношений и сцен нежности между партнерами (объятия, держания за руки) соответствует возрасту. Контент, делающий акцент на красоте, гиперсексуальной внешности, сексуальном поведении и стереотипных сексуальных ролях, не соответствует возрасту. Если вы столкнулись с таким контентом, отметьте неуместные изображения и поведение и объясните, что вы считаете в нем проблематичным. Сексуальный юмор, нагота и имитация секса не подходят для этого возраста.

    • Язык:  Нецензурная брань недопустима для детей этого возраста. Маленькие дети начинают понимать, что есть определенные слова, которые нельзя произносить (хотя их умственный список несколько ограничен и, вероятно, в значительной степени связан с частями тела и функциями). Хотя эти слова сами по себе не обязательно вредны в этом возрасте, детям все же нужна помощь в понимании того, что неуместно подражать. Старайтесь избегать материалов, содержащих оскорбления, оскорбления или словесную жестокость. Как и в случае с физическим насилием, дети более склонны имитировать отрицательный словесный контент, который они считают забавным или который произносится персонажем, который им нравится. Если вы столкнулись с ненормативной лексикой, обзыванием или словесной жестокостью, объясните, почему это проблематично, и предложите ребенку подумать о том, какие чувства это может вызвать у каждого персонажа.

    • Консьюмеризм и коммерциализация:  Вы не можете избежать всех коммерческих программ и связанных продуктов. Поговорите с детьми о рекламе, отметив, что не все, что они видят в рекламе, обязательно соответствует действительности. Детям этого возраста все еще трудно понять, что реклама предназначена для их убеждения. Но вы можете помочь им понять, что реклама часто «хитрая», заставляет вещи выглядеть лучше и увлекательнее, чем в реальной жизни, например, заставляет игрушки казаться больше, а еду — вкуснее. Укажите на заявления об отказе от ответственности и объясните, что они означают, простым языком (например, «Детали и игрушки продаются отдельно» означает «Все это не входит в комплект — вам придется платить дополнительно»). Реклама продуктов питания может быть особенно сложной. Расскажите детям, как и почему реклама не будет влиять на выбор еды их семьей.

    • Рискованное и нездоровое поведение: Избегайте средств массовой информации, которые включают употребление алкоголя, наркотиков, курение или рискованные трюки для этого возраста. Маленькие дети могут не понимать разницы между последствиями, которые происходят по телевизору, и тем, что может произойти в реальной жизни. Дети могут имитировать нездоровое/рискованное поведение, даже если за действиями персонажей следуют негативные последствия. Они с еще большей вероятностью будут имитировать рискованное или нездоровое поведение, если не будет никаких негативных последствий или если поведение изображается забавным или гламурным.

    • Рискованное и нездоровое поведение:  Все онлайн-мероприятия для детей этого возраста должны контролироваться родителями. Абсолютно никакая личная информация не должна распространяться где бы то ни было. Видеочаты с членами семьи соответствуют возрасту, но все остальные взаимодействия должны использовать предустановленные слова и фразы, которые дети выбирают из списка.

    Контрольный список для развития крупной моторики — Kid Sense Child Development

    < Вернуться к контрольным спискам для развития ребенка

    Инструкции:  Отвечайте на все вопросы до текущей возрастной группы вашего ребенка, отвечая «Да» или «Нет».

    Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

    Есть ли у вашего ребенка трудности с:

     Возрастом Навык  Да
    0–6 месяцев Переворачивание с переда на спину или со спины на перед.
    Подведение ног к рукам/рту на спине.
    Держит голову прямо в опорном положении.
    Сидя (изначально с поддержкой).
    Отталкивание туловища от пола руками в положении лежа на животе.
    6-12 месяцев Переверните ролик спереди назад или сзади наперед.
    Ползание на животе.
    Самостоятельное сидение.
    Вставание на четвереньки.
    Отталкивание туловища от пола руками в положении лежа на животе.
    Приведение себя в сидячее положение без посторонней помощи.
    Ползание на руках и коленях.
    Переход в разные положения, напр. сидя, на четвереньках, лежа на животе.
    Подтягивание себя в положение стоя.
    На мгновение стоит без поддержки.
    Ходьба, держась за мебель.
    Делать 2-3 шага без поддержки.
    Катание мяча, подражая взрослому.
    1-2 года Самостоятельное сидение, ползание или ходьба.
    Вставание на четвереньки.
    Ползание на руках и коленях.
    Переход в разные положения (например, сидя, на четвереньках, лежа на животе).
    Подтягивание себя в положение стоя.
    Стоя без поддержки.
    Пытается бежать (бегет с неподвижным взглядом на полу).
    Ходьба с игрушкой в ​​руках.
    Изменение направления во время ходьбы.
    Катание мяча, подражая взрослому.
    2-3 года Переход в разные положения (например, сидя, на четвереньках, лежа на животе).
    Плавная ходьба и повороты.
    Бег с контролем (сохраняется широкий аллюр).
    Залезание на мебель или спуск с нее без посторонней помощи.
    Подтягивание себя в положение стоя.
    Подъем и спуск по ступенькам (с поддержкой).
    Ходьба с игрушкой в ​​руках.
    Изменение направления во время ходьбы.
    Подбирать игрушки с пола, не падая.
    Катание мяча.
    3-4 года Переход в разные положения (например, сидя, на четвереньках, лежа на животе).
    Имитация взрослого, стоящего на одной ноге.
    Имитация простых двусторонних движений конечностей (например, поднятие рук вместе).
    Работает с управлением.
    Залезание на мебель или спуск с нее без посторонней помощи.
    Лазание по джунглям и лестницам.
    Катание на трехколесном велосипеде.
    Изменение направления во время ходьбы.
    Ходьба вверх и вниз по лестнице с чередованием ног.
    Прыжки на двух ногах вместе 5 раз подряд.
    Ходьба на цыпочках.
    Подбирать игрушки с пола, не падая.
    Метание предметов в мишень ударным действием.
    Катание мяча.
    Ловля мяча (все тело, а не только руки).
    4-5 лет Стоять на одной ноге до 5 секунд.
    Имитация простых двусторонних движений конечностей (например, поднятие рук вместе).
    Ходьба вверх и вниз по лестнице с чередованием ног.
    Залезание на мебель или спуск с нее без посторонней помощи.
    Лазание по джунглям и лестницам.
    Катание на трехколесном велосипеде.
    Удар ногой по мячу вперед.
    Метание мяча через руку.
    Ловля отскочившего мяча.
    Ловля мяча руками вместо использования рук и тела.
    Обход препятствий.
    Прыжки 10 раз подряд, соблюдая дистанцию ​​прыжков.
    Ходьба на цыпочках.
    Прогулка по линии.
    Безопасное выполнение кувырка вперед.
    Прыжки на одной ноге.
    Прыжок через объект и приземление на обе ноги вместе.
    5-6 лет Стоять на одной ноге 10 секунд.
    Удар по мячу.
    Ходьба по лестнице, удерживая предмет.
    Ходьба назад пятка-носок.
    Прыжки вперед 10 раз без падений.
    Переход вперед после демонстрации.
    Обход препятствий.
    Висит на перекладине не менее 5 секунд.
    Шаг вперед с ногой на той же стороне, что и рука для броска при броске мяча.
    Прогулка по линии.
    Прыжки на одной ноге.
    Безопасное выполнение кувырка вперед.
    Ловля маленького мяча только руками.
    Прыжок через объект и приземление на обе ноги вместе.
    6-7 лет Плавный бег с руками, противоположными ногам, с узкой опорой (ступни не слишком далеко друг от друга).
    Бег вокруг препятствий с сохранением равновесия.
    Стоять на одной ноге не менее 10 секунд.
    Переход вперед без демонстрации.
    Шаг вперед ногой с противоположной стороны в качестве метательной руки при броске мяча.
    Удар по футбольному мячу с достаточной точностью.
    Ходьба назад пятка-носок.
    Ходьба по бревну.
    Висит на перекладине не менее 10 секунд.
    Удержание и перемещение по турникам без поддержки.
    Использование скакалки.
    Прыжки на одной ноге.
    Прыжки вперед обеими ногами вместе.
    Безопасное выполнение кувырка вперед.
    Ловля маленького мяча только руками.
    Прыжок через объект и приземление на обе ноги вместе.
    Езда на велосипеде без тренировочных колес.
    7-8 лет Удерживание и перемещение по турникам без поддержки.
    Безопасное выполнение кувырка вперед.
    Плавный бег с руками, противоположными ногам и узкой опорой (ступни не слишком далеко друг от друга).
    Бег вокруг препятствий с сохранением равновесия.
    Шаг вперед ногой с противоположной стороны в качестве метательной руки при броске мяча.
    Удар по футбольному мячу с достаточной точностью.
    Удар по футбольному мячу с достаточной точностью и последовательностью.
    Прыжок через объект и приземление на обе ноги вместе.
    Ловля маленького мяча только руками.
    Ходьба по бревну.
    Ходьба назад пятка-носок.
    Стояние и сохранение равновесия на одной ноге.
    Использование скакалки.
    Прыжки на одной ноге.
    Езда на велосипеде.

     

    Этот контрольный список был разработан в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *