Развитие речи у детей: 0-8 лет

Развитие речи у детей: что нужно знать

Развитие речи — важная часть развития ребенка.

Развитие речи поддерживает способность вашего ребенка общаться, а также выражать и понимать чувства. Оно также поддерживает мышление и решение проблем, а также развитие и поддержание отношений с окружающим. Умение понимать, использовать речь и получать от общения удовольствие — это важный первый шаг к грамотности и основа для обучения чтению и письму.

Первые 12 месяцев у младенцев формируются основы речевого и языкового развития. И они продолжают развивать языковые навыки с поразительной скоростью в первые три года жизни.

Как стимулировать раннее развитие речи у детей

Лучший способ стимулировать речевое развитие вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые его интересуют. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что его интересует, махая рукой, указывая, бормоча или используя слова.

Разговаривать с вашим ребенком
Поговорите со своим ребенком и относитесь к нему как к говорящему, начиная с первых 12 месяцев. Когда вы закончите говорить, подождите, пока он ответит. А когда ваш ребенок начнет лепетать, скопируйте его лепетание в ответ. Вы, вероятно, обнаружите, что ваш ребенок снова что-то бормочет вам. Это поддерживает разговор и доставляет большое удовольствие.

Ответ вашему ребенку
Когда ваш ребенок подрастет и начнет использовать жесты, вы сможете реагировать на попытки ребенка общаться. Например, если ваш ребенок качает головой, отвечайте так, как будто ваш ребенок говорит «Нет». Если ваш ребенок указывает на игрушку, отвечайте так, как если бы он спрашивал: «Можно мне это?» или «Мне это нравится».

Когда ваш ребенок начинает использовать слова, вы можете повторять и развивать то, что говорит ваш ребенок. Например, если ваш ребенок говорит: «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»

Когда вы общаетесь со своим ребенком и отвечаете на его движения, это стимулирует вашего ребенка к общению. Вы будете поражены тем, как много ваш ребенок скажет еще до того, как у него сложится слово.

Повседневный разговор
Совместное обсуждение того, что происходит в вашей повседневной жизни, — отличный способ увеличить количество слов, которые слышит ваш ребенок. Вы можете говорить о вещах, которые имеют смысл для вашего ребенка, например, о том, что вы видите или делаете вместе — ключ в том, чтобы использовать много разных слов и в разных контекстах. Например, вы можете поговорить с ребенком о яблоне и о том, как разрезать яблоко на обед. Это поможет вашему ребенку узнать значение и функцию слов в окружающем мире.

Неважно, если ваш ребенок сразу не понимает, потому что понимание будет расти по мере развития вашего ребенка.

С того момента, как ваш ребенок начнет рассказывать истории, побуждайте его говорить о прошлом и будущем. Например, в конце дня вы можете обсудить планы на следующий день, составив вместе список покупок или решив, что взять с собой в гости к бабушке. Или, когда вы вместе приедете домой с прогулки, вы можете поговорить об этом.

Чтение с малышом
Читайте книги, а по мере роста читайте более сложные книги. Чтение позволяет вашему ребенку слышать слова в разных контекстах, что помогает усвоить значение и функцию слов.

Связывание того, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — хороший способ разговорить ребенка. Вы также можете побуждать к разговору, болтая об интересных картинках из книг, которые читаете вместе с ребенком.

Когда вы читаете вслух с ребенком, вы можете указывать на слова, когда их произносите. Это покажет вашему ребенку связь между письменными и устными словами и поможет вашему ребенку узнать, что слова являются отдельными частями речи. Это важно для развития грамотности малыша.

Библиотека недалеко от дома — отличный источник новых книг.

Если ваша семья говорит на двух языках, вы можете поощрять речевое развитие вашего ребенка на обоих языках — например, английском и руссом.  Двуязычные дети могут достигать языкового развития с той же скоростью, что и дети, говорящие на одном языке.

Развитие речи: первые восемь лет

Вот лишь некоторые из важных вещей, которые ваш ребенок может достичь в развитии речи в период от трех месяцев до восьми лет.

3-12 месяцев

Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы:

первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций. Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым.

второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета). К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д. При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца.

третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета. От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. 

В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом.

четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов. Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 12 месяцев до 3 лет

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т. д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).

К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

3-5 лет
Теперь вы можете ожидать более продолжительных, абстрактных и сложных разговоров. Например, ваш ребенок может сказать что-то вроде: «Я вырасту арбузом, потому что я проглотил арбузное семя?»

Ваш ребенок, вероятно, также захочет поговорить на самые разные темы, и словарный запас будет расти. Ваш ребенок может продемонстрировать понимание базовой грамматики, экспериментируя с более сложными предложениями, в которых есть такие слова, как «потому что», «если», «так» или «когда».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *