Содержание
Замкнутый ребенок — что делать, если ребенок замкнутый и необщительный?
Замкнутость ребенка часто приводит родителей в состояние растерянности. Как разговорить малыша, помочь ему найти друзей и интересные занятия, если он абсолютно безразличен к происходящему в своей жизни?
Замкнутость — не врожденная черта характера. С этим качеством можно работать, наполняя жизнь общением, новыми эмоциями. Итак, что же делать, если вам кажется, что ребенок замкнутый?
Что такое замкнутость?
Нередко замкнутость относят к личным характеристикам человека, что не совсем верно: в отличие от стеснительности и робости, замкнутость формируется постепенно. Это форма взаимодействия с окружающими, способ оградить себя от стресса, неприятных ощущений, которые неминуемо проникают сквозь защитную оболочку.
Считается, что замкнутость возникает из-за одиночества ребенка в первый год жизни — всему виной недостаток внимания, зрительных и тактильных контактов с родителями. Однако замкнутость может появиться значительно позже (в дошкольном, младшем школьном возрасте).
Если малыш по природе интроверт, замкнутость может стать нежелательным бонусом: необщительность, погруженность в себя будут препятствовать адаптации.
Без родительского участия ребенок увязнет в негативном состоянии, поэтому психологи рекомендуют обращать внимание на настроение детей, их привычки.
Признаки замкнутости
Что указывает на повышенную замкнутость у ребенка?
- Плохая адаптация в новом коллективе (детский сад, школа). Малыш не знакомится с членами коллектива, не стремится хотя бы узнать их имена. Во время групповых игр предпочитает занимать позицию наблюдателя, сидит с гаджетом или книгой, погружается в другой вид деятельности.
- Ребенок мало разговаривает. У него заметно меняется голос: становится тихим, появляются зажимы, трудности с формулировкой мыслей.
- У ребенка нет друзей. Даже краткосрочные приятельские контакты ограничены. Близкие взаимоотношения отсутствуют: малыш не рассказывает об этом, не делится впечатлениями и демонстрирует равнодушие к теме общения с ровесниками.
- У ребенка нет личной точки зрения. Если во время занятий требуется озвучить мнение, малыш неохотно придумывает его или инертно соглашается с общепринятой позицией. Его ничто не волнует, он безразличен даже к спорным вопросам, которые касаются его жизни.
- Замкнутые дети обидчивы, сентиментальны, их легко довести до слез. Малейшую неприятность принимают близко к сердцу: потеря любимой игрушки, внезапная смена планов могут испортить настроение на весь день.
Также замкнутость проявляется физически: у ребенка сбивается режим сна, возникают боли в голове, мышцах без объективных причин. Походка отличается неуверенностью, неустойчивостью. Дети прячут руки в карманы, стараются ими не размахивать при ходьбе.
Отличия замкнутости от стеснительности
Родители совершают распространенную ошибку, ставя знак равенства между замкнутостью и стеснительностью.
Стеснительные дети тянутся к ровесникам, но не понимают, как наладить контакт. А вот замкнутые малыши не стремятся к дружбе, совместному времяпрепровождению: они изолируют себя.
Что общего у замкнутых и стеснительных детей?
- Настороженность по отношению к незнакомцам. Ребенок реагирует настороженно, если человек пытается сблизиться, познакомиться.
- Как следствие — высокий уровень тревожности, который проявляется в других сферах жизни.
- Не любят менять старые привычки. Когда происходит событие, меняющее старый уклад (учеба в школе, переезд), ребенок долго не может приспособиться.
Нужно научиться отличать замкнутость от стеснительности. Посмотрим, чем обусловлено возникновение замкнутости и как проявляется это качество в жизни.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Причины возникновения замкнутости у детей
Вот наиболее распространенные причины, которые впоследствии приводят к замкнутости ребенка.
- Недостаток общения с родителями. Иногда взрослые, погруженные в работу и бытовые проблемы, забывают интересоваться делами малыша. Это создает устойчивое ощущение ненужности, и дети замыкаются в себе, чтобы не беспокоить членов семьи рассказами — зачем стараться, если никто не заинтересован?
- Проблемы внутри семейного круга. Глядя на перепалки родителей, ребенок чувствует себя настолько плохо, что убегает во внутренний мир.
- Перфекционизм родителей. Предъявляя ребенку завышенные требования, вы увеличиваете психологическую нагрузку: малыш принимает правила игры и старается угодить, но затем терпение заканчивается — проще игнорировать родителей, чем соответствовать недостижимым идеалам.
- Сильное эмоциональное потрясение. С помощью замкнутости дети переживают страх (смерти, потери, предательства), испуг (пугают природные явления, люди, животные). Также причиной может стать эмоциональное и физическое насилие, травля. Подростки и взрослые тоже используют подобный защитный механизм.
- Болезни. Если у ребенка проблемы со здоровьем, ничего удивительного, что он становится более скрытным, замкнутым, не желает выносить чувства на публику. Ему требуются внутренние силы, чтобы пережить сложный период.
- Психические расстройства, вызванные травмами в прошлом.
Стоит бить тревогу, если замкнутость малыша станет влиять на успеваемость в школе или детском саду — занятия гуманитарными предметами и внеклассная активность быстро выявят проблему. Ребенку будет тяжело читать и пересказывать тексты, сочинять, импровизировать.
Что делать, если ребенок замкнутый
- Дети, которые замкнулись в себе, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке (особенно в людных местах, где они чувствуют себя неуютно). В толпе родителям следует уделить внимание ребенку: почаще держать за руку, задавать отвлекающие вопросы, рассказывать что-то веселое. Если ребенок выглядит растерянным, не оставляйте его в одиночестве.
- Помогите малышу включить в круг общения новых приятелей. Посещайте детские площадки, клубы по интересам. Разговаривайте с другими родителями, чтобы помочь ребенку наладить контакт. Однако не принуждайте общаться против воли — это может ухудшить ситуацию.
- Выбирайте произведения для чтения вслух, где можно встретить много неформальных диалогов между персонажами. Ребенок усвоит новые шаблоны для диалогов со сверстниками, поработает над коммуникативными навыками. Также поможет домашний театр, репетиции с репликами героев.
- Чаще становитесь инициатором разговора с незнакомцами — в музее, детском саду, торговых центрах. Ребенку необходимо привыкнуть к мысли, что контакт с людьми может быть легким и приятным.
- Отложите гаджеты в сторону. Ребенок может не чувствовать потребности в общении, потому что с раннего детства наблюдал, как члены семьи проводят время порознь, занимаясь своими делами в интернете. Стоит добавить больше живого общения в будни: например, обсуждайте с малышом за семейным ужином, что он собирается делать завтра, что его беспокоит.
Игры и упражнения для преодоления замкнутости
Игры могут стать полезным инструментом психотерапии. Родителям не нужно обладать особыми знаниями, чтобы менять поведение ребенка во время игровых занятий.
Дошкольники и младшие школьники особенно хорошо реагируют на внедрение таких упражнений.
«Что можно ответить?»
Иногда замкнутость напрямую связана с недостатком опыта общения в социуме или бедной фантазией: чтобы уместно вставлять реплики в разговор, требуются оба компонента. Развивая сообразительность вместе с ребенком, вы поможете ему чувствовать себя раскованно во время диалога с незнакомцами.
Предложите представить нестандартную, фантастическую ситуацию: ребенок гуляет по лесу и вдруг встречает персонажа мультфильма и т. д. Сказочные персонажи не существуют в действительности, поэтому с ними легче работать — отсутствует барьер в виде смущения, нет социальных рамок.
Когда малыш освоится, переходите к следующему этапу фантазирования: придумайте эпизод с реально существующими людьми (одноклассниками, соседями, дальними родственниками). Ребенок застрял в лифте с ребятами, которые живут в вашем доме. Что они будут делать? О чем говорить?
«Актеры»
Игра-упражнение подходит для всей семьи. Суть: нужно собрать список состояний и эмоций, а затем выразить их с помощью мимики, языка тела.
Что можно изобразить? Чувство растерянности, холод, страх, эйфорию, радость… Пусть ребенок предлагает новые варианты, которые более применимы к его повседневной жизни.
«Закончи фразу»
Постройте несколько синтаксических конструкций с положительным посылом: «Я умею…», «Завтра я смогу…» и др. Ребенку предстоит закончить предложения вместе с вами. Такое упражнение помогает поверить в себя, представить позитивные сценарии развития.
Помогают любые контактные игры: прятки, жмурки. Веселье, подвижность — хорошие помощники в борьбе с замкнутостью.
Замкнутый ребенок: советы психологов родителям
Столкнувшись с детской замкнутостью, начинайте действовать незамедлительно. Защитная реакция связана с болезненным переживанием в прошлом, и травма может отравить жизнь малышу, если не принять меры вовремя.
- Навсегда исключите из методов воспитания физические наказания, если вы позволяли их себе.
- Разговаривайте с детьми спокойным, благожелательным тоном, не повышая голос. Крик со стороны родителей заставляет детей искать безопасное состояние, которое помогло бы пережить агрессию взрослых. Именно поэтому малыши становятся замкнутыми, неразговорчивыми.
- Старайтесь меньше критиковать действия малыша — переключитесь на успехи и достижения. Страх вновь не угодить папе и маме вынуждает ребенка быть пассивным, не проявлять инициативу.
- Конфликты внутри семьи влияют на детей сильнее, чем замечают взрослые. Ссоры между супругами отрицательно воздействуют на состояние психики ребенка: мир начинает казаться враждебным и ненадежным, разрушается идеальный образ родителей, существующий в мыслях малыша. Старайтесь выяснять отношения без свидетелей.
- Тяжелая психологическая травма (смерть или болезнь близкого, несчастный случай, насилие) — повод обратиться к детскому психологу.
- Учите ребенка говорить вслух о переживаниях, которые не дают покоя. Озвучивать чувства, подбирать нужные слова — важный навык, облегчающий жизнь. Поддерживайте диалоги об этом: «Что случилось? Что ты ощущаешь? Как мы можем помочь тебе?»
Многое зависит от темперамента ребенка. Флегматики, к примеру, органично чувствуют себя в одиночестве. Уединение не вызывает разрушительных эмоций и не маскирует жажду общения. В таком случае позвольте ребенку самостоятельно выбирать хобби, друзей, вид досуга. Не подталкивайте малыша к сближению с окружающими — он сам решит, когда это будет необходимым.
С возрастом меняется способ коммуникации с миром, поэтому закрытый, сдержанный ребенок вполне может стать более общительным в ближайшем будущем — нужно лишь найти причину замкнутости и устранить ее.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Должен ли я беспокоиться о том, что мой малыш еще не разговаривает?
Как и на большинстве этапов развития, возраст, в котором дети начинают говорить, может быть разным. Стоит помнить, что этапы речевого и языкового развития одинаковы для всех детей, но возраст, в котором они развиваются, может различаться. Одна из матерей из нашего сообщества Facebook беспокоилась о том, что ее малыш еще не разговаривает. и получил несколько замечательных советов от других участников.
«Привет всем. Моему сыну 19 лет.месяцев, и у него всего два слова: «Дада» и «Пеппа». Он издает множество звуков и полностью понимает, что мы ему говорим, и следует инструкциям типа «положи это в мусорное ведро». Он также невероятно упрям и укажет на то, что хочет, но не скажет этого. Я просто немного беспокоюсь из-за того, что он сказал только два слова. Всем спасибо.»
Проверьте его у специалиста
Лиза: Если вас это беспокоит, узнайте в службе общественного здравоохранения, есть ли логопедическая клиника, в которую можно обратиться. Возможно, они смогут дать вам несколько советов о том, как мотивировать вашего малыша начать больше говорить.
Катрина: Я бы посоветовала, если вы беспокоитесь, попросить медсестру общественного здравоохранения направить его на логопедическую помощь сейчас, так как может пройти много времени, прежде чем он сможет ее получить.
Niamh: Вы всегда можете направить его на обследование. Мой сын, которому сейчас два с половиной года, почти ничего не говорил во время своего двухлетнего чека. Его направили и оценили — никакого вмешательства как такового. Кажется, он просто начал говорить после Рождества и не остановился. Я бы не волновался, но нет ничего плохого в том, чтобы ввести его в систему раньше, чем позже!
ПОДРОБНЕЕ: Воспитание двуязычных детей
Сара: Лучший совет, который я вам дам, — записать его имя на логопедическую терапию как можно скорее, так как это может быть долгим процессом. Я до сих пор посещаю логопеда моей дочери, и работа, которую терапевт делает с моей дочерью, фантастическая и действительно помогает стимулировать ее речь в ее собственном темпе. У него почти не было слов, и он в основном «говорил» тарабарщиной. Четыре месяца спустя слова льются из него. Удивительно, но у нас все еще есть записи на следующие встречи. Нет ничего плохого в том, чтобы знать об этом и быть замеченным кем-то, но многие дети приходят на дрожжах!!
Проверьте его слух
Лиза: Вы можете попросить своего терапевта проверить его уши на случай, если он слышит, но не совсем слышит произношение.
ПОДРОБНЕЕ: Как заставить детей рассказать о своем дне
Будьте терпеливы, все дети разные
Лиза: Вы, вероятно, обнаружите, что в один прекрасный день это просто щелкнет с ним, и он начнет получать больше и больше. больше слов довольно быстро.
Катрина: Мой сын был таким же, и однажды он просто начал использовать множество слов. Он летит со своей речью сейчас!
Хизер: В таком возрасте я бы не беспокоилась об этом. Я в группе мам, и все наши дети родились в один и тот же месяц (сейчас им 21 месяц). Некоторые дети много говорят, у некоторых еще нет слов. Все дети разные
Сиара : Моя медсестра сказала, что когда им исполнится два года, будет очень быстрый прогресс. Мой малыш был таким же в 18 месяцев. Она все понимала: прекрасно издавала звуки животных, «папа» и «мама» в разное время. Теперь, вдруг, она пытается копировать все и новые слова все время. Не волнуйся. У каждого ребенка свой путь,
Джорджина : Моему сыну два года, и у него есть несколько хороших слов, но только два предложения. Его направили к логопеду, но медсестра общественного здравоохранения сказала, что к тому времени, когда он попадет на прием, он может говорить без умолку. Не беспокойтесь, что он заговорит в свое время.
ПОДРОБНЕЕ: 5 способов стимулировать речь вашего ребенка
Штеффи : Мне кажется, это нормально. Разные дети развиваются с разной скоростью. Я бы дождался его двухлетнего чека и посмотрел, что будет потом.
Дарья : Мой сын не разговаривал, пока ему не исполнилось два с половиной года. До этого у него было буквально шесть слов. После этого он не остановится! Я бы пока не беспокоился об этом, если бы вы видели, что он все понимает.
Просто продолжай рассказывать обо всем:
Ниамх: Просто продолжай говорить (или, скорее, рассказывай обо всем!)
Штеффи: Может, попробуешь прочитать много книг и много рассказывать о жизни, если ты еще этого не сделал.
Дейдра: Я бы не беспокоилась. Обычно около двух лет дети начинают использовать больше слов. А пока детские стишки, чтение рассказов и непрерывный диалог о том, что вы делаете, помогут развить речь вашего ребенка.
Джоэлин: Детский YouTube тоже потрясающий.
ПОДРОБНЕЕ: Язык жестов для младенцев
3-летний ребенок не разговаривает? Наше руководство по задержке речи у детей ясельного возраста
Для многих родителей задержка речи является реальной и растущей проблемой. Только в США около 5% детей в возрасте от 3 до 10 лет в той или иной степени владеют речью и языком.
Отслеживание речевого развития ребенка
Отслеживание речевого развития ребенка имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы дети и их семьи получали помощь в поддержке речевого развития своего ребенка и преодолении, где это возможно, любой задержки.
У всех детей речь развивается с разной скоростью. Точно так же, как некоторые младенцы начинают ходить рано или поздно по сравнению с определенной вехой, речевое развитие также различается в зависимости от возраста, в котором младенцы и дети достигают определенных речевых вех.
Каковы ожидаемые вехи речи в 3 года?
К 3 годам ребенок должен уметь:
- Говорить и правильно использовать от 800 до 1000 слов. Эти слова должны состоять из существительных, глаголов и прилагательных.
- Соедините несколько слов, до шести за раз, чтобы устно передать предложение, понятное человеку, которому оно адресовано.
- Используйте речь правильно с точки зрения грамматики. Это включает в себя понимание и использование слов в прошедшем времени.
- Используйте речь, которую сможет понять даже тот, кто плохо знает ребенка.
- Использует речь, чтобы вспоминать прошлые события или из памяти.
- Использует свою речь для вербализации вопросов, включая использование «почему» и «что».
- Уверенно и устно отвечать на заданные им вопросы.
Что делать, если ваш 3-летний ребенок не говорит и не достигает ожидаемых показателей речи?
Прежде всего, важно понять, как и когда развитие речи вашего ребенка или его отсутствие могут вызывать беспокойство.
К 3 годам следующее может стать поводом для дальнейшего расследования, чтобы понять причину задержки речи:
- Имеет ограниченное количество слов и речи.
- Не может комбинировать слова, чтобы составить осмысленное предложение.
- Все еще использует грамматически неправильные слова и обороты речи при общении.
- Если их речь не понимают те, кто не знаком с ребенком.
- Если у них также проявляются какие-либо признаки задержки в других областях развития, включая развитие их физических, когнитивных и социальных навыков. Часто серьезное отставание в одной области развития ребенка может сопровождаться задержкой и в другой области.
Это ни в коем случае не исчерпывающий список, и любые опасения, которые могут возникнуть у вас по поводу речи вашего 3-летнего ребенка, скорее всего, будут невероятно обоснованными.
Сообщите о беспокойстве по поводу развития речи вашего ребенка
Начните с того, что сообщите о своих опасениях лечащему врачу или педиатру вашего ребенка. Они смогут подтвердить ваши опасения и дать рекомендации о том, как продолжить дальнейшее расследование масштабов и потенциальных причин задержки.
Быстрое вмешательство имеет решающее значение для помощи детям и их семьям в преодолении задержки речи и обеспечении положительных результатов для ребенка в долгосрочной перспективе. По этой причине важно, чтобы родители как можно быстрее сообщали о любых проблемах, связанных с развитием их ребенка.
Иногда задержка речи в любом возрасте может быть признаком или симптомом редкого заболевания.