Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Словарный запас у детей дошкольного возраста. Словарный запас ребенка в 5 лет


Речь ребенка в 2,5 года

21.08.2015,  Нормы развития речи, Статьи  

Чем взрослее становятся наши детки, тем большую потребность они испытывают  в умении разговаривать. Как иначе они сообщат маме, что интересного увидели, что голодны или замерзли, что хотят поближе познакомиться с тем или иным предметом. И со сверстниками общаться без помощи речи тоже проблематично. Поэтому способность доносить свои мысли становится жизненной необходимостью деток к 2-3 годам. В прошлой статье мы уже говорили о том, как развивается речь ребенка в 2 года. Сегодня поговорим о следующем возрастном периоде.

Многих родителей интересует, укладывается ли в нормы развитие речи их ребенка в 2,5 года. Ведь примерно в этом возрасте перед ними впервые встает вопрос, а не нужно ли обратиться к логопеду или все в порядке?

Речь ребенка в 2,5 года: нормы

Итак, давайте посмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 2,5 года:

  • Повторять за взрослым несложное предложение из нескольких известных и понятных слов;
  • Использовать речь для общения со взрослыми и другими детьми;
  • Отвечать на простые вопросы, которые требуют простых ответов;
  • Проговаривать свои действия, играя или занимаясь чем-то в быту;
  • Выслушать небольшой рассказ из книги, где нет картинок;
  • Словарный запас – около 1000-1200 слов.

Как развивать речь ребенка в 2,5 года

Хотите, чтобы у вашего малыша в будущем была красивая чистая речь, чтобы ему было легко учиться в школе, устанавливать контакт и общаться с другими людьми? Позаботьтесь об этом уже сейчас. Вот, что вы можете сделать:

  • Если кроха еще не превратился в почемучку, то скоро это произойдет. Не оставляйте без внимания его вопросы, готовьтесь давать доступные его возрасту ответы;
  • Показывая предметы, обязательно проговаривайте не только их названия, но и некоторые характеристики (размеры, цвета, назначение, температура, вкус и т.п.). Если возможно, дайте ему ощутить ту или иную характеристику, например, гладкость книжной обложки, холод продуктов из холодильника, сладость банана. Помните, что требуется многократное повторение. Время от времени проверяйте как, малыш усвоил новое слово;
  • Читайте ребенку книги и рассказывайте, что изображено на иллюстрациях, и ему тоже задавайте вопросы по картинкам. Вы можете превратить совместные чтения любимых сказок в увлекательную игру. Как это сделать, прочитайте в статье “Читаем вместе сказку Чуковского “Айболит”.
  • Комментируйте действия самого ребенка и других людей;
  • Постарайтесь заинтересовать его игровыми артикуляционными упражнениями, работайте над правильным произношением отдельных звуков;
  • Заучивайте с ребенком стихи, песни и потешки.

Когда бить тревогу?

Раз уж мы говорим о становлении речи ребенка в 2,5 года, важно отметить, в каких случаях требуется помощь специалиста.

  • К логопеду нужно идти, если у малыша очень маленький словарный запас. Некоторые дети даже не произносят самых простых слов: «мама», «киса», «дай» и т.п. Зато очень охотно лепечут на своем «тарабарском» языке, жестикулируют вместо того, чтобы объяснить, что хотят или «мычат» и «ыкают».
  • Отклонения от нормы есть и когда малыши не интересуются новыми словами, не пытаются их повторять, не могут составить коротенького предложения из 3-5 слов.
  • Кроме того, в речи ребенка от 2,5 до 3 лет должно присутствовать подавляющее большинство звуков. Пусть даже они не всегда четко выговариваются (пока еще это нормально). Если малыш пользуется лишь 10-15 звуками, есть повод задуматься.

В этих случаях не имеющим специальных знаний родителям будет очень сложно справиться с проблемой отставания в развитии речи.

Даже если сегодня развитие речи вашего ребенка несколько отстает от норм, не стоит расстраиваться. Главное, хотеть и стараться наверстать упущенное и заниматься с малышом самостоятельно и при необходимости отправиться к специалисту. И совсем скоро ваша кроха порадует вас своими перлами, которые вы бережно будете хранить в памяти.

rechrebenka.ru

Тесты на уровень словарного запаса ребенка

Здесь представлены тесты, проверяющие уровень словарного запаса ребенка или уровень развития словаря. Выполнив несколько несложных упражнений вы сможете определить, насколько богат словарный запас ребенка и стоит ли усиленно работать для его пополнения.

Волшебной стране букв и слов нужен
правитель. Стань им

Примечание для родителей

Методика предназначена для определения объема словарного запаса ребенка, а также уме­ния использовать его в устной речи. Методика состоит из 4 заданий, каждое из которых имеет свою специфическую направленность.

Задание 1. Конкурс буквы «У». Кто выиграет его?

Для победы в этом конкурсе ты должен придумать как мож­но больше слов, которые начинаются со звука «У». Начинай!

Задание 2. Можешь всех перебивать, чем больше, тем лучше

Тебе приходилось иногда перебивать взрослых? Обычно за это ругают. Но сейчас никто не станет тебя ругать и называть невос­питанным. Наоборот, может быть, даже похвалят. Потому что в следующем испытании, которое придумали слоги, тебе обяза­тельно нужно будет меня перебивать. Я назову тебе всего один слог, с которого начинается слово, а ты быстренько перебей меня, не дав договорить, и назови все слово целиком.

Примечание для родителей

Начните, например, со слога «по..» Если ребёнок молчит или механически повторяет «по... по...», не в силах докончить слово, перейдите к следующему. Начните его, к примеру, со слога «на...». Всего ребёнку даются 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов.

1) мо, 2) на, з) ка, 4) ли, 5) пу, 6) ро, 7) ши, 8) про, 9) те, 10) зи.

Задание 3. Найди словам родственников

Если у человека много ума, говорят, что он умный. Если у него много смелости, говорят, что он смелый. Ты заметил, как похожи между собой слова «ум» — «умный», «смелость» — «смелый»? Эти слова — родственники. Некоторые слова в вол­шебной стране потеряли своих родственников. Вот и новое ис­пытание для будущего правителя: отыщи пропавших род­ственников для некоторых слов. Например, для слова «желе­зо». Если предмет сделан из железа, то какой он?

Из стали — ...; из стекла — ...; из воды — ...; из ваты — ...;  из гречки — ...?

Задание 4. Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

А теперь задание немножко сложнее. Как называют челове­ка, которому нравится учить людей?

А того, кто любит столярничать — ... А того, кто любит плотничать — ...

А того, кто любит строить — ...

А того, кто любит садовничать — ... А того, кто любит переводить — ...

А того, кто любит, проводить — ...

Оценка результатов:

Задание 1.

Оценка результатов:

Время выполнения задания — 1 мин. Если ребенок останавливается, подбадривайте его, го­воря, что ещё есть время подумать.

6-7 слов — высокий уровень развития словарного запаса.

4-5 слов — средний.

2-3 слов — низкий.

Задание 2.

Оценка результатов:

Дополнил все предложенные слоги до целого слова   — высокий уровень словесной гибкости.

Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.

Смог дополнить только 2 слога —  низкий уровень.

Задание 3.

Оценка результатов:

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

4-5 баллов — высокий уровень словесной гибкости.

2-3 балла— средний.

0-1   балл — низкий.

Задание 4.

Оценка результатов:

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

6-7 баллов — высокий уровень словарного запаса.

4-5 балла — средний.

2-3 балла — низкий.

Скачать тест в формате Word по ссылке ниже

chudo-udo.info

Как увеличить словарный запас малыша в возрасте 1,5-2 лет

Как это ни странно, но в память большинства родителей намного больше "врезается" не младенчество их малыша, а более "осмысленный" возраст 1,5-2 лет. Скорее всего, это связано с тем, что именно в этот период ребенок начинает очень активно двигаться и проказничать, а также вовсю "работать языком". Вот и получается так, что веселые проделки малыша и его первые слова помнят намного дольше, чем умильное "агуканье" и "пускание пузырей" младенца.

Как это ни странно, но в память большинства родителей намного больше "врезается" не младенчество их малыша, а более "осмысленный" возраст 1,5-2 лет. Скорее всего, это связано с тем, что именно в этот период ребенок начинает очень активно двигаться и проказничать, а также вовсю "работать языком". Вот и получается так, что веселые проделки малыша и его первые слова помнят намного дольше, чем умильное "агуканье" и "пускание пузырей" младенца.

Конечно же, словарный запас 2-х летнего малыша еще очень скудный, и многие слова он произносит неправильно. Поэтому очень важно не упустить этот момент, поскольку он принципиально важен для полноценного развития вашего малыша в дальнейшем. Всячески помогайте своему ребенку если не выражать свои мысли, то хотя бы правильно проговаривать слова и связывать их в предложения.

Отметим, что правильное развитие речи ребенка 2 лет во многом зависит от речевой среды, в которой он находится. Без речевого окружения даже абсолютно здоровый и развитый для своего возраста малыш, может вообще не заговорить. А поскольку ребенок перенимает опыт общения у окружающих, то родителям необходимо пристально следить за тем, как и что они говорят своему крохе.

Основы развития речи ребенка в раннем возрасте

  1. Ребенок, с которым много говорят, и сам начинает говорить. И наоборот, молчание или игнорирование любых попыток малыша заговорить только отдаляют начало активизации речи.
  2. Не надо сюсюкаться, общайтесь с малышом на равных. Четко и внятно произносите все слова и звуки, а также поправляйте ребенка, если он говорит неправильно или нечетко. Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьник продолжает общаться со сверстниками словами типа «увидель», «заметиль» и т.д. (то есть, детским говором). Это прямое следствие "сюсюканья" с ребенком в раннем возрасте.
  3. Задавайте наводящие вопросы и пользуйтесь неоконченными предложениями: «Жили-были… Кто?», «Мышка прибежала, хвостиком…Что сделала?». Это заставляет ребенка задуматься, и подбирать подходящие слова для того, чтобы ответить Вам.
  4. Систематически и регулярно спрашивайте его о членах семьи, роде их занятий, возрасте, увлечениях и друзьях, Этим Вы будете тренировать память малыша и увеличивать его словарный запас. Если ребенок увлекается машинами, беседуйте с ним о видах автомобилей, их цветах, марках и размерах. Купите книжки, и на прогулках обращайте его внимание на различную технику на дорогах. Результат не заставит себя ждать: к двум годам маленький человечек достаточно логично сможет изложить свои мысли вполне понятной, правильной и грамотной речью.
  5. Используйте компьютер для развития малыша, но не переусердствуйте. По полчаса 1-2 раза в день – тот максимум времени, который вполне достаточен, чтобы ребенок получил новые знания или закрепил в памяти полученную информацию. Программы и разнообразные занятия для развития речи ребенка сегодня очень легко найти в интернете. Например, можно воспользоваться обычными презентациями с красочными и интересными для крохи картинками.
  6. Ребенок в этом возрасте активно копирует слова окружающих его людей. Поэтому категорически запрещается при нем браниться и ругаться. Если Вы хотите вырастить воспитанного и тактичного человека, то общение вокруг ребенка должно быть спокойным. Ведь он уже начинает прислушиваться к речи и копирует Вашу манеру разговора по телефону, Ваш стиль общения с близкими, гостями и чужими людьми вне дома.

Говорите, говорите, и еще раз говорите...

У каждого ребенка развитие речи проходит индивидуально. Кто-то "схватывает" слова буквально на лету и бегло разговаривает уже в 2 года, а кто-то не может произнести и нескольких слов. Специалисты отмечают, для того чтобы малыш захотел говорить, у него должна появиться потребность в общении со взрослыми. Только если взрослые постоянно "включают" своего ребенка в обсуждение какого-либо предмета или действия, у малыша появляется необходимость назвать этот предмет и произнести первое слово. Поэтому основным средством развития речи детей являются разговоры взрослых из его окружения.

Конечно же, приведенный выше список рекомендаций далеко не полный. И у каждого родителя будет, чем его дополнить. Но важно одно: чтобы ребенок стал полноправным членом социума, надо уже с пеленок заниматься с ним, не оставляя занятия на «потом» в надежде, что он «догонит» в детском саду или в школе. Не допускайте коммуникативного и умственного отставания ребенка, и он будет вам благодарен.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Речь ребенка в 2 5 года - Логопедия

Мария Рязанова, Женщина, 27 лет

Добрый день! Сыну 2,5 года будет через 2 недели, очень переживаю по поводу речи. Пассивный словарь у ребенка большой, сложные инструкции выполняет. По развитию в сравнении со сверстниками(и полагаясь на участкового педиатра) все в норме. ( Ребенок кушает сам вилкой и ложкой, на горшок просится(ночью тоже, или терпит до утра, или просится), поднимается по лестнице и спускается(иногда уже не приставным шагом, а "как взрослый"), играет в футбол, прыгает через небольшие препятствия, умеет танцевать - ножку выставляет пяточкой крутит, фонарики, знает разницу большой-маленький, умеет рисовать солнышко, тучку и улитку, любит играть в кубики и конструктор, игры уже сюжетные, собирает с помощью взрослого разрезанные картинки или пазлы, ориентируется в цветах - желтый, красный, синий, зеленый). По просьбе: "покормит котика молочком", - идет, открывает холодильник, берет молоко, наливает котику в миску, закрывает крышечку, ставит обратно в холодильник. Ходим в группу кратковременного пребывания в детском саду, любит слушать стихи и сказки. Активный словарь - 90-100 слов. Многих животных, а также другие предметы называет звукоподражательно: медведь - рычит, собачка ав-ав, уточка кья-кья, курочка ко-ко, петушок кукаку, поезд - туту (тутука), часики- тик, самолет - уууу(уука), лягушка ква-ква, машинка - просто гудит, бе-бе(баран), ме-ме(коза). Сейчас слова, которые появляются, уже не звукоподражательные. Другие слова в запасе: зайка, ёока(ежик,ёлка), кубкука(кубики), ам-ам(кушать), куп-куп(купаться), кап-кап (капает что-либо), тёп-тёп/тёптёка (идти, лестница), пых-пых (дым,труба, пар), палка (палка и печеньк соломка), теака(тарелка), булка(что-либо мучное, в тч хлеб), игака (игрушка, играться), катькака (экскаватор, трактор), сёка (сок), дай/дайдай,да/не, на,мама,папа, тётя,дядя, деака(дедушка), пипи(писать), кака(какать), пепа(из мультика свинка), гогон и пеака (гордон и перси паровозы из мультика), тёака(терка), агука(огурчик), яака (яблоко), пеака (персик), типтика (цыпленок), зюзёка (ружье), танка/тантанка (танк), канкан(кран), наняка(данилка), кики(кирилл), ик (икает), биби (машина сигналит), уго/ого (большой), гага (гуси, гусеница), тииг (тигр), пхью ка (фу кака), кый-кый (колется что-то, прививка), кых-кых (котик или кыш - прогоняет его), кии (киса/котик), зяка (жарко, горячо), ой,ай,бум,бам, бабах, ком (снежный ком для снеговика), тиих (тихо), беака (белка), яя (я сам), гугу (кенгуру)... Самое основное, что говорит часто. Из предложений: ты куда, мама топтоп (идти куда-то, кто-то ушел или пришел), мама пипи/кака/амам, мама уго (большое что-то), ой теака (ой терка порезала порезала), кии кый кый (котик поцарапал), мкока - морковка, мыика/бумка (мишка, недавно начал бумка начал называть из сказки теремок, когда мишка бум и развалил теремок) и тому подобное. На вопросы где были, что делали, кто это, - отвечает. Загадки про животных угадывает (например, кто в дупле живет, по веточкам прыгает и любит кушать орешки и грибочки, говорит беака(белка), кто морковку любит - зайка, и другие). С детками общаемся, ходим в развивающие центры, я с ребенком занимаюсь и о карточкам, читаем, рисуем, танцуем, мелкую моторику развиваем... Педиатр и невролог говорят, что речь в норме, однако, многие сверстники говорят трехсложными предложениями и уже называют более сложные слова. По совету знакомых обратились к другому неврологу, который сказал, что такая речь - это зрр. Скажите пожалуйста, похожп ли описанная мною ситуация в речи на зрр или это речь в пределах нормы? Очень переживаю, заранее спасибо за ответ.

health.mail.ru

Развитие словарного запаса у детей

Словарный запас каждого ребенка соответствует его способностям. Детский лексикон пополняется постепенно. Ребенок может запоминать то единицы, то десятки новых слов, стараясь имитировать речь взрослых. При каждой удобной возможности малыш выдает словарный запас, по которому можно определить уровень его развития.

Чем быстрее дети научатся говорить правильно, тем эффективнее будет происходить и дальнейшее обучение на фоне развития памяти и внимания, тренировки умственных способностей. Заботливые родители всегда определят новый виток в развитие своего чада, даже услышав отдельные слоги в речи малыша. Кроме того, задача родителей – постоянное развитие словарного запаса детей.

Как развивать речь ребенка?

Контроль за развитием речи малыша должен проходить с учетом рекомендаций специалиста. Ведь у детей индивидуальное восприятие окружающей действительности, в том числе, речи.

Прогресс в развитии речи напрямую связан с индивидуальными особенностями детей. Родителям следует лишь контролировать ситуацию, стараться помочь малышу в освоении новых навыков.

Активное пополнение словарного запаса у ребенка начинается примерно с 2,5-3 лет. Начиная с этого времени, родители могут замечать новые фразы в речи малыша и даже целые смысловые выражения. При интенсивных игровых занятиях процесс освоения новых слов становится более эффективным.

Для того чтобы быстро и качественно научить ребенка говорить, необходимо изменить окружающую среду малыша. Пусть он слышит разнообразную, приятную, правильную речь в семье. Так он научится воспринимать на слух более сложные выражения, новые слова. Этот навык закладывается с раннего детства.

Как разнообразить речь малыша?

Некоторых родителей беспокоит отсутствие разнообразия в словаре малыша. Чтобы понять, насколько правильно происходит развитие ребенка, следует ориентироваться на нормы словарного запаса, которые соответствуют определенной возрастной группе.

Для первого года жизни малыша достаточно, если он умеет воспроизводить от 5 до 9 слов. С полутора лет количество новых слов возрастает до 40. Начиная с двух лет, словарь малыша интенсивно пополняется, и уже к трем годам ребенок должен свободно владеть около 1000 слов.

Постепенно этот запас пополняется, чтобы уже к 7 годам ребенок имел в арсенале не менее 3,5 тысяч слов. При этом важно, чтобы он умел правильно их использовать и грамотно проговаривать. Добиться таких результатов не сложно. Важное значение здесь имеет естественное развитие и обучение. В процессе того, как будет расширяться словарный запас ребенка, в его памяти будет закладываться основа для пополнения пассивного и активного словаря.

Как еще помочь малышу научиться хорошо говорить?

Освоение новых понятий и слов связано не только с живой повседневной речью. Родители должны принимать самое активное участие в формировании детского лексикона. Лучше всего в этом процессе помогает книга. Тихое домашнее чтение перед сном всегда было основным видом воспитания и обучения.

Можно читать ребенку сказки, интересные рассказы, стихи, полезные описания. Любовь к чтению, к познанию мира через книгу также закладывается с раннего возраста. Конечно, больше всего детям нравятся сказки А. С. Пушкина. Читать нужно не спеша, можно обсуждать прочитанное, анализировать суть произведения.

В процессе развития словарного запаса ребенка важно одновременно учить его правилам произношения. С таким подходом к делу можно привить ребенку любовь к родному языку, столь красивому и гармоничному.

РрМалышам нужно чаще показывать и одновременно называть предметы, объяснять их свойства. Дети очень внимательно относятся к словам мамы. Так они быстрее запомнят слова. Для обогащения речи ребенка, взрослым необходимо чаще использовать в своей речи синонимы. Чем их будет больше, тем лучше. К примеру, можно начать с погоды – описать дождь или ветер за окном разными словами. Таким же способом можно описывать знакомые для ребенка предметы, еду.

Конечно, ничто так не способствует развитию словарного запаса малыша, как совместное обсуждение любых предметов, явлений и действий. При этом лучше задействовать разные игровые техники. Можно практиковать современные игровые способы расширения словарного запаса детей. Главное, не прекращать общение.

Ребенок не только тянется ко всему новому и неизведанному, но и проявляет инициативу, быстро схватывая новые выражения из речи взрослых.

 

Посетителей сегодня: 1, всего: 246

www.maminblog.com

Словарный запас ребенка к 8ми годам...

Прочитав данную статью, поставила себе очередной пункт, для облегчения «страданий» моих будущих детей — использовать в лексиконе устаревшие слова… Ну пойду и сама поучусь новому)

«Унылая пора». Московские школьники не могут выучить произведения классика…

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».

Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, «Московские новости»

www.baby.ru

Словарный запас у детей дошкольного возраста

Консультация логопеда для родителей

За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечается и в специальной литературе.

В частности по Москве приводятся такие цифры у 70—90% детей посещающих дошкольные образовательные учреждения Центрального, и других районов города имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества .

Эти буквально кричащие цифры обязывают всех нас к тому, чтобы каждый ребенок в период становления у него речи был в поле внимания взрослых.

Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.

37% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфиями — нарушениями письма , а это значит что они уже изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку.

Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошкольном возрасте, в том, что детям не была своевременно оказана столь необходимая им специальная помощь.

Ведь дисграфии — это специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Она не может быть устранена без специального логопедического воздействия.

Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться:

  • бедностью его словарного запаса
  • несформированностью грамматического строя речи
  • несовершенством звукопроизношения.

Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения.

Это поможет родителям и педагогам дошкольных учреждении своевременно заметить возможные отклонения от нормы и принять соответствующие меры.Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.

Каждому ясно- чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.

Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом.

Эта роль совершенно исключительна. И связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова.

Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная И оказалась бы под ударением.

Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий,  зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса.

Точно так же к слову столица в качестве проверочного слова стол подбирается сталь, в результате чего опять-таки допускается ошибка..

К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать и вынуждены писать наугад — как слышат.Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства.

Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе, о чем речь пойдет ниже.Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития?

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п.

В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.).

До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме.

Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов.

Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.

Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр.

Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом..Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п.

Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования.

Например, если ребенок образует уменьшительные формы от слов лес и ковер как лесик и коверик (по аналогии дом— домик), то, порадовавшись вместе с ним, нужно в заключение сказать правильные варианты слов лесок, коврик.

Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами словообразования (вплоть до почти полного не владения ими) есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте.

Итак, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

Мы говорили пока только о нормальном ходе накопления ребенком словарного запаса.

Однако не у всех детей этот сложный процесс протекает нормально. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать основные признаки отклонений от нормы, чтобы иметь возможность своевременно помочь ребенку.

Задержка речевого развития.

Насторожить здесь должно следующее:

1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2—4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.

2. «Застревание» на первых словах. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, те к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счет лепетных слов, непонятных окружающим. Это тоже отклонение от нормы.

3. Обогащение словарного запаса происходит только за счет имен существительных при почти полном отсутствии в речи ребенка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, т. е. глагол.

4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов (иногда до 100), образно говоря, «рассыпают их, как горох», не пытаясь построить фразу (в норме уже при наличии около 10 слов ребенок пытается связать их между собой). Это говорит о резкой задержке перехода к фразовой речи, которая в норме начинает проявляться после полутора лет.

5. «Неулавливание» окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы не замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития еще до перехода к фразовой речи (на втором году жизни) ребенок начинает использовать и косвенные формы слов. Например, девочка, протягивая руку к кукле и как бы прося ее дать, говорит «Куку» (а не «Кука»), хотя вместо фразы может сказать пока еще только одно слово. Это очень важный признак того, что ребенок начинает усваивать грамматические формы слов, т. е. овладевать грамматическим строем речи.

6. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка; бегать — ходить — ползать), свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов.

7. Длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти.

8. Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры слов («деверо» вместо дерево, «вебра» вместо верба, «мотолок» вместо молоток и т п ). Для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение звукослоговой структуры слов («моко» или даже «ко» вместо молоко, но не «моколо», «лапа» вместо лампа, но не «лапма»).

При появлении подобных особенностей в речи ребенка нужно без промедления показать его специалистам и сразу принимать необходимые меры чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее она будет. Во многих случаях это могут делать и сами родители, используя специально для них написанные пособия.

И последнее. Считаю своим педагогическим (да и просто человеческим) долгом призвать родителей и вообще всех взрослых людей к тому, чтобы они не употребляли в своей речи разного рода жаргонных и бранных слов, унижающих и оскорбляющих прекрасный русский язык, заслоняющих от наших детей его истинную и неповторимую красоту.

Невыносимо больно слышать, как дети бравируют друг перед другом разными отвратительными «словечками», которые они могут усвоить только от взрослых (причем в последнее время и с подачи телевидения). Постарайтесь, дорогие взрослые, чтобы ваша собственная речь служила вашим детям достойным образцом для подражания.

Смирнова Марина Евгеньевна

учитель-логопед

д/с № 63 г. Владивосток

 Loading ...

logoportal.ru