Содержание

Детские страхи — Центр психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт‑Петербурга

Надвоцкая Г.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Страх – одна из самых сильных эмоций человека, вызванная реакцией организма на ситуацию опасности.

Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями.

Страх условно делится на «природный» и «социальный»

  1. природный – инстинктивный страх (например, резкий звук)
  2. социальный – приобретенный страх (страх неуспешности, оценки), внушенный (не ходи туда – там опасно)

Условно делится на ситуационный и личностный.

  • Ситуационный – в какой-то конкретной ситуации возникающий в крайне опасной или шокирующей ситуации (стихийное бедствие, укусила собака, и т.п.)
  • Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его мнительностью (страх грязных рук, чиханий, телесного контакта в транспорте)

Страх различают по интенсивности: обычный, естественный, возрастный и патологический. Обычный – сопровождается учащением пульса, мобилизацией защитных функций, он, как правило, кратковременен. Возрастной – более длителен во времени, от 3-4 недель, может быть чуть дольше. Исчезает либо перерастает в патологический – затрагивает нормальную жизнь, мешает или нарушает ритм жизни.

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей.

  • Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых.
  • Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенных квартир. Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими.
  • Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов.
  • Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней.
  • Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
  • Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны.
  • Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.

Итак, чего же могут бояться наши дети?

Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи

От 3 до 5 лет

  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью

От 7 до 11 лет

  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки

От 10 до 16 лет

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Вот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

  • Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.
  • Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
  • Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.
  • Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
  • Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
  • Находите побольше времени для рисования
  • Играйте всей семьей
  • Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
  • Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
  • Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
  • Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком, и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый — “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например, “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например,: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как не боящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать больше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Предметно-ролевые игры

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное, чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Ролевые игры-драматизации

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Детские страхи — одно из распространенных явлений у детей от 1 года до 7-ми лет.

В год дети боятся одиночества, врачей, уколов и неожиданных резких звуков. В 2 года страх одиночества начинает проходить и появляется страх наказания и животных. Чаще всего встречается страх волка — персонажа детских сказок. В 3 года появляется страх темноты, сказочных персонажей Бабы Яги, Бармалея, Кощея. В 5-6-7 лет активно развивается воображение — это возраст наибольшей выраженности страхов. К 6-7 годам достигает некоторого пика страх смерти.

Догадаться об этом можно, если ребенок постоянно видит в своих снах пожары, бедствия и болезни. Самый большой детский страх — что умрут родители. Нередко родители сами усиливают страхи и тревожность своего непослушного ребенка, пугая его докторами, милиционерами, своими болезнями, лишением своей любви.

Причинами детского страха могут быть чрезмерная тревожность родителей с излишней заботой и опекой. Если каждый день говорить с тревогой — «Оденься теплее, а то простудишься», «не подходи к собаке- укусит», «не подходи к дороге, машина может задавить», то можно внушить страх ребенку.

Детские страхи — это явление распространенное. Однако детских страхов может быть меньше, страхи могут быстрее проходить, если родители будут использовать следующие рекомендации:

Детские страхи — рекомендации РОДИТЕЛЯМ

  1. Если Вы видите, что ребенок испуган, испытывает страх, не тревожьтесь, успокойтесь сами. Ваша уверенность и спокойствие поможет ему преодолеть страх.
  2. Не принижайте страх словами «Не бойся», «Это не страшно» Не ругайте ребенка и не высмеивайте его. Это только усугубляет детские страхи.
  3. Помните, что проговаривание, прорисовывание, проигрывание уменьшает детский страх.
  4. Самое страшное для ребенка — это потерять Вашу любовь. Поэтому, совершенно недопустимо использовать этот детский страх для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения. Не говорите, что Вы разлюбите его, уйдете, отдадите дяде милиционеру. Это может стать причиной более серьезных детских страхов.
  5. Если Вас беспокоят страхи ребенка, Вы не знаете, как ему помочь, то обратитесь к психологам. Существует множество способов преодоления детских страхов. Хорошо, если малыш избавится от них в детском возрасте и не заберет их во взрослую жизнь.

Воспитатели детских садов и учителя начальной школы обычно знают или догадываются о страхах своих воспитанников. Страхи могут возникать по любому поводу. Особенно длительно эти страхи держаться после проведения лечебных или диагностических процедур. Дети бояться уколов, анализа крови, прививок, стоматологов. Особенно если маминой поддержки в этот момент нет. Педагогам и воспитателям приходится быть особенно деликатными, терпеливыми и спокойными в общении с такими детьми и их родителями.

Детские страхи – рекомендации ВОСПИТАТЕЛЯМ

Дети много времени проводят в детском саду. Поэтому воспитатель для них становится значимой фигурой.

  • Если Вы видите, что ребенок стал чрезмерно пуглив, начал заикаться, скрытен и замкнут, то обратите на это внимание родителей, возможно ребенок испытывает страх и ему нужна помощь. Часто бывает, что  и за агрессивными проявлениями ребенка стоит страх.
  • Воспитатели могут рассказывать детям, что страхи — это явление распространенное. Смелый человек это не тот, кто не испытывает страха, а тот кто может его преодолеть.
  • На занятиях можно читать сказки, придумывать истории, в которых герои преодолевают свой страх. Затем можно проиграть это с детьми и рисовать.

Можно найти способ, помогающий ребенку преодолеть детские страхи. Но если страхи становятся интенсивными и постоянно нарастают и меняют характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту.

Родителям о детских страхах. Что кроется за детским «Боюсь»?

Новости

 

Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться.

 

Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков. Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А. И. Захарова. Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек – 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек — 10.

 

Определенные страхи являются нормальным явлением для конкретного возраста и связаны они с познанием ребенком окружающего мира и себя в этом мире:

 

  • 8 месяцев – боязнь незнакомых людей,
  • 1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов.
  • до 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что»; в 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных. Дети боятся засыпать в одиночестве.
  • С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?».  Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене. 
  • К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства.  Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?». 
  • От 5-ти до 7-ми лет — страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, войны, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием, страх наказания.
  • Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья.

 

Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта, дети как бы «перерастают» их. Но, тем не менее, родителям всегда следует обращать внимание на проявление страхов у ребенка. Отсутствие внимания к проблеме и помощи в нужное время  может привести к болезненной заостренности страхов. Родителям необходимо владеть элементарными приемами психологической работы с детскими страхами и знать, как не усугубить состояние ребенка, а наоборот, помочь ему справиться со своими переживаниями.

 

Советы родителям

 

  1. Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегайте преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается. Наиболее адекватным реагированием на страхи ребенка является внимание к ним, без ненужного беспокойства и драматизации.  
  2. Недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
  3. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной  раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание. Из рассказа мамы Даши 2,5 лет: «В квартиру над нами заселились новые соседи с ребенком. По вечерам мальчик начитает громко топать ногами, прыгать, а мы как раз укладываемся спать. Даша стала бояться этих звуков. Я рассказала ей, что это бегает ребенок, но страх не прошел. Тогда мы с Дашей пошли знакомиться с соседями. Она посмотрела на мальчика, на то, как он бегает по полу и перестала бояться».
  4. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. В зависимости от возраста ребенка, через некоторое время можно завести с ребенком разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх и т. д. Обсудите с ребенком, все ли чувства  приносят пользу человеку. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с неприятелем. Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам, заставляет мозг по нескольку раз оценивать расстояние между высотой бревна, перекладины и землей.  Прочитайте ребенку рассказ «Смелый воробей» и обсудите с ребенком, как страх мобилизовал силы воробья и он смог прогнать кошку.
  5. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
  6. Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том,  с какой сферой жизни ребенка  связан  страх, с каким объектом он связан и т. д.
  7. Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.
  8. Используйте сказки в борьбе со страхами. Язык метафор, встречающийся в сказках, — мощный инструмент воздействия на психику с целью помочь ребенку наладить отношения с окружающим миром. Родители могут использовать как готовые сказки, так и сочинять сказки сами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Сочиняя сказку, родители должны сделать так, что бы ребенок отожествил себя с героем сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их. Существует много способов борьбы со страхами, и взрослые не могут знать точно, какой из них  подходит для их ребенка. Предложите ребенку несколько сюжетов, что бы он мог выбрать для себя близкий по духу.
  9. Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях,  происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).

 

Что же могут сделать родители для профилактики детских страхов?

 

Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил.

  

  • Детей никогда не следует пугать ради послушания. По мере развития ребенка ему указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми коллизиями.

  

  • Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.

  

  • Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.

  

  • Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. Даже если причины вашего беспокойства связаны, например, с работой, ребенок просто «считает» эту эмоцию и тоже начнет беспокоиться.

  

  • Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики. Например, девочка четырех лет услышала слова бабушки, которая разговаривала по телефону: «В этом году муравьи на даче просто с ума сошли, пожирают все, что попадается на их пути». У девочки появился панический страх муравьев.

  

  • Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада. Будьте критичны к собственному состоянию и собственным страхам, чтобы оградить детей от переноса на них своих переживаний. Если вы сможете отделять свои чувства от чувств ребенка, этим вы облегчите жизнь и себе и ему.

  

  • Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире.  Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.

  

  • Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.

  

  • Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

  

  • Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.

  

Страх и тревога у детей: что нормально, а что нет

В мире маленького ребенка так много нового и незнакомого. Если принять во внимание неопытность малыша в сочетании с его ограниченными способностями к рассуждениям, легко понять, почему малыш может реагировать страхом на множество безобидных повседневных вещей.

Но что, если этот страх останется, когда ваш ребенок подрастет? Как вы можете определить, является ли тревожность вашего ребенка нормальной или это повод для беспокойства?

Во-первых, будьте уверены, что подавляющее большинство детей борются хотя бы с несколькими страхами в любом данном возрасте. Будь ребенку два, двенадцать или шестнадцать лет, для него или нее было бы необычно быть «бесстрашным».

По мере взросления ребенка старые страхи преодолеваются, и на их место приходят новые страхи. Интересно, что дети одного возраста, как правило, разделяют схожие типы страхов.

Некоторые распространенные страхи у детей в зависимости от возрастной группы:

Младенцы и дети младшего возраста – боязнь разлуки с родителями, незнакомцев, громких звуков, навязчивых предметов

Возраст 2-4 года – боязнь разлуки с родителями, собак и/или крупных животных, темноты, сна в одиночестве, монстров, громких и/или незнакомых звуков , грабители

5-6 лет – разлука с родителями, собаки, темнота, сон в одиночестве, монстры, жуки, незнакомцы, потеря, гром, травмы, болезнь, смерть

7-12 лет – собаки, школа проблемы, тревога производительности, социальная тревога, пожары, высота, темнота, грозы, грабители, похитители, травмы, болезни, смерть, стихийные бедствия, ядерная война

Подростки – проблемы со школой, беспокойство по поводу успеваемости, социальная тревога, личное будущее, стихийные бедствия, ядерная война

Некоторые дети от природы более напуганы, чем другие. Если страх вашего ребенка, как правило, мимолетный, и, будучи утешенным, он или она вскоре снова может вернуться к нормальной деятельности, нет причин подозревать, что ваш ребенок чрезмерно напуган.

Если вы по-прежнему обеспокоены тем, что ваш ребенок кажется необычайно тревожным, вы можете подумать, проявляются ли у вашего ребенка некоторые характеристики из списка ниже. Если у вас есть какие-либо сомнения, вам следует обратиться за профессиональной консультацией.

Некоторые возможные признаки необычно высокого уровня тревожности включают:

  • Решительное избегание определенных ситуаций или мест (с которыми у детей того же возраста нет проблем)
  • Противостоит отделению от родителя; часто ищет уверенности или прилипчив
  • Стойкие опасения, что большинство детей одного возраста уже выросли из
  • Трудности с засыпанием и продолжительным сном
  • Частые кошмары
  • Частые боли в животе и/или головные боли
  • Суетливый или беспокойный; часто грызет ногти, игрушки с волосами или сосет большой палец
  • Чрезмерная застенчивость
  • Сопротивление изменениям – например, негативно реагирует на изменения в расписании, или настаивает на ношении определенной одежды, или на том, чтобы не есть/есть только определенные продукты
  • Необычайно боится микробов или заболеть
  • Выполняет повторяющиеся действия, такие как мытье рук, проверка дверных замков или вещей снова и снова, или имеет повторяющиеся тревожные мысли
  • Кажется, что он не может оправиться от серьезных изменений в жизни, таких как переезд домой, смена школы, потеря питомца
  • Часто беспокоится, что «плохой парень» может вломиться или попытаться кого-то обидеть
  • Склонен к властным действиям или, кажется, полон решимости контролировать других членов семьи
  • Паника без видимой причины
  • Легко перегружается трудностями; легко сдается
  • Демонстрирует негативное и катастрофическое мышление – воображает и ожидает наихудшего возможного исхода
  • Чрезмерно беспокоится о результатах тестов или о том, что выполненные задания могут быть недостаточно хорошими
  • Или, с другой стороны, может необъяснимо отставать в школе или сопротивляться выполнению школьных заданий
  • С трудом заводит друзей или участвует в групповых мероприятиях
  • Один или оба родителя склонны к тревоге

Симптомы истинного тревожного расстройства обычно не проявляются в возрасте до шести лет. Одним из наиболее явных признаков тревожного расстройства является чрезмерный, иррациональный страх или страх, который длится не менее шести месяцев и существенно мешает ребенку получать удовольствие от жизни в школе и дома.

Некоторые распространенные тревожные расстройства у детей включают:

Тревожное расстройство разлуки – крайнее нежелание покидать дом, родителей или опекуна

Генерализованное тревожное расстройство – чрезмерное беспокойство по поводу повседневных проблем конкретных вещей или ситуаций; некоторые очень распространенные фобии у детей — это фобии собак, воды, бури и молнии, жуков, высоты

Обсессивно-компульсивное расстройство – повторяющееся поведение, направленное на уменьшение беспокойства, например, частое мытье рук

Некоторые распространенные тревожные расстройства у подростков включают:

Социальное тревожное расстройство – крайний страх смущения перед сверстниками

Генерализованное тревожное расстройство

Специфические фобии

Обсессивно-компульсивное расстройство

Паническое расстройство – неожиданные и повторяющиеся панические атаки

Посттравматическое стрессовое расстройство — после травмирующего события, такого как автомобильная авария: избегание, отстраненность, трудности со сном и концентрацией внимания, депрессия, постоянное «переживание» события

Для получения дополнительной информации по этой теме мы рекомендуем AnxietyCanada. ком.

Прочтите статью по теме здесь: Монстры и промежуточные термины: как помочь ребенку справиться с тревогой

Если вам понравилась эта статья и вы хотите углубиться в нее, у нас есть несколько полезных ресурсов ниже.

Бесплатные советы о браке, воспитании детей и христианской жизни с доставкой прямо в ваш почтовый ящик

Советы, как утешить нервного ребенка

Ни один родитель не хочет видеть своего ребенка расстроенным, но иногда трудно понять, как реагировать, когда ребенок нервничает или боится. Вы обнимаете их? Вы позволяете им выплакаться? Столько противоречивых советов!

В следующий раз, когда вы столкнетесь с реакцией на своего нервного или испуганного ребенка, попробуйте эти проверенные и действенные советы.

Будьте там

Многим детям ваше присутствие поможет успокоить их. Обнимите их или подержите на коленях. Даже удерживание их за руку может дать им чувство безопасности и комфорта.

Не слишком вовлекайтесь

Точно говоря своему ребенку, что делать или даже что говорить в стрессовых и сложных ситуациях, он не сможет самостоятельно решать проблемы или научиться справляться с ними самостоятельно. Это не означает, что им никогда не понадобится помощь, но вы должны позволить им сначала попытаться решить проблему, прежде чем предлагать помощь.

Двигайтесь

Физическая активность может успокаивать во время сильного стресса. Бег, вращение колесами или игра с крупной моторикой могут помочь отвлечь их от беспокойства или страха. Узнайте о 4 преимуществах упражнений для детей, которые не имеют ничего общего с фитнесом.

Ознакомьтесь с нашими советами по поощрению физической активности детей.

Не избегайте занятий

Когда дети постоянно избегают ситуаций, которые вызывают у них страх или дискомфорт, их страхи никогда не исчезают. Попробуйте вовлечь их в действия, которые заставят их нервничать. Вы не хотите ожидать слишком многого сразу, потому что им может потребоваться некоторое время, чтобы победить страх. Например, если вашему ребенку трудно играть с другими детьми в школе, устройте свидание дома, чтобы он мог сосредоточиться на том, чтобы чувствовать себя комфортно рядом с одним ребенком, прежде чем его окружат все его сверстники на игровой площадке. Медленно помогая им адаптироваться, вы можете уменьшить их страх и подготовить их к тому, чтобы они справлялись самостоятельно, когда они станут старше.

Расскажите об этом

Возможность выразить свои чувства очень важна, особенно для детей. Дайте им немного времени один на один и выслушайте, не осуждая и не сбрасывая со счетов их тревогу. Лучше всего поговорить об этом, когда они чувствуют себя спокойно, потому что им легче слушать вас.

Не слишком успокаивайте

Если вы скажете ребенку, что «все будет хорошо», вы на самом деле подтвердите ему, что ему есть чего бояться. Хотя трудно сопротивляться инстинкту заверить ребенка, что все будет хорошо, в долгосрочной перспективе это может быть лучше.

Позвольте себе высказаться, даже если он не может объяснить, что его беспокоит

Если вашему ребенку трудно говорить о том, почему он нервничает, есть другие способы начать разговор. Попросите их нарисовать или разыграть то, чего они боятся, с куклой, марионеткой или мягкой игрушкой.

Не проявляйте нетерпения

Незнание того, как помочь, может быть трудным и разочаровывающим для родителей, но не позволяйте этим эмоциям проявляться. Ваш ребенок может чувствовать, как вы себя чувствуете. Раскрытие своих эмоций может заставить вашего ребенка почувствовать, что он вас расстроил, усилить его нервозность и затруднить общение. Попробуйте подать пример того, как реагировать спокойно, чтобы помочь вашему ребенку тоже чувствовать себя спокойнее.

Сопереживайте

Даже если то, чего они боятся, кажется вам глупостью, важно показать ребенку, что вы его понимаете.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *