Содержание

Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Одной из характеристик старшего дошкольного возраста, как уже говорилось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, умение обобщать, классифицировать, осознавать категории времени и пространства, искать ответы на вопросы: «Откуда все взялось». с? »,« Зачем люди живут? ».
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на способности ребенка брать на себя и играть роли, предсказывать и планировать действия другого человека, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и одновременно целенаправленными. Система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание важности семьи для ее дальнейшего существования.

До 5 лет мальчики могут торжественно заявить матери, что хотят жениться на ней, когда вырастут, а девочки могут выйти замуж за своих отцов. В возрасте от 5 до 8 лет они «женятся» или «выходят замуж» в основном из-за своих сверстников, таким образом воссоздавая форму отношений со взрослыми в игровых ситуациях.

В целом старшие дошкольники общительны и нуждаются в дружбе. В дошкольной группе есть заметное преимущество в общении со сверстниками того же пола, среди которых принятие важно для самооценки и адекватной самооценки.

Шестилетние дети уже знают, что кроме хороших, добрых и ласковых родителей, они еще и плохие. Плохие не только те, кто несправедливо относится к своему ребенку, но и те, кто ссорится и не может общаться друг с другом. Здесь мы находим отражение в специфических для эпохи страхах перед дьяволом как нарушением социальных правил и устоявшихся обычаев, а также перед представителями преступного мира.

Послушные дети, испытавшие возрастное чувство вины за нарушение правил и предписаний по отношению к значимым для них властям, в большей степени подвержены страху перед бесами.

В 5 лет типично преходящее компульсивное повторение «неприличных» слов, в 6 лет дети начинают беспокоиться и сомневаться в своем будущем: «А что, если я некрасива?», «Что, если на мне никто не женится. ? », в 7 лет появляется тревога:« А успеем? »,« Пойдем? »,« Купишь? ».

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и гиперчувствительности у детей стихают, если родители веселые, спокойные, уверенные в себе, учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка.

Следует избегать наказания за неуместные слова, терпеливо объясняя их недопустимость и одновременно создавая дополнительные возможности для снятия нервного напряжения посредством игры. Помогает и дружба с детьми противоположного пола, а в этом и нужны родители.

Спокойный анализ, авторитетные объяснения и заверения развеивают тревожные ожидания детей. Лучше не делать ребенка сильнее при подозрении, не отвлекать ребенка, бегать с ним, играть с ним, вызывать физическое утомление и постоянно выражать твердую уверенность в том, что он уверен в происходящем.

Как уже упоминалось, однополые родители имеют исключительную власть над дошкольниками старшего возраста. Они подражают всему, включая привычки, поведение и стиль отношений с родителем противоположного пола, которого все еще любят. Таким образом создается модель семейных отношений.

Следует помнить, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, потому что в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к семейным отношениям (а также к отношениям других людей, важно для них).

Авторитет однополого родителя снижается из-за эмоционально неприемлемого поведения ребенка и его неспособности стабилизировать семейное окружение. В придуманной игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль однополых родителей и не хотят делать все как «папа» или «мамочка». Они стараются быть только самими собой или предпочитают быть родителями противоположного пола, что в обоих случаях необычно для старшего дошкольного возраста.

Если детские проблемы, трения и конфликты возникают у однополых родителей по разным причинам, это способствует возникновению проблем, трений и конфликтов в воспитании собственных детей. Например, если девочка в детстве испытала на себе авторитарное влияние матери, она сама станет матерью и будет довольно строгой и принципиальной по отношению к своему ребенку, что заставит ее отреагировать протестными или невротическими расстройствами.

Мальчик, который в детстве не был Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, не может стать Отцом Сына и передать ему соответствующий опыт в области сексуального поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Кроме того, развод родителей детей старшего дошкольного возраста оказывает более негативное влияние на мальчиков, чем на девочек. Отсутствие или отсутствие влияния отца в семье может затруднить для мальчиков развитие навыков сверстников с учетом гендерных факторов, вызвать чувство незащищенности, чувство беспомощности и замешательство перед лицом воображаемой, но сознательной угрозы.

Так, 6-летний мальчик из неполной семьи (отец ушел после развода) боялся Змея Горыныча. «Он дышит — вот и все», — объяснил он свой страх. Под «всем» он имел в виду смерть. Никто не знает, когда может появиться Горынычский змей, появившийся из глубин подсознания, но известно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной мнимой угрозы свидетельствует об отсутствии психологической защиты, не сформировавшейся из-за отсутствия адекватного влияния отца.

У мальчика нет защитника, который мог бы убить змея Горыныча и которого мог бы взять на себя Илья Муромец из сказки.

Или возьмем случай с пятилетним мальчиком, который боялся «всего на свете», был беспомощен и в то же время заявил: «Я как мужчина». Своим инфантилизмом он обязан напуганной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела девочку и не принимала во внимание его стремление к независимости в первые годы его жизни. Мальчик был привязан к своему отцу и старался во всем быть на него похожим. Но отец был отстранен от воспитания чрезмерно усердной матерью, которая блокировала все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Неспособность идентифицировать себя с ролью заторможенного и недостоверного отца в присутствии напуганной и гипер-родительской матери является семейной ситуацией, которая способствует разрушению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы заметили потерянного, застенчивого и робкого 7-летнего мальчика, который, несмотря на наши просьбы, не смог нарисовать всю семью. Он рисовал либо себя, либо своего отца по отдельности, не понимая, что на картинке должны быть и мать, и старшая сестра. Он также не мог выбрать роль отца или матери в игре и быть самим собой в ней. Неспособность идентифицировать себя с отцом и его низкий авторитет объяснялась тем, что мой отец приходил домой пьяный и сразу ложился спать. Это был человек, который «жил за шкафом» — незаметный, тихий, отстраненный от семейных проблем, не занимающийся воспитанием детей.

Мальчик тоже не мог быть самим собой, потому что его чрезмерно усердная мать, побежденная отцом, лишившимся ее влияния, пыталась отомстить своему сыну, который, как она утверждала, во всем походил на ее презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым и упрямым. . Излишне говорить, что сын был нежеланным, и это постоянно влияло на отношение матери к нему, которая была строга с эмоционально уязвимым мальчиком, упрекая его и бесконечно наказывая. Кроме того, она чрезмерно оберегала сына, охраняя его и подавляя все проявления независимости.

Неудивительно, что вскоре он стал «вредным» в глазах матери, потому что пытался каким-то образом проявить себя, что напомнило ей о прежних действиях ее отца. Это была ужасная мать, которая не терпила возражений, желая навязать свою волю и подчинить всем. Она, как и королева снега, села на престол принципов, упорядочающих, указывая, эмоционально недоступна и холодно, не понимая духовных потребностей сына и лечение его как слуги. Муж под протестом также начал пить в свое время, защищая себя против своей жены «Алкогольный не спирт».

В разговоре с мальчиком мы обнаружили не только опасения, характерные для данного возраста, но и многие опасения, созданные в предыдущем возрасте, в том числе Перед наказанием от матери, тьмы, одиночества и изоляции. Самый выразительный страх был одиночество, что понятно. В семье нет друзей или опекуна и является эмоциональной сиротой с живыми родителями.

Неоправданная серьезность, жестокость отца в борьбе с детьми, физическими наказаниями, игнорированием духовных потребностей и его чувство собственной ценности также приводит к страхам.

Как видите, вынужденные или преднамеренные замена роли мужчин в семье навязчивой матери не только не только помогают мальчикам в развитии уверенности в себе, но приводит к отсутствию автономии, зависимостей, беспомощности, которая является средой для беспокойства, ингибирует активность и предотвращает веру в свою силу.

Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок


Пытаясь воздействовать на ребенка, мы часто говорим ему вещи, как нам кажется, безобидные. И в этом мы ошибаемся. Дети воспринимают их совсем иначе, и одно неосторожное слово, произнесенное нами «на автомате», может иметь очень неприятные последствия. Что и почему ваш ребенок не должен от вас слышать, рассказывает психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста


Обычно родитель — авторитет для ребенка. И все, что говорят мама или папа, особенно если они делают это регулярно, воспринимается ребенком серьезно. Есть просто убийственные фразы, которые программируют ребенка совсем не на то будущее, которое вы ему желаете.

«Что за телячьи нежности!»

Слышит ли ваш сын от вас что-то вроде этого: «Мальчики не плачут! Не реви, ты ведь не девчонка!», «Дай сдачи, ты же мальчик!», «Ну что это за телячьи нежности, ты же будущий мужчина!»? Говорите ли вы своей дочери, когда она пытается постоять за себя, что только мальчики пускают в ход кулаки? Или что она должна быть аккуратна именно потому, что родилась девочкой?

Эти, казалось бы, простые выражения, которые и мы в детстве слышали не раз, на самом деле опасны. Они воспроизводят гендерные стереотипы: что женщины всегда слабее, а быть слабым стыдно, что мужчина всегда должен отвечать агрессией на агрессию, что девочки рождаются со страстью к порядку, поэтому неаккуратные девочки — неправильные.

Эти стереотипы невольно закладывают в мальчиках основу для будущего агрессивного поведения и ощущения превосходства над девочками, а также запрещают выражать ласку и заботу. А девочки неосознанно начинают считать себя лучше мальчиков — которые, согласно этим стереотипам, неаккуратны и чересчур воинственны.


«Мал еще со мной спорить!»

К сожалению, для некоторых родителей постоянные фразы «Не твоего ума дело!», «Яйца курицу не учат», «Слушай меня, я лучше знаю», — обычный способ утверждения собственного авторитета. Какие это может иметь последствия? Самые неприятные.

Если ребенок слышит такие фразы постоянно, это сеет в нем привычку относиться пассивно к принятию важных решений. Позже ему очень тяжело будет стать хозяином своей жизни, он не учится отвечать за свои поступки. А как ему этому научиться, если родителям заранее известно, что ничего хорошего из него не получится? Зачем ему высказывать свое мнение, если оно заведомо неправильное, а родители всегда знают лучше? Есть ли смысл выражать свою точку зрения в принципе?

Когда мама или папа лучше знают, что надо надеть шапку, что пора есть, и неважно, голоден ли ребенок, это приводит к тому, что человек не учится слушать себя. Фокус его внимания будет направлен не на внутреннее состояние и чуткость к собственным потребностям, а к тому, что скажет значимая фигура. Сначала это родитель, потом партнер.

«Руки у тебя дырявые!»

Ребенок испачкался, пока рисовал, и ходил так весь день? Хотел помочь помыть посуду, а вместо этого разбил чашку? Приходилось ли вам в таких случаях в сердцах называть его бестолочью, безруким, говорить ему: «Не лезь, куда не просят!», «Вечно у тебя все из рук валится», «Как ты мне надоел, хожу и прибираю за тобой везде!»? Эти фразы так же губительны, как и все приведенные выше. Они закладывают в ребенке уверенность, что он не только неаккуратен, а еще и безнадежен. А если ему никогда не побороть свою неловкость, так стоит ли стараться?

«Не говори глупостей!»

Мой любимый прием из практики: задать вопрос родителям, каким они хотят видеть своего ребенка в 20−25 лет? Как им кажется, вырастут ли сын или дочь успешными, активными, самодостаточными и гармонично развитыми личностями, если постоянно слышат в свой адрес: «Не говори глупостей!», «Не суй нос не в свое дело!», «Да кто ты такой — свое мнение иметь?», «Какая же ты глупая!» и другие неприятные вещи?

Спросите себя: вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок вырос несамостоятельным и неуверенным человеком? Этот вопрос, как я могу судить из своего опыта, словно снимает шоры с глаз родителей. Они осознают, что брошенная в сердцах фраза нередко программирует ребенка на то, чтобы… не быть ребенком.

Полезно помнить, что период детства дан нам для того, чтобы быть беззаботными, открытыми, бесстрашными. Детям свойственно прыгать, бегать, создавать шум и гам вокруг себя, лезть во все шкафы и уголки, громко кричать и смеяться. Когда мы произносим: «Не шуми!», «Веди себя тише!», «Не скачи!», «Не мельтеши!», то запрещаем им быть собой, проявлять свою суть. Мы как будто возражаем против того, чтобы они были активными, любознательными, жизнерадостными, живыми, в конце концов, то есть вели себя как обычные дети.


«Рот закрой!»

Дети очень любят своих родителей, они нуждаются в этой любви больше всего на свете, это их витальная потребность. И когда фразы такого плана становятся привычными, дети понимают их буквально, считывают следующее послание: «Чтобы получить мою любовь, надо быть тихим, послушным, удобным, никуда не лезть, понимать мои желания без слов, отказаться от своих потребностей и интересов».

Если мы отказываемся от части себя и своих естественных проявлений, мы не можем жить в полную силу. Часть нашей личности, которая не нравится родителям, словно «замораживается» в том возрасте, мы начинаем ее глушить, подавлять в себе. В результате этого она остается на том уровне развития, где мы от нее отказались. Ребенку проще пожертвовать нуждой в проявлении детской непосредственности и стать «удобным», чем потерять любовь родителя.

И со временем может сложиться так, что ребенок вырастет слишком спокойным внешне, но очень беспокойным внутри взрослым, который долго будет подавлять свой гнев, но в итоге выплеснет его неадекватно ситуации.

Наша задача как родителей — научить ребенка проявлять и выражать свои эмоции сообразно обстоятельствам. Допустим, в общественном месте говорить: «Посмотри, тут спит малыш. Он еще совсем маленький и не все понимает, он может испугаться громкого шума. Говори чуть тише, а когда выйдем на улицу, ты сможешь покричать и побегать». Да, есть места, где шуметь неуместно, и важно это объяснять и обсуждать. Тогда и ребенок постепенно учится обращать внимание и отзывчиво относиться к чужим потребностям в отдыхе, допустимости устать, просьбе учитывать состояние другого.

Как исправить ситуацию

Прислушайтесь к себе. Полезно задаться вопросами: «Почему я так говорю?», «Что означает эта фраза, какой в ней смысл?», «Так ли я думаю на самом деле?», «Действительно ли я хочу, чтобы было так?». Нередко бывает, что фразы произносятся автоматически, потому что так говорили в вашем детстве. И тогда есть выбор: винить семью, что так сложилось, или осознать свое желание прекратить, не передавать дальше этот негатив, а значит, приложить усилия, поработать над собой.

Замечайте хорошее. Чаще поощряйте положительные поступки и желательное поведение и реже фиксируйте внимание на промахах. «Да, это действительно нелегко. Неудачи расстраивают, даже злят. Я верю в тебя, у тебя обязательно все получится!», «Поначалу бывает сложно, не все выходит, но не зря народная мудрость гласит, что терпение и труд все перетрут», — вот что может слышать от вас ребенок вместо перечисленного выше.

Следите за собой. Если вы поймали себя на том, что уже начали говорить что-то плохое, остановитесь немедленно. Из-за сказанных сейчас слов вам впоследствии может быть стыдно. Научитесь приемам, которые помогут вам справляться с гневом.

Детская психика — это благодатная почва и для хорошего, и для плохого. Пропалывайте сорняки в этом саду, чтобы в нем расцветали только ароматные цветы!

Читайте также:

Как справиться с детской истерикой: советы психолога

13 интересных и полезных игр для осенних каникул

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка

Фото: Yuganov Konstantin/George Rudy/Look Studio/Shutterstock.com

детивоспитаниеразвитиесоветы психолога

Оппозиционно-вызывающее расстройство ODD у 5-летнего ребенка

| Симптомы | Причины | Статистика | Диагностика | Сроки лечения | Лечение | Как воспитать ребенка с ODD | Часто задаваемые вопросы |

Что такое ODD у детей

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) определяется как повторяющийся паттерн гнева/раздражительности, спорного/вызывающего поведения или мстительности, продолжающийся не менее 6 месяцев.

ODD у детей — это тип деструктивного расстройства поведения (DBD). Это больше, чем просто вызывающее поведение. У ребенка есть ODD, когда его эмоции и мысли выходят из равновесия, заставляя ребенка решительно сопротивляться и отказываться сотрудничать в течение длительного периода времени.

Дети с ОВР часто демонстрируют неадекватное развитию негативное, непослушное и вызывающее поведение по отношению к авторитетным лицам. Им свойственны частые вспышки гнева. У них также существенно натянутые отношения со сверстниками, отношения между родителями и детьми и отношения с авторитетными фигурами, такими как учителя ​1​ .

Эти дети подвержены значительному риску возникновения проблем с психическим здоровьем, таких как нарушение настроения, импульсивность, употребление психоактивных веществ и тревожные расстройства​2​. У мальчиков с оппозиционно-вызывающим расстройством чаще, чем у девочек, развиваются поведенческие расстройства, антисоциальное расстройство личности или расстройство поведения (CD), в то время как у девочек с ODD чаще развивается депрессия в более позднем возрасте 2 .

Дети с ОВР также имеют высокий уровень сопутствующих психических заболеваний, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройства настроения, которым необходимо уделять внимание.

Симптомы ОВР у детей – Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM 5)

Для постановки диагноза ОВР у человека должно быть не менее 4 симптомов из следующих:

  1. Гневное/раздражительное настроение
    • Часто выходит из себя
    • Часто раздражителен или раздражителен
    • Часто злится и обижается
  2. Спорное/вызывающее поведение
    • Часто спорит с авторитетными лицами или со взрослыми (если ребенок или подросток)
    • Часто активно игнорирует или отказывается выполнять требования авторитетных фигур
    • Часто намеренно раздражает других
    • Часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении
  3. Мстительность
    • Вызывает злобу или мстительность не менее двух раз за последние 6 месяцев

Симптомы ODD отличаются от поведения ребенка, которое соответствует уровню развития детей разного возраста.

Например, для детей младше 5 лет плохое поведение должно происходить большую часть дней; для детей 5 лет и старше плохое поведение должно происходить не реже одного раза в неделю.

Симптомы могут присутствовать дома, в обществе, в школе или во всех трех местах.

Что вызывает ODD у ребенка

ODD не вызывается одним определяющим фактором. Выявлен ряд факторов риска, способствующих возникновению этого расстройства.

Детские биологические факторы

​3​

  • Генетика. Хотя генетика сама по себе не является фактором риска, она может им стать в присутствии других факторов. Передача между поколениями также может происходить, когда дети происходят из семьи с психическими расстройствами в анамнезе (например, DBD, ADHD, злоупотребление психоактивными веществами или расстройства настроения).
  • Нейроанатомия. Нарушения функционирования мозга, такие как повреждение лобной доли или нарушение работы миндалевидного тела, могут привести к импульсивной агрессии и трудностям в подавлении негативных эмоций.
  • Нейротрансмиттеры. Химический дисбаланс в мозге приводит к агрессии.
  • Гормоны и нервная система. Снижение уровня возбуждения или кортизола при воздействии фрустрации может вызвать агрессию с целью повышения этих уровней ​4​ .
  • Пренатальные и перинатальные проблемы – Курение матери во время беременности и родовые осложнения связаны с ODD у детей 5 .
  • Нейротоксины. Экологические токсины, такие как свинец, являются факторами риска. Высокий уровень свинца у детей связан с высокой агрессивностью.

Функциональные факторы ребенка

​5​

  • Трудный темперамент – Трудных детей бывает труднее успокоить. При нарушении регуляции это может способствовать неэффективному воспитанию детей, что провоцирует оппозиционное поведение.
  • Плохие социальные навыки. Дети, которые не распознают социальные сигналы от других, склонны приписывать окружающим враждебные намерения, что косвенно ведет к антиобщественному поведению.
  • Меньше моральных рассуждений – Те, у кого меньше морального развития, нарушают права и правила других людей ​6​ .

Факторы окружающей среды

  • Неэффективное воспитание – обширные исследования подтвердили, что плохое воспитание связано с деструктивным поведением детей с ОВР ​7​ .
  • Суровая дисциплина. Агрессивная дисциплина, такая как телесные наказания, является одним из самых сильных предикторов оппозиционного поведения ​8​ . Это имеет тенденцию приводить к нарушению нейроцепции безопасности у ребенка.
  • Эффекты сверстников. Факторами риска являются как неприятие сверстников, так и общение с отклоняющимися сверстниками.
  • Социально-экономический статус (СЭС) и район проживания. Многие дети с ОВР особенно связаны с более низким СЭС и неблагополучными районами.
  • Жизненные стрессоры и навыки совладания. Воздействие ежедневных стрессоров в раннем возрасте, таких как семейная дисфункция, повышает риск ODD ​9​ . Внешние факторы стресса (например, бедность, отсутствие структуры и насилие в обществе) или внутренние факторы стресса (например, одинокое воспитание, насилие в семье, жестокое обращение с детьми ​10​ , или родительская депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, антиобщественное и агрессивное поведение) также могут играть роль в серьезности поведенческих проблем у детей ​11,12​ .

нечетный

Исследования показывают, что от 1 до 20 процентов детей и подростков имеют ODD. Обычно это начинается в возрасте 6-8 лет.

У детей младшего возраста чаще встречается у мальчиков. У детей более старшего возраста ОВР встречается в равной степени у мальчиков и девочек ​13,14​ .

Дети, которые в дошкольном возрасте демонстрируют устойчивую модель оппозиционного поведения, также с большей вероятностью будут диагностированы с ОВР в начальной школе.

Диагностика ОВР

Как правило, расстройство ОВР не диагностируется у детей в возрасте до 3 лет, потому что частые приступы гнева, один из критериев ОВР, являются обычным и соответствующим развитию поведения для этих маленьких детей.

После 3 лет дети более способны вербально выражать разочарование и вести себя более социально приемлемым образом. Поэтому ODD лучше диагностируется у детей позднего дошкольного или младшего школьного возраста.

Aos См.: как справиться с истериками 5-летнего ребенка

Сроки лечения ОВР

Многие специалисты в области психического здоровья считают профилактику, раннее выявление и раннее лечение ключом к вмешательству в ОВР. У детей с ранним началом ОВР вероятность развития психических расстройств в более позднем возрасте в три раза выше.

Раннее вмешательство может осуществляться в клиниках, школах или общественных центрах ​15​ .

В дошкольных учреждениях такие программы, как Head Start, эффективны для предотвращения правонарушений в будущем, что является одним из наиболее негативных последствий для детей с ОВР.

Посещения на дому семей с высоким риском обученными клиницистами также дали положительные результаты.

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства

Варианты лечения определяются на основе многих факторов, которые могут включать возраст ребенка, тяжесть симптомов и способность ребенка участвовать в определенных методах лечения и переносить их ​16​ .

Надлежащие стратегии лечения могут быть сформированы при сотрудничестве с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и школой. План лечения должен быть нацелен на домены и поведение ребенка, которые являются дисфункциональными и ухудшают жизнь ребенка.

Назначаемое лечение ODD обычно состоит из комбинации следующего.

Тренинг по воспитанию детей (PMT)

Для детей школьного возраста в качестве лечения первой линии чаще всего рекомендуется обучение воспитанию детей.

Психотерапия

Прямые подходы к обучению детей с терапевтом, такие как психотерапия, должны быть зарезервированы для детей старшего возраста, у которых больше возможностей извлечь пользу из такого подхода.

Фармакотерапия

Когда ODD сочетается с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако это следует делать только после того, как будут установлены другие прочные лечебные альянсы, такие как обучение родителей и психотерапия.

В целом, все эти виды лечения не являются краткими, так как формирование новых установок и моделей поведения требует времени. Разовые или кратковременные процедуры вряд ли будут эффективными. Пациенты и их семьи должны взять на себя обязательство долгосрочного участия.

Интенсивная программа

Иногда тяжесть, постоянство или необычность деструктивного проблемного поведения достигали подпорогового уровня расстройства поведения (КР). Когда это происходит и когда пациент не реагирует на другие схемы лечения, может быть оправдано интенсивное и длительное лечение, такое как интенсивное дневное лечение, стационарное лечение и т. д. Однако успех таких методов не подтвержден исследованиями. Семьи и клиницисты должны взвесить потенциальные преимущества и риски такой практики.

Как воспитывать ребенка с ОВР

Одним из наиболее значительных факторов риска ОВР является неэффективное воспитание ​17​ . Однако это может быть не причиной или единственной причиной расстройства у ребенка. Ученые обнаружили, что ODD, скорее всего, вызваны комбинацией факторов, а не одним фактором риска. Таким образом, лечение нескольких доменов имеет тенденцию быть более успешным, чем лечение одного фактора 18 .

Наряду с обращением за медицинской помощью для вашего ребенка родители могут помочь, изменив свои методы воспитания или следя за тем, чтобы они не ухудшали состояние, независимо от того, является ли причиной этого воспитание.

Ниже приведены две проверенные дисциплинарные стратегии воспитания ребенка с ОВР ​19​ .

Тренинг по воспитанию детей (PMT)

Для детей школьного возраста в качестве лечения первой линии чаще всего рекомендуется обучение воспитанию детей. Основные принципы этого тренинга для родителей:

  1. Будьте хорошим образцом для подражания, уменьшая принудительное взаимодействие. Если вас переполняют эмоции, сделайте перерыв. Не вносите свой вклад в конфликт и показывайте, как правильно с ним справляться.
  2. Опирайтесь на положительное подкрепление. Найдите способы похвалить ребенка и вознаградить его за хорошее поведение.
  3. Заранее установите разумные, соответствующие возрасту ограничения и последствия. Применяйте последствия, которые можно легко и последовательно применять. Примеры последствий для нечетного ребенка: тайм-аут, потеря привилегий и т. д.
  4. Выбирайте сражения с умом. Избегайте борьбы за власть, отдавая приоритет тому, что вы хотите, чтобы ваш ребенок делал больше всего.
  5. Управляйте своим стрессом и создайте для себя сеть поддержки. Трудно воспитать неполноценного ребенка. Найдите других взрослых, таких как ваш супруг, учитель ребенка, тренеры, для совместной работы с вашего ребенка и поддерживать друг друга. Убедитесь, что вы работаете со своим ребенком, а не против вашего ребенка.

Совместные и упреждающие решения (CPS)

Несмотря на то, что ППТ является хорошо зарекомендовавшим себя, проверенным планом лечения при большом размере выборки, у него есть некоторые заметные недостатки: процент отсева в программе может быть достаточно высоким (до 50%).

  • У детей с ОВР часто возникают проблемы с властью из-за контролирующей родительской практики. Тем не менее, основное внимание PMT уделяется улучшению соблюдения правил, а не обращению к процессу родитель-потомок, который порождает проблемы оппозиционного поведения. Вероятно, это и является причиной того, что он плохо работает со старшими детьми.
  • Collaborative & Proactive Solutions (CPS) — это альтернативная стратегия для родителей детей с ОВР. Это вмешательство, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии ​20​ . Хотя CPS является относительно новым методом по сравнению с PMT, исследователи обнаружили, что он дает эквивалентные результаты, преодолевая некоторые недостатки PMT.

    Основное внимание CPS направлено на то, чтобы помочь родителям научиться решать проблемы, вызывающие вызывающее поведение, совместно и активно с детьми. Цель состоит в том, чтобы повысить гибкость, приспособляемость и навыки решения проблем как у родителей, так и у детей.

    Принципы ​21​ ЦПС в помощь родителям:

    1. Понять конкретную роль взрослого и ребенка в развитии оппозиционного поведения ребенка
    2. Помните о трех элементах в работе с неудовлетворенными родительскими ожиданиями
      • наложение воли совершеннолетнего
      • совместное решение проблем
      • удаление ожидания
    3. Признать влияние каждого из этих трех элементов на взаимодействие родителей и детей
    4. Вместе со своими детьми научиться разрешать разногласия, предотвращать борьбу за власть и разрешать потенциальные конфликты, ведущие к противостоянию
    5. Улучшить совместимость родитель-потомок

    Часто задаваемые вопросы

    Является ли ODD у детей следствием плохого воспитания?

    Хотя плохая практика воспитания является потенциальной причиной ОВР, это не единственная возможная причина. Генетический стресс или стресс раннего развития также могут привести к этому. Если вы беспокоитесь о том, что ваши стратегии воспитания являются причиной странного поведения вашего ребенка, лучше всего обратиться за профессиональной диагностикой и помощью. Имейте в виду, что вам не нужно быть идеальным, чтобы быть хорошим родителем. Мы не можем контролировать все факторы в жизни наших детей. Если вы заботитесь об интересах своего ребенка, этого достаточно.


    Ссылки

    1. 1.

      Frankel F, Feinberg D. Социальные проблемы, связанные с СДВГ и ОВР у детей, направленных по поводу проблем с дружбой. Детская психиатрия Хум Дев . 2002;33(2):125-146. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12462351

    2. 2.

      Роу Р., Костелло Э.Дж., Ангольд А., Коупленд В.Е., Моган Б. Пути развития оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения. Журнал Аномальной Психологии . Опубликовано в Интернете в ноябре 2010 г .: 726–738. дои: 10.1037/a0020798

    3. 3.

      Дик Д.М., Викен Р.Дж., Каприо Дж., Пулккинен Л., Роуз Р.Дж. Понимание ковариации среди детских экстернализирующих симптомов: генетическое и средовое влияние на расстройство поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете в апреле 2005 г .: 219–229. дои: 10.1007/s10802-005-1829-8

    4. 4.

      Tuvblad C, Zheng M, Raine A, Baker L. Общий генетический фактор объясняет ковариацию симптомов СДВГ, ODD и CD у 9-10-летних мальчиков и девочек. J Ненормальный детский психолог . 2009;37(2):153-167. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1

      75

    5. 5.

      BURKE JD, LOEBER R, BIRMAHER B. Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения: обзор последних 10 лет, часть II. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . Опубликовано в Интернете в ноябре 2002 г .: 1275–1293. дои: 10.1097/00004583-200211000-00009

    6. 6.

      Tavecchio LWC. Моральные суждения и правонарушения у бездомной молодежи. Журнал нравственного воспитания . Опубликовано в Интернете, март 1999 г .: 63–79. дои: 10.1080/030572499103313

    7. 7.

      Хаапасало Дж., Тремблей Р.Э. Физически агрессивные мальчики в возрасте от 6 до 12 лет: семейное положение, поведение родителей и прогноз правонарушений. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 1994: 1044-1052. дои: 10.1037/0022-006x.62.5.1044

    8. 8.

      Stormshak EA, Bierman KL, McMahon RJ, Lengua LJ. Практика воспитания и проблемы деструктивного поведения детей в начальной школе. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2000 г .: 17–29. дои: 10.1207/s15374424jccp2901_3

    9. 9.

      SNOEK H, VAN GOOZEN SHM, MATTHYS W, BUITELAAR JK, VAN ENGELAND H. Реакция на стресс у детей с экстернализирующими расстройствами поведения. Развитие психопата . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г. doi: 10.1017 / s0954579404044578

    10. 10.

      Ford JD. Травматическая виктимизация в детстве и постоянные проблемы с оппозиционным неповиновением. Журнал агрессии, жестокого обращения и травм . Опубликовано в Интернете 16 июля 2002 г .: 25–58. дои: 10.1300/j146v06n01_03

    11. 11.

      Loeber R, Lahey B, Thomas C. Диагностическая загадка оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения. J Ненормальный психол . 1991;100(3):379-390. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1918617

    12. 12.

      Eckenrode J, Zielinski D, Smith E, et al. Жестокое обращение с детьми и раннее начало проблемного поведения: может ли программа патронажных посещений разорвать связь? Дев Психопат . 2001;13(4):873-890. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11771912

    13. 13.

      Лобер Р., Берк Дж., Пардини Д.А. Перспективы оппозиционно-вызывающего расстройства, расстройства поведения и психопатических особенностей. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2009 г .: 133–142. doi:10.1111/j.1469-7610.2008.02011.x

    14. 14.

      Канн Р.Т., Ханн Ф.Дж. Деструктивные расстройства поведения у детей и подростков: чем девочки отличаются от мальчиков? Журнал консультирования и развития . Опубликовано в Интернете, июль 2000 г .: 267–274. doi:10.1002/j.1556-6676.2000.tb01907.x

    15. 15.

      Эйберг С.М., Нельсон М.М., Боггс С.Р. Научно обоснованные психосоциальные методы лечения детей и подростков с деструктивным поведением. Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете 3 марта 2008 г .: 215–237. дои: 10.1080/15374410701820117

    16. 16.

      Steiner H, Remsing L. Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с оппозиционно-вызывающим расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2007 г .: 126–141. doi:10.1097/01.chi.0000246060.62706.af

    17. 17.

      Stormshak EA, Bierman KL, McMahon RJ, Lengua LJ. Практика воспитания и проблемы деструктивного поведения детей в начальной школе. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2000 г .: 17–29. дои: 10.1207/s15374424jccp2901_3

    18. 18.

      Catalano RF, Arthur MW, Hawkins DJ, Berglund L, Olson JJ. Комплексные меры вмешательства на уровне сообщества и школы для предотвращения антиобщественного поведения. В: Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные меры . Sage Publications, Inc.; 1998: 248–283. https://psycnet.apa.org/record/1998-07465-010

    19. 19.

      Оллендик Т.Х. , Грин Р.В., Остин К.Е. и др. Обучение родителей управлению и совместные и упреждающие решения: рандомизированное контрольное испытание для оппозиционной молодежи. Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете 9 марта 2015 г .: 591–604. дои: 10.1080/15374416.2015.1004681

    20. 20.

      Greene RW, Ablon JS, Goring JC, et al. Эффективность совместного решения проблем у детей с аффективной дисрегуляцией и оппозиционно-вызывающим расстройством: первоначальные результаты. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2004: 1157-1164. дои: 10.1037/0022-006x.72.6.1157

    21. 21.

      Greene RW, Ablon JS, Goring JC. Трансакционная модель оппозиционного поведения. Журнал психосоматических исследований . Опубликовано в Интернете в июле 2003 г .: 67–75. doi: 10.1016/s0022-3999(02)00585-8

    О Памеле Ли

    Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

    Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

    Какие игрушки купить для ребенка?

    Родителям может быть трудно найти «лучшие» игрушки для своих детей среди множества вариантов, доступных в Интернете и в магазинах. Так много игрушек позиционируются как «образовательные» или в той или иной мере полезные для развития детей, но как родители узнают, что эти утверждения на самом деле верны? Как родители определяют, какие игрушки действительно способствуют развитию, а какие удерживают внимание ребенка более пяти минут?

    Что говорят исследования о детских игрушках

    К счастью, исследования могут дать некоторые рекомендации. Исследователи из Восточного государственного университета Коннектикута потратили более десяти лет на изучение того, как дети дошкольного возраста играют с более чем 100 игрушками. В этом исследовании под названием TIMPANI (Игрушки, которые вдохновляют на осознанную игру и развивают воображение) изучалось, как игрушки поддерживают внимание детей и позволяют детям развивать навыки решения проблем, творческие способности, социальные навыки и язык.

    В этом исследовании приняли участие 60 детей в возрасте от 3 до 4 лет в обычных дошкольных классах. Исследователи закодировали качество детской игры с разными типами игрушек. На основе этих наблюдений исследователи смогли определить, какие игрушки были самыми качественными, и определить три ключевых качества, которыми обладают эти игрушки, которые делают их способными способствовать качественной игре.

    Что это были за три качества?

    1. Простота: чем проще игрушка, тем больше детям приходится использовать свое воображение и способность решать задачи, чтобы решить, как с ней играть. Например, простой деревянный брусок можно использовать для разных игровых целей, а воображаемый телефон можно использовать только одним способом.
    2. Игрушка с открытым концом: Игрушка с открытым концом — это игрушка, которую можно использовать по-разному, и она не предлагает детям, как именно ее использовать. Хорошими примерами игрушек с открытым концом являются кухонные наборы, фигурки, кубики, игрушечные поезда и машинки. Эти типы игрушек вдохновляют детей быть более творческими и гибкими и играть по-разному. Они также имеют тенденцию удерживать внимание детей в течение более длительных периодов времени.
    3. Нереалистичная: Нереалистичная игрушка — это игрушка, которая не похожа на что-то в реальном мире. Эти типы игрушек вдохновляют детей на творчество и решение проблем. Они также часто требуют, чтобы дети беседовали с другими о том, что это за объект и как его использовать. Например, чучело единорога может стимулировать больше разговоров о том, что единороги могут делать, и больше творчества в игре, чем чучело лошади.

    Исследователи также определили два типа игрушек, которые, по-видимому, наиболее тесно связаны с качественной игрой:

    1. Блоки: Примеры включают LEGO, деревянные блоки, магнитные плитки и т. д. Блоки, кажется, вдохновляют на самые творческие игры и лучше всего подходят, когда они открыты (то есть не предназначены для изготовления определенного продукта) и состоят из достаточного количества деталей.
       

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *