Содержание

Права ребёнка | Методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме:

Тема урока «Права ребенка»

Урок обществознания: 5-6 кл. (могут присутствовать в качестве гостей учащиеся 3-4 классов).

Цель урока:

  1. формирование правовой культуры учащихся  через ознакомление

с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

  1. осознание того, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

— Ребята! Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться, и ещё мы поговорим об обязанностях.

Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:  здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Но так было  не всегда. Было в древности такое государство- Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Просмотр отрывка из художественного фильма «300 спартанцев»
— Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы учащихся).

В мире сейчас ещё много несправедливости по отношению к детям. Зачитываются факты и цифры из книги Н.Ф. Дик «100 добрых дел – для нас не предел»

В настоящее время  существуют разные общественные и  благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетной является  международная Организация Объединённых Наций  (ООН).  ООН признала необходимым разработать специальный документ по защите прав ребенка. Сложная работа продолжалась много лет.  20 ноября 1989 г. «Конвенция о правах ребенка» вступила в силу. Это договор носит обязательный характер, и страны, подписавшие эту Конвенцию, обязаны её статьи соблюдать. Документ имеет 54 статьи. Кроме того с 1998 года в России действует ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

 О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. При рождении ребёнку даётся имя. Имя каждого человека записано в первом документе, который есть и у вас – это свидетельство о рождении.

   Какие же права есть у всех детей согласно Конвенции?

  1. Право на жизнь
  2. Право на имя при рождении
  3. Право на медицинскую помощь
  4. Право на образование
  5. Право на отдых и досуг
  6. Право иметь имущество
  7. Право свободно выражать свои взгляды
  8. Право на свободное перемещение
  9. Право на заботу и воспитание родителями
  10.  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  11. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Теперь попробуем поговорить о правах на примере известных литературных героев.

 1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни.  (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.) 

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)

  1. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
  3. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний, передвижений? (Бременские музыканты)

                         Ролевая игра «Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы  и могут разрешить любую ситуацию с точки зрения закона.

 Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Вы должны разъяснить им их права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

— Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

                                 Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам прослушать несколько диалогов и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  1. Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  1. Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3. Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  1. Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  1. Правильно ли рассуждает Петров?
  2. Давайте выведем простые правила взаимообщения:
  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях.

Права и обязанности в школе. (зачитываются выборочно)

 

 Подведение итогов.

—        Назовите основной  международный документ по правам ребенка?

—        Кого в Конвенции считают ребенком?

—        Назови основные права, которые предусмотрены  в Конвенции?

—        Надо ли уважать права других людей?

Наш  урок подошёл к концу. Сегодня на  уроке вы реализовали главное свое право — право знать о своих правах. Мне хочется,  чтобы дома вы нарисовали рисунки на тему «Мои права и обязанности».

Литература:

  1. Конвенция «О правах ребенка»
  2. А. В. Давыдова «Классные часы. 5 класс»., Москва, 2008
  3. Л. Е. Пахомова «С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям»., Волгоград, 2008
  4. Т. И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний»., Ростов-на-Дону, 2005
  5. Корнева Т.А. Поурочные планы по обществознанию 5 класс.

Права ребенка в семье, обязанности, отношения – краткое сообщение (обществознание 9 класс)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 140.

Обновлено 9 Октября, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 140.

Обновлено 9 Октября, 2021

С момента рождения и до наступления совершеннолетия ребёнок наделяется определёнными правами. В России они регламентированы Семейным кодексом Российской Федерации. Родители при этом также приобретают права, которые в то же время являются и их обязанностями. Познакомимся с основными правами ребенка в семье.

Право на проживание в семье

Каждый ребёнок имеет право жить совместно с родителями, получать от них заботу и ласку, полноценное воспитание. Мать и отец, заинтересованные во всестороннем развитии личности ребёнка, создают атмосферу доверия и понимания, помогают понять, что такое хорошо и плохо, способствуют формированию мировоззрения малыша, являются теми, кто защищает его интересы.

Рис. 1. Ребёнок с родителями.

В случае, если родители не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности, причиняют ребёнку физический или моральный вред, препятствуют его гармоничному развитию, защита детей осуществляется органами опеки и попечительства. Они предпринимают по отношению к семье ряд установленных законом действий (составляют акты обследования условий проживания, проводят беседы, обращаются в суд). Нерадивых родителей может ожидать штраф, временное ограничение или лишение родительских прав. При этом обязанность выплачивать алименты сохраняется за ними до наступления совершеннолетия детей.

Право на общение с родственниками

Ребёнок имеет право общаться с близкими и дальними родственниками по линии отца и матери. После развода родителей это право сохраняется. Например, если мать, с которой малыш проживает по определению суда, препятствует его встречам с отцом, она при этом нарушает законные права ребенка.

Рис. 2. Поздравление бабушки.

Право на содержание

Родители обеспечивают несовершеннолетнего ребёнка всем необходимым для его комфортного проживания. Говоря кратко, они предоставляют необходимое для роста и физического развития полноценное питание, покупают учебные принадлежности, предметы гигиены и одежду, оборудуют место для сна и отдыха.

Рис. 3. Ребёнок делает уроки.

Право на выражение собственного мнения

Согласно этому праву, закреплённому в законодательстве, ребёнок может принимать участие в решении вопросов, касающихся его жизни. С 10 лет его мнение учитывается при вынесении судебных решений по определению места жительства. При этом органы власти учитывают возможную пользу для жизни и развития юного гражданина.

Следует помнить, что родители вправе не учитывать мнение ребёнка, если то, чего он желает, может нанести вред. Например, когда подросток 14 лет попадает под влияние плохой компании и увлекается курением табака или употребляет спиртные напитки, мать и отец обязаны вовремя вмешаться и предпринять все возможные меры, чтобы это прекратить.

Право на личное имущество

Как и любой гражданин нашей страны, ребёнок вправе иметь собственность. К личному имуществу относятся:

  • подарки от друзей и родственников;
  • вещи и недвижимое имущество, полученные в порядке наследования;
  • вещи, купленные на средства, заработанные ребёнком или полученные в личное пользование от родителей.

Следует помнить, что помимо прав, существуют и обязанности детей. Часто к ним относят уважение родителей и старших, получение образования, соблюдение норм поведения, заботу о родителях. Согласно законам РФ, совершеннолетние дети должны помогать родителям, не способным содержать себя. В случае несогласия ребёнка мать или отец могут обратиться в суд, чтобы взыскать с него алименты.

О правах ребёнка можно рассказать в докладе или сообщении на уроке обществознания в 9 классе.

Что мы узнали?

Права ребёнка даются ему при рождении. В список таких прав входит право на проживание в семье, на общение с родственниками, на содержание, на выражение мнения, на личное имущество.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Оля Иванова

    8/10

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 140.


А какая ваша оценка?

Исследование социальных исследований о суевериях в Нигерии и правах ребенка.
(Класс 5)

Цель: определить доказательства и объяснить содержание, авторство, цель и формат; выявить предвзятость; объяснить роль предвзятости и потенциальной аудитории при поддержке учителя

Вспомогательный вопрос 1

Какие суеверия были у игбо в отношении смерти ребенка?

Источник: Вещи разваливаются Чинуа Ачебе

Суеверие

Затем знахарь приказал не оплакивать умершего ребенка. Он вынул из козьей сумки, висевшей на левом плече, острую бритву и начал калечить ребенка. Затем он унес его, чтобы закопать в Зловещем лесу, держа за лодыжку и волоча по земле за собой. После такого обращения он дважды подумает, прежде чем прийти снова, если только это не вернется один из упрямцев, неся на себе печать своего увечья — отсутствующий палец или, возможно, темную полосу в том месте, где их порезала бритва знахаря.

Ко времени смерти Онвумбико Эквефи стала очень озлобленной женщиной. У первой жены ее мужа уже было трое сыновей, все крепкие и здоровые. Когда она родила третьего сына подряд, Оконкво, по обычаю, зарезал для нее козу.

 Эквефи желал ей только добра. Но она так разозлилась на свою собственную ци, что не могла радоваться вместе с другими их удаче. Итак, в тот день, когда мать Нвоя отпраздновала рождение трех своих сыновей пиршеством и музыкой, Эквефи была единственной в веселой компании, которая ходила с облаком на лбу. Жена ее мужа восприняла это как недоброжелательность, как и положено женам мужей. Откуда она могла знать, что горечь Эквефи изливалась не наружу, к другим, а внутрь, в ее собственную душу, что она винила не других в их счастье, а свою собственную злую ци, которая отказывала ей в этом? Наконец родилась Эзинма, и, хотя она была больна, она, казалось, была полна решимости жить.

Вспомогательный вопрос 1

Какое суеверие было у игбо относительно смерти ребенка?

Источник: Things Fall Apart, Чинуа Ачебе

Сначала Эквефи приняла ее, как она принимала других, — с апатичной покорностью. Но когда она дожила до четвертого, пятого и шестого лет, к матери снова вернулась любовь, а с любовью и тревога. Она решила заботиться о здоровье своего ребенка и вложила в это все свое существо. Она была вознаграждена случайными приступами здоровья, во время которых Эзинма кипела энергией, как свежее пальмовое вино. В такие моменты она казалась вне опасности. Но вдруг она снова упадет. Все знали, что она была огбанье .

Эти внезапные приступы болезни и выздоровления были типичны для ее вида. Но она прожила так долго, что, возможно, решила остаться. Некоторые из них действительно устали от своих злых циклов рождения и смерти или пожалели своих матерей и остались. В глубине души Эквефи верила, что Эзинма пришел, чтобы остаться. Она верила, потому что только эта вера придавала ее собственной жизни хоть какой-то смысл.

И эта вера укрепилась, когда примерно год назад знахарь откопал ийи-ува Эзинмы. Тогда все знали, что она будет жить, потому что ее связь с миром огбанье оборвалась. Эквефи успокоился. Но такова была ее тревога за дочь, что она не могла полностью избавиться от своего страха. И хотя она считала, что выкопанная ийи-ува была подлинной, она не могла игнорировать тот факт, что некоторые действительно злые дети иногда вводят людей в заблуждение, заставляя выкопать ложную. Но ии-ува Эзинмы выглядел вполне реальным. Это был гладкий камешек, завернутый в грязную тряпку. Человек, который выкопал его, был тем самым Окагбуэ, который был известен во всем клане своими познаниями в этих вопросах. Эзинма сначала не хотел с ним сотрудничать. Но этого и следовало ожидать.

Ни один огбанье не стал бы так легко выдавать свои секреты, и большинство из них так и не выдали, потому что умерли слишком молодыми, прежде чем им успели задать вопросы. «Где ты закопал свою ии-ува?» — спросил Окагбу Эзинму. Ей тогда было девять лет, и она только выздоравливала от тяжелой болезни. «Что такое ийи-ува?» — спросила она в ответ. «Ты знаешь, что это такое. Ты зарыл его где-то в земле, чтобы умереть и снова вернуться, чтобы мучить свою мать». Эзинма посмотрела на мать, чьи печальные и умоляющие глаза были устремлены на нее. «Ответьте на вопрос сразу,» проревел Оконкво, который стоял рядом с ней. Там была вся семья и некоторые соседи.

Поддержка 2: На чем основывается традиционное мнение о том, что дети, умершие в раннем возрасте, были «злом»?

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ogbanje на языке игбо) – это термин в Ọdịnanị для обозначения того, что считалось злым духом , который преднамеренно навлекал на семью несчастья. Его дословный перевод на язык игбо – «дети, которые приходят и уходят». Считалось, что в течение определенного периода времени от рождения (обычно не до наступления половой зрелости) угбандже намеренно умирает, а затем возвращается и повторяет цикл, вызывая семейное горе. В поисках злых духов Iyi-ụwa , который они выкопали где-то в секрете, гарантирует, что Ọgbanje никогда больше не будет преследовать семью несчастьями. Iyi-ụwa  был способом вернуться в мир, а также способом найти свою целевую семью.

Мертвого ребенка вырезают или калечат, чтобы он или она не вернулись. Однако некоторые ọgbanje вернулись с физическими шрамами от увечий. Вера в Огбандже в Игболанде не так сильна, как раньше, хотя некоторые верующие все еще есть. Иногда слово Ọgbanje используется как синоним грубого или упрямого ребенка. Серповидноклеточная анемия могла способствовать этому убеждению, поскольку наследование болезни в семьях могло привести людей к выводу, что все вовлеченные дети произошли от одного и того же злого духа.[3][4]

Ọgbanje была популяризирована благодаря получившей признание критиков книге Чинуа Ачебе Things Fall Apart с персонажем Ezinma , который считался ogbanje, потому что она была первым из 10 детей, рожденных от ее матери, которые не умерли в младенчестве. [2][5]

Слово ọgbanje часто переводится как подменыш из-за общего сходства с волшебными подменышами из кельтской и более широкой европейской мифологии. Оба служат мифологическими способами понимания того, что когда-то было неизвестными болезнями, которые часто уносили жизни детей (например, СВДС и серповидно-клеточная анемия)

Поддержка Вопрос 3: Что делают активисты, чтобы помочь детям, ставшим жертвами суеверий?

Источник: Нигерия – исследование и составление Центром документации беженцев Ирландии 15 марта 2010 г.

Ассамблеи были призваны принять законодательство, которое защитило бы права граждан и криминализовало такие гнусные бесчеловечные действия, которые обрекают граждан на бесчеловечное и унижающее достоинство положение в обществе под прикрытием Осу, Огбанье или Уху (очень вредные традиционные верования, которые отрекаются от людей и изгоняют их из их родная земля). Это означало, что женщины больше не будут терять своих близких из-за изгнания, сохранят дома своих предков и навсегда избавятся от психологического воздействия того, что их считают изгоями в домах своих предков; и с детьми больше не будут обращаться как с перевоплощенными существами, изолировать их от господствующей тенденции или даже подвергнуть вредным обрядам, особенно когда согласия ребенка не запрашивают» (Женский мир, (2009 г. )), Правосудие переходного периода и его значение для женщин в Нигерии).

Поддерживающий вопрос 3: Что делают активисты, чтобы помочь детям, ставшим жертвами суеверий?

Источник: http://maryslessor.org/mary-slessor

Мэри Слессор провела масштабную кампанию, приведшую к прекращению убийств близнецов в Калабаре, столице штата Кросс-Ривер в Нигерии; до сих пор было нормой, что рождение близнецов является предзнаменованием зла, и их нужно приносить в жертву богам. Также утверждалось, что в доколониальном Бенинском королевстве альбиносов или «неизвестных» незнакомцев убивали по призыву к богам земли, особенно в неблагоприятную погоду или климат. Существует бесчисленное множество бесчеловечных или коварных практик, от которых колониальный опыт помог отказаться ради более здоровых человеческих отношений и развития.

Вопрос № 3: Что делают активисты, чтобы помочь детям, ставшим жертвами суеверий?

Источник: http://maryslessor. org/mary-slessor/

О Мэри

Мэри Слессор была трудолюбивой шотландской фабриканткой и неортодоксальной учительницей воскресной школы, которая, вдохновленная Дэвидом Ливингстоном, стала миссионером в Калабаре, Нигерия, районе, где прежде не ступала нога европейца. Несмотря на несколько приступов болезни и постоянную опасность, она жила с племенами, выучила их язык и традиции, заслужив их уважение и положив конец некоторым варварским обычаям, таким как убийство близнецов. Она усыновила многих нигерийских детей (особенно близнецов), которых бросили умирать.

Когда Южная Нигерия стала британским протекторатом, она стала первой женщиной-магистратом в Британской империи и искусным дипломатическим эмиссаром.

Мэри умерла в 1915 году, в возрасте 67 лет, с большим трауром среди племен, которым она посвятила всю свою жизнь.

Вопрос № 3: Что делают активисты, чтобы помочь детям, ставшим жертвами суеверий?

Источник: http://www. safechildafrica.org/

Safe Child Africa существует для того, чтобы все дети в Африке могли жить счастливой и безопасной жизнью и расти, не опасаясь насилия, жестокого обращения или пренебрежения. Мы работаем над двумя ключевыми взаимосвязанными приоритетами: поддержка детей в кризисных ситуациях и предотвращение и сокращение нарушений прав детей.

Вспомогательный вопрос 1

Какое суеверие было у игбо относительно смерти ребенка?

Вспомогательный вопрос 2

  На чем основывается традиционное мнение о том, что дети, умершие молодыми, были «злыми»?

Поддерживающие вопросы 3

Что делают активисты для защиты детей, ставших жертвами суеверий?

Формирующая оценка 1

Перечислите представления игбо о смерти детей

Формирующая оценка 2

Сравните и сопоставьте мнения науки и суеверные верования, касающиеся смерти детей.

Формирующее оценивание 3

Напишите эссе-мнение о важности защиты прав детей.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вступил в силу: 3 января 1976 г. в соответствии со статьей 27

Преамбула

принципов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего всем членам человеческого рода достоинства и равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и мира во всем мире,

Признавая, что эти права проистекают из достоинства, присущего человеческой личности,

Признавая, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека идеал свободного человека, обладающего свободой от страха и нужды, может быть достигнут только при соблюдении условий созданный таким образом, чтобы каждый мог пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, а также своими гражданскими и политическими правами,

Принимая во внимание обязательство государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека ,

Сознавая, что лицо, имеющее обязанности по отношению к другим лицам и обществу, к которому оно принадлежит, обязано стремиться к поощрению и соблюдению прав, признаваемых в настоящем Пакте,

Согласиться со следующими статьями:

ЧАСТЬ I

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы могут в своих собственных целях свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами без ущерба для любых обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, на основе принципа взаимной выгоды и международного права. Ни в коем случае народ не может быть лишен собственных средств к существованию.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, содействуют осуществлению права на самоопределение и уважают это право в соответствии с положения Устава ООН.

ЧАСТЬ II

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, особенно в экономической и технической областях, принять меры в максимальных пределах имеющихся у него ресурсов с целью к постепенному достижению полного осуществления признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими средствами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущества, рождения или иного статуса.

3. Развивающиеся страны с должным учетом прав человека и своего национального хозяйства могут определить, в какой степени они будут гарантировать признаваемые в настоящем Пакте экономические права лицам, не являющимся их гражданами.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать равное право мужчин и женщин на пользование всеми экономическими, социальными и культурными правами, изложенными в настоящем Пакте.

Статья 4

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что при пользовании правами, предоставленными государством в соответствии с настоящим Пактом, государство может подвергать эти права только таким ограничениям, которые установлены законом только в насколько это может быть совместимо с природой этих прав и исключительно в целях содействия общему благосостоянию в демократическом обществе.

Статья 5

1. Ничто в настоящем Пакте не может быть истолковано как подразумевающее для любого государства, группы или лица какое-либо право заниматься какой-либо деятельностью или совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в нем. или при их ограничении в большей степени, чем это предусмотрено в настоящем Пакте.

2. Не допускается никакое ограничение или умаление каких-либо основных прав человека, признанных или существующих в какой-либо стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, под тем предлогом, что настоящий Пакт не признает такие права или что он распознает их в меньшей степени.

ЧАСТЬ III

Статья 6

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого на возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается и который соответствующие меры для защиты этого права.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующим в настоящем Пакте Государством для полного осуществления этого права, включают техническую и профессиональную ориентацию и программы подготовки, политику и методы для достижения устойчивого экономического, социального и культурного развития и полного и производительная занятость в условиях, обеспечивающих основные политические и экономические свободы личности.

Статья 7

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, которые обеспечивают, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся, как минимум, :

(i) Справедливая заработная плата и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий, в частности женщинам гарантируются условия труда, не уступающие условиям труда мужчин, с равной оплатой за равный труд;

ii) достойное существование для себя и своих семей в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) безопасные и здоровые условия труда;

(c) Равные возможности для всех в продвижении по службе до соответствующего более высокого уровня без учета каких-либо других соображений, кроме старшинства и компетентности;

(г) Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также вознаграждение за праздничные дни

Статья 8

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать:

а) право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в профессиональные союзы по своему выбору при условии соблюдения только правил соответствующей организации , для продвижения и защиты его экономических и социальных интересов. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других лиц;

b) право профсоюзов создавать национальные федерации или конфедерации и право последних создавать международные профсоюзные организации или присоединяться к ним;

(c) Право профсоюзов действовать свободно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод другие;

(d) Право на забастовку при условии, что оно осуществляется в соответствии с законами конкретной страны.

2. Настоящая статья не препятствует наложению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или администрацией государства.

3. Ничто в настоящей статье не уполномочивает государства-участники Конвенции Международной организации труда 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию принимать законодательные меры, которые наносят ущерб, или применять закон таким образом, который наносит ущерб , гарантии, предусмотренные в этой Конвенции.

Статья 9

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Статья 10

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:

1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться как можно более широкая защита и помощь, особенно при ее создании и во время он отвечает за уход и образование детей-иждивенцев. Брак должен быть заключен со свободного согласия вступающих в брак.

2. Особая защита должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В этот период работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с адекватными пособиями по социальному обеспечению.

3. Специальные меры защиты и помощи должны приниматься от имени всех детей и подростков без какой-либо дискриминации по признаку происхождения или других обстоятельств. Дети и молодежь должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Занятие ими работы, вредной для их нравственности или здоровья, либо опасной для жизни, либо способной воспрепятствовать их нормальному развитию, должно караться по закону. Государствам следует также установить возрастные ограничения, ниже которых использование детского труда по найму должно быть запрещено и наказуемо по закону.

Статья 11

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на постоянное улучшение условий жизни. Государства-участники предпримут надлежащие шаги для обеспечения реализации этого права, признавая в этой связи существенную важность международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, принимают в индивидуальном порядке и в рамках международного сотрудничества меры, включая конкретные программы, которые необходимы:

(a) Совершенствовать методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем полного использования технических и научных знаний, путем распространения знаний о принципах питания и путем разработки или реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достичь наибольшего эффективное освоение и использование природных ресурсов;

(b) Принимая во внимание проблемы как стран-импортеров, так и стран-экспортеров продовольствия, обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в зависимости от потребностей.

Статья 12

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают шаги, необходимые для:

и для здорового развития ребенка;

(b) улучшение всех аспектов гигиены окружающей среды и промышленной гигиены;

(c) Профилактика, лечение и борьба с эпидемическими, эндемическими, профессиональными и другими заболеваниями;

(d) Создание условий, обеспечивающих всестороннее медицинское обслуживание и медицинскую помощь в случае болезни.

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на образование. Они согласны с тем, что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства собственного достоинства и укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они также согласны с тем, что образование должно позволять всем людям эффективно участвовать в жизни свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами и способствовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в целях полного осуществления этого права:

а) начальное образование является обязательным и бесплатным для всех;

(b) Среднее образование в его различных формах, включая среднее техническое и профессиональное образование, должно быть сделано общедоступным и доступным для всех всеми соответствующими средствами, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(c) Высшее образование должно быть сделано в равной степени доступным для всех на основе способностей с помощью всех соответствующих средств, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(d) Базовое образование должно поощряться или усиливаться, насколько это возможно, для тех лиц, которые не получили или не завершили весь период своего начального образования;

(e) Необходимо активно развивать систему школ на всех уровнях, должна быть установлена ​​адекватная система стипендий, а материальные условия преподавательского состава должны постоянно улучшаться.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и, когда это применимо, законных опекунов выбирать для своих детей школы, помимо тех, которые учреждаются государственными органами, которые соответствуют таким минимальным образовательным стандартам. которые могут быть установлены или утверждены государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться как вмешательство в свободу отдельных лиц и органов создавать образовательные учреждения и руководить ими при условии соблюдения принципов, изложенных в пункте I настоящей статьи, и требования что образование, даваемое в таких учреждениях, должно соответствовать таким минимальным стандартам, которые могут быть установлены государством.

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство, которое на момент присоединения к нему не смогло обеспечить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, бесплатное обязательное начальное образование, обязуется в течение два года, чтобы разработать и принять подробный план действий по постепенному осуществлению, в течение разумного числа лет, которое будет зафиксировано в плане, принципа обязательного бесплатного образования для всех.

Статья 15

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого:

а) принимать участие в культурной жизни;

(b) пользоваться преимуществами научного прогресса и его применения;

(c) Пользоваться защитой моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для сохранения, развития и распространения науки и культуры.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, которую приносит поощрение и развитие международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.

ЧАСТЬ IV

Статья 16

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять в соответствии с настоящей частью Пакта доклады о принятых ими мерах и о прогрессе, достигнутом в обеспечении соблюдения признанных прав. здесь.

2.

а) Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает копии Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций также препровождает специализированным учреждениям копии докладов или любых соответствующих частей докладов государств-участников настоящего Пакта, которые также являются членами этих специализированных учреждений в той мере, в какой эти отчеты или их части относятся к любым вопросам, входящим в компетенцию указанных органов в соответствии с их уставными документами.

Статья 17

1. Участвующие в настоящем Пакте государства представляют свои доклады поэтапно в соответствии с программой, которая будет установлена ​​Экономическим и Социальным Советом, в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта после консультации. с государствами-участниками и заинтересованными специализированными учреждениями.

2. В отчетах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящему Пакту.

3. В тех случаях, когда соответствующая информация ранее была представлена ​​Организации Объединенных Наций или какому-либо специализированному учреждению каким-либо государством-участником настоящего Пакта, нет необходимости воспроизводить эту информацию, но будет достаточно точной ссылки на предоставленную таким образом информацию. .

Статья 18

В соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций в области прав человека и основных свобод Экономический и Социальный Совет может договариваться со специализированными учреждениями в отношении их докладов ему о достигнутом прогрессе в достижении соблюдения положений настоящего Пакта, входящих в сферу их деятельности. Эти отчеты могут включать сведения о решениях и рекомендациях по их выполнению, принятых их компетентными органами.

Статья 19

Экономический и Социальный Совет может направлять Комиссии по правам человека для изучения и общих рекомендаций или, в зависимости от обстоятельств, для информации доклады о правах человека, представленные государствами в соответствии со статьями 16 и 17, а также доклады, касающиеся права человека, представленные специализированными учреждениями в соответствии со статьей 18.

Статья 20

Участвующие в настоящем Пакте государства и заинтересованные специализированные учреждения могут представлять Экономическому и Социальному Совету замечания по любой общей рекомендации согласно статье 19.или ссылку на такую ​​общую рекомендацию в любом отчете Комиссии по правам человека или любой документации, на которую в нем делается ссылка.

Статья 21

Экономический и Социальный Совет может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и резюме информации, полученной от государств-участников настоящего Пакта и специализированных учреждений о мерах предпринятые меры и прогресс, достигнутый в обеспечении всеобщего соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Статья 22

Экономический и Социальный Совет может доводить до сведения других органов Организации Объединенных Наций, их вспомогательных органов и специализированных учреждений, занимающихся оказанием технической помощи, любых вопросов, вытекающих из докладов, упомянутых в этой части настоящего документа. Пакта, который может помочь таким органам в принятии решений, каждый в пределах своей компетенции, о целесообразности международных мер, способных способствовать эффективному постепенному осуществлению настоящего Пакта.

Статья 23

Участвующие в настоящем Пакте государства соглашаются, что международные действия для достижения прав, признаваемых в настоящем Пакте, включают такие методы, как заключение конвенций, принятие рекомендаций, оказание технической помощи и проведение региональных совещаний и технических совещаний с целью проведения консультаций и изучения, организуемых совместно с заинтересованными правительствами.

Статья 24

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как нарушающее положения Устава Организации Объединенных Наций и уставов специализированных учреждений, которые определяют соответствующие обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений. органов в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящем Пакте.

Статья 25

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаляющее неотъемлемое право всех народов пользоваться и использовать полностью и свободно свои природные богатства и ресурсы.

ЧАСТЬ V

Статья 26

1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством — участником Статута Международного Суда, и любым другим государством, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила стать участником настоящего Пакта.

2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему, о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 27

1. Настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицирующего настоящий Пакт или присоединяющегося к нему после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты. ратификационного документа или документа о присоединении.

Статья 28

Положения настоящего Пакта распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.

Статья 29

1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. После этого Генеральный секретарь препровождает государствам-участникам настоящего Пакта любые предлагаемые поправки с просьбой уведомить его о том, выступают ли они за созыв конференции государств-участников для рассмотрения этих предложений и голосования по ним. В случае, если по крайней мере одна треть государств-участников выступает за созыв такой конференции, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на конференции, представляется на утверждение Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

2. Поправки вступают в силу, когда они одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и приняты большинством в две трети участвующих в настоящем Пакте Государств в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *