Содержание
Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
Подтверждаю
Подробнее
- ИНВИТРО
- Библиотека
- Симптомы
- Гиперактивность ребенка
СДВГ
Гипоксия плода
19826
10 Августа
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т. д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.
Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является
врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к
неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
2 840 руб
Записаться
Нейросонография
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 690 руб
Записаться
КТ головного мозга и черепа
Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 590 руб
Записаться
МРТ головного мозга
Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 140 руб
Записаться
Что делать при СДВГ
В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Рекомендации
Ураты в моче
8124
16 Января
Гиперкальциемия
7916
11 Января
Олигурия
7859
10 Января
Показать еще
Гипоксия плода
Родовая травма
Аденоиды
Рахит
Неправильный прикус
Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.
Подробнее
Инсульт
Энцефалит
Черепно-мозговая травма
Гипоксия плода
Заикание
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Энцефалит
Желтуха
Аутизм
Церебральный паралич
Гипоксия плода
Менингит
Глухота
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Cпастичность
Паралич
Контрактура
Задержка развития
Эпилепсия
Гипоксия плода
Гиперкинезы
Церебральный паралич
Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Менопауза
Климакс
Сахарный диабет
Тиреотоксикоз
«Вдовий горбик», или «холка»
«Вдовий горбик»: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.
Врач не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите
врача из списка
Медицинский офис не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите
медицинский офис из списка
Терапевт
Травмотолог-ортопед
Эндокринолог
Уролог
Гинеколог
Врач ультразвуковой диагностики
Врач-кардиолог
Врач-педиатр
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Спасибо!
Вы успешно записались на прием
Подробную информацию отправили на вашу электронную почту
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на
обработку персональных данных
Подписаться
Ребенок активный и гиперактивный.
В чем разница?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Скворушка» г. Набережные Челны»
Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?
Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:
— Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
— Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
— Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
— Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
— Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
— Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
— Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
— Ребенок постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
— Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
— Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
— Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
— Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
— Ребенок всегда нацелен на движение.
— Часто бывает болтливым.
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
— Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
— Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
— Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)
Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.
Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И тем не менее даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.
Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее » возвращаются «.
Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.
Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.
Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.
Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.
Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.
Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.
Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.
По международной классификации выделяют три формы СДВГ:
— В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
— Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
— В третьей форме — преобладает гиперактивность.
Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.
Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.
По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель», как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.
Автор: Г.В. Болотовский
Распознавание СДВГ у детей | Удушение в зародыше
Перейти к содержимому
Как распознать СДВГ у детей
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Характеризуется трудностями в зонах внимания, уровня активности и импульсивного контроля. Эти трудности присутствуют в возрасте до 7 лет и могут затрагивать многие сферы жизни ребенка и семьи.
Иногда его называют «гиперкинетическим расстройством». Его также иногда называют «синдромом дефицита внимания» (СДВ), если проблемы в основном связаны с трудностями с вниманием, а не с гиперактивностью.
Основные ключевые симптомы СДВГ у детей раннего возраста
Трудности с вниманием, гиперактивность и импульсивность могут проявляться следующим образом:
- Невнимательность:
- Проблемы со слухом
- Несоблюдение инструкций
- Делать ошибки по невнимательности
- Очень отвлекающий
- Дневной сон
- Забыть/потерять вещи
- Не завершая задачи
- Легко надоедает
- Гиперактивность:
- Извивающийся/непоседливый
- Беспокойный, покидает место без разрешения
- Слишком много болтаю
- Двигаться быстро и энергично
- Импульсивность:
- Находить ожидание трудным
- Управление/прерывание разговора
- Проблемы с чередованием
- Трудно сопротивляться искушению
- Выпалить ответы до завершения вопроса
- Принятие риска/небольшое или полное отсутствие чувства опасности
Основные ключевые симптомы СДВГ у детей старшего возраста
У детей старшего возраста проявляются те же симптомы, что и у детей младшего возраста, при этом склонность к риску и импульсивное поведение становятся все более проблематичными. Влияние симптомов на их социальные взаимодействия, отношения со сверстниками, членами семьи и учителями, а также на их уязвимость станет более очевидным и тревожным. Молодой человек также будет демонстрировать больше трудностей с планированием и организацией и, вероятно, более серьезные поведенческие трудности, включая проблемы с поведением.
Насколько часто встречается СДВГ у детей?
СДВГ является одним из наиболее распространенных психоневрологических и поведенческих расстройств у детей и молодых людей.
Около 1,5% детей в возрасте от 5 до 15 лет в Великобритании имеют СДВГ в любой момент времени. Ставки значительно различаются в зависимости от того, как проводится исследование. Распространенность может доходить до 4-8% среди населения в целом и до 20% среди детей и молодых людей с умственной отсталостью. Чаще встречается у мальчиков.
Дополнительные симптомы СДВГ
Более половины детей с СДВГ имеют сопутствующие поведенческие проблемы (истерики) или более серьезные поведенческие расстройства, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения. Часто у этих детей проблемы с обучением, такие как дислексия или другие проблемы развития, связаны с их речью или координацией движений. Некоторые дети с СДВГ также имеют трудности с социальным общением, повторяющееся поведение, тики, проблемы, связанные с тревогой, или даже депрессию. Последние часто упускают из виду, поскольку именно деструктивное поведение более очевидно и бросает вызов другим и поэтому становится предметом беспокойства.
Должно ли такое поведение проявляться и дома, и в школе?
В основном да. У некоторых детей симптомы СДВГ и поведенческие трудности могут проявляться во всех условиях, но у некоторых может быть больше трудностей в одних условиях, чем в других. Например, ребенку может быть сложнее в школе, так как он не выполняет задания, он сильно отвлекается и поэтому легко может нарушить порядок, говоря и не выполняя инструкции во время уроков, вставая со стула, избегая заданий или даже вступая в споры с другими. Некоторые другие дети могут иметь больше поведенческих трудностей дома, поскольку структурированная школьная среда, особенно если они получают соответствующую поддержку, помогает им справляться с симптомами СДВГ в школе.
Когда дома проблемы более очевидны, родителям может быть очень трудно почувствовать, что их понимают и особенно не обвиняют.
Кроме того, у ребенка могут быть разные трудности каждый день. У них будут плохие и хорошие дни. Эта презентация может затруднить для школы признание наличия СДВГ, поскольку может показаться, что ребенок может контролировать свое поведение.
Факторы риска развития СДВГ
СДВГ не вызван «плохим воспитанием». Истинная причина всех случаев СДВГ до сих пор неизвестна, однако этому могут способствовать следующие факторы:
- Генетическая уязвимость – СДВГ, как правило, передается по наследству, однако наследование сложное и вряд ли связано с какой-то одной генетической ошибкой.
- Функция и структура мозга – небольшие возможные различия в мозге людей с СДВГ, например. различия в размерах определенных областей мозга, длина в зрелости или химический дисбаланс.
- Другие потенциальные причины включают: преждевременное рождение, низкий вес при рождении, повреждение головного мозга (например, физиологическое или из-за употребления алкоголя/курения/наркотиков во время беременности).
Каковы долгосрочные последствия СДВГ?
Симптомы СДВГ могут привести к плохой успеваемости и деструктивному поведению, что может привести к исключению из школы и нескольким сбоям в поступлении в школу с последствиями для долгосрочных результатов обучения. Плохой контроль импульсов может серьезно повлиять на отношения со сверстниками и семьей, что приводит к снижению самооценки, снижению вероятности того, что сверстники, братья и сестры захотят играть с ними, социальной изоляции в школе и усилению семейного стресса в домашней обстановке.
Молодые люди с СДВГ, особенно те, у кого есть проблемы с поведением и которые находятся в социальной изоляции, подвержены легкому влиянию других, злоупотреблению психоактивными веществами и вовлечению во все более и более рискованное поведение.
Молодые люди с СДВГ, особенно когда они связаны с расстройством поведения, чаще контактируют с системой уголовного правосудия. СДВГ продолжает оставаться нарушением во взрослом возрасте примерно для половины молодых людей.
Что родители и опекуны могут сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ
Дети могут получить пользу от совместной работы с родителями и опекунами по устранению таких симптомов СДВГ, как:
- Давать простые инструкции
- Создайте среду с низким уровнем раздражителей для выполнения домашнего задания
- Ставьте реалистичные цели для домашней работы, например десять минут за раз
- Усилить достижение
- Управление деструктивным поведением
Могут быть полезны программы для родителей, направленные на поощрение желаемого поведения, такие как работа с ребенком над вопросами самооценки, над импульсивным и эмоциональным контролем, а также над обеспечением единообразия воспитания у всех опекунов, например, дома и в школе.
Что учителя могут сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ
Учителя могут помочь ребенку, понимая, что это не их вина, а то, что СДВГ — это инвалидность, которую нужно контролировать, даже если они могут многое сделать, чтобы помочь сами себя.
Они должны правильно организовать преподавание/обучение, учитывая индивидуальный темп работы, близость к учителю, перерывы на движение, помощника в классе, структурирование игры и обеденных перерывов.
Они могут помочь в управлении поведением в классе, используя экономию жетонов, четкие цели и своевременную обратную связь, поддерживая детей в отношениях со сверстниками и мудрое консультирование и психообразование.
Учителя играют важную роль в поддержке лечения с помощью лекарств и систематического контроля любых вмешательств. Они играют ключевую роль в разработке соответствующего плана медицинского обслуживания в сфере образования и помогают в переходный период.
Учителя также должны обращать внимание на признаки эмоционального расстройства, беспокойства или депрессии, поскольку они могут усугубить симптомы СДВГ и деструктивное поведение.
Когда направлять ребенка с СДВГ
Многие дети проявляют определенный уровень невнимательности, гиперактивности или плохого контроля импульсов, особенно в очень маленьком возрасте, в состоянии беспокойства или когда у них есть особые потребности в обучении.
Однако, когда эти симптомы больше, чем можно было бы ожидать для возраста и уровня развития ребенка, и они мешают обучению и другим аспектам функционирования в школе, следует рассмотреть вопрос о направлении к специалисту для дальнейшей оценки. Даже когда истерики и другие разрушительные формы поведения более очевидны, чем что-либо еще, и трудно идентифицировать симптомы СДВГ как таковые, всегда разумно обратиться к специалисту, чтобы СДВГ можно было рассмотреть и надлежащим образом оценить.
К кому направить ребенка с СДВГ
Врач общей практики или школа SENCO (координатор по особым образовательным потребностям) или учитель могут помочь, направив направление в местную службу охраны психического здоровья, такую как CAMHS (служба охраны психического здоровья детей и подростков), сообщество педиатром или другой соответствующей местной службой поддержки.
После того, как ребенок будет принят в соответствующую психиатрическую службу, он пройдет обследование, чтобы лучше понять его трудности и порекомендовать лечение.
Какие существуют методы лечения СДВГ
Программы группового обучения родителей/опекунов. Эти программы обеспечивают психообразование по вопросам СДВГ и связанных с ним проблем и помогают опекунам реагировать на поведение ребенка таким образом, чтобы свести к минимуму плохое поведение и усилить просоциальное поведение, используя социальные сети. принципы теории обучения.
Индивидуальное обучение родителей/опекунов. Это обучение рекомендуется, когда поведение ребенка особенно экстремально или сложно. Это также использует принципы теории социального обучения, чтобы помочь опекунам справляться с плохим поведением, но может быть лучше адаптировано к уникальным обстоятельствам семьи и может включать использование живого коучинга родительских навыков.
Групповые программы, ориентированные на детей. Эти программы помогают детям более старшего возраста развивать социальные навыки и навыки решения проблем, управлять стрессом и эмоциональным контролем. Они также предоставляют психологическое образование, чтобы лучше понять состояние и то, как справляться с его симптомами. При выполнении этой работы используются когнитивно-поведенческие стратегии.
Часто детям, приближающимся к среднему школьному возрасту, требуется профессиональная помощь в преодолении организационных трудностей, подготовке и сдаче экзаменов, планировании дальнейшего образования и налаживании отношений со сверстниками.
Лечение других проблем с психическим здоровьем и удовлетворение особых потребностей в обучении часто влияет на управление СДВГ.
Лекарства. Некоторым детям с тяжелой формой СДВГ потребуются лекарства. Используется целый ряд лекарственных средств. Когда это предписано, это требует тщательного контроля за тем, работает ли это и какие-либо побочные эффекты. Назначать и контролировать должен профессиональный специалист (детский психиатр или педиатр), но для этого потребуется поддержка родителей, а для детей старшего возраста — согласие и сотрудничество молодого человека. Часто врачи общей практики также помогают с постоянными рецептами и некоторыми наблюдениями.
Dr Iris Rathwell
Южный Лондон и Модсли NHS Foundation Trust
Посмотреть видео – СДВГ у детей
Смотреть сейчас
Смотреть видео – Симптомы СДВГ
Смотреть сейчас
статей в блоге СДВГ
Поведенческая терапия для детей младшего возраста
Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы маленькие дети (в возрасте от 2 до 5 лет) с СДВГ сначала проходили поведенческую терапию, прежде чем пробовать лекарства. Поведенческая терапия для маленьких детей наиболее эффективна, когда их родители изучают стратегии у терапевтов и используют эти стратегии для управления поведением своих детей. Родители учатся создавать структуру, поощрять хорошее поведение, препятствовать негативному поведению, обеспечивать постоянную дисциплину и укреплять отношения со своим ребенком посредством позитивного общения. Эти методы помогают не только детям с СДВГ, но и детям без диагноза успешно функционировать дома и в школе.
Недавнее исследование, проведенное исследователями из Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), сообщает, что, несмотря на эти рекомендации, только один из двух маленьких детей с диагнозом СДВГ получает психологические услуги, которые могут включать поведенческую терапию.
Как поведенческая терапия помогает мне и моему ребенку?
Невнимательность и импульсивность, связанные с СДВГ, могут способствовать негативному взаимодействию и поведению у детей. Они могут склонны к плохому поведению и наказанию чаще, чем другие дети. Это частое наказание может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к увеличению проблемного поведения. Родители могут обнаружить, что их типичные стратегии воспитания не работают очень хорошо. Родители могут научиться управлять поведением маленьких детей с СДВГ, пройдя обучение по использованию поведенческих техник и работая с опекунами (воспитателями детских садов, воспитателями дошкольных учреждений и другими), чтобы помочь уменьшить это негативное поведение и взаимодействие.
Как выглядит поведенческая терапия?
Воспитание детей с СДВГ сопряжено с уникальными трудностями. Дети развиваются по-разному, и у каждого ребенка СДВГ может проявляться по-разному. Профессионал может помочь родителям определить, когда и какие типы ответов подходят для их ребенка. Родителям может быть очень трудно научиться этим стратегиям воспитания только из книг и веб-сайтов и реализовать их самостоятельно. Родители могут изучить определенные навыки и стратегии, которые наиболее эффективны для их детей с СДВГ. Обучение включает практику и поддержку терапевта в эффективном и последовательном применении этих техник. Помощь профессионала может быть очень полезной.
Терапия СДВГ обычно включает обучение родителей следующим навыкам:
- Установление домашних правил, структуры и последовательного распорядка
- Научиться давать особую похвалу и внимание за соответствующее поведение (часто хвалить за хорошее поведение) и не уделять внимания мягкому, раздражающему, но не вредному поведению (выбор своих сражений)
- Использование подходящих для развития указаний и команд
- Заблаговременное планирование и работа с детьми в общественных местах
- Использование последовательных и эффективных дисциплинарных стратегий
Для родителей маленьких детей обучение должно быть особенно чувствительным к уровню развития ребенка. Дети дошкольного возраста меняются быстрее, чем дети старшего возраста. Они более склонны к истерикам и другому оппозиционному поведению, которое может быть нормальным для этого периода развития. Однако дети с СДВГ, вероятно, будут проявлять такое поведение с большей частотой и интенсивностью. Опять же, профессионал поможет родителям определить, в какой момент поведение требует вмешательства и какие стратегии лучше всего работают с каждым ребенком.
В отличие от детей старшего возраста, которые, как правило, имеют различный социальный опыт и усвоили множество социальных моделей поведения, у маленьких детей только начинается обучение тому, как ладить с другими детьми в парах и группах. Поскольку групповые ситуации могут быть сложными для маленьких детей с СДВГ, поведенческие тренинги для родителей помогут родителям научиться развивать эти навыки. Поведенческое обучение родителей обычно состоит из 8–12 занятий. Однако некоторым семьям может потребоваться больше сеансов.
Терапевт будет обучать родителей постоянно использовать эффективное общение и другие стратегии для управления поведением своих детей и укрепления их отношений с ребенком. Между занятиями родители используют и практикуют то, что они узнали, и возвращаются к следующему занятию, чтобы обсудить прогресс, при необходимости скорректировать стратегии и освоить новые навыки.
Применение этих навыков к детям с СДВГ требует усилий со стороны родителей. Однако тяжелая работа окупается. Родители, которые осваивают и последовательно применяют эти навыки, увидят меньше проблем с поведением и улучшат семейное функционирование. Их ребенок повысит самооценку и улучшит отношения с родителями, братьями и сестрами, учителями и другими людьми.
Какие программы обучения родителей для дошкольников существуют?
Следующие программы поведенческого тренинга для родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Помощь непослушному ребенку
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Программа для родителей New Forest
- Терапия взаимодействия родителей и детей
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
Согласно обзору, проведенному в 2011 году Агентством по исследованиям и качеству в области здравоохранения (AHRQ), программы обучения родителей поведению, проводимые обученными терапевтами, могут «помочь родителям справиться с проблемным поведением своего ребенка с помощью более эффективных стратегий дисциплины с использованием вознаграждений и некарательных последствий. Важным аспектом каждого из них является содействие позитивным и заботливым отношениям между родителями и их ребенком». Обзор AHRQ выявил следующие общие терапевтические компоненты в эффективных программах:
- помочь родителям развить позитивные отношения со своим ребенком
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Для родителей, у которых нет доступа к конкретным программам, упомянутым выше, может быть полезным посещение терапевта, который фокусируется на тех же элементах.
Родители и опекуны, желающие узнать больше о СДВГ и способах помочь своему ребенку, могут записаться на курс «От родителей к родителям: семейный тренинг по СДВГ», предлагаемый через CHADD.
Ссылки
Центры по контролю и профилактике заболеваний, http://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/treatment.html, по состоянию на 16 марта 2016 г.
Центры по контролю и профилактике заболеваний, Основные показатели жизнедеятельности: СДВГ у детей младшего возраста, http://www.