Содержание

Замкнутый ребенок — что делать, если ребенок замкнутый и необщительный?

Замкнутость ребенка часто приводит родителей в состояние растерянности. Как разговорить малыша, помочь ему найти друзей и интересные занятия, если он абсолютно безразличен к происходящему в своей жизни?

Замкнутость — не врожденная черта характера. С этим качеством можно работать, наполняя жизнь общением, новыми эмоциями. Итак, что же делать, если вам кажется, что ребенок замкнутый?

Что такое замкнутость?

Нередко замкнутость относят к личным характеристикам человека, что не совсем верно: в отличие от стеснительности и робости, замкнутость формируется постепенно. Это форма взаимодействия с окружающими, способ оградить себя от стресса, неприятных ощущений, которые неминуемо проникают сквозь защитную оболочку.

Считается, что замкнутость возникает из-за одиночества ребенка в первый год жизни — всему виной недостаток внимания, зрительных и тактильных контактов с родителями. Однако замкнутость может появиться значительно позже (в дошкольном, младшем школьном возрасте).

Если малыш по природе интроверт, замкнутость может стать нежелательным бонусом: необщительность, погруженность в себя будут препятствовать адаптации.

Без родительского участия ребенок увязнет в негативном состоянии, поэтому психологи рекомендуют обращать внимание на настроение детей, их привычки.

Признаки замкнутости

Что указывает на повышенную замкнутость у ребенка?

  1. Плохая адаптация в новом коллективе (детский сад, школа). Малыш не знакомится с членами коллектива, не стремится хотя бы узнать их имена. Во время групповых игр предпочитает занимать позицию наблюдателя, сидит с гаджетом или книгой, погружается в другой вид деятельности.
  2. Ребенок мало разговаривает. У него заметно меняется голос: становится тихим, появляются зажимы, трудности с формулировкой мыслей.
  3. У ребенка нет друзей. Даже краткосрочные приятельские контакты ограничены. Близкие взаимоотношения отсутствуют: малыш не рассказывает об этом, не делится впечатлениями и демонстрирует равнодушие к теме общения с ровесниками.
  4. У ребенка нет личной точки зрения. Если во время занятий требуется озвучить мнение, малыш неохотно придумывает его или инертно соглашается с общепринятой позицией. Его ничто не волнует, он безразличен даже к спорным вопросам, которые касаются его жизни.
  5. Замкнутые дети обидчивы, сентиментальны, их легко довести до слез. Малейшую неприятность принимают близко к сердцу: потеря любимой игрушки, внезапная смена планов могут испортить настроение на весь день.

Также замкнутость проявляется физически: у ребенка сбивается режим сна, возникают боли в голове, мышцах без объективных причин. Походка отличается неуверенностью, неустойчивостью. Дети прячут руки в карманы, стараются ими не размахивать при ходьбе.

Отличия замкнутости от стеснительности

Родители совершают распространенную ошибку, ставя знак равенства между замкнутостью и стеснительностью.

Стеснительные дети тянутся к ровесникам, но не понимают, как наладить контакт. А вот замкнутые малыши не стремятся к дружбе, совместному времяпрепровождению: они изолируют себя.

Что общего у замкнутых и стеснительных детей?

  1. Настороженность по отношению к незнакомцам. Ребенок реагирует настороженно, если человек пытается сблизиться, познакомиться.
  2. Как следствие — высокий уровень тревожности, который проявляется в других сферах жизни.
  3. Не любят менять старые привычки. Когда происходит событие, меняющее старый уклад (учеба в школе, переезд), ребенок долго не может приспособиться.

Нужно научиться отличать замкнутость от стеснительности. Посмотрим, чем обусловлено возникновение замкнутости и как проявляется это качество в жизни.

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Причины возникновения замкнутости у детей

Вот наиболее распространенные причины, которые впоследствии приводят к замкнутости ребенка.

  1. Недостаток общения с родителями. Иногда взрослые, погруженные в работу и бытовые проблемы, забывают интересоваться делами малыша. Это создает устойчивое ощущение ненужности, и дети замыкаются в себе, чтобы не беспокоить членов семьи рассказами — зачем стараться, если никто не заинтересован?
  2. Проблемы внутри семейного круга. Глядя на перепалки родителей, ребенок чувствует себя настолько плохо, что убегает во внутренний мир.
  3. Перфекционизм родителей. Предъявляя ребенку завышенные требования, вы увеличиваете психологическую нагрузку: малыш принимает правила игры и старается угодить, но затем терпение заканчивается — проще игнорировать родителей, чем соответствовать недостижимым идеалам.
  4. Сильное эмоциональное потрясение. С помощью замкнутости дети переживают страх (смерти, потери, предательства), испуг (пугают природные явления, люди, животные). Также причиной может стать эмоциональное и физическое насилие, травля. Подростки и взрослые тоже используют подобный защитный механизм.
  5. Болезни. Если у ребенка проблемы со здоровьем, ничего удивительного, что он становится более скрытным, замкнутым, не желает выносить чувства на публику. Ему требуются внутренние силы, чтобы пережить сложный период.
  6. Психические расстройства, вызванные травмами в прошлом.

Стоит бить тревогу, если замкнутость малыша станет влиять на успеваемость в школе или детском саду — занятия гуманитарными предметами и внеклассная активность быстро выявят проблему. Ребенку будет тяжело читать и пересказывать тексты, сочинять, импровизировать.

Что делать, если ребенок замкнутый

  1. Дети, которые замкнулись в себе, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке (особенно в людных местах, где они чувствуют себя неуютно). В толпе родителям следует уделить внимание ребенку: почаще держать за руку, задавать отвлекающие вопросы, рассказывать что-то веселое. Если ребенок выглядит растерянным, не оставляйте его в одиночестве.
  2. Помогите малышу включить в круг общения новых приятелей. Посещайте детские площадки, клубы по интересам. Разговаривайте с другими родителями, чтобы помочь ребенку наладить контакт. Однако не принуждайте общаться против воли — это может ухудшить ситуацию.
  3. Выбирайте произведения для чтения вслух, где можно встретить много неформальных диалогов между персонажами. Ребенок усвоит новые шаблоны для диалогов со сверстниками, поработает над коммуникативными навыками. Также поможет домашний театр, репетиции с репликами героев.
  4. Чаще становитесь инициатором разговора с незнакомцами — в музее, детском саду, торговых центрах. Ребенку необходимо привыкнуть к мысли, что контакт с людьми может быть легким и приятным.
  5. Отложите гаджеты в сторону. Ребенок может не чувствовать потребности в общении, потому что с раннего детства наблюдал, как члены семьи проводят время порознь, занимаясь своими делами в интернете. Стоит добавить больше живого общения в будни: например, обсуждайте с малышом за семейным ужином, что он собирается делать завтра, что его беспокоит.

Игры и упражнения для преодоления замкнутости

Игры могут стать полезным инструментом психотерапии. Родителям не нужно обладать особыми знаниями, чтобы менять поведение ребенка во время игровых занятий.

Дошкольники и младшие школьники особенно хорошо реагируют на внедрение таких упражнений.

«Что можно ответить?»

Иногда замкнутость напрямую связана с недостатком опыта общения в социуме или бедной фантазией: чтобы уместно вставлять реплики в разговор, требуются оба компонента. Развивая сообразительность вместе с ребенком, вы поможете ему чувствовать себя раскованно во время диалога с незнакомцами.

Предложите представить нестандартную, фантастическую ситуацию: ребенок гуляет по лесу и вдруг встречает персонажа мультфильма и т. д. Сказочные персонажи не существуют в действительности, поэтому с ними легче работать — отсутствует барьер в виде смущения, нет социальных рамок.

Когда малыш освоится, переходите к следующему этапу фантазирования: придумайте эпизод с реально существующими людьми (одноклассниками, соседями, дальними родственниками). Ребенок застрял в лифте с ребятами, которые живут в вашем доме. Что они будут делать? О чем говорить?

«Актеры»

Игра-упражнение подходит для всей семьи. Суть: нужно собрать список состояний и эмоций, а затем выразить их с помощью мимики, языка тела.

Что можно изобразить? Чувство растерянности, холод, страх, эйфорию, радость… Пусть ребенок предлагает новые варианты, которые более применимы к его повседневной жизни.

«Закончи фразу»

Постройте несколько синтаксических конструкций с положительным посылом: «Я умею…», «Завтра я смогу…» и др. Ребенку предстоит закончить предложения вместе с вами. Такое упражнение помогает поверить в себя, представить позитивные сценарии развития.

Помогают любые контактные игры: прятки, жмурки. Веселье, подвижность — хорошие помощники в борьбе с замкнутостью.

Замкнутый ребенок: советы психологов родителям

Столкнувшись с детской замкнутостью, начинайте действовать незамедлительно. Защитная реакция связана с болезненным переживанием в прошлом, и травма может отравить жизнь малышу, если не принять меры вовремя.

  1. Навсегда исключите из методов воспитания физические наказания, если вы позволяли их себе.
  2. Разговаривайте с детьми спокойным, благожелательным тоном, не повышая голос. Крик со стороны родителей заставляет детей искать безопасное состояние, которое помогло бы пережить агрессию взрослых. Именно поэтому малыши становятся замкнутыми, неразговорчивыми.
  3. Старайтесь меньше критиковать действия малыша — переключитесь на успехи и достижения. Страх вновь не угодить папе и маме вынуждает ребенка быть пассивным, не проявлять инициативу.
  4. Конфликты внутри семьи влияют на детей сильнее, чем замечают взрослые. Ссоры между супругами отрицательно воздействуют на состояние психики ребенка: мир начинает казаться враждебным и ненадежным, разрушается идеальный образ родителей, существующий в мыслях малыша. Старайтесь выяснять отношения без свидетелей.
  5. Тяжелая психологическая травма (смерть или болезнь близкого, несчастный случай, насилие) — повод обратиться к детскому психологу.
  6. Учите ребенка говорить вслух о переживаниях, которые не дают покоя. Озвучивать чувства, подбирать нужные слова — важный навык, облегчающий жизнь. Поддерживайте диалоги об этом: «Что случилось? Что ты ощущаешь? Как мы можем помочь тебе?»

Многое зависит от темперамента ребенка. Флегматики, к примеру, органично чувствуют себя в одиночестве. Уединение не вызывает разрушительных эмоций и не маскирует жажду общения. В таком случае позвольте ребенку самостоятельно выбирать хобби, друзей, вид досуга. Не подталкивайте малыша к сближению с окружающими — он сам решит, когда это будет необходимым.

С возрастом меняется способ коммуникации с миром, поэтому закрытый, сдержанный ребенок вполне может стать более общительным в ближайшем будущем — нужно лишь найти причину замкнутости и устранить ее.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

 

Должен ли я беспокоиться о том, что мой малыш еще не разговаривает?

Как и на большинстве этапов развития, возраст, в котором дети начинают говорить, может быть разным. Стоит помнить, что этапы речевого и языкового развития одинаковы для всех детей, но возраст, в котором они развиваются, может различаться. Одна из матерей из нашего сообщества Facebook беспокоилась о том, что ее малыш еще не разговаривает. и получил несколько замечательных советов от других участников.

«Привет всем. Моему сыну 19 лет.месяцев, и у него всего два слова: «Дада» и «Пеппа». Он издает множество звуков и полностью понимает, что мы ему говорим, и следует инструкциям типа «положи это в мусорное ведро». Он также невероятно упрям ​​и укажет на то, что хочет, но не скажет этого. Я просто немного беспокоюсь из-за того, что он сказал только два слова. Всем спасибо.»

Проверьте его у специалиста

Лиза: Если вас это беспокоит, узнайте в службе общественного здравоохранения, есть ли логопедическая клиника, в которую можно обратиться. Возможно, они смогут дать вам несколько советов о том, как мотивировать вашего малыша начать больше говорить.

Катрина: Я бы посоветовала, если вы беспокоитесь, попросить медсестру общественного здравоохранения направить его на логопедическую помощь сейчас, так как может пройти много времени, прежде чем он сможет ее получить.

Niamh: Вы всегда можете направить его на обследование. Мой сын, которому сейчас два с половиной года, почти ничего не говорил во время своего двухлетнего чека. Его направили и оценили — никакого вмешательства как такового. Кажется, он просто начал говорить после Рождества и не остановился. Я бы не волновался, но нет ничего плохого в том, чтобы ввести его в систему раньше, чем позже!

ПОДРОБНЕЕ: Воспитание двуязычных детей

Сара: Лучший совет, который я вам дам, — записать его имя на логопедическую терапию как можно скорее, так как это может быть долгим процессом. Я до сих пор посещаю логопеда моей дочери, и работа, которую терапевт делает с моей дочерью, фантастическая и действительно помогает стимулировать ее речь в ее собственном темпе. У него почти не было слов, и он в основном «говорил» тарабарщиной. Четыре месяца спустя слова льются из него. Удивительно, но у нас все еще есть записи на следующие встречи. Нет ничего плохого в том, чтобы знать об этом и быть замеченным кем-то, но многие дети приходят на дрожжах!!

Проверьте его слух

Лиза: Вы можете попросить своего терапевта проверить его уши на случай, если он слышит, но не совсем слышит произношение.

ПОДРОБНЕЕ: Как заставить детей рассказать о своем дне

Будьте терпеливы, все дети разные

Лиза: Вы, вероятно, обнаружите, что в один прекрасный день это просто щелкнет с ним, и он начнет получать больше и больше. больше слов довольно быстро.

Катрина: Мой сын был таким же, и однажды он просто начал использовать множество слов. Он летит со своей речью сейчас!

Хизер: В таком возрасте я бы не беспокоилась об этом. Я в группе мам, и все наши дети родились в один и тот же месяц (сейчас им 21 месяц). Некоторые дети много говорят, у некоторых еще нет слов. Все дети разные

Сиара : Моя медсестра сказала, что когда им исполнится два года, будет очень быстрый прогресс. Мой малыш был таким же в 18 месяцев. Она все понимала: прекрасно издавала звуки животных, «папа» и «мама» в разное время. Теперь, вдруг, она пытается копировать все и новые слова все время. Не волнуйся. У каждого ребенка свой путь,

Джорджина : Моему сыну два года, и у него есть несколько хороших слов, но только два предложения. Его направили к логопеду, но медсестра общественного здравоохранения сказала, что к тому времени, когда он попадет на прием, он может говорить без умолку. Не беспокойтесь, что он заговорит в свое время.

ПОДРОБНЕЕ: 5 способов стимулировать речь вашего ребенка

Штеффи : Мне кажется, это нормально. Разные дети развиваются с разной скоростью. Я бы дождался его двухлетнего чека и посмотрел, что будет потом.

Дарья : Мой сын не разговаривал, пока ему не исполнилось два с половиной года. До этого у него было буквально шесть слов. После этого он не остановится! Я бы пока не беспокоился об этом, если бы вы видели, что он все понимает.

Просто продолжай рассказывать обо всем:

Ниамх: Просто продолжай говорить (или, скорее, рассказывай обо всем!)

Штеффи: Может, попробуешь прочитать много книг и много рассказывать о жизни, если ты еще этого не сделал.

Дейдра: Я бы не беспокоилась. Обычно около двух лет дети начинают использовать больше слов. А пока детские стишки, чтение рассказов и непрерывный диалог о том, что вы делаете, помогут развить речь вашего ребенка.

Джоэлин: Детский YouTube тоже потрясающий.

ПОДРОБНЕЕ: Язык жестов для младенцев

3-летний ребенок не разговаривает? Наше руководство по задержке речи у детей ясельного возраста

Для многих родителей задержка речи является реальной и растущей проблемой. Только в США около 5% детей в возрасте от 3 до 10 лет в той или иной степени владеют речью и языком.

Отслеживание речевого развития ребенка

Отслеживание речевого развития ребенка имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы дети и их семьи получали помощь в поддержке речевого развития своего ребенка и преодолении, где это возможно, любой задержки.

У всех детей речь развивается с разной скоростью. Точно так же, как некоторые младенцы начинают ходить рано или поздно по сравнению с определенной вехой, речевое развитие также различается в зависимости от возраста, в котором младенцы и дети достигают определенных речевых вех.

Каковы ожидаемые вехи речи в 3 года?

К 3 годам ребенок должен уметь:

  • Говорить и правильно использовать от 800 до 1000 слов. Эти слова должны состоять из существительных, глаголов и прилагательных.
  • Соедините несколько слов, до шести за раз, чтобы устно передать предложение, понятное человеку, которому оно адресовано.
  • Используйте речь правильно с точки зрения грамматики. Это включает в себя понимание и использование слов в прошедшем времени.
  • Используйте речь, которую сможет понять даже тот, кто плохо знает ребенка.
  • Использует речь, чтобы вспоминать прошлые события или из памяти.
  • Использует свою речь для вербализации вопросов, включая использование «почему» и «что».
  • Уверенно и устно отвечать на заданные им вопросы.

Что делать, если ваш 3-летний ребенок не говорит и не достигает ожидаемых показателей речи?

Прежде всего, важно понять, как и когда развитие речи вашего ребенка или его отсутствие могут вызывать беспокойство.

К 3 годам следующее может стать поводом для дальнейшего расследования, чтобы понять причину задержки речи:

  • Имеет ограниченное количество слов и речи.
  • Не может комбинировать слова, чтобы составить осмысленное предложение.
  • Все еще использует грамматически неправильные слова и обороты речи при общении.
  • Если их речь не понимают те, кто не знаком с ребенком.
  • Если у них также проявляются какие-либо признаки задержки в других областях развития, включая развитие их физических, когнитивных и социальных навыков. Часто серьезное отставание в одной области развития ребенка может сопровождаться задержкой и в другой области.

Это ни в коем случае не исчерпывающий список, и любые опасения, которые могут возникнуть у вас по поводу речи вашего 3-летнего ребенка, скорее всего, будут невероятно обоснованными.

Сообщите о беспокойстве по поводу развития речи вашего ребенка

Начните с того, что сообщите о своих опасениях лечащему врачу или педиатру вашего ребенка. Они смогут подтвердить ваши опасения и дать рекомендации о том, как продолжить дальнейшее расследование масштабов и потенциальных причин задержки.

Быстрое вмешательство имеет решающее значение для помощи детям и их семьям в преодолении задержки речи и обеспечении положительных результатов для ребенка в долгосрочной перспективе. По этой причине важно, чтобы родители как можно быстрее сообщали о любых проблемах, связанных с развитием их ребенка.

Иногда задержка речи в любом возрасте может быть признаком или симптомом редкого заболевания.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *