Содержание
ФГДС и гастроскопия детям
ФГДС – преимущественно информативный способ исследования верхних отделов пищеварительного канала, который включает в себя пищевод, желудок и двенадцатиперстную кишку. ФГДС проводится как взрослым пациентам, так и детям, но по строгим показаниям. Как делают гастроскопию ребенку, и с какого возраста она показана?
Показания
Для детей ЭГДС прописывается только по назначению доктора, после тщательного осмотра и оценки результативности проведения такой неприятной процедуры.
Показания к плановому проведению ФГДС ребенку:
- Синдром привычного срыгивания, рвотные позывы с переходом в рвоту.
- Воспалительные процессы: гастрит, дуоденит, наличие язв в слизистой оболочке, гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь.
- Частые боли в животе неясного генеза, без положительной динамики консервативного лечения.
- Взятие биоматериала для гистологического исследования, желудочного содержимого на наличие палочки Хеликобактер Пилори.
- Подозрение на злокачественные новообразования.
Причины для экстренного выполнения гастроскопии детям:
- Острые желудочно-кишечные кровотечения с массивной кровопотерей.
- Инородные тела пищевода, желудка.
- Диагностирование высокой кишечной непроходимости при неправильном анатомическом развитии ЖКТ – атрезия (сращение) пищевода, врожденный пилоростеноз, грыжа.
Техника выполнения
Со скольки лет проводится детская гастроскопия? Диагностическая манипуляция выполняется в детском лечебном учреждении или частной клинике высококвалифицированным врачом, с хорошо подготовленным медицинским оборудованием и эндоскопическим кабинетом.
Детям с 6 лет допускается проведение ФГДС взрослым оптико-волоконным эндоскопом, диаметр которого не превышает 8 мм. Ребенку 3-5 лет эндоскопия рекомендована при диаметре аппарата 5-8 мм. Малышам до 3 лет выполняют трансназальную ФГДС гастроскопом в 4 мм и менее.
Обычно ребенку ФГДС проводят с использованием местного анестетика. Лидокаином орошают глоточное кольцо или полость носа, через 5-6 минут после онемения вводят зонд. В отдельных случаях требуется выполнить манипуляцию под наркозом. В таком случае обязателен осмотр пациента анестезиологом-реаниматологом с целью оценки рисков осложнения, степени подготовки к процедуре и персональном подборе седативного средства с учётом аллергологического анамнеза и возраста ребенка.
Длительность ЭГДС составляет 7-20 минут в зависимости от цели ее выполнения.
Подготовка
Важна правильная подготовка ребенка, чтобы максимально уменьшить неприятные ощущения и возникновение осложнений в процессе или после ФГДС:
- родители проводят беседу с маленьким пациентом, объясняют, какая процедура ему предстоит;
- последний прием пищи за 8 часов до ЭГДС, допускается небольшой (до 110 мл) объем минеральной негазированной воды. Если ребенок грудной и питается по часам, то промежуток между последним кормлением должен быть не менее 3 часов;
Некоторые доктора допускают одного родителя в эндоскопический кабинет для морального поддержания ребенка.
Доброжелательный настрой доктора и медицинской сестры также действует успокаивающим образом на исследуемого.
Осложнения
При правильной тактике проведения и спокойствии ребенка, осложнения возникают в редких случаях. Не желаемые последствия:
- Першение в горле, боль при глотании. Проходит спустя 1-2 суток.
- Кратковременная тошнота непосредственно после гастроскопии.
- Микротравмы слизистой оболочки ЖКТ, болезненные ощущения при принятии горячих блюд.
- Травмы гортанных и глоточных хрящей при неаккуратном введении или выдергивании эндоскопа ребенком.
- Геморрагии на фоне повреждения новообразований.
Согласно отзывам врачей, гастроскопия — наименее травмирующий способ исследования верхних отделов ЖКТ у детей. Процедура довольно проста и максимально информативна. Немаловажным моментом является правильная подготовка ребенка и настрой родителей.
Как не напугать ребенка первой эндоскопией — №12 — Газета «На здоровье»
В поисках причины боли
Заглянуть в пищевод и желудок можно с помощью эндоскопа — тонкого шланга со специальной оптикой. Это, может быть, и не самая приятная процедура, но зато очень информативная. Результаты исследования позволяют гастроэнтерологу поставить точный диагноз и назначить правильное лечение.
Патологии пищеварительной системы, при диагностике которых используются эндоскопические методы исследования, могут встречаться у пациентов всех возрастов. К сожалению, иногда проверить пищевод или желудок необходимо даже самым маленьким детям.
«Гастроэнтерологи направляют детей на ФГДС при частых рвотах, срыгивании, тошноте, а также различных болях», — говорит Юрий Анатольевич. Кроме того, показанием для гастроскопии юного пациента могут быть подозрения на новообразования, полипы, гастриты и язвы — к сожалению, эти проблемы все чаще встречаются не только у взрослых, но и у детей. Кроме того, эндоскопическое оборудование позволяет брать образцы тканей для проведения гистологических исследований. А это обязательная часть диагностики онкологических заболеваний.
Быстро и аккуратно
«Детская эндоскопия отличается от взрослой. Неслучайно эндоскописты, работающие со взрослыми, крайне редко берутся за проведение этой процедуры детям», — отмечает Юрий Анатольевич Пиликин.
ФГДС для детей и взрослых различается по многим параметрам. Прежде всего отличается сам предмет исследования — пищевод, желудок. У ребенка эти органы активно развиваются. И то, что нормально в первый месяц жизни, недопустимо к концу первого года. Желудок новорожденного на грудном вскармливании будет совсем не таким, как у его сверстника, которого кормят искусственными смесями. Тем более есть разница у грудничков, младших школьников и подростков.
«У взрослых гастроскопия может длиться и десять минут. Детям я стараюсь ее выполнять быстрее. Не в ущерб качеству, конечно. Но и мучить ребенка тоже не хочется. Обычно удается уложиться в две-три минуты. Дети способны вытерпеть такое время», — говорит Юрий Анатольевич.
Нужно быть максимально аккуратным, чтобы не повредить нежные, тонкие слизистые детского организма. «Для детей до 12 лет мы в EMS используем тонкий гастроскоп — 5 миллиметров в диаметре. Подросткам уже можно применять взрослое оборудование — до 10 миллиметров, — объясняет доктор. — Но дело не только в толщине эндоскопа, а в навыках врача. Вот недавно от меня уходила маленькая девочка, улыбалась», — рассказывает врач.
Юрий Анатольевич старается проводить эндоскопию детям без лидокаиновой анестезии. Как показывает практика, «онемение» в горле малыши психологически переживают едва ли не хуже, чем проникновение гастроскопа. Подростками, которых врач смотрит с помощью взрослого эндоскопа, все же делается местное обезболивание.
Папы, не волнуйтесь!
Другой важный аспект проведения гастроскопии для детей — это умение врача найти общий язык с ребенком и его родителями. ФГДС всегда проводится в присутствии взрослых — родителей или официальных представителей.
Есть большая разница в строении ЖКТ у грудничков, младших школьников и подростков
«Прежде всего я стараюсь успокоить ребенка, отвлечь его, спрашиваю, что он вообще знает о процедуре, посмотрел ли уже в интернете, как она проходит, — говорит Юрий Анатольевич. — Родители иногда переживают больше детей. Кстати, особенно сильно беспокоятся почему-то именно папы. — Их эмоции невольно передаются ребенку, что только усиливает нервозность».
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ГАСТРОСКОПИИ
- Объясните ему, зачем нужна процедура, как она будет проходить и что будет делать доктор.
- Непосредственно перед процедурой нельзя есть и пить. Обычно ФГДС назначают на утро. Накануне принимать пищу можно до 21 часа.
- Перед визитом к врачу можно и нужно почистить зубы, но аккуратно, чтобы случайно не проглотить зубную пасту или воду. Но даже если ребенок проглотит немного жидкости, паниковать не стоит — наше оборудование позволяет аспирировать небольшие объемы во время исследования.
Лучше, если перед процедурой взрослые объяснят сыну или дочке суть метода, что будет происходить и зачем это нужно. «Но пугать рассказами про тошноту и боль “всего на пару минут” точно не стоит», — предупреждает доктор.
Он добавляет, что во время эндоскопии может сам что-то говорить ребенку, например объяснять свои действия, или просит медсестру пообщаться с маленьким пациентом, только родителям в этот момент лучше не вступать в беседу — это отвлекает медиков и затягивает процедуру.
Методы участия детей в ФГД — Informed International
Большинство проектов, над которыми мы работаем, в конечном итоге направлены на благо детей. Получение точек зрения и мнений основных бенефициаров имеет ключевое значение, но — проведение эффективных и проницательных дискуссий с детьми может быть намного сложнее, чем интервьюирование взрослых. Вот несколько стратегий, которые я недавно нашел полезными во время проведения детских фокус-групп (ДФГ) в Непале.
1. Группа должна быть небольшой.
У меня были лучшие беседы с группами от 6 до 8 человек. В зависимости от темы и контекста вы можете захотеть иметь только девочек, только мальчиков или смесь. Несколько лет назад я проводила оценку образовательного проекта, который включал компонент гигиены менструального цикла в Уганде, поэтому я организовала ФГД для девочек и ФГД для мальчиков. По понятным причинам убедитесь, что в женской группе участвуют женщины. В Непале проект был нацелен на всю основную школу, поэтому я организовал группу из 6 учеников, 3 мальчиков и 3 девочек, с представителями каждого из трех лучших классов. Совет: интересно наблюдать за тем, как мальчики и девочки взаимодействуют на протяжении ФГД — иногда это даже дает представление о гендерной динамике.
2. Воспользуйтесь силой хорошего ледокола или вводного занятия.
Несмотря на то, что всегда найдется ребенок, который сразу включится и сразу же почувствует себя комфортно, большинство детей будут стесняться и бояться. Как фасилитатор, вы должны сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно. Во-первых, помогите им понять, почему они принимают участие в мероприятии и что вы планируете делать с предоставленной ими информацией. Получив их согласие на участие в исследовательской деятельности, ледокол поможет успокоить любые нервы.
Мы принесли клубок веревки для игры ConnectEd. Дети и воспитатели встали в круг. Человек, держащий клубок, представился, а затем заявил, какую карьеру он хочет. Затем, держась за веревочку, мяч перебрасывается по кругу Участнику 2. Затем Участник 2 отвечает на тот же вопрос. Мяч продолжается по кругу, пока все участники не представятся.
Это не только развлечение для детей и помогает им чувствовать себя более комфортно, но и хороший способ понять их надежды и стремления. Я был в сообществах, где каждый ребенок говорит, что хочет служить в армии. В других дети мечтают стать артистами или комиками.
3. Проведите индивидуальное рефлексивное задание.
Детям полезно иметь личное время для размышлений о своем опыте. Ранее я писал о H-методе. Мы провели похожее (но другое) занятие в Непале, где учащимся дали большой лист бумаги (с 4 ячейками в виде сетки) и цветные карандаши. Затем им дали 20 минут, чтобы нарисовать или написать ответы на четыре вопроса (по 1 на каждую клетку):
· Что вам нравится в вашем классе?
· Что вам не нравится в вашем классе?
· Что вам нравится в школьной среде?
· Что вам не нравится в школьной среде?
4. Пусть каждый участник представит свою работу.
Попросите каждого участника представить свой рисунок из шага 3. Это может быть отличным способом убедиться, что все участники имеют право голоса в группе, и это может стать началом интересного диалога между участниками. Не забудьте запросить дополнительную обратную связь: Вы все согласны? У скольких из вас была похожая идея на бумаге?
5. Завершите обсуждение групповым обсуждением.
После того, как каждый представит свои индивидуальные размышления, потратьте 15 минут на организацию группового обсуждения. Подготовьтесь заранее с некоторыми вопросами. Вот несколько вопросов, которые мы недавно использовали для обсуждения:
· Если бы вы руководили школой, что бы вы изменили?
· Поскольку вы не управляете школой, можете ли вы каким-либо образом сохранить эти изменения? Что для этого потребуется?
· Активно ли вы участвуете в жизни своего класса? Опишите свое участие.
· Все детей активно участвуют в жизни вашего класса? Зонд: зачем?
· У вас есть друзья, которые не ходят в школу? Если да, то почему нет?
· Есть ли что-то, чему вы хотели бы научиться, но чему не учат в школе?
Стресс, связанный с инвалидностью, у учащихся начальной школы с нарушением зрения из-за нескорректированной аномалии рефракции в провинции Квазулу-Натал, Южная Африка – качественное исследование
%PDF-1. 6
%
1 0 объект
>
/Lang (ru)
/Метаданные 4 0 R
>>
эндообъект
5 0 объект
/Creator (Arbortext Advanced Print Publisher 11.0.3521/W Unicode-x64)
/Производитель (PDFlib+PDI 9.0.6 \(C++/Win64\))
/EPSprocessor (PStill версии 1.84.36)
/CreationDate (D:20200229105604+05’30’)
/Автор (Винг Фай Чан, Сюзанна Сингер, Ковин Шунмуган Найду)
/ModDate (D:20200229105604+05’30’)
>>
эндообъект
2 0 объект
>
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
4 0 объект
>
ручей
doi:10.1371/journal.pone.0229108
10.1371/journal.pone.0229108http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.02291082020-03-03false10.1371/journal.pone.0229108
10.1371/journal.pone.02291082020-03-03false
конечный поток
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
7 0 объект
>
эндообъект
8 0 объект
>
эндообъект
9 0 объект
>
эндообъект
10 0 объект
>
эндообъект
11 0 объект
>
эндообъект
12 0 объект
>
/XОбъект >
>>
/Анноты [145 0 R 146 0 R]
/Родитель 6 0 Р
/MediaBox [0 0 595 842]
>>
эндообъект
13 0 объект
>
эндообъект
14 0 объект
>
эндообъект
15 0 объект
>
эндообъект
16 0 объект
>
эндообъект
17 0 объект
>
эндообъект
18 0 объект
>
эндообъект
19 0 объект
>
эндообъект
20 0 объект
>
эндообъект
21 0 объект
>
эндообъект
22 0 объект
>
эндообъект
23 0 объект
>
эндообъект
24 0 объект
>
эндообъект
25 0 объект
>
эндообъект
26 0 объект
>
эндообъект
27 0 объект
>
эндообъект
28 0 объект
>
эндообъект
29 0 объект
>
эндообъект
30 0 объект
>
эндообъект
31 0 объект
>
эндообъект
32 0 объект
>
эндообъект
33 0 объект
>
эндообъект
34 0 объект
>
эндообъект
35 0 объект
>
эндообъект
36 0 объект
>
эндообъект
37 0 объект
>
эндообъект
38 0 объект
>
эндообъект
390 объект
>
эндообъект
40 0 объект
>
эндообъект
41 0 объект
>
эндообъект
42 0 объект
>
эндообъект
43 0 объект
>
эндообъект
44 0 объект
>
эндообъект
45 0 объект
>
эндообъект
46 0 объект
>
эндообъект
47 0 объект
>
эндообъект
48 0 объект
>
эндообъект
49 0 объект
>
эндообъект
50 0 объект
>
эндообъект
51 0 объект
>
эндообъект
52 0 объект
>
эндообъект
53 0 объект
>
эндообъект
54 0 объект
>
эндообъект
55 0 объект
>
эндообъект
56 0 объект
>
эндообъект
57 0 объект
>
эндообъект
58 0 объект
>
эндообъект
59 0 объект
>
эндообъект
60 0 объект
>
эндообъект
61 0 объект
>
эндообъект
62 0 объект
>
эндообъект
63 0 объект
>
эндообъект
64 0 объект
>
эндообъект
65 0 объект
>
эндообъект
66 0 объект
>
эндообъект
67 0 объект
>
эндообъект
68 0 объект
>
эндообъект
690 объект
>
эндообъект
70 0 объект
>
эндообъект
71 0 объект
>
эндообъект
72 0 объект
>
эндообъект
73 0 объект
>
эндообъект
74 0 объект
>
эндообъект
75 0 объект
>
эндообъект
76 0 объект
>
эндообъект
77 0 объект
>
эндообъект
78 0 объект
>
эндообъект
79 0 объект
>
эндообъект
80 0 объект
>
эндообъект
81 0 объект
>
эндообъект
82 0 объект
>
эндообъект
83 0 объект
>
эндообъект
84 0 объект
>
эндообъект
85 0 объект
>
эндообъект
86 0 объект
>
эндообъект
87 0 объект
>
эндообъект
88 0 объект
>
эндообъект
89 0 объект
>
эндообъект
90 0 объект
>
эндообъект
91 0 объект
>
эндообъект
92 0 объект
>
эндообъект
93 0 объект
>
эндообъект
94 0 объект
>
эндообъект
95 0 объект
>
эндообъект
96 0 объект
>
эндообъект
97 0 объект
>
эндообъект
98 0 объект
>
эндообъект
99 0 объект
>
эндообъект
100 0 объект
>
эндообъект
101 0 объект
>
эндообъект
102 0 объект
>
эндообъект
103 0 объект
>
эндообъект
104 0 объект
>
эндообъект
105 0 объект
>
эндообъект
106 0 объект
>
эндообъект
107 0 объект
>
эндообъект
108 0 объект
>
эндообъект
109 0 объект
>
эндообъект
110 0 объект
>
эндообъект
111 0 объект
>
эндообъект
112 0 объект
>
эндообъект
113 0 объект
>
эндообъект
114 0 объект
>
эндообъект
115 0 объект
>
эндообъект
116 0 объект
>
эндообъект
117 0 объект
>
эндообъект
118 0 объект
>
эндообъект
1190 объект
>
эндообъект
120 0 объект
>
эндообъект
121 0 объект
>
эндообъект
122 0 объект
>
эндообъект
123 0 объект
>
эндообъект
124 0 объект
>
эндообъект
125 0 объект
>
эндообъект
126 0 объект
>
эндообъект
127 0 объект
>
эндообъект
128 0 объект
>
эндообъект
129 0 объект
>
эндообъект
130 0 объект
>
эндообъект
131 0 объект
>
эндообъект
132 0 объект
>
эндообъект
133 0 объект
>
эндообъект
134 0 объект
>
эндообъект
135 0 объект
>
эндообъект
136 0 объект
>
эндообъект
137 0 объект
>
эндообъект
138 0 объект
>
эндообъект
139 0 объект
>
эндообъект
140 0 объект
>
эндообъект
141 0 объект
>
эндообъект
142 0 объект
>
ручей
xX]oDoC.