Дошкольная подготовка детей 5, 6 лет к школе. Подготовка 5 летнего ребенка к школе
Дошкольная подготовка детей 5, 6 лет к школе
Часто у учеников первого класса возникают трудности в учебе. Родители невольно задают себе вопрос: может у него нет способностей? Вроде бы и подготовили ребенка к школе. Он знает все буквы, умеет немного считать и, казалось бы, дорога открыта к дальнейшему познанию. Но не тут так было. Ребенка можно быстро научить писать, читать при условии, если он умеет учиться. Овладев искусством учиться, ему будет легче преодолеть трудности в учебе. На уроке ребенок должен максимально сосредоточиться и внимательно слушать учителя, выполнять все его указания. Подросток должен усвоить, что выполнение заданий учителя является важным условием овладения знаниями.
Иногда ребенок хочет чему-то научиться, но мешает ему плохая сосредоточенность, отвлечение посторонними предметами и возникновение отвлеченных мыслей.Так что же получается у школьника? Имеются у него хорошие способности, а развитие отстает.
Поэтому подготовленность ребенка к школе означает, что у него появляется тяга к познанию окружающей действительности, присутствует умение сосредоточиться, когда ему объясняют. Незабываем и важность признания авторитета учителя и конечно же наличие необходимого умственного развития.Так как же осуществить дошкольную подготовку детей 5, 6, 7 лет к школе
1. Чтобы начать подготовку обучения 5 летнего ребенка к школе лучше всего обратиться к опытным педагогам, которые подскажут методику обучения с правильным произношения звуков и навыками чтения. Важно чтобы ребенок научился писать буквы и цифры, а чтение по слогам доставляло ему радость.
2. В этом возрасте ребенок должен уметь считать и различать геометрические фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника и др. и различать цвета.
3. Очень важно, чтобы у ребенка хорошо сформировались познавательные интересы. Ведь когда он задает вопросы, у него проявляется индивидуальные склонности к профессиям и к любимому занятию. Лучше всего показать практический пример, наблюдая за ростом цветка, и рассказать ребенку, как появляются первые листочки и цветы, как производится кислород растениями, так необходимый человеку и всем живым существам. Всегда старайтесь отвечать на любые вопросы задаваемые ребенком.
4. Для развития умственных способностей ребенка при дошкольной подготовке детей 5, 6, 7 лет к школе можно занять ребенка рисованием, конструированием, пересказом рассказов и сказок. Из общения со взрослыми подросток вроде бы знает, что человек имеет руки, ноги, туловище и шею. Но когда он это рисует, у него развивается образное представление и осознанное понятие для чего служат эти органы. Старайтесь выработать у ребенка наблюдательность и способность отразить окружающий мир в его представлении, а не простым копированием с других рисунков.3. Хорошо развивает образное мышление конструирование. Вспомним, как по деталям собирается дом во дворе со скамейкой и песочницей, и как создается интересная мозаика с рисунком в цветовых тонах, как осуществляется сборка автомобиля. Если у ребенка не все получается не беда. Родители должны оказать ему помощь в выполнении навыков конструирования.
4.По мере готовности к школе важно обучить ребенка пересказу сказок, стихотворений и научить его самостоятельно сочинять разные истории. У подростка появляются навыки к изложению собственных мыслей, и появляется умение высказать главное. Можно сделать так, прочитать ребенку иллюстрированные сказки и дать ему возможность по ним самому пересказать сюжет.
5. Говоря о дошкольной подготовке детей 5, 6, 7 лет к школе и приобретении им психологических качеств, нельзя забывать о подготовке ребенка к овладению письмом. Это становиться на первый план первоклассника. Ребенок должен уметь обращаться с карандашом и ручкой, учиться еще до школы писать буквы и палочки.
Если первоклассник обладает вышесказанными навыками и у него есть готовность руки к овладению письмом, то обучение к познанию окружающего мира будет намного проще.
tytmu.ru
топ 5 дельных советов как подготовить ребенка в первый класс
Родителей будущих первоклассников можно смело разделить на два лагеря. В один лагерь попадут мамы и папы, которые считают, что перед первым классом ребенка нужно загрузить по полной: так он в глазах одноклассников и школьного учителя не будет выглядеть недоучкой. А во второй – те, кто уверен, что последнее дошкольное лето чада должно пройти под девизом «Отдыхай и наслаждайся последними свободными деньками!» Кто из них прав? Психологи говорят, что истина как раз посредине, ведь будущий школьник должен и хорошо отдохнуть, и успеть получить определенные азы, которые ему пригодятся в будущем.
Как подготовить ребенка к первому классу за лето?
Обычно в начале июля родители уже четко знают, в какую школу идет их ребенок. Если твой будущий первоклассник идет в какую-то особенную школу с определенным уклоном, то со 100-процентной гарантией он проходил специальные тесты и собеседования. То есть, руководство школы и учитель прекрасно знают, на что способен будущий новичок, и какие у него есть знания. Если вам не давали четких рекомендаций, на что нужно сделать акцент во время летних каникул и что подтянуть за это время, то перегружать дополнительными занятиями малыша все же не стоит.
Читай также: 11 советов родителям первоклассника от психолога Светланы Ройз
При подаче документов в обычную общеобразовательную школу дети обычно не проходят никаких тестов, да и обучение там среднестатистическое и ориентировано на детей со стандартным набором знаний 6-7 лет. Но это вовсе не значит, что никаких знаний и подготовки к школе ребенку не нужно.
А теперь о самом важном: на что же нужно сделать акцент во время подготовки будущего первоклассника летом, независимо от того, в какую школу он идет?
- Подготавливай свое чадо к школе психологически, рассказывая без прикрас о своих школьных годах. Но и пугать все же детку не стоит. Ты понимаешь, что рассказы о том, сколько ему придется в школе учить на память, какая там «строгая учительница, и она тебе покажет…» и что свободного времени на игры у него там не будет – ни к чему и лишь вызовут нежелание ходить в это учебное заведение. Расскажи лучше о школьных праздниках, о том, сколько новых друзей и подруг у ребенка появится и прочее.
- Займись улучшением навыков коммуникации детки. Особенно, если он не ходил в детский сад, где мог общаться и играть со сверстниками в течение дня. Лучшим вариантом обучения ребенка навыкам общения являются посещения развивающих центров и занятий, игры на детских площадках с другими детьми, приглашение сверстников ребенка в гости.Читай также: Подготовка первоклассника к школе: важные моменты
- Обязательно внушай своему чаду, что если ему будет тяжело или трудно, ты всегда будешь рядом, поддержишь его и поможешь. А вместе вы легко справитесь с любой трудной задачей.
- Дополнительно заниматься с ребенком все же нужно. Правда, относиться к занятиям нужно легко и помнить, что они не должны по длительности превышать 30 минут в день: для ребенка 6-7 лет это оптимальное время для усвоения информации. Если занятия будут проходить в одно и то же время, то это поможет ребенку привыкнуть к нагрузкам и дисциплинирует его. Какие это могут быть занятия? Например, в помощь родителям будущих первоклассников некоторые издательства выпустили специальные тетради на каждый день лета, в которых продуманы задания. На один день это может быть письменное упражнение (нарисовать палочки или кружочки), на второй – математическое, на третий – рисование или развитие речи и пр.
- Играй с ребенком в домино, шашки, эрудит и прочите игры. Это способствует развитию логики, речи, мышления, обучает структурированию мыслей и прочее. Кстати, знаешь ли ты, что поддаваться ребенку в таком возрасте нежелательно? Почему? Потому что это не даст ему прочувствовать вкус победы по настоящему, проигрыша. Кроме того это заставляет ребенка думать и приучает ставить цели и достигать их.
Читай также: В доме первоклассник: готовим все необходимое
И самое важное – занимайся физической подготовкой и укреплением иммунитета своего будущего первоклассника. В школе детям приходится подолгу сидеть, из-за чего страдают мышцы и позвоночник. Лучшие упражнения на укрепление мышц спины, плеч и брюшного пресса – лазанье по канату или трубе, подтягивания, отжимание и прочее.
Фото: depositphotos
tvoymalysh.com.ua
Как подготовить ребенка к школе?
Кажется, совсем недавно малыш родился. И вас заботили лишь его здоровье и питание. А уже пролетели 4-5 лет, и пришло время всерьез задуматься о том, как подготовить ребенка к школе. – Такие мысли и тревоги знакомы всем родителям пяти-шестилетних детей.
Мой многолетний опыт работы с детьми-дошкольниками свидетельствует о том, что нет ничего сложного в этом переходе, если ребенок развивается планомерно, успешно и всесторонне. В этом случае нет необходимости в какой-то особенной и специально организованной деятельности малыша под названием «подготовка к школе». Ведь потому и называется период жизни человека ДО-школьным, что все, что происходит с ребенком в первые 6 лет, и есть его подготовкой к школьному обучению.
Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.
Первое. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов вашего малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.
Если вы не уверены в выносливости ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва. Пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха. Здорово, если он приучен к ежедневной утренней зарядке.
Когда моя дочь готовилась идти в школу, именно физическое развитие было ее «слабым звеном». Она часто болела, была слабенькой и быстро утомлялась. Тогда я вместе с ней занялась закаливанием, утренней гимнастикой и пешими прогулками. Именно в эти годы мы всей семьей стали на лыжи и коньки. Подробно о правилах здорового образа жизни читайте здесь.
А еще отличную службу нам сослужило привлечение ее к посильной работе на даче. Я выделила ей небольшую грядочку 50 см. Х 100 см. и разрешила там выращивать растения на свой выбор. Абсолютно самостоятельно. Она выбрала подсолнух и тыкву. Посадила, рыхлила, поливала, следила за ростом растений. Выращенный урожай удивил не только ее, но и всю нашу семью. В ходе регулярного труда она окрепла физически и стала более самостоятельной. Научилась брать на себя ответственность за порученное дело.
Второе. А эти навыки уже сфера эмоционально-волевой готовности к школе. Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию.
Часто камнем преткновения в первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому, воспитание самостоятельности дошкольника очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды в 2-3 года, шнуровки ботинок, завязывания шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки на всем протяжении дошкольного детства.
Часто в семьях возникают проблемы с приучением ребенка к убиранию своих игрушек. Это, возможно, первая обязанность малыша примерно с 3-4-летнего возраста. Подробно о том, как приучить ребенка к самостоятельности, читайте в статье Ларисы Ким на нашем сайте «Солнечные руки» «Воспитание детей дошкольного возраста. Уроки самостоятельности».
Когда я приучала дочь к уборке игрушек, на помощь мне пришла сама игра. Я включалась в игру дочери, и по сюжету постепенно «сворачивала действия». Куклы ложились спать, строители шли по домам, инструменты складывались на складах. Иногда такое вмешательство в игру вызывало протест моего чада. Тогда я оставляла ее одну, но обязательно предупреждала о том, что время игры заканчивается, например, через 10 минут. Ребенок не может мгновенно закончить игру. Ведь и нам, взрослым, нужно какое-то время для того, чтобы закончить начатое дело. По прошествии указанного времени, если дочка не складывала игрушки, я их начинала сама складывать. И класть заведомо не в те места, где они были раньше. Таким образом, дочь потом их не могла найти. На что я резонно отвечала: «Игрушки — это твои вещи. Складывай их сама, тогда и будешь знать, где они». Так постепенно моя малышка научилась регулировать свое поведение. И чувствовать время, что немаловажно в учебной деятельности. О том, как приучить мальчиков к порядку, рекомендую прочесть статью «Как приучить детей к порядку».
Если ваши сын или дочь до шести лет не приучены самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то, как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу они смогут держать в порядке свои учебные принадлежности? Да и одежду тоже. В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.
Навыки самообслуживания важны. Но не только они. Важно приучить будущего школьника к выполнению общественных обязанностей. Например, дочка может ухаживать за домашними питомцами или растениями. А сыну логично поручить, например, чистку обуви всех членов семьи. При выборе обязанностей для ребенка важно учитывать не только приоритеты взрослых членов семьи, но и особенности характера и развития, интересы самого ребенка. То, что он будет обязан делать регулярно, должно быть ему по силе. И работа должна нравиться.
В ходе постоянного выполнения обязанностей ребенок приучается к порядку, определенному ритму жизни. Может быть, самое главное то, что малыш начинает чувствовать себя взрослым и самостоятельным.
Выполнение обязанностей будущим школьником должно быть обязательным и регулярным в независимости от его настроения и желания. — Когда человек что-то делает, даже через «не хочу», у него формируется воля, организованность и ответственность. В таком случае рутинное ежедневное выполнение школьных обязанностей не застанет вашего гения врасплох.
Как приучить ребенка к обязанностям? На первом этапе нелогично сразу нагружать регулярными и долгосрочными обязанностями. Пусть поначалу это будут краткосрочные эпизодические поручения. Сначала эпизодические поручения, состоящие из одного-двух последовательных действий: «Пойди в ванную, сними с сушки и принести мне полотенце, пожалуйста».- Инструкции должны быть очень детальными, конкретными и понятными ребенку. А потом, постепенно усложняя задания, в меньшей степени их детализировать. И стимулировать выбор способа действий самим ребенком: «Посмотри, не пора ли полить твою грядку? Если засохла, полей ее».
Третье. К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками.
Если малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Поэтому уже в детском саду детям необходимы навыки сосуществования, дружбы и мирного разрешения конфликтов. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно. Чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.
Для формирования социальных навыков существует единственный способ — тренировка. Именно поэтому, даже если нет такой необходимости, в 4-5 лет имеет смысл ребенка оформить в детский сад. Чтобы он приобрел навыки общения со сверстниками. Дети сами друг друга учат. И ребенок на практике учится уступать, настаивать на своем, находить варианты сотрудничества, которые устроят и его, и товарищей по игре.
Общение в кружках и группах раннего развития не дает такой эффективности в формировании навыков общения, потому что в них у детей мало времени на свободное общение, они мало взаимодействуют друг с другом. Больше они общаются с тренером или учителем. Проблемы общения со сверстниками обычно не возникают в многодетных семьях или если у ваших чад есть много друзей приблизительно одного с ними возраста.
С 4-5-летними детьми эффективным является метод обсуждения ситуаций, реальных или придуманных. Выберите время, когда и вы никуда не спешите, и ребенок настроен поговорить. Расспросите о том, как он общается с друзьями. Что в них привлекает и что не нравится. Как они улаживают конфликты. И разберите один из приведенных им случаев. Специально придумайте дополнительные условия, усложняющие принятие оптимального решения. Пусть думает, пробует, выбирает, рассуждает. Проиграйте эту ситуацию с игрушками.
Возьмите на себя роль другого ребенка. Если вы знаете, что ваш ребенок может проявлять упрямство, агрессию, или капризничать, возьмите на себя роль такого ребенка. Чтобы ваш малыш увидел, как это выглядит со стороны, как трудно и неприятно с такими детьми дружить. Поставьте его в ситуацию, когда ему самому нужно будет преодолевать те негативные качества, которые он склонен проявлять. Расскажите в роли, что чувствует, чего хочет другой малыш. Это научит вашего упрямца не только слышать товарища, но и осознать свои собственные потребности и чувства.
Умение общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны.
Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях. В таком случае, детей нужно чаще хвалить, реже ругать и увещевать за несовершенство выполнения заданий или поведения.
Помогают специально созданные ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. – Вариантов масса. Стимулируйте его активность и самостоятельность. Пусть ребенок сам обратиться к незнакомым людям с просьбой — купить хлеб или билет на проезд. Пусть уступит место в транспорте бабушке. Пусть спросит у незнакомого, как пройти в магазину. Такой опыт он должен приобретать в вашем присутствии. Пусть знает, что вы рядом. Но не помогайте, пусть приобретает свой собственный опыт. А потом обязательно похвалите за успех, пусть и частичный. Обговорите, что получилось, что нет. И что помешало общению. Если ребенок осознает свои трудности, значит, у него есть силы преодолеть их.
Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов эмоционально-волевой подготовки ребенка к школе.
Четвертое. К психологической готовности к школьному обучению входит развитие его психических процессов. Это развитие памяти, внимания, мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения и сравнения.
К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметов, показанных ему кратковременно. Или до 6-8 слов. Покажите ему 10 предметных картинок где изображен один предмет. И пусть по памяти назовет те, которые запомнил.
Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Называйте по очереди с ребенком любые слова, никак друг с другом не связанные. Назовите 10, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы.Таким образом, вы узнаете уровень развития кратковременной памяти вашего малыша. Пусть пройдет полчаса, час. И попросите снова его назвать то, что он видел, или о чем вы говорили. Это будет долговременная непроизвольная память. Она должна быть в возрасте 6-ти лет на уровне 6-8 предметов или 4-5 слов. Подробно читайте в статье «Играем и гуляем легко и с удовольствием. Развивающие игры для детей на улице» http://www.sun-hands.ru/17detiigri.html .
Следующая серия тестовых игр — скажите, что картинки, которые вы будете смотреть, нужно запомнить. Таким образом, вы выясните уровень произвольной памяти ребенка.
Такие несложные игры носят как тестовый, так и развивающий характер. То есть, если периодически с ребенком так играть, то объем его памяти будет увеличиваться. А если рассматривая картинки, вы их еще и попробуете классифицировать за каким-то признаком — овощи, фрукты, мебель, одежда, живые-неживые объекты, по цвету, величине или форме, — то вы учите ребенка способам ассоциативного мышления и запоминания.
В наше время увеличилось количество детей с низким уровнем внимания. Причин тут много. Одна из них это пристрастие к телевизору, причем, просмотр не одной программы одновременно, а «клацание» по каналам. Внимание все время переключается с одного объекта на другой. Если это про вас и вашего ребенка — хотя бы заберите у него пульт. Пусть посмотрит уже свой мультик. А потом перескажет вам его содержание.
Ребенок 6-ти лет должен уметь удерживать внимание непроизвольно до 30-ти минут. Это когда он занят занятием, которое ему интересно и нравится. – Обычно родители говорят о том, если ребенку интересно, может подолгу заниматься, не оторвешь. В то же время, при подготовке ребенка к вступлению в школу следует развивать и произвольное внимание. – Не все же задания в школе будут легкими и интересными. В этом случае у будущего школьника должен быть сформирован навык сознательного и волевого удерживания внимания.
При подготовки ребенка к школе необходимо проверить, насколько развиты у него внимание и сосредоточенность. Можно это проверить, рассматривая две похожие картинки, и находя в них маленькие отличия. В наше время в любом книжном или детском магазинах таких книг или игр множество. На них так и написано: «развитие внимания, памяти» там есть и описания заданий и игр для малышей.- Пользуйтесь.
Развивать внимание нужно постепенно, увеличивая время организованных занятий с ребенком. Так, например, вы читаете сыну книгу. Сначала ему интересно, а потом малыш начинает отвлекаться. Продолжая читать, измените темп, громкость, выразительность чтения. Возьмите ребенка за руку или положите свою ему на колено. Таким образом, вы активизируйте внимание малыша. И читайте еще около 3-4 минут. Таким образом, постепенно будет увеличиваться время, в течение которого ребенок удерживает внимание. Тут важно учитывать реальный уровень развития внимания ребенка на данный момент.
Выбирайте тексты для чтения с таким расчетом, чтобы его почти хватило на то время, которое ребенок может быть внимательным. Важно, чтобы вы закончили читать до конца — или весь текст или отдельную главу. Тогда ребенку понятно, зачем нужно прикладывать усилия, чтобы дослушать. Те же принципы удерживания внимания справедливы для любой другой деятельности — конструирования, шитья, приготовления салата или вареников. Когда ребенок начинает отвлекаться, удержите его, показав, сколько еще осталось до того, чтобы довести дело до конца.
Пятое. При подготовке ребенка к школе важно развивать мышление.Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструктора, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление. Мелкая моторика рук, развитие которой необходимо для успешного обучения школьника письму. Различение формы, величины, цвета и количества деталей. Поиск различных способов решения задач и придумывание самостоятельных конструкций. Это, в конце концов, умение довести дело до конца. – Все это навыки необходимы для успешной учебы ребенка в школе.
При подготовке ребенка в школу обратите внимание на развивающие игры, при помощи которых ребенок научится выделять главное и различать второстепенные признаки в объекте его исследования. Научится классифицировать предметы по различным признакам. Сначала – по одному по цвету, величине, назначению, форме, а потом и по нескольким одновременно.
Для примера простая картинка.
Предложите малышу посчитать детали елочек, снеговиков. Сравнить элементы по цвету, величине. Найти абсолютно одинаковые предметы. Объяснить, чем отличаются две елочки. Таким образом, не только развивается мышление ребенка, но и обогащается словарный запас – «одинаковые», «похожие», «различные». По этой же картинке можно научить ребенка понимать пространственные понятия – «над», «под», «справа», «слева», «посередине». Можно учить ребенка счету – количественному и порядковому.
Например:
Посчитай предметы в верхнем ряду. Сколько их всего. А сколько елочек? приучайте сразу ребенка считать слева направо Чего больше, меньше, на сколько? Одинаковые ли елочки? Чем они отличаются? Посчитай по порядку предметы. Какой по порядку стоит большая елочка? третьей. Что находится в верхнем правом углу, нижнем левом? Что находится посередине верхнего ряда. В приведенном примере можно увидеть, что в процессе простую беседу с малышом можно превратить в его разностороннее развитие:
это обучение счету предметов, сравнение величин между собой. развитие ориентировке в пространстве обучение правильной речи применение математических и пространственных терминов требует точности формулировки. обучение методам сравнения, классификации. развитие внимания, памяти. Такие беседы можно организовывать, рассматривая любые картинки в книжках.
Важным элементом подготовки ребенка к школе является рассматривание сюжетных картинок. Такое времяпрепровождение тоже способствует всестороннему развитию малыша. Во время рассматривания лучше всего развиваются такие мыслительные процессы, как синтез и анализ. Они по механизму своему противоположны друг другу. Синтез – это умение из деталей сложить и увидеть целое. А анализ, наоборот, выделяет и разделяет целое на части.
Поиграйте с сыном или дочкой в игру «Бинокль». – Сверните трубочкой лист бумаги и предложите малышу рассмотреть картинку через бинокль. Сначала — отдельные детали картинки. Ребенок скажет, что нарисовано дерево, мяч, кукла, девочка, вода. После этого «переверните» бинокль другой стороной и посмотрите на картинку в «уменьшительное стекло». Так чтобы ребенок смог сразу охватить взглядом всю картинку целиком. Предложите ребенку одним словом назвать, что нарисовано на картине. Придумать название. В итоге должен получится ответ, отражающий главную мысль изображения. Например, «Летом на пляже», «У речки», «Развлечения у воды» — тут можно придумать множество вариантов. Важно, чтобы название было названием не вашим, а ребенка. И чтобы он понял смысл всего изображения в целом.
Именно такой вид заданий нередко у первоклашек вызывает трудности. Потому что на этот аспект развития мышления детей взрослые обращают меньше внимания. Чем, например, обучению чтению.
Именно обучение детей чтению подавляющее большинство родителей считают главной подготовкой к школе. Хотя это далеко не единственный и, подчеркиваю, не главный необходимый навык для детей, которые впервые переступают порог школы.
Потому что если ваш малыш к моменту поступления в школу будет иметь достаточный уровень развития памяти внимания и мышления; если будет любознательным и усидчивым, то научится читать он очень быстро.
Кроме того, в одном классе обычно оказываются дети и читающие и не читающие. И, учитель все равно начинает обучение чтению всего класса. Тем более, программа первого класса для шестилеток предполагает, что дети приходят не умеющие читать.
Это уже сами учителя стремятся заполучить читающих детей, чтобы можно было быстро двигаться дальше по учебной программе. Но, им редко удается сформировать класс полностью из детей овладевших этим навыком в полном объеме.
Исключения составляют классы в гимназиях, лицеях, где в отличие от общеобразовательных школ, учителя имеют право тестировать будущих учеников. И там действительно нужно, чтобы малыш уже умел читать.
На самом деле ребенка с хорошим уровнем внимания и любознательности научить читать несложно. Важно наблюдать за реакциями малыша и идти за ними, а не навязывать темп и метод обучения.
В современной науке существует множество методов обучения чтению детей разного возраста. Самый модный из них это метод Зайцева, который обещает научить читать с 2-х-летнего возраста. Научить действительно можно, но того ребенка, который к этому готов. Метод хорош тем, что предполагает сразу обучение чтению по слогам. А не по буквам. Благодаря этому пропускается этап чтения, когда ребенок называет отдельные буквы и не может их связать в слово. Получается как-то так: «мы-а-мы-а». С «мама» соединить достаточно трудно.
По методу Зайцева из материала, купленного в магазине, изготавливаются кубики с буквами и со слогами. Внутрь кладутся железные, пластмассовые и деревянные мелкие предметы. Таким образом, кубики будут греметь по-разному. И у малыша в сознании соединяются реакции зрительных и слуховых анализаторов. Потому что звонкие согласные будут звенеть железным звуком, а глухие – деревянным, например. С другой стороны, детям нужно запомнить не только названия букв и слогов. Но еще как, собственно, звенит железо, а как дерево. Кому-то так усваивать чтение легче, а кому-то сложнее. – Пробуйте.
Мне нравится таблица слогов у Зайцева. Ее можно повесить в комнате малыша и периодически «читать» с ним отдельные слова — отыскивая в таблице нужные слоги. Важно, как и в еде, соблюсти меру — отойти от таблицы немного раньше, чем ребенку надоест эта игра. Тогда это для малыша будет игра. А со временем, он запомнит слоги и начнет их отыскивать на таблице самостоятельно.
Есть еще один метод обучения чтению, который применялся в советской школе и в детских садах советских времен. Этот метод основан на развитии у малыша фонематического слуха до начала обучения буквам. Этот период обучения так и назывался – добукварным. Основан на том, что ребенок сначала на слух учится определять и выделять звуки в словах. Начиная с гласных, начиная с начала слова. Постепенно переходя на нахождение звуков в конце слова, а затем уже и в середине.
Помочь ребенку на первом этапе легко. Достаточно протянуть выразительно первый звку: «а-а-арбуз». «р-р-рука». «утка-а-а» и т.д. Есть множество увлекательных игр, которые способствуют развитию у ребенка фонематического слуха. Это «Поймай звук», когда малыш хлопает в ладоши, когда слышит определенный звук. «Придумай слова на звук»- кто больше вспомнит слов, начинающихся на определенный звук. «Цепочка слов», когда последний звук предыдущего слова является первым следующего: арбуз – зуб – буква — акварель….
Мне нравятся эти игры, потому что в них можно начинать играть буквально с 2-хлетнего возраста. Мы все, играя с малышом спрашиваем его: «Как кричит кошка?», «А как гудит трактор?»- р-р-р. «А как шумит ветер?»- ш-ш-ш. И так далее. А еще мне нравится то, что на эти игры не нужно отдельно выделять время. Можно в них играть во время прогулок, даже идя в садик или из него.
Очень удачно этот метод сочетается с исправлениями в звукопроизношении ребенка. К моменту поступления в школу все дефекты речи должны быть устранены, потому что ребенок и писать будет так, как говорит. Если мы, например, учим малыша правильно произносить звук «Ш», мы акцентируем его внимание на этом звуке. Учим произносить его в разных словах, в которых он находится в разных местах слова. Ребенок слышит ушком, что один и тот же звук есть в разных словах. И мы говорим ему, что как домики в конструкторе из кирпичиков, так и слова состоят из звуков.
К тому же, если ребенок неправильно произносит, допустим, звук «С», то, скорее всего, у него есть сложности в произношении всех шипящих или свистящих звуков. Потому что механизм их произношения очень схожий. А значит, внимание уделяется уже нескольким похожим звукам. Ребенок на слух учится их различать.
Это и есть добукварный период обучения чтению. Потому что ребенку, который на ухо определяет звуки и слышит их последовательность в слове, может их выделить и пропеть, достаточно только показать значки-буквы, и он сразу же, за пару дней начнет читать. Ему будет это очень интересно — потому что в уме у него уже все сложено. Он понимает, что если за звуком Р идет звук А, потом К, то получается РАК. Теперь ему очень интересно еще и увидеть это. Сложить буквы, как знакомые пазлы. Находить новые слова, переставляя буквы. Манипулируя только этими тремя буквами, он легко получит и РАК, и КАР, и АРК. Это увлекательнейшее занятие для детей. Посмейтесь с ним вместе, придумайте слова, начинающиеся на эти сочетания. Фантазируйте и общайтесь со своим малышом к всеобщей радости. Тогда ребенок не будет убегать от занятий, а будет к ним стремиться.
А это уже мотивационная подготовка ребенка к обучению в школе. Как часто можно услышать от родителей, которые хотят приобщить своего сына или дочь к занятиям по подготовке к школе: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь….» «В школе некогда будет играться…». Чего мы добиваемся таким образом?- Боязни школы и нежелания туда идти. Отвращения к познавательной деятельности, с которой связаны неинтересные длительные и трудные занятия. Неодобрительные отзывы взрослых о результатах выполненного занятия.
Удивительно ли, что уже к концу первой четвери первого класса, по статистике, 90% детей ходить в школу не хотят.
Дошкольники, когда их спрашивают, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые. Важно и то, почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто будущие школьники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли. Чтобы можно было не спать днем. Потому что все друзья туда идут. Чтобы носить ранец и т.д. То есть основная часть детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к учебной деятельности, как таковой.
И даже если дети отвечают, что идти в школу нужно для того, чтобы научиться читать и считать, их легко сбить с толку. Достаточно задать вопрос: «А сейчас ты умеешь читать. И до 10 100 можешь посчитать. Ты этому уже научился и без школы. Для чего идти в школу?» В беседе с ребенком по выяснению мотивации его желания идти в школу есть и еще один каверзный вопрос: «А если бы можно было бы выбрать: учиться с мамой дома, или идти в школу, как бы ты хотел учиться?», — дети часто выбирают домашний вариант учебы.
Когда с ребенком-дошкольником удается откровенно поговорить о школе, и его ожиданиях от учебы, очень часто около 50% детей приходят к выводу, что лучше бы туда не ходить.
Именно поэтому хочется призвать родителей хорошо подумать о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. У шестилетнего ребенка ведущей деятельностью, которая лучшим образом способствует его развитию и всестороннему формированию, является игровая деятельность. Ребенок шести лет еще очень домашний и ранимый. Он может быть достаточно умным, но маленьким с психологической точки зрения. Он может успешно учиться, но учиться играя, в игре.
К сожалению, большинство учителей учат и семи- и шестилеток одинаковыми методами, выработанными годами практики. Но природа детей сильно отличается в 6 и 7 лет.
Семилетки уже очень четко и уверенно отвечают, что хотят идти в школу для того, чтобы научиться чему-то новому, чтобы вырасти умными и т.д. К 7-ми годам ведущей деятельностью становится именно учебная деятельность. Она обеспечивает для ребенка и развитие, и общение, и рост.
Поэтому, важно больше рассказывать ребенку о школе, о том, как там интересно, чему там можно научиться. А еще лучше — показать классы, с компьютерами и техникой, спортзал, столовую и т.д. Поиграть с малышом в школу, дав ему возможность побыть и учительницей, и учеником.
Любая деятельность человека будет более успешной, если она ему в радость и наслаждение. Об этом позаботиться не менее важно, чем о других аспектах подготовки ребенка к школьному обучению.
Видите, если «не гнать лошадей», а дать возможность ребенку дозреть и созреть, внимательно и последовательно развивать то, к чему он тянется и готов, то нет никаких трудностей в подготовке малыша к обучению в школе.
А полностью раскрыть эту тему невозможно даже в такой большой статье, как эта. Потому что подготовка ребенка к школе — это весь период жизни малыша от рождения и до 6-7 лет.
Внимание, любовь и здравый смысл родителей способны творить чудеса. И ваш малыш обязательно будет радовать вас своими школьными успехами.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах.
При использовании и перепечатке материала активная ссылка
на женский сайт sun-hands.ru обязательна! С уважением, Мария Ромашкина
www.sun-hands.ru
Подготовка к школе: когда начинать, в 5 или 6 лет?
ГЛАВНАЯ » Детки от 3 до 7 лет » детские учреждения » Подготовка к школе: когда начинать, в 5 или 6 лет? Вот наступило
долгожданное время – вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он уже почти
самостоятельный: сам одевается, сам ест, сам ложится спать, очень многим
интересуется. На горизонте замаячила школа. И вы потихоньку начинаете интересоваться
у бывалых родителей о том, как оно в школе, какие школы хорошие, что требуют от
детей при поступлении и т.д. И оказывается, о ужас! Теперь все не так как
раньше. Программа трудная, требования высокие, иностранный язык чуть ли не с
первых дней, и оказывается, к 1-му классу ребенок должен прилично читать.
Начинаются бесконечные
мысли: когда же начинать подготовку к школе? Может уже пора? Или с 6-ти лет
ничего, успеем. А вдруг нет, вдруг ребенок будет хуже всех в классе? Потом вы
заходите в интернет и окунаетесь в море
информации по этому вопросу. Как же разобраться?
Давайте, прежде всего,
определим, что такое готовность к школе, из чего она складывается.
Психологи выделяют следующие виды психологической готовности
к обучению в школе:
- Личностная
готовность - выражается в положительном
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Это
внутреннее желание ребенка стать школьником, готовность принять на себя новую
социальную роль. Ребенок, внутренне готовый к школе, говорит: «Я хочу пойти в
школу, чтобы учиться, чтобы все узнать». Ребенок, у которого не сформирована
внутренняя позиция школьника, часто говорит: «Я хочу в школу, потому, что там
можно играть на переменах, мне купят красивую форму и пенал».
-
Эмоционально-волевая готовность -
умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими,
уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества. А так же умение
сознательно ставить и достигать цели, подчинять свои действия правилу,
ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать
говорящего и точно выполнять задания. Другими словами – сформированность
произвольного поведения. Когда ребенок может дослушать задание до конца, а не
сразу хватать карандаш и рисовать после слов педагога: «Давайте сейчас
нарисуем…»; когда может действовать по заданному образцу, а не объяснять
педагогу: «Мне так больше нравится, я ТАК хочу это сделать!». То есть, когда
«надо» побеждает «хочу».
- Интеллектуальная
готовность - умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать
самостоятельные выводы, достаточный уровень развития познавательных психических
процессов, таких как: мышление, внимание, память, речь, сформированность
необходимых навыков письма.
Итак, психологическая готовность к школьному
обучению - есть необходимый и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников (Н.И.
Гуткина).
Но как понять, овладел ли ребенок необходимыми знаниями и умениями, и
достаточно ли это для учебы в школе? В настоящее время существует множество
книг с тестами для проверки знаний, но ответить точно на этот вопрос сможет
только специалист-психолог после проведения диагностики школьной готовности.
Допустим, с помощью психолога, вы поняли, что ребенок еще не готов к школе,
есть много «хвостов», которые нужно подтянуть и есть к чему стремиться. Как
выбрать оптимальную программу подготовки к школе?
Рынок предлагает множество услуг в этой области.
Что важно помнить при выборе программы подготовки к обучению в школе.
Во-первых, необходимо
помнить, что для детей 5-ти лет длительность одного занятия не может превышать
25 минут (нормы СанПиН). Занятий может быть и два, но проходить они должны в
игровой форме и между ними необходимо устраивать перерыв, в течение занятия
мини-физминутки и пальчиковые игры. Детям 6 лет легче удерживать внимание. Занятие с ними может
быть 30минут. Итак, программа должна быть интересной для детей и учитывать
возрастные особенности ребенка.
Во-вторых, она должна
быть комплексной, то есть, охватывать не только спектр знаний и умений,
необходимых в школе, но и включать элементы психологического тренинга – игры и
упражнений, которые формируют личностную, мотивационную и волевую готовность
ребенка.
В-третьих, она должна быть щадящей для нервной системы
дошкольников. Если длительность одного занятия рассчитана на два-два с
половиной часа и проходит, скажем, с 18 до 20 вечера 2 раза в неделю – ждите
усталости и нежелания ребенка ходить на занятия.
При выборе программы обучения, обязательно поинтересуйтесь, как выстроена
программа, по каким учебникам будет заниматься ребенок, какова длительность
занятий на какой срок рассчитана программа.
Основные моменты мы осветили. В остальном
выбирать вам.Остался лишь один вопрос – когда начинать?
Здесь все просто: если ребенок хочет заниматься, тащит рюкзак, собирает в
него тетради, карандаши и т.п., просит вас быть учителем – это важный «звонок».
Значит, у ребенка есть интерес к обучению – поддержите его. Это может быть и в
5 и в 6 лет. Обзвоните несколько развивающих центров, выберите подходящую
программу. Помните, что 5-леткам до школы еще 2 года, главное, чтобы ребенок
«не перегорел» и не скучал потом к школе.
Совсем другой случай, когда ребенку уже 6 лет, а интереса к обучению нет.
Такое тоже бывает. Буквы учить не хочет, яблоки складывать не желает. Этот
«звонок» нельзя игнорировать. Постарайтесь заинтересовать ребенка: вместе с ним
сходите в обучающие центры, обсудите то, что пришла пора готовиться к школе,
почему это важно. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность, пусть
он сам выберет, где ему интересно.
В качестве примера грамотно выстроенной программы подготовки к школе,
учитывающей актуальный уровень развития детей и выстроенной в лучших традициях
отечественной психологии и педагогики, могу привести программу Центра «Муми-Тролль». Программа охватывает все виды готовности к
школе: интеллектуальную, личностную и волевую, а также нацелена на развитие у
детей навыков письма.
Программ
подготовки к школе много, независимо от того, какую именно вы выберите, я как
педагог, желаю вашим детям живого интереса к школе и достижения высоких
результатов в учебе. Как мама, желаю вам
встречать только грамотных педагогов, мастеров своего дела, искренне любящих
детей.
Педагог-психолог Пронюшкина Н.Н
Центр развития и эстетического воспитания «Муми-Тролль»
ул. Кирова 62А (1 этаж)
Телефон: 8 925 433 08 39cайт: www.mumitr.ru
07.02.2014
Комментировать статью
- Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.
www.podolsk-baby.ru