Аутизм: болезнь или отличие? Мой ребенок смотрит мне в глаза... Ребенок 5 лет не смотрит в глаза при разговоре
признаки (не любит смотреть в глаза, нет реакции, равнодушие, истерические «припадки» и т.д.)
Каждый ребеночек особенный. Но бывает так, родители замечают, что их чадо очень сильно не похоже на других деток. Ребенок «чересчур» особенный. Иногда это не просто догадки. Внимательно отнеситесь к ниже перечисленным особенностям поведения и развития детей от полутора до двух с половиной лет.
Малыш не любит смотреть в глаза или отводит глаза в сторону (или взгляд «сквозь»).
У ребенка нет реакции на его имя (иногда можно подумать, что такой ребеночек глухой).
У ребенка преобладает «общение» с окружающими как с неодушевленными предметами (делает больно и никак не реагирует на возмущенные слова, может вскарабкиваться по взрослому как по горке).
Игрушки не интересны. Особенно куклы, фигурки людей и т.д. Ребенок играет так, как не играют другие детки. Любит выставлять кубики в ряд, крутить колеса машинок, вместо того, чтобы «ездить». Такая своеобразная игра полностью поглощает внимание ребеночка.
Игровое взаимодействие с другими людьми (как дети, так и взрослые) совершенно не привлекают ребенка. Малыш не копируют поведение и мимику взрослого. Имеет равнодушие к делам взрослых.
Без цели и без причины может ходить по комнате, не фиксируясь ни на чем. Может взять предмет, но тут же оставит его.
С другой стороны малыш может казаться гиперактивным, невоспитанным, непослушным, нетерпеливым.
Имеет место быть затрудненное приучение к горшку; плохой, беспокойный сон; отказ от большинства продуктов питания и напитков.
Малыш имеет странную реакцию на звуки, на боль, на прикосновения других людей, на свет, на вкус. Реакция может быть очень ослабленной или же, наоборот, чрезмерно преувеличенной.
Возможно беспричинные истерические «припадки». Плач, крик, укусы (как себя, так и близких).
Очень чувствительно относится к переменам в обыденных делах. Не любит изменение привычного уклада жизни. Малыш любит гулять по одному маршруту, настаивает на выполнении каждодневных ритуальных действий.
У малыша может наблюдаться отставание в речевом развитии. Речь может появиться и исчезнуть, и так еще раз. Родители могут подумать, что малыш вообще не понимает, что ему говорят.
Может быть так, что речь присутствует. Он нет адресата, кому направлена эта речь. Малыш как будто говорит сам с собой. Ребеночек повторят слова и фразы из мультиков или из речи родителей. Только такая речь слышится как повторение, «как попугай» повторяет. Ребеночек иногда говорит о себе в 3ем или во 2ом лице. Диалога из такой речи не получается.
Описанные в данной статье особенности и признаки могут указывать на то, что малыш находит в группе риска расстройств аутистического спектра. Аутизм – это такое нарушение, которое затрагивает способность к коммуникации. Диагностика на раннем этапе имеет важное значение. Почему?
Психика малыша до трех летнего возраста «пластичная» и многие проблемы, связанные с аутизмом можно не только сгладить, но и убрать полностью. Если специалист начнет работать с малышом до трех летнего возраста, то это даст шанс на самостоятельность во взрослой жизни.
Если поведение вашего ребеночка вызывают у вас опасения, вы можете пройти скрининг-тест, который определит риск расстройств аутистического спектра. За консультацией обращайтесь к врачу педиатру, врачу логопеду или неврологу вашей поликлиники.
Как со многими заболеваниями… Их легче предотвратить, чем лечить! Будьте здоровыми и любите друг друга!
www.mapapama.ru
👶 все о психологии детей
На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме "Ребенок не смотрит в глаза". Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.
Многие заключают контракт на платные роды ради того, чтобы обеспечить себе гарантированно присутствие мужа на родах и отдельную послеродовую палату с возможностью посещений. Если роды случается во время карантина в роддоме, мужа не пустят на роды и посещений после родов тоже не будет. Контракт выполняется не полностью по причине карантина. Но женщина, заключившая контракт, не виновата. Вернут...
Уж очень мне хотелось чтобы муд был со мнойхотя бы на время схваток, и одежду и на себя и на него подготовила, и справки все собрали и даже сертификат что курсы прошел, и вот фиг… карантин в роддомах и мужей нельзя, даже платно. Сегодня звонила в 70, сказали еще не скоро снимут, а мне 15-14 дней до родов осталось, так что еще таю надежду… может кто располагает информацией, когда снимут? В...
Девушки, может у кого-то есть более менее точная информация когда планируется отмена карантина в роддомах Москвы ? Особенно интересует 20 (Первомайская) и 70 (Перово), где обычно приветствуют партнерские роды. Заведения эти обзванивала. В ответ лаконичное "Скоро!". Но уж больно это относительное понятие, когда через день уже 37 неделя :) Хоть понимать бы на что настраиваться морально заранее....
25го февраля в дородовом отделении роддома №3 во всеуслышание объявили, что в связи с эпидемией ОРВИ вводится карантин, посещения ограничены, всем носить маски при выходе из отделения, при контакте с теми, кто чихает, тоже одевать маски и т.д. и т.п.
Мы с девчонками еще посмеялись в палате над этим, типо, у них вон бацильная бабка на раздаче в буфете три последних смены выходит, на посуду...
Девочки всем привет! Может кто знает сняли уже карантин или ещё нет в роддомах? Более конкретно интересует 32 роддом, ездили туда 6 января карантин был, хотим партнёрские роды,но если карантин не снимут, то тогда пролет :(
Прочитала, что сейчас многие роддома закрыты на карантин для посещения родственников, в т.ч. запрещены партнерские роды. Может кто знает — где найти сроки снятия карантина. а то очень рассчитывала на мужа — т.к. прошлый раз рожала с ним.
Сейчас во многих учреждениях объявлен карантин, например в моей ЖК. Кто-нить в курсе есть ли в роддоме карантин? Это важно,потому что предполагаются партнерские роды .
кто знает, когда в Москве карантин по гриппу закончится в ЛПУ, в т.ч. в роддомах???
Девочки кто знает в Иваново когда в наших роддомах начинается карантин
Девчата, кто в Сургутском роддоме, карантин ещё не объявили???
Добрый вечер! Кто недавно был в роддоме или сейчас там?!) отменили ли карантин?! И когда планируют, если нет?
Что-то сегодня меня дернуло позвонить в роддом, спросить проводят ли сейчас у них партнерские роды, эпидемия гриппа ведь, а они говорят, КАРАНТИН, мужей на роды не пускаем, и потом в палаты тож и это не смотря на заключенный контракт. Девочки, кто рожал вот недавно, расскажите это так реально??? и те кто планирует рожать, что делать, те заплатили просто так(((((
% сегодня звонила в роддом спросить проводят ли сейчас у них партнерские роды, эпидемия гриппа ведь, а они говорят, КАРАНТИН, мужей на роды не пускаем, и потом в палаты тож и это не смотря на заключенный контракт. Девочки, кто рожал вот недавно, расскажите это так реально??? и те кто планирует рожать, что делать, те заплатили просто так(((((
сегодня звонила в роддом спросить проводят ли сейчас у них партнерские роды, эпидемия гриппа ведь, а они говорят, КАРАНТИН, мужей на роды не пускаем, и потом в палаты тож и это не смотря на заключенный контракт. Девочки, кто рожал вот недавно, расскажите это так реально??? и те кто планирует рожать, что делать, те заплатили просто так(((((
Роддом в Сызрани закрыт на карантин! Принимают только экстренных, остальных отправляют либо в Тольятти, либо в Самару. Там нашли гепатит!!! Причем нашли в детском отделении!!! Девочки, это же кошмар!!! И вроде как даже у мед.персонала найден! Теперь не раздумывая еду в Тольятти!!!!!!!!!!1
вчера на приеме была гиня строго настрого велела раньше срока не рожать, при подозрении на роды сразу же вызывать скорую, т.к. отделение патологии и роддом закрыты на карантин по ветрянке до 18 июля. Всех отправляют или везут в перинатальный.
Если роддом на карантине посещения запрещены? Даже если по контракту? Если да, то мне тоже нельзя будет спуститься в комнатку где посещения? Спасибо за ответы
Вчера на курсах слышала, что в 7 роддоме запретили посещения и партнерские роды из-за «свинного гриппа». Брееед… Можно подумать, что беременные у нас стерильные!!! Что за новость, реально ли это? Кто что про другие роддома слышал? В интернете я никакой информации не нашла! ))
@Паника паника паника!!! !!!
У меня началась, когда уже не первый раз за неделю я слышу фразу «карантин в роддомах». Не могу и не хочу рожать без мужа, принципиально. Для меня это также важно как пить или есть! Здесь не буду доводы партнерских родов рассказывать… Кто что знает???? Распространяется ли карантин на подмосковьье????? В инете хоть убейте ничего не могу найти!!! Помогите, рожать...
Паника паника паника!!! !!!
У меня началась, когда уже не первый раз за неделю я слышу фразу «карантин в роддомах». Не могу и не хочу рожать без мужа, принципиально. Для меня это также важно как пить или есть! Здесь не буду доводы партнерских родов рассказывать… Кто что знает???? Распространяется ли карантин на подмосковьье????? В инете хоть убейте ничего не могу найти!!! Помогите, рожать...
Кто слышал инфу о карантине в роддомах Днепропетровска? В частности в 9-ке. У мамы в больнице ввели его уже (психиатрическая больница на Игрени). И могут ли запретить мужу быть на родах?
Девочки, кто знает? Карантин по гриппу в рд от чего зависит? Все роддома города закрывают пока эпидемия идет? Или в каждом рд свои правила? Можно предугадать будет ли карантин в конце февраля — начале марта в конкретном роддоме (13 спб)? Сына рожала здесь 24 февраля 2013 года, был карантин и мужа не пустили на роды. Сейчас пдр тоже примерно на эти даты. Есть шанс, что карантина не будет и его...
Рассказ длинный и надеюсь подробный, уверенна, что кому-то он поможет определиться так же как и нам. Начну с того что мы с мужем решили рожать вместе, и начали посещать курсы для подготовки к родам, т.к. мы живем в Красногорске, нам ближайшие курсы были в Павшинской пойме в йога-студии Гравити, там вели две женщины экспесс курс из 5 занятий, скажу честно, понравилась нам с мужем одна Мила она...
www.baby.ru
Аутизм: болезнь или отличие? Мой ребенок смотрит мне в глаза... | Психология
Но Дэниэл сказал, что любит меня! Пусть потихоньку, но он уже сам начал прокладывать себе дорогу. Однажды он спросит, что такое аутизм, и мне захочется ответить, что это «отличие». Всего лишь отличие." (Марти Леймбах «Дэниэл молчит»)
Это отрывок из пронзительного произведения о маме, воспитывающей ребенка с аутизмом. Расстройством, которое никак не лечится, которое трудно представить тем, кто никогда не видел этих людей…
2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Эта дата была определена в 2008 году Организацией Объединенных Наций. О точных причинах этого заболевания ничего неизвестно. Предполагают, что все кроется где-то на генетическом уровне. А родители отмечают, что нарушения впервые проявились после какой-то травмы или прививок.
Недавно я увидела ребенка лет 3−5 с аутизмом. Он учился в особом коррекционном центре. Хотя что значит — «учился»? Я застала его лежащим на ковре и прикрывающим лицо рукой. Педагог, казалось, не обращала на него никакого внимания. Малыш ныл и топал ногами, не обращая внимания на гостей. На самом деле любая попытка вырвать его из этого состояния закончилась бы страшной истерикой. Позже этому мальчику поставят перегородку, за которую он будет прятаться.
Я видела подростка-аутиста. На одном из фестивалей для особых детей. Девочка вышла на сцену, пробормотала свою роль и ушла. Для нее это было большим достижением. Ибо ни писать, ни читать она так и не научилась.
Большинство из нас видели взрослого аутиста — в фильме «Человек дождя». Дастин Хоффман был столь убедителен, что после выхода фильма об этом расстройстве заговорили те, кто не имеет никакого отношения к психиатрии. Для многих, к счастью, этот фильм — единственное знакомство с аутизмом. Для многих — не для всех.
Это трудно назвать болезнью. Это расстройство, которое может проявляться и в легкой, и в более тяжелой форме, но которое не исчезнет никогда. Его не просто определить в раннем возрасте, ведь до поры до времени эти дети развиваются, как сверстники. И только потом начинаются проблемы. Ребенок не различает своих и чужих, педантично выполняет одни и те же действия, предпочитает определенную пищу, выделяя ее зачастую не по вкусовым качествам, а, например, из-за цвета упаковки, зациклен на каких-то определенных вещах (игрушках). Причем секундная потеря этой вещи может сопровождаться невероятной, страшной истерикой, во время которой ребенок может нанести себе увечья.
С возрастом для аутистов становится большой проблемой выполнить даже простейшие задания. Например, сходить в магазин и купить определенный набор продуктов. Мама одного такого мальчика рассказывала, как приучала своего 12-летнего сына делать эту несложную, в общем-то, процедуру. Сначала они пошли в магазин вместе, и мама поэтапно проговорила ему о процессе покупки: заходим, берем корзинку, здесь молоко, кладем в корзинку, подходим к кассе, платим деньги. На следующем этапе сын пошел сам. За крахмалом, который, может быть, маме и не очень-то был нужен. Требовалось просто закрепить навык. Мама же втайне шла следом за своим ребенком. Схема была заучена.
Постоянно дергать — вот главная задача родителей ребенка с аутизмом. Чтобы он не сидел дома, чтобы ездил на экскурсии, гулял по городу, привыкал к жизни вне своего сознания. Ведь все, что окружает его — чужое, но с этим придется жить.
Некоторые отмечают, что примерно 10% аутистов обладают гениальными способностями. Как, например, Реймонд Бэббитт из «Человека дождя», способный запомнить огромное количество цифровых комбинаций. Однако савантизм (выдающиеся способности у людей с отклонениями в психическом развитии) — диагноз не признанный. Но многие мамы ищут у своих «погруженных в себя» детей именно его — «островок гениальности». Как компенсацию аутизму?..
…Я не медик и не умею ставить и описывать диагнозы. Я просто видела этих мам, видела этих детей. И очень хочу, чтобы однажды каждая из них могла сказать, что аутизм — это не болезнь, это всего лишь «отличие».
shkolazhizni.ru
Посмотрите в глаза своему ребенку
«Когда вы впервые задумаетесь о зрительном контакте, вам может показаться, что это не слишком существенно для вашего ребенка, – рассказывает психотерапевт и психиатр Росс Кэмпбелл (Ross Campbell). – Однако открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не осознаем этого, но используем зрительный контакт как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует зрительный контакт с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.
Что же такое зрительный контакт? Это просто значит, что вы смотрите в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным отношением к собеседнику.
К сожалению, родители, сами того не ведая, могут использовать зрительный контакт, чтобы передать свои детям совсем другие сигналы. Например, родители могут смотреть с нежностью и любовью на своего ребенка только тогда, когда он особенно хорошо и дисциплинированно себя ведет или хорошо учится, так что родители могут им гордиться. Тогда и ребенок воспринимает их любовь как обусловленную. Искренне любя ребенка, мы не должны забывать, что обязаны всегда смотреть на него с любовью. Иначе он получит ошибочный отрицательный сигнал и не будет чувствовать, что его любят безусловно и безоговорочно.
читайте такжеКрасота глазами ребенка
Оказалось, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, мы «выразительно» смотрим ему в глаза лишь в те моменты, когда мы критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем. Это катастрофическая ошибка. Использование зрительного контакта в отрицательном смысле, увы, особенно эффективно действует, когда ребенок совсем маленький.
Но помните, что любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей. Когда родитель использует это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.
Еще ужаснее привычка специально в качестве наказания избегать смотреть прямо в глаза собеседнику. Увы, как часто мы прячемся за такую суровую меру в своей супружеской жизни! Положа руку на сердце, признаемся себе в этом! Для ребенка куда мучительнее, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него, чем когда его физически наказывают. Это действует на него угнетающе и опустошающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты он никогда не забудет в своей жизни.
То, как мы проявляем свою любовь к ребенку, не должно зависеть от нашего удовольствия и неудовольствия от его поведения. Мы можем справиться с плохим поведением ребенка другими способами, такими, которые не помешают струиться постоянному потоку нашей любви к нему. Мы можем говорить о дисциплине, требовать ее, не прекращая связующую нить любви.
1. Р. Кэмпелл «Как на самом деле любить детей» (Знание, 1992).
читайте также21 принцип хорошего воспитания глазами ребенка
www.psychologies.ru
Глазной контакт при аутизме
Всем привет, меня зовут Амитист.
Добро пожаловать на мой канал «Спроси у аутиста»!
Сегодня мы будем обсуждать вопрос, о котором меня просили рассказать много раз. Конечно же, это глазной контакт.
Когда только приступала к подготовке этого выпуска, я не думала, что у меня наберется достаточно материала на десятиминутный рассказ. Однако, некоторое размышление позволило мне понять, что это будто бы простое действие вовсе не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.
В различных культурах существуют различные традиции относительно глазного контакта. Представления людей-неаутистов о том, что такое «правильный» глазной контакт, очень отличаются от того, что думают аутисты.
Что такое глазной контакт?
Термин «глазной контакт» был придуман в странах запада в 60-ые годы двадцатого века. Он описывает имеющее большое значение для социального контакта состояние, когда два человека смотрят друг другу в глаза. Считается, что глазной контакт важен для коммуникации в обществе, этому виду невербальной коммуникации придают очень большее значение у нас в Северной Америке.
Существует связь между глазным контактом и доверием. Считается, что глазной контакт важен для развития детей, и исследователи все больше изучают глазной контакт и невербальную коммуникацию.
В обществе существует устойчивое представление, что глазной контакт подтверждает правдивость человека, а его отсутствие говорит о лживости. Также считают, что глазной контакт подтверждает, что собеседник проявляет внимание к диалогу.
Это, однако, не всегда верно даже для людей без аутизма. Например, в 2006 году в университете города Стерлинг было проведено исследование, в котором принимали участие двадцать пятилетних британских школьников. Было обнаружено, что когда заданный вопрос требовал обдумывания, дети отводили взгляд. Если необходимо было приложить усилия для поиска правильного ответа, детям приходилось внимательно слушать вопрос и не смотреть в глаза собеседнику.
Кроме того, дети, которые отводили взгляд, чаще отвечали правильно, чем те, кто поддерживал глазной контакт. И это, напомню, относится к нейротипичным детям без аутизма.
Таким образом, даже нейротипичным детям сложно слушать кого-то и затем отвечать на трудные вопросы, если при этом они должны смотреть в глаза. Прерывание глазного контакта позволяет мозгу полнее обрабатывать информацию. Именно это и происходит постоянно с детьми с аутизмом и взрослыми аутистами.
Также считают, что лжец не сможет смотреть в глаза, и, когда человек отводит взгляд, это признак того, что он говорит неправду. Однако Эдвард Гилерман, профессор психологии из университета Калифорнии, несколько лет изучал невербальную коммуникацию и глазной контакт, и его рабочая группа обнаружила, что люди, которые отводят взгляд, когда задают вопрос или отвечают на реплику, просто… думают. Связи между отведением взгляда и ложью нет. И снова, подавляющее большинство людей, принимавших участие в эксперименте, не были аутистами.
Мозг людей с аутизмом работает по-другому, у нас другой нейротип, мы по-другому обрабатываем информацию, и это неотъемлемая часть личности людей с аутизмом. Основные отличия располагаются в сфере коммуникации и социализации.
Почему аутисты избегают глазного контакта?
Существует две основные причины, почему люди с аутизмом избегают глазного контакта.
Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека — очень сложный объект. С ним постоянно что-то происходит. Люди-неаутисты постоянно вглядываются в лица и глаза собеседников в поиске этих небольших изменений и новых сигналов, которые сообщают об удовольствии, грусти или разочаровании.
Нейротипичные люди постоянно ищут все эти невербальные подсказки, которые происходят очень, очень быстро. Чтобы воспринять всю эту визуальную информацию, обработать ее и понять, требуется готовность и способность мозга.
Из всех частей лица, именно глаза человека передают обилие эмоций и мыслей. Именно поэтому наша культура придает глазному контакту столь большое значение и считает его ценным знаком доверительности в отношениях между людьми.
Для людей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия, вся эта информация избыточна, она чрезмерно давит на мозг. В моем случае, когда я поддерживаю глазной контакт с кем-то, то этот взгляд ощущается очень сильным. Это похоже на то, как если бы я смотрела на очень яркий свет.
Другие люди с аутизмом говорят, что прямой глазной контакт причиняет им боль, сбивает их с толка и выступает как очень сильный стимул и перегружает мозг.
Вторая причина, по которой людям с аутизмом сложно поддерживать глазной контакт, состоит в том, что мозг таких людей имеет совершенно другой интеллектуальный потенциал и способности к обработке информации. И даже если глазной контакт физически переносится нормально, и не перегружает сенсорную систему, аутистам все равно трудно обрабатывать информацию и поддерживать глазной контакт.
Нам сложно одновременно думать и слушать кого-то. У нас могут быть проблемы с пониманием речи, у нас могут быть другие коммуникативные привычки, нам может быть трудно следить за разговором, когда на заднем плане слышны посторонние звуки. Во всех этих ситуациях нам нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы слышать, что нам говорит собеседник – нашему мозгу приходится обрабатывать слишком большой объем информации.
Если же аутист будет дополнительно отвлекаться на то, чтобы следить за выражением лица собеседника, он просто ничего не поймет. Избегание глазного контакта позволяет снять излишнюю нагрузку с мозга, и дает аутисту возможность лучше слышать слова других людей и понимать, что ему говорят.
Я знаю, что все обстоит именно так, поскольку отталкиваюсь от своего опыта. Когда я была ребенком, если меня заставляли смотреть в глаза другому человеку, я не слышала, что он говорит мне в это время. Это справедливо и для других людей с аутизмом.
Вам нужно сделать выбор: или вы имеете со мной глазной контакт, и вам приятно не выходить за рамки привычных правил общения, или вы даете мне возможность не смотреть вам в глаза, но тогда я могу слышать и понимать вас.
Должен ли я настаивать на том, чтобы мой ребенок с аутизмом поддерживал глазной контакт?
В западной культуре глазной контакт считается необходимым, тогда как в странах Азии он рассматривается как нечто оскорбительное. В нашей культуре глазному контакту придается непропорционально большое значение, и именно поэтому многие нейротипичные родители чувствуют себя уязвленными, когда их дети с аутизмом не смотрят им в глаза, или же имеющийся глазной контакт отличается от нормального, или же не поддерживается длительное время.
Когда в один день ребенок смотрит в глаза, а в другой – нет, это сбивает с толку. Родителям часто кажется, что это указывает на отсутствие текущего контакта с ребенком, или на общее нежелание вступать в общение, как если бы ребенок не слушал вас, не принимал во внимание ваши слова, или не любил вас.
Скорее всего, ребенок очень вас любит. Но ему неприятно или даже больно смотреть в глаза, или же это непрактично с его точки зрения, поскольку, когда ребенок смотрит в глаза, он не может понять ваших слов.
Думаю, вы уже догадались, что я хочу сказать: не заставляйте ребенка с аутизмом смотреть вам в глаза. Это одна из тех вещей, где достигнутый результат не будет стоить побочных эффектов от его достижения. Да, общество в целом не любит, когда человек не смотрит в глаза, о таких людях думают как о ненадежных или скользких.
Это убеждение уходит своими корнями в эйблеизм – убеждение, что все в обществе должны быть «нормальными». Я бы даже сказала, что это проявление расизма, поскольку не все культуры считают глазной контакт столь важным.
Глазной контакт – это условность, которая не работает для всех и каждого. Если рассматривать жизнь во всей ее совокупности, то глазной контакт – это лишь одна из ее граней, причем далеко не самая важная. Это не то, что стоит огромного труда и нервов.
Чтобы жить счастливой и полной жизнью, вовсе не обязательно уметь поддерживать глазной контакт. Это же относится и к романтическим отношениям. Существует множество слепых людей и тех, у кого серьезно повреждено зрение. Они не смотрят никому в глаза, но имеют друзей, и любящие семьи и даже женятся или выходят замуж.
Не тратьте лишние силы на поддержание глазного контакта, поскольку, даже если это важно для людей-неаутистов, сами аутисты мало приобретают от такого умения.
Напротив, без глазного контакта их жизнь будет более счастливой и здоровой. Они будут лучше понимать ваши слова: глазной контакт, который людям с аутизмом кажется неестественным и болезненным, только лишь мешает коммуникации.
Заключение
Надеюсь, это выпуск был вам полезен, и обычные родители детей с аутизмом услышат меня. Надеюсь, что я смогла дать вам более полное понимание вопроса и объяснила, что такое глазной контакт с точки зрения аутистов.
Отвечая на вопрос, который мне время от времени задают: да, для мня смотреть прямо в камеру – это совсем не то, что смотреть в глаза другому человеку. Если кто-то из вас когда-нибудь встретится со мной лично, не ждите нормального глазного контакта.
Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить от меня ответ, оставляйте их в своих комментариях.
Большое спасибо за просмотр!
Избранные комментарии зрителей
Брия Йазик (Bria Yazic)
Прежде всего, хотела бы поблагодарить вас за ваши видео. Я работаю с невербальными аутистами, и ваши рассказы помогают мне понять, что стоит за их поступками. Я смотрю на вещи не как нейротипичный человек, а гораздо шире.
Сейчас я обучаюсь по программе ABA (того ее направления, которое очень дружественно относится к детям), и моя цель с одним из моих пациентов состоит в том, чтобы научить его как устанавливать глазной контакт в ответ на приветствие со стороны другого человека. Ему не нужно держать контакт долго, но мы хотели бы, чтобы это выступало формой проявления уважения к собеседнику.
Будет ли это несправедливым по отношению к малышу с аутизмом, или, напротив, очень поможет ему в дальнейшей жизни?
Не кажется ли вам, что полный отказ от глазного контакта повредит ему больше, чем принесет выгод?
Думаю, что такой навык в долгосрочном периоде принесет только пользу и поможет налаживать контакт с самыми разными людьми.
Я посмотрела большое количество ваших передач. Бесспорно, ознакомление с ними помогает мне стать лучшим профессионалом.
Мне, однако, хотелось бы внести определенные коррективы в позицию, которую вы озвучиваете на своем канале. Вы предлагаете внедрять в занятия с детьми с аутизмом как можно больше флор тайм, не просто гасить неприемлемое поведение, а искать ему альтернативы, и разрешать ребенку «стимиться».
Все эти предложения уже официально учтены в рамках той школы ABA, в которой я занимаюсь. Мы никогда не используем наказаний (негативных поощрений), но всегда стремимся к поощрениям позитивным (в обычных школах учителя поступают точно так же в отношении нейротипичных детей). Все наши действия учитывают комфорт пациента.
Для одного из моих воспитанников мы подготовили систему, которая помогала ему понять, когда надо соблюдать тишину в классе. Когда он показал, что он не переносит нашу придумку, мы поменяли ее на другую, которая подходила ему гораздо больше. Его удовлетворенность жизнью существенно возросла, и он понимает, когда ему можно вести себя шумно, а когда надо подождать. И если он не может ждать, он всегда может попросить о перерыве, чтобы пойти в место, где может вести себя шумно.
Я убеждена, что практики ABA меняются со временем, и это помогает детям уметь правильно вести себя в разнообразных ситуациях и уметь принимать участие в играх и других мероприятиях.
АВА сейчас не пытается «заставить детей выглядеть нормальными». Мы не требуем от детей, чтобы они перестали быть собой: мы любим их такими, какие они есть, со всеми их стимами и повторениями одного и того же. Все это – мой личный опыт АВА. Еще раз благодарю вас за ваши ролики!
Пенту Прагер (Pentu Prager)
Есть исследование, которое показало, что тем аутистам, кто не может поддерживать глазной контакт, помогают повышенные дозы витамина А. Витамин А очень важен для здоровья глаз. Также было обнаружено, что аутисты используют периферическое зрение, чтобы смотреть на собеседника.
Кейтлин Кои (Caitlin Koi)
Очень полезное видео. У меня самой диагностирован аутизм, и я научилась смотреть людям в рот, когда они говорят со мной. Сложно различить, смотрит ли вам собеседник в рот или в глаза, по большей части такие взгляды выглядят похожими.
Однако иногда я обнаруживаю, что я вообще не могу взглянуть на лицо собеседника. Все, что мне доступно – рассматривать его краем глаза. Мне ужасно неприятно, прочти болезненно заставлять себя смотреть кому-то в глаза, если я волнуюсь или испытываю другой стресс. Надеюсь, все больше нейротипичных людей начнут нас понимать.
Транскрипт выпуска с канала «Ask an Autistic».
www.corhelp.ru
Если ребенок с аутизмом не смотрит в глаза
18.06.13
Принуждение к контакту глазами лишь вызывает стресс и тревожность при аутизме у детей, гораздо важнее научить ребенка использовать лица как источник информации
Если хотите вызвать сильную тревожность у ребенка с аутизмом, то самый лучший способ — сказать «посмотри мне в глаза». В большинстве случаев, когда ребенок с аутизмом пытается слушать, что вы говорите, требование посмотреть в ваши глаза вызывает тревогу и мешает способности ребенка слушать ваши слова. Это происходит по трем причинам:
1. При аутизме у детей часто встречаются нарушения слухового восприятия. Исследования показывают, что когда люди с аутизмом смотрят на других людей, то они чаще всего смотрят на рот, а не на глаза. И это имеет смысл, поскольку, глядя на рот, проще разобрать, что говорит другой человек.
2. Некоторые дети с аутизмом лучше видят с помощью периферического зрения. Для них прямой взгляд на что-то воспринимается как слишком интенсивный, так что вместо него они используют периферическое зрение. В результате, когда такие дети смотрят на вас, кажется, что они глядят в другую сторону.
3. Многие взрослые люди с аутизмом говорили мне, что они страдают от слишком интенсивной стимуляции, когда смотрят прямо в глаза другому человеку. Взгляд в глаза воспринимается ими как пугающий и смущающий.
Таким образом, если вы заставляете ребенка смотреть прямо на вас, то вы не помогаете ему лучше понимать вашу речь, вы ухудшаете понимание. Ребенок начинает испытывать перегрузку и отвлекается от вашей речи.
Каждому из нас гораздо проще смотреть на других людей по собственной воле, а не когда нас заставляют это делать. Это относится к любой форме коммуникации. По нашему опыту, дети с аутизмом начинают чаще смотреть в глаза другим людям, когда их косвенно побуждают это сделать, а не указывают. Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку смотреть на вас гораздо чаще:
1. Когда говорите с ребенком, вставайте прямо перед ним, и старайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз. Если ваше лицо само попадает в зрительное поле, то оно привлечет больше внимания.
2. Когда говорите, произносите меньше слов и больше используйте невербальные методы коммуникации. Сопровождайте свою речь оживленной и преувеличенной мимикой и такими же жестами. Ребенку поневоле придется ориентироваться на выражения вашего лица, чтобы получить необходимую информацию. Сильно кивайте или мотайте головой, вместо «да» и «нет», указывайте взглядом и головой на нужный предмет и используйте другие явные невербальные подсказки. Придумывайте игры и веселые занятия, которые требуют вашего участия, чтобы ребенку приходилось обращаться к вам за невербальными подсказками. Пусть основная информация преподносится ребенку с помощью преувеличенной невербальной коммуникации, а слова играют вспомогательную роль. Оживленная и яркая мимика будет привлекать внимание к лицу сама по себе.
3. Когда ребенок перестает отслеживать вашу невербальную коммуникацию, сделайте паузу, пока ребенок снова не посмотрит на вас, чтобы узнать, почему вы замолчали. Приглашайте ребенка самого отслеживать ваши выражения лица с помощью терпеливых и регулярных пауз.
Так что приглашайте ребенка искать дополнительную информацию на вашем лице, не требуйте контакта глазами.
Не надо принуждения. Подростки и молодые люди часто учатся ценить контакт глазами, когда у них появляется возможность поддерживать его по собственному усмотрению (и когда их перестают к нему принуждать).
Большинство людей с аутизмом нуждаются в четких правилах о том, когда и что необходимо делать. Хорошее правило по поводу контакта глазами — ненадолго посмотрите в глаза другому человеку перед тем, как говорить с ним, а затем еще раз ненадолго посмотрите ему в глаза, когда ваша очередь в разговоре подошла к концу. Это просто — каждый раз, когда наступает ваша очередь в диалоге, ненадолго посмотрите в глаза, а потом посмотрите еще раз, когда вы уже все сказали. Несколько взрослых аутистов говорили мне, что это правило оказалось очень эффективным для них.
Другая стратегия для обучения контакту глазами — постоянно смотрите поверх глаз (на лоб другого человека) или чуть ниже глаз во время разговора, но не смотрите прямо в глаза.
Не поворачивайте чужую голову!
Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не позволяйте учителям, специалистам и другим взрослым людям с благими намерениями побуждать ребенка к контакту глазами, физически поворачивая его голову и заявляя: «Смотри мне в глаза!» Плохо уже и то, что вы даете ребенку вербальную «подсказку» посмотреть на вас, но физический контакт с их головой — это физическая угроза их безопасности. Трудно установить доверительные отношения с тем, кто заставляет тебя смотреть в глаза. Когда кто-то схватил вас за подбородок и силой развернул вашу голову, это лишь вызовет у вас страх и тревожность. Это запугивает, это воспринимается как нечто угрожающее.
Если вы хотите, чтобы в вашем присутствии ребенок чувствовал безопасность, принятие и собственную компетентность, то не надо «давить», добиваясь контакта глазами и любого другого социального взаимодействия. Делитесь, приглашайте к общению, стройте отношения, и вы добьетесь взаимности! «Работайте со мной, уважайте и доверяйте мне, и я отвечу вам тем же! Если будете принуждать меня, то вы потеряете мое внимание!»
outfund.ru
Почему ребенок не смотрит в глаза?
После появления на свет маленькие детки начинают учиться видеть новый для них мир. Развитие умения смотреть проходит через определенные вехи.
Рождение. Адаптация глазного яблока к свету. Ребенок моргает. На непродолжительное время он может фокусировать свое внимание на предметах в 20-25 см от глаз. Когда головка младенца поворачивается в сторону, вместе с ней перемещается его взгляд.
1-1,5 мес. Кроха с интересом смотрит на лица. Он уже способен узнавать лицо мамы.
1,5-3 мес. Малыш смотрит краем глаз. Глаза могут двигаться синхронно. Ребенок способен фокусировать взгляд и рассматривать острые края предметов.
3-5 мес. Ребенок рассматривает свои руки, может узнавать знакомые предметы и фокусировать взгляд на собственном отражении в зеркале.
5-7 мес. Малыш может координировать свой взгляд и движение руки. Он хлопает ладошкой по отражению в зеркале и рассматривает сложные предметы. Чтобы лучше видеть, ребенок старается держаться прямее.
7-12 мес. Ребенок фокусирует свой взгляд на достаточно мелких предметах. Он осознает глубину и с удовольствием рассматривает новые предметы.
12-14 мес. Малыш может провожать взглядом быстро двигающийся предмет. Его зрение практически не отличается от зрения взрослых.
На что смотрит маленький ребенок? Если месячному крохе показать квадрат, то он будет смотреть только на его углы и края. Когда малыш смотрит на лицо мамы, он смотрит не в глаза, а на подбородок или линию волос. В этом возрасте по этим признакам он и ”узнает” свою маму.
В 2 месяца ребенок больше интересуется чертами лица и связями между ними. Он с удовольствием рассматривает ваши открытые глаза. Выказывает возбуждение и интерес, когда его глаза встречаются с вашими. При этом его взгляд движется между ваших глаз к линии волос и рту.
К 5 месяцам малыши уже способны отличать знакомые лица от незнакомых.
Как можно помочь крохе быстрее научиться видеть? Показывайте ребенку яркие или темные предметы с четкими линиями. Это могут быть сверкающие или переливающиеся игрушки, которые двигаются и издают звуки. Хороший вариант – музыкальные карусели. Если вы купили карусель, которая не издает звуков, к ней можно подвесить детские колокольчики.
С определенного возраста дети начинают интересоваться композицией, глубиной и текстурой. Это то, что помогает им учиться распознавать предметы и находить их похожесть. Как только ребенок начнет понимать сходства между предметами, он уже может ассоциировать их с названиями.
Если ваш малыш еще не умеет держать игрушки в ручках, прикрепите их к кроватке на поперечную веревочку или рейку. Постоянно наблюдайте за тем, как он их рассматривает. Если какие-то игрушки ему нравятся больше других, найдите похожие.
На следующем этапе развития ребенку уже будет мало просто разглядывать игрушки – он начнет дотрагиваться и ударять по ним. Стимулируйте этот процесс и размещайте игрушки в том месте кроватки, где кроха может их случайно задеть. Когда это произойдет, малыш придет в восторг и будет пытаться сделать это вновь. С такими простыми играми к ребенку приходит понимание, что он может повлиять на окружающий его мир. Так закладывается фундамент для будущей самостоятельности.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.