Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Детская психология возраста 5-6 лет, об изменениях в развитии ребёнка. Психологическое развитие ребенка 5 лет


Детская психология 5 6 лет

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Психическое развитие детей

Психическое развитие детей — закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность

Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Совет родителям

Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
Друзья в 5-6 лет

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.

Мониторинг развития в 5-6 лет

Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.

Специфика игры

Специфика игры — перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Занятия с ребенком 5 лет

Подготовка к школе — важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.

Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.

Самооценка в 5-6 лет

Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.
Кризис дошкольника

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Видео. Психологические особенности детей

detki.guru

Нервно-психологическое развитие детей 5-6 лет

Двигательное развитие

Сформирована правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге, хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе. Умеет не только ходить, но и уверенно бегать на цыпочках (на носках). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге 5–6 секунд, большая часть – от 8 10 секунд и больше. На ведущей ноге может стоять с руками, сложенными на груди.

Аккуратно идет по линии: узкой дощечке, бордюру. Способен наклониться и коснуться пальцами рук своих стоп (носков), не сгибая ноги в коленях. Умеет попрыгать на одной ноге 2–3 метра. Способен научиться ездить на двухколесном велосипеде. Ударяет мяч о землю и ловит его. Крепко пожимает руку взрослому. Способен ритмически двигаться под музыку – танцевать. Ест полностью самостоятельно. Бытовые навыки. Полностью сам одевается и обувается, раздевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Самостоятельно моет с мылом не только pуки но и лицо. Вытирает их полотенцем. Чистит зубы самостоятельно, в том числе аккуратно управляется с нанесением пасты на зубную щетку. Умеет поддерживать чистоту и порядок в своей комнате.

Психическое развитие

Игра. Самостоятельно собирает матрешку из пяти вкладышей (5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Должен обходиться без помощи для правильного совмещения рисунка в двух половинках каждой матрешки. В сюжетно ролевой игре хорошо понимает необходимость выполнения правил. Сам выбирает дpузей для игры. Заботится о меньших детях и о домашних животных. Успокаивает друзей, расстроившихся в игре. Продолжительность игры может достигать 40–50 минут. Играя один, складывает сложные конструкции.

На рисунке по образцу строит четыре ступеньки из 10 кубиков. В возрасте пяти лет должен построить хотя бы три ступеньки из шести кубиков. Должен уметь расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке. Хорошо копирует крест. К пяти годам ребенок должен уметь копировать квадрат (рисовать по предъявленному образцу), а в пять с половиной лет – и треугольник. Если у ребенка не получается еще копирование, то несколько раз перед выполнением задания по копированию покажите ребенку, как это делать (нарисуйте сами квадрат под предъявленным образцом со словесным объяснением). Копирует некоторые буквы алфавита с предъявленного образца. Несколько букв может написать самостоятельно. Рисует человечка из четырех – шести и более частей: туловище, голова, ноги, руки, иногда с пальцами. Рисует домик с дверью, окнами, крышей и трубой. По собственному желанию рисует сюжеты с несколькими предметами и элементами их фона. Рассказывает содержание рисунка. Раскрашивает картинки аккуратно, оставаясь в пределах контурных линий. Четко различает правду и ложь. Продолжает развиваться чувство юмора. Понимает и любит шутки и загадки. Следит за своей собственностью, уважает чужую собственность, может делать настоящие покупки за деньги. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим. Можно научить ребенка считать до десяти с использованием его пальцев рук. Ориентируется в сторонах собственного тела (где справа, где слева). Может показать, где справа, где слева у другого человека. Правильно отвечает на вопросы «Какое сейчас время дня?», «Какое сейчас время года?». Понимает планирование времени в течение предстоящего дня. Различает вчера и завтра.

Речь Речь плавная и грамматически верная.

Внимание! Если после пяти лет, на шестом году жизни, ребенок допускает стойкий аграмматизм: «играю батиком» – играю с братиком; «мамой были магазине» – с мамой были в магазине; «мяч упал и тоя» – мяч упал со стола и т. д., – сокращения и перестановки слогов и звуков, их замены и пропуски, то это признаки недоразвития речевой функции. Такие дети нуждаются в своевременных систематических логопедических занятиях.

Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Некоторые дети называют и свой день рождения, номер телефона. Начинает говорить взрослым «вы». Постоянно спрашивает о значении услышанных им абстрактных слов и употребляет их затем к месту и не к месту.

6 лет

Если вы до пяти лет контролировали развитие ребенка с помощью этого руководства и отклонений в развитии не находили, то существенных проблем в начале посещения школы в 6 лет возникнуть не должно. К тому же в большинстве стран мира ваш ребенок должен быть осмотрен психологом, логопедом и психиатром перед оформлением в школу. В Интернете вы можете найти большое количество подробных тестов для родителей, с их помощью вы получите информацию для оценки готовности ребенка к школе. Но, на мой взгляд, в большинстве своем они слишком громоздки и неэффективны. Привожу адаптированный тест готовности к посещению школы, которым вы можете воспользоваться самостоятельно.

Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей.

— Хочет ли ваш ребенок идти в школу? — Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и что в ней будет интересно учиться, а не только то, что он будет там играть с другими детьми? — Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно: рисовать, собирать конструктор, мозаику и т. д.? — Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо вышеуказанным делом, требующим сосредоточенности не менее 30 минут без перерыва? — Верно ли, что ваш ребенок может контактировать с малознакомыми взрослыми, не стесняясь их или, наоборот, не будучи слишком развязным и неуправляемым? — Может ли ваш ребенок составить рассказ по картинке или серии картинок с общим сюжетом не короче чем из пяти предложений? — Может ли ваш ребенок выучить и рассказать наизусть несколько коротких стихотворений? — Правильно ли он использует в речи существительные, то есть изменяет ли он их числам (например, кот и коты), родам (кот и кошка), падежам (дал кошке, позови кошку, где кошка)? — Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? — Умеет ли ваш ребенок считать (последовательно называть цифры) до десяти и обратно? — Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? — Может ли нарисовать фигуру мужчины, которая имеет голову, туловище, руки с пальцами, отогнутые внизу ноги (ступни или ботинки) и что то из одежды. На лице глаза, нос и рот. Из других деталей (шея, на голове уши, волосы или головной убор) – одна две могут отсутствовать. Голова и шея не должны быть больше туловища. Может ли он аккуратно раскрашивать контурные картинки цветными карандашами? — Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? — Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? — Знает ли ребенок названия общеизвестных диких и домашних животных? — Может ли назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов? Например, покажите ему помидор, морковь, луковицу. Скажите: «Назови все это одним словом». Сможет ли он сказать: «Овощи»? За неимением дома овощей можете использовать их изображения на картинке. Можно аналогичным способом поискать общее слово для предъявляемых ребенку фруктов, мелких предметов одежды и т. д. — Может ли он понимать и выполнять словесные инструкции, связанные с процессом школьного обучения?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет: 14–17 утвердительных ответов – ребенок полностью готов к посещению школы; 10–13 утвердительных ответов – нужна дополнительная подготовка перед школой. Работайте с ребенком по тем вопросам, на которые вы получили отрицательный ответ.  Только 8 утвердительных ответов или еще меньше – необходимо обратиться к психологу для проведения развернутого тестирования и к неврологу.

svetik126.mypage.ru

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет. Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько успешно малыш перенес его. Это так называемый лактационный кризис, он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

психологические особенности детей 5 6 лет

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

психологические особенности ребенка 5 6 лет

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш – это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах характера ребенка. Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

возрастные психологические особенности детей 5 6 лет

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней не разлей вода, то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

особенности психологии детей 5 6 лет

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности психического развития. Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

психологические особенности детей 5 6 летнего возраста

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности психологического развития детей 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

особенности психологического развития детей 5 6 лет

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

Советы родителям шестилеток

психологические особенности игровой деятельности детей 5 6 лет

В связи с расширением круга интересов ребенка его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

fb.ru

Психологические особенности детей 5 6 лет: как формируется личность ребенка

В этой статье:

Выделяя психологические особенности детей 5-6 лет, нужно обратить внимание в первую очередь на их повышенный интерес к межличностным отношениям. Дети уже психологические особенности детей 5 6 летне слушают взрослого, полностью полагаясь на его мнение. В 5-6 лет оценки взрослых анализируются и, что самое важное, проходят сравнение с оценками собственными.

На основании такого анализа дети четко разделяют понятия о том, какими они являются на самом деле, и о том, какими их хотят видеть взрослые.

То, по какому сценарию будет протекать нравственное развитие старшего дошкольника, во многом зависит от роли взрослого в процессе. Общаясь со взрослыми, дети не только знакомятся с нормами и правилами поведения, но и получают возможность их осмыслить, а затем и интерпретировать.

Каждый дошкольник нуждается в том, чтобы у него сформировали привычку вести себя в соответствии с нормами общества. Для этого взрослые могут инсценировать психологические особенности детей 5 6 летпроблемные ситуации реальной жизни, подключая к ним детей.

Очень важно в ходе принятия решения и поиска выхода из ситуации говорить с ребенком о нравственной стороне дела, давать свою оценку поступкам и интересоваться у самого ребенка его оценкой поведения участников, в том числе и в отношении его собственных действий. Таким образом можно будет способствовать развитию у дошкольника адекватной самооценки уже в этом возрасте.

К 5-6 годам у детей уже имеется достаточный объем знаний, который пополняется с каждым днем. Им важно делиться этими знаниями с другими детьми, и это желание является основным толчком для развития познавательной мотивации в ходе общения.

Чем шире кругозор дошкольника, тем большей популярностью, как правило, он будет пользоваться среди сверстников.

В 5-6 лет дети способны сохранять в сознании цепь связанных между собой событий. Они различают такие понятия, как «прошлое», «настоящее» и «будущее», копят знания об изменениях внешнего мира, алгоритмах создания чего-либо, рецептах приготовления и пр. Именно поэтому так важно уделять внимание созданию комфортных условий для развития познавательной активности ребенка, давая понятные и в то же время развернутые ответы на его вопросы, активно беседуя на интересующие его темы.

Система первичной гендерной идентичности

На шестом году жизни у детей начинает формироваться система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети уже имеют четкие представления о том, к какому полу они принадлежат, на основе анализа ряда признаков.

Старшие психологические особенности детей 5 6 летдошкольники анализируют собственные поступки, принимая во внимание половую принадлежность, ищут правильные, на их взгляд, решения и выходы из ситуаций, соблюдают правила поведения с детьми другого пола, подмечают мужские и женские качества в поведении окружающих их взрослых людей.

В этот же период для детей огромное значение имеют образы мужчин и женщин, получивших социальное одобрение: таковыми могут быть литературные герои, роли которых они готовы исполнять с большим удовольствием в театрализованных постановках и во время игр.

Выбор в качестве объектов симпатий сверстников противоположного пола обусловлен целым рядом их признаков. Так, например, выбирая девочек, мальчики обращают внимание на красоту, нежность, чувственность, тогда как девочки отдают предпочтение дружбе с мальчиками, которые производят впечатление сильных, смелых, благородных.

На шестом-психологические особенности детей 5 6 летседьмом годах жизни дети уже понимают, что такое внешняя красота, проводят параллели и связи между профессиями и полом людей, их выбирающих.

В этот же период старшие дошкольники на основе представлений о гендерной принадлежности проводят связи между собственной гендерной ролью и проявлением свойств мужчины или женщины. Они обращают внимание на:

  1. прическу;
  2. одежду;
  3. правила поведения;
  4. реакции на ситуации и пр.

В конце шестого года жизни дети чувствуют удовлетворение от осознания собственной гендерной принадлежности, четко осознавая связанные с этим преимущества.

Игровая деятельность старших дошкольников

Детская игра на шестом году жизни заметно изменяется. Старшие дошкольники, объединяясь в игровой психологические особенности детей 5 6 летдеятельности, уже умеют и успешно применяют практику совместного обсуждения правил игры.

Более того, для детей этого возраста свойственно вести контроль над действиями друг друга, указывая на то, каким в их представлении видится поведение того или иного персонажа игры. На этой почве во время игр у старших дошкольников неизбежно возникают конфликты, в ходе которых дети спорят о поведении друг друга, несоответствующем ранее установленным правилам.

Во время распределения ролей можно увидеть, как дети принимают совместные решения, согласуют психологические особенности детей 5 6 летдействия, распределяют обязанности. Также примечательным является совершенствование игрового пространства и разнообразие игровых действий.

За пределами игры общение детей старшего дошкольного возраста все менее похоже на ситуативное. Они с энтузиазмом рассказывают сверстникам о своих впечатлениях от увиденного, услышанного, проявляют заинтересованность, слушая друг друга, сопереживают и поддерживают.

Я — Личность!

На шестом году жизни дети четко понимают, что являются личностями — самостоятельными субъектами поведения и деятельности. Дошкольники оценивают моральные понятия, дают им определения, способны отличать положительный смысл слова «экономный» от отрицательного «жадный», например. Они способны совершенно осознанно сделать выбор в пользу чего-то менее для них приятного ради человека, который им дорог, психологические особенности детей 5 6 летпричем по собственной инициативе.

В этом возрасте дети отличаются устойчивыми эмоциями и социально-нравственными чувствами.

Произвольная регуляция поведения основана на правилах и нормах поведения, но не только. На шестом году жизни мотивационная сфера получает толчок для развития за счет познавательных и социальных мотивов. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, и в связи с этим корректирует деятельность, оценивая собственные действия, получая радость от хороших поступков и испытывая чувство неловкости и вины во время нарушения правил.

Как развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника?

В период окончания дошкольного возраста эмоциональная сфера заметно изменяется. Дети в этом возрасте познают все больше новых, глубоких и необычных эмоций, которые наполняют их жизнь. С другой стороны, они учатся быть сдержанными и не готовы проявлять все эмоции в присутствии других людей.

Наряду с этим психологические особенности детей 5 6 летдошкольники учатся настраиваться на эмоциональную волну окружающих людей, даже если их нет рядом, для демонстрации эмоциональных переживаний. Примерно к концу шестого года жизни дети умеют предвидеть последствия поступков на основе заложенных ранее эмоциональных представлений. Эта способность оказывает влияние на результативность произвольной регуляции поведения. На практике это выглядит следующим образом:

  • дети могут вести себя хорошо, даже если им ради этого приходится себе отказывать в чем-то приятном;
  • ребенок может заниматься неинтересным для него делом ради результата, который принесет ему пользу.

Эти изменения в эмоциональной сфере старшего дошкольника позволяют говорить об трансформации его поведения, линия которого выстраивается с учетом потребностей окружающих.

Как строятся отношения со взрослыми?

Общение со взрослыми становится все более разносторонним и богатым. Старший дошкольник все так же требует к себе доброжелательного отношения, настроен на сотрудничество со взрослым, радуется его позитивной оценке, испытывает по отношению к нему чувство трепетного уважения.

Детям интереснопсихологические особенности детей 5 6 лет узнать как можно больше о жизни взрослых, поэтому они с удовольствием слушают разговоры взрослых, ввязываются в диалоги, интересуются их прошлым, настоящим и будущим. Но самое интересное, что интерес у старших дошкольников проявляется по отношению не только к близким взрослым, но и к совершенно незнакомым людям.

Общение со взрослыми в период с 5 до 7 лет у детей носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, дети стараются быть равными взрослым, ищут свободы в общении, стараются наладить взаимодействие. С другой – они по-прежнему находятся в зависимости от их авторитета и выстраивают линию поведения таким образом, чтоб заслужить одобрение и похвалу.

Общение между детьми старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни дети придают особое значение общению со сверстниками. Их связи становятся боле избирательными, а дружба уже имеет большое значение. Доверяя друг другу, дети делятся впечатлениями о людях и событиях, интересуются жизнью друзей, получают удовольствие просто от общения. В этом возрасте дети способны слушать друга не перебивая, вникать в рассказ, переживая его эмоции.

Несмотря на активное сотрудничество, у детей достаточно часто проявляются конкурентные отношения, в которых они ставят первоочередной целью привлечь к себе внимание других детей. Двигаясь к цели, большинство детей стараются избегать негативной манеры поведения, придавая соперничеству конструктивный характер.

rebenkoved.ru

Развитие ребенка 5 лет — физическое и психологическое

В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание - это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине. Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д. в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

Физическое развитие ребенка

Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма.

К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно. Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба. Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

Читайте также

Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч. Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде. Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений. Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

Нервно-психическое развитие в 5 лет

Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое. В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности. Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь. Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду. Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов. Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки. Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть. В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это. Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков. Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше. Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад. Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками. Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально. Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела. Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде. Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

Будьте внимательны к своим детям!

mirmam.info

Основные психологические особенности детей 5-6 лет :: SYL.ru

К дошкольному возрасту у ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.

Потребность в общении

Основная потребность ребенка в этом возрасте – это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.

Развитие логических способностей

Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать. Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, – направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло. Сделать это можно в игровой форме:

  • Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
  • Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
  • Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.

Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.

Занятия на формирование памяти

Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память. Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них. Основная задача ребенка – понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.

Педагоги рекомендуют приучать детей с самого раннего возраста учить стихи и пересказывать литературные произведения. Причем объем текста должен постоянно расти, а его смысловая нагрузка - усложняться.

Ребенок в обществе

Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.

К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний. Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей. В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.

Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.

Грамотное развитие мышления

Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:

  • Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача – придумать последовательность событий.
  • Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
  • Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.

Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.

Особенности воспитания мальчика

Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды. В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль. Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.

Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.

Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.

Аналитический склад ума

Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
  • Выполнять несложные математические примеры.
  • Знать все геометрические фигуры.

Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Девочка – это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.

Физические способности

Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму. У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость. Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.

Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию. Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной. Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.

При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.

Советы родителям

Психологические особенности развития детей 5 лет – это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:

  • Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
  • Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
  • У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.

Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.

Заключение

Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.

www.syl.ru

Психическое развитие ребенка 5 лет

Психическое развитие ребенка 5 летЧерез моделирование жизни окружающих людей ребенок 5 года жизни реализует стремление к самостоятельности. Он открывает для себя сложность человеческих отношений, общественные функции людей и разные виды деятельности. Поэтому в  психическом развитии ребенка 5 лет происходит большой скачок.

К 5-летнему возрасту ребенок уже знает об необратимых и обратимых процессах, различает ситуации, в которых произошли изменения различного количества или признака, от ситуации, с неизменным количеством и признаком. Например, если перелить воду из широкой низкой емкости в узкую и высокую, то количество ее не увеличится. Хотя на первый взгляд малышу может показаться, что в высокой емкости воды больше.

Психическое развитие ребенка 5 лет активизирует воображение. В данном возрасте именно воображение становится основой для решения самых простых арифметических заданий, а также счета от 1 до 10. С помощью него формируется геометрическая интуиция, которая дает возможность решать простейшие геометрические задания. Воображение является важнейшей психической функцией, лежащей в основе успешности многих видов творчества человека, и взрослого в том числе.

Дети 5-летнего возраста могут решать довольно сложные задания, если предоставить возможность малышу наблюдать доступные для понимания примеры. Он уже способен устанавливать связи, распределять предметы по нескольким признакам.

Психическое развитие ребенка 5 лет обусловлено усовершенствованием мелкой моторики. Дети этого возраста проявляют поразительную ловкость при выполнении различной сложности действий. Они постепенно учатся сочетать мелкие движения рук и зрительный контроль. Что дает им возможность совершенствовать способность к изобразительной деятельности. Многие малыши рисуют с большим удовольствием, так как возможность сочетания зрительного и моторного развития это большое достижение.

Ребенка 5-летнего возраста увлекает не только рисование, но и игра. Игры детей этого возрастного периода становятся более сложными: они уже групповые, моделирующие и сюжетно-ролевые. Они заранее обдумывают сюжет игры, распределяют роли, устанавливают правила и четко контролируют их справедливое выполнение. В психическом развитии ребенка 5 лет игра занимает важное место, поскольку именно в ней дети проявляют терпеливость, настойчивость и дисциплинированность. В процессе игры малыш развивает сообразительность, творческое воображение и волевые качества.

Такой прогресс в развитии ребенка 5 лет возможен только благодаря речи. Именно на 5 году жизни малыш не просто овладевает речью, а творчески осваивает язык – занимается словотворчеством. Он уже использует почти все части речи, словарный запас заметно увеличился.

Характерной особенностью речи детей этого возраста является использование ее в общении со сверстниками. В свою очередь общение развивает речь. Малыши задают вопросы, рассказывают сказки, рассуждают, пересказывают и обмениваются впечатлениями.

Только между 4 и 5 годами ребенок с легкостью запоминает различную информацию. Его память носит характер непроизвольного запоминания. То есть, все самое интересное ребенок запоминает произвольно. Намного труднее для него освоить отвлеченные понятия (времена года, дни недели, месяца и так далее).

Благодаря развитию памяти, речи, мышления, восприятия, а главное воображению, ребенок пяти лет может воспринимать сказки и открывать в них свои собственные решения жизненных проблем. Слушая сказку, ребенок видит образы и героев – они или хорошие или плохие. Это помогает малышу научиться отделять добро от зла, что в свою очередь способствует формированию поведения.

Психологическое развитие ребенка 5 лет выражается в хорошем психомоторном развитии. Он вынослив и может проводить много времени на прогулках, во время которых узнает много нового. Таким образом, познания об окружающем мире  5-летнего малыша расширяются.

Психическое развитие ребенка 5 лет - Вопросы и ответы

kurszdorovia.ru