Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребенка в 5 лет. Чему можно научить ребенка в 5 лет


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 5 ЛЕТ

Малыш растет и с возрастом меняется его поведение, интересы и привычки. Каждый жизненный этап маленького человека насыщен событиями и неповторим. Многие родители могут увидеть много новых и непонятных вещей с приходом этого возраста. Давайте рассмотрим развитие ребенка в 5 лет, что нужно знать и как себя вести?

Чтобы не пугаться некоторых особенностей и перегибов в характере мы узнаем, основные черты в развитие ребенка в 5 лет.

Прошлые привычки

С самого рождения малыш приучает нас к своему распорядку дня, а мы его к своему. По-прежнему на первом плане полноценное питание и здоровый сон. Многие малыши в этом возрасте отказываются от дневного сна, но тихий час, когда нужно просто полежать и отдохнуть, нужен обязательно.

У пятилетнего малыша в этом возрасте масса новых впечатлений, и важно выделить неизменное и стабильное. Жизнь малыша должна протекать в кругу привычных людей, без изменений места порядка и правил поведения. Такими местами являются детский сад, двор и дом.

Развитие в этом возрасте заключается в играх. В них они воспроизводят сценки, где участвуют в роли водителя, учителя или доктора. Как ни странно, но в этом возрасте малыши привязаны к своим старым игрушкам и могут предпочесть их новым высокотехнологичным. Поэтому такие дорогие приобретения можно пока отложить.

В этом возрасте необходимо дать ребенку все, где он может осуществить свой полет фантазии: рисование, лепка, раскрашивание, стройка.

Новое в поведении

Умело подражая взрослым, малыши уже умеют чистить зубы и купаться. Однако память еще короткая, а вокруг столько интересного, поэтому родители должны напоминать про умывание и чистку зубов.

Этот возраст отличается стабильностью и тягой к постоянству. Поэтому не стремитесь удивить малыша новыми кулинарными блюдами, он с удовольствием поменяет их на привычные и знакомые.

В этом возрасте замечено проявление излишнего упрямства. Это связано желанием жить одним днем, сделать все сейчас и не откладывать на завтра. Не думая о последствиях, могут выражать упрямство и капризничать. Довольно часто они признают только свое мнение, а с вашим могут еще и поспорить. Родителям необходимо находить выход ситуации, не нужно «упираться лбами», ведь дети охотно идут на уступки, если ваша просьба прозвучит немного по-другому.

Чему нужно научить ребенка

Прежде всего, постарайтесь научить ребенка концентрации. Он должен закончить начатое дело, а не бросаться за новое. Также ребенок должен научиться контролировать свое агрессию, обуздать свое желание кого-то ударить.

Наряду с контролем негативных эмоций, нужно научить ребенка проявлять положительные эмоции. Уметь подойти к другому ребенку познакомиться, вступить в игру и так далее. В 5-ти летнем возрасте малыш должен знать, что за услугу следует поблагодарить, что вновь пришедшего нужно поприветствовать, а с уходящим попрощаться.

В 5 лет ребенок охотно учит стихи, поет, сортирует объекты, знает о временах года и некоторые факты и флоре и фауне земли.

На что нужно обратить внимание

Пятилетние малыши обожают семейные прогулки, поэтому уделяйте этому моменту больше внимания. Гуляйте в выходные всей семьей, позволяйте участвовать в разговоре, обсуждайте мультфильмы.

Многие родители замечают, что их малыш постоянно фантазирует и говорит то чего нет. Это не обязательно вранье, у детей в этом возрасте буйная фантазия, поэтому фантазируйте вместе и не воспринимайте каждое слово в штыки.

Если вы заметили, что ваш ребенок врет, чтобы уклониться от наказания, объясните, почему врать плохо. Когда ребенок понес заслуженное наказание, не ждите немедленного исправления, все потому что упрямство в этом возрасте сильнее его самого. Исправляться он будет постепенно. Развитие ребенка в 5 лет не обходится без похвалы. Обязательно хвалите за хорошее поведение, за стремления и оказанные услуги.

polnocvet.com

Как правильно обучать ребенка 5 лет?

Статья расскажет, как должно проходить обучение детей 5 лет. Родители узнают, в чем состоят особенности обучения дошкольников и как правильно учить ребенка.

При обучении важно обращать внимание на то, как пытаются донести ту или иную информацию до ребенка. Ведь иногда, даже самый легкий материал невозможно освоить из-за того, что обучение проходит неправильно. А порой, сложную информацию ребенок может понять очень быстро лишь потому, что ему интересно, и главное понятно все доносят.

Правило 1

Самое главное, чтобы обучение детей 5 лет проходило в спокойной обстановке, без отвлекающих внешних шумов. Иначе ребенок просто не сможет сконцентрироваться на занятии и освоить необходимый материал.

Правило 2

Важным является и сама информация, так как она должна соответствовать возрасту. Если 5-летнему ребенку предлагать изучать материал, предназначенный для 3-летних детей, или наоборот для школьников, то никакого эффекта от обучения не будет. Потому что знакомая и легкая информация ребенку будет не интересна, а слишком сложная просто непонятна.

Правило 3

В особенности обучения дошкольников входит то, как правильно преподносить новую информацию. Лучше всего ребенок воспринимает, когда обучение построено в виде игры, и когда он видит визуально информацию с помощью картинок или жизненных примеров.

Правило 4

Не стоит торопиться и слишком сильно перегружать ребенка новой информацией. Ему необходимо время, чтобы проанализировать ее и лучше запомнить. Поэтому когда один урок закончен, в следующий раз необходимо его повторить. Таким способом, можно проверить, как хорошо ребенок освоил новую информацию, а заодно, в случае необходимости, напомнить ребенку то, что он забыл.

Правило 5

И последнее правило, как правильно учить ребенка заключается в том, что ни в коем случае нельзя торопить ребенка и требовать от него идеального результата. Не каждый ребенок способен с первого раза освоить новую информацию. Поэтому необходимо запастись терпением, и возможно, ни по одному раза объяснять то, что ребенок не может понять.

Если соблюдать все правила при обучении ребенка, то в скором времени он освоит то, что от него требуется. Поэтому родителям и воспитателям важно донести информацию правильно, если они хотят, чтобы ребенок все понял и затратил на это минимальное время.

www.webkarapuz.ru

Чему учить ребенка - Психологос

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?

Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.

Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.

Заблуждение первое: «Главное - интеллект!»

Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей «лишних» движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.

Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным - с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?

  1. Ребенок хорошо бегает.
  2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
  3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
  4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
  5. Умеет прыгать с места.
  6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
  7. Катается на трехколесном велосипеде.
  8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
  9. Самостоятельно одевается и обувается.
  10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
  11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
  12. Сам ест.
  13. Умеет забивать гвозди молотком.
  14. Умеет пользоваться ножницами.
  15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
  16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
  17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
  18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.

Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.

Заблуждение второе: «Играют - значит, тратят время зря»

Прежде чем доказать обратное, приведем пример.

Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. «Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского».

Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают «Трех медведей», но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления - способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!

С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой - чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: «Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!»

Развитие образного мышления - необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ - символ - знак - понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.

Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.

Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: «Дайте мне этого гениального ребенка!» Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.

Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. «Водой» он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке - один и тот же песок.

Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.

Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.

Заблуждение третье: «Сказка - это несерьезно»

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.

Л. Ф. Обухова: «Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. <...> Сказка - произведение искусства. <...> И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».

В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

  • язык сказки доступен ребенку;
  • сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
  • настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
  • чтение сказки - один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.
Как сделать сказку другом вашего малыша?
  1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
  2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
  3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
  4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
  5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Как учить ребенка

​​​​​​​Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. См. →

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. →

www.psychologos.ru