Содержание

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок


 


Агрессия окружает нас и наших детей. Агрессивность не является сама по себе чем то плохим, это обычная защитная реакция человека на угрозу. Но порой проявление агрессивности возникает без какой-либо видимой причины. Как часто родители замечают что их милый ребенок стал злым, агрессивным, драчуном и забиякой.


Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.


Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:


 


  • Когда это началось?


  • Как ребёнок проявляет агрессию?


  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?


  • Что явилось причиной агрессивности?


  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?


  • Что на самом деле хочет ребёнок?


Чем вы реально можете ему помочь?


Советы родителям


1. Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример. Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.


2. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.


3. Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.


 


4. Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, рисование, пение).


 


5. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.


 


6. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.


 


7. На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».


 


8. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.


 


9.Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.


 


10. В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».


 


В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Родители для ребенка всегда эталон для подражания, и каким он будет зависит только от вас.


 


12.01.2013 – Щур Марина Николаевна      

 

Агрессивное поведение детей: причины, советы родителям

Содержание

  1. Что такое агрессивность?
  2. Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
  3. Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:
  4. •        Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.
  5. •        Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера
  6. •        Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.
  7. •        Агрессия детей, вызванная причинами личного характера
  8. •        Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.
  9. •        Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?
  10. Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?
  11. 1.    Не реагируйте на незначительную агрессию детей
  12. 2.    Оценивайте поведение ребенка, а не его личность
  13. 3.    Держите собственные негативные эмоции под контролем
  14. 4.    Позаботьтесь о репутации ребенка
  15. 5.    Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Нередко родители замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчивости, склонности ссориться со взрослыми и детьми, несдержанности. Задача родителя такого ребенка – понять причину его агрессивности, свести подобное поведение на нет.

Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция. Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:

•        Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.

Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.

Частая причина, по которой дети ведут себя агрессивно – напряженная обстановка дома. Не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям, достаточно родителям часто ссориться между собой. Если ребенок видит агрессию со стороны родителей, присутствует при перепалках, слышит крики, это не может не отразиться на его эмоциональном состоянии.

Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.

•        Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера

Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием. О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.

В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.

•        Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.

Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь. Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.

Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.

Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает. Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика. Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.

•        Агрессия детей, вызванная причинами личного характера

Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.

В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.

Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может. Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители. Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.

•        Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.

Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.

Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.

Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.

•        Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?

Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии. Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения. Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

1.    Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2.    Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3.    Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4.    Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет — это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5.    Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

Управление агрессией у детей

Авторы: Редакторы WebMD

В этой статье

  • Причины агрессии у детей
  • Когда обращаться за помощью

У детей младше 4 лет может быть до девяти истерик еженедельно неудивительно, если вы занимаетесь воспитанием дошкольника. Хотя может быть шокирующим видеть, как ваш маленький ребенок становится агрессивным по отношению к вам или другим людям, это естественное выражение разочарования, которое возникает из-за их быстрого роста на этом этапе.

Дети в возрасте от 18 месяцев до 4 лет начинают хотеть делать что-то самостоятельно. Но их способности не всегда совпадают с их желаниями, и в результате они разочаровываются. Их агрессия часто исходит в основном из этого разочарования.

Хорошая новость заключается в том, что агрессивное поведение обычно начинает ослабевать по мере того, как дети развивают языковые навыки и учатся лучше выражать свои мысли. Тем временем есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь справиться с агрессивным поведением у детей и уменьшить его.

Сосредоточьтесь на На ваших отношениях

Когда имеешь дело с агрессивным ребенком, трудно сохранять спокойствие. Это может привести к тому, что дети с проблемами поведения застрянут в петле. Их поведение расстраивает их опекунов, которые затем злятся на них, что вызывает больше проблем с поведением. Может показаться, что вы всегда наказываете своего ребенка.

Вместо этого постарайтесь сосредоточить большую часть своих дисциплинарных тактик на агрессивном и антиобщественном поведении, таком как нанесение травм или порча имущества. Исследования показывают, что игнорирование такого поведения может привести к его эскалации. Даже если вы решите не обращать внимания на другие типы плохого поведения, чтобы сохранить ваши отношения позитивными, вы не должны игнорировать агрессивное поведение или поддаваться истерикам.

Помогите своему ребенку справиться с агрессией

Пока ваш ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы лучше контролировать себя, ему потребуется ваша помощь в предотвращении и уменьшении его агрессивных тенденций. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы помочь своему ребенку:

  • Сосредоточьтесь на хорошем поведении. Всякий раз, когда ваш ребенок ведет себя надлежащим образом, поощряйте его или, по крайней мере, дайте ему знать, что вы это заметили. Вам не нужно поощрять их за хорошее поведение, но поощрение может иметь большое значение для закрепления поведения, которое вы хотите видеть.
  • Сохраняйте спокойствие. Хотя это может быть трудно, сохраняйте спокойствие перед лицом подавляющих эмоций вашего ребенка, это поможет рассеять их. Это также удержит вас от попадания в цикл, упомянутый ранее.
  • Эмоции имени. Вы можете помочь своему ребенку научиться правильно выражать свои эмоции, называя их. Это подтверждает, что ваш ребенок чувствует, и побуждает его выражать себя в разговоре, а не в плохом поведении.
  • Определение триггеров. Обратите внимание, когда ваш ребенок, скорее всего, набросится, и постарайтесь предотвратить это. Дайте ребенку много предупреждений перед переходами, которые могут его расстроить.
  • Ставить цели. Работайте с ребенком, чтобы установить цели и награды за соответствующее поведение. Однако не сосредотачивайтесь на финансовом или материальном вознаграждении. Вместо этого предложите награду, например, возможность выбрать фильм для вечера кино или отправиться на особую прогулку с родителями.

Причины агрессии у детей

Помимо нормального развития ребенка, существуют основные проблемы, которые могут вызывать агрессию у детей, особенно когда дети достаточно взрослые, чтобы выражать свои мысли вербально. Вот некоторые из них: 

  • Аффективные расстройства, такие как биполярное расстройство
  • Психозы, такие как шизофрения
  • Фрустрация, особенно у детей с когнитивными или коммуникативными расстройствами, такими как аутизм
  • Импульсивность, которая может возникать у детей с СДВГ агрессивность
  • Травма, которая может быть вызвана внешними обстоятельствами
  • Травмы, такие как повреждение лобной доли головного мозга или некоторые виды эпилепсии

Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-либо из этих проблем, вам нужно проявить больше терпения. Эти проблемы находятся вне их контроля, и это может повредить вашим отношениям, если они почувствуют, что их дисциплинируют или наказывают несправедливо.

Когда обращаться за помощью

Если кажется, что агрессивность вашего ребенка не связана со стадией развития и продолжается дольше нескольких недель, вам следует позвонить своему педиатру. Вам также следует обратиться за помощью, если вы не можете справиться с поведением самостоятельно. Некоторые другие предупреждающие признаки того, что вашему ребенку может понадобиться помощь, включают: 

  • Нанесение телесных повреждений себе или другим, включая следы укусов и синяки
  • Нападение на вас или других взрослых
  • Вы опасаетесь за безопасность окружающих вашего ребенка
  • Отправка домой или запрет на посещение школы или игры с друзьями

Наиболее важным предупредительным сигналом является частота инцидентов. Некоторые дети, у которых есть такие проблемы, как расстройство поведения, могут прожить неделю или больше без вспышек, но редко могут длиться месяц. Существуют эффективные методы, которые могут помочь воспрепятствовать плохому поведению и вознаградить за хорошее поведение у детей с сопутствующими расстройствами. Они могут быть эффективны дома и в других условиях. Хотя для их работы может потребоваться некоторое время, такие программы более эффективны, если вы начнете их, когда расстройство все еще развивается.

Агрессия у детей младшего возраста. Когда следует беспокоиться о агрессивном поведении ребенка

Является ли агрессия у детей нормальным явлением | Почему малыши агрессивны без причины | Причины | Как вести себя с агрессивным ребенком | Профилактика | Когда волноваться

Агрессия у малышей часто проявляется во время приступов гнева. Неспособность маленького ребенка контролировать свои эмоции может привести к агрессии по отношению к другим из-за разочарования.

Иногда бывает трудно понять, когда следует беспокоиться об этом внешнем поведении.

В то время как некоторые родители используют подход «это всего лишь этап», другие принимают строгие меры, чтобы остановить его. Обе эти дисциплинарные стратегии могут усугубить ситуацию.

Является ли агрессия малышей нормальным явлением

Хотя агрессивное поведение, такое как удары, пинки и укусы, является обычным поведением малышей, их не следует игнорировать или рассматривать как «просто этап».

Исследования показали, что поведенческие проблемы в детстве имеют тенденцию сохраняться с течением времени ​1​ . Они являются сильными предикторами более серьезных форм поведенческих проблем или оппозиционно-вызывающего расстройства в подростковом и взрослом возрасте ​2​ .

В дошкольном возрасте воинственное поведение также коррелирует с ухудшением социальной компетентности, успеваемости ​3​ и вероятностью отсева из школы ​4​ . Хроническая крайняя агрессия также является фактором риска серьезного физического насилия, воровства и правонарушений в подростковом возрасте ​5​ .

Хорошая новость заключается в том, что раннее вмешательство может дать лучшие результаты. Важно справляться с агрессией вашего малыша как можно раньше ​6​ .

Почему малыши агрессивны без причины

Агрессивный малыш редко проявляет агрессию внезапно. Реакция родителей на легкое аверсивное поведение играет важную роль в результатах ​7​ .

Исследование, проведенное с участием 54 пар мать-малыш, показало, что агрессивному поведению ребенка обычно предшествовала эскалация серии нарушений поведения, которые матери либо не замечали, либо не могли эффективно с ними справиться.

Внимательно следите за поведением вашего ребенка и реагируйте на незначительные проступки, как только они происходят.

Причины агрессивного поведения у детей

Многие факторы, как внутренние, так и внешние по отношению к ребенку, способствуют агрессии у детей раннего возраста. Агрессия имеет тенденцию появляться, когда накапливаются несколько факторов риска. Проблемное поведение в четыре раза чаще возникает при наличии двух или более факторов риска ​8​ .

Внутренние факторы риска включают:

  • Трудный темперамент ребенка
  • Перинатальный стресс, такой как преждевременные роды

Внешние факторы риска включают в себя:

  • Контролирующий, враждебный или карательный стиль воспитания
  • .

    Как вести себя с агрессивным ребенком

    В раннем возрасте дети учатся ходить и начинают познавать мир. Это также время, когда они учатся отстаивать свою независимость.

    То, как решаются проблемы, может оказать существенное влияние на будущее развитие ребенка. Хороший опыт поможет им развить собственную компетентность, но борьба за власть, скорее всего, приведет к экстернализирующему поведению ​12​ .

    Таким образом, цель работы с агрессивным малышом состоит не только в том, чтобы остановить его агрессию, но и в том, чтобы помочь ему развить саморегуляцию, чтобы он не прибегал к агрессивному поведению.

    1. Сделайте глубокий вдох (родитель)

    Самый важный первый шаг для расстроенных родителей в случае плохого поведения малыша — сделать глубокий вдох и сохранять спокойствие.

    Негативные эмоции заразительны.

    Самая распространенная причина, по которой дети становятся агрессивными, — это негативное отношение родителей к плохому поведению. Эмоциональная стабильность родителя напрямую связана со способностью ребенка регулировать свои эмоции ​13​ .

    Заядлый курильщик не может запретить курить своим детям. Разгневанный родитель не может успокоить неуправляемого малыша.

    Жизненно важно, чтобы вы стали хорошим образцом самоконтроля, контролируя свои эмоции. Оставайтесь терпеливым и заботливым, а не гневным или обвиняющим, независимо от того, сколько ребенок сопротивляется или пытается атаковать.

    Вы можете подумать, что это невозможно или неразумно.

    Однако, если вы, взрослый человек, не можете контролировать себя в такой стрессовой ситуации, как это может сделать малыш с незрелым мозгом, сильными чувствами, слабым контролем импульсов и отсутствием регулирующих способностей?

    2. Защита

    Примите меры для защиты малыша, других людей и имущества от вредного поведения.

    Остановите ребенка от ударов, разлучите его физически или переместите в безопасное место, чтобы защитить все стороны.

    Спокойно скажите ребенку: «Мне нужно удалить тебя, чтобы защитить тебя и всех остальных».

    Помочь малышу успокоиться, пожалуй, самый трудный шаг. Попытка остановить их агрессию иногда может сделать их более взволнованными и конфронтационными.

    Не ругайте, не наказывайте и не угрожайте наказать, потому что это подливает масла в огонь. Ваш малыш не сможет изменить свое поведение без вашей спокойной поддержки.

    Рассерженному малышу нужна ваша любовь и руководство, а не суровое наказание .

    3. Признать тяжелые чувства

    Настройтесь на их гневные чувства и признайте их.

    Вот несколько примеров. Нейтральным тоном вы можете сказать:

    «Ты, должно быть, очень зол, что Тим взял твою игрушку без спроса. Это было неправильно и очень грубо с его стороны. Мне очень жаль, что это случилось с тобой».

    «Ты очень расстроен из-за того, что я накричал на тебя за то, что ты пролил сок. Я был зол на тебя, хотя ты сделал это не специально. Это должно быть очень несправедливо по отношению к вам.

    Настройка и признание могут творить чудеса, помогая эмоционально возбужденному ребенку успокоиться. Вы не оправдываете их поведение. Вы просто принимаете их большие чувства.

    4. Коучинг эмоций

    Обозначение эмоций вашего ребенка и обучение его тому, как говорить о своих сильных чувствах, являются методами коучинга эмоций.

    Коучинг эмоций учит детей понимать, распознавать и управлять своими эмоциями. Эмоциональный коучинг не снижает напрямую агрессию ребенка, но может улучшить регулирование его эмоций, что действительно помогает уменьшить проблемы с поведением ребенка ​14​ .

    5. Предложите альтернативные способы решения проблем

    Научите малышей лучшим способам разрешения разногласий. Часто есть положительные способы решения проблем, но мы должны показать им, как это сделать.

    Например, если они проголодались и хотят печенья прямо перед обедом, спросите, могут ли они согласиться на рисовые крекеры, потому что ужин скоро будет готов.

    Помимо того, что вы помогаете им решать проблемы, вы также даете им возможность практиковать свои языковые навыки.

    6. Спросите своего малыша, чего он хочет, чтобы произошло

    Способность ребенка разрешать конфликты и улаживать споры является одним из самых важных навыков, которые он должен развивать. Эти социальные навыки приобретаются дома, участвуя в семейном обмене и наблюдая за тем, как родители общаются друг с другом.

    Спросите своего малыша, чего он хочет. Если их желание не может быть удовлетворено, объясните, почему и предложите варианты. Объясните им, почему они не могут что-то иметь или делать, даже если они еще этого не понимают. Это поможет развить их навыки критического мышления.

    7. Научите их навыкам регулирования эмоций

    Каждый человек время от времени испытывает чувство разочарования. Научите их, что чувствовать разочарование — это нормально, но нельзя проявлять агрессию. Покажите ребенку приемлемые способы справляться с сильными эмоциями в будущем.

    Например, делать дыхательные упражнения, использовать слова, чтобы озвучить свое возражение, бить подушку, просить родителей или членов семьи медвежьих объятий и т. д. учит их тому, что насилие может решить проблемы.

    Исследования показали, что порка в возрасте одного года предсказывает агрессивное поведение у малышей ​15​ .

    Если вы шлепаете своего ребенка, чтобы научить его хорошему поведению, он будет подражать вашему поведению. Вместо этого используйте позитивную дисциплину.

    Будьте хорошим образцом для подражания и расскажите о том, как вы справляетесь с гневом.

    Покажите своему ребенку, как вы справляетесь со своим гневом, не проявляя агрессии. Быть хорошим образцом для подражания — это лучшее, что вы можете сделать, чтобы предотвратить агрессию вашего ребенка.

    Кроме того, открытый разговор о том, что вы испытываете гнев, помогает им научиться различным способам справляться с эмоциями, чтобы они поняли, что насилие — не единственный выход.

    Никто не может не злиться. Но не нужно сопровождать это агрессивными вспышками.

    Пересмотрите свои «нет»

    В раннем возрасте у детей развивается чувство любопытства к окружающему миру и потребность в независимости. Постоянное «нет» может быть очень неприятно ​16​ .

    Пересмотрите то, чему вы говорите нет. Например, играя с едой, мы изучаем свойства еды. Неиспользование игрушки «правильным образом» означает проявление творчества. Прыжки в лужу — это тренировка.

    Дайте своему волевому малышу чувство контроля над безопасными вещами, сняв ограничения на то, что ваш ребенок должен вас слушать.

    Замечайте легкое отталкивающее поведение и устраняйте его до того, как оно обострится.

    Родители неагрессивных детей склонны замечать и устранять легкое плохое поведение до того, как оно выйдет из-под контроля. Так

    Однако, отвечая своему ребенку, не используйте стратегии контроля утверждения силы. Агрессивное поведение, как правило, связано с жесткими родительскими стратегиями контроля, такими как гнев, резкость, критика, порка и физический контроль ​17​ .

    Научите навыкам общения и решения проблем

    После того, как они успокоятся, вы также можете научить их уважительно не соглашаться и правильно предлагать приемлемую альтернативу.

    Исследования показывают, что больший компромисс в семье предсказывает более низкую агрессию у малышей ​18​ .

    Вы можете помочь им стать более гибкими, проявив гибкость сами. Идея состоит в том, чтобы дать им выбор, а не просто сказать «нет» всему.

    Замечайте и поощряйте соответствующее поведение

    Малыш может чувствовать себя обескураженным, если все, что его родители говорят «нет» или «плохо». Хвалите малыша, когда он показывает хорошее поведение.

    Когда следует беспокоиться о детской агрессии

    Чтобы помочь вашему малышу научиться новому поведению, необходимы ваше терпение и сострадание. Агрессия не развивается в одночасье, поэтому и не исчезнет в одночасье.

    Тем не менее, исследователи выявили 5 моделей высокого риска, за исключением истерик из-за голода, проблем со сном или болезни ​19​ .

    1. В течение последних 10-20 эпизодов истерики более чем в половине случаев проявляйте агрессию, направленную на лиц, осуществляющих уход, или агрессивно-деструктивное поведение.
    2. Демонстрирует самоповреждающее поведение или направленную на себя агрессию во время приступов гнева, таких как удары головой, задержка дыхания или удары по себе.
    3. Более пяти истерик в день в течение нескольких дней.
    4. Истерики длятся в среднем более 25 минут.
    5. Трудно успокоиться.

    Проконсультируйтесь с детским психологом, специалистом в области психического здоровья или педиатром вашего ребенка, если вы обеспокоены или наблюдаете эти предупреждающие знаки и красные флажки.

    Каталожные номера

    1. 1.

      Хеллер Т.Л., Бейкер Б.Л., Хенкер Б., Хиншоу С.П. Экстернализация поведения и когнитивных функций от дошкольного до первого класса: стабильность и предикторы. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете, декабрь 1996 г .: 376–387. дои: 10.1207/s15374424jccp2504_3

    2. 2.

      Лобер Р. Стабильность антисоциального и делинквентного поведения детей: обзор. Развитие ребенка . Опубликовано в сети 19 декабря82:1431. дои: 10.2307/1130070

    3. 3.

      Кэмпбелл С.Б., Спикер С., Бурчинал М., По М.Д. Траектории агрессии от раннего возраста до 9 лет предсказывают академическое и социальное функционирование до 12 лет. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете 9 июня 2006 г.: 791-800. doi:10.1111/j.1469-7610.2006.01636.x

    4. 4.

      Рубин К.Х., Берджесс К.Б., Дуайер К.М., Хастингс П.Д. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2003: 164-176. дои: 10.1037/0012-1649.39.1.164

    5. 5.

      Нагин Д., Тремблей Р.Э. Траектории физической агрессии, оппозиции и гиперактивности мальчиков на пути к физически насильственной и ненасильственной преступности несовершеннолетних. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 1999 г.: 1181-1196. дои: 10.1111/1467-8624.00086

    6. 6.

      Бреннан Л.М., Шоу Д.С., Дишион Т.Дж., Уилсон М. Продольные предикторы школьной успеваемости: уникальный вклад агрессии, оппозиции, невнимательности и гиперактивности в детском возрасте. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в сети 19 апреля 2012 г.: 1289–1300. дои: 10.1007/s10802-012-9639-2

    7. 7.

      Дель Веккио Т., О’Лири С.Г. Предпосылки детской агрессии: дисфункциональное воспитание в диадах «мать-малыш». Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете, май 2006 г . : 194–202. дои: 10.1207/s15374424jccp3502_3

    8. 8.

      Сансон А., Оберклайд Ф., Педлоу Р., Прайор М. Индикаторы риска: оценка предикторов дошкольной поведенческой дезадаптации в младенчестве. J Детская психология и психиатрия . Опубликовано в Интернете, май 1991 г .: 609–626. doi:10.1111/j.1469-7610.1991.tb00338.x

    9. 9.

      Рубин Х.Х. Родители агрессивных и замкнутых детей. В: Справочник по воспитанию детей, Vol. 1. Дети и воспитание . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.; 1995: 255–284.

    10. 10.

      Davies D. Помощь детям младшего возраста, ставшим свидетелями родительского насилия. Семьи в обществе . Опубликовано в сети 19 ноября91:515-524. дои: 10.1177/104438949107200901

    11. 11.

      Брук Дж.С., Чжэн Л., Уайтман М., Брук Д.В. Агрессия у малышей: ассоциации с воспитанием и супружескими отношениями. Журнал генетической психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2001 г . : 228–241. дои: 10.1080/00221320109597963

    12. 12.

      Хельвиг CC. Развитие личной автономии во всех культурах. Когнитивное развитие . Опубликовано в Интернете в октябре 2006 г .: 458–473. doi: 10.1016/j.cogdev.2006.06.009

    13. 13.

      ван Акен К., Юнгер М., Верховен М., ван Акен М.А.Г., Декович М., Дениссен Дж.Я. Родительская личность, воспитание детей и экстернализирующее поведение малышей. Евро J Перс . Опубликовано в Интернете в декабре 2007 г.: 993-1015. дои: 10.1002/пер.643

    14. 14.

      Рамсден С.Р., Хаббард Дж.А. Журнал аномальной детской психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 657-667. doi:10.1023/a:1020819915881

    15. 15.

      Berlin LJ, Ispa JM, Fine MA и др. Корреляции и последствия шлепков и словесных наказаний для малообеспеченных белых, афроамериканцев и американских малышей мексиканского происхождения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 2009 г. : 1403–1420. doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01341.x

    16. 16.

      Колсон Э.Р., Дворкин Ф.Х. Развитие малыша. Обзор педиатрии . Опубликовано в Интернете 1 августа 1997 г .: 255–259. doi:10.1542/пир.18.8.255

    17. 17.

      Крокенберг С., Литман С. Автономия как компетентность у 2-летних: Материнские корреляты детского неповиновения, уступчивости и самоутверждения. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1990: 961-971. дои: 10.1037/0012-1649.26.6.961

    18. 18.

      Фельдман Р., Масалха С., Дердикман-Эйрон Р. Разрешение конфликтов между родителями и детьми, супружескими отношениями и сверстниками, а также детская агрессия в группе сверстников: ориентированная на процесс культурная перспектива. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2010: 310-325. дои: 10.1037/a0018286

    19. 19.

      Belden AC, Thomson NR, Luby JL. Истерики у здоровых дошкольников в сравнении с депрессивными и деструктивными дошкольниками: определение истерического поведения, связанного с клиническими проблемами.

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *