С каких лет отдавать ребенка в школу — все за и против. Можно ли отдать ребенка в школу с 5 лет
Детям еще нужно играть, а не учиться
Особенно новость о том, что детей в школу, возможно, начнут принимать не с шести, а с пяти лет, количество учеников в классе увеличат до 30 человек при нынешней норме в 20 - 25 учеников, а факультативы по субботам можно будет проводить не только для учеников 9 - 11-х классов, но еще и для 5 - 8-клашек.
После поднявшейся шумихи новость прокомментировали в Министерстве образования, пояснив суть возможных изменений. Мол, если раньше, чтобы отдать в школу ребенка, не достигшего 6 лет, нужно было получать разрешение министерства, то теперь сделать это будет проще. Получить добро на первый класс в неполные шесть лет родители смогут прямо в школе и без лишней волокиты.
- Судя по опыту знакомых, которые первый класс с ребенком уже пережили, в 6 лет школьную программу тяжело осилить не только ребенку, но и родителям. Нервы у всех на пределе, - негодует мама 5-летнего ребенка Ольга. – Даже и в мыслях нет поступить так со своей дочерью. Мы в куклы-песочницы еще не наигрались, какая школа?
Но есть и родители, которые в силах своего 5-летнего чада более чем уверены.
- Сын читает с 4 лет, зачем ждать 6 и 7? Ребенок умный, способный, активный. Раньше пойдет в школу, раньше выпустится. Зачем терять время и годы? – уверена мама 5-летнего Мирослава Татьяна.
Мы спросили, что о возможных нововведениях думают профессионалы - педагоги и школьные психологи.
«В пять лет ребенку нужно играть, а не учиться»
Педагог:
- Дети в школу с пяти лет? Я категорически против, - рассказывает педагог начальных классов из Минска Наталья. - У меня был ученик, который пошел в школу в неполные пять лет. Интеллектуально хорошо подготовленный мальчик, но сидел, как цветочек на первой парте. Через 15 минут начинал опускать головку. Писать не мог. Моторика слабо развита. Проблемы с позвоночником - неминуемы. Физкультминутка не спасет. Разница в год в этом возрасте огромная. Ребенок выпадает в классе даже в плане общения.
- Если изменения примут, в одном классе могут оказаться и пятилетний, и семилетний ребенок…
- Сочетать физические и интеллектуальные возможности детей с такой разницей в возрасте очень сложно. Умение концентрироваться и общаться в этих возрастах у ребенка абсолютно разные. Отсюда случаи, когда в 8 - 9-м классе, ученик ведет себя не совсем типично. Учится хорошо, но в поведении как ребенок. Причина? Рано пошел в школу, не доиграл… Если хочется подтолкнуть ребенка вверх в плане образования, гораздо гуманнее отдать его в школу в шесть лет, и если он будет показывать выдающиеся результаты, сможет перепрыгнуть через класс. Знаю детей, которые с середины 3-го класса перепрыгнули в середину 4-го. Но потом у этого ребенка все равно были проблемы. Учится отлично, а психологические проблемы есть. Не адаптировался в плане общения.
Психолог:
- Если бы первый класс был организован, как детский сад - занятия, кормление, сон, и все в игровой форме, - это было бы вполне допустимо, - говорит педагог-психолог гимназии №50 Минска Татьяна Казакова. - Но у нас таких условий практически нет. Чтобы развились определенные психологические структуры, нужно, чтобы ребенок был развит физиологически. К примеру, произвольное внимание, за счет которого ребенок силой воли заставляет сконцентрировать на чем-то свое внимание, в лучшем случае начинает развиваться с шести лет.
- Какие последствия возможны, если неподготовленный ребенок пошел в школу с 5 лет?
- Расскажу на примере. Сейчас много образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой детей к школе, чуть ли не с двухлетнего возраста. Да, там все проходит в игровой форме. Но когда такой суперподготовленный ребенок приходит в школу, получается, что он развит на опережение. В психологии это называется «развитие ближайшей зоны». То есть, развит не по годам. Есть опасность, что в школе ребенок потеряется. То есть поймет, что он все это уже знает, и выключится из учебного процесса. Но все это, конечно, индивидуально. В моей практики был ребенок, который перепрыгнул со второго в тритий класс. Во втором классе оценки не ставили, а в 3 детей уже оценивали. Он был к этому не готов. К тому же психология не всегда успевает за физиологическим развитием. В каждом возрасте есть определенный вид деятельности, который присущ именно этому возрасту. К примеру, сейчас этот ребенок учится в 10 классе, но никак не может наладить общение со сверстниками. У него нет друзей. В то время, когда у всех главным видом деятельности были межличностные отношения, у этого ребенка на первом месте была усиленная учебная деятельность.
- Кто больше страдает от раннего школьного перегруза – мальчики или девочки?
- Мальчики. У девочек есть особенность – у них психология может опережать физиологию. Они могут быстрее адаптироваться к условиям. Даже когда дети приходят в 5 класс, девочки уже взрослые, самостоятельные, а мальчики еще горькие дети по большому счету. Я бы даже рекомендовала мальчиков отдавать в школу позже. К примеру, девочку можно с шести лет, а мальчика с семи.
В пять лет у ребенка не развита моторика. А от этого напрямую зависит развитие интеллекта. Чем лучше развита моторика, тем лучше развивается интеллект.
Школа с 5 лет - рано или поздно?
«30 человек в классе? К этому мы уже привыкли»
Педагог:
- Норма в гимназии - 20 человек в классе, в обычных школах - 25. Чтобы научить ребенка писать, ему нужно уделить внимание. Подойти, с каждым поводить в тетрадочке его рукой… Но большой трагедии по поводу увеличения количества учеников в классе я бы не делала. У нас и так хронический перебор учеников. Привыкли и научились с этим справляться…
Психолог:
- Маленькому ребенку нужно уделять много внимания. И если этого не происходит, он будет выпрашивать его капризами и слезами. В результате страдает и этот ребенок, и более взрослые ученики в классе, которые в силу своего возраста уже меньше тянут одеяло на себя.
«Факультативы по выходным - потерянный день»
Педагог:
- Факультативы по выходным - потерянный день. Надо встать, собраться, дойти, отсидеть на факультативе. Пока ребенок вернется домой - пройдет полдня. Нагрузка слишком большая, ребенок не отдохнет и не сможет нормально работать на протяжении следующей недели. Думаю, шестой день в школе пошел бы на пользу только детям в социально опасном положении. Если родители пьют, пусть лучше дети придут в субботу в школу. Но именно эти дети как раз не приходят в субботу - ни на факультативы, ни на спортландию.
Психолог:
- У ребенка должна быть возможность видеться с родителями. Выходные дни - возможность развить эмоциональную сферу ребенка. Это архиважно, - уверяет Татьяна Геннадьевна. - Ребенку необходимо быть с близкими людьми, которые будут его обнимать, жалеть, любить, хвалить и слушать. Если этого не происходит, ребенок пойдет с проблемами по жизни. Это может вылиться даже в проблему выбора второй половинки и на отношения в его будущей семьи.
Компетентно
Мы попросили ответить психолога на самые насущные родительские вопросы о первоклашках
- Во сколько лет ребенок готов пойти в школу?
- В полные 6 лет. Если речь идет об одаренных детях, но это бывает крайней редко, такого ребенка можно раньше отдавать в школу только после консультации со специалистом. К примеру, с психологом. При этом мальчиков в школу лучше отдавать позже, чем девочек.
- Если ребенок активный и любознательный, может, отдать его в школу пораньше? С его тягой к новой информации у него ведь явно получится?
- Активность не является показателем готовности ребенка к школе. Если родители собрались отвести ребенка к школу, и они к этой школе приписаны, советую опять же проконсультироваться со школьным психологом. Он поможет разобраться, готов активный ре6енок к школе или нет.
- Нужно ли заранее готовить ребенка к школе?
- В каждой школе есть занятия по подготовке будущих первоклашек. Ребенок привыкает к школьной обстановке, к тому, что есть авторитетный педагог… Его развивают в игровой форме. Это пойдет только на пользу. Но важно не переусердствовать. Если дома у ребенка нет желания получать дополнительную информацию, заставлять его зубрить азбуку не стоит. Иначе такая гиперподготовленность даст обратный эффект. Пропадет стремление к к получению знаний, а на уроках из-за того, что ребенок и так знает больше сверстников, он просто перестанет учиться.
www.kp.by
В школе с 5 лет :: Школа :: Про Детей
Принятый возраст для отправления ребёнка в школу в наше время - семь лет.
Разговоры о том, в каком возрасте ребёнка нужно отдавать в школу, велись всегда. Например, в дореволюционном государстве возраст ребёнка не играл особой роли, в определённый класс его распределяли, отталкиваясь от его знаний и способностей, накопленных в период домашнего воспитания. А вот к концу сороковых годов двадцатого века был принят определённый норматив: ребёнка в школу теперь нужно было отдавать в семь лет. Решение было принято, разумеется, не на пустом месте, а в соответствии с теми научными знаниями и наблюдениями, которые имели место в то время. Тогда семилетний возраст признали наиболее оптимальным для начала обучения.
Никаких вопросов по этому поводу не возникало до восьмидесятых годов, когда специалистам пришла в голову мысль о том, что ребят в школу нужно отдавать в шесть лет. Опять же, нашлись обоснования и этой теории, поэтому около двадцати лет в нашей стране, в общем-то, действовало две системы обучения: если ребёнка отдавали в школу в шесть лет, он учился в начальной школе с первого по четвёртый класс, а если в семь, то с первого по третий.
Однако сейчас детей принято отдавать в школу именно в семь лет, и ребёнка младше этого возраста в школу могут попросту не принять, даже если он очень способный. И это уже не говоря о пятилетних. Но почему же?
Предположим, вашему ребёнку пять. Он уже умеет читать, писать, считать, он отлично развит умственно, дисциплинирован (что редко бывает в таком возрасте). Можно ли отдать его в школу? Почему нужно ждать ещё целых два года, если пойти в школу можно уже сейчас?
На самом деле, просто так ребёнка в школу никто не примет. Прежде чем взять ребёнка в первый класс, с ним проводят тщательнейшее тестирование на готовность к школе, включающее в себя множество пунктов. Смотрят не только на то, умеет ли он читать, писать и считать. С ребёнком работает психолог, который тестирует способности ребёнка в логическом мышлении, тестирует его речевое развитие, определяет нагрузку, которую может выдержать ребёнок, смотрит, насколько ребёнок готов к общению в коллективе. Также очень важно и состояние организма ребёнка – его физическое развитие и состояние здоровья должны отвечать необходимым нормам и требованиям, без соблюдения которых ребёнок попросту не выдержит школьных нагрузок.
Для ребёнка в этом возрасте два года – огромный срок, за который его организм и интеллект делают большой скачок в развитии. Поэтому даже шестилетний ребёнок среди остальных детей, скорее всего, будет выглядеть слабее в физическом, психологическом и интеллектуальном планах. О пятилетнем ребёнке нечего и говорить.Даже если вам кажется, что ваш ребёнок очень способный и очень умный, не стоит отдавать его в школу раньше времени. В некоторых случаях лучшим решением оказывается даже «пересидеть» дома один год и пойти в школу в восемь лет, зато ребёнок будет уже готов к ожидающим его нагрузкам.
Другое дело, если вы хотите отдать ребёнка в воскресную или подготовительную школу. В такие школы можно отдавать и пятилетних. Обычно курс таких школ и рассчитан на два года подготовки к начальной школе. В воскресных школах детям подберут занятия, адекватные их возрасту и уровню развития, там он постепенно овладеет навыками обучения.
А вот что касается первого класса… Стоит ли отбирать у ребёнка целых два года детства, даже если он и очень умён?
Если же вы уверены, что ваш ребёнок уже может учиться в школе раньше необходимого возраста, то просто пройдите с ним специальное тестирование на готовность к обучению. В том случае, если все они покажут, что ваш ребёнок к школе готов, тогда можно задуматься и о раннем походе в первый класс.
www.prodetey.ru
С каких лет отдавать ребенка в школу - все за и против
Normal0
falsefalsefalse
MicrosoftInternetExplorer4
Можно вообще не задумываться, с каких лет отдавать ребенка в школу. Исполнилось шесть – шагом марш в 1-й класс, как все! Но… все больше психологов и педагогов начинают убеждаться в том, что не все дети могут успешно начать школьное обучение в 6, и есть много случаев, когда нужно подумать о том, чтобы подождать еще годик! Сайт sympaty.net расскажет, на что стоит обратить внимание, решая, с каких лет отдавать ребенка в школу, и когда имеет смысл повременить!
Для чего проводили реформу образования в пользу обучения с 6 лет?
Не все сейчас об этом знают, а те, кто знали, наверняка уже забыли – суть реформы по переводу на обучение с 6 лет изначально была не в том, чтобы «раньше сесть и раньше выйти»! Дело в том, что этот «лишний» год получался не за счет смещения сроков обучения, а именно добавлялся к 10 годам, то есть младшая школа растягивалась с 3-х на 4 года.
Зачем? А вот именно затем, чтобы снизить и перераспределить учебные нагрузки на младшеклассников!
Предполагалось, что то, что дети проходили за 3 года, растянется на 4 – уменьшится количество учебных часов в неделю, удлинятся каникулы, а первый год обучения будет, практически, не школьным годом, а этакой «углубленной подготовкой» к школе. То есть, обещали, что кардинально изменится учебная программа: сидения за партами будет меньше, познавательных моментов в развлекательно-игровой форме – больше. Никто и не думал приравнивать шестилеток к семилетним детям!
Но… как это частенько и бывает, реформа прошла немного иначе.
Дошкольный год у ребятишек отобрали, а программа какой была, такой и осталась, и вскоре все искренне начали считать, что «дети сейчас так быстро растут», и отдавать их в школу с ранних лет – нормально и естественно!
А поскольку добавочный год нужно было чем-то заполнять, то ввели разные дополнительные предметы типа этики (не говорю, что это плохо, но учебную нагрузку-то добавляет!), да и основные дисциплины расширили и углубили, введя новые рабочие тетради, выпустив новые учебники и т.д.
Кто-то из детей и впрямь сможет соответствовать всем требованиям такой программы в 6 лет, но иногда это порождает сложности!
Когда стоит подождать со школой лишний год?
Дети разные. Вроде бы, все понимают, что один растет быстрее, другой медленнее (и может, второй перегонит первого в росте уже года через три), но то, что ребенок может быть психологически не готов к школе в 6 лет, часто воспринимают чуть ли не как умственную неполноценность – а ведь это совершенно не так!!!
Сайт sympaty.net советует: решая, с каких лет отдавать ребенка в школу, постарайся снять материнские «розовые очки» и объективно оценить следующие моменты:
- Каким выглядит ребенок на фоне сверстников. Бывает так, что 6-летний ребенок рядом с ровесниками выглядит еще инфантильным малышом, возящим машинку на веревочке и боящимся бабайки в темноте. Это само по себе не страшно – просто таковы его индивидуальные темпы развития, эта разница может совершенно исчезнуть уже к 7-8 годам, а в 10-11 никто о тех временах и не вспомнит!
- Как он воспринимает детский коллектив, длительное отсутствие родителей, требования дисциплины и т.д. Если он рыдает в садике без мамы – какая школа? Кстати, именно для этой проверки многие родители отдают ребенка в садик именно в предшкольный год, в 5 лет, чтобы посмотреть – а как оно будет?
- Каково состояние его здоровья. Если есть какие-то проблемы, от стрессов и усталости они могут усугубиться. И вообще – как быстро малыш устает, часто ли простужается, как переносит нагрузки (в т.ч. эмоциональные)? А ведь и о детях можно сказать, что «все болезни от нервов» — стресс 1-го школьного года наносит мощный удар по иммунитету, и иногда стоит подождать, чтобы ребенок «перерос» какие-либо проблемы со здоровьем!
- Может ли он учиться. То есть, конечно, обучаться и получать новые знания могут все дети с самого маленького возраста. Но готов ли ребенок к планомерному учебному процессу по 4-5 уроков в день, сможет ли он запоминать все, что преподают в классе, и выполнять учебные требования? Самая распространенная проблема первоклашек-шестилеток именно в этом: ребенок устает, его внимание быстро рассеивается, ему тяжело усидеть на месте, ни на что не отвлекаясь, ему действительно нужно и поиграть, и побегать, а может, и поспать днем – и переменок для этого всего явно мало! Иногда лучше качественно подготовить малыша к школе дома, в том режиме, который ему подходит, и отдать ребенка в школу с 7 лет (детсад или домашнее воспитание — эту тему «Красивая и Успешная» тоже обсуждала).
Можно ли отложить 1-й класс еще на годик?
Когда речь идет о том, с каких лет отдавать ребенка в школу, то первое, о чем должны подумать родители – когда у ребенка день рождения? Например, рожденного в январе-марте можно отдать в школу в пять с половиной лет, а можно подождать до шести с половиной.
Детские психологи утверждают (а практика подтверждает!), что лучше всего отдавать ребенка в школу в том учебном году, в котором ему и исполнится шесть полных лет.
Все-таки пять с месяцами – это мало! Даже если малыш активный, коммуникабельный, успешно осваивает навыки чтения и т.д., в первом классе могут начаться совершенно неожиданные для родителей проблемы с быстрой утомляемостью, частыми простудами и т.д. – а все потому, что организм ребенка еще не готов!
И вообще, что бы ни утверждали умные дяди из Министерства образования, шесть лет – это не «критический» возраст, когда нужно во что бы то ни стало определить ребенка в школу! В реальности, бывает множество случаев, когда стоит отдавать ребенка в школу в семь лет (или семь «с копейками»).
А еще 10-15 лет назад все первоклашки были семилетками, а некоторых отдавали в школу и в 8! И ничего – все выросли и выучились, и разница в год-полтора незаметна – зато, может, этот «лишний» годик беззаботного детства позволил ребенку повзрослеть психологически и окрепнуть физически, и первый класс принес намного меньше сложностей и проблем!
——
woman-life.site