Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Электронное образование в Республике Татарстан. Что должен знать ребенок 5 6


Что должен знать и уметь ребенок к 5-6 годам

Автор: воспитатель Сергеева Алёна Александровна.

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок к 5-6 годам»

Файл: консультация

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

• Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.• Копировать в точности узор или движение.• Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика.

• Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,• Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.• Как пользоваться арифметическими знаками действий.• Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.• Состав чисел первого десятка.• Прямой и обратный порядок числового ряда.• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.• Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

• Запоминать 8-10 картинок.• Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).• Запоминать фразы (например:«Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).• Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.• Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.• Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.• Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».• Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.• Определять последовательность событий.

Мышление.

• Находить и объяснять несоответствия на рисунках.• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.• Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.• Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.• Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).• Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.• Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.• Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика.

• Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.• Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.• Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.• Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

• Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.• Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.• Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».• Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.• Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.• Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).• Различать гласные и согласные буквы.• Определять, на какой слог падает ударение.• Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.• Определять количество звуков и букв в слове.• Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

• Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.• Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.• Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.• Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.• Отличать хищных животных от травоядных.• Отличать перелетных птиц от зимующих.• Отличать садовые цветы от полевых.• Отличать деревья от кустарников.• Называть все явления природы.

xn----8sbafar2bwfctnifu9c.xn--p1ai

"Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет?"

Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет

Сегодня 

 Консультация для родителей

Подготовил:

воспитатель группы «Почемучки»

Морочко С.С

август , 2017г

 Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а  главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Копировать в точности узор или движение.

Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

 Математика.

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,

Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Как пользоваться арифметическими знаками действий.

Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Состав чисел первого десятка.

Прямой и обратный порядок числового ряда.

Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

Запоминать 8-10 картинок.

Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).

Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).

Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.

Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.

Определять последовательность событий.

Мышление.

Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

Складывать пазлы без посторонней помощи.

 Мелкая моторика.

Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.

Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

 Развитие речи.

Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов:  рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха - меховая шапка и т.д.

Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.

Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова.  Делить слова на слоги (части).

Различать гласные и согласные буквы.

Определять, на какой слог падает ударение.

Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.

Определять количество звуков и букв в слове.

Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

 Окружающий мир.

Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

Отличать хищных животных от травоядных.

Отличать перелетных птиц от зимующих.

Отличать садовые цветы от полевых.

Отличать деревья от кустарников.

Называть все явления природы.

Графические навыки

         Использовать всевозможные графические средства: карандаши, мелки, фломастеры, краски.Рисовать линии различного направления и длины, окружности, рисовать несложные предметы, обводить по образцу клеточки, а также под диктовку (называется графический диктант), копировать надписи и рисунки, штриховать фигурки.Писать печатными буквами и в прописях.

infourok.ru

Что должен знать и уметь ребёнок в возрасте 5-6 лет

Всё зависит от того, в какую школу ваш малыш пойдет. В самой обычной, с заниженными требованиями при поступлении, ребёнку в первых классах может быть очень скучно и не интересно.

Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать элементарными знаниями, в этом ему должны помочь дошкольное образование и родители. Многие считают, что необходимо уже уметь читать, писать и считать, а некоторые школы предлагают даже сдавать экзамены будущим первоклашкам. Вопрос этот спорный и у каждой школы свое мнение на этот счет. Дошкольное образование дети получают совершенно разное, не существет одной единственно верной программы.

Что должен уметь ребенок перед школой.

1. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире, знать что такое день и ночь, правила поведения – здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит, понимать что такое живая и неживая природа и так далее. В общем понимать окружающий его мир.

2. Знать как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей. Называть адрес где он живет.

3. Ориентироваться пространстве направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.

4. Речь у дошколенка должна быть осмысленной, стройными предложениями и законченной мыслью. Ребенок должен уметь пересказывать увиденное.

5. Ребенок должен уметь считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).

6. Дошкольник должен знать основные цвета и называть их, а так же отличать времена года, месяцы и дни недели.

7. Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур. Выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.

Вот небольшой тест для выяснения способностей ребёнка.

Объясните ребенку задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если он затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Если ребенок не справляется, то вы будете знать над чем нужно поработать.

Математика – считать в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги.

* Ребенку предлагают лист бумаги с разбросанными числами, надо найти по порядку все числа от одного до десяти, а затем в обратном порядке.

* Сосчитай числа от 1 до 10.

* Сравни числа 5 и 6. Какое число больше, а какое меньше? Что нужно сделать для того, чтобы уровнять эти числа.

* Сколько единиц прячется в числе 3, 7, 9.

* Какое число пропущено (на слух)?

1 2 3 4 5 7 8 9 10.

* Какие числа больше 5, но меньше 8?

* Найди и назови в окружающей тебя обстановке предметы круглой, треугольной, четырехугольной формы.

Развитие речи – правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринужденную беседу, составлять связные рассказы из 5-6 предложений.

* Назови слова наоборот.

Подушка мягкая, а стол …Огонь горячий, а лед …Слон большой, а мышка …Река широкая, а ручеек…Куст низкий, а дерево…Буратино веселый, а Пьеро …

* Послушай скороговорки. Попробуй повторить их четко и внятно.От топота копыт пыль по полю летит.У маленькой Сани санки едут сами.Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

* Назови слова во множественном числе правильно: например котенок - котята и т. д.Поросенок - …Жеребенок - …Ягненок - …Дерево - …Дом - …Стол - …Тетрадь - …

* Послушай слова, на какой звук начинается каждое из этих слов?

Самолет, зима, цапля, шишка, жук, лимон, рыба, колесо.

* Дай характеристику этим предметам. Опиши их. Например: яблоко – это фрукт, круглое, зеленое, кислое; чашка – это посуда, фарфоровая, желтая, маленькая.Лимон, морковь, молоко, огурец, ваза, диван, машина.

Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

* Ребенку предлагаются картинки с недостающими деталями (стол без одной ножки, и т. д.). Если ребенок сам догадается, чего не хватает на рисунках, у него развито мышление.

* Ребенку предлагается 4 картинки с одним лишним предметом (бананы, яблоко, груша, огурец). Следует правильно назвать лишний предмет, назвав все остальные обобщающим словом.

* «Нелепица». Рассмотри картинку. Что перепутал художник? Расскажи. Малыш должен самостоятельно найти все несоответствия и попытайся объяснить их.

* Подбери подходящие слова и закончи выражение правильно.

Огурец - это овощ, а яблоко – это -На столе - скатерть, а на полу -Учитель – в школе, а врач -У человека – руки, а у медведя –

* Так бывает или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет? Объясни, почему?

Поезд лети по небу.Волк бродит по лесу.Яблоко соленое.Человек вьет гнездо.Кошка гуляет по крыше.Лодка плывет по небу.

Память - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 мин., рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти

* ребенку предлагают рассмотреть картинки и запомнить, затем убрать картинки. Малыш должен вспомнить все, что было нарисовано. (Если он вспомнит не менее 6 картинок из 8 предложенных – у него хорошая память).* Послушай слова, запомни их и повтори.

Кот, книга, самолет, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ* Послушай фразы. Постарайся их запомнить, а затем повтори каждую из них без ошибок.

В лесу весело пели птицы.1 сентября дети идут в школу.

* Послушай пары слов. Постарайся их запомнить.

Дождь – зонт Самолет – облакоЧашка – блюдце карандаш – тетрадьКошка – молоко лес – грибыПтица – гнездо дом – окно

А теперь по первым словам в каждой паре постарайся вспомнить вторые.

Дождь – Самолет –Чашка - карандаш –Кошка - лес –Птица - дом –

* Вспомни названия сказок, в которых встречаются эти слова.

Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.Посадил, выросла, стал тянуть, тянет – потянет, позвал, вытянули.Дед, баба, курочка, яичко, били – били, не разбили.

Внимание – выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 мин удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить 5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаков предметов.

* Послушай слова. Постарайся их повторить без ошибок, в такой же последовательности, как они написаны в ряду, не пропуская ни одного слова. 1. Конь, гриб, корзина.2. Петух, солнце, машина, тетрадь.3. Крыша, пень, вода, свеча, школа. 4. Гора, птица, стол, часы, снег, мед.* Если услышишь название игрушки - хлопни в ладоши.

Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, погремушка, пирамидка, бабочка, цветок, солнце, кукла, трава, матрешка.

* Внимательно послушай текст, повтори его и ответь на вопросы.

Детям купили игрушки. Тане - куклу, Оле - мячик, Саше- машинку, Диме - кораблик. Кому что купили?

* Повтори числа в таком же порядке, не пропуская ни одного.

1, 3, 65, 1, 7, 27, 2, 4, 9

Дополнительно по теме: www.det-sad.com

www.domotvetov.ru

Что должен знать ребенок 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Виктория»

«Что должен знать

ребенок 5-6 лет?»

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;

  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;

  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;

  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;

  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;

  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;

  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;

  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;

  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;

  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;

  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;

  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;

  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;

  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;

  • пересказывает содержание сюжетных картинок;

  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;

  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять <р>. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.

  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.

  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.

  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.

  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.

  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.

  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.

  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.

  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.

  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.

  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.

  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;

  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;

  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;

  4. лепит из пластилина мелкие детали;

  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;

  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;

  • моет руки перед едой;

  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;

  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

infourok.ru

Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет

Что должен знать ребёнок  5 – 6 лет                 

 «Здоровье»

К концу учебного года дети умеют:

1.       Проявляет потребность в ЗОЖ и интерес к физ. культуре, спорту  и желанию заниматься

2.       Самостоятельно организовывать спортивные игры, выполнять спортивные на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование

3.       Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, быстро, аккуратно одеваться и раздеваться

4.       Самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. При кашле и чихании закрывать нос и рот платком

5.       Соблюдать порядок в своем шкафу, аккуратно заправлять постель

6.       Правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

7.       Характеризовать свое самочувствие, обращаться с просьбой, благодарить

 

«Социализация»

 

К концу учебного года дети могут:

1.       Создавать и развивать игровые замыслы в сюжетно-ролевых играх

2.       Самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, и распределять роли

3.       Налаживать и регулировать контакты в совместной игре, разрешать конфликты, возникающие в ходе игры

4.       Усложнять игру, путем расширения состава ролей, выражать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами

5.       Коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу

6.       Соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения, организовывать знакомые подвижные игры с элементами соревнования, участвовать в народных играх

7.       Вытраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов; импровизировать, свободно чувствовать себя в театрализованной игре

8.       Участвовать в дидактических играх, объединяющих детей в подгруппы по 2-4 человека

9.       Выполнять правила игр, в том числе групповых, тесно соперничать в играх, соревнованиях

 

«Труд»

 

К концу учебного года дети могут:

1.       Проявлять культуру трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам, доводить начатое дело до конца

2.       Правильно чистить зубы, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, помогать друг другу

3.       Помогать взрослым поддерживать порядок в группе, убирать постель после сна, дежурить по столовой, на занятиях

4.       Выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы, участвовать в посеве и уборке овощей на огороде

5.       Участвовать в сгребании снега, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега

6.       Работать с бумагой, сгибать лист вчетверо, создавать из бумаги объемные фигуры, изготавливать украшения на елку, сувениры для родителей

7.       Участвовать в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонте книг

8.       Ответственно относиться к выполнению трудовых поручений, оценивать результат своей работы, бережно относиться к тому, что сделано руками человека

 

«Безопасность»

К концу учебного года дети могут:

1.       Соблюдать правила пребывания в детском саду, безопасного передвижения в помещения

2.       Соблюдать правила участия в играх с природным материалом

3.       Называть свою фамилию и имя, имя и отчество родителей, называть домашний адрес и телефон

4.       Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на остановках

5.       Культурно вести себя в природе, одеваться по погоде.

«Познание»

 

К концу учебного года дети могут:

1.       Разбивать множества на части  и воссоединять их, сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения предметов

2.       Считать до 10, образовывать каждое число  в пределах 5-10 из единиц

3.       Получать равенство из неравенства добавляя (убирая) к меньшему количеству один предмет.

4.       Отсчитывать предметы из большего количества по образцу (в пределах 10), осуществлять порядковый счет в пределах 10

5.       Отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?»

6.       Делить предмет на несколько частей, называть их, сравнивая целое и части

7.       Устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины

8.       Находить предметы в ближайшем окружении одинаково и разной формы, сравнивая их с образцом  на основе глазомера

9.       Определять, какой день сегодня , какой был вчера, какой будет завтра

10.    Двигаться в заданном направлении или в соответствии со знаками, меняя его по сигналу

11.    Определять свое местонахождение  среди окружающих людей и предметов, ориентироваться на листе бумаги

12.    Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

 

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

К концу учебного года дети могут :

1.       Определять материалы, из которых построены предметы, сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу)

2.       Классифицировать предметы по назначению,  материалу

3.       Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей, о простейших технологических цепочках

«Ознакомление с природой»

К концу учебного года дети могут:

1.       Различать и называть насекомых

2.       Различать и называть домашних, зимующих и перелетных птиц.

3.       Различать и называть диких и домашних животных (их повадки, зависимость от человека).

4.       Различать и называть деревья, кустарники, травянистые растения; растения луга, сада, леса; лекарственные и комнатные растения.

5.       Наблюдать за объектами и явлениями природы.

6.       Обобщать и систематизировать представления о временах года, частях суток.

7.       Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

8.       Переход веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

9.       Правильно вести себя в природе

 

«Развитие  речи»

К концу учебного года дети могут:

1.       Употреблять слова в точном соответствии со смыслом, подбирать существительные к прилагательному

2.       Использовать наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношения к труду, подбирать слова со сходным и противоположным значением

3.       Правильно и отчетливо произносить звуки, определять места звука в слове (начало, середина, конец)

4.       Составлять по образцу сложные и простые предложения, пользоваться прямой и косвенной

5.       Замечать неправильную постановку ударения в слове,

6.       использовать разные способы образования слов

7.       Согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными

8.       Поддерживать беседу, выразительно пересказывать небольшие сказки, составлять рассказы о событиях из личного опыта

9.       По образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, придумывать свои концовки к сказкам

 

 

 

 

«Чтение художественной литературы»

 

К концу учебного года дети могут:

1.       Внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, скороговорки, загадки

2.       Выражать эмоциональное отношение к литературным произведениям, понимать скрытые мотивы поведения героев

3.       Выразительность естественными интонациями читать стихотворение, участвовать в течение текста по ролям, в инсценировках

4.       Рассматривать иллюстрации, сравнивать их к одному и тому же произведению

5.       Проявлять чуткость к художественному слову.

 

«Художественное творчество»

К  концу учебного года дети могут в рисовании:

1.       Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине

2.       Рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами

3.       Смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу

4.       Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, ритмично располагать узор.

 

К концу учебного года дети могут в аппликации:

1.       Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие

2.       Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой

3.       Использовать прием обрывания

4.       Создавать предметные  и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение

К концу учебного года дети могут в лепке:

1.       Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку

2.       Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом

3.       Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа

4.       Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)

edu.tatar.ru

Что должен знать ребенок 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Виктория»

«Что должен знать

ребенок 5-6 лет?»

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;

  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;

  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;

  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;

  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;

  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;

  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;

  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;

  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;

  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;

  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;

  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;

  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;

  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;

  • пересказывает содержание сюжетных картинок;

  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;

  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять <р>. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.

  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.

  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.

  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.

  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.

  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.

  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.

  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.

  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.

  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.

  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.

  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;

  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;

  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;

  4. лепит из пластилина мелкие детали;

  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;

  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;

  • моет руки перед едой;

  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;

  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

infourok.ru