Содержание

Агрессивный ребенок: что происходит в семье?

По наблюдениям специалистов — педагогов, воспитателей, психологов, в последнее время увеличилось количество проявлений агрессии у детей. Причем вне зависимости от возраста, пола и социального положения ребенка. В чем же причина этого явления? Почему вдруг дети становятся агрессивными? Или это происходит не вдруг? На вопросы отвечает педагог-психолог высшей категории Ольга Рудая.

Что такое агрессия

Агрессивность мы можем наблюдать уже у детей раннего возраста. Когда один малыш бьет лопаткой другого, чтобы отнять его игрушку в песочнице или не отдать свою, — это пример агрессивного поведения.

Но наибольшая степень агрессии свойственна детям младшего школьного возраста. В 5–8 лет еще можно скорректировать поведение ребенка, поняв его причины и поработав с симптомами. Дальше агрессия становится чертой личности и с трудом поддается коррекции. Многое в подобных ситуациях зависит от взрослых, от того, насколько у них хватит терпения и желания помочь ребенку.

Агрессия — мотивированное разрушительное поведение, импульс или намерение, которое рождает психологический дискомфорт и наносит ущерб людям или отдельному человеку.

Агрессия — это действие, а агрессивность — свойство личности. Агрессию может проявить любой человек, и это не большая проблема, но если такие действия становятся чертой личности, то коррекция потребует времени и сил.

Почему дети часто выбирают агрессивный путь решения проблемы

1. Младшие школьники еще недостаточно критичны. Они уже понимают, что хорошо, что плохо, но пока не четко.

2. Несформированность навыков, которые позволяют конструктивно решать вопросы.

3. Дети 6–9 лет в основном не умеют слушать и слышать, тянут одеяло на себя. Действуют импульсивно, не думая про других, просто потому, что пока этого не понимают.

Классификация видов агрессии

Агрессия бывает разных типов, каждый из которых имеет свои последствия и для ребенка, и для окружающих.

  • По направленности на объект — гетероагрессия (на предметы, людей или животных) и аутоагрессия (причинение вреда самому себе).
  • По причине проявления — реактивная (агрессия-ответ) и спонтанная (немотивированная) агрессия.
  • По целенаправленности — инструментальная (как средство получения чего-то) и целевая мотивационная (для удовольствия) агрессия.
  • По открытости проявления — прямая и косвенная.
  • По форме проявления — вербальная (обзывания, оскорбления, дразнилки) и экспрессивная (нахмуренный взгляд, агрессивная поза) физическая агрессия.
Критерии агрессивности у дошкольников

Проявлять гнев и агрессию может любой человек, так как негативные эмоции испытывают все. Если это происходит нерегулярно, то, значит, ничего необычного не происходит. Если же агрессивное поведение проявляется часто, следует обратить на него особое внимание. По каким признакам можно определить, что ребенок склонен к агрессии?

1. Теряет контроль над собой.

2. Спорит и ссорится с окружающими.

3. Отказывается выполнять просьбы взрослых.

4. Намеренно вызывает чувство злости и раздражения.

5. Склонен винить других в своих ошибках и неудачах.

6. Испытывает чувство злости, гнева и зависти.

7. Не способен забыть об обиде, не отплатив.

8. Мнительный и раздражительный.

Если в течение 6 месяцев родители наблюдают у ребенка не менее четырех из восьми признаков, можно предположить, что проявление агрессии входит в его поведенческую модель. То есть ребенку свойственно решать свои проблемы при помощи агрессии.

Агрессия у дошкольников отличается от агрессии школьников. В дошкольном возрасте дети проявляют в основном инструментальную агрессию. После получения желаемого агрессивные действия прекращаются.

Критерии агрeccивнocти y школьников

В школе у ребенка может закрепиться агрессивное поведение, особенно если он прибегает к нему не разово, а периодически. Агрессивность младшего школьника можно увидеть по следующим признакам.

1. Часто угрожает другим людям (словами, жестами, взглядом).

2. Периодически выступает инициатором драк (может использовать ранящие предметы).

3. Не испытывает сострадания, проявляет жестокость к людям и животным, намеренно может сделать им больно (словом или физически).

4. Неразборчив в средствах достижения своих целей (например, может применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.).

5. Не считается с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома).

6. Имеет трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтует или прогуливает уроки.

Прежде всего родителям необходимо выяснить причину, по которой ребенок прибегает к агрессивному поведению. Когда взрослым удастся разобраться в ситуации и понять, что движет ребенком и почему он использует именно такой способ взаимодействия с окружающим миром, с агрессией можно будет справиться.

Мотивы агрессии

Специалисты выделяют 4 основных мотива, которые побуждают ребенка к агрессивному поведению.

  • Привлечение внимания. Таким образом ребенок старается обратить на себя внимание. «Пусть лучше так, чем никак».
  • Месть. «Все, кто меня обидел, будут получать сдачи».
  • Борьба за власть. Такое происходит, когда родитель неправильно выставляет границы и определяет семейные правила.
  • Избегание неудач. К этому приводят завышенные требования к ребенку со стороны родителей.

На самом деле агрессия — это крик души ребенка о помощи.

У ребенка внутри происходит что-то такое, с чем он не может справиться самостоятельно. Агрессия — это отражение внутреннего дискомфорта. Надо понять, какая потребность ребенка не удовлетворяется.

Три основных источника деструктивного поведения

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка. Базовое доверие или недоверие к миру закладывается у человека еще в период внутриутробного развития. Если ребенок был нежеланный, женщина испытывала на протяжении 9 месяцев стресс и дискомфорт, все это передалось малышу, и у него сформировалось враждебное отношение к окружающему миру. Кроме того, к утрате доверия приводят и ошибки воспитания: например, враждебность и раздражительность по отношению к ребенку.

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей. Взрослые должны устанавливать определенные правила и запреты в разумных пределах. Без ориентиров ребенку трудно сформировать правильную систему ценностей. Запреты должны быть дозированными, а рамки — растянутыми, потому что и гиперопека, и гипоопека одинаково плохи для формирования личности ребенка. При повышенном внимании взрослых ребенок не научается справляться с трудностями, а при его отсутствии вырастает нелюбимым и неуверенным в себе.

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. При авторитарном стиле воспитания ребенок чувствует себя подавленным и прежде всего испытывает потребность доказать что-то и миру, и себе.

Что приводит к агрессивному поведению
Семейные причины

1. Неприятие детей родителями.

2. Безразличие или враждебность со стороны родителей.

3. Неуважение к личности ребенка.

4. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

5. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

6. Разрушение эмоциональных связей в семье.

7. Запрет на физическую активность.

8. Отказ в праве на личную свободу.

Личные причины

1. Подсознательное ожидание опасности.

2. Неуверенность в собственной безопасности.

3. Личный отрицательный опыт.

4. Эмоциональная нестабильность.

5. Недовольство собой.

6. Повышенная раздражительность.

7. Чувство вины.

Ситуативные причины

1. Плохое самочувствие, переутомление.

2. Влияние продуктов питания.

3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Что делать?

Девиз для родителей: «Прежде чем воспитывать кого-то, начните с себя!» Взрослым необходимо ответить на вопросы: «Умеете ли вы управлять собственными эмоциями? Какой пример вы даете своему ребенку? Четко ли вы понимаете, чего хотите от жизни? Какие модели поведения для вас характерны?»

После этого коррекционную работу можно будет вести по нескольким направлениям. Сначала нужно поработать с гневом и научить ребенка анализировать негативные чувства. Подавлять гнев и злость нельзя. Необходимо научиться правильно и мирно их перенаправлять и выплескивать. Следует давать право ребенку испытывать любые эмоции и учить его говорить о своих чувствах.

Важно обучать ребенка конструктивным навыкам общения с другими людьми и взаимодействия с окружающим миром с самого раннего возраста. Родителям необходимо показать сыну или дочери как можно большее количество поведенческих моделей, с объяснением и проговариванием чувств и событий происходящего, иначе для удовлетворения своих потребностей ребенок выберет самую простую модель — агрессивную.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: ласку, заботу, доверие, сердечность, внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, надежду, любовь.

Вебинар Ольги Рудой «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения» можно посмотреть по ссылке.

Детская агрессивность. Что это и как с ней справиться?

30.09.2022

Агрессивное поведение в детском возрасте — достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, на близких людей, на животных, на себя, на внешние объекты.

Причины, провоцирующие подобное поведение, вполне объяснимы, и знать их очень важно. Ведь игнорируя причины, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии у ребёнка. Наиболее распространёнными причинами агрессивного поведения являются следующие:


  • если родители строго наказывают ребёнка за проявление агрессии: в этом случае ребёнок скрывает свои чувства в присутствии родителей, но в любой другой ситуации возможны вспышки гнева;
  • если чересчур уступчивые родители во всём потакают ребёнку: в таких случаях ребёнок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии;
  • если родители чрезмерно контролируют или безразлично относятся к ребёнку: в этом случае у ребёнка в ответ также формируются агрессивные черты характера.

Как понять, что ваш ребенок агрессивен?


Вот несколько признаков агрессивного ребёнка:


  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Что означает агрессия ребёнка в разном возрасте?


  • 3 года. В этом возрасте агрессия для ребёнка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет ещё более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймёт, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
  • 4–5 лет. В этом возрасте ребёнок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
  • 5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребёнка с окружающими.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых.


В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период ещё не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребёнка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.



Как вести себя родителям с агрессивным ребёнком?


  • Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребёнка, затем попробовать установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих.
  • Обсуждайте с ребёнком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться — это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вреда другим. Когда ребёнок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.
  • Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка — это связь между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить своему поведение, зато вы наглядно покажете, что физическая и вербальная агрессия допустимы, если человек злится.
  • Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведёте себя предсказуемо, ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.
  • Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если, например, в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.
  • Чаще привлекайте ребёнка к своим делам, пусть он почувствует свою значимость и нужность.

Дети — это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя.

Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь их увлечениями.

Автор:
Материал подготовил медицинский психолог диспансерного отделения ГБУ РО «ОКПБ им. Н.Н. Баженова» Храмова Светлана Андреевна

ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ / ВЛАДЕНИЯ ОРУЖИЕМ

ПЕРЕХОД НА САЙТ ДИСПАНСЕРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ >>

ПЕРЕХОД НА САЙТ Центра патологии речи детей >>

ГРАФИК РАБОТЫ ПЛАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ И СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕД. УСЛУГ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

5-летний взрывной темперамент, удар

чтение •

Вопрос

ПОМОГИТЕ!, я не знаю, как справиться с поведением моей дочери. Она просто
исполнилось 5 лет.

Когда она не может понять, как что-то делать, она
расстраивается и начинает бросать предмет или рвать страницы и т. д. Когда
Я начинаю с ней разговаривать, чтобы успокоить ее, она очень злится.
и начинает говорить мне, что ненавидит меня и уходит.

Сегодня на уроке плавания столкнула подругу в воду и
пытался ее замочить. Инструктор сказал ей, что она должна сидеть вне
бассейн. Я обнаружил, что она сошла с ума, потому что больше боялась погибнуть.
воды и заберите предметы, которые инструктор бросал в воду.
бассейн. Ее подруга могла это сделать, но она не могла очень хорошо. Она делает много
злых поступков по отношению к своим друзьям, когда они делают что-то лучше, чем она.
Я перепробовал все: от тайм-аутов до извинений и рассказов ей.
(в данный момент) ее поведение неприемлемо.

Когда она успокоится, мы
рассказать о том, что с ней произошло. Она вполне может выразить свои чувства
ну, так что мы можем начать работать над тем, что ее беспокоит. кажется она
понимает, что она сделала, а затем через несколько часов то же самое
взрывное поведение.
Я ищу ответы. Я хочу устранить это разрушительное
поведение, прежде чем оно выйдет из-под контроля. у меня есть очень любящий
ребенок, а потом бум, она кричащий ненавистный ребенок, который хочет
причинять боль себе или другим, кто находится рядом с ней, когда она расстроена.

Я хотел бы услышать, что делать с таким поведением. я готов сделать
что-то другое. Я люблю своего ребенка и не хочу вести себя так
это будет негативным для нее в долгосрочной перспективе.
Спасибо!

Отвечать

Я понимаю ваше разочарование. Пятая слишком стара, чтобы набрасываться физически, и наказание только усугубит ситуацию.

Под гневом всегда более угрожающая эмоция: страх, обида, разочарование, печаль. Вспышки гнева вашей дочери указывают на то, что, когда она испытывает одно из этих неприятных чувств, она атакует. Это нормальное пятилетнее поведение, хотя к пяти годам многие дети способны не реагировать на эти «нападающие» чувства. Наша работа как родителей состоит в том, чтобы помочь детям научиться справляться с этими неприятными чувствами и терпеть их, чтобы они не набрасывались на других во взрослом возрасте.

Мне кажется, что чувства вашей дочери к «Все во мне хорошо, даже мои отвратительные чувства » хрупки. Когда она чувствует себя несчастной или несовершенной, это настолько серьезно угрожает ее самооценке, что ей приходится защищаться от этих чувств, набрасываясь.

Как это изменить? Во-первых, помогите ей пережить угрожающие чувства и объясните ей, что «никто не идеален». Каждый раз, когда вы видите, что она требует от себя совершенства, напоминайте ей, что никто не идеален, и это нормально. Во-вторых, помогите ей развить навыки управления гневом.

Когда вы разговариваете с дочерью, всегда идите к чувствам под гневом. Признайте и сопереживайте этим чувствам. Помогите ей осознать их и принять их. Они просто часть человека. Если она узнает, что вы любите ее такой, какая она есть, со всеми неприятными чувствами, несовершенствами и всем остальным, она начнет принимать их в себе.

Работая с гневом, помогите ей понять, почему она злится. «Ты был зол на свою подругу, потому что она могла нырять под воду. Ты можешь злиться, мы все злимся. Но мы никогда не били. Что ты можешь сделать, когда злишься, вместо этого? Можешь прийти и сказать мне? иди, выпей воды и глубоко вдохни десять раз? Можешь сжать сжимаемый шарик?»

Лучшая книга по этой теме — « Smartlove » Марты Хайнеман Пипер. Я думаю, что это может быть очень полезно для вас в помощи вашей дочери.

Пожалуйста, примите участие в моих регулярных консультациях по воспитанию детей, чтобы получить более конкретную поддержку о том, как помочь вашей дочери в этом.

Благословений вам и вашей дочери,

Доктор Лаура Маркхэм

Твиты от DrLauraMarkham

Советы доктора Лауры для родителей

Бесплатное еженедельное вдохновение в вашем почтовом ящике. Окажите себе поддержку, в которой вы нуждаетесь, чтобы быть родителем, которым вы хотите быть.

ДА, Я ХОЧУ ЭТУ ПОДДЕРЖКУ

Онлайн-курс Peaceful Parent Happy Kids

  • 12 недель практической поддержки и инструментов
  • Групповой звонок в прямом эфире с доктором Лаурой
  • 60 аудио идей и закрытая группа FB

УЗНАТЬ О КУРСЕ

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КНИГИ

3188+
Обзоры на Amazon

Ср. 4,6 из 5 звезд

Агрессия: Физическая агрессия с раннего детства до зрелого возраста


Мэтью Э. Янг, доктор философии, Кейт Кинан, доктор философии

Чикагский университет, США

, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Дошкольники, у которых не выработались соответствующие возрасту стратегии регулирования агрессивного поведения, подвержены высокому риску хронического агрессивного и антиобщественного поведения. Агрессия сочетается с несколькими распространенными проблемами в раннем детстве, включая импульсивность, нарушение регуляции эмоций и задержку речи, и является частой причиной обращения к врачу. Как именно эти другие проблемы взаимодействуют с агрессией, все еще исследуется. Эти сопутствующие проблемы у некоторых детей могут усугубить агрессию. У других детей нарушения в этих других областях функционирования могли предшествовать трудностям с агрессией. Проблемы с агрессией обычно развиваются в контексте взаимодействия между биологическими и социальными факторами риска, историей обучения и поведением родителей. 1

Субъект

Основные изменения в когнитивной и социально-эмоциональной сферах происходят в раннем детстве. Что касается когнитивного развития, то появление все более сложных вербальных навыков, самосознания и целенаправленного поведения способствует сильному стремлению ребенка к независимости. Одновременно родители начинают устанавливать правила и ограничения как в ответ на вновь обретенную автономию ребенка, так и в качестве естественной части процесса социализации. Столкновения между самоутверждением ребенка и установленными родителями ограничениями приводят к более частым эпизодам фрустрации и расстройства. Таким образом, некоторое агрессивное поведение в ответ на фрустрацию типично для развития в раннем возрасте. Новые навыки, по-видимому, влияют на траекторию ранней агрессии. Например, растущая способность ребенка регулировать внимание и негативные эмоции, подавлять импульсивные реакции и использовать социальное общение для разрешения конфликта или выражения потребностей обеспечивает основу для использования поведения, отличного от агрессии, в ответ на разочарование, гнев, страх и т. д. Фактически, интенсивность реакции гнева у малышей, подвергающихся фрустрирующим задачам, связана с уровнем агрессии в более позднем детстве. 2 Оценка набора навыков развития ребенка важна для определения того, следует ли устранять задержки в других областях функционирования.

Проблемы

Определение атипичной агрессии в дошкольном возрасте вызывает споры, 3 отчасти из-за нежелания ставить ярлыки или диагностировать маленьких детей или применять неподходящие для развития понятия из литературы об агрессии у пожилых людей. Агрессия широко определяется в литературе по психологии развития и аномальной психологии 9 .0092 4 , что приводит к набору моделей поведения, которые варьируются от типичного и адаптивного до нетипичного и неадекватного. Теперь мы знаем, что маленькие дети, проявляющие высокий уровень агрессии, подвергаются высокому риску сохранения проблемного поведения и нуждаются в помощи.5,6 Агрессивное поведение связано с нарушениями в ряде областей развития (например, физического, когнитивные) и могут усугубляться сопутствующими проблемами. Например, задержки в языковом развитии могут препятствовать общению о потребностях, ухудшать социализацию эмпатии и регулирование эмоций и негативно влиять на отношения со сверстниками. Задержки речи также способствуют дефициту социальных навыков, что может привести к усилению агрессии в среднем детстве. 7   

Ключевые вопросы исследования

Агрессивное поведение проявляется рано, 8 , и даже эти ранние формы могут сохраняться и становиться проблематичными. 1,4,5 Более того, высокий уровень агрессии, проявляющийся уже в раннем возрасте, является предиктором более поздних деструктивных расстройств поведения. 9 В результате этих открытий была получена более высокая оценка способности исследований хронической агрессии у маленьких детей информировать исследования о причинах серьезной агрессии. В течение первых пяти лет жизни возникают многие критические дефициты, которые создают основу для стойкого или проблематичного агрессивного поведения. 10 Дисрегуляция эмоций, невнимательность, импульсивность и другие задержки развития, особенно в области социального общения, вероятно, влияют на течение агрессивного поведения. Взаимодействия между генами и окружающей средой, вероятно, также окажут важное влияние. Например, гаплотипы гена переносчика серотонина, по-видимому, смягчают влияние неподдерживающего раннего воспитания на непослушание и агрессию. 11,12 Учитывая гетерогенность проявлений ранней агрессии, характеристика факторов риска и сопутствующих проблем должна быть ключевой целью исследования.

Недавние результаты исследований

За последнее десятилетие накапливались данные, чтобы прояснить подтипы агрессии, относительное влияние некоторых факторов риска, таких как бессердечно-неэмоциональные черты (CU), и влияние жестокого обращения с детьми на развитие агрессивное поведение.

Дети, проявляющие черты CU, демонстрируют более высокий риск развития реактивной агрессии в подростковом возрасте, но вклад черт CU в реляционную агрессию, по-видимому, смягчается наличием сопутствующих проблем интернализации. 13  Более того, раннее начало антисоциального поведения, включая агрессию, является лучшим предиктором антисоциального поведения в подростковом и раннем взрослом возрасте, чем наличие признаков CU. 14  Травма и жестокое обращение уже давно считаются важными факторами, коррелирующими с агрессией в подростковом возрасте, и недавние данные, полученные в норвежской выборке, свидетельствуют о том, что дети, подвергшиеся насилию (то есть физическому, эмоциональному или сексуальному), более склонны к развитию агрессии, чем дети. дети, подвергшиеся безнадзорности или жестокому обращению. Эти данные ограничены однородной выборкой и потому, что в эту выборку включено много детей старше пяти лет. 15 Однако более крупное и разнообразное исследование показало, что определенная форма жестокого обращения с детьми (хроническое подвергание насилию в обществе) была связана с развитием агрессии даже у детей в возрасте трех лет, возможно, из-за эмоциональной десенсибилизации к насилию. 16 

Передача тяжелого агрессивного поведения из поколения в поколение, скорее всего, обусловлена ​​взаимодействием между ассортативным спариванием, генетикой и социальными и экологическими факторами, а не каким-либо одним изолированным фактором риска. 17 Несколько детских черт были определены как модераторы развития агрессии, включая IQ, усиленный контроль над эмоциями/поведением, теорию разума, понимание эмоций и враждебную предвзятость атрибуции. 18  

Вмешательство

Агрессия у детей дошкольного возраста не считается состоянием психического здоровья или диагнозом как таковым, но обычно рассматривается в контексте вмешательств по поводу других состояний, таких как проблемы экстернализации, деструктивные расстройства поведения или психиатрические и сопутствующие заболевания. Например, уменьшение проблем с агрессией в контексте задержки развития обычно требует вмешательства, направленного на задержку, а не просто на уменьшение агрессивного поведения. Психофармакология, поведенческая и семейная терапия, а также более широкие службы раннего вмешательства часто используются для борьбы с агрессией в этой популяции. Программы раннего вмешательства, которые не являются , особенно , нацеленные на агрессию, такие как Head Start, продемонстрировали благотворное влияние на агрессивное поведение. 19 Большая часть данных, подтверждающих эффективность психофармакологии при дошкольной агрессии, основана на испытаниях лечения сопутствующих психических и психических заболеваний. 20  

Психотерапевтические вмешательства для снижения и предотвращения агрессии у маленьких детей обычно оцениваются как часть более широких протоколов лечения экстернализирующего поведения. В этой литературе индивидуальная и групповая поведенческая терапия родителей признана хорошо зарекомендовавшей себя доказательной терапией. 21 Тайм-аут от положительного подкрепления (процедура оперантного обусловливания, обычно называемая просто «тайм-аут») является одним из самых безопасных и эффективных вмешательств для снижения агрессивного поведения дошкольников, когда используется родителем/опекуном в планомерным, предсказуемым образом в сочетании с другими стратегиями управления поведением. Тайм-аут особенно эффективен в борьбе с преднамеренно противодействующим поведением детей, и его использование не вызывает немедленных или долгосрочных побочных эффектов.2 2,23 В дополнение к убедительным доказательствам, подтверждающим его эффективность, тайм-аут совместим с поведенческими, семейными системами, основанными на привязанности и основанными на травмах подходами к дисциплине. 24  

Пробелы в исследованиях

Две области исследований все еще находятся на ранних стадиях разработки. Во-первых, это понимание половых различий в ранней агрессии. Многочисленные исследования демонстрируют половые различия в продолжительности ранней агрессии. 25 Исследование половых различий в характеристиках сопутствующих проблем с агрессией поможет предложить причинно-следственные модели хронической агрессии в процессе развития. Одним из примеров такого исследования является Хилл и его коллеги 9.0092 26 более 400 девочек и мальчиков дошкольного возраста в возрасте от 2 до 5 лет. Плохая регуляция эмоций и невнимательность в возрасте 2 лет были важными предикторами хронических и клинически значимых уровней агрессии и неповиновения для девочек, тогда как невнимательность была предиктором для мальчиков.

Вторая область — выявление подгрупп агрессивных детей, демонстрирующих специфические паттерны сосуществующего поведения и соответствующие изменения в биологических системах. Например, частота сердечных сокращений и проводимость кожи использовались для дифференциации подтипов агрессии, которые демонстрируют различные модели сопутствующих проблем у детей старшего возраста. 27 Проверка таких гипотез у детей младшего возраста может помочь понять, является ли вегетативное возбуждение причиной или следствием агрессии.

Выводы

Агрессия развивается в раннем возрасте и в большинстве случаев постепенно снижается в течение первых пяти лет жизни. Большинство детей учатся подавлять агрессивное поведение и заменять его просоциальными навыками, которые развиваются в раннем детстве. Некоторые маленькие дети проявляют агрессию, которая является всепроникающей, частой и серьезной. Постоянная агрессия, возникающая в течение первых пяти лет жизни, угнетает и связана с более поздними психическими расстройствами, плохими социальными результатами и накоплением дефицитов. Проблемная ранняя агрессия обычно развивается в результате взаимодействия между факторами риска, процессами социального обучения и другими воздействиями окружающей среды. 1 Сопутствующие заболевания распространены в контексте стойкого и высокоагрессивного поведения, включая языковые проблемы, импульсивность, гиперактивность, плохо регулируемые негативные эмоции и неповиновение. Хотя направление воздействия (т. е. какая проблема возникла первой) не всегда очевидно, одновременное возникновение требует всесторонней оценки функционирования в процессе развития, когда возникают опасения по поводу раннего агрессивного поведения.

Последствия

Хотя первые пять лет жизни являются периодом риска развития стойких проблем с агрессией, этот же период можно рассматривать как оптимальную возможность для поддержки развития эмоциональной и поведенческой регуляции и общения с повысить вероятность здорового социального развития. Патологические паттерны агрессии можно эффективно лечить с помощью модификации поведения, семейной терапии и лекарств в контексте эффективного лечения сопутствующих заболеваний, психиатрии и проблем развития. Развитие в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и социальной областях следует систематически и регулярно оценивать в течение первых пяти лет жизни. Из-за взаимосвязанности каждой из этих областей при приобретении просоциальных навыков задержки в одном измерении могут повлиять на развитие в других, что приведет к накоплению дефицита. Поощрение использования точки зрения, регулирование эмоций и поведения, отсрочка удовлетворения и усиленный контроль связаны со снижением агрессии. Следовательно, значительная задержка или дефицит основных психологических процессов, поддерживающих эти области роста, будут препятствовать нормальному снижению агрессии, наблюдаемому в течение первых пяти лет жизни. Любое эффективное вмешательство в отношении агрессии потребует оценки дефицита во всех областях и дополнительной поддержки для устранения такого дефицита.

Ссылки

  1. Trentacosta CJ, Hyde LW, Shaw DS, Dishion TJ, Gardner F, Wilson M. Отношения между кумулятивным риском, воспитанием детей и проблемами поведения в раннем детстве. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2008;49(11):1211–1219. doi:10.1111/j.1469-7610.2008.01941.x

  2. Liu C, Moore GA, Roben CKP, Ganiban JM, Leve LD, Shaw DS, Natsuaki MN, Reiss D, Neiderhiser JM. Изучение конструкций критериев исследовательской области (RDoC) для выражения гнева и регуляции у малышей. Журнал психопатологии и клинической науки . 2022;131(6):588-597. дои: 10.1037/abn0000658

  3. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. Журнал детской психологии и психиатрии . 1995; 36:113-149.

  4. Tremblay RE, Japel C, Perusse D, Boivin M, Zoccolillo M, Montplaisir J, McDuff P. Поиск возраста «начала» физической агрессии: новый взгляд на Руссо и Бандуру. Преступное поведение и психическое здоровье . 1999;9:8-23.

  5. Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж. и Риддер Э.М. Покажите мне ребенка в семь лет: последствия проблем поведения в детстве для психосоциального функционирования во взрослой жизни. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2005;46(8):837-849. doi:10.1111/j.1469-7610.2004.00387.x

  6. Кречмер Т., Хикман М., Доернер Р., Эмонд А., Льюис Г., Маклеод Дж., Моган Б., Мунафо М.Р., Херон Дж. Результаты траекторий проблем поведения в детстве в раннем взрослом возрасте: результаты исследования ALSPAC. Европейская детская и подростковая психиатрия . 2014;23(7):539-549. дои: 10.1007/s00787-013-0488-5

  7. Petersen IT & LeBeau B. Языковые способности в развитии экстернализирующих поведенческих проблем в детстве. Журнал педагогической психологии . 2021;113(1):68–85. дои: 10.1037/edu0000461

  8. Landry S & Peters RD. К пониманию парадигмы развития проблем агрессивного поведения в дошкольном возрасте. В: Питерс Р.Д., МакМахон Р.Дж., Куинси В.Л., ред. Агрессия и насилие на протяжении всей жизни. Ньюбери-Парк: Sage Publications; 1992:1-30.

  9. Кинан К., Шоу Д.С., Делликвадри Э., Джованнелли Дж., Уолш Б. Доказательства преемственности раннего проблемного поведения: применение модели развития. Журнал аномальной детской психологии . 1998; 26:443-454.

  10. Кинан К. Выявление дошкольных предвестников проблемного поведения. В: Лобер Р., Фаррингтон Д.П., ред. Дети-правонарушители. Ньюберри-Парк, Калифорния: Sage Publications, Inc.; 2001: 117-136

  11. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. Взаимодействия между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывают развитие некомплаентности у детей. Психология развития . 2012;48(3):740-754. дои: 10.1037/a0025938

  12. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. «Взаимодействие между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывает развитие несоответствия у детей»: исправление к Sulik et al. (2012). Психология развития. 2013;49(6):1026-1026. дои: 10.1037/a0032762

  13. Фанти К.А., Кимонис Э. Неоднородность экстернализации проблем в возрасте 3 лет: связь с биологическими и экологическими последствиями в возрасте 15 лет. Психология развития. 2017;53(7):1230-1241. дои: 10.1037/dev0000317

  14. Хайд Л.В., Берт С.А., Шоу Д.С., Доннеллан М.Б., Forbes EE. Раннее начало, агрессивность и/или черствость-бесчувственность? Изучение совпадения и прогностической полезности подтипов антиобщественного поведения. Журнал Аномальной Психологии. 2015;124(2):329-342. дои: 10.1037/abn0000029

  15. Аугусти Э.М., Баугеруд Г.А., Сулутведт У., Мелиндер А. Жестокое обращение и симптомы травмы: имеет ли значение тип жестокого обращения? Психологическая травма: теория, исследования, практика и политика.  2018;10(4):396-401. дои: 10.1037/tra0000315

  16. Kennedy TM, Ceballo R. Эмоционально оцепенелый: Десенсибилизация к воздействию общественного насилия среди городской молодежи. Психология развития . 2016;52(5):778-789. дои: 10.1037/dev0000112

  17. Tremblay RE, Vitaro F, Côté SM. Истоки развития хронической физической агрессии: биопсихосоциальная модель профилактических вмешательств следующего поколения. Ежегодный обзор психологии . 2018;69(1):383-407. doi:10.1146/annurev-psych-010416-044030

  18. Чо Д.Е., Лейн Д.Д., Грабелл А.С., Олсон С.Л. Предвестники развития склонности к враждебной атрибуции у детей младшего школьного возраста. Психология развития . 2013;49(12):2245-2256. дои: 10.1037/a0032293

  19. Гершофф Э.Т., Ансари А., Пуртелл К.М., Секстон Х.Р. Изменения в шлепании и чтении родителей как механизмах Head Start воздействуют на детей. Журнал семейной психологии . 2016;30(4):480-491. дои: 10.1037/fam0000172

  20. Невельс Р.М., Дехон Э.Е., Александр К., Гонтковский СТ. Психофармакология агрессии у детей и подростков с первичными нервно-психическими расстройствами: обзор современных и потенциально перспективных методов лечения. Экспериментальная и клиническая психофармакология. 2010;18(2):184-201. дои: 10.1037/a0018059

  21. Камински Ю.В., Клауссен А.Х. Обновление доказательной базы психосоциальных методов лечения деструктивного поведения у детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии. 2017;46(4):477-499. дои: 10.1080/15374416.2017.1310044

  22. Найт Р.М., Олбрайт Дж., Делинг Л., Дор-Стайтс Д. , Дрейтон А.К. Продольная связь между тайм-аутом и эмоциональным и поведенческим функционированием ребенка. Журнал развития и поведенческой педиатрии. 2020;41(1):31-37. doi:10.1097/DBP.0000000000000725

  23. Ларзелере Р.Э., Ноулз С.Дж., Генри К.С., Ричи К.Л. Ближайшая и отдаленная эффективность дисциплинарной тактики по типу неподчинения детей раннего возраста. Воспитание . 2018;18(3):141-171. дои: 10.1080/15295192.2018.1465304

  24. Даддс М.Р., Талли Л.А. Что такое дисциплинировать ребенка: какой она должна быть? Повторный анализ тайм-аута с точки зрения психического здоровья ребенка, привязанности и травмы. Американский психолог. 2019;74(7):794-808. дои: 10.1037/amp0000449

  25. Кинан К., Шоу Д. Влияние развития и социальных факторов на раннее проблемное поведение девочек. Психологический бюллетень . 1997;121:95-113.

  26. Хилл А.Л., Дегнан К.А., Калкинс С.Д., Кин С.П. Профили экстернализации поведенческих проблем у мальчиков и девочек в дошкольных учреждениях: роли регулирования эмоций и невнимательности.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *