Содержание
Ребенок в 5 лет стал капризным и неуправляемым? Это возрастной кризис: причины и советы
От Masterweb
13.09.2020 12:48
Многие родители замечают, что в 5 лет ребенок начинает меняться. Одни дети становятся более шумными и непослушными, а другие, наоборот, замыкаются в себе и боятся очень многих вещей. Если вы заметили изменения в поведении своего пятилетнего ребенка, знайте: у него кризис.
Особенности пятилетнего ребенка
В пять лет ребенок уже не милая крошка — он становится самой настоящей личностью. У него проявляются черты характера, которые будут присущи ему во взрослом возрасте. Вот некоторые особенности развития детей в возрасте 5 лет:
- не умеет еще использовать взрослую логику;
- может отличить правду от вымысла, правильное от неправильного;
- любит проводить достаточно времени с детьми своего пола;
- стремится к одобрению и похвале со стороны сверстников и взрослых.
Кроме того, ребенок много придумывает и играет. Особенно его интересуют собственные перевоплощения в различных персонажей. Дети хотят соответствовать определенным стандартам и могут начать дразнить тех, кто от них отличается.
Почему происходит кризис у детей 5 лет?
К 5-летнему возрасту дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно общаться. Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей, и начинают подражать им. Довольно часто ребенок подсматривает за своими родителями и подслушивает их разговоры.
У него появляется желание стать взрослым и самостоятельным. Однако стоит отметить, что пятилетний ребенок еще не может быть таким, как мечтает. Именно поэтому случается кризис — желания не совпадают с действительностью.
Ребенок разочарован, он злится и начинает вести себя неуравновешенно, а порой и агрессивно. Также в этот период малыши стремятся как можно больше общаться со своими сверстниками, но это не всегда получается.
Развитие мозга происходит очень быстро, поэтому ребенку нужно научиться контролировать и выражать свои чувства. Главное в этот период — постараться проявлять терпение, дать детям время на то, чтобы освоить новые навыки.
Признаки кризиса у детей 5 лет
Как же определить, что у ребенка начался кризис? Присмотритесь к его поведению. К основным признакам нужно отнести такие проявления:
- ребенок становится нервным, раздражительным и злым;
- он начинает плакать и капризничать, если не получает того, что хочет;
- ребенок замыкается и не желает разговаривать со своими родителями;
- он испытывает страх перед новыми ситуациями.
Дети начинают отстаивать свою самостоятельность. Им хочется вести себя как взрослые, и они удивляются, почему этого нельзя делать.
Основные плюсы кризиса
В 5-летнем возрасте у детей наблюдаются не только отрицательные моменты в поведении. У кризиса есть плюсы: в частности, проявляются определенные способности и таланты. Поэтому стоит присмотреться к своему малышу и помочь ему найти себя и любимое занятие.
Нужно поинтересоваться у своих детей, что для них является наиболее интересным, какие занятия привлекают больше всего.
Сколько по времени продолжается кризис?
Кризис у детей 5 лет по времени может продолжаться разные периоды. Все индивидуально для каждого малыша. Часто он длится от нескольких недель до месяца и даже года.
Некоторые родители не замечают наступления кризиса, так как он проходит достаточно легко. Другие же буквально не знают, что им делать. Независимо от того, насколько родителям сложно общаться с малышом, важно не паниковать, а четко следовать рекомендациям специалистов. Тогда период кризиса пройдет достаточно легко.
Рекомендации психологов
Самое главное во время кризиса у ребенка 5 лет — проявить терпение, понимание, а также создать максимально благоприятную обстановку и окружить малыша заботой и вниманием. Раздражение и гнев в ответ на капризы и истерики – это не самый лучший вариант воспитания. Подобная реакция приведет к тому, что вы только усилите гнев и усугубите ситуацию.
Нужно постараться как можно более спокойно реагировать на плохое поведение вашего ребенка. Если не акцентировать на этом внимание, то все очень быстро придет в норму.
Когда малыш капризничает и истерит, необходимо сохранять спокойствие. Когда эмоции немного поутихнут, нужно постараться выяснить причину неудовольствия малыша. Также стоит уделять ребенку достаточно внимания и заботы, интересоваться его жизнью, вместе играть, ходить на прогулки.
Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, не стоит ему препятствовать в этом, даже если вы заранее знаете, что это будет сложно для малыша и он не сможет справиться.
Рекомендации доктора Комаровского
Стоит понимать, что, если проявляются признаки кризиса, в жизни малыша наступило непростое время. Именно поэтому не стоит его ругать и наказывать. Важно создать атмосферу комфорта и спокойствия.
Стоит обсудить причину плохого поведения со своим ребенком. Возможно, ему просто требуется немного больше ласки и любви. Если есть более серьезная проблема, то стоит ее обсудить и предложить ребенку найти совместное решение.
Во время проявления гнева и истерик ребенка не стоит переходить на крик и ругать его. Нужно подождать, пока малыш придет в себя, а затем спокойно поговорить с ним.
Чего не стоит делать?
Не стоит пускать все на самотек, игнорировать ребенка и просто заниматься своими делами. Не рекомендуется родителям самим истерить в ответ на капризы малыша.
Не стоит вести себя навязчиво, поучать ребенка и указывать ему на его возраст и на то, что он должен беспрекословно слушать родителей. Если дети проявляют гнев и недовольство, то нельзя это игнорировать. Важно отложить все дела и уделить внимание малышу.
Неуправляемый ребенок? — Такие дела
Приемные родители часто думают, что главное — ребенка любить. Но бывают ситуации, когда одной любви недостаточно, и компенсировать последствия психологической травмы родители могут только с помощью специалистов
Семен
«Мой папа сказал, что ваш Семен сумасшедший. Чтобы я с ним не играла и не подходила к нему». Семина мама напряженно улыбается девочке и говорит, что нет, он не сумасшедший, он просто подвижный.
В раздевалке старшей группы детского сада возня. Дети натягивают зимние толстые штаны, переобувают сменку, вытаскивают шапки из рукавов и ищут перчатки. Мамы подгоняют и поторапливают. Не одевается только Сема — он бегает по раздевалке, дергает других детей, громко кричит и хохочет. Его мама стоит со штанами в руках и повторяет слегка охрипшим уже и безразличным голосом: «Сема, иди одеваться, иди сюда, ну куда ты побежал, сюда иди, сколько можно повторять?» Очевидно, что повторять ей придется еще долго, потому что мальчик маму просто не слышит.
«Неуправляемый ребенок», — осуждающе говорят друг другу остальные мамы, когда выходят из группы. Ксения, Семина мама, все это слышит и видит — и косые взгляды, и раздражение других мам, и насмешки других детей. Она испытывает постоянную неловкость за ребенка, за то, что она с ним «не справляется». Но старается держаться, быть приветливой и вежливой со своим сыном — нельзя же кричать и срываться, тем более на людях, от этого напряжения ее лицо каменеет, и голос становится сдавленным.
Мы идем к детской площадке во дворе, но по дороге поговорить нам с Ксенией не удается, Сема все время нас перебивает, отбегает и подходит близко к дороге. Мама следит за сыном с привычной тревогой: «Иди рядом, не крутись, не кричи, мы разговариваем, рядом дорога и машины, это опасно». Поговорить удается, только когда Сема увлекается раскопками сугроба на детской площадке.
«Главное, он же хороший мальчик, добрый. Он не дерется, просто он такой вот шумный и непредсказуемый», — Ксения все время оправдывает и оправдывается за Сему, думаю, не только перед другими, но и перед собой.
Сема из тех детей, кто врывается в комнату и переворачивает ее вверх дном, рушит башенки и топчет куличики других детей, вертится за столом, паясничает и дразнится. Он не умеет играть, не умеет дружить, не умеет говорить тихо. Не всегда понимает, где свое, а где чужое — может прихватить красивую игрушку домой, потому что просто понравилась. Может запросто выйти в группу или на кухню, когда в доме гости, без трусов. Не очень понимает, что у других людей есть личное пространство, и может начать заглядывать в чужой телефон в метро и попросить дать поиграть, или подсесть в ресторане за чужой столик, взять с тарелки картошку фри и начать что-то рассказывать. Это мелочи, и не криминально для малыша. Но для семилетнего ребенка это асоциальное поведение.
Когда Сему забрали из детского дома, ему было три года. Ксения с мужем 10 лет пытались родить своего, но не сложилось. К усыновлению готовились тщательно — изучали форумы, читали книжки, ходили в школу приемных родителей. Они понимали, что может быть сложно, но им казалось, что любви и терпения у них хватит, чтобы справиться с любой ситуацией.
Мальчик оказался подвижный, здоровый, озорной. Заглядывал в глаза, сразу пошел на руки и стал обниматься крепко-крепко. Он вел себя как Тигра из «Винни-Пуха» — наскакивал на все и всех, что ему нравилось. «Ничего, воспитаем», — решили молодые родители. Но вот время идет, мальчик взрослеет, а поведение не выравнивается.
Пробелы в развитии
Такое проблемное поведение — это не генетика, как считают многие, не пробелы воспитания (мало наказывают, избаловали) и не психиатрия. Это симптом того, что ребенок, пока был в детском доме, пропустил какой-то важный этап развития. И этап этот нужно отследить и пройти заново с помощью специалистов, чтобы заполнить пробел. Тогда и симптомы уйдут. Но это непростая и долгая работа для всей семьи и для команды профессиональных психологов.
Почти всем детдомовским детям ставят задержку психического развития (ЗПР). Ведь даже при хорошем уходе (если малышей хорошо и вовремя кормят, одевают, иногда играют) у этих детей нет значимого взрослого, который всегда рядом, как это было заложено природой.
Малышей не качают ночью, не сюсюкают, не гладят, не обнимают, не приходят по первому зову и не берут на ручки. Такие отношения со взрослым нужны ребенку, чтобы нормально развиваться, чтобы понимать границы своего тела, чтобы чувствовать свою связь с внешним миром и доверять ему, чтобы понимать свои эмоции и эмоции других. Поэтому эти дети не просто недолюблены, они недополучили важных элементов для нормального развития. Даже у детей, которые провели только свой первый год в доме малютки, уже могут быть такие вот особенности развития.
За три года жизни в детском доме у Семы сформировались нарушения эмоционально-волевой сферы. Он не может испытывать тонкие пограничные эмоции, поэтому охотится только за яркими. Причем не важно — положительными или отрицательными. Ему все равно, хвалят его или ругают, главное — что он в центре внимания.
Сема не чувствует границ личного пространства окружающих, потому что он не осознает своих собственных границ. Такие дети иногда не могут понять, что им холодно или хочется в туалет. Они пытаются почувствовать свое тело, поэтому втискиваются в одежду меньшего размера, а иногда любят залезать под диваны или за шкафы.
Конечно, детям с такой подвижной психикой, с искаженными моделями поведения и ожиданиями от общения приходится трудно. Для окружающих они ведут себя «странно», «неуправляемо», «как сумасшедшие». Для родителей очень часто это ежедневные испытания, страх — «что он еще выкинет» — и отчаяние, потому что контролировать или стабилизировать ситуацию самостоятельно они не всегда могут.
Семины родители измучены, однако настроены терпеть, сколько понадобится. Но нередко бывает и так, что в такой ситуации приемные родители сдаются и возвращают ребенка в детский дом. Они не выдерживают давления родственников, осуждения в школах, постоянного противостояния с ребенком. Такая семья остро нуждается в профессиональной помощи для того, чтобы увидеть за симптомом (например, он украл пенал у друга) ребенка, у которого не сформировалось что-то важное из-за особенностей его раннего детства.
Ребенок как ребенок
Такой помощью семьям с приемными детьми занимаются психологи фонда «Здесь и сейчас».
«На первой консультации мы всегда говорим родителям, что у них совершенно нормальный ребенок — и это почти всегда шок для них. Они уже и сами живут со стереотипным представлением о собственном ребенке, — рассказывает психолог фонда Лилия Пушкова. — Ну как же нормальный? Он же всех дергает! Он же без трусов выходит и не слышит никого! Дерется со всеми, и наказания ему нипочем! А мы отвечаем, да вот такой он, но это нормально. В его случае это норма — он не мог другим вырасти. И к нему нужен особый подход. Ему нужно компенсировать пробел в развитии, найти ту область, которая выпала. Может, это сенсорика, может, эмоциональный фактор или еще что-то. Ну и второе — дать новые модели поведения. Не закреплять нежелательные — и это всегда самое сложное для родителей, потому что им нужно менять свое собственное поведение».
Реабилитация в Фонде — это комплексный и индивидуальный подход к работе с семьей. Для ребенка своя программа, для родителей — своя, иногда общие занятия. Каждую неделю собирается консилиум из специалистов, чтобы обсудить текущую работу и скорректировать программу тем, кому это нужно.
Острый период при такой масштабной поддержке обычно проходит быстро, специалистам удается скорректировать самые пугающие поступки ребенка. Но для восполнения пробелов в его развитии заниматься нужно месяцами и даже иногда годами, меняя и адаптируя программу по мере взросления ребенка.
Фонд «Здесь и сейчас» открыт для всех приемных семей. Специалисты фонда работают на некоммерческой основе (бесплатно для приемных семей), столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку для того, чтобы восполнить его пробелы раннего детства. Чтобы родители и дети понимали друг друга. Чтобы дети не возвращались в детские дома. Чтобы у Семы и других детей все было хорошо.
Давайте и мы поможем? Как обычно — нужно совсем немного, но регулярно.
8 Стратегии обращения с непослушным ребенком
Когда ребенок действует и демонстрирует вызывающее поведение, обычно на это есть основная причина. Возможно, ваш ребенок ищет внимания, проверяет границы или разочарован в школе или своей социальной жизни. Потратить время на то, чтобы понять, почему ваш ребенок ведет себя неадекватно, часто является важной частью поиска решения.
Может быть, вы имеете дело с оппозиционно-вызывающим расстройством?
Во-первых, убедитесь, что поведение вашего ребенка не является постоянным шаблоном. Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) — это не просто модное слово, это нечто вполне реальное, с чем борются от 1 до 16 процентов детей и их родителей. Вот как Американская академия детской и подростковой психиатрии определяет ODD.
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) является одним из группы поведенческих расстройств, называемых деструктивными расстройствами поведения (DBD). Эти расстройства называются так, потому что дети, у которых есть эти расстройства, склонны раздражать окружающих. ODD является одним из наиболее распространенных психических расстройств, обнаруживаемых у детей и подростков.
Врачи определяют ODD как образец непослушного, враждебного и вызывающего поведения, направленного на авторитетных лиц. Дети и подростки с ОВР часто бунтуют, упрямы, спорят со взрослыми и отказываются подчиняться. У них случаются вспышки гнева, и им трудно контролировать свой темперамент.
, Американская академия детской и подростковой психиатрии
Ребенок с оппозиционно-вызывающим расстройством:
- Имеет частые приступы гнева
- Постоянно спорит со взрослыми
- Отказывается выполнять просьбу взрослого
- Всегда сомневается в правилах и отказывается следовать правилам
- Раздражает или расстраивает других, включая взрослых
- Обвиняет других в своем неправильном поведении или ошибках
- Легко раздражается другими
- Часто проявляет злость
- Говорит грубо или недоброжелательно
- Стремится отомстить или действует мстительно
Время от времени любой ребенок может действовать, но дети с ОВР демонстрируют постоянную враждебность и неповиновение, обычно направленные на авторитетных людей, таких как родители или учителя. Их поведение мешает обучению и школьным занятиям.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть ODD, обратитесь за советом к детскому врачу или специалисту в области психического здоровья.
Как воспитать непослушного ребенка
Если ваш ребенок похож на большинство детей и время от времени у него бывают периоды неповиновения, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы облегчить ситуацию. Я обнаружил восемь стратегий, которые помогли мне с собственным выводком. Следуя этим методам, вы тоже сможете пережить сводящие с ума моменты вашего ребенка.
1. Четко формулируйте свои ожидания
Дети всех возрастов должны знать семейные правила в отношении таких вещей, как открытие в новом окне, помощь по хозяйству, выполнение домашних заданий, отход ко сну и комендантский час, а также приемлемое поведение по отношению к другим. Обсуждать эти вопросы следует тогда, когда дела идут хорошо, а не после того, как произошел инцидент.
Сядьте вместе со своими детьми и сообщите им, какое поведение вы не потерпите. Перечислите примеры неприемлемого поведения, например, неуважительное отношение к другим, отказ выполнять работу по дому или домашнюю работу, плохое обращение с имуществом или физическую агрессию, такую как удары или укусы.
Цель состоит не в том, чтобы помешать вашему ребенку когда-либо нарушать правила, а в том, чтобы научить его тому, что за нарушением правил следуют последствия.
Вы не можете ожидать, что ваш ребенок будет уступчивым, если он не знает ваших ожиданий. Цель состоит не в том, чтобы помешать вашему ребенку когда-либо нарушать правила, а в том, чтобы научить его — желательно с раннего возраста — тому, что за нарушением правил следуют последствия.
В моей семье мы потратили время, чтобы записать наши правила и их соответствующие последствия на доске для плакатов, которую мы разместили в рамке и повесили у себя дома. Таким образом, никогда не возникает вопросов относительно наших ожиданий.
2. Выбирайте свои сражения
Воспитание и без того утомительно, когда все идет хорошо, но когда один из ваших детей намеренно ведет себя плохо, трудности умножаются. Так что выбирайте, как вы тратите свою энергию с умом!
Допустим, ваш старшеклассник хочет носить штаны, которые ему велики, потому что это его стиль. Вы действительно хотите начать день с негативной ноты, приставая к нему по поводу его выбора одежды? С другой стороны, если он скажет вам, что не пойдет в школу, потому что ему не хочется, это просто не пройдет. Поберегите свою умственную энергию, не говоря уже о ребенке, для более серьезных проблем.
Один из самых важных уроков, которые я усвоил за 18 лет воспитания, заключается в том, что вы не можете изменить отношение своего ребенка, если сначала не измените свое собственное. Что подводит нас к стратегии номер три.
[block:qdt=insticator]
3. Действуйте, не реагируйте
Когда вы видите вызывающее поведение вашего ребенка, не сердитесь и не выходите из себя. Вместо этого сделайте шаг назад и скажите ребенку, что вы не одобряете его поведение и что ему нужно остановиться. Скажите ей, что вы обсудите последствия позже, когда вы оба сможете говорить спокойно.
Это даст вашему ребенку время подумать о своих действиях и возможных последствиях. Вы не только используете время, чтобы успокоиться, но и учите ее делать то же самое.
4. Принудительные последствия
Эффективные последствия можно разделить на две категории: удаление и наложение.
Удаление — это отнятие чего-то у ребенка , например вашего внимания, интересной обстановки или приятного занятия. Самое известное и широко используемое удаление — это тайм-аут. Другие эффективные меры включают в себя отстранение вашего ребенка от общественной деятельности, изъятие электроники на определенный период времени или немедленный уход из парка, дома друга или семейной вечеринки, когда происходит вызывающее поведение.
Навязывание — это последствия, которые навязывают ребенку новую ситуацию . Платить свои собственные деньги в семейную банку, делать дополнительные работы по дому, бегать по поручениям с мамой, потому что он злоупотреблял привилегией оставаться дома один, приглашая друзей без разрешения — все это навязывание.
Без сомнения, последствия требуют времени и энергии для реализации. Но если вы не доводите до конца последствия плохого поведения, вы посылаете сообщение: «Если ты меня утомишь, в конце концов, ты добьешься своего».
5. Сохраняйте свою силу
Когда вы вступаете в спор со своим ребенком, вы навязываете ребенку представление о том, что он может бросить вам вызов, что может привести к еще более вызывающему поведению.
В следующий раз, когда ваш ребенок попытается вовлечь вас в борьбу за власть, просто скажите: «Мы обсуждали это, и я сказал вам, что произойдет. Мы больше не будем об этом говорить», — и выходите из комнаты.
Уходя, ты забираешь с собой всю силу. Знайте, что чем больше вы вовлекаете ребенка в спор, тем больше контроля вы теряете.
6. Никаких вторых шансов и торга
Постоянство является ключевым фактором, если вы не хотите закреплять вредные привычки. Как только ваш ребенок станет достаточно взрослым, чтобы понять, что поведение имеет последствия, не давайте ему повторения. Это просто учит его тому, что вы не относитесь к своим собственным правилам серьезно.
Не торгуйтесь и не предлагайте угощения или привилегии в обмен на лучшее поведение. Вы только позволяете своему ребенку проверить, насколько далеко он может вас подтолкнуть.
Если ваш сын нецензурно обзывает своего друга, когда вы приходите на свидание, твердо скажите: «Мы так не разговариваем. Сейчас мы идем домой, так что ты можешь немного подумать над тем, что ты сказал. Настаивайте на том, чтобы он извинился, а затем немедленно уходите. Никаких «если», «и» или «но».
Не торгуйтесь и не предлагайте угощения или привилегии в обмен на лучшее поведение. Вы только позволяете своему ребенку проверить, как далеко он может вас подтолкнуть, прежде чем вы заключите еще одну сделку.
7. Всегда основывайтесь на положительном
Убедитесь, что вы опираетесь на положительное отношение и действия ваших детей. Хвалите своих детей за их позитивное поведение, например, вознаграждайте их, когда они проявляют готовность к сотрудничеству. Положительное подкрепление может иметь большое значение в воспитании ответственного ребенка.
Просто переключившись на поощрение хорошего поведения вместо того, чтобы реагировать на плохое, родители заметят значительное снижение проблемного поведения.
Чтобы узнать больше о построении на позитивном и вознаграждающем хорошем поведении, прослушайте мое интервью с доктором Хизер Магуайр, поведенческим аналитиком и школьным психологом. (Эпизод 569, открывается в новом окне «Что делать, если ваш ребенок плохо себя ведет».) Она выступала за поощрение хорошего поведения, заставая вашего ребенка делать что-то хорошее. По ее словам, просто переключившись на поощрение хорошего поведения вместо того, чтобы реагировать на плохое, родители заметят значительное снижение проблемного поведения.
8. Установите регулярное время для разговора с ребенком
В момент простоя, когда дела идут хорошо и вы не ожидаете немедленной борьбы за власть, сядьте вместе с ребенком. Дайте ей понять, что вы намерены обеспечить ее безопасность и помочь ей вырасти ответственным, продуктивным, уверенным в себе взрослым, который будет максимально счастлив и реализован в жизни. Напомните ей, что в вашей семье есть правила и ценности, установленные для ее будущего, а не для того, чтобы причинять ей горе, пока она растет.
Советы по работе с бунтующим ребенком в любом возрасте
Кажется, что на каждом этапе развития вашего ребенка наступает момент, когда он начинает бунтовать. Иногда это ужасные двойки или неловкий тревожный период подросткового и подросткового возраста вашего ребенка.
Когда бы он ни возник, нередко возникают конфликты, когда родители и их дети сталкиваются друг с другом из-за, казалось бы, бесконечного списка вопросов.
Изучение коренных причин бунтарского поведения ребенка, а также того, как с ним справляться, может помочь вам избежать бесконечной борьбы со своими детьми.
Объективно вы знаете, что ваш ребенок — независимая личность с мыслями и чувствами, которые не всегда совпадают с вашими.
Но когда их чувства перерастают в бунтарское поведение, может быть трудно научиться не только справляться с ними, но и помочь им справиться с ними, особенно когда родителю может быть легко подтолкнуть их к тому, чтобы добиться своего.
Воспользуйтесь этими советами для эффективного разрешения конфликтов.
Учитывайте возраст вашего ребенка
Иметь дело с бунтующим ребенком может быть сложно, но вам необходимо скорректировать свой подход в зависимости от возраста вашего ребенка.
Если с ребенком-подростком можно откровенно поговорить по душам, то с малышом, дошкольником или учеником младшего школьного возраста вести затяжную беседу особого смысла не имеет.
Вместо этого с младшими детьми делайте беседы о бунтарском поведении короче, используя простой словарный запас, понятный малышам.
Нейтральные заявления, такие как: «Я понимаю, что вы расстроены, но мы не бросаем наши игрушки только потому, что у нас нет другого печенья», лучше, чем обвинительный тон: «Почему вы бросаете свои игрушки?» , я ненавижу, когда ты так делаешь!»
Контролируйте свои эмоции
Это может быть особенно трудно сделать, поскольку вы заинтересованы в сдерживании бунтарских действий вашего ребенка. Но эмоциональное возбуждение от поведения вашего ребенка задает негативный тон для любых взаимодействий, которые у вас будут, и мешает любому из вас добраться до первопричины.
Кроме того, вам нужно смоделировать правильный способ выражения чувств, таких как несчастье или разочарование, для вашего ребенка. Довольно сложно убедить бунтующего ребенка любого возраста, что он должен следовать вашим указаниям, когда вы кричите и кричите на него.
Важно, чтобы они усвоили, что громкие спички и жесткие разговоры несовместимы. Для детей младшего возраста сосредоточьтесь на таких тактиках, как попросите их сесть, сосчитать до определенного числа (обычно до 10) или практиковать медленное дыхание, чтобы помочь успокоиться.
Не будь диктатором
Да, вы родитель, но вы не должны относиться к воспитанию детей как к диктатуре. Хотя совершенно нормально принимать большинство или почти все выборы и решения ребенка, когда они очень маленькие, вы не можете ожидать, что это будет длиться вечно.
Даже у малышей должна быть возможность делать выбор или два каждый день — независимо от того, насколько он мал.
В одном исследовании изучалось подростковое поведение детей, воспитанных авторитарными родителями в дошкольном возрасте, по сравнению с теми, кто был демократичен и авторитарен со своими маленькими детьми. Исследователи обнаружили, что дети, воспитанные демократическими/авторитетными родителями, были более компетентными и приспособленными подростками.
Предполагая, что ваш ребенок не стремится к свободе делать что-то опасное, например злоупотреблять наркотиками, предоставление ему немного большей свободы может на самом деле помочь уменьшить его бунтарский характер.
С маленькими детьми это может быть так же просто, как позволить им выбрать одежду на день или следующий прием пищи. У детей старшего возраста это может быть условный выбор, который зависит от их соблюдения установленных границ.
Такие вещи, как времяпрепровождение с друзьями, увеличение пособий или доступ к семейному автомобилю, являются отличными мотиваторами для поощрения потенциально бунтующих детей «подчиняться».
Расчистите границы
Общеизвестно, что дети часто бунтуют, потому что хотят проверить границы своих родителей, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти, прежде чем столкнутся с последствиями. Так что, если вы не дали понять, где проходят эти границы, вы не безупречны.
Сейчас самое время приступить к созданию рекомендаций и их соблюдению. Если у вас дома очень строгие правила, возможно, пришло время пересмотреть их и подумать, какие из них нуждаются в обновлении.
Никто не хочет вечно жить под каблуком. Вы бы не хотели работать на начальника, который контролирует вас на микроуровне и держит вас на невероятно коротком поводке. Итак, если ваш бунтующий ребенок не участвовал в преступном или рискованном поведении, не делайте с ним того же.
Помните, что общение имеет ключевое значение, и что вы должны вовлекать своих детей, особенно детей старшего возраста, в любое обсуждение изменений правил и возможных последствий.
Придерживайтесь правил
После того, как вы установили правила поведения в семье, а также обозначили возможные последствия их нарушения, вы и любые другие лица, осуществляющие уход, или родители в жизни вашего ребенка должны быть твердыми при соблюдении их.
Правила ничего не значат, если ваш ребенок может их нарушать без каких-либо последствий.
Ожидайте ошибок
Никто не идеален. Так что, даже если кажется, что ваш ребенок выходит из бунтарской стадии, не удивляйтесь, если в нем будут промахи или регрессивные моменты. Бывает.
Самое главное – соответствовать своим ожиданиям и помнить обо всех положительных сторонах своего ребенка. Не сосредотачивайтесь только на негативе и не ведите себя так, будто один промах — это признак того, что они неудачники или вы не справились со своими родительскими обязанностями.
Несмотря на то, что бунтарское поведение может проявляться по-разному у детей всех возрастов, оно обычно имеет несколько общих причин.
Физиологические проблемы
Вы когда-нибудь замечали, что ваш малыш или дошкольник становится очень сварливым и бунтующим, когда пропускает дневной сон или слишком долго не перекусывает? Хотя вы можете и не подумать, что голод или сонливость могут вызвать бунтарское поведение, они могут это сделать.
Итак, прежде чем вы начнете сомневаться в своих родительских способностях, убедитесь, что ваш малыш хорошо отдохнул и сыт.
Ситуационные проблемы
Бунт также может быть предупредительным признаком того, что в жизни ребенка могут происходить другие события. Такие сценарии, как ребенок, сталкивающийся с семейными проблемами, физическим насилием или даже издевательствами и сексуальным насилием, могут привести к тому, что ранее «хорошо воспитанный» ребенок станет непослушным.
Так что, если вы вдруг заметили всплеск бунта, убедитесь, что в их семье или в школе ничего не происходит.
Отсутствие контроля
Вне зависимости от возраста отсутствие контроля может раздражать любого. Это часто является распространенной причиной бунта у малышей и детей младшего возраста, поскольку большая часть их дня находится вне их контроля — от того, что надеть, что есть и даже что они могут посмотреть.
Предоставление младшим детям «иллюзии выбора», например, вытаскивание двух нарядов или закусок и предоставление им возможности выбирать между ними, может дать им чувство свободы и контроля, сдерживая бунт.
Знать правила, но не следовать им
Это немного отвлекает от темы «отсутствия контроля», но этот сценарий чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста. В то время как 2-летний ребенок может не понимать правила, ребенок в возрасте от 3 до 5 лет знает правила, но может испытывать трудности с их выполнением.
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на наказании, важно помочь ребенку младшего дошкольного возраста разобраться в правилах, обдумать свое поведение и понять, почему его поведение противоречит правилам и почему следует соблюдать правила.
Утверждение независимости
Опять же, это может происходить в любом возрасте, но часто с этим сталкиваются родители подростков. Ребенок хочет доказать, что он больше не «ребенок», и может даже сопротивляться тому, что раньше любил, или друзьям, которых когда-то предпочитал.
Каким бы стрессовым это ни было, родители должны продолжать сосредотачиваться на укреплении положительных ценностей и правил. А для детей старшего возраста, которые находятся в возрасте независимости, иногда возможность разыграть последствия реального мира может послужить лучшим учителем, чем любые последствия, которые может создать родитель.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Хотя более вероятно, что поведение вашего ребенка связано с борьбой за независимость и контроль, не исключено, что в этом может быть виновато оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР).
К признакам ОВР относятся:
- частые разногласия или споры со взрослыми
- негативное, злое или даже агрессивное отношение
- агрессивное и жесткое взаимодействие со сверстниками
- желание отомстить
связаны с другими проблемами психического или физического здоровья. Итак, прежде чем считать своего ребенка ОВР, вы должны убедиться, что нет других основных проблем. Беседа с врачом вашего ребенка — хорошее место для начала.
Как бы ни было больно любому родителю слышать это, бунт является естественной частью пути развития их ребенка.