Кризис 7 лет у ребенка


Содержание


  • Суть и особенности

  • Причины

  • Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

  • Продолжительность

  • Как справляться: советы родителям от психологов

  • Последствия


Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.


Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.


Суть и особенности


Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.


Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.


Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.


В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:


  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.

  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.


Причины


Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:


  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.

  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.

  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.


Симптомы кризиса 7 лет у ребенка


В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:


  • не выполняет просьбы, не слушается;

  • капризничает, упрямится;

  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;

  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;

  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;

  • осознанно поступает наперекор взрослым;

  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;

  • подвержен перепадам настроения.


Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.


Продолжительность


Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.


Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.


Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.


Как справляться: советы родителям от психологов


Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.


Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:


  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;

  • критиковать не личность, а действия;

  • аргументировать отказы и замечания;

  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;

  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;

  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;

  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;

  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.


Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:


  • повышать голос;

  • наказывать физически;

  • сравнивать с другими;

  • критиковать в присутствии других;

  • относится к ребенку как к собственности;

  • критиковать действия учителя;

  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;

  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;

  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.


Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.


Последствия


Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:


  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;

  • обрести новые эмоциональные навыки;

  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;

  • найти новые увлечения и интересы.


Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:


  • потерять интерес к учебе;

  • слишком остро воспринимать любую критику;

  • занизить самооценку;

  • развить в себе комплексы;

  • проявлять агрессию, жестокость;

  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;

  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.


Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Кризис 3 лет у ребенка – признаки: причины и характеристика


Содержание статьи


  • Когда ожидать начало кризиса трехлетки

  • Причины возникновения

  • Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

  • Рекомендации для родителей: как себя вести


Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.


Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.


Когда ожидать начало кризиса трехлетки


Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более.  Источник:

Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.

Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.


Причины возникновения


Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.


  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.

  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.

  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.

  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.


Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений


В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:


  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».

  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.

  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.

  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.

  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.

  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.

  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса.  Источник:

    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.

    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.


Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.


Рекомендации для родителей: как себя вести


Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.


Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:


  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.


В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.


Источники:


  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.


 


Записаться на прием



Запись через сайт является предварительной.


Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.


 


Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30


Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург


 


Подробнее о гарантии качества медицинских услуг


 

Наиболее распространенные расстройства поведения у детей

Воспитание детей — это сложно, а воспитание трудных детей может разрушить жизнь. Но не всегда так просто определить, проходит ли ваш ребенок этап или что-то действительно не так.

Истерика не означает автоматически, что у вашего 2-летнего ребенка проблемы с властью, а детсадовец, который не хочет сидеть на месте, не обязательно страдает расстройством внимания. Когда дело доходит до понимания поведения наших детей, эксперты говорят, что диагнозы и ярлыки должны быть сведены к минимуму.

Специалисты по детской психологии из Оксфордского и Питтсбургского университетов говорят, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью в отношении детей до 5 лет, и ставят под сомнение его достоверность. Профессора Фрэнсис Гарднер и Дэниел С. Шоу говорят, что доказательств того, что проблемы в дошкольном возрасте указывают на проблемы в более позднем возрасте, или что поведенческие проблемы свидетельствуют об истинном расстройстве, немного. «Есть опасения по поводу различения нормального поведения от ненормального в этот период быстрых изменений в развитии», — написали они.

При этом консервативный подход к решению поведенческих и эмоциональных проблем в этой возрастной группе является лучшим.

Ребенку младше 5 лет редко ставят диагноз серьезного поведенческого расстройства. Однако у них могут начать проявляться симптомы расстройства, которые можно диагностировать в более позднем детстве. К ним могут относиться:

  1. синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  2. оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР)
  3. расстройство аутистического спектра (РАС)
  4. тревожное расстройство
  5. депрессия
  6. биполярное расстройство
  7. расстройства обучаемости
  8. расстройства поведения

О многих из них вы, вероятно, слышали. Другие встречаются реже или нечасто используются вне дискуссий о детской психологии.

ODD, например, включает вспышки гнева, обычно направленные на людей, наделенных властью. Но диагноз зависит от поведения, продолжающегося более шести месяцев и нарушающего функционирование ребенка. Расстройство поведения является гораздо более серьезным диагнозом и включает в себя поведение, которое можно было бы считать жестоким как по отношению к другим людям, так и по отношению к животным. Это может включать физическое насилие и даже преступную деятельность — поведение, которое очень редко встречается у детей дошкольного возраста.

Между тем, аутизм представляет собой широкий спектр расстройств, которые могут по-разному влиять на детей, включая поведенческие, социальные и когнитивные. Они считаются неврологическим расстройством и, в отличие от других поведенческих расстройств, симптомы могут проявляться уже в младенчестве. По данным Американской психиатрической ассоциации, примерно у одного из 68 детей диагностировано расстройство аутистического спектра.

Гораздо более вероятно, чем одно из перечисленных выше клинических расстройств, что ваш маленький ребенок испытывает временную поведенческую и/или эмоциональную проблему. Многие из них проходят со временем и требуют терпения и понимания родителей.

В некоторых случаях внешнее консультирование оправдано и может помочь детям эффективно справляться со стрессорами. Профессионал может помочь вашему ребенку научиться контролировать свой гнев, как работать со своими эмоциями и как более эффективно сообщать о своих потребностях. По понятным причинам медикаментозное лечение детей в этом возрасте вызывает споры.

Стиль воспитания редко бывает причиной поведенческих проблем в детстве. И если вы ищете решения, которые помогут вашей семье справиться с ситуацией, это довольно хороший показатель того, что вы не являетесь причиной проблем вашего ребенка. Тем не менее, родители играют решающую роль в решении поведенческих проблем в раннем детстве.

Стили воспитания: какой вам подходит? »

Когда мы говорим о стилях воспитания, выделяют четыре основных типа, один из которых наиболее эффективен в воспитании уравновешенных и послушных детей:

  1. Авторитарное воспитание: Строгие правила без компромиссов и вклад от детей.
  2. Авторитетное воспитание: Строгие правила, но родители готовы слушать и сотрудничать со своими детьми. Скорее демократия, чем авторитарное воспитание.
  3. Снисходительное воспитание: Мало правил и мало требований к детям. В этом доме почти нет дисциплины, и родители обычно берут на себя роль друга.
  4. Невовлеченное воспитание: Никаких правил и очень мало взаимодействия. Эти родители отстранены и могут отвергать своих детей или пренебрегать ими.

Авторитетное воспитание, скорее всего, воспитает хорошо приспособленных и счастливых детей. Эксперты говорят, что невнимательные родители, скорее всего, воспитают детей, которым не хватает чувства собственного достоинства, самоконтроля и общей компетентности.

Чему мы можем научиться из этих стилей воспитания, так это тому, что детям нужны четкие правила и последствия, но им также нужен родитель, который готов слушать и направлять.

Эмпатия, готовность к сотрудничеству и спокойный темперамент — важные качества, которые родители должны перенять, когда их ребенок испытывает трудности. Кроме того, важно знать, когда просить о помощи.

Если поведение вашего ребенка мешает вашему домашнему хозяйству или учебе, или если он проявляет агрессию, пришло время поговорить со специалистом.

Воспитывать детей с проблемами поведения нелегко. Но прежде чем бросаться ставить им диагноз или превращаться в строгого дисциплинарщика, обратитесь за помощью. Ваш педиатр может дать представление о том, является ли поведение вашего ребенка нормальным для его возраста, и предоставить ресурсы для помощи.

7 Скрытые проблемы воспитания пятилетнего ребенка0

Первоначально опубликовано: 

ByeByeTokyo/Getty

С детьми тяжело. Я понимаю.

Малыши тяжелые. Я тоже это понимаю.

Но знаешь, что еще сложно?

Пятилетние дети.

5-летние дети редко становятся предметом обсуждения, и моя цель изменить эту реальность. Подготовка — это главное, ребята! Вот 7 вещей, которые я хочу, чтобы вы знали о воспитании пятилетнего ребенка:

1. Выражение лица.

Не используйте их, если вы не заинтересованы в последующем снисходительном диалоге. Например, на безобидное «я бы убил ради такой возможности» получит звучное «убивать неправильно!» речь, которая, я уверен, продолжается на публике, в школе. Я сейчас это себе представляю: «Моя мама собиралась кого-то убить на выходных, но я ее остановил…»

2. Вопросы.

Будет очень много вопросов. «Кто снимает кино? Как растут наши глазные яблоки? Куда девают собак, когда они умирают? Рыбы беременеют? Что происходит с козами во время торнадо?» И все это начинается на рассвете, перед кофе, на пятом году усталости. Если вы можете с легкостью ответить на любой из этих вопросов, я вам аплодирую.

3. Разговор о теле.

В нашем доме (и, вероятно, в вашем тоже) ванная комната с момента вступления в материнство стала местом, где живут несколько человек. Конфиденциальности не существует, и жизнь продолжается, даже когда вы делаете что-то в ванной. Это приводит к началу разговора, которым я не готов поделиться публично. Те, о которых я даже не готов говорить в частном порядке. Будьте предупреждены.

4. Гордость знанием.

Если они узнают что-то новое, можете поспорить, что они поделятся этим. Особенно, если это кажется немного более «острым», чем то, чему учат в школе. Я почти уверен, что моя дочь рассказывала историю о менструации случайным детям на слайде. Я надеюсь, что это было передано с точностью, а не с обычной вспышкой, которую она добавляет, рассказывая историю.

5. Жестокая честность.

Если вы прибавили в весе несколько фунтов, может появиться вопрос: «Мама, у тебя будет еще один ребенок?» И когда вы собираетесь на работу, может возникнуть вопрос: «Это действительно то, что вы носите?» Или, как и я, вы могли потратить 40 минут, завивая волосы, только для того, чтобы вас спросили, почему они такие грязные, прежде чем выйти за дверь. Ага. Возможно, вы сможете воссоединиться со своим эго в возрасте 6 лет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *