Содержание
Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
Подтверждаю
Подробнее
- ИНВИТРО
- Библиотека
- Симптомы
- Гиперактивность ребенка
СДВГ
Гипоксия плода
19484
10 Августа
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т. д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.
Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является
врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к
неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
2 840 руб
Записаться
Нейросонография
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 690 руб
Записаться
КТ головного мозга и черепа
Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 590 руб
Записаться
МРТ головного мозга
Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 140 руб
Записаться
Что делать при СДВГ
В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Рекомендации
Холестериновые бляшки
7314
18 Ноября
Печеночная колика
4994
09 Ноября
Отек гортани
4506
07 Ноября
Показать еще
Гипоксия плода
Родовая травма
Аденоиды
Рахит
Неправильный прикус
Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.
Подробнее
Инсульт
Энцефалит
Черепно-мозговая травма
Гипоксия плода
Заикание
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Энцефалит
Желтуха
Аутизм
Церебральный паралич
Гипоксия плода
Менингит
Глухота
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Cпастичность
Паралич
Контрактура
Задержка развития
Эпилепсия
Гипоксия плода
Гиперкинезы
Церебральный паралич
Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Скарлатина
Дифтерия
Молочница
Гастрит
Панкреатит
Сахарный диабет
Глисты
Налет на языке
Налет на языке: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.
Врач не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите
врача из списка
Медицинский офис не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите
медицинский офис из списка
Терапевт
Травмотолог-ортопед
Эндокринолог
Уролог
Гинеколог
Врач ультразвуковой диагностики
Врач-кардиолог
Врач-педиатр
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Спасибо!
Вы успешно записались на прием
Подробную информацию отправили на вашу электронную почту
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на
обработку персональных данных
Подписаться
Памятка для родителей.
Гиперактивный ребёнок.
Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок.
Подвижный или возбудимый ребёнок — это не всегда гиперактивный ребёнок. Если ребёнок упрям, непослушен и нетерпелив, даёт выход своей энергии и скуке или ведёт себя как заводной, не нужно ставить ему диагноз «гиперактивность» самостоятельно. Определить данный диагноз может только врач. Есть ряд симптомов, на которые врач обращает особое внимание при обследовании. Почти всегда данные симптомы проявляются до 7 лет, однако средний возраст обращения к врачу 8-9 лет. Причиной тому является повышение требований к самостоятельности, сосредоточенности и целеустремлённости, а также необходимость следовать режиму, который таким детям достаточно трудно соблюдать в школе. В более раннем возрасте диагноз при первом обращении обычно не ставят, ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохранятся. Для постановки диагноза врач обычно рекомендует пройти дополнительное медицинское обследование — ЭЭГ, ЭХО-ЭГ или УЗДГ.
На что стоит обратить внимание:
- Беспокойные движения: ребёнок постоянно крутится и не сидит на месте. Движения сконцентрированы в стопах ног и кистях рук.
- Ребёнок не может долго сидеть на одном месте (например, встаёт в классе на уроке).
- В ситуациях, когда это не уместно, проявляет бесцельную двигательную активность (лезет куда не нужно, бегает, крутиться на месте и т.п.).
- Во время игр наедине с собой не может оставаться тихим и спокойным.
- Болтает без остановки.
- Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
- Может постоянно перебивать и вмешиваться в разговор взрослых, мешать другим детям играть или заниматься на уроках, всё время отвлекать.
- Описанное выше поведение проявляется как дома, так и в саду или школе.
- Такое поведение наблюдается более 6 месяцев.
Если у ребёнка наблюдается более 6 симптомов из перечисленных, стоит обратиться к врачу за консультацией.
Как себя вести и какие правила нужно соблюдать в общении с ребёнком если диагноз подтвердился?
Рекомендации для родителей от специалистов:
- Чёткий режим дня.
- Сбалансированная диета (исключить шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы). Необходимо наладить режим питания с учётом биоритмов ребёнка. Важно исключить перекусы и разделить приём пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и сонник — тёплое молоко. Не перегружать едой, не заставлять съедать до конца. Придерживайтесь принципа «плохо позавтракал, хорошо пообедал».
- Дневной сон. Даже в младшем школьном возрасте ребёнку обязательно нужен дневной сон. Продолжительность сна от 2 до 4 часов.
- Отход ко сну должен сопровождаться обязательным ритуалом. Перед ночным сном рекомендуется принять тёплую ванну с успокаивающими травами. Даже в холодную погоду старайтесь купать ребёнка в ванной, а не под душем! Купать ребёнка нужно не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода успокаивает.
- Пока ребёнок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Сделайте ребёнку перед сном расслабляющий массаж, это могут быть простые поглаживания. Тактильный контакт важен для ребёнка.
- Выделите время в расписании для обязательных прогулок (максимально допустимое время в рамках режима). Гулять нужно при любой погоде, пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга. На улице ребёнку нужно дать максимум свободы с учётом безопасности (бегать, прыгать, пачкаться, ходить по лужам и стучать палкой по столбам), чтобы у накопившейся энергии был выход.
- Прояснить в какое время суток лучше взаимодействовать с ребёнком – утром, днём или вечером.
- В расписании активная и спокойная деятельность должны сменять друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон. Время работы с такими детьми 10-15 минут.
- Каждые 10 минут нужно на время освобождать ребёнка от работы: переключать с умственной деятельности на активную для сброса накопившегося напряжения.
- Хорошо использовать внешние раздражители, как сигнал, что пора сменить деятельность (например, будильник).
- Для таких детей очень важны ритуалы.
- Исключите из воспитательного процесса физическое наказание. Если есть необходимость, поэтапно используйте следующие методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» — спокойное сидение в определённом месте, после совершения поступка.
- Чаще хвалите ребёнка, и напротив, старайтесь не обращать внимание на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивный ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, но очень чувствителен к похвале.
- Заведите дневник самоконтроля. Ведите его вместе с ребёнком, что бы ребёнок мог сам или вместе с родителем оценивать своё поведение. Выработайте систему оценки – знак или цифры.
- Продумайте систему вознаграждения за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
- Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком.
- Нельзя что бы ребёнок их откладывал задания, переносил на другое время. Исключите поручения, которые не соответствуют его возрасту, способностям и уровню развития. Требования должны быть адекватны его возможностям.
- Помогайте ребёнку в начале выполнения задания. Начать – это самый трудный этап для него!
- Нельзя давать одновременно несколько указаний.
- Указания должны быть короткими и ясными.
- Взаимодействия должны строиться только через действие.
- Гиперактивные дети склонны проявлять агрессию на запреты и ограничения в отношении их желаний, а также на критику.
Допустимые и эффективные меры воздействия в случае нарушения дисциплины и правил:
- Лишение удовольствий, лакомства;
- Запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
- Приём «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Гиперактивность требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.
Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое
Автор Джина Шоу
В этой статье
- Это нормально для их возраста?
- Может ли это быть СДВГ?
- Они получили это от меня?
- Они едят слишком много сахара?
- Пищевые добавки делают их гиперактивными?
- Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
- Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?
Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.
Это нормально для их возраста?
Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.
Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.
Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.
Может ли это быть СДВГ?
Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.
Следите за этими другими признаками СДВГ:
- Часто ли они прерывают?
- Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
- Они забывчивы?
- Они нетерпеливы?
- Часто ли они говорят вне очереди?
Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.
Они получили это от меня?
Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.
Могут быть определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.
Они едят слишком много сахара?
«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»
Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.
Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.
Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.
Пищевые добавки делают их гиперактивными?
Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?
Для большинства детей ответ, скорее всего, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.
Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.
Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.
Например, слишком много конфликтов в семье, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.
Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной. И оставьте место в своем календаре для семейного времяпрепровождения. Иногда ребенок, который ведет себя гиперактивно, нуждается в тихом, близком общении с мамой или папой. Устройтесь поудобнее на диване с одеялом и почитайте ребенку, чтобы успокоиться.
Являются ли они гиперактивными из-за того, что недостаточно тренируются?
Дети могут стать беспокойными, если они не получают достаточной физической активности, чтобы сжечь свою энергию. Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку получить необходимые ему упражнения. Например, возьмите свою семью на прогулку или в поход. Или покатайтесь на велосипеде или поиграйте в пятнашки во дворе.
Если у вас есть двор, оборудуйте безопасное место для игр, например песочницу.
18 Предупреждающие признаки СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Все дети время от времени могут проявлять невнимательность, суетливость или импульсивность. Как определить, находится ли поведение вашего ребенка в пределах нормы или у него может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Полезной отправной точкой является сравнение поведения вашего ребенка с поведением других детей его возраста, советует Марк Волрейх, доктор медицинских наук, профессор педиатрии CMRI/Shaun Walters и руководитель отдела педиатрии развития и поведенческой педиатрии Университета Оклахомы. Центр в Оклахома-Сити. Например, если ваш ребенок не научился сидеть на месте, в то время как все его друзья научились, это может быть признаком проблемы. «Вот почему учителя очень полезны, потому что они видят нескольких детей одного возраста в одной и той же обстановке», — говорит он.
Предупреждающие признаки СДВГ у детей
У детей с СДВГ проявляются специфические признаки трех основных симптомов СДВГ: гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации , 18 основных моделей поведения могут указывать на то, что у вашего ребенка СДВГ. Есть две группы поведения: невнимательность с девятью видами поведения; и комбинированная гиперактивная и импульсивная группа с шестью гиперактивными и тремя импульсивными формами поведения, объясняет доктор Вольрайх, который также является ведущим автором обновленных руководств по диагностике СДВГ, опубликованных в октябре 2019 года. в Педиатрия .
Согласно обновленным рекомендациям, мальчики в два раза чаще, чем девочки, получают диагноз СДВГ, возможно, потому, что гиперактивное поведение легко заметить и чаще наблюдается у мальчиков.
Ниже перечислены 18 типов поведения:
9 признаков невнимательности
- Часто не уделяет должного внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности в учебе, на работе или в других видах деятельности
- Часто испытывает трудности с концентрацией внимания на заданиях или во время игр
- Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую
- Часто не выполняет инструкции и не может закончить школьную работу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, теряет концентрацию
- Часто испытывает трудности с организацией задач и действий
- Часто избегает, не любит или не хочет выполнять задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени (например, школьные или домашние задания)
- Часто теряет вещи, необходимые для занятий и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)
- Часто легко отвлекается
- Часто забывчив в повседневной деятельности
9 признаков гиперактивности и импульсивности
- Часто ерзает, постукивает руками или ногами или ерзает на сиденье
- Часто встает с места в ситуациях, когда ожидается, что он останется сидеть
- Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно (подростки или взрослые могут ограничиваться чувством беспокойства)
- Часто не может спокойно играть или участвовать в досуге
- Часто находится в движении, ведет себя приводимый в движение мотором
- Часто много говорит
- Часто выбалтывает ответ до того, как вопрос будет завершен
- Часто не может дождаться своей очереди
- Часто прерывает других или мешает другим (например, вмешивается в разговоры или игры)
Для подтверждения диагноза СДВГ у ребенка в возрасте от 4 до 17 лет необходимо выявить шесть или более симптомов; у ребенка 17 лет и старше должно быть выявлено пять или более симптомов. Симптомы должны проявиться до того, как ребенку исполнится 12 лет, и продолжаться более шести месяцев. По данным Американской академии педиатрии, симптомы также должны возникать в двух или более условиях — например, дома, в школе и в социальных ситуациях — и вызывать некоторые нарушения. Симптомы, возникающие только в одном месте, могут свидетельствовать о другом диагнозе, таком как неспособность к обучению или стресс дома.
Отличаются ли симптомы СДВГ у маленьких детей и подростков?
Симптомы гиперактивности часто уменьшаются у подростков и взрослых с СДВГ, но большинство критериев не меняются с возрастом, объясняет Вольрейх. Однако, как отмечалось выше, лицам в возрасте 17 лет и старше для подтверждения диагноза СДВГ требуется всего пять, а не шесть симптомов. «Они также не должны быть связаны с другой причиной, такой как тревога или злоупотребление психоактивными веществами», — добавляет Вольрайх.
Когда обращаться за профессиональной помощью для вашего ребенка
Первое, на что родители должны обращать внимание при выявлении СДВГ, — это функциональные нарушения, т. е. нарушения повседневного функционирования в любой важной сфере жизни ребенка, в том числе дома, в школе, со сверстниками и в других важных мероприятиях (спорт, оздоровительные мероприятия, лагеря). Это вмешательство в функционирование должно быть напрямую связано с проблемами невнимательности, гиперактивности и/или импульсивности, говорит Ямалис Диас, доктор философии, детский психолог, специализирующийся на СДВГ в Детском учебном центре Нью-Йоркского университета в Лангоне, и доцент кафедры детской и психологической помощи. подростковая психиатрия в NYU Langone Health.
«Например, дома это может быть ежедневный конфликт с родителями или братьями и сестрами, сбои в функционировании семьи (например, очень сложные утра), сильный стресс или разочарование родителей», — объясняет доктор Диас. «В школе родители могут услышать, что их ребенок не выполняет задание, что он пропускает уроки из-за невнимательности или из-за того, что ему трудно усидеть на своем месте, или что общее разрушительное поведение (например, крики, глупость, шум) усложняет жизнь ребенку. эффективно участвовать в работе класса. А со сверстниками и друзьями дети с СДВГ могут испытывать социальные проблемы, которые мешают им заводить друзей, поддерживать дружеские отношения или должным образом участвовать в общественной деятельности, что может привести к социальному отторжению».
Диаз говорит, что родители должны просмотреть список симптомов СДВГ и задать себе два важных вопроса:
- Делает ли мой ребенок это или имеет ли проблемы с этим на более высоком уровне, чем можно было бы ожидать от ребенка его возраста?
- Мешает ли это важным повседневным задачам или занятиям?
Если вы обнаружите беспокойство, связанное хотя бы с некоторыми из симптомов, которые, кажется, усиливаются или сохраняются, было бы неплохо проконсультироваться со специалистом, чтобы он мог провести дальнейшую оценку, говорит Диаз.
Где мне пройти обследование моего ребенка для диагностики СДВГ?
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть СДВГ, Диаз предлагает сначала обсудить ваши первоначальные опасения с вашим педиатром, который может дать вам рекомендации о том, что делать дальше. Однако точный диагноз СДВГ требует более комплексного подхода к оценке, проводимой специалистом в области психического здоровья, таким как детский психолог или психиатр, лицензированный клинический социальный работник или лицензированный консультант по психическому здоровью, объясняет Диас. «Оценка часто включает в себя заполнение стандартизированных шкал оценок родителями и учителями, развивающие и диагностические интервью с родителями, а также клиническое интервью или наблюдение непосредственно с ребенком, в зависимости от возраста», — говорит она.
Несмотря на то, что многие медицинские работники часто оценивают и диагностируют СДВГ, они не всегда могут проводить оценку, которая также учитывает другие эмоциональные и поведенческие проблемы (такие как настроение, тревога или травма), которые могут имитировать или усугублять симптомы СДВГ, предупреждает Диас. «Родителям действительно следует обратиться к специалисту в области психического здоровья для оценки СДВГ, если есть серьезные проблемы, которые вызывают все большее нарушение функционирования ребенка», — говорит она.
Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ, Диас говорит, что родители должны обратиться к специалисту, поставившему диагноз, чтобы он помог им пройти следующие этапы:
- Определение приоритетных проблемных областей.
- Спланируйте следующие шаги. Простое знание того, что у вашего ребенка СДВГ, — это только первый шаг к пониманию трудностей вашего ребенка, — говорит Диас, добавляя, что, возможно, важнее знать, как СДВГ влияет на функционирование вашего ребенка и что поможет уменьшить эти проблемы и справиться с ними.
Возможные следующие шаги могут включать следующие действия:
- Работа со специалистом в области психического здоровья, практикующим поведенческую или когнитивно-поведенческую терапию. «Этот человек может помочь родителям изучить и практиковать стратегии воспитания, которые наиболее эффективны для решения проблем, связанных с СДВГ, в том числе, как структурировать ежедневные задачи, давать эффективные инструкции, которым ребенок может с большей готовностью следовать, поощрять позитивное поведение и развитие навыков, а также используйте эффективные стратегии дисциплины в ответ на негативное поведение, такое как оппозиционное поведение, — говорит Диас.