Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Презентация - Логопедическое экспресс обследование детей 5-6 лет. Обследование логопедическое ребенка 5 лет


Логопедическое обследование детей 5 — 6 лет

Логопедическое обследование детей 5 – 6 лет (старшая группа). Общее развитие ребенка. Разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Какие у тебя есть игрушки? Расскажи о любимой игрушке. Какое сейчас время года? Как ты догадался? Обследование сохранности и подвижности артикуляционного аппарата. (по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой). Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении). Обработка результатов: губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы. зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними.Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний. твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой) Состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики (по методике Н.А. Чевелёвой). Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию: Поднять брови вверх («удивиться») Нахмурить брови («рассердиться») Надуть щеки («толстячок») Втянуть щеки («худышка») Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения Упражнения для губ. «Улыбка», «Трубочка». «Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех. Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения - длительность (способность удерживать губы в заданном положении) - синкинизия- наличие саливации Упражнения для языка. «широкий», «узкий». «широкий – узкий» под счет 3 раза.«Часики» «Качели» «Цоканье» Обработка результатов: - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения Упражнение для Мягкого неба. Произнести звук [а] при широко открытом рте. Инструкция: «Открой рот и скажи /А/». Обработка результатов. Наличие отклонений ув

educontest.net

Обследование ребенка логопедическое 5 лет

Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей дл

mbdou67.ru

Просмотр занятия (обследования) девочки 4,5 года логопедом.

1.Для обследования логопедом были использованы логопедические картинки на звуки : [с]-[з],[-ц],[ ш]-[ж], [л]-[р] и т.д. Ребёнок называл предметы изображённые на картинках самостоятельно и ориентировался где какой звук изображён. Был обнаружен дефект полное отсутствие звука [ р] – например ( абуз вместо арбуз ) такой дефект является “ возрастным “ косноязычным и исправиться самостоятельно ( по мере созревания речевого аппарата ) к 5-6 годам. Но если и по наступлению этого возраста этот дефект не исправиться, то тогда такому ребёночку нужно будет работать с логопедом.

2. При просьбе логопеда показать на картинке Раму-Ламу, Ром – Лом , Рак – Лак. Девочка указывала правильную картинку. Из чего было понятно , что с фонематическим слухом всё в порядке. Страдает только произношение.

3. При обследовании слоговой структуры слов у девочки так же наблюдалось отсутствие звука [ р ] в простых и более сложных словах ( Ракета - .акета , Рита - .ита , парикмахерская – па.икмахерская и т.д.).

4. При обследование словарного запаса. Правильно и быстро озвучивает то , что нарисовано на картинке , правильно называет части тела , правильно называет части у игрущке, называет детёнышей животных , пользуется прилагательными , знает обобщающие понятия ( Одежда, ягоды, посуда и т.д.), знает некоторые профессии.

5. При обследовании грамматического строя речи девочка правильно употребляла предлоги ( где сидит лисёнок ? Лисёнок сидит на столе , за столом , под столом и т. д.

6. При обследование связной речи девочка составила 2 предложения по картинке. Правильно разложила серию сюжетных картинок.

Самостоятельное обследование ребёнка 3г 2 месяца.( Олег )

Для обследования мальчика были использованы логопедические картинки с предметами в названии которых были 2 открытых , 3 открытых , затем 1 закрытый слоги ( дым, мак, сок и т. д. ). Ребёнок охотно называл предметы , без ошибок. Следующим этапом было обследование фонематического слуха. Ребёнку были предложены парные картинки на все виды звуков в названии , которых менялся один звук ( например Роза- Рожа и т. д. ) . В начале этого обследования все картинки были объяснены ребёнку.

Исследование лексико- грамматического строя речи.

Общая характеристика речи : фразовая. В активном словаре есть существительные , прилагательные, присутствуют глаголы ( ест, спит, играет, рисует и т. д. )

Исследование неречевых психических функций .

Ребёнок общительный ( легко вступает в контакт ). Внимание устойчивое по возрасту. Может вовлечь в игру сверстников.

Состояние слухового внимания.

а) Различает звучание игрушек и определяет от какой игрушки исходил звук.

б) Зрительно не все предметы соотносит по величине : ( большой - маленький ).

в) Воспринимает цвета и соотносит их ( красный, синий, зелёный, чёрный, белый).

г) Подбирает картинку по образцу :круг, квадрат, треугольник ( но не все фигуры может назвать ).

д) Ориентируется в пространстве ( вверх-вниз, впереди – сзади и т.д. ). Складывает пазл из 2-3 частей.

е) Моторика рук развита по нормам ( быстро пользуется шнуровкой, закручивает шайбочки, застегает пуговки и т.д.). Общая моторика развита по возрасту ( выполняет наклоны в стороны и т.д.).

Фонетическая сторона речи.

Ребёнок правильно воспроизводит звуки за преподавателем ( плач куклы а-а-а, плач ребёнка уа-уа-уа, поезд гудит у-у-у, ослик кричит иа-иа-иа ).

Состояние артикуляционного аппарата.

Губы в норме. Зубы в норме. Челюсть в норме. Прикус в норме. Твёрдое нёбо в норме. Мягкое нёбо в норме. Язык с укороченной уздечкой.

Состояние речевой моторики .

Мимическая мускулатура в норме. Артикуляционная моторика в норме. Неречевое и речевое дыхание в норме.

Характеристики голоса: громкость – норма. Тембр – не нарушен. Атака голоса – мягкая ( голос бархатный ) .Модуляция голоса – нет.

Дефект уздечки влияет на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь. Это может стать причиной нарушения произношения верхнеязычных звуков ( ш, ж, р, л). Если уздечку не получится растянуть при помощи упражнений у логопеда , то тогда нужно будет её подрезать . Следующим этапом в работе с этим ребёнком будет стоять обучение его соизмерять предметы по размеру ( величине ) – Большой – маленький. Ребёнку надо предложить ощупать пальчиками большой кубик и маленький. Дать возможность сравнить их в руках и на расстоянии. Проводить на эту тему игры ( Найди свой домик. Магазин ковров и т. д.).

Самостоятельное обследование ребёнка 4г5месяцев ( Мальчик Юра).

Для обследования мальчика были использованы логопедические карточки, кубики, дидактические пособия. Ребёнок общительный. Внимание не устойчивое. В игре с детьми принимает активное участие.

Слуховое внимание: Дифференциация звучащих игрушек в норме. Определение направления источника звука: определяет.

Повторяет звуки за педагогом. Правильно подбирает картинки к данному цветовому фону. Ориентируется в пространстве ( лево, право, вниз- вверх, впереди- сзади ). Собирает пазлы из 4-6 частей. Разбирает и собирает матрёшку из 5 –ти мест. Считает до 5. Понимает просьбу ( возьми 2-3-4 кубика), ориентируется в кол-ве. Рисует ( дом, дерево, человека) использует все цвета по назначению. Координация движения в общем не нарушена.

Строение артикуляционного аппарата .

Губы в норме. Зубы в норме. Нижняя челюсть : развитие в норме. Прикус в норме. Твёрдое небо в норме. Мягкое небо в норме. Язык имеет слабые мышцы.

Речевая моторика.

1. Состояние мимической мускулатуры. Поднимает брови вверх ( при удивление) . Нахмуривает брови ( когда сердится). Прищуривает глаза. Надувает щёки ( толстячок), но удерживает совсем немного. Втягивать щёки не может. Присутствует сглаженность носогубных складок.

2. Состояние артикуляционной моторики. Губы ( улыбка –трубочка) выполняет. Язык имеет слабые мышцы на пример упражнение грибок, лошадка, гармошка не может выполнять . Упражнения широкий – узкий язык тоже даются с трудом. Кончик языка поднимает и опускает Упражнения маятник и качели – выполняет. Мягкое небо без особенностей в норме.

3. Не речевое и речевое дыхание в норме. Голос в норме, не имеет отклонений. Воспроизводит звуко- слоговую структуру слова. ( Дом. Снег. Крыша. Мостик. Каша. Хлеб. Кошка. Помидоры).

4. Фонематическое восприятие в норме.

Па-ба ва-та мя-ма

Ба-на та-да ба-ма

Дифференциация оппозиционных звуков , не смешиваемых в произношении ( показать картинки) – выполнил без ошибок.

Мишка - мышка бочка – почка

Уточка – удочка трава – дрова

Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении.

Миска – мишка вечер – ветер

Крыса – крыша речка – редька

Состояние фонематического анализатора и синтеза.

Выделяет все звуки русского языка. Пассивный словарь развит нормально на все задания давал правильный ответ.

Дифференциация ед. и мн. Числа ( покажи . где стол – столы и т.д во всех случаях ответы были верны).

Различает предложно – падежную конструкцию. Знает и правильно употребляет все предлоги. Понимает словосочетания и простых предложений. Ориентируется в простых распространённых предложениях ( по картинке.). Правильно отвечает на вопросительные предложения.

Исследование лексико – грамматического строя экспрессивной речи.

Правильно соотносит предметы к их обобщающим понятиям. Знает все цвета. Словоизменяет существительные : Слон – слоны и т.д.

Связная речь.

Пересказ предложенного текста ( прочитанного 2 раза ) не был передан ребёнком.

Звукопроизношение.

Гласные в норме. Согласные замена звука [ ш ] на [ с ], [ р ] на[ л ] .

Общее впечатление о ребёнке.

Мальчику нужны занятия с логопедом . Необходимо работать над мышцами языка и мимическими мышцами лица, укрепляя артикуляционный аппарат. Работать над активным словарём ребёнка. Ребёнок больше пользуется пассивным словарём, а услышав новые слова, не зная их значения, не может передать их смысл.

 

Приложение № 2.

Речевая карта нужна логопеду для того, чтоб иметь всегда под рукой полную картину о том ребёнке, с которым данный момент проходит занятие. В то же время иметь возможность сверять динамику состояния на данный момент и то, какое состояние речи было несколько месяцев назад. В речевой карте отображаются главные и необходимые вещи для работы с ребёнком и о его состоянии здоровья, по которым логопед строит ход своих занятий.

Приложение № 3.

Самостоятельное заполнение речевой карты на ребёнка 3г 2 месяца.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

lektsia.com

Презентация «Логопедическое экспресс обследование детей 5-6 лет»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Логопедическое экспресс обследование детей 5-6 лет

Слайд 2

Понимание речиПопросить показать последовательно 2-3 предмета: «Покажи ложку, книгу, кофту», «Покажи стакан, книгу, хлеб». 

Слайд 3

«Покажи молоток»

Слайд 4

«Покажи ворота»

Слайд 5

Витю ударил Коля. Как зовут драчуна?

Слайд 6

Сашу догоняет Витя. Кто впереди?

Слайд 7

Послушай и ответь.На вокзале Олю встречает бабушка. Кто приехал? Катя пошла в магазин после того, как нарисовала бабочку. Что Катя сделала раньше: нарисовала бабочку или сходила в магазин?

Слайд 8

Словарный запас (глаголы)Придумай предложение, используя сразу две картинки. Например: Мама шьет полотенце, а бабушка вяжет носки спицами».

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

(Существительные)Покажи и назови части самолета

Слайд 12

Покажи и назови части дерева

Слайд 13

Покажи и назови части корабля

Слайд 14

Обследование звукопроизношения к.г.х.в

Слайд 15

Слайд 16

С, сь,з,зь, ц

Слайд 17

Слайд 18

Ш, ж, ч, щ,

Слайд 19

Слайд 20

Л, ль, р, рь

Слайд 21

Слайд 22

Обследование фонематического слухаДавай поиграем в «ЭХО»! Я буду что - нибудь говорить. А ты повторяй за мной все в точности. Как ЭХО. Готов?«Па-пя-па Ты-ти-та Ла-ля-ло Фа-фи-фы Ва –ве-ву Мама мыла милу мылом.» «Бо-по-бо Ту-ду-ду Почка-бочка Год-кот Дочка-точка-дочка»

Слайд 23

Упражнения для обследования фонематического восприятия

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

lusana.ru

Логопедическое обследование детей 5 — 6 лет

Логопедическое обследование детей 5 – 6 лет (старшая группа). Общее развитие ребенка. Разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Какие у тебя есть игрушки? Расскажи о любимой игрушке. Какое сейчас время года? Как ты догадался? Обследование сохранности и подвижности артикуляционного аппарата. (по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой). Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении). Обработка результатов: губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы. зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними.Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний. твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой) Состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики (по методике Н.А. Чевелёвой). Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию: Поднять брови вверх («удивиться») Нахмурить брови («рассердиться») Надуть щеки («толстячок») Втянуть щеки («худышка») Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения Упражнения для губ. «Улыбка», «Трубочка». «Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех. Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения - длительность (способность удерживать губы в заданном положении) - синкинизия- наличие саливации Упражнения для языка. «широкий», «узкий». «широкий – узкий» под счет 3 раза.«Часики» «Качели» «Цоканье» Обработка результатов: - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения Упражнение для Мягкого неба. Произнести звук [а] при широко открытом рте. Инструкция: «Открой рот и скажи /А/». Обработка результатов. Наличие отклонений увуля в правую или левую стороны. Состояние звукопроизношения (по методике Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой). Исходная ситуация. Ребенку предлагаются цветные картинки – символы, цветные предметные картинки,

educontest.net

Речевая карта для логопедического обследования детей 5-6 лет.

Речевая карта

1. Фамилия, имя 2. Дата рождения

3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил

5. Домашний адрес

6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:

Анамнез

1. Как протекала беременность, роды

2. Речевая среда

3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект

6. Внимание, память, работоспособность______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Состояние речевой моторики

1. Губы

2. Зубы, прикус

3. Подвижность языка

4. Состояние нёба и уздечки

Состояние мимической мускулатуры

1. Может ли изолированно закрыть один глаз

2. Равномерно ли поднимает брови

3. Может ли надуть щёки

4. Наличие синкинезий

Состояние общей моторики

1. Координированность движений

2. Какой рукой работает

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа

5 лет

6 лет

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Есть ли у тебя друзья?

Счёт прямой ______________________________________ обратный

Основные цвета ___________________________________ оттеночные

Ориентация во времени (вр. года, части суток)

Ориентация в пространстве

Обследование понимания речи

1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа

Обследование связной речи

1. Составление рассказа по картинке

5 лет

6 лет

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Пересказ

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Обследование грамматического строя речи

1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:

шар

кукла

стул

гриб

яблоко

карандаш

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом

ёлка

Женя

стул

гриб

Костя

3. Согласование прилагательных с существительными:

синий шар

красный флажок

синяя машина

красное яблоко

синее ведро

красная звезда

4. Согласование существительных с числительными:

-1-

-2-

-5-

ухо

стул

5. Употребление предлогов:

5 лет

на

с(со)

в

из

к

от

под

за

6 лет

на

с(со)

в

из

к

от

под

за

из-под

из-за

Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

5 лет

6 лет

холодильник

пылесос

б) показ и называние частей предметов:

5 лет

6 лет

чайник:

донышко

носик

крышка

стул:

сиденье

спинка

ножки

в) уровень обобщений:

5 лет

6 лет

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка

Помидор, морковь, репа, капуста

Яблоко, груша, персик, лимон

Кошка, собака, волк, ёж

Голубь, утка, воробей, ласточка

Шкаф, стол, кресло, диван

Автобус, электричка, машина, самолёт

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

5 лет

6 лет

лимон какой?

платье какое?

лиса какая?

б) подбор антонимов:

широкий

длинный

высокий

весёлый

толстый

больной

твёрдый

сухой

холодный

в) образование прилагательных от имён существительных:

ручка из пластмассы

сумка из кожи

матрёшка из дерева

стакан из стекла

сок из клюквы

шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?

Чья морда?

3. Глагольный словарь:

а) что делают?

повар

учитель

врач

шофёр

б) кто как голос подаёт?

кошка

собака

гусь

утка

петух

мышь

корова

лягушка

свинья

Звукопроизношение

Фонематический слух

1. Повторение слогов и слов:

5 лет

6 лет

ба-па-ба

са-ша-са

па-ба-па

ша-са-ша

да-та-да

ча-тя-ча

та-да-та

тя-ча-тя

ка-га-ка

ща-ся-ща

га-ка-га

ся-ща-ся

том-дом-ком

почка-бочка-точка

кот-год-ход

пашня-башня

почка-бочка

катушка-кадушка

2. Называние картинок (6 лет):

удочка-уточка мышка-мишка

цапля-сабля коза-коса

Анализ звукового состава слова

1. Выделение первого звука в слове:

5 лет:

Алик_________

утка ________

Оля ___________

эхо __________

Ира ___________

6 лет:

волк _________

мак _________

топор _________

каток ________

носки _________

2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):

пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары

Произношение слов сложной слоговой структуры

аквариум

экскаватор

памятник

библиотека

земляника

велосипед

сковорода

милиционер

сквозняк

простокваша

Логопедическое заключение

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

4

multiurok.ru

Программа логопедического обследования устной и письменной речи детей 3-12 лет

Логопедическое обследование устной и письменной речи детей

М.В. Арышева, учитель-логопед высшей квалификационной категории

И.А. Коваленко, учитель-логопед высшей квалификационной категории

О.Ю.Митрофанова, главный логопед территориально-медицинского округа № 1, специалист высшей квалификационной категории

Л.И. Загляда, старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО(ПК)С «КРИПКиПРО»

Логопедическое обследование устной и письменной речи: Диагностическая программа. – Анжеро-Судженск, 2014.

Коллективом учителей-логопедов детского дома рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства. Программа предназначена для логопедического обследования устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

1. Введение...........................................................................……………………………..8

1.1. Пояснительная записка....................................................…………………………....8

2. Основная часть..................................................................………………………….....11

2.1. Диагностика речевого развития детей 3-4 лет.....................…………………….....11

2.2. Диагностика речевого развития детей 5-12 лет......................……………………..15

3. Заключение.......................................................................……………………………..19

В последнее время происходят значительные изменения среды жизнедеятельности человека. Возникают совершенно новые формы организации труда, коммуникаций, требующие от человека быстрой ориентации в ситуации, включение в разные типы деятельности. Появляются абсолютно новые способы работы, освоение которых требует больших интеллектуальных и физических усилий. Увеличивается темп жизни, что связано с необходимостью быть постоянно в напряжении. Таким образом, современная социально-экономическая ситуация требует от человека физического и психического напряжения, что в свою очередь усиливает значимость здоровья. Только достаточно здоровый человек способен быть успешным в современном социальном мире. Кроме того, успешность в социальном мире требует от человека постоянного использования его резервов здоровья. Поэтому недостаточно иметь изначально здоровый организм, необходимо заботится о нем постоянно. Это возможно, если сформировался образ жизни, в котором здоровье является одной из осознанных базовых ценностей. Одним из наиболее важных компонентов здоровья является речь, лежащая в основе жизнедеятельности человека. Развитие коммуникативной функции ребенка - залог успешности в жизни, социализации, адаптации.

Нарушения речи могут быть разнообразными: от недостаточного произношения одного или нескольких звуков, до сложных полиморфных системных дефектов, затрагивающих все компоненты языковой системы (лексики, грамматики, фонематических процессов), а в дальнейшем, формирование навыков чтения и письма.

Все эти нарушения, если их вовремя не выявить и не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, влекущими за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в овладении школьным программным материалом, в использовании своих природных способностей и интеллектуальных возможностей.

Речь является высшей психологической функцией, тесно связана с другими сторонами психики ребенка: мышлением, памятью, воображением.

Особенно высоким является процент нарушения речи у детей, воспитывающихся в условиях детских домов, школ-интернатов, детских домов-школ, вследствие социально-педагогической запущенности (СПЗ), задержки психического развития (ЗПР). Данная программа рассчитана на диагностику речевого развития (устной и письменной речи) детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, обеспечивая единство требований и подходов на разной ступени воспитания и обучения. Поэтому актуальность проблемы раннего выявления разных отклонений речевого развития от возрастной нормы, отслеживание динамики развития речи детей на разном возрастном этапе детского дома, стало основанием для составления данной программы.

Цель программы: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения и воспитания в данном учреждении.

Правильно проведенное обследование позволяет:

- дать полное и точное заключение состояния речи детей 3-12 лет;

- установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе;

- выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;

- определить относительно сохранные функции и процессы;

- выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей.

Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности).

После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале.

В диагностике речи детей дошкольного возраста основное внимание обращается на:

3-4 года уровень понимания речи, активный и пассивный словарь, владение двусложной фразой.

5-6 лет звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, фонематическое восприятие.

Обследование речевого развития детей младшего и среднего школьного возраста включает диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым воспитанником, и письменной речи, диагностика которой проводится на фронтальных занятиях. Общая продолжительность обследования на каждого ребенка - 1 час.

При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:

1 класс развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение.

2,3 классы знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения.

4 класс уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью.

5,6 классы понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.

Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников - одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение - цепи начального обучения - превращается в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность воспитанников на последующие этапы обучения. Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма.

В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:

- смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно- акустическому признаку.

В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.

- январь - промежуточное экспресс-диагностическое;

- май - итоговое.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: дошкольное - начальное - среднее звено воспитания и обучения.

Если проводить диагностику выборочно, бессистемно, руководствуясь впечатлением, а не фактическими данными, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также вскрыть все компенсаторные возможности ребенка.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Название шкалы

Автор теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

Анамнез

Медицинская

Наследственные заболевания у родите-

Отсутствие роди-

раннего

карта

лей, протекание беременности, родов,

телей, потеря ме-

развития

сроки начала ходьбы, стояния, сидения,

дицинской карты

перенесенные заболевания, состояние

слуха, зрение на данное время, нервно-

психическое состояние.

Анамнез

Медицинская

Сроки появления гуления, лепета, перво-

Отсутствие роди-

речевого

карта

го слова, фразы, использование тестов.

телей, потеря ме-

развития

дицинской карты

Исследо-

Из наблюдений

Общие данные

ЗПР, СПЗ, РДА

вание ре-

за ребенком

Общительность (легко вступает в кон-

чевых пси-

такт, инициативен или пассивен в обще-

хических

нии, избирательное общение, негати-

функций

визм).

Особенности внимания (устойчивое, не-

устойчивое).

Характер игровой деятельности (манипу-

лирование с предметами, игры с вообра-

жаемыми предметами, сюжетные игры).

Индивидуальные особенности.

Игра «Что зву-

Состояние слухового внимания.

чит?»,

«Где звоно-

Дифференциация звучащих игрушек;

Нарушение фи-

чек?»

Определение направления источника

зиологического

+

звука.

слуха.

Наблюдение за

ребенком

Методика

Зрительное восприятие.

Нарушение зри-

Ткаченко Т.А.

Восприятие величины (соотносит, не со-

тельной функции

относит, обозначает словом)

Восприятие цвета (красный, синий, жел-

тый, зеленый, черный, белый - соотно-

сит, не соотносит, обозначает словом)

Игра «Найди

Восприятие формы (различение основ-

такую, как у

ных геометрических форм)

меня».

Методика

Зрительно-пространственный гнозис и

Соломаха Т. С.

праксис.

Серебряковой Н.

Ориентировка в пространстве (вверху-

внизу-спереди-сзади)

Игра «Собери

Складывание разрезных картинок (на 2-3

картинку»

части)

Игра «Волшебные палочки»

Складывание фигур из палочек по образцу (3-4 палочки)

Методика

СоломахаТ.С, Серебряковой Н. «Узкая тропинка»

Состояние общей моторики.

Бег между двумя линиями шириной 20-25 см (3-4 раза)

«Муравьишка»

Ходьба по шнуру на полу

«Стоп!»

Остановка по сигналу, переход с шага на ходьбу.

Гиперкинезы, парезы, параличи

«Кузнечики»

Прыжки в длину с места

«Фокус»

Перекладывание предметов из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)

«Одень Катю на прогулку»

«Веселые карандаши»

Расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш.

Рисование горизонтальных и вертикальных линий.

Рисование круга, тела человека.

«Выложи узор»

Складывание крупной мозаики.

Исследование фонетической стороны речи

Методика

Соломаха Л.С, Серебряковой Н. Игра «Кто как кричит»

«Слушай и повторяй»

Игра «Волшебные кубики»

Воспроизведение звукоподражаний

(кошка мяукает, собака лает и т.д.)

Звукослоговая структура слова (повторение слов из 1,2,3 слогов) Состояние звукопроизношения (гласные, согласные б,п,м,в,ф,д,т,н,г,к,х,и, свистящие, аффрикаты л,л',р,р')

Алалия

Визуальный осмотр логопеда

Анатомическое строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, челюсти, прикус, твердое и мягкое небо, язык)

Наличие парезов, параличей

«Свет мой, зеркальце»

«Сказки веселого язычка» (улыбка, трубочка, качели, маятник,

иголочка, блинчик, спать пора)

(визуальный осмотр

логопеда)

Состояние речевой моторики: мимическая мускулатура (по подражанию) Поднять брови вверх, нахмурить брови, прищуривание глаз, надувание щек.

Состояние артикуляционной моторики. Отмечается наличие или отсутствие движений, тонус, объем движений, способность к переключению движений, добавочные движения, тремор, геперсаливация, отклонение кончика языка.

Физиологи-ческое и

Игра «Нюхаем цветы»

Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное)

речевое

«Веселые сти-

объем дыхания, частота речевого дыха-

дыхание

хи»

ния, продолжительность речевого дыха

ния.

Характе-

Сказка «Три

Громкость.

Носовой

ристика

медведя»

Тембр голоса (не нарушен, хриплый)

голоса

Методика

Атака голоса (мягкая, твердая)

Соломаха Т.С.

Модуляция (наличие или отсутствие мо-

Серебряковой Н.

нотонности)

Особенно-

Методика

Темп (N, быстрый, медленный)

Тахилалия

сти просо-

Волковой Л.С.

Ритм (N, аритмия)

дической

«Игра на бара-

Паузация.

стороны

бане»

Употребление основных видов интона-

речи

Сказка «Репка»

ции.

Исследо-

Игра «Кто

Показать на картинках предметы, назы-

Нарушение слуха

вание фо-

внимательный»

ваемые логопедом

нематиче-

Стол-стул, точка-дочка,

ской сто-

Косы-козы, горка-корка, миска-мишка.

роны речи

Исследо-

Методика

Пассивный словарь.

вание лек-

Соломаха Т.С.

Понимание конкретных существитель-

сики и

Серебряковой Н.

ных (показать по словарной инструкции

граммати-

Игра «Где

предметы, части предметов)

ческого

что?"

строя им-

прессив-

ной речи

Игра «Магазин»

Понимание обобщающих слов (тема:

«Игрушки», «Посуда», «Одежда»)

Игра «Слушай

Выполнение поручения по слуховой ин-

и выполняй»

струкции (дай куклу и т.д)

Игра «Один и

Понимание форм единственного и мно-

много»

жественного числа существительных

(чашка-чашки и т.д.)

(Иншакова карт, мат-л. стр. 251-255)

Игра «Спрячь

Понимание предложно-падежных конст-

мышку»

рукций с предлогами: на, в, под, за.

Игра «Гном и

Понимание уменьшительно-ласкательных

Гномик»

суффиксов существительных

(показ на картинке)

Исследо-

Методика

1. Общая характеристика речи (есть речь

вание лек-

Ткаченко Т.А.

или отсутствует)

сики и

Иншаковой Т.В.

2.Активный словарь. Существительные

граммати-

(стр.129 Иншакова + стр.31 Ткаченко)

ческого

Глагольный словарь (Ткаченко стр.32,

строя экс-

Иншакова стр. 189-193)

прессив-

Прилагательные (Ткаченко стр.33,3, Ин-

ной речи

шакова стр.201-209)

3.Состояние грамматического строя (при

наличии фразовой речи)

Употребление существительных в Им.

падеже ед. и мн. числа

(стол-столы, мяч-мячи и т.д.)

«Что ты ви-

Употребление существительных в Вини-

дишь?»

тельном падеже

«Хвосты»

Употребление существительных в Роди-

тельном падеже ед. числа без предлога

«Чудесный

Согласование имен прилагательных с

мешочек»

существительными ед. числа мужского и

женского рода

«Где кошка?»

Употребление предложно-падежных кон-

струкций с предлогами: в, на, под, за

Игра «Превра-

Употребление существительных с

щение»

уменьшительно-ласкательными суффик-

сами.

Состояние

Методика

Исследуется умение детей пользоваться в

ЗРР

связной

Ткаченко Т.А.

речи простыми предложениями, сложно-

речи (при

сочиненным предложением, передавать

наличии

содержание картинки.

фразовой

речи)

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-12 ЛЕТ

Название шкалы

Автор теста,

название

Исследуемая функция

Факторы,

влияющие на результат

методики

5-6 лет

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

1. Анализ раннего

Медицинская

Течение беременности, родов,

Отсутствие родителей,

речевого

карта

сроки начала ходьбы, ползания,

утеря медицинской карты

развития

сидения, сроки появления гуления,

лепета, первых слов, фраз.

2. Строение пе-

Визуальный

Состояние, подвижность языка,

Наличие парезов,

риферического

осмотр логопеда

форма и внешний вид губ, зубов,

параличей.

речевого аппарата

прикуса, челюстей, нёба.

3. Понимание

В течение

Выполнение словесной инструкции

Сенсорная алалия,

обращенной речи

обследования

учителя- логопеда.

патология физиологического

слуха.

4. Общая характеристика

Выяснение в

ходе

Исследуется тип дыхания, объём дыхания, его плавность, продолжительность

Заикание,

сопутствующие

звучащей

обследования

речевого выдоха,

движения,

речи

с

восприятие и воспроизведение

засорение речи

использованием

ритмических структур,

ненужными повторениями

методики

интонирование, внятность.

(«как», «это»,

Волковой

«вот» и т.д.)

Л.С.

5. Обследование

устной речи

5.1. Фонемати-

ческие процессы

Восприятие

Методика

Определение наличия

Состав

Нарушение физиологичес

Спировой Л.Ф.

или отсутствия звука в

ление

кого слуха,

слове; нахождение картинки

пред-

сенсорная алалия,

с заданным звуком,

ложе-

ЗПР, СПЗ.

определение на

ний с

слух слова: с заданным

задан-

звуком, слова-паронимы

ным

звуком,

слова-

паро-

нимы

Анализ

Методика

Определение места звука в

Спировой Л.Ф.

слове (гласного или согласно-

Фотековой Т.А

го), количество звуков

Ткаченко Т.А.

в слове и их последовательнос

ти

Классификация звуков речи.

Гласные (ударные и безударные),

Согласные: твёрдые – мягкие,

звонкие – глухие.

Парные - непарные

согласные по звон-

кости - глухости,

твёрдости - мягкоcти

Синтез

Методика

Способность составлять слова из

Нарушение физиологичес-

Спировой Л.Ф. Игра «Звёздный час».

разного количества звуков, стоящих в

кого слуха,

различной последовательности.

сенсорная алалия,

ЗПР, СПЗ.

до 3 зв.

3-5 зв.

5-7 зв.

до 7 зв.

Представления

Методика

Умение

Умение подбирать слова

Спировой Л.Ф. Фотековой Т.А

подбирать слово на

определённой тематики

Ткаченко Т. А

заданный

на заданный звук

звук, на тот

Подби- рать слово

же звук, что и

на заданный

названное

звук с

логопе-дом

указанием его

места в

слове

5.2. Обследование

Дошкольники:

Выявляют произношение звука

Полностью не говорящий

звукопроизношения

методика

Волковой Л.С.

изолированно, в слогах, в словах, использование в самостоятельной речи. Обследование проводится по

ребёнок, моторная алалия, дизартрия, ринолалия

Коноваленко

фонетическим группам (гласные,

В.Г., Иншако-

свистящие, шипящие, аффрикаты,

вой О.Б.

соноры). Проверка различения

Школьники:

звуков: смешение, замена.

Pay Ф.Ф., Фомичёвой М.Ф.

Лалаевой Р.И.,

Фотековой Т.А

5.3. Обследование

Методика

Произношение слов с различной

слоговой

Марковой А.К.

слоговой структурой в зависимости

структуры слова

от их возрастающей сложности

Использование

сложных по слого-

вой структуре слов:

в пред-

в тексте

ложении

5.4. Обследование

Методика

Качественный и

Дефицит общения с

словарного

Шевченко С.Г.

количественный

окружающим миром,

запаса

анализ словарного

ЗПР, СПЗ.

состава языка

Слова - предметы,

слова - действия,

слова - признаки.

Наречия, местоиме-

Использо

ния, имена

вание при

числительные

самостоя

тельном

высказывании слов всех частей речи

5.5. Обследование грамматического строя речи

Методика

Понимание предложений с причинно- следственной связью; изменения числа существительного в предложении

Проявление дизорфографии

Иншаковой О.Б.

Ткаченко Т.А.

Понимание

Понимание

простых предлогов.

сложных предлогов. Знание

Функции

морфологических

словообразова-

признаков

ния и словоиз-

частей речи:

менения.

существительное,

прилагательное,

Словоизменение

глагол.

Место-

имение,

наречие,

числи-

тельное.

Словообразование

Знание

Знание

Проявление дизорфогра-

частей

частей

фии.

слов:

слов:

приставка

приставка

корень,

корень,

суффикс,

суффикс,

окончание

окончание

Способы

образова-

ния слов:

приставка,

пристав-

ка-суф-

фикс

Подбор родственных

слов.

5.6. Обследование

Методика

Составление

Составление

ЗПР, СПЗ.

самостоятельной речи.

Иншаковой О.Б. Ткаченко Т.А.

предложения по картинке

рассказа по опорным словам и пред-

Фотековой Т.А.

составление

ложениям

сюжетных кар

Сочинение-

Описание

тинок, пересказ

устно по

и рассу-

Текста (знако-

серии сю-

ждение

мого и незнако-

жетных

на задан-

мого).

картинок,

ную

по одной

тему.

картине:

на темы,

близкие

учащим-

ся по

жизненно-

му опыту.

6. Обследование письменной

Методика

Различение и выделение звуков из слова; сравнение слов

Нарушение звукопроизно шения, тонуса -

речи

Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

по звуковому составу; выделение слов из предложений, предложений из текста

мускулатуры,

наличие гиперкинезов.

Нарушение физиологического

слуха и зрения.

.

Слуховой диктант, списывание:

6.1. Обследование-

письма.

С пе-

С печат-

чатного

ного

текста на доске.

издания

С рукописного текста.

Самостоятельное письмо:

Составле-

Сочинение

ние рассказа и

изложение

его запись

(по картинк.

различной

сложн.)

6.2. Обследование

Методика

Воспри-

Нарушение звукопроизно-

чтения.

Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

ятие букв, чтение

шения, парез пищевой мускулатуры, нарушение зрения

слогов

Чтение слов

Чтение текста (с учётом харак-

тера чтения) и понимание

прочитанного.

7. Обследование

По результатам

Исследуются функции внимания,

ЗПР.

неречевых процессов

диагностики

памяти, мышления; операции

педагогов-психологов.

обобщения, классификации, сравнения,

счётные операции. Ориентация в пространстве.

8. Обследование

Методика

Удержание позы, движений, переключае-

Наличие парезов,

состояния об-

Волковой Л.С.

мость. Точность выполнения.

параличей, слабость

щей и мелкой

кистей рук.

моторики.

Станов

ление- навыка письма.

Отслеживание характе ра письма (узелки, обводки и т.д.), тонус пальцевой мускулатуры.

Таким образом, данная диагностическая программа способствует отслеживанию динамики речевого развития детей от 3 до 12 лет, определяет пути преодоления речевых и медицинских нарушений, выявленных на определенном возрастном этапе, что совершенствует коммуникативную функцию, помогает овладеть речью, как средством общения, адаптирует к возникающим условиям.

Программа может быть использована в работе учителей-логопедов, работающих в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

infourok.ru