Как правильно приучить ребенка к дисциплине. Как приучить ребенка к дисциплине в 5 лет
13 эффективных методов дисциплины ребёнка
Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.
Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.
1. Позитивная дисциплина
Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.
2. Руководство ребенка
Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.
И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».
3. Дисциплина на основе награды
Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.
Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.
Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).
4. Периоды охлаждения
Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.
Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.
Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.
В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.
5. Установка правил и границ
Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.
6. Научите их естественным и логическим последствиям
Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.
Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.
Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.
Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).
7. Бережная дисциплина (перенаправление)
Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.
Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.
8. Тренировка эмоций
Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.
Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»
Коучинг эмоций имеет пять шагов:
Знание своих собственных эмоций.
Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
Слушать ребенка.
Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.
Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.
9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках
Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.
Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.
10. Обеспечить альтернативой
Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.
Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.
Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.
Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.
11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения
Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.
Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.
12. Лишить привилегий
Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.
Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.
13. Ведение переговоров
Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.
Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.
Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.
pendelson.ru
Как приучить ребенка к дисциплине?
«Он у меня будет по струнке ходить!» — это не дисциплина, это способ морального давления на ребенка. И очень вредный способ. У многих родителей и учителей слово «дисциплина» действительно ассоциируется с подъемом в 6 утра, обливаниями холодной водой, линейкой, которая взмывает и опускается на «кривую» спину. Нет, нет и еще раз нет. Дети не должны жить в условиях военного лагеря, но вот навык понимать правила и выполнять их понадобится им уже в начальной школе, не говоря о взрослой жизни.
Именно в школе маленький человек впервые и со всей полнотой принимает на себя груз ответственности и требований, который ложится на его плечи. Да, быть может, некоторые родители и считают, что ребенок должен расти в атмосфере, полной свободы. Но что малыш будет делать в классе, где просят сидеть на месте и не кричать с места, когда дома ему можно было ходить на голове? Мучительно принимать претензии. А вот собранному ребенку будет куда проще заниматься лучше, входить в новые для себя ролевые отношения и коммуникацию.
Зачем первокласснику нужна дисциплина? Об этом мы писали в нашем материале, опубликованном в социальных сетях.
Как приучить ребенка к дисциплине?
1. Установите домашние правила
Не важно, сколько лет вашему ребенку, 5 или 10, он должен понимать разницу между соответствующим поведением и поведением, которое недопустимо. Пусть ребенок знает, чего от него ожидают, а также о том, что последует за нарушением правил. Важно помнить, что правила должны быть рациональными, а вы — уметь ответить ребенку на его вопрос о смысле установленных норм.
– Мамочка, ну почему нельзя-я-я-я? – поднимая брови и уже куксясь вопрошает Коля.– Потому что я так сказала! – грозно нахмурившись отрезает мама.
Это не ответ, это отмашка, не имеющая авторитета и оставляющая негатив. Объясняйте детям причины своих решений, они должны видеть, что исполняют не вашу прихоть, а полезное для них самих правило.
Да, конечно, правила и последствия непослушания будут сильно зависеть от возраста ребенка. В то время как малышу надо объяснить, что драться с нехорошо, подростку лет 11 уже важно объяснить, почему он должен быть дома в 20:00. И будьте гибкими — то, что правильно для начальных классов, уже не является истиной для младшего подросткового возраста. Взрослея, дети расширяют границы (птенцы же не живут в скорлупе?), и если вовремя им с этим не помочь, скорлупа лопнет сама, а вы окажетесь погружены в пучину конфликтов.
2. Повседневные правила и привычки
Оказывается, рутина тоже может быть полезна, если превращается в полезные привычки. Маленькие традиции и обряды позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, даже если это правильно «еще раз подергать дверную ручку, чтобы проверить — закрыли ли вы дверь». Если вы, например, заметили, что поведение вашего ребенка ухудшается, когда он устает (или наоборот — баловство приходит от недостатка активности), обратите на это внимание и создайте «дела», которые помогут удовлетворить нужные потребности.
Укладывайте ребенка спать и будите его в одно и то же время — то, что предсказуемо, не так травмирует.
Если в расписании дня появляются внезапные изменения — например, поход в гости или к врачу, сообщите об этом заранее, не оттягивая до последнего.
Некоторые дети не могут спокойно «перескакивать» от одной активности к другой. Относитесь к этому с пониманием и делайте «буферные» зоны, во время которых будет происходить перестройка. У малышей это может быть сказка между играми и обедом, у школьников — перерыв между уроками или домашней работой.
Вопрос-ответ. Можно ли ставить ребенка в угол?Можно. Смысл в том, чтобы оставить расшалившегося ребенка наедине с собой. Если вы отправите его в свою комнату — он примется за игрушки, а важно дать ему время подумать над своим поведением. Схема проста: сколько времени ребенку, столько минут он стоит в углу.
3. Обсудите вопрос последствий
Обрисуйте ребенку четкую причинно-следственную связь между тем, как он себя ведет, и что за этим следует. Следуйте установленным правилам без исключений. Например, если лазать по деревьям в парке нельзя, то нельзя всегда, а не только когда «ты же в такой чистенькой белой рубашке!». Спросите ребенка о его собственном мнении: «Как ты думаешь, что следует сделать, если ты опоздаешь на обед? Ведь суп уже будет холодным, придется есть так...» — и пусть у него будет возможность обдумать собственное поведение.
Удостоверьтесь, что наказание или «последствия» уместны. Они ни в коем случае не должны унижать ребенка!
Последствие должно помогать ребенку учиться на ошибках. Убрать игрушки самостоятельно, поставить грязную чашку в мойку и помыть ее самостоятельно, даже попробовать холодный суп из-за копаний за компьютером — все это куда полезнее, чем час простоять в углу.
Покажите ребенку прямое следствие: если ты долго собираешься на прогулку, значит, сама прогулка будет короче.
Вопрос-ответ. Как нельзя наказывать детей?
Лишать их естественных физеологических потребностей: не отпускать в туалет, лишать еды и прогулки на свежем воздухе. Не дать сладостей – это возможный вариант развития событий.
4. Правило есть правило
Об этом уже сказано выше, но хочется остановиться на этом пункте подробнее. Следите за своими словами и за четким выполнением правил, которые вы же установили. У многих родителей и учителей есть привычка делать исключения: пропускать мимо ушей или мимо глаз то, что не соответствует правильному порядку, разрешать некоторые действия «в самый последний раз» и обещать, что санкции придут в следующий раз: «еще раз такое увижу, и вот тогда точно...». Все это, во-первых, подрывает ваш авторитет, во-вторых, сбивает ребенка с толку, размывая границы дозволенного.
Даже если у вашего ребенка есть оправдание, будьте просты в своей ясности: «Оля, ты нарушила правило, это означает, что...».
Если у вас несколько детей (внимание, учителя!), то помните, что правила должны быть равны для всех. То, что нельзя Кате, нельзя и Саше. То, что можно Жене, можно и Ване. В противном случае дети (и вполне справедливо) решат, что вы относитесь к ним нечестно.
5. Имейте реалистичные ожидания
Если у вас гиперактивный первоклассник (о том, как работать с такими детьми, мы уже писали), то не следует ожидать, что из-за ваших требований он мгновенно научится сидеть прямо, поднимать руку перпендикулярно парте, не ерзать и вообще вести себя, как образцовый представитель кадетского училища.
Если вы установите слишком высокий уровень нормы поведения, это может заставить ребенка чувствовать себя подавленно. Слишком низкий уровень требований, наоборот, может привести к тому, что школьник не разовьет свой потенциал (например, усидчивости). Все дети разные и могут иметь как слабые, так и сильные стороны. Более того, в разном возрасте дети объективно различаются по своему поведению: первоклассники шумят, дети 8-11 лет дерутся, а подростки зажимаются и бунтуют. Постарайтесь ознакомиться с тем, как выглядит норма поведения для возрастной группы вашего ребенка.
Темв воспитания является одной из самых популярных в наших социальных сетях. Педагогические игры, терапевтические сказки и методики. Подписывайтесь! ВКонтакте, Facebook, Одноклассники
rosuchebnik.ru
Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон)
Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.
Первый принцип
Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!
Второй принцип
Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять. Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно. Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений. Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.
Третий принцип
Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д. Однако надо помнить, что детская безответственность - явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.
Четвертый принцип
Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось. Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.
В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.
Пятый принцип
Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.
Шестой принцип
Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.
Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?
Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка. Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами. Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным». До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!
Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа. Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой. Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.
Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, - это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться. К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет. «Сэр, - скажет он твердо, но вежливо, - наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю. Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике. Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.
Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию. Мать и отец для них являются представителями правосудия - и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения. Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.
Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно. Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка. Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.
www.psychologos.ru
Как правильно приучить ребенка к дисциплине.
Любовь это не только забота и уход, но и дисциплина. Спокойный и последовательный распорядок, так же важен для ребенка, как и уход за ним. Очень часто родители забывают, что ребенка не только необходимо накормить, одеть и вымыть, но и воспитать в нем чувство дисциплины. Родители хотят стать другом для ребенка, но не авторитетом. Такой подход больше подходит для подростков, но не для младших детей. Четкие правила и распорядок позволят ребенку в 15 лет быть в безопасности, так же как и в 2 года, когда родители не спускают с него глаз. Когда родители слишком поверхностно относятся к дисциплине ребенка, то в конечном итоге результат расстроит их еще сильнее. Такое отношение часто заканчивается тем, что родители начинают кричать на ребенка и пороть его. Вот семь советов, которые помогут родителям приучить детей к дисциплине. Наряду с любовью и заботой, дисциплина является необходимым элементом в жизни счастливого ребенка.1. Родители должны иметь одинаковые взгляды на воспитание ребенка. Большинство пар, когда они женятся, не обсуждают свои взгляды на воспитание детей, еще реже обсуждаются вопросы дисциплины. Зачастую бывает уже поздно, когда родители узнают что у них разные взгляды на дисциплину, один из родителей бывает слишком мягким и уступчивым, другой слишком строгим и нетерпимым. Чего бы это ни стоило, необходимо прийти к соглашению между родителями по вопросам дисциплины. Если согласия не будет, то в конечном итоге это может привести к подростковым поведенческим проблемам. 2. Необходимо совместно выработать правила поведения ребенка в различное время дня: что делать перед сном, какие домашние работы выполнять, когда вставать, в какое время тихий час и т.п. Когда родители придут к согласию, они должны четко и спокойно объяснить все своему ребенку. Оба родителя должны всегда придерживаться обговоренных принципов и не делать исключений без уважительных причин. Нельзя допускать, чтобы ребенок относился к своим родителям как к ценам в магазине, выбирая с кем ему, в данной ситуации, будет выгоднее иметь дело. 3. Приучайте к дисциплине спокойно, не повышая голоса. Неплохой способ подействовать на ребенка сказав ему, нечто вроде: «Считаю до 3, убери все игрушки…». Даже если придется говорить «два с ниточкой…», «два с иголочкой…», то это вполне нормально. Но не нужно разрешать доделывать задание после счета «три», это позволяет ребенку понять, что родители очень серьезно относятся к своим словам. 4. Поощряйте ребенка соответствующим образом за добросовестное поведение, например, когда ваш ребенок уберет игрушки или выполнит работу по дому без напоминания. 5. В правилах бывают исключения. Если тихий час по выходным в 13.00, но вы пошли на детский день рождения, то его можно перенести. При этом обязательно объясните ребенку, что это исключение из правил. 6. Привлекайте детей в качестве помощников, когда они начинают себя плохо вести. Поручайте им работу, соответствующую их возрасту. Дети, в особенности подростки, боятся быть наказанными за непослушание, хотя, конечно, подростки никогда этого не признают. Но не будем их разочаровывать. Они действительно будут себя чувствовать лучше, если понимают, что помогают маме. 7. Не угрожайте, обещая сделать, то, что на самом деле, сделать не сможете. Когда родители в гневе говорят такие слова: «Вы будете сидеть дома до конца лета» — это нереально. Следует успокоиться и поставить более выполнимые условия, например: «Вы будете сидеть дома в эти выходные». В этом случае дисциплина будет более последовательной. Дети, приученные к дисциплине, чувствуют себя гораздо лучше. Глубоко внутри дети понимают, что родители несут ответственность за них и в конечном счете будут вам только благодарны.
vospitanie-detei.ru
Дисциплина в семье – как стать примером и научить дисциплинированности детей?
Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?
Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?
Содержание статьи:
Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?
Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:
Непослушание.
Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
И др.
В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.
Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.
В чем кроются причины недисциплинированности?
Слишком любознательный и любопытный ребенок. Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.
Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?
Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение, и противоречия с родителями будут всегда (это норма).
Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.
Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция
Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.
Что имеется в виду под дисциплиной в свете семейных традиций?
Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
Совместная уборка в квартире по пятницам.
Подготовка к новому году всей семьей.
Распределение обязанностей по дому.
Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
Определенный режим дня.
И пр.
При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.
Дисциплина должна быть столь же естественной, как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.
Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
Приучаем к режиму дня. В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
Правила поведения в семье: игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.
Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.
Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей
Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:
Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.
Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!
Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.
Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.
Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…
Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).
Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.
Правила есть правила.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!
Поделитесь с друзьями и оцените статью:
www.colady.ru
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ДИСЦИПЛИНЕ?
Прежде всего предлагаю разобраться, а какого ребенка необходимо приучать к дисциплине?Дисциплина - это прежде всего подчинение установленным правилам. Несмотря на то, что каждый человек придерживается правил, принятых в обществе, более всего необходимы конкретные рамки людям с кожным вектором. Потому что именно они по природе призваны отвечать за ограничение первичных позывов, именно они в развитом состоянии являются создателями и блюстителями закона. Поэтому, если мы говорим о необходимости научить ребенка дисциплине, то первые, кому она жизненно необходима, это непослушные сорванцы с кожным вектором.
А что же другие дети, спросите вы? У них другие задачи и, соответственно, другие свойства. Например, дети с уретральным вектором по природе являются вождями, от них будет зависеть продвижение общества в будущее. И если к ним применять привычные подходы в воспитании, в том числе пытаться их подчинить и ограничить, то мы не только ничего не добьемся, но и нарушим нормальное развитие уретрального ребенка с риском сделать из него опасного преступника.
И пусть вас не пугают, возможно, пока еще непонятные термины. Очевидно одно, дети – разные. А с появлением системно-векторной психологии, которая позволяет в короткие сроки научиться различать врожденные задатки и особенности детей, родитель получает практический инструмент для воспитания любого ребенка. Теперь вы сможете гораздо легче разбираться в непростых вопросах, возникающих в воспитании детей.
Итак, дети с кожным вектором просто созданы для дисциплины. Они чувствуют себя хорошо в ее рамках – их нужно для них создать. Это подвижные, верткие дети, стремящиеся к лидерству, первенству, по-настоящему расстраивающиеся из-за проигрыша. Заставлять их разложить разбросанные по всей комнате шмотки по ящичкам и заранее засесть за уроки, чтобы меньше осталось «на потом» - это чревато провоцированием домашнего конфликта.
Вместе с тем, у таких детей очень развито чувство времени, они буквально кожей чувствуют ритмику жизни, хорошо ориентируются в пространстве, отличаясь меткостью, изворотливостью, тонко чувствуя траектории чего бы то ни было (движения своего тела в толпе, направление пули в тире, футбольного мяча на поле). У них врожденное чувство ритма, они просыпаются на 5 минут раньше будильника. Они любят секретики-тайнички-блокнотики, находить на дороге денежки (кстати, хороший способ поднятия им настроения).
Таких детей важно научить адекватно подчиняться. Это умение станет основой для того, чтобы в дальнейшем уметь адекватно подчинять. Т.е. это будущие лидеры (не путать с вожаками), топ-менеджеры, экономисты, инженеры, правозащитники, законодатели - в высшей реализации, но могут реализовываться и в качестве танцоров, спортсменов, цирковых артистов, фокусников – там где требуется гибкость рук и тела. Именно они отличаются пластикой, подвижностью ума, мышлением в ключе «польза-выгода».
Воспитание дисциплины у таких детей начинается, прежде всего, с адекватного ограничения по времени и развлечениям для достижения запланированной цели, а также с четкого распорядка дня. «Пойдешь гулять как только сделаешь уроки», «поиграешь на компьютере после того, как уберешь в комнате», «в какое время ты сядешь за уроки – с трех до пяти или с шести до восьми?» и т.д. Только этих детей (мальчиков с кожным вектором) безопасно и полезно стимулировать материальным вознаграждением за достигнутые успехи, не опасаясь за перекосы в формировании его моральных качеств: хорошо закончишь четверть – купим велосипед.
Такие дети от природы наделены амбициями (какой же лидер без них?) и организаторскими способностями. По большому счету, по природе они – карьеристы, что само по себе не является негативным качеством, как многие привыкли думать согласно сложившимся стереотипам. Просто у них в жизни свои задачи, своя видовая роль в социуме, коллективе.
Возможно вы удивитесь, но крайне позитивно отражается на таких детях, в том числе косвенно и на развитии их лидерских качеств, массажик на ночь. Ведь кожа – их самый чувствительный орган, принимающий на себя и стрессы, и максимальное наслаждение на физическом уровне. Бархатная, тонкая, нежная кожа отражает их внутренние состояния.
Таких детей ни в коем случае нельзя унижать ни вербально, ни физически, если вы не хотите вырастить из такого ребенка мазохиста или неудачника, и тем более – скупердяя или вора.
Вернемся к вопросу об ограничениях. Как было сказано, ограничение для таких детей должно быть адекватным. Что это значит? Дисциплина – это не значит «нет» на любую просьбу или желание. Ограничивать ребенка в желаниях и удовольствиях необходимо обоснованно, в каждом случае объясняя причинно-следственные связи тех или иных событий и поступков.
Одно из важных условий: устанавливая правила, необходимо будет проследить их выполнение. Оставив это на совести ребенка, имейте в виду, он их легко нарушит. Совестливые дети – это послушные и ведомые дети с анальным вектором. У кожных детей такого понятия нет. Только зная наверняка, что выполнение правил и заданий контролируется, он научится понимать, что правила существуют для того, чтобы их выполнять, а не для того, чтобы найти лазейку и их обойти.
Со временем, такой ребенок приучается адекватно относиться к обоснованным запретам, подчиняться принятым правилам, нормам, законам. Научаясь адекватно ограничивать себя в соответствии с окружающей средой, там, где это необходимо, ребенок получает навык самодисциплины, постепенно расширяя его и перенося выработанные внутри себя дисциплинарные правила на адекватные ограничения снаружи, распространяя их на других, удерживая организованную в команду группу внутренней дисциплиной, вводя дисциплинарные ограничения среди ее участников, а значит – адекватно подчиняя их и развиваясь таким образом в качестве лидера группы, команды.
Таким образом, необходимо понимать, что самодисциплина как качество не замыкается на самой себе, а имеет свое продолжение и развитие наружу – на коллектив. Поэтому родители, приучающие ребенка к дисциплине, должны понимать, что они воспитывают лидера, для которого крайне важно правильно сформированный навык взаимодействия с остальными членами команды. И от того, насколько развит этот навык у лидера, будет зависеть слаженность вверенной ему в подчинение команды.
Написано по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Асия Валитова
epsychology.ru
Как приучить ребенка к дисциплине
Дисциплина – это не наказание, а естественный путь исправить поведение вашего ребенка без криков и воплей. Мы подскажем вам, как поступать с детишками разного возраста.
Похвала и награждение (от рождения и старше)
Никакие методы дисциплины не будут действовать, если вы будете обращать внимание на вашего ребенка, только тогда, когда он нашкодничает. Дети требуют внимания постоянно, и, хотя им хочется только положительного внимания, иногда они готовы к любым проделкам, зная, что их тогда точно услышат и увидят. В таких случаях, дети прекрасно понимают, что ударив брата/сестру, разбив мамину любимую тарелку или разлив суп, они будут наказаны, но они получат свою порцию внимания, пусть даже и негативную.
Если ребенок шкодничает – убедитесь, что вы достаточно с ним разговариваете, играете, обнимаете. Иногда просто объятия и поцелуй в маленький носик достаточно, что бы ребенок успокоился, почувствовал себя нужным и больше не причинял вам беспокойства.
Попробуйте хвалить вашего ребенка за хорошие поступки, а не просто, как ребенка. Например: Сын поломал игрушки – нельзя говорить «ты плохой мальчик», Нужно сказать «ты плохо поступил». Дочка сложила свои куклы на специально отведенную полку – «ты хорошо сделала», а не «ты хорошая девочка». Хороший ребенок – подразумевает, что, что бы он не делал, он всегда поступает правильно. Дайте ребенку понять, что его поступки бывают разные, а не он. Он для вас всегда самый любимый, но плохие поступки вас огорчают и сердят.
Предотвратите опасность (от 6 до 24 мес.)
В этот период, слово «нет» становиться чуть ли не основным в вашем разговоре с ребенком. Малыш начинает ползать и доставать все, что было ему недоступно ранее. Вас утомляет постоянно следовать за ребенком и убирать все из зоны досягаемости. Но ребенок просто удовлетворяет свое естественное любопытство.
Когда ребенок тянется к чему-то, что нельзя, просто позовите его по имени, и скажите «нельзя». Можете добавить звук, который будет, если ребенок не послушается – бух, бам и т д. Предложите ребенку что-то более безопасное, можно игрушку, и объясните, что может случится, если ребенок не послушается (лампа упадет и станет темно; ручку обожжет и будет больно и т п).
Будьте готовы к тому, что это вам придется повторять не одну сотню раз – дети не могут сразу запомнить правила в таком возрасте, они быстро отвлекаются.
Установите график (от 6 мес. и старше)
Устанавливать режим дня ребенку нужно до того, когда он начинает ходить. Каждый день выполняя одно и то же в определенное время, ребенок чувствует уверенность, что все хорошо, и что он контролирует происходящее.
Ребенок должен знать, что если пришло время купаться – значит, за этим последует время сна. То есть ребенок успокаивается подсознательно, потому что он уверен, что после купания не будет шумных игр с мячом и прыжками на кровати. График внушает чувство стабильности и безопасности. А вы, как никто другой, хотите, что бы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности и любви.
Но вы должны сами безукоризненно следовать своим правилам. Нельзя устанавливать рамки, которых вы сами не в состоянии придерживаться. Например, если уж сказали, что в 9 ребенок должен спать – значит спать он всегда должен в 9, или всегда мыть руки перед едой, после туалета и после того, как вернулись с прогулки. Иначе ребенок будет еще больше капризничать и увиливать – ведь в прошлый раз вы разрешили не придерживаться правила, значит, и в этот раз позволите. А потом родители начинают жаловаться – ребенок не слушается и не делает того, что я говорю. А это последствия, вашей непоследовательности (извините за каламбур).
Доступно объясните (от 24 мес. и выше)
В этом возрасте дети начинают улавливать разницу между хорошо и плохо. Объясняя причину вашего запрета, вы даете ребенку возможность понять, почему именно нужно делать так, что поможет в будущем ребенку самому делать выбор между хорошо и плохо.
Вместо того, что бы просто сказать ребенку – «я сказала, нет! Потому что!», – объясните, что лучше сделать, чем-то, что ребенок собирался и почему.
Например. Ребенок набрал полные руки карандашей и собирается рисовать на стене. Не орите истошно – нет, и не выдергивайте у перепуганного ребенка карандаши. Объясните, что рисовать, конечно, это хорошо и здорово, но не на стене, а на бумаге. Если уж совсем невмоготу, так хочется покалякать на стене, повесьте вместе с ребенком кусок ватмана на стену – и пусть рисует. На ватмане, но не на стене.
Предотвратите действие (от 24 мес. и старше)
Вы должны предотвратить действие ребенка, которое может ему навредить (в первую очередь) и которое выходит за рамки «хорошее поведение». Уведите ребенка от игрушек и объясните, почему вы так сделали, и что он сделал не так. Пусть ребенок успокоится и подумает над своим поведением. Пусть посидит спокойно на стульчике возле вас, без игрушек, пока вы что-то делаете свое. По прошествии нескольких минут, обязательно спросите, все ли ребенок понял (почему его наказали) и обнимите, чтоб он знал, что вы его любите, хоть малыш вас и расстроил и поступил не хорошо. Только нужно показать, что поступок был плохим, а не ребенок был плохим. Четко разграничивайте этих два понятия.
Истерики
Истерика – способ ребенка привлечь к себе внимание и настоять на своем. Нужно подождать несколько секунд, сделать глубокий вдох, что бы успокоится, и пусть ваш ребенок истерит дальше – не обращайте внимание. Интенсивные эмоции являются естественной частью жизни, по-этому позвольте вашему ребенку быть сердитым. Пусть он знает, что вы будете с ним разговаривать, как только он успокоится. Вы хотите что бы такого больше не повторилось? Тогда выясните причину и уберите ее, и такое больше не повториться.