Когда заговорит неговорящий ребёнок? | Статья по логопедии:

                    Когда заговорит неговорящий ребёнок?

                                Учитель-логопед: Лычагина В.Э

Речь – основное средство коммуникации в обществе. Для человека она является возможностью быть услышанным и понятым. Для людей, лишенных способности говорить из-за врожденных нарушений придумана альтернативная система общения. Но, если есть малейший шанс наладить речевые навыки, то это непременно нужно сделать. Особое внимание вызывают дети, которые в силу возраста должны владеть обширным словарным запасом, но до сих пор не произнесли ни слова, используют детский лепет, выражают свои желания только жестами.

           К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в   четыре года практически не разговаривают. И так, как быть, если речевое развитие ребенка идет по другому: малыш не говорит, или его речь развивается очень медленно? В последние время возросло количество детей разного возраста, с проблемами речи.  Ваш малыш не говорит? Что делать? Ждать или помогать? Если ждать, то до какого возраста? Какие будут последствия для ребенка, если он не говорит?

  Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. То есть, если вовремя не помочь малышу исправить недостатки в развитии речи, со временем возникают вторичные нарушения развития личности ребенка. Какие же вторичные нарушения развития могут возникать у неговорящего ребенка (это когда ребенок совсем молчит или говорит несколько десятков слов, но нет фразовой речи?):

1. Задержка умственного развития;

2. Речевой негативизм;

3. Затруднения в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

4. Деформация личностных черт;

5. Общая невротизация ребенка.

          Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

         Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед или дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

               12 причин, задерживающих развитие речи:

  1. Индивидуальный темп;
  2. Отсутствие необходимости;
  3. Педагогическая запущенность;
  4. Двуязычная семья;
  5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка;
  6. Негативизм у ребёнка;
  7. Генетическая предрасположенность;
  8. Осложнённое течение беременности и родов у матери;
  9. Нарушение слуха;
  10. Несовершенство артикуляционной системы;
  11. Алалия;
  12. Проблемы интеллектуального развития;

          Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути.  Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.

С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Как стимулировать развитие речи ребенка?

1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.

2. Постоянно общайтесь с ребёнком, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.

3. Рассказывайте своему малышу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.

4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.

5. Учите различные пальчиковые потешки, типа «Сороки-вороны».

6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.

7. Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

        И, помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.

          Если же Ваши занятия не дают положительного результата», ребенок продолжает выражать свои мысли с помощью жестов, не может сформулировать простые фразы, типа «хочу пить», обязательно надо обратиться за помощью к специалисту (логопеду).

           С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но, Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работал с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Неговорящий ребенок в детском саду

«Нам дали место в саду, но мой ребенок почти не говорит, объясняется жестами и «уканьем». Я очень переживаю».

Ребенок идет в детский сад, но пока не говорит.

Мы собрали основной список «тревог» и комментируем их.

1. Поможет ли ребенку детский сад заговорить? Или наоборот, ухудшит состояние речи?
Давайте определимся, что мы будем говорить о задержке речевого развития (ЗРР), то есть о детях в возрасте до 4-х лет. Если вы подозреваете у своего ребенка задержку речевого развития, или невролог и/или педиатр на плановом приеме (например, перед садиком) говорят вам, что ребенок для своего возраста мало произносит слов, мы рекомендуем посетить логопеда, который даст оценку развития речи. Это необходимо для того, чтобы определить, действительно ли у ребенка ЗРР (задержка речевого развития), которую следует отличать от других нарушений развития(общее недоразвитие речи, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра). Во втором случае очень важно вовремя обратиться к специалистам для коррекции.
Если у ребенка задержка речевого развития, то «речевая среда», которую создает детский сад, регулярные занятия по развитию речи, могут дать толчок, и ребенок заговорит.

2. Как он будет общаться с воспитателями?
По статистике в России 25% детей имеют задержку речевого развития, то есть это каждый 4-й ребенок. Это значит, что в группе детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет 5 человек будут иметь подобную задержку. Опытный воспитатель умеет работать с такими детьми. Поговорите об этом с будущем воспитателем, оцените, насколько он уверен в своих силах и готов вовлекаться.

3. А если ему будет что-нибудь нужно, как он об этом сообщит?
В детскому саду все по режиму: посещение туалета, сбор на прогулку, мытье рук, еда, питье, сон. Дети привыкают жить в режиме, который почти полностью удовлетворяет их физические потребности. К тому же опытный воспитатель обычно быстро привыкает к «сигналам» плохо говорящих детей.

4. Как он будет общаться с другими детьми?
Игры в этом возрасте довольно простые. Трехлетки часто играют рядом, а не взаимодействуют друг с другом. Но в конфликтах ребенку, который пока не говорит, будет сложно себя защищать, он может начать проявлять агрессию. Часто неговорящие дети находят свой способ предъявить права на игрушку: укусить противника или стукнуть.

5. Стоит ли подождать с садом, пока ребенок не заговорит?
Оптимальный возраст для начала посещения детского сада вне зависимости от развития речи – около 3 лет. В этом возрасте снижается психологическая зависимость от мамы, ребенку становится проще с ней расстаться, к тому же он становится более самостоятельным: осваивает туалет, одевание-раздевание, начинает сам есть и пить. Поэтому, если есть возможность подождать 3-х лет, то лучше это сделать. А дальше ориентироваться по состоянию ребенка: как проходит адаптация, насколько ему комфортно в детском саду, не повысилась ли тревожность.

6. Что он будет делать на занятиях?
То же, что и все дети: лепить, рисовать, на занятиях по развитию речи будет обогащать свой словарный запас, на физкультуре улучшать координацию и свои физические умения, на музыкальных занятиях – ритм и слух.

7. Как он будет участвовать в праздниках? Все дети будут читать стихи, а мой ребенок нет.
На праздники детей ясельного возраста родителей не приглашают, чтобы дети не расстраивались. Если на праздник приходят родители, многие дети начинают плакать и проситься к ним. Поэтому праздники в таком юном возрасте проводятся только для детей или вообще в группе, в знакомой обстановке. Да, стихи читают дети, способные это делать, зачем давать ребенку непосильную задание? Но вашему ребенку могут дать роль ведущего в подвижной игре: например, пробежать по кругу с бубном, по которому будет ударять каждый ребенок, это очень весело! Все дети активно участвуют в празднике: участвуют в играх, танцуют, водят хороводы.

8. Если он плохо себя почувствует, как об этом узнает воспитатель? Так же, как в ситуации с другими детьми. Многие дети, даже владеющие речью, не могут понять, что значит «плохо себя чувствовать». Они становятся капризными, плаксивыми, отказываются от еды и совместных игр, прикладываются на диван. Опытный воспитатель сразу видит, что «Илюша сегодня грустный», «не такой как обычно», измерит ему температуру, сообщит родителям.

Читайте информацию о задержке речевого развития на нашем сайте http://www.avgustcenter.ru/uslugi/logoped-defektolog/pomoshch-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya-zrr

Мой ребенок все еще не говорит: что теперь?

Как родитель или опекун, мы хотим, чтобы все было «нормально» и соответствовало плану развития нашего ребенка. Каждый раз, когда вы посещаете педиатра или разговариваете с другими родителями, вы, вероятно, слышите какую-то версию этих вопросов: Ваш ребенок ползает? Едят ли они столовую еду? Они ходят? Они разговаривают? Все эти вехи и неизбежные вопросы, которые их окружают, могут вызвать у родителей головокружение, особенно если ваш ребенок отстает в одной из этих областей.

Первое слово ребенка должно произойти где-то в районе его первого дня рождения . Отсюда постепенно формируются вербальные навыки. Если вашему ребенку 15 месяцев или больше, и он еще не сказал своего первого слова или кажется, что ему трудно общаться, это может быть признаком задержки речи .
Речевая или языковая задержка может вызвать беспокойство у многих родителей и привести к чувству разочарования и стресса. Однако всегда лучше выявлять любые признаки задержки связи раньше , чтобы вы могли предпринять правильные шаги для развития языковых навыков вашего ребенка и помочь ему говорить.

Младенцы и дети ясельного возраста

Речевые и языковые вехи для малышей (12–24 месяца)

Эбби Барнс, магистр медицины, CCC-SLP, ЧТЕНИЕ 5 МИНУТ

Что означает термин «невербальный»?

Термин «невербальный» иногда используется в отношении детей, которые еще не говорят. Давайте рассмотрим, что означает быть невербальным, как это влияет на детей и какие шаги нужно предпринять, чтобы помочь вашему ребенку.

Невербальный ребенок не использует слова для общения. Они могут произносить различные звуки в ответ на ситуации или людей, но они не используют истинные слова для выражения своих мыслей, чувств и мнений.

Невербальный ребенок не использует слова для общения.

Как упоминалось ранее, первое слово должно появиться в день рождения ребенка. Дети могут начать называть людей, например, «мама» или «папа», называть игрушки или картинки в книгах или использовать 9 слов.0007 функциональные слова , такие как «больше», «пожалуйста» или «помощь».

По мере того, как дети совершенствуют свои словесные выражения , они разовьют способность обозначать и использовать слова в функциональных целях. Как только появляется первое слово, должен происходить устойчивый рост словарного запаса до гораздо более обширного и выразительного.

Младенцы и дети ясельного возраста

Помогите своему ребенку выучить языковые навыки с помощью маркировки и запросов

Эбби Барнс, магистр медицины, CCC-SLP6 МИНУТНОЕ ЧТЕНИЕ

Если ваш ребенок не разговаривает, важно отметить, что это не означает, что он не общается. Невербальные дети могут полагаться на жесты, такие как указывание или протягивание руки, чтобы показать воспитателям, что им нужно. Даже тон их вокализации может быть ключом к тому, что они хотят сказать. Вокализации обычно имеют приятный или неприятный тон, и маленькие дети используют их, чтобы помочь воспитателям понять, что им нужно. Тем не менее, вербальное общение идеально, а именно разговор помогает детям наиболее легко выражать свои потребности.

Речевые и языковые проблемы

5 способов общения с невербальным ребенком или ребенком с задержкой речи

Эбби Барнс, магистр медицины, CCC-SLP

Как вам следует общаться со своим невербальным ребенком?

Обязательно узнайте, как ваш ребенок в настоящее время общается, чтобы уменьшить разочарование, которое может испытывать ваш ребенок, когда он пытается выразить свои потребности. Также очень важно, чтобы вы отвечали на их попытки общения и хвалили их за это! Если вы поможете детям понять преимущества общения, это побудит их общаться еще больше.

Вот пример: если ваш ребенок учится показывать на свою чашку, а вы в ответ протягиваете ему ее, он получает вознаграждение за это общение. Чем больше дети практикуют коммуникативные навыки и получают вознаграждение, тем больше они будут пытаться общаться.

Главное, убедитесь, что вы переводите ребенка на более сложный уровень общения.

Главное, убедитесь, что вы переводите ребенка на более сложный уровень общения. Как только ваш ребенок научится жестикулировать, пора переходить к подсказкам для вербализации. Это могут быть отдельные звуки или бормотание, похожие на целевое слово. После того, как это будет освоено, вы должны ожидать, что ваш ребенок начнет подражать и самостоятельно использовать настоящие слова для выражения своих мыслей.

Когда невербальному ребенку нужна логопедическая помощь?

Если ваш ребенок еще не говорит, может быть трудно понять, когда пора принять меры и обратиться к специалисту. Еще сложнее понять, какие  следующие шаги нужно предпринять! Давайте рассмотрим некоторые моменты, которые следует учитывать, чтобы выбрать лучший план действий для вашего ребенка.

Для детей, которые не говорят и не прогрессируют в развитии речи, лучше поговорить с педиатром или логопедом. Ниже приведены некоторые признаки того, что пора обратиться к профессионалу: 

  • Вашему ребенку 15 месяцев или больше, и он еще не произнес своего первого осмысленного слова

  • Развитие речи вашего ребенка, по-видимому, остановилось, и вы не замечаете улучшений в течение одного месяца

  • Речевое развитие вашего ребенка регрессировало или отстало

  • Ваш ребенок часто испытывает разочарование в повседневной жизни, пытаясь общаться с вами или другими людьми

Как начать логопедическую терапию для вашего ребенка

Педиатры обучены проверять коммуникативные навыки ребенка во время профилактических осмотров. Вам следует поговорить с лечащим врачом вашего ребенка во время его следующего осмотра или позвонить в его офис, чтобы назначить визит раньше. Помните, гораздо лучше начать лечение задержки речи или языка раньше, чем позже!

Если ваш педиатр считает, что логопедия необходима, он напишет сценарий логопедической терапии и может дать некоторые рекомендации по  логопеды . Важно помнить, что, хотя педиатры чрезвычайно хорошо осведомлены, логопед — единственный специалист, который может официально оценить вашего ребенка и определить, присутствует ли задержка речи.

Некоторые педиатры могут рекомендовать подход «подождем и посмотрим» . Это правда, что некоторым детям может просто понадобиться немного больше времени, чтобы начать говорить. Но если у ребенка действительно задержка в речи, то ожидание может принести больше вреда, чем пользы. Развитие речи — это непрерывный процесс, и любая задержка в развитии одного навыка негативно повлияет на способность приобретать последующие навыки.

Не бойтесь напрямую поговорить с логопедом, если вам нужно второе мнение.

Не бойтесь позвонить и поговорить напрямую с ближайшим к вам логопедом , если вам нужно второе мнение. Слушайте свою интуицию — вы лучше знаете своего ребенка!

Прежде чем звонить, подготовьте все вопросов , которые у вас есть, и сделайте заметки о том, как ваш ребенок в настоящее время общается. Логопеду понадобится эта информация, чтобы определить, требуется ли формальная оценка речи.

Как помочь ребенку заговорить

Независимо от того, проходит ли ваш ребенок логопедическую речевую деятельность, вы можете способствовать его развитию и росту различными способами дома.
Чтобы помочь ребенку научиться говорить, требуется много терпения, возможности попрактиковаться и поддержка со стороны опекунов. Попробуйте эти советы, помогая своему ребенку стать более вербальным.

  • Предложите ребенку общаться, используя навыки на один уровень выше того, на котором он в настоящее время находится.

  • Если они плачут, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях, помогите им научиться жестикулировать и указывать на то, что им нужно.

  • Если они могут использовать жесты, но не озвучивают, смоделируйте первую согласную слова, которое вы хотите, чтобы ваш ребенок произнес.

  • Если ребенок может использовать согласные или лепет, смоделируйте слово, которое должен повторить ваш ребенок.

  • Как только ваш ребенок сможет подражать вашему слову, сделайте паузу и выжидательно подождите, когда ваш ребенок попытается что-то попросить. Это поможет им научиться использовать слова спонтанно.

  • Используйте обычные повседневные ситуации для практики развития речи, например, во время еды, выполнения поручений и совместной игры. Дети лучше всего учатся во время повседневных дел и игр.

Знайте, что детям с задержкой речи требуется много времени и повторение заданий, чтобы усвоить больше слов. Не перегружайте ребенка стрессовой практикой. Держите его беззаботным и весело !

Подпишитесь на нашу рассылку

Веселые и простые советы по речи и языку подаются каждый месяц!

Как научить невербального ребенка начать говорить

Как сертифицированный поведенческий аналитик, я знаю, насколько важен язык для детей с аутизмом или признаками аутизма. Я работал со многими невербальными детьми как лично, так и на своих онлайн-курсах, и выяснил, что работает, а что нет, когда я обучаю малышей говорить. Эти же методы работают для детей старшего возраста с аутизмом, которых также можно считать невербальным ребенком. В прошлом я называл детей, которые еще не говорят, «невокальными», а не «невербальными», потому что технически даже младенцы, которые плачут о бутылочке или о смене подгузника, вербальны. Но в последнее время я снова переключился на невербальную речь, потому что это то, что большинство людей используют для описания детей, у которых практически отсутствует речь. Я также встречал немного детей, которые ничего не говорят, так как большинство невербальных детей часто бормочут, многие говорят несколько слов «здесь и там», а некоторые даже говорят короткими фразами, которые не работают.

Каждую неделю я делюсь с вами своими идеями о том, как изменить аутизм, поэтому, если вы еще не подписаны на мой канал YouTube, вы можете сделать это сейчас и присоединиться к более чем 30 000 других, у которых уже есть подписка.

Я тоже мама, страдающая аутизмом, вырастила двух мальчиков, одного с аутизмом и одного без него. Я видел, как родители слишком сильно сосредотачивались на составлении полных предложений или сосредотачивались на словах, а не на слогах, и, по сути, не видели леса за деревьями, когда дело доходит до овладения языком. Я тоже совершал эти ошибки в прошлом.

Может быть, у вас есть ребенок, который, кажется, вас понимает, но не говорит, или бормочет, но не может говорить четко. Или, может быть, ваш ребенок не говорит, потому что не понимает, что вы говорите. При аутизме возможно и то, и другое. Когда я учу малыша говорить, я обычно предполагаю, что ребенок не может понимать полные предложения, и продолжаю дальше.

Я предпочитаю целостный подход, чтобы заставить невербального ребенка говорить. Вам нужно начать с того, где находится ваш ребенок, а затем развивать язык, заставляя его просить то, что он хочет. Я изложил несколько простых советов, как научить малыша говорить. Если вы хотите углубиться и позволить мне действительно помочь вашему ребенку, я предлагаю вам зарегистрироваться на один из моих бесплатных онлайн-семинаров: marybarbera.com/workshop.

Когда я впервые встречаюсь с новым клиентом, мне нравится оценивать его в целом, а не только то, насколько хорошо он говорит. Обычно, если ребенку трудно говорить, у него есть и другие проблемы. Если ребенок не может говорить в возрасте 2 или 3 лет, у него, вероятно, есть проблемы с кормлением. Может быть, они все еще используют бутылочку или привязаны к соске. Может быть, они все еще предпочитают мягкую пищу. Чтобы действительно помочь вашему ребенку, я хочу решить эти проблемы, а также помочь ему научиться говорить. Помогая ребенку есть твердую пищу или пить из открытой чашки, вы также помогаете ему в голосовой речи. Я также смотрю на другие области, такие как сон, приучение к горшку, понимание и проблемное поведение.

Хотите знать, как ваш невербальный ребенок с аутизмом может научиться говорить? Программа Shoebox может помочь. Загрузите руководство ниже.

Получите шпаргалку и видео здесь!

Следующим шагом после оценки вашего ребенка в целом будет оценка уровня его речи. Ваш ребенок бормочет или произносит приблизительные слова? Умеют ли они повторять такие звуки, как «да-да-да» или «ба-ба-ба»? В младенчестве это бормотание усиливается мамой и папой, когда они слышат «папа» и приходят в восторг от того, насколько оно близко к «папа». Если ваш ребенок не болтает, возможно, у него есть всплывающие слова, которые вы иногда слышите. Составление списка лепетов и приближенных слов или «всплывающих» слов обычно очень полезно в качестве отправной точки!

Невербальный ребенок может не реагировать на ваш эхо-контроль. Эхо-контроль — это когда вы можете сказать ребенку «скажи мяч», и он скажет слово мяч, даже если перед ним нет мяча. Обретение эхо-контроля и ведение списка слов, которые ваш ребенок может произнести, будет важной частью того, как мы учим вашего малыша говорить.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил больше, вам нужно изучить мою технику номер один для увеличения разговорной речи. Это сосредоточение внимания на словах, которые важны для вашего ребенка. Этот список, который вы составили из всех слов или звуков, которые может произнести ваш ребенок, будет отличным началом. Что чаще всего говорят? Какие самые необходимые для общения с вами и другими людьми в течение дня? Это должны быть простые слова, такие как мама, сок, кровать, вверх, вниз и т. д. Обратите внимание, что все эти слова состоят из одного или двух слогов. Чем меньше слово, тем лучше при первом запуске.

Чтобы научить вашего ребенка новым словам и закрепить слова, которые он уже знает, вы можете замедлить свою речь и сделать разговор очень простым. Думайте об этом, как будто вы изучаете новый язык, чтобы посетить другую страну. Подумайте, какие слова вам могут понадобиться, чтобы удовлетворить свои потребности. Например, вам может понадобиться знать, как произносить слова «есть», «ванная» и «вода». Теперь, если бы вы попали в эту чужую страну и до сих пор не знали слова «вода», а я сказал бы «оуи ови уби», что означает «хочешь воды?», вы бы не знали, какая часть этого предложения означает воду. Однако, если я замедляю темп и говорю «уби, уби, уби», подавая вам воду, вы быстро узнаете, что «уби» означает воду.

Вы сделаете то же самое со своим невербальным ребенком, будь то малыш с задержкой речи или невербальный подросток с тяжелой формой аутизма. Если вы хотите, чтобы они поднялись по лестнице, встаньте на ступеньку и медленно скажите им «вверх, вверх, вверх», прежде чем сделать следующий шаг. Затем, когда они последуют, повторите это снова. «Вверх вверх вверх.» Чем больше вы подкрепите это слово, тем лучше ваш ребенок сможет распознать, что «вверх» означает идти вверх по лестнице. Если вы попытаетесь сказать им: «Томми, поднимитесь по лестнице», они могут не до конца понять, что вы имеете в виду. Им будет намного легче понять слова, произносимые изолированно.

Вот почему я хочу представить вам мою бесплатную программу The Shoebox Program. Это семиэтапный процесс, который вы можете использовать со своим ребенком, чтобы помочь ему выучить слова в одиночестве. Программа называется «Обувная коробка», потому что вы будете использовать изображения объектов, которые важны для вашего ребенка, в обувной коробке, которые вы сможете использовать в качестве карточек каждый день.

Для получения более подробной информации о программе Shoebox Program и просмотра видео-демонстрации посетите веб-сайт marybarbera.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *