ФГДС и гастроскопия детям

ФГДС – преимущественно информативный способ исследования верхних отделов пищеварительного канала, который включает в себя пищевод, желудок и двенадцатиперстную кишку. ФГДС проводится как взрослым пациентам, так и детям, но по строгим показаниям. Как делают гастроскопию ребенку, и с какого возраста она показана?

Показания

Для детей ЭГДС прописывается только по назначению доктора, после тщательного осмотра и оценки результативности проведения такой неприятной процедуры.

Показания к плановому проведению ФГДС ребенку:

  1. Синдром привычного срыгивания, рвотные позывы с переходом в рвоту.
  2. Воспалительные процессы: гастрит, дуоденит, наличие язв в слизистой оболочке, гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь.
  3. Частые боли в животе неясного генеза, без положительной динамики консервативного лечения.
  4. Взятие биоматериала для гистологического исследования, желудочного содержимого на наличие палочки Хеликобактер Пилори.
  5. Подозрение на злокачественные новообразования.

Причины для экстренного выполнения гастроскопии детям:

  1. Острые желудочно-кишечные кровотечения с массивной кровопотерей.
  2. Инородные тела пищевода, желудка.
  3. Диагностирование высокой кишечной непроходимости при неправильном анатомическом развитии ЖКТ – атрезия (сращение) пищевода, врожденный пилоростеноз, грыжа.

Техника выполнения

Со скольки лет проводится детская гастроскопия? Диагностическая манипуляция выполняется в детском лечебном учреждении или частной клинике высококвалифицированным врачом, с хорошо подготовленным медицинским оборудованием и эндоскопическим кабинетом.

Детям с 6 лет допускается проведение ФГДС взрослым оптико-волоконным эндоскопом, диаметр которого не превышает 8 мм. Ребенку 3-5 лет эндоскопия рекомендована при диаметре аппарата 5-8 мм. Малышам до 3 лет выполняют трансназальную ФГДС гастроскопом в 4 мм и менее.

Обычно ребенку ФГДС проводят с использованием местного анестетика. Лидокаином орошают глоточное кольцо или полость носа, через 5-6 минут после онемения вводят зонд. В отдельных случаях требуется выполнить манипуляцию под наркозом. В таком случае обязателен осмотр пациента анестезиологом-реаниматологом с целью оценки рисков осложнения, степени подготовки к процедуре и персональном подборе седативного средства с учётом аллергологического анамнеза и возраста ребенка.

Длительность ЭГДС составляет 7-20 минут в зависимости от цели ее выполнения.

Подготовка

Важна правильная подготовка ребенка, чтобы максимально уменьшить неприятные ощущения и возникновение осложнений в процессе или после ФГДС:

  • родители проводят беседу с маленьким пациентом, объясняют, какая процедура ему предстоит;
  • последний прием пищи за 8 часов до ЭГДС, допускается небольшой (до 110 мл) объем минеральной негазированной воды. Если ребенок грудной и питается по часам, то промежуток между последним кормлением должен быть не менее 3 часов;

Некоторые доктора допускают одного родителя в эндоскопический кабинет для морального поддержания ребенка.

Доброжелательный настрой доктора и медицинской сестры также действует успокаивающим образом на исследуемого.

Осложнения

При правильной тактике проведения и спокойствии ребенка, осложнения возникают в редких случаях. Не желаемые последствия:

  1. Першение в горле, боль при глотании. Проходит спустя 1-2 суток.
  2. Кратковременная тошнота непосредственно после гастроскопии.
  3. Микротравмы слизистой оболочки ЖКТ, болезненные ощущения при принятии горячих блюд.
  4. Травмы гортанных и глоточных хрящей при неаккуратном введении или выдергивании эндоскопа ребенком.
  5. Геморрагии на фоне повреждения новообразований.

Согласно отзывам врачей, гастроскопия — наименее травмирующий способ исследования верхних отделов ЖКТ у детей. Процедура довольно проста и максимально информативна. Немаловажным моментом является правильная подготовка ребенка и настрой родителей.

Как не напугать ребенка первой эндоскопией — №12 — Газета «На здоровье»

В поисках причины боли

Заглянуть в пищевод и желудок можно с помощью эндоскопа — тонкого шланга со специальной оптикой. Это, может быть, и не самая приятная процедура, но зато очень информативная. Результаты исследования позволяют гастроэнтерологу поставить точный диагноз и назначить правильное лечение.

Патологии пищеварительной системы, при диагностике которых используются эндоскопические методы исследования, могут встречаться у пациентов всех возрастов. К сожалению, иногда проверить пищевод или желудок необходимо даже самым маленьким детям.

«Гастроэнтерологи направляют детей на ФГДС при частых рвотах, срыгивании, тошноте, а также различных болях», — говорит Юрий Анатольевич. Кроме того, показанием для гастроскопии юного пациента могут быть подозрения на новообразования, полипы, гастриты и язвы — к сожалению, эти проблемы все чаще встречаются не только у взрослых, но и у детей. Кроме того, эндоскопическое оборудование позволяет брать образцы тканей для проведения гистологических исследований. А это обязательная часть диагностики онкологических заболеваний.

Быстро и аккуратно

«Детская эндоскопия отличается от взрослой. Неслучайно эндоскописты, работающие со взрослыми, крайне редко берутся за проведение этой процедуры детям», — отмечает Юрий Анатольевич Пиликин.

ФГДС для детей и взрослых различается по многим параметрам. Прежде всего отличается сам предмет исследования — пищевод, желудок. У ребенка эти органы активно развиваются. И то, что нормально в первый месяц жизни, недопустимо к концу первого года. Желудок новорожденного на грудном вскармливании будет совсем не таким, как у его сверстника, которого кормят искусственными смесями. Тем более есть разница у грудничков, младших школьников и подростков.

«У взрослых гастроскопия может длиться и десять минут. Детям я стараюсь ее выполнять быстрее. Не в ущерб качеству, конечно. Но и мучить ребенка тоже не хочется. Обычно удается уложиться в две-три минуты. Дети способны вытерпеть такое время», — говорит Юрий Анатольевич.

Нужно быть максимально аккуратным, чтобы не повредить нежные, тонкие слизистые детского организма. «Для детей до 12 лет мы в EMS используем тонкий гастроскоп — 5 миллиметров в диаметре. Подросткам уже можно применять взрослое оборудование — до 10 миллиметров, — объясняет доктор. — Но дело не только в толщине эндоскопа, а в навыках врача. Вот недавно от меня уходила маленькая девочка, улыбалась», — рассказывает врач.

Юрий Анатольевич старается проводить эндоскопию детям без лидокаиновой анестезии. Как показывает практика, «онемение» в горле малыши психологически переживают едва ли не хуже, чем проникновение гастроскопа. Подростками, которых врач смотрит с помощью взрослого эндоскопа, все же делается местное обезболивание.

Папы, не волнуйтесь!

Другой важный аспект проведения гастроскопии для детей — это умение врача найти общий язык с ребенком и его родителями. ФГДС всегда проводится в присутствии взрослых — родителей или официальных представителей.

Есть большая разница в строении ЖКТ у грудничков, младших школьников и подростков

«Прежде всего я стараюсь успокоить ребенка, отвлечь его, спрашиваю, что он вообще знает о процедуре, посмотрел ли уже в интернете, как она проходит, — говорит Юрий Анатольевич. — Родители иногда переживают больше детей. Кстати, особенно сильно беспокоятся почему-то именно папы. — Их эмоции невольно передаются ребенку, что только усиливает нервозность».

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ГАСТРОСКОПИИ

  • Объясните ему, зачем нужна процедура, как она будет проходить и что будет делать доктор.
  • Непосредственно перед процедурой нельзя есть и пить. Обычно ФГДС назначают на утро. Накануне принимать пищу можно до 21 часа.
  • Перед визитом к врачу можно и нужно почистить зубы, но аккуратно, чтобы случайно не проглотить зубную пасту или воду. Но даже если ребенок проглотит немного жидкости, паниковать не стоит — наше оборудование позволяет аспирировать небольшие объемы во время исследования.

Лучше, если перед процедурой взрослые объяснят сыну или дочке суть метода, что будет происходить и зачем это нужно. «Но пугать рассказами про тошноту и боль “всего на пару минут” точно не стоит», — предупреждает доктор.

Он добавляет, что во время эндоскопии может сам что-то говорить ребенку, например объяснять свои действия, или просит медсестру пообщаться с маленьким пациентом, только родителям в этот момент лучше не вступать в беседу — это отвлекает медиков и затягивает процедуру.

Методы участия детей в ФГД — Informed International

Большинство проектов, над которыми мы работаем, в конечном итоге направлены на благо детей. Получение точек зрения и мнений основных бенефициаров имеет ключевое значение, но — проведение эффективных и проницательных дискуссий с детьми может быть намного сложнее, чем интервьюирование взрослых. Вот несколько стратегий, которые я недавно нашел полезными во время проведения детских фокус-групп (ДФГ) в Непале.

1.       Группа должна быть небольшой.

У меня были лучшие беседы с группами от 6 до 8 человек. В зависимости от темы и контекста вы можете захотеть иметь только девочек, только мальчиков или смесь. Несколько лет назад я проводила оценку образовательного проекта, который включал компонент гигиены менструального цикла в Уганде, поэтому я организовала ФГД для девочек и ФГД для мальчиков. По понятным причинам убедитесь, что в женской группе участвуют женщины. В Непале проект был нацелен на всю основную школу, поэтому я организовал группу из 6 учеников, 3 мальчиков и 3 девочек, с представителями каждого из трех лучших классов. Совет: интересно наблюдать за тем, как мальчики и девочки взаимодействуют на протяжении ФГД — иногда это даже дает представление о гендерной динамике.

2.       Воспользуйтесь силой хорошего ледокола или вводного занятия.

Несмотря на то, что всегда найдется ребенок, который сразу включится и сразу же почувствует себя комфортно, большинство детей будут стесняться и бояться. Как фасилитатор, вы должны сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно. Во-первых, помогите им понять, почему они принимают участие в мероприятии и что вы планируете делать с предоставленной ими информацией. Получив их согласие на участие в исследовательской деятельности, ледокол поможет успокоить любые нервы.

Мы принесли клубок веревки для игры ConnectEd. Дети и воспитатели встали в круг. Человек, держащий клубок, представился, а затем заявил, какую карьеру он хочет. Затем, держась за веревочку, мяч перебрасывается по кругу Участнику 2. Затем Участник 2 отвечает на тот же вопрос. Мяч продолжается по кругу, пока все участники не представятся.

Это не только развлечение для детей и помогает им чувствовать себя более комфортно, но и хороший способ понять их надежды и стремления. Я был в сообществах, где каждый ребенок говорит, что хочет служить в армии. В других дети мечтают стать артистами или комиками.

3.       Проведите индивидуальное рефлексивное задание.

Детям полезно иметь личное время для размышлений о своем опыте. Ранее я писал о H-методе. Мы провели похожее (но другое) занятие в Непале, где учащимся дали большой лист бумаги (с 4 ячейками в виде сетки) и цветные карандаши. Затем им дали 20 минут, чтобы нарисовать или написать ответы на четыре вопроса (по 1 на каждую клетку):

·       Что вам нравится в вашем классе?

·       Что вам не нравится в вашем классе?

·       Что вам нравится в школьной среде?

·       Что вам не нравится в школьной среде?

4.       Пусть каждый участник представит свою работу.

Попросите каждого участника представить свой рисунок из шага 3. Это может быть отличным способом убедиться, что все участники имеют право голоса в группе, и это может стать началом интересного диалога между участниками. Не забудьте запросить дополнительную обратную связь: Вы все согласны? У скольких из вас была похожая идея на бумаге?   

5.       Завершите обсуждение групповым обсуждением.

После того, как каждый представит свои индивидуальные размышления, потратьте 15 минут на организацию группового обсуждения. Подготовьтесь заранее с некоторыми вопросами. Вот несколько вопросов, которые мы недавно использовали для обсуждения:

·       Если бы вы руководили школой, что бы вы изменили?

·       Поскольку вы не управляете школой, можете ли вы каким-либо образом сохранить эти изменения? Что для этого потребуется?

·       Активно ли вы участвуете в жизни своего класса? Опишите свое участие.

·       Все детей активно участвуют в жизни вашего класса? Зонд: зачем?

·       У вас есть друзья, которые не ходят в школу? Если да, то почему нет?

·       Есть ли что-то, чему вы хотели бы научиться, но чему не учат в школе?

Стресс, связанный с инвалидностью, у учащихся начальной школы с нарушением зрения из-за нескорректированной аномалии рефракции в провинции Квазулу-Натал, Южная Африка – качественное исследование

%PDF-1. 6
%
1 0 объект
>
/Lang (ru)
/Метаданные 4 0 R
>>
эндообъект
5 0 объект
/Creator (Arbortext Advanced Print Publisher 11.0.3521/W Unicode-x64)
/Производитель (PDFlib+PDI 9.0.6 \(C++/Win64\))
/EPSprocessor (PStill версии 1.84.36)
/CreationDate (D:20200229105604+05’30’)
/Автор (Винг Фай Чан, Сюзанна Сингер, Ковин Шунмуган Найду)
/ModDate (D:20200229105604+05’30’)
>>
эндообъект
2 0 объект
>
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
4 0 объект
>
ручей
doi:10.1371/journal.pone.0229108

  • Винг Фай Чан, Сюзанна Сингер, Ковин Шунмуган Найду
  • Стресс, связанный с инвалидностью, у учащихся начальной школы с нарушением зрения из-за нескорректированной аномалии рефракции в провинции Квазулу-Наталь, Южная Африка — качественное исследование
  • 10.1371/journal.pone.0229108http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.02291082020-03-03false10.1371/journal.pone.0229108

  • www.plosone.org
  • 10.1371/journal.pone.02291082020-03-03false

  • www.plosone.org
  • конечный поток
    эндообъект
    6 0 объект
    >
    эндообъект
    7 0 объект
    >
    эндообъект
    8 0 объект
    >
    эндообъект
    9 0 объект
    >
    эндообъект
    10 0 объект
    >
    эндообъект
    11 0 объект
    >
    эндообъект
    12 0 объект
    >
    /XОбъект >
    >>
    /Анноты [145 0 R 146 0 R]
    /Родитель 6 0 Р
    /MediaBox [0 0 595 842]
    >>
    эндообъект
    13 0 объект
    >
    эндообъект
    14 0 объект
    >
    эндообъект
    15 0 объект
    >
    эндообъект
    16 0 объект
    >
    эндообъект
    17 0 объект
    >
    эндообъект
    18 0 объект
    >
    эндообъект
    19 0 объект
    >
    эндообъект
    20 0 объект
    >
    эндообъект
    21 0 объект
    >
    эндообъект
    22 0 объект
    >
    эндообъект
    23 0 объект
    >
    эндообъект
    24 0 объект
    >
    эндообъект
    25 0 объект
    >
    эндообъект
    26 0 объект
    >
    эндообъект
    27 0 объект
    >
    эндообъект
    28 0 объект
    >
    эндообъект
    29 0 объект
    >
    эндообъект
    30 0 объект
    >
    эндообъект
    31 0 объект
    >
    эндообъект
    32 0 объект
    >
    эндообъект
    33 0 объект
    >
    эндообъект
    34 0 объект
    >
    эндообъект
    35 0 объект
    >
    эндообъект
    36 0 объект
    >
    эндообъект
    37 0 объект
    >
    эндообъект
    38 0 объект
    >
    эндообъект
    390 объект
    >
    эндообъект
    40 0 объект
    >
    эндообъект
    41 0 объект
    >
    эндообъект
    42 0 объект
    >
    эндообъект
    43 0 объект
    >
    эндообъект
    44 0 объект
    >
    эндообъект
    45 0 объект
    >
    эндообъект
    46 0 объект
    >
    эндообъект
    47 0 объект
    >
    эндообъект
    48 0 объект
    >
    эндообъект
    49 0 объект
    >
    эндообъект
    50 0 объект
    >
    эндообъект
    51 0 объект
    >
    эндообъект
    52 0 объект
    >
    эндообъект
    53 0 объект
    >
    эндообъект
    54 0 объект
    >
    эндообъект
    55 0 объект
    >
    эндообъект
    56 0 объект
    >
    эндообъект
    57 0 объект
    >
    эндообъект
    58 0 объект
    >
    эндообъект
    59 0 объект
    >
    эндообъект
    60 0 объект
    >
    эндообъект
    61 0 объект
    >
    эндообъект
    62 0 объект
    >
    эндообъект
    63 0 объект
    >
    эндообъект
    64 0 объект
    >
    эндообъект
    65 0 объект
    >
    эндообъект
    66 0 объект
    >
    эндообъект
    67 0 объект
    >
    эндообъект
    68 0 объект
    >
    эндообъект
    690 объект
    >
    эндообъект
    70 0 объект
    >
    эндообъект
    71 0 объект
    >
    эндообъект
    72 0 объект
    >
    эндообъект
    73 0 объект
    >
    эндообъект
    74 0 объект
    >
    эндообъект
    75 0 объект
    >
    эндообъект
    76 0 объект
    >
    эндообъект
    77 0 объект
    >
    эндообъект
    78 0 объект
    >
    эндообъект
    79 0 объект
    >
    эндообъект
    80 0 объект
    >
    эндообъект
    81 0 объект
    >
    эндообъект
    82 0 объект
    >
    эндообъект
    83 0 объект
    >
    эндообъект
    84 0 объект
    >
    эндообъект
    85 0 объект
    >
    эндообъект
    86 0 объект
    >
    эндообъект
    87 0 объект
    >
    эндообъект
    88 0 объект
    >
    эндообъект
    89 0 объект
    >
    эндообъект
    90 0 объект
    >
    эндообъект
    91 0 объект
    >
    эндообъект
    92 0 объект
    >
    эндообъект
    93 0 объект
    >
    эндообъект
    94 0 объект
    >
    эндообъект
    95 0 объект
    >
    эндообъект
    96 0 объект
    >
    эндообъект
    97 0 объект
    >
    эндообъект
    98 0 объект
    >
    эндообъект
    99 0 объект
    >
    эндообъект
    100 0 объект
    >
    эндообъект
    101 0 объект
    >
    эндообъект
    102 0 объект
    >
    эндообъект
    103 0 объект
    >
    эндообъект
    104 0 объект
    >
    эндообъект
    105 0 объект
    >
    эндообъект
    106 0 объект
    >
    эндообъект
    107 0 объект
    >
    эндообъект
    108 0 объект
    >
    эндообъект
    109 0 объект
    >
    эндообъект
    110 0 объект
    >
    эндообъект
    111 0 объект
    >
    эндообъект
    112 0 объект
    >
    эндообъект
    113 0 объект
    >
    эндообъект
    114 0 объект
    >
    эндообъект
    115 0 объект
    >
    эндообъект
    116 0 объект
    >
    эндообъект
    117 0 объект
    >
    эндообъект
    118 0 объект
    >
    эндообъект
    1190 объект
    >
    эндообъект
    120 0 объект
    >
    эндообъект
    121 0 объект
    >
    эндообъект
    122 0 объект
    >
    эндообъект
    123 0 объект
    >
    эндообъект
    124 0 объект
    >
    эндообъект
    125 0 объект
    >
    эндообъект
    126 0 объект
    >
    эндообъект
    127 0 объект
    >
    эндообъект
    128 0 объект
    >
    эндообъект
    129 0 объект
    >
    эндообъект
    130 0 объект
    >
    эндообъект
    131 0 объект
    >
    эндообъект
    132 0 объект
    >
    эндообъект
    133 0 объект
    >
    эндообъект
    134 0 объект
    >
    эндообъект
    135 0 объект
    >
    эндообъект
    136 0 объект
    >
    эндообъект
    137 0 объект
    >
    эндообъект
    138 0 объект
    >
    эндообъект
    139 0 объект
    >
    эндообъект
    140 0 объект
    >
    эндообъект
    141 0 объект
    >
    эндообъект
    142 0 объект
    >
    ручей
    xX]oDoC.

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *