Содержание

5 способов научить ребёнка управлять эмоциями

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.

1. Научитесь понимать собственные эмоции


В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?

Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.

Следующий шаг — давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, но если вы не можете найти подходящее слово — подберите метафору или придумайте своё название, как в стихотворении Виктора Лунина «У папы настроение зазавтракомчитальное, у мамы настроение напапуобижальное…».

К счастью, сегодня совсем не обязательно пользоваться старомодным «Дорогой дневник», чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ — поставить в телефоне напоминания на каждые два часа и по напоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что я чувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы и помогать рефлексировать.

  • Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.

  • Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.

  • Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.


Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?

2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)


Итак, вы умеете определять свои эмоции, у вас богатый «эмоциональный» словарь. Но как их выразить? А если эмоция не очень (или очень) неприятная? Стоит ли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится в ваших действиях, словах, реакциях и любая попытка скрыть её даст ребёнку лишний повод сомневаться в своей способности понимать и чувствовать другого, а также доверять своим чувствам. И не стоит имитировать чувства и эмоции, которых нет. Лукавство будет разоблачено.

Типичная ситуация: ребёнок приходит из школы, а родители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. А действительно ли им это интересно? А хочет ли об этом говорить ребёнок? Когда мы упускаем из виду эмоциональную составляющую, получается не очень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде и спрашивает, но как-то безлично, как будто и дела-то никакого нет до этих школьных дел. В таком случае ребёнок бросит «Всё норм» и уйдёт к себе в комнату.

Гораздо лучше говорить искренне:

  • «Вот ты пришёл из школы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что у тебя произошло за день».

  • «Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Не хочешь рассказать, что случилось?»

  • «Слушай, ты такой вдохновлённый сегодня! Не могу удержаться от вопроса: что же такого было в школе?»


Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но у меня сейчас такое состояние (я возбуждён, подавлен, озадачен и так далее), что вряд ли я могу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё говорить о чувствах.

3. Минимизируйте оценочные суждения


Поводов для беспокойства и у взрослых, и у детей сегодня предостаточно, но главный стрессовый фактор — это, пожалуй, внешняя оценка, с которой можно столкнуться где угодно. И речь не только о негативе. Даже кажущиеся положительными «Молодец» или «Какой ты у меня умничка» только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, он будет в напряжении в ожидании этой оценки.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.


Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей.


Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.

Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.

4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями


О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями обычно говорят в контексте сильного волнения, страха и других негативных переживаний. Но и с интенсивной радостью важно уметь справляться. Например, у ребёнка день рождения. Утром он получил от родителей подарок, о котором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, а вечером всей семьёй — в пиццерию. Ну и как же тут усидеть смирно на уроке математики? Его переполняют эмоции. Как и в ситуации сильного гнева, в нём есть море энергии, которую важно направить в конструктивное русло.

Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.

5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком


Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

В книге «Творческая связь» американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства не только помогают развить эмоциональный интеллект, но и лучше понять себя. Она содержит множество упражнений и практических советов, которые будут полезны как педагогам, так и родителям.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.



Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.


Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)

автор материала

Кирилл Матюпатенко

#развитие личностного потенциала
#социальный и эмоциональный интеллект
#эмоции
#практики открытости для родителей
#социально-эмоциональное развитие

Назад

«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями

С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Читайте также:

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем

«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?

Как научиться контролировать свои эмоции: 7 советов психолога

Фото: Dean Drobot/Yuganov Konstantin/George Rudy/Shutterstock.com

детивоспитаниеразвитиесоветы психолога

Эмоциональное развитие 5-11 лет

Перейти к основному содержанию
Перейти к основной навигации

Легко читать и переводить

Скрыть эту страницу

Всего один номер
0300 300 0123

Поиск

Меню

регистр

Авторизоваться

Эмоциональное развитие 5–11 лет

Погрузитесь глубже

Поддержка развития

Дети часто используют свое поведение, чтобы показать вам, что они чувствуют. Поведение по-прежнему является важной частью того, как дети этого возраста выражают свои чувства.

Если ваш ребенок ведет себя так, что вас это беспокоит, попробуйте понять, как он себя чувствует, и вы поймете, как лучше ему помочь.

Если вы поможете своему ребенку найти слова, чтобы описать свои чувства, это поможет ему использовать их, а не полагаться на поведение, чтобы показать вам, что он борется.

  • Расскажите о чувствах, которые вы в них видите: «Я заметил, что вы кажетесь грустным/сердитым/разочарованным».
  • Попросите их подумать вместе с вами о причинах чувства «Интересно, потому что…?»
  • Помогите им подумать о том, как их тело реагирует на это чувство — например, чувство гнева в голове, кулаки или беспокойство в животе. У них часто бьется сердце?
  • Поощряйте их придумывать, что может помочь – уйти и покричать в подушку, когда сердитесь, или сделать некоторые техники релаксации, когда волнуетесь.

Будьте хорошим образцом для подражания, расскажите о своих чувствах и покажите, как вы с ними справляетесь. Найдите время, чтобы выслушать своего ребенка, когда он попытается объяснить вам, что он чувствует. Требуется практика, чтобы распознавать и называть чувства.

Если вы будете спокойно слушать, это придаст им уверенности, чтобы открыться и поделиться.

Детям этого возраста важно соблюдать границы и правила. Хотя они могут настаивать на большей свободе и иметь твердые убеждения, им все равно нужна уверенность в том, что вы «главный» и будете обеспечивать их безопасность. Им понравится возможность делать выбор, когда это возможно. Дайте им возможность поговорить о том, что они думают, и принять решение вместе, когда сможете. Таким образом, они могут практиковаться в том, чтобы слушать чужую точку зрения и находить способ двигаться вперед.

Онлайн-курс для родителей в Солихалле доступен бесплатно для родителей из Норфолка. Это может помочь вам разобраться в их мыслях, чувствах и поведении и даст вам инструменты для их поддержки.

Подробнее о курсе

Дружба

Ваш ребенок узнает о важности дружбы. Отдавать и брать дружбу — это навыки, которым нужно время, чтобы научиться. В этом могут помочь родители и опекуны;

  • Позвольте им выговориться и придумать собственные решения, когда дружба затруднена.
  • Очень важно знать, когда дружба положительна и хороша для вас, а когда она вредна и вредна для вас.
  • Поощрять ребенка сосредотачиваться на позитивно настроенных друзьях и проводить меньше времени с людьми, которые его расстраивают, — хорошая привычка для построения здоровых отношений в будущем.

Вы можете связаться с программой Healthy Child, позвонив по номеру Just One Number по номеру 0300 300 0123 или отправив текстовое сообщение Parentline по номеру 07520 63159.0 . Наши часы работы: с 8:00 до 18:00 с понедельника по пятницу (кроме государственных праздников) и с 9:00 до 13:00 по субботам.

Если вам от 11 до 19 лет, вы можете отправить сообщение ChatHealth на номер 07480635060 , чтобы получить конфиденциальную консультацию от одного из наших сотрудников.

Для взрослых Qwell предоставляет бесплатную, безопасную и анонимную поддержку психического здоровья для взрослых в Норфолке и Уэйвни от профессиональной команды квалифицированных консультантов.

Для детей в возрасте от 11 до 25 лет Кут – это  бесплатная, конфиденциальная и безопасная служба  способ получить онлайн-консультации, советы и поддержку эмоционального благополучия.

Детская линия. Дети и молодые люди младше 19 лет могут позвонить по номеру 0800 1111, чтобы получить бесплатную поддержку.

Горячая линия для родителей Young Minds – бесплатный звонок по номеру 0808 802 5544 с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00.

Чтобы поговорить с другими родителями и опекунами из Норфолка, вы можете присоединиться к нашему онлайн-форуму сообщества ниже.

 

Также в этом разделе…

  • Все младенцы плачут

  • Эмоциональное развитие Беременность — 6 месяцев

  • Эмоциональное развитие 6-12 месяцев

  • Эмоциональное развитие 1–2 года

  • Эмоциональное развитие 2-5 лет

  • Эмоциональное развитие 5–11 лет

  • Тревога разлуки

  • Эмоциональное здоровье детей и молодежи

  • Эмоциональное здоровье

Эмоциональное здоровье родителей

Поддержка психического здоровья детей

Все еще беспокоитесь/нужна дополнительная помощь?

Нужно больше информации

  • Анна Фрейд — Советы по разговору

    Посетите страницу Анны Фрейд — Советы для разговора

  • Эмоциональная жизнь детей 8-10 лет

    Посетите страницу «Эмоциональная жизнь детей 8–10 лет»

Другие полезные страницы

Войти / Создать учетную запись

Адрес электронной почты

Пароль
Забыли пароль?

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google
Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Имя

Фамилия

Эл. адрес

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google
Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Последнее из Твиттера

У нас есть несколько советов и поддержки для родителей из Норфолка в отношении иммунизации младенцев и детей в нашем Just One Norfolk… https://t.co/k4EF8T3P4Y

NorfolkCYP, 10 января 2023 г.

Пожалуйста, помогите @nandwics ответить на этот очень короткий опрос.
#MentalHealthMatters #Осведомленность о психическом здоровье https://t.co/h3Hx3mCNlL

НорфолкCYP, 09январь 2023 г.

Еще не поздно заказать вакцину от гриппа 💉
#Зимнеездоровье #Вирус гриппа https://t.co/wXOhBJtD40

NorfolkCYP, 09 января 2023 г.

Запомнив несколько простых рекомендаций, родители могут кое-что сделать, чтобы обезопасить своего ребенка, пока он спит… https://t.co/U5srrguZbz

NorfolkCYP, 09 января 2023 г.

RT @nandwics: Сегодня мы наблюдаем очень высокий спрос на наши услуги.
Пожалуйста, помогите нам, выбирая наши услуги с умом ⬇️ https://t.co…

NorfolkCYP, 7 января 2023 г.

У нас есть много помощи и советов на нашем веб-сайте Just One Norfolk, чтобы помочь родителям заботиться о своих детях, когда они… https://t. co/q7nMTGsloL

NorfolkCYP, 7 января 2023 г.

RT @HWNorfolk: Поставьте диагноз прямо на свой диван, сначала позвонив в NHS 111. Клиницисты NHS 111 и консультанты по телефону могут дать пациентам…

NorfolkCYP, 06 января 2023 г.

RT @nandwics: Помогите нам, помогите вам, в очень загруженное время для наших услуг.
Пожалуйста, обращайтесь в службу экстренной помощи только в том случае, если у вас серьезное…

NorfolkCYP, 06 января 2023 г.

В настоящее время в Великобритании наблюдается рост заболеваемости стрептококком группы А и скарлатиной.
Стрептококк А может вызывать легкие заболевания… https://t.co/XyXbUaRTQf

NorfolkCYP, 06 января 2023 г.

Папы важны для детей только как мамы.
Папы могут бороться с плачем своего ребенка так же сильно, как и мамы. У нас есть пу… https://t.co/jzITePsSag

NorfolkCYP, 05 января 2023 г.

Как мы можем помочь детям с эмоциональной саморегуляцией?

Если вы родитель, скорее всего, вы были свидетелем одной или двух истерик в день. Мы ожидаем их в двухлетнем возрасте. Но если ваш ребенок достигает школьного возраста, а срывы и вспышки все еще часты, это может быть признаком того, что у него проблемы с эмоциональной саморегуляцией.

Проще говоря, саморегуляция — это разница между двухлетним и пятилетним ребенком, который лучше контролирует свои эмоции. Помощь детям, у которых не развились навыки саморегуляции в обычном возрасте, является целью программ обучения родителей. И многие дети старшего возраста, даже если они уже не впадают в истерику, продолжают бороться с импульсивным и неадекватным поведением.

Что такое саморегулирование?

Саморегуляция — это способность управлять своими эмоциями и поведением в соответствии с требованиями ситуации. Это включает в себя способность противостоять высокоэмоциональным реакциям на расстраивающие стимулы, успокаивать себя, когда вы расстроены, приспосабливаться к изменению ожиданий и справляться с разочарованием без вспышки. Это набор навыков, который позволяет детям по мере взросления направлять собственное поведение к цели, несмотря на непредсказуемость мира и наших собственных чувств.

Как выглядит эмоциональная дисрегуляция?

Проблемы с саморегуляцией проявляются по-разному в зависимости от ребенка, говорит Мэтью Роуз, доктор философии, клинический психолог. «Некоторые дети действуют мгновенно — у них бурная, сильная реакция, и нет никакого начального или нарастающего начала», — говорит он. «Они не могут подавить эту немедленную поведенческую реакцию».

У других детей, отмечает он, дистресс, кажется, накапливается, и они не могут терпеть его так долго. В конечном итоге это приводит к своего рода поведенческим вспышкам. «Вы видите, что они идут по ложному пути, но не знаете, как это остановить».

Для обоих типов детей важно научиться справляться с такими сильными реакциями и найти более эффективные (и менее разрушительные) способы выражения своих эмоций, чем срыв.

Почему у некоторых детей проблемы с саморегуляцией?

Доктор Роуз рассматривает проблемы эмоционального контроля как сочетание темперамента и усвоенного поведения.

«Врожденные способности ребенка к саморегуляции зависят от его темперамента и личности, — объясняет он. Он добавляет, что у некоторых детей возникают проблемы с самоуспокоением, и они очень беспокоятся, когда вы пытаетесь их искупать или одеть. Эти дети могут с большей вероятностью испытывать проблемы с эмоциональной саморегуляцией, когда станут старше.

Но окружающая среда тоже играет роль. Когда родители впадают в истерики или работают сверхурочно, чтобы успокоить своих детей, когда те расстраиваются и капризничают, детям трудно развивать самодисциплину. «В таких ситуациях ребенок в основном рассчитывает на то, что родители будут внешними саморегуляторами», — говорит доктор Роуз. «Если это модель, которая повторяется снова и снова, и ребенок может передать саморегуляцию на аутсорсинг, то это может развиться как привычка».

Детям с СДВГ или тревогой может быть особенно сложно управлять своими эмоциями, и им требуется дополнительная помощь для развития навыков эмоциональной регуляции.

Как мы обучаем навыкам саморегуляции?

Скотт Безсилко, исполнительный директор подготовительных школ Winston для детей с отклонениями в обучении, говорит, что отыгрывание — это, по сути, неэффективная реакция на стимул. Родитель или учитель должны помочь ребенку замедлиться и более тщательно выбрать эффективный ответ, а не быть импульсивным.

«Мы подходим к навыкам саморегуляции так же, как и к другим навыкам, академическим или социальным: изолируем этот навык и обеспечиваем его практикой», — объясняет Безсылко. «Когда вы думаете об этом как о навыке, которому нужно обучать, а не, скажем, просто о плохом поведении, это меняет тон и содержание обратной связи, которую вы даете детям.

Ключ к обучению навыкам саморегуляции, по словам доктора Роуз, не в том, чтобы избегать ситуаций, с которыми детям трудно справиться, а в том, чтобы тренировать детей через них и обеспечивать поддерживающую основу — клиницисты называют это «подмостками» поведения, которое вы хотят поощрять — до тех пор, пока они не смогут справиться с этими проблемами самостоятельно.

Представьте себе ситуацию, которая может вызвать сильные негативные эмоции, например, разочаровывающее домашнее задание по математике. Если родитель слишком много колеблется, он рискует взять на себя регулирующую роль. «Вместо того, чтобы ребенок осознал, что работа утомительна, и понял, как с ней справиться, — объясняет доктор Роуз, — он чувствует, что родитель расстраивает его, заставляя делать это».

Помощь в этой ситуации может заключаться в том, чтобы помочь ребенку решить одну проблему, а затем ожидать, что он решит остальные. Если они расстроены, они могут встать и выпить. Они могут использовать таймер, чтобы делать себе периодические перерывы. Родитель время от времени проверял их и хвалил за их усилия.

Если ребенок склонен впадать в уныние, когда его просят прекратить играть в видеоигру, то строительные леса могут тренировать переход от игры. «Вы бы хотели попрактиковаться в игре, в которую они не слишком вложены — вы не хотите начинать с высоких ставок», — объясняет доктор Роуз. «Попросите их попрактиковаться в игре в течение двух или трех минут, а затем передать вам игру. Они получают баллы за то, что хотят, каждый раз, когда они это делают».

Тренировочные пробежки

Пробные пробежки — еще один способ саморегуляции. Например, если у вас возникли проблемы с импульсивной реакцией ребенка или истерикой в ​​магазине, зайдите к нему ненадолго, когда вам не нужно делать серьезные покупки. Пусть они потренируются ходить с вами, держа руки при себе. Они получают очки для достижения какой-то цели каждый раз, когда они успешны.

Доктор Роуз говорит, что часто родители разочаровываются, когда что-то не получается с первого раза, когда они пытаются развивать навыки, но постоянство и начало с уровня, подходящего для вашего ребенка, являются ключевыми. Вместо того, чтобы сдаваться, попробуйте сократить занятие, чтобы оно было более выполнимым, и постепенно предоставляйте ребенку все больше и больше самостоятельности, чтобы справляться с ним.

Например, если для вашего ребенка проблема с чисткой зубов, вы можете начать с того, что просто нанесете зубную пасту на щетку, и отреагируете позитивным отзывом и поощрением, когда ребенок это сделает. После того, как они попрактикуются в этом несколько раз, добавьте следующий шаг в цепочке.

Точно так же, если утренний выход из дома вызывает нервный срыв, нацеливайтесь на один шаг за раз. Во-первых, скажем, одеться к 7:15. Как только они освоят это, установите целевое время для завтрака и добавьте его. Разбивая цепочку на маленькие шаги, они могут постепенно развивать навыки саморегуляции.

Помогите детям стать саморефлексивными

Безсылко подчеркивает, что когда родители или учителя спокойно относятся к импульсивному, неуместному поведению и дают им время, дети могут научиться выбирать лучшие способы реагирования на эту ситуацию. Детям нужна обратная связь без осуждения и эмоций: что пошло не так, почему и как они могут это исправить в следующий раз.

«Когда дети находятся в среде, которая является рефлексивной и аналитической, а не эмоциональной и быстро меняющейся, — объясняет Безсылко, — они могут научиться делать лучший выбор». Замедление позволяет детям стать более вдумчивыми, рефлексивными и самосознательными. «Нам нужно замедлиться и смоделировать самоанализ, самосознание и саморегуляцию для наших детей, — отмечает он, — но это также полезно и хорошо для нас».

Безылко отмечает, что внимательность и медитация полезны для всех, но особенно для детей с проблемами саморегуляции. А доктор Роуз упоминает множество программ обучения родителей, которые помогут им стать лучшими тренерами для своих детей. Для детей старшего возраста диалектическая поведенческая терапия (DBT) также является вариантом, поскольку она фокусируется на толерантности к стрессу и регуляции эмоций.

В конце концов, ничто не может заменить работу родителя.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *