Содержание

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

 

В этом возрасте ваш ребёнок:

— Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

— Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

— С трудом может соизмерять собственное «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому всё время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

— Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.

— Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему ещё трудно долго сосредоточиваться на том, что ему не интересно.

— Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

— Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много вопросов родителям.

— Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

 

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.

— Быть внимательным к желаниям ребёнка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

— Обеспечивать ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опёку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

— Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребёнок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему, как к помощнику, вы больше развиваете в нём «взрослую» позицию. Делая его подчинённым и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

— По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей, запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребёнка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребёнку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребёнка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойство и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребёнку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.

Поделитcя в соцсетях:

Количество просмотров: 3512

Что ещё смотрели люди, читавшие данную статью:
Что должен знать ребёнок в 5-7 лет [568]
Что должен знать ребёнок в 6-8 лет [769]
Гиперактивный ребенок [1949]
Адаптация к детскому саду [893]
Школа и стресс [873]

Психологические особенности детей 5-6 лет | Консультация (старшая группа):

Консультация для родителей от педагога-психолога

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

— общение с взрослым ситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

— развитие фантазии;

— половая идентификация.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

— обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

— организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

— способствовать развитию эмпатийных представлений;

— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

— поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

— формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения с взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.  Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

Подготовил педагог-психолог

Куковякина Н.А.

6 -летние вехи развития детей

, написанные Webmd редакционными участниками

в этой статье

  • Язык и образование
  • Разработка
  • Социальные, эмоциональные
  • Подробнее родители могут помочь

Многие родители не могут помочь, но ноги, но ноги, но но интересно, растут ли и развиваются ли их дети в правильном темпе. Иногда общие вехи могут быть полезным инструментом.

Но помните, что все дети разные и особенные. Вехи должны быть рекомендациями, а не строгими правилами.

Если у вас есть конкретные вопросы о том, как ваш ребенок достигает определенного рубежа, связанного с 6-летним возрастом, вам следует проконсультироваться со своим семейным врачом или педиатром вашего ребенка.

Следите за такими вехами:

  • Языковое и академическое развитие
  • Социальное и эмоциональное развитие 

Язык и образование

Шестилетний ребенок, как правило, в первом классе, как правило, будет:

  • Говорить простыми, но полными предложениями из пяти-семи слов
  • Выполните серию из трех команд подряд
  • Начните видеть, что некоторые слова имеют более одного значения. Это помогает им понимать шутки и каламбуры и начать словесно выражать чувство юмора.
  • Начать демонстрировать быстрый рост умственных способностей

Шестилетний ребенок должен:

  • Начать читать книги, подходящие для его возраста
  • Произносить или расшифровывать незнакомые слова
  • Сосредоточиться на школьном задании на 15 минут

Это возраст, когда дети должны, по крайней мере, начать:

  • Понимать концепцию чисел
  • Отличать день от ночи и слева направо
  • Уметь определять время
  • Уметь повторять три числа в обратном порядке

Познакомьтесь с администраторами школы и учителями вашего ребенка. Участвуйте в выполнении домашних заданий. Если вы считаете, что ваш 6-летний ребенок отстает, сохраняйте спокойствие, но обращайте внимание на:

  • Проблемы с чтением или другие возможные признаки инвалидности
  • Что-то, что беспокоит вашего ребенка, например, запугивание
  • Проблемы с психическим здоровьем или стресс

Развитие

  • Молочные зубы начинают выпадать примерно в возрасте 6 лет, и их заменяют постоянные взрослые зубы.
  • Дети этой возрастной группы обычно вырастают примерно на 2,5 дюйма в год и весят от 4 до 7 фунтов в год.
  • Чувство образа тела начинает развиваться примерно в 6 лет.
  • Дети в раннем школьном возрасте также чаще жалуются на боли в животе, боли в ногах и тому подобное. Возможно, это связано с тем, что они стали лучше осознавать свое тело. Тем не менее, родители должны проверять эти жалобы, чтобы убедиться в отсутствии травм или заболеваний.
  • Дети в этом возрасте все еще изучают звук, расстояние и скорость. Так что держите их подальше от улицы. Они еще не знают, насколько опасными могут быть легковые или грузовые автомобили.

Не поддавайтесь желанию сравнить вашего ребенка с другими или с каким-то «стандартом», о котором вы слышали.

Ваш врач должен иметь карту роста для каждого ребенка. Они будут использовать это, чтобы решить, может ли быть проблема роста, а не общие рекомендации.

Не заставляйте ребенка есть больше, чтобы достичь некоего «стандартного» значения веса.

Помните, что каждый ребенок уникален.

Социальный, эмоциональный

  • К 6 годам дети становятся все более и более независимыми от своих родителей. Они будут пытаться показать, насколько они велики, и делать вещи, которые могут быть опасными.
  • Признание сверстников становится важнее, чем раньше. Они учатся сотрудничать и делиться.
  • Мальчики обычно играют с мальчиками, а девочки с девочками.
  • Родители должны позволить детям самим выбирать спорт и игрушки. Сделайте доступным множество примеров.
  • Примерно сейчас дети начинают развивать навыки и концентрацию внимания, а также понимать работу в команде, чтобы начать заниматься организованными видами спорта.
  • По мере развития языковых навыков дети все лучше описывают то, что произошло, что они чувствуют и что думают.
  • Ложь, жульничество и воровство в этом возрасте являются ожидаемыми. Дети выясняют, где они подходят и что приемлемо.

Дополнительные способы помощи родителям

  • Для детей в возрасте от 6 лет установите четкие временные ограничения на видеоигры, использование компьютера и просмотр телевизора. Убедитесь, что время, проводимое за экраном, не мешает физическим играм, достаточному сну и семейному времяпрепровождению.
  • Продолжайте читать своему 6-летнему ребенку, и пусть он читает вам.
  • Установка родительского контроля на компьютеры и телевизоры.
  • Не бойтесь говорить со своими детьми на такие острые темы, как давление сверстников, насилие, употребление наркотиков и сексуальность. Найдите подходящие для вашего возраста способы отвечать на вопросы, не вызывая замешательства или страха.
  • Поддерживайте самооценку вашего ребенка и поощряйте его веселиться и выражать себя.
  • Рассмотрите возможность уроков плавания и пожарной безопасности для вашего ребенка.

Руководство по охране здоровья и воспитания

  1. Toddler Milestones
  2. Develop Development
  3. Поведение и дисциплина
  4. БЕЗОПАСНОСТЬ
  5. ЗДОРОВЬЯ Привычки
  6. ТЕПАКИ

Когнитивные. 6 и 8 являются одним из огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят от дошкольников к среднему детству, от жизни, в которой доминируют фантазии, к жизни, которой начинают управлять логика и разум. Они начинают видеть себя более автономными личностями, способными самостоятельно решать базовые проблемы. Когда они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-то, они тратят больше времени и энергии на выполнение задач ожидаемым образом.

Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытым предприятиям и по-прежнему нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых.

Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь по телефону на нашу рассылку для родителей школьников.

Дети в возрасте 6 лет находятся на последней фазе предоперационного периода Пиаже, времени, в течение которого дети учатся использовать язык. Конец предоперационного периода отмечен интуитивным схватыванием ребенком логических понятий в ограниченных, осязаемых областях, в то время как восприятие в других сферах продолжает доминировать. Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа — понимая, что два ряда (одинаковых) монет останутся равными, даже если один разложить так, чтобы он был визуально длиннее другого. Однако этот же ребенок не сможет сохранить массу и, таким образом, ошибется в своем восприятии того, что более толстый шарик имеет больше, чем раскатанный «хот-дог», даже если вначале показать, что и то, и другое равно.

Еще одним признаком завершения предоперационной стадии (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, например, контролировать письменный язык и символическую игру. Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией и начинают принимать точку зрения другого человека или делать выводы о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. Полное развитие этих способностей займет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует собой упадок (но не стирание) детского эгоцентризма (веры в то, что то, что он думает и чувствует, чувствуют и все остальные). Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и фигурально «видеть» вещи по-другому. В результате они могут начать разыгрывать роли и брать на себя несколько персонажей (например, изображать из себя маму в реалистичной, но причудливой манере). Поддержите способность вашего ребенка воспринимать перспективу с помощью этих забавных игр: приложения Monster Ate My Homework для iPad или онлайн-пазлов с оптическими иллюзиями.

Несмотря на эти достижения, дети этого возраста по-прежнему остаются волшебниками в своем мышлении. Их затянувшийся эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных ссылках (например, «Он тот, за кем она охотится», не включая достаточно конкретных ссылок, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей/события). Шести- и семилетние дети все еще демонстрируют то, что Пиаже назвал анимизмом, веру в то, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют, как люди. Хотя некоторые из этих мыслей на самом деле подпитывают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (его базовых знаний) о животных и средах обитания — прекрасный способ улучшить его мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то, и другое — позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться человеку.

Примерно в возрасте 7 лет дети вступают в то, что Пиаже назвал конкретным операционным периодом, который длится примерно до 12 лет. Именно в это время дети лучше понимают мыслительные операции и облегчают их выполнение (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассматривать различные результаты). На самых ранних стадиях этой фазы семилетние дети демонстрируют зачатки логических рассуждений (например, обосновывают свои мысли) и только учатся связно организовывать мысли. Их логические мысли остаются ограниченными реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями.

Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый «домен» влияет на другие. Одним из мест, где это блестяще видно, является работа Льва Выготского, русского исследователя начала 20-го века. Теории Выготского подчеркивают императивную роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии. Согласно его работе, взаимодействие детей со знающими людьми может способствовать прогрессу в мышлении и обучении, которое без этого было бы невозможно в то же время. Таким образом, 6- и 7-летние дети, из-за увеличения количества структурированных социальных взаимодействий в формальном школьном образовании, являются первыми кандидатами на пользу контекстуального обучения Выготского.

Дополнительные когнитивные навыки, которые развиваются в этом возрасте, включают способность отличать фантазию от реальности, описывать сходство между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем. Увеличенная память, продолжительность концентрации внимания и больший контроль над импульсами также приходят в онлайн. Хотите проверить способности своего ребенка? Попробуйте эту игру на развитие памяти. Эти новые навыки в сочетании с появлением более сложного мышления позволяют детям демонстрировать настойчивость и устойчивость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о распорядке дня, чтобы планировать заранее, и начинают задавать вопросы более высокого уровня (например, «Если все является твердым, жидким или газообразным, что такое зыбучие пески?»). Одним из замечательных способов поддержать эти навыки является игра в шахматы. Чтобы помочь вашему ребенку освоить эту универсальную игру, он может играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной онлайн-среде.

Метапознание детей также начинает развиваться в этом возрасте — их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитать отрывок, задать вопрос). Они также начинают понимать постоянную природу предметов. Например, в 6 лет многие дети верят, что можно превратить кошку в скунса, нарисовав ей белую полоску на спине. К 8 годам они понимают, что в предметах есть неизменная сущность, на которую не влияют физические изменения. В 6 лет ребенок может решить математическую задачу, не осознавая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы с ним сталкиваетесь. Таким образом, 5 + 6 всегда будет равно 11, и, таким образом, это факт, который можно изучить и сохранить, а не решать каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, отличающих этот период от дошкольного.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *