Содержание
Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)
Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.
В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, взрослые должны следовать правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей.
Желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.
Физические особенности развития
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. Поэтому в этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.
В среднем дошкольном возрасте улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.
Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.
Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.
Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, взрослым необходимо создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.
Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей.
На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Взрослые отдают предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача взрослых – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий.
Примечательной особенностью детей среднего возраста является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.
В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова взрослого сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.
Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
Взрослый развивает эстетические чувства детей. Много внимания уделяется развитию творческих способностей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.
Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Внимательное, заботливое отношение взрослого к ребенку, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.
На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее.
Развивается связная речь. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.
Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.
Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом).
Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.
Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.
Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослому: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение родителей к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Именно в этот период дети испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.
Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие и созревание эмоциональной сферы. Чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности, более глубоких и осмысленных чувств. Поддерживая их, взрослый специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.
Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.
Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.
К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Задачей взрослого является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях.
Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.
Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Особенностью возраста является ранимость ребенка 4 – 5 лет.
Воспитание
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше.
Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания.
Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.
На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру взрослого, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.
Семья – это главное
По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.
Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы.
Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет.
Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника, и ролями взрослых в семье.
Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.
Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным.
Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Сайт родителей — ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
-
Super User -
Категория: Дошкольники -
-
Просмотров: 987
Возрастные особенности детей от 4 до 5
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами, «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. п.).
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб, и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем возрасте и в самом начале дошкольного последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.
В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно- бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой, на формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
Назад
Вперед
10 Характеристики младенцев и детей ясельного возраста
Инструмент государственных и местных данных для информирования политики и действий
Понимание характеристик младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы. Предоставление более подробной и всесторонней информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещения на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какую долю приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми для охвата тех семей, которые больше всего нуждаются в помощи.
Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Загрузка…
Инструмент государственных и локальных данных для информирования политики и действий
Понимание особенностей младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы их жизни. Предоставление более подробной и всесторонней информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещения на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какую долю приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми для охвата тех семей, которые больше всего нуждаются в помощи.
Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.
- Карта
- Информационный бюллетень
1 Выберите категорию
Все дети
- Все дети
- Семейный доход?
- Малообеспеченный
- Не малообеспеченные
- Родительское образование?
- Все родители имеют среднее или меньшее образование
- По крайней мере, один из родителей имеет образование после окончания средней школы
- Рождение родителей?
- Все родные родители
- Хотя бы один родитель-иммигрант
Все дети от рождения до 2 лет в США
Все дети от рождения до 2 лет в США
+
—
Сброс
- 1600
- 1 400
- 1 200
- 1000
- 800
- 600
- 400
- 200
- 0
- Недостаточно данных
- Остальная часть штата
Информационный бюллетень
1 Выберите категорию.
..
Доход семьи?
Расовая и этническая принадлежность?
Гражданство?
Бремя стоимости жилья?
Родительское образование?
Работа родителей?
Рождение родителей?
Родительское владение английским языком?
Количество родителей, присутствующих дома?
Основной родительский язык?
10 Характеристики одаренного ребенка — STEPPINGSTONE
Как узнать, действительно ли ваш ребенок одарен и на голову выше остальных
Джоанн Амиканджело
Около 30 лет назад Кийо Морс, недавно ставшая родительницей, не считала экстраординарное развитие своего первого ребенка признаком одаренности. В 10 дней дочь Морса была настолько необычайно бдительна, что друг семьи сказал, что то, как она смотрела на него, было «слишком странным». В 6 месяцев она очень четко сказала «Привет, папа», и, хотя она не говорила снова до 13 месяцев, через два месяца у нее был достаточный словарный запас, чтобы рассказывать полные истории. В 18 месяцев она попросила, чтобы ей показали, как завязывать шнурки. В 2,5 года она могла писать буквы алфавита, а в 6 лет научилась кататься на велосипеде, просто наблюдая за своими друзьями.
И я подумал, что моя 3-летняя дочь в чем-то замечательна – или, по крайней мере, очень забавна, – когда я обнаружила, что она расклеивает мои мини-прокладки по всему туалетному столику в ванной, потому что думала, что это большие наклейки!
Я подозреваю, что большинство родителей-новичков считают, что их ребенок особенный, талантливый или в чем-то одаренный. И, безусловно, они для нас. Мы все с гордостью делились своими историями о милых или, казалось бы, замечательных вещах, которые делали наши малыши, пока они росли. Но свидетельствуют ли те незабываемые моменты или достижения в жизни нашего ребенка об одаренности? Означает ли тот факт, что мы почти напуганы нашими умными и талантливыми детьми, что мы имеем дело со следующим вундеркиндом? Когда ребенок считается одаренным среди 2-5 процентов населения США?
Национальная ассоциация одаренных детей в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что, хотя существует множество определений одаренности, все они включают в себя общий элемент, а именно: «Одаренный человек — это тот, кто проявляет или может проявить исключительные уровень производительности в одной или нескольких областях самовыражения».
Одаренные дети опережают всех, потому что они развиваются асинхронно или «несинхронно» внутренне и внешне, по словам психолога Линды Крегер Сильверман, доктора философии, директора Центра развития одаренных детей в Денвере, штат Колорадо. Скорость их когнитивного развития намного выше, чем их физическое развитие, что делает их более уязвимыми, поскольку они могут узнавать информацию, к которой они эмоционально не готовы.
В своей статье «Как родители могут поддерживать одаренных детей» Сильверман говорит, что чем умнее ребенок, тем больше у него асинхронности и уязвимости. «Ей может быть 6 лет, когда она катается на велосипеде, 13 лет, когда она играет на пианино или в шахматы, 9 лет, когда обсуждает правила, выбирая хобби и книги, 5 (или 3) года, когда ее просят посидеть на месте».
«Таким образом, вы можете поговорить со своим одаренным 3-летним ребенком о том, как образовалась Вселенная, и все же по-прежнему бороться с ним, чтобы пойти на горшок», — сказал Ларри Джонсон, директор по развитию маркетинга и приему в Steppingstone. , школа для одаренных в Фармингтон-Хиллз, отец двух одаренных сыновей.
Мы приглашаем вас познакомиться с подходом Steppingstone к обучению одаренных детей.
Узнать больше
Тестирование, 1, 2, 3
Процесс определения того, одарен ли ваш ребенок, состоит из нескольких этапов. Специалисты в области образования в местных школах для одаренных говорят, что первым шагом является оценка вашего ребенка лицензированным психологом, имеющим опыт работы с одаренными детьми. В этом процессе проводится ряд тестов для определения IQ вашего ребенка. Принято считать, что IQ от 130 и выше указывает на одаренность. Но эта оценка не говорит всей истории.
«Если 130 и выше, то особых вопросов нет. Если он ниже 130, то мы смотрим на результаты 12 дополнительных тестов, и если мы видим 19, что является идеальным результатом, мы можем взять этого ребенка», — сказала Морс, чьи трое одаренных детей привели ее к основанию Steppingstone, где она сейчас служит. как руководитель школы.
В дополнение к тестированию администраторы школы могут пригласить вашего ребенка провести день в школе, чтобы убедиться, что он чувствует себя комфортно в этой обстановке, а опытным учителям предоставить возможность для дальнейшей оценки. Они также будут разговаривать с вами, выслушивая свидетельства некоторых из следующих поведенческих характеристик, которые часто демонстрируют одаренные дети.
Хотя это 10 наиболее распространенных качеств, педагоги говорят, что не все одаренные дети обладают всеми этими качествами.
Характеристики одаренных детей
1. Высокий уровень интенсивности
Одаренные дети реагируют на жизнь с большей эмоциональностью, чем средний человек. Они, как правило, очень увлечены интересующей их областью и способны поддерживать эту страсть в течение длительных периодов времени. Иногда их поведение может даже показаться обсессивно-компульсивным.
«У нас был ребенок, который увлекался лошадьми, — говорит Лорен Портер, директор младшей школы The Roeper School в Блумфилд-Хиллз. «Он читал все о лошадях. Он писал о лошадях. Он рисовал лошадей. Он рассказал тебе все, что нужно было знать о лошадях. Он даже ржал, как лошадь».
2. Любит учиться; быстро обучаемый
Слово «ненасытный» часто используется при описании потребностей в обучении одаренного ребенка. Они, как правило, имеют ненасытное любопытство и стремление к обучению. Они увлечены книгами и задают много вопросов, часто больше, чем может ответить родитель». пол в ванной из-за экспериментов с водой, которые они проводили», — объяснил Портер. «Поэтому беспорядок может быть частью их мира, и, как и любой ребенок, вы должны много наблюдать за ними из соображений безопасности». не увидеть его в старшем ребенке. «Если их не воспитывали или если их способные ученики не получают хороших отзывов, они уходят в подполье», — сказал Морс.
3. Глубина восприятия
Одаренные дети видят мир по-другому. У них необычный взгляд на жизнь и переживания, и они раньше, чем средний ребенок, чувствуют, что происходит вокруг них. Они могут видеть дальше текущего момента, распознавать закономерности и обладают способностью абстрагироваться и решать проблемы.
Они способны воспринимать искренность людей и, как следствие, с самого начала обладают отличным чувством юмора. Одаренные дети склонны демонстрировать чувство справедливости и потребность в справедливости, рожденные из чувства сострадания к другим.
«Это чувство справедливости начинает проявляться, когда, скажем, вы едете в машине и слушаете NPR, и там рассказ о бедности, и ребенок понимает, что они говорят о бедных, нехватке еды и они огорчены этим. Он не просто сползает с их плеч. Ситуация настолько несправедлива по отношению к ним», — сказал Портер.
4. Острая наблюдательность и исключительная память
Одаренные дети способны запоминать большие объемы информации в течение более длительного периода времени. У них есть острая наблюдательность, каталогизация языка тела, интонации голоса и другие детали, которых нет у большинства. «Например, когда моей младшей дочери было 2 года, она сказала мне, что ей не нравится рождаться», — сказал Морс. «Я был немного ошеломлен, так как мы никогда не говорили с ней об этом, поэтому я сказал: «Ну, что ты помнишь?» И она подняла руки к голове и провела ими по своему телу, прищурила глаза и сказал, что все болит, и было очень светло и холодно. Она сказала: «Мне это не понравилось, и я хотела вернуться туда, где было тепло». Теперь, когда [ее рождение] произошло, когда язык был ей недоступен, она каким-то образом смогла запомнить это, каталогизировать и, когда язык пришел, чтобы перевести его на язык».
Steppingstone хорошо известен тем, что «открывает дар», и это действительно то, что испытал наш сын.
Читать отзывы
5. Сложный язык и мыслительный процесс
Одаренные дети могут или не могут говорить рано, но всякий раз, когда они это делают, они могут вести философские беседы на высоком уровне. В результате они, как правило, хотят общаться со старшими детьми и взрослыми, потому что ищут интеллектуальную пару.
«Я знаю, что когда мой сын был маленьким, он предпочитал разговаривать со своими тетями и дядьями или учителями, когда ходил в государственную школу, а не с детьми своего возраста, просто потому, что разговоры со взрослыми были более стимулирующими», — сказала Жанна Нэнс, приемная комиссия. директор бывшей школы Гибсона в Редфорде. «Теперь, когда он стал старше, ему нравится быть среди детей своего возраста, но когда он был моложе, ему было труднее».
6. Возможность распознавать дополнительные параметры
Одаренные дети раньше среднего распознают больше вариантов поведения, даже тех, которые им не предлагались. И они готовы использовать эти возможности. Это может быть выбор одного занятия над другим, просьба о чем-то или несогласие с вами. «Вот почему, когда они сдают тесты, у них могут быть проблемы, потому что они видят больше вариантов, чем средний ребенок», — сказал Морс.
7. Не любит повторять или практиковать то, что уже знает
Одаренные дети, как правило, учатся путем исследования, и им не нравится повторять то, что они уже знают. Дело не в том, что эти дети не любят зубрить; им просто это не нравится, когда они уже что-то заработали». Например, им нравится учить цифры и буквы алфавита в возрасте 3 лет. больше не интересует, потому что он их уже знает», — пояснил Морс. «Если вы будете учить одаренного ребенка таблице умножения в третьем классе, когда это будет для него вызовом, он с радостью это сделает. Но если вы подождете до пятого класса, когда он уже сообразит, что может посмотреть это в таблице или сообразить, сложив, то он больше не захочет тратить время на запоминание. Это больше связано с проблемой и их способностью оценивать».
8. Перфекционист
Одаренные дети способны понимать, что является идеальным в ситуации, что может привести их к разочарованию, если они считают, что не могут достичь этого стандарта. Поскольку они хотят делать что-то хорошо, они могут не захотеть браться за определенные задачи». Вот почему в Steppingstone мы подчеркиваем, что хотим, чтобы они выполняли качественную работу в том смысле, что они делают все возможное, а не качественную работу в том смысле, что быть совершенным в этом, — сказал Морс.
9. Настойчивость
Когда дело доходит до увлечения, одаренные дети не останавливаются на достигнутом. Они демонстрируют постоянную страсть, чтобы что-то выяснить и узнать все, что они могут в интересующей их области. «Если построить конструкцию из Lego, они могут строить ее, разбирать, строить и разбирать снова и снова», — объяснил Портер.
10. Повышенный уровень чувствительности
Одаренные дети более эмоционально чувствительны, чем средний ребенок, сначала к себе, а затем к другим. Они могут быть очень сострадательными, с моральной чувствительностью к ним». Они, как правило, очень эмпатичны, и многое из этого связано с их способностью наблюдать и распознавать язык тела, тон голоса, все те вещи, которые связаны с доставкой. сообщения. Они действительно умеют читать людей», — сказал Морс.
Портер сказал: «Когда вы перечисляете множество подобных характеристик, ясно, что не все дети будут проявлять все эти характеристики все время, но когда вы начнете иметь их набор, тогда вы, вероятно, увидите одаренного ребенка».