Содержание
Выявляем нарушение психомоторного развития ребенка
Нарушение психомоторного развития у детей раннего возраста (формирования корковых функций) проявляется отсутствием исследовательского интереса к игрушкам, к окружающим, бедностью эмоций, отсутствием предметно-манипуляционной деятельности, задержкой формирования импрессивной и экспрессивной речи, игровой деятельности. Задержка моторного развития тесно связана с психическими навыками. Оценку психомоторного развития (ПМР) предлагается проводить по календарю критических сроков в 1, 3, 6, 9 и 12-й месяцы (календарный метод) с определением соответствия хронологического возраста ребенка возрастному стандарту психомоторных навыков:
При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.
Отставание в развитии на 3 — 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.
Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.
В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 — 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 — 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука — лицо», «рука — рука», «нога — нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 — 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 — 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 — 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).
Дополнительная информация:
Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года:
У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 — 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 — 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.
Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года:
У новорожденного и ребенка 1 — 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 — 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 — 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.
источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин , Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)
читайте также:
статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017) [читать] или [читать];
статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать]
читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на laesus-de-liro.livejournal. com) [читать]
Нужно ли младенцам ползать? – Ridge Times
В прошлом году ползание было исключено из контрольного списка детских достижений Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Вот почему и что родители должны знать об этом захватывающем, но часто упускаемом из виду навыке ребенка.
К удивлению многих родителей и специалистов по развитию детей, ползание, которое ранее считалось вехой, достигнутой примерно в девять месяцев, было удалено в 2022 году из основных контрольных списков Центров по контролю и профилактике заболеваний для младенцев.
Ходьба также была перемещена до 18 месяцев (с 12 месяцев), а разговор теперь указан как 15-месячная веха, а не 12-месячная веха.
Однако, по мнению некоторых экспертов, такие изменения, как удаление ползания, непреднамеренно посылают родителям и опекунам сообщение о том, что определенные вехи больше не имеют значения, когда это просто не так.
В то время как изменения в контрольном списке были предназначены для улучшения раннего выявления задержки развития, некоторые эксперты считают, что новый контрольный список будет иметь противоположный эффект.
Существует «непреднамеренная возможность» того, что изменения приведут к задержке направления, отсроченной оценке, более длительному курсу лечения и влиянию на последующие вехи развития.
Это все еще важно, если сканирование не является вехой?
Детские физиотерапевты опасаются преуменьшать значение ползания в контрольных списках основных этапов, потому что родители потеряют драгоценное время, принося своего ребенка и вставая в список ожидания на услуги раннего вмешательства, тем самым пропуская критически важный период в развитии своего ребенка.
Существует много неправильных представлений о важности ползания. Дело не столько в том, что отсутствие сканирования всегда является «красным флажком», сколько в том, что сканирование является важной вехой с преимуществами для многих областей развития, которые влияют на развитие навыков более высокого уровня, и что сканирование является частью «типичного развития». Следовательно, есть причина, по которой этого не происходит.
Когда дети обычно ползают?
Ползание — это навык крупной моторики, который относится к движениям с участием крупных мышц тела. Эти навыки могут включать сидение, стояние, ходьбу, бег, сохранение равновесия и изменение положения по мере роста вашего ребенка.
По мнению экспертов, большинство младенцев начинают ползать в возрасте от пяти до одиннадцати месяцев, но существует широкий диапазон.
Важно отметить, что этот конкретный этап крупной моторики имеет множество вариаций. Некоторые младенцы вообще пропускают ползание или начинают ползать, прежде чем начать прямохождение.
Традиционное ползание, также известное как реципрокное ползание, включает в себя движение ребенка вперед на обоих коленях и обеих руках. Это требует, чтобы они сохраняли равновесие, одновременно перемещая противоположную руку и ногу вперед. Другие варианты включают ползание бездельника, ползание армии / коммандос, ползание медведя (когда колени и локти остаются вытянутыми, подобно походке краба) и даже перекатывание.
Каковы преимущества сканирования?
Научиться ползать — это больше, чем просто передвигаться или приближаться к ходьбе. Ползание помогает детям собирать и обрабатывать информацию об окружающем мире. Ползание имеет многочисленные физические, когнитивные и сенсорные преимущества для детей, такие как:
- Укрепление грудной клетки и мышц туловища
- Развитие стабильности плеча
- Укрепление и удлинение мышц пальцев рук и ладоней у ребенка
- Помощь ребенку в обучении координировать действия правой и левой сторон по мере того, как он осознает свое тело, узнает о восприятии и тренируется перемещаться в пространстве
Кроме того, есть более сложные преимущества, такие как развитие вестибулярной системы, которая связана с балансом и пространственной ориентацией, и постуральным контролем, который связан с тем, как ваша центральная нервная система обрабатывает информацию и преобразует ее в моторные выходы, такие как активация определенных мышц. Ползание по разным текстурам также может помочь детям с сенсорными и тактильными ощущениями.
Будут ли эти льготы по-прежнему применяться, если вместо этого ваш бездельник будет ползать или ползать?
Да, по большей части. По мнению экспертов, если ваш ребенок передвигается, он получает необходимые данные.
Катание на самокате или катание на самокате подходят всем требованиям, потому что они по-прежнему позволяют ребенку перемещаться по окружающей среде, чтобы исследовать, играть и взаимодействовать. Одно из основных отличий заключается в том, что когда ребенок ползает, прижав ладони к полу, чтобы выдержать свой вес, у него развиваются как мелкая моторика, так и крупная моторика. Это также помогает в развитии силы и координации в руках, а также в силе плечевых мышц и кора.
Когда мне следует беспокоиться о том, что мой ребенок не может ползать?
Во-первых, согласно литературным данным, нет убедительных доказательств того, что дети, которые пропускают ползание, чаще имеют другие проблемы развития. При этом эксперты соглашаются, что вам не нужно беспокоиться, если у вашего ребенка есть двигательная сила, мышечный тонус, координация и мотивация, чтобы каким-то образом перемещаться в окружающей среде.
Педиатры обращают внимание на низкий мышечный тонус, а также на задержку других основных моторных навыков, таких как контроль головы и самостоятельное сидение. Наиболее распространенным симптомом низкого мышечного тонуса является ребенок, который, кажется, выскальзывает из ваших рук, когда вы держите его под мышками. Другие признаки низкого тонуса включают в себя то, что ребенок изо всех сил пытается есть или слабо плачет.
Семьи должны проконсультироваться со своим лечащим врачом, если движения их ребенка асимметричны или односторонние. Упомяните об этом при следующем посещении, если вашему ребенку не хватает осознания или мотивации для изучения окружающего мира или социальных связей с другими людьми.
Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы помочь моему ребенку ползать?
Время лежания на животе, которое может начаться, как только у ребенка отпадет пупочная культя, развивает силу и силу кора.