Содержание

Как проявляется кризис 5 лет у детей и что делать родителям

Возраст 4 – 5 лет – один из периодов взросления ребенка. И задача каждого родителя в данном случае – помочь своему малышу максимально комфортно преодолеть этот этап, помочь ему на психологическом уровне, не оставить одно наедине с проблемами и трудностями. Как вести себя правильно в разных ситуациях, что нужно делать, и что нельзя – об этом сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Почему у детей наступает кризис 5 лет?

В условиях нормального развития к пятилетнему возрасту наши детки уже хорошо разговаривают, и могут рассказать о своих чувствах и потребностях. Они во всем стараются копировать взрослых, подслушивая или подглядывая за их разговорами. Дети уже обладают способностями управлять своими эмоциями, понимают, что мальчики отличаются от девочек, и могут выразить свое отношение к окружающему миру.

В этот период для него чрезвычайно важно общение – как со сверстниками, так и со взрослыми. К сожалению, не всегда и не у всех получается избежать одиночества, и из-за этого у них может возникнуть кризис. Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера. Малыш становится капризным и почти неуправляемым, и задача родных на данном этапе – создать для своего чада максимально комфортные условия. Это поможет преодолеть кризис 5 лет у ребенка с минимальными потерями для его психики и общего развития.

Признаки начала кризиса

Как проявляется кризисное состояние малыша? На что нужно обязательно обратить внимание взрослым? Прежде всего нужно сказать, что предугадать его наступление довольно сложно. Однако по-настоящему заботливые и внимательные родители, непременно отметят следующие изменения в характере и поведении своего ребенка:

  • дитя не хочет разговаривать, стало замкнутым, не хочет обсуждать с вами или разделять радость по поводу какого-то события, хотя раньше такого не наблюдалось;
  • ребенок потерял уверенность в себе, чего-то боится, не хочет воспринимать все новое и незнакомое для себя;
  • дети теряют интерес к играм, некоторые даже могут специально ломать любимые игрушки;
  • малыш бурно реагирует на ваши промахи, грубит в разговоре, и может разозлиться по любому пустяку – например, если товарищ по песочнице на дал ему поиграть своей лопаткой;
  • он сочиняет рассказы и фантазирует на ходу, выдавая желаемое за действительное;
  • дитя совершает поступки назло родителям — даже в том случае, если сам понимает, что это принесет вред ему самому;
  • в поведении появились истерики, ребенок может очень долго плакать, или раздраженно кричать;
  • все время проявляет недовольство по любому поводу;
  • малыш долго и часто копирует разные действия взрослых – например, у девочек это проявляется в виде ужимок и кривляний по поводу уборки мамы в доме;
  • малыш хочет казаться диктатором, указывая членам семьи, что им делать, ведь собственно так, по его суждению, и ведут себя окружающие его взрослые;
  • ребенок стал требовать много свободы и самостоятельности – к примеру, у мальчика это может проявиться в виде требований отпустить его одного гулять во двор.

В это время происходит интенсивное развитие головного мозга, в связи с чем ярко проявляются эмоции.  Иными словами, дети в 5 – 6 лет уже ощущает себя взрослым, и хочет таким быть наяву. «Я сам или сама» – именно такие слова чаще всего слышать родители в это время. А поскольку желаемое почти всегда не совпадает с действительностью, то и реакция на запреты может быть действительно бурной.

Говоря другими словами, этот период можно назвать периодом быстрого развития малыша. У него появляется много новых увлечений, хобби, обязанностей. И чаще всего это приводит к тому, что кроха просто не может справиться с нагрузкой.

Сколько может длиться кризис?

Кризис возраста 5 лет – индивидуальное понятие, и поэтому он проявляется у всех по-разному и в разное время. Если говорить о крайних сроках, то длиться он может на протяжении от нескольких недель и месяцев и даже до года. У некоторых детей он проходит очень легко, и взрослые могут даже не заметить проблем. А есть и такие родители, которые просто хватаются за голову, не зная, что делать, и какие действия предпринимать. Самый главный совет в такой ситуации – не паниковать, и во всем слушаться психологов.

Тем не менее, бывает так, что пятилетний период у малыша проходит довольно гладко, а проблемы при этом наступает немного позже. Так называемый кризис 6 лет у детей отличается следующими признаками:

  • полный отказ от игрушек;
  • нарушение сложившихся форм отношений;
  • скачкообразное изменение психики.

При всем при этом нужно отметить и определенные позитивные нюансы данного периода — у малышей особенно ярко проявляются их основные таланты. Благодаря этому, родители имеют возможность правильно подобрать для них клубы и кружки по интересам – записать малыша в художественную, танцевальную или спортивную школу.  Свое призвание они могут найти именно сейчас, ведь говорят, что не бывает бездарных детей, а бывают одаренные, которым не помогли раскрыться взрослые.

Почему меняется поведение ребенка

Все перечисленные выше признаки свидетельствуют о том, что нашим детям действительно нужна помощь. Кризис – это явление, не зависящие от генов и воспитания, и развивается он не на пустом месте. Этому способствуют, в первую очередь, физиологические особенности подрастающего организма, а также развитие нервной системы и психическое состояние. О несовместимости желаемого и действительного уже было упомянуто выше. Но кроме этого, на внутренний психологический конфликт накладываются и другие факторы:

  • интенсивное развитие коры головного мозга, а точнее – той его части, которая отвечает за процессы мышления и связь с внешним миром;
  • возникает желание общения со сверстниками, но не всегда такие контакты происходят в радость для малыша – зачастую они не оправдывают себя и разочаровывают маленького человечка;
  • ребенок еще не обладает достаточным лексическим багажом, не может точно и правильно сформулировать свою мысль, и это содействует его замкнутости и отчуждению.

Еще одним важным аспектом данного периода является некая утрата родительского авторитета. детки подрастают, хотят быть более самостоятельными, и теперь уже многие  советы взрослых воспринимаются ими как ненужные и неподходящие.

Что делать родителям?

Как правильно вести себя взрослым в ситуации, когда ребенок полностью неуправляем? Для начала  нужно выяснить, почему ребенок так ведет себя – возможно, ему банально не хватает вашего внимания. Главное при этом — создание комфортной и благоприятной для общения обстановки. Нужно не просто демонстрировать свое понимание состояние малыша, но и стараться направить его импульсивность в нужное русло. Для этого следует прислушаться к таким рекомендациям:

  • чаще играйте с ребенком в подвижные игры, желательно, на свежем воздухе;
  • сходите с ним, и с остальными членами семьи в лес, парк, посещайте с малышом театры, выставки, музеи;
  • при повышенной активности запишите ребенка с в спортивную секцию – это позволит ему получить новые впечатления, обрести новых друзей и знакомых.
  • поручите малышу несложную работу по дому – полив комнатных растений, помощь маме в походах в магазин;
  • объясняйте в спокойной обстановке его недостойное поведение, акцентируя внимание на хороших поступках;
  • просите у малыша помощи, спрашивайте советов – даже по пустяковым делам – это поможет ему поднять себе самооценку;
  • начинайте потихоньку обучать малыша логически мыслить, высказывать свои желания и соображения без криков и воплей,  корректно выражать мотивы и доводы.

Чего делать нельзя

Очень часто родители просто впадают в панику, особенно при чрезвычайно ярких моментах «непослушания». Тем не менее, поддаваться паническим настроениям не нужно, а следует действовать настойчиво, но притом и мягко. Самая распространенная ошибка в таких ситуациях – повышение голоса и физические наказания. Это совершенно неправильный выход из создавшейся ситуации, который только усугубит проблему. Исходя из всего вышесказанного, категорически нельзя допускать следующих моментов:

  • ни в коем случае не проявляйте внешне свою ярость;
  • не стоит заставлять ребенка делать что-либо вопреки его желанию — к примеру, при отказе его спать в дневное время, настаивайте на своем, целесообразнее всего будет мягко рассказать ему, какая польза из этого выйдет;
  • не браните и не наказывайте малыша, даже если он неправ – просто дайте ему время успокоиться, и поговорите с ним «по душам»;
  • если дитя что-то хочет сделать самостоятельно, не нужно отказывать ему в этом «удовольствии» — в данной ситуации он будет учиться на своих ошибках, и в конце концов поймет, что сам не справится;
  • не уделяйте пристального внимания ужимкам и кривляниям — вскорости эти манеры уйдут сами.

Самое главное при этом – не показывать малышу, что вас «цепляет» его плохое поведение, иначе в дальнейшем он будет действовать по-своему назло вам. Все постепенно изменится и нормализуется, если вы не будете акцентировать на плохом поведении. Создайте правильный настрой, будьте терпеливы, окажите сочувствие и содействие ребенку, дайте ему понять, что вы любите его и хотите помочь. Не нужно очень часто критиковать его, особенно при посторонних, ведь малыш всегда ждет от вас только добра и понимания. И только ваша положительная оценка может творить чудеса.

Не менее важно общаться с малышом  на равных. Именно это является демонстрацией того, что вы видите в нем не только сына или дочь, а настоящего друга и понимающего товарища. При этом нужно помнить, что кризис ребенка в 5 лет – это зачастую испытание нервов родителей на прочность. Силой и натиском покой в доме вы не восстановите однозначно, а вот покой и дружелюбие при любых обстоятельствах будут вашими надежными помощниками.

Ребёнку 11 лет: особенности развития, воспитания, нормы и кризисы

Ребёнок в 11 лет находится в пограничном состоянии между детством и подростковым возрастом. Одиннадцатилетних девочек и мальчиков принято называть подростками и относить к младшей подростковой группе.

Содержание:

  • Возрастные особенности в 11-12 лет
  • Нормы роста и веса у детей 11 лет
  • Что должен знать и уметь ребёнок одиннадцати лет?
    • Психология ребёнка в 11 лет
    • Воспитание «одиннадцатилеток»: сложности и пути решения
    • Девиантное поведение детей 11 лет
  • Режим питания и сна
  • Как помочь ребёнку 11 лет развиваться: внимание, память, речь
  • Тревожные признаки для родителей

Возрастные особенности в 11-12 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети становятся старше. Нужно быть готовым к тому, что вчерашний малыш может обвинить всех в своих неудачах и, громко хлопнув дверью, уйти гулять. Он имеет свои секреты и оберегает личную собственность. Всё чаще уединяется.

Всему виной перестройка организма и начало пубертатного периода. Системы органов перестраиваются, меняется гормональный фон. Одни подростки начинают принимать повадки взрослых, другие — меняют круг интересов и общения, третьи могут начать вести себя агрессивно.

Задача взрослого — понять, что происходит с ребёнком, и подготовить его к изменениям. И да, это период, когда пора объяснять физиологические особенности мальчиков и девочек, поднимать вопрос, откуда берутся дети, давать объяснения по половой гигиене и ответственности. Если дети не получат ответов на вопросы, которые задавать вслух неудобно, от родителей, то они найдут информацию самостоятельно. Но каков будет результат?

Чтобы помочь ребёнку, необходимо разобраться с теми изменениями, которые с ним происходят.

Общие возрастные изменения:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Общественное мнение. Для подростков становится важным социальный статус среди сверстников.
  2. Повышение познавательной деятельности. Подростки хотят попробовать все. Буквально. То, что вчера было им неинтересно, начинает вызывать жгучий интерес. Но этот процесс имеет обратную сторону. Как быстро появился, так же быстро интерес и пропадает. Среди психологов бытует шутка, что дети в этом возрасте интересуются всем, кроме школьных предметов.
  3. Повышение физической активности. Дети предпочитают игры на выносливость, стремятся к лидерству и борются за него.
  4. Проявление творчества. Они выказывают повышенный интерес к музыке и литературе. Пробуют сами придумывать истории и много мечтают. Начинают увлекаться различными направлениями творческой деятельности.
  5. Романтизм. В начале пубертатного периода дети уже более сознательно относятся к противоположному полу, появляются первые осмысленные влюблённости и проявления романтизма.
  6. Рассеянность. Может наблюдаться снижение эффективности выполнения поставленных перед ребёнком задач, либо задача будет выполняться очень медленно. Подростки часто отвлекаются и думают о своём, сопровождается заторможенностью речи.
  7. Психическая нестабильность и перепады настроения. Повышается раздражительность. Могут вести себя вызывающе, отстаивать собственное мнение в агрессивной форме из принципа, даже осознавая собственную неправоту.
  8. Открытость для сотрудничества. Несмотря на некоторые сложности, подростки 11-12 лет открыты для диалога. Это тот период, когда можно установить партнерские отношения и начать приучать ребёнка к ответственности. Даже не так. Это период, когда НУЖНО приучать к ответственности в обмен на приобретение ребёнком некоторых дозволений.
  9. Эмоциональность. Подростки воспринимать всё буквально. Иногда это может привести к нежеланию общаться с окружающими и отчужденности.
  10.  Демонстрация «взрослости». При наличии положительного примера выражается в позитивном ключе, например, ребёнок может взять на себя ответственность по уходу за животным или помогать маме с младшим ребёнком. При отсутствии авторитета и положительного примера в семье может проявляться в грубой форме, например, хамстве взрослым.
  11.  Формирование круга «собственных ценностей». Ребёнок начинает отстаивать те ценности, которые ему кажутся правильными, и отсеивать те, что кажутся «навязанными взрослыми».
  12.  Физиологические изменения. Связаны с гормональными изменениями в организме. Проявляются вторичные половые признаки. Увеличиваются масса тела и рост. Тело становится непропорциональным.

Физиологические особенности девочек 11 лет:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Кожа становится нежнее и тоньше.
  2. Увеличивается объём бёдер, ягодиц и живота.
  3. Начинает формироваться грудь.
  4. Происходит округление форм, фигура приобретает признаки женственности.
  5. Появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах. У девочек этот процесс начинается раньше.
  6. Начинается выделение пота с характерным запахом. Особенно интенсивно потовые железы работают в зоне подмышечных впадин.
  7. Из-за активной работы сальных желёз может появиться избыточная жирность волос и угревая сыпь.
  8. Возможно начало менструаций, которые могут быть не каждый месяц.

Психологические особенности девочек 11 лет:

  1. Начинают задумываться об отношениях и любви.
  2. Много мечтают.
  3. Появление сексуального интереса.
  4. Из-за физических изменений могут испытывать негативные эмоции в отношении себя.
  5. Тяжело воспринимают критику и негативное отношение сверстников.

Физиологические особенности мальчиков 11 лет:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Увеличение мышечной массы тела и скелета.
  2. Мышцы сердца могут не успевать за развитием всего организма.
  3. Интенсивный рост полового члена и яичек, что часто сопровождается болезненными ощущениями.
  4. Изменение формы гортани, приводящее к изменению тембра голоса и появлению кадыка в будущем.
  5. Появление пигментации кожи мошонки.
  6. Появление оволосения зоны лобка и подмышек.
  7. У некоторых мальчиков под воздействием гормонов может наблюдаться повышенная чувствительность сосков и набухание грудных желез.

Психологические особенности мальчиков 11 лет:

  1. В отличие от девочек, об отношениях задумываются не так часто, предпочитают играть в активные игры с представителями своего пола.
  2. Наблюдается повышение возбудимости нервной системы без сформированного аппарата торможения. Т. е. любая ситуация может спровоцировать раздражительность, резкость в суждениях и выражении собственного мнения.
  3. Имеются сложности в сфере контроля эмоций.

Нормы роста и веса у детей 11 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Нормы роста и веса девочек 11 лет представлены в таблице ниже:

ВозрастПараметрЭталонГраницы нормыОтклоненияКритичные показатели
11 летВес, кг34,330,7 — 38,927,8
<норма>
44,6
До 27,8/
более 44,6
Рост, см144,6140,3 — 148,8136,2
<норма>
153,2
До 140,3/
более 153,2


Нормы роста и веса мальчиков 11 лет представлены в таблице ниже:

ВозрастПараметрЭталонГраницы нормыОтклоненияКритичные показатели
11 летВес, кг34,931 — 39,928
<норма>
44,9
До 28/
более 44,9
Рост, см143138 — 149134,5
<норма>
152,9
До 134,5/
более 152,9


Рассчитать индекс массы тела и выявить отклонения можно по формуле: ИМТ = масса тела (кг): рост (м)2. Ниже приведена таблица результатов:

ВозрастИзбыточная масса телаОжирение
мальчикидевочкимальчикидевочки
11 лет20,620,725,126,7
12 лет21,221,726,027,8

Что должен знать и уметь ребёнок одиннадцати лет?

Prostock-studio/Shutterstock.com

К одиннадцати годам ребёнок должен:

  1. Соблюдать личную гигиену самостоятельно без напоминаний: мыть руки после посещения туалета и улицы, чистить зубы и т. д. Поддержание личной гигиены самостоятельно особенно важно, когда ребёнок посещает спортивные секции.
  2. Ухаживать за своими вещами: класть грязную одежду в корзину для белья или загружать стиральную машинку, наводить порядок в шкафу и комнате, убирать свои игрушки и т. д.
  3. Самостоятельно учиться и решать, чем заняться в свободное от учёбы время. Хорошо, когда у ребенка есть хобби.
  4. Научиться осознавать последствия своих поступков и быть готовым нести ответственность.
  5. Приготовить себе и членам семьи простую еду и убрать за всеми посуду.
  6. Помогать по дому наравне со взрослыми. Приучать убираться в доме нужно с раннего возраста, соразмерно возможностям.
  7. Помогать ухаживать за младшими детьми. Но не стоит подростка превращать в няньку. Это может усложнить взаимоотношения между детьми в будущем.
  8. Помогать ухаживать за домашними любимцами.

Психология ребёнка в 11 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Гормоны в организме — это «тумблер» нашего настроения. В 11 лет, в период перестройки гормонального фона, перепады настроения неизбежны. Даже очень спокойные ранее дети могут начать ставить ультиматумы и вести себя несколько агрессивно. А бывшие «шилопопики» — стать сосредоточенными и рассудительными.

Детей начинает волновать мнение окружающих. Им важна оценка со стороны и суждение о них. Чужое мнение часто ставится на первое место.

В 11 лет девочки начинают обращать внимание на свой внешний вид осознанно. У них появляются предпочтения в одежде и выборе косметических средств. Они могут начать комплексовать из-за некоторых особенностей физического развития в этот период. Взрослым нужно объяснить, что все начавшиеся изменения, временны. И они только на пути становления девушками.

Важным моментом является подготовка девочки к предстоящему началу менструаций. Первая и последующие менструации не должны стать шоком, вызвать обморок или панику. Целесообразно приучать девочку с 10 лет начинать носить средства личной гигиены во избежание травмирующих психику ситуаций.

Мальчикам в этом возрасте сложно ходить на занятия систематически. Поэтому определение в кружки и факультативы желательно проводить до достижения 11 лет, чтобы понимание их необходимости и пользы укоренилось в сознании.

Дети в этом возрасте начинают экспериментировать с одеждой и всячески самовыражаться. Они пробуют разные линии поведения и заявляют о себе обществу.

11 лет — период самоутверждения. Дети могут бунтовать при гиперопеке, или замыкаться в себе, если почувствуют чрезмерное давление со стороны взрослых. Родителям нужно найти баланс между проявлением заботы и свободой саморазвития подростка.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети часто не понимают, что с ними в этот период происходит, и впадают из крайности в крайность. Они нуждаются в участии со стороны родителей, сопереживании и аккуратном ненавязчивом наставничестве.

Обеспечивать постоянную безопасность без навязчивых звонков и СМС поможет приложение «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, а также сможете дозвониться до подростка, даже если он не слышит телефон.

Психологические особенности ребенка 11 лет напрямую зависят от отношений в семье, авторитарности родителей и их заинтересованности в жизни ребёнка.

Если один из родителей (или оба) проявляют в воспитании деспотичность, то агрессивное поведение со стороны подростка — это закономерность. Обычно желание сделать всё наперекор властному родителю присуще мальчикам, в то время как девочки начинают копить обиду и молча отдаляться от него. Но нередки случаи, когда всё происходит наоборот: девочки становятся хулиганками или активистками, а мальчики становятся инфантильными.

Противоположной будет ситуация, когда родители проявляют недостаточную заинтересованность в жизни своих детей, не интересуются успехами, предоставляют разбираться с «детскими проблемами» самостоятельно. Такие детки часто замыкаются в себе или начинают всеми силами привлекать внимание, чаще всего в негативных ситуациях.

Воспитание «одиннадцатилеток»: сложности и пути решения

Prostock-studio/Shutterstock.com

Возраст 11 лет — эти кризисный период. Он характеризуется переходом от детства к началу взрослой жизни. Ещё вчера малыш был послушным и милым, а проснувшись утром, начал проявлять характер и буйствовать без причины.

Отличительной особенностью кризиса одиннадцати лет является его длительность. Это и есть пубертатный период — период полового созревания. У ребёнка меняется образ мышления, поведение, круг общения и даже привычки. Длится он несколько лет.

Характерными признаками кризисного этапа развития являются:

  • обесценивание;
  • непослушание;
  • грубость;
  • деспотизм;
  • своеволие;
  • негативизм;
  • упрямство;
  • строптивость.

Советы детских психологов можно компилировать и привести к следующим рекомендациям:

  1. Ребёнок стремится к самостоятельности — дать ему её. Но всегда быть рядом, когда потребуется помощь. Сразу стать взрослым очень страшно и сложно для «пока ещё ребёнка, но уже частично взрослого».
  2. Расширение границы дозволенного. Подросток будет пробовать, что можно, а что — нет. Необходимо направлять его и культивировать правильные поступки.
  3. Не стоит переживать, если авторитетом стал какой-то Вася из его класса. У детей этой возрастной группы не развито критическое мышление.
  4. Учёба может уйти на второй план, а на первый выйти коммуникация. И это нормально. Первоочередная задача одиннадцатилеток — это научиться общаться и развивать навыки коммуникации.
  5. Контроль за выполнением договорённостей лежит на родителях. Детям сложно регулировать этот процесс. Но умение выполнять взятые обязательства закладываются с детства.

Девиантное поведение детей 11 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

В период пубертатного периода ребёнок может начать обманывать, совершать хулиганские поступки, агрессивно вести себя со сверстниками.

Задача родителей — разобраться в ситуации и понять причины такого поведения, выстроить доверительные отношения с подростком, чтобы иметь возможность повлиять на него.

Важно сохранять спокойствие и проявлять сопереживание, не допускать проявления собственных негативных эмоций. Например, если ребёнок бурно выражает недовольство вашим решением, то можно сказать: «Я понимаю, что ты расстроен». И аргументировать свою позицию, обязательно выслушав его мнение.

При общении с ребёнком нужно проявлять мудрость и терпение. Не кричать, не давить авторитетом, а пытаться помочь разобраться в ситуации. Если случилось так, что ребёнок вас оскорбил, дайте ему успокоиться. И потом поговорить спокойно на тему того, что он сказал, какие слова использовал, как это вредит ему самому. Важно избегать оценочных суждений.

Дети — зеркало родителей. Нужно обратить внимание на отношения внутри семьи. Хватает ли в них доверия и коммуникации. Достаточно ли семья проводит время вместе. Как обстоят дела с уважением среди членов семьи.

Больше советов психологов на тему девиантного поведения детей:

  • Как отучить ребёнка врать?
  • Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
  • «Ваш ребёнок матерится!»: как родителям отучить ребёнка ругаться матом?
  • Чем опасна подростковая депрессия и как помочь ребёнку с ней справиться?
  • Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям?

Режим питания и сна

Prostock-studio/Shutterstock. com

В период, когда происходит перестройка организма и интенсивное развитие скелета, мышечной массы, сосудистой системы, ребёнок нуждается в большом количестве белка, углеводов и кальция. Блюда ребёнка должны быть питательными и калорийными.

В ежедневном меню обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, свежие овощи и фрукты. Недостаток питательных веществ может привести к быстрой утомляемости, слабости и серьёзным заболеваниям.

Чтобы быть активным, подростку нужно спать не менее восьми часов и придерживаться режима здорового сна — засыпать до 22:00. Это связано с выработкой гормона мелатонина, который отвечает за эффективность работы иммунной системы, работу ЖКТ и головного мозга.

Потребность в отдыхе и питании увеличивается у подростков, занимающихся спортом и интеллектуальной деятельностью.

Как помочь ребёнку 11 лет развиваться: внимание, память, речь

Prostock-studio/Shutterstock.com

Развивать ребёнка нужно в трё направлениях: физическом, интеллектуальном и творческом. Когда ребёнок ходит на кружки и секции, он находится в обществе людей со схожими интересами, это повышает его коммуникационные навыки, расширяет круг общения и мировоззрение. Полезными будут совместные игры с родителями. Они сближают и позволяют выстроить доверительные отношения.

Читайте также Танцы, рисование, роботы: выбираем кружок для ребёнка, чтобы все были довольны.

Развивать интеллект помогают настольные игры. Дети этого возраста любят экономические и логические игры, сложные конструкторы, головоломки.

Если ребёнок увлекается компьютерами или играми, его можно отдать на компьютерные курсы, программирование, изучение языков и т. д.

Повышенную физическую активность можно направить на занятия спортом. Спортом также можно заниматься совместно — плаванье, фитнес, футбол, хоккей, фигурное катание и т. д.

Развиваться творчески помогают хобби. Кто сказал, что это скучно? Совместная вышивка или создание картин из кристаллов могут увлечь на несколько вечеров всю семью.

При выборе рода занятий не стоит решать за ребёнка. Нужно дать ему возможность реализоваться самостоятельно. Навязанные родителями увлечения вызывают обычно отторжение у подростка.

Тревожные признаки для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как понять, что есть проблемы и ребёнку нужна помощь? Дети в 11 лет уже умеют скрывать свои истинные чувства и не всегда приходят делиться переживаниями к родителям.

Обратите внимание на следующие симптомы. При обнаружении одного или нескольких из них рекомендуется посетить специалиста. Самостоятельные попытки решить проблему могут усугубить ситуацию.

Важным критерием отнесения симптома к опасному является это системность. Например, ребёнок пропустил учёбу один раз — это не проблема, а проверка границ допустимого. Если же ребёнок перестал ходить в школу совсем или пропускает конкретный урок на постоянной основе — это уже повод обратиться к специалисту.

  1. Депрессия. Выражается в апатии, заниженной самооценке, потере интереса к прежним увлечениям, возникают сложности с концентрацией внимания. Если ребёнок заговорил о бессмысленности жизни, это уже опасный звоночек.
  2. Тревожные расстройства. Выражаются в боязни публичных выступлений, боязни что-либо делать, потому что не получится и т. д. Опасно тем, что эти страхи будут сопровождать ребёнка и во взрослой жизни.
  3. Расстройства пищевого поведения. Выражаются в «заедании» проблем или полном (частичном) отказе от пищи.
  4. Отсутствие социальных связей. Выражается в постоянном нахождении ребёнка дома, избегании семейных мероприятий, отсутствии друзей вне интернета.
  5. Систематическое прогуливание школы. Может говорить о травле ребёнка сверстниками, отсутствии контакта с учителями или о других серьёзных проблемах.
  6. Нарушение сна. Ребёнок спит или очень много, или очень мало.
  7. Агрессия. Выражается в агрессивном поведении по отношению к себе и окружающим. Ребёнок не может спокойно обсудить ситуацию. Начинает заниматься членовредительством, провоцирует других людей на ссоры и драки.

Воспитывать подростка в начале пубертатного периода — задача не из лёгких. Родителям нужно понимать, что, несмотря на свою «взрослость», подростки 11 лет ещё немного дети.

Им сложно разобраться в своих чувствах и возникающих желаниях, они не всегда могут объяснить мотив своего поступка и предугадать последствия. И лучшее, что родители в этот период могут сделать для ребёнка, — это объяснить им физиологические и психоэмоциональные процессы, которые начали происходить; направлять их в нужное русло советами; помогать справиться с последствиями и понять, что такое ответственность, не травмирующими психику методами.

Самое сложное для родителей — сохранять дистанцию. Да, ошибки у детей будут. Но ошибки неизбежны на пути взросления. И если не дать возможности детям их совершать, из них вырастут не способные построить свою жизнь взрослые.

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 4.2 / 5. Подсчет голосов: 38

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Физическое развитие: Возраст от 2 до 6 лет

Возраст от 2 до 6 лет — это раннее детство лет, или дошкольные годы. Подобно младенцам и малышам, дошкольники быстро растут — как физически, так и умственно. Невысокий пухлый малыш, который едва может говорить, внезапно становится более высоким, стройным ребенком, который постоянно говорит. Особенно ярко в раннем детстве проявляется тот факт, что развитие действительно интегрировано: Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Хотя физическое развитие у дошкольников резкое, оно протекает медленнее и стабильнее, чем в младенчестве. Некоторые важные факторы, влияющие на физическое развитие в дошкольный период, включают изменения в головном мозге ребенка, общей и мелкой моторике, а также здоровье.

Физические изменения

Дети начинают избавляться от своего детского жира или полноты примерно в 3 года. Малыши вскоре приобретают более стройный и спортивный вид, присущий детству. Туловище и конечности ребенка удлиняются, формируются мышцы живота, подтягивающие вид живота. Даже на этом раннем этапе жизни мальчики, как правило, имеют большую мышечную массу, чем девочки. Физические пропорции дошкольников также продолжают меняться, их головы по-прежнему непропорционально большие, но меньше, чем в детском возрасте.

Трехлетние дошкольники могут вырасти примерно до 38 дюймов в высоту и весить около 32 фунтов. В течение следующих 3 лет здоровые дошкольники вырастают дополнительно на 2–3 дюйма и набирают от 4 до 6 фунтов в год. К 6 годам дети достигают роста около 46 дюймов и веса около 46 фунтов. Конечно, эти цифры являются средними и различаются от ребенка к ребенку в зависимости от социально-экономического положения, питания, здоровья и наследственных факторов.

Развитие мозга

Развитие мозга и нервной системы в раннем детстве также продолжает быть драматичным. Чем лучше развиты мозг и нервная система, тем на более сложные поведенческие и когнитивные способности способны дети.

Мозг состоит из двух половин, правого и левого полушарий головного мозга. Латерализация относится к локализации различных функций, компетенций и навыков в одном или обоих полушариях. В частности, язык, письмо, логика и математические навыки, по-видимому, расположены в левом полушарии, а творчество, воображение, художественные и музыкальные навыки, по-видимому, расположены в правом полушарии. Хотя полушария могут иметь отдельные функции, эти массы мозга почти всегда координируют свои функции и работают вместе.

Два полушария головного мозга развиваются с разной скоростью: левое полушарие более полно развивается в раннем детстве (в возрасте от 2 до 6 лет), а правое полушарие более полно развивается в среднем детстве (в возрасте от 7 до 11 лет). Левое полушарие преобладает раньше и дольше, что может объяснить, почему дети так рано и быстро овладевают языком.

Другим аспектом развития мозга является рукость, или предпочтение использования одной руки над другой. Руки, по-видимому, прочно закрепляются к среднему детству. Около 90 процентов населения в целом являются правшами, в то время как остальная часть населения является левшами и/или амбидекстрами. Человек амбидекстр, если он или она не отдает предпочтение одной руке перед другой. Как правило, праворукость связана с доминированием левого полушария мозга, а леворукость — с доминированием правого полушария мозга.

Нервная система претерпевает изменения и в раннем детстве. Большинство из нейронов ребенка, или клеток, из которых состоят нервы, формируются внутриутробно. Тем не менее, глиальные клетки, (клетки поддержки нервной системы, окружающие нейроны), которые питают, изолируют и удаляют отходы из нейронов, фактически не передавая информацию сами, наиболее быстро развиваются в младенчестве, дошкольном и раннем детстве. Миелиновые оболочки , которые окружают, изолируют и повышают эффективность нейронов (путем ускорения потенциала действия вдоль аксона), также быстро формируются в течение первых нескольких лет жизни. Постнатальное развитие глиальных клеток и миелиновых оболочек помогает объяснить, почему дети старшего возраста могут вести себя так, как младшие дети не способны.

Двигательные навыки

Двигательные навыки — это физические способности или способности. Навыки крупной моторики, , которые включают в себя бег, прыжки, прыжки, повороты, прыжки, броски, равновесие и танцы, включают в себя использование крупных движений тела. Навыки мелкой моторики, , включающие рисование, письмо и завязывание шнурков, предполагают использование мелких движений тела. В раннем детстве развиваются и совершенствуются как крупная, так и мелкая моторика; однако мелкая моторика у дошкольников развивается медленнее. Если вы сравните беговые способности 2-летнего и 6-летнего, например, вы можете заметить ограниченные навыки бега 2-летнего ребенка. Но различия еще более поразительны, если сравнить 2-летнего и 6-летнего детей, которые завязывают шнурки. 2-летнему ребенку трудно понять концепцию, прежде чем он попытается выполнить задание или выполнить его.

Теория наблюдательного обучения Альберта Бандуры применима к дошкольникам, обучающимся общей и мелкой моторике. Бандура утверждает, что, как только дети становятся биологически способными к обучению определенному поведению, они должны делать следующее, чтобы развить новые навыки:

1. Наблюдайте за поведением других.

2. Сформировать мысленный образ поведения.

3. Имитируйте поведение.

4. Практикуйте поведение.

5. Будьте мотивированы, чтобы повторить поведение.

Другими словами, дети должны быть готовы, иметь адекватные возможности и быть заинтересованы в развитии двигательных навыков, чтобы стать компетентными в этих навыках.

Здоровье

Дошкольники, как правило, вполне здоровы, но у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Типичные легкие заболевания, которые обычно длятся не более 14 дней, включают простуду, кашель и боли в животе. Респираторные заболевания являются наиболее распространенными заболеваниями среди детей в этом возрасте, поскольку легкие дошкольников еще не полностью развиты. Большинство детских болезней обычно не требуют внимания врача или медсестры. Кроме того, легкие заболевания могут помочь детям научиться справляться с трудностями, особенно тому, как справляться с физическим дискомфортом и дистрессом. Легкие заболевания также могут помочь детям учиться сопереживание, или как понять чужой дискомфорт и горе.

Напротив, основные болезни раннего детства, которые являются тяжелыми и длятся более 14 дней, включают грипп, пневмонию, рак, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). СПИД входит в десятку основных причин смерти маленьких детей, и на сегодняшний день более 25 000 детей в Соединенных Штатах умерли от СПИДа и связанных с ним осложнений. Помимо физических проблем, дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны преодолеть значительные психологические препятствия, включая задержки в развитии, тревогу и боль. Более того, у детей, больных СПИДом, также могут быть больные СПИДом родители, и они должны научиться справляться с домашним стрессом, депрессией и возможной потерей опекунов.

Некоторые дети болеют чаще, чем их сверстники. Бедность, стресс в семье, пребывание в детском саду или принадлежность к большой семье (большее количество членов семьи увеличивает риск того, что кто-то может заболеть и передать болезнь другим членам семьи) коррелируют с повышенным риском заболевания в дошкольной возрастной группе.

Большинство смертей в раннем детстве происходит из-за несчастных случаев, а не из-за болезней. Наиболее частым источником несчастных случаев со смертельным исходом для дошкольников является автомобиль. Другие причины детской смерти включают утопление, удушье, ожоги, отравления и падение с высоты. Чувство приключений у маленьких детей часто перевешивает их понимание опасностей, присущих различным видам деятельности и ситуациям. Поэтому необходимо постоянное надлежащее наблюдение взрослых, будь то дома, в детском саду или на игровой площадке.

5 стадий детской дружбы

5 стадий детской дружбы

Потребности и навыки детей в дружбе меняются по мере их взросления. Их представления о том, что такое дружба на самом деле, также меняются по мере их развития.

Есть 5 этапов, через которые проходят дети, учась заводить друзей и сохранять их.

Детские психологи организации Kids First часто рекомендуют родителям воспользоваться этой пятиступенчатой ​​системой, разработанной Робертом Селманом, которая помогает семьям понять тенденции развития дружбы между детьми.

Мы думаем, что это полезный способ взглянуть на то, что нормально, а что нет в детской дружбе, и надеемся, что вы тоже… на этой сцене друзья рассматриваются как мгновенные товарищи по играм, и их дружба — это все, что нужно для совместного веселья. Их друзья — это дети, которые удобно находятся поблизости и занимаются тем же, чем им нравится.

Дети на этом этапе имеют очень ограниченную способность видеть другие точки зрения. Они предполагают, что другие дети думают так же, как и они, поэтому очень расстраиваются, когда узнают, что у товарища по играм другое мнение.

Дети этого возраста обычно делают комментарии вроде «она больше не хочет быть моим другом», когда их друг хочет сделать с ними что-то другое.

УРОВЕНЬ 1 Дружба: односторонняя помощь

(Приблизительный возраст: 4-9 лет)

На этом уровне дети понимают, что дружба выходит за рамки их текущей деятельности, но они все еще мыслят очень прагматично. Они определяют друзей как детей, которые делают для них приятные вещи — например, угощают, уступают им место в автобусе или дарят приятные подарки, — но они на самом деле не думают о том, какой вклад они сами вносят в дружбу.

Дети этого уровня очень заботятся о дружбе. Они могут даже смириться с не очень хорошим другом, просто чтобы иметь друга.

Они также могут попытаться использовать дружбу как средство ведения переговоров, говоря что-то вроде: «Я буду твоим другом, если ты сделаешь это!» или «Я не буду твоим другом, если ты это сделаешь!»

УРОВЕНЬ 2 Дружба: двустороннее сотрудничество в хорошую погоду

(приблизительный возраст: 6–12 лет)

точки зрения друга в дополнение к их собственной, но не в то же время. Это означает, что они понимают, что такое чередование, но они не могут сделать шаг назад и получить точку зрения наблюдателя, которая позволила бы им увидеть модели взаимодействия в их отношениях.

На этом этапе дети очень обеспокоены справедливостью и взаимностью, но думают об этом очень жестко. Поэтому, если они делают что-то хорошее для друга, они ожидают, что этот друг сделает что-то хорошее для них при следующей возможности. Если этого не произойдет, дружба может развалиться.

Дети на этом этапе, как правило, очень осуждают себя и других. Они оценивают себя строго, как, по их мнению, другие люди. Поэтому они говорят что-то вроде: «Я никому не понравлюсь из-за моей дурацкой стрижки!»

Они склонны к зависти и очень стараются приспособиться, чтобы быть точно такими же, как все.

Дети на этом этапе часто образуют небольшие группы друзей на основе схожих интересов. Иногда их называют «секретными клубами», которые включают в себя сложные правила и множество дискуссий о том, кто является членом, а кто нет.

Установление правил и обучение их согласованию очень важны для развития у детей понимания социальных отношений. Однако, когда детям не хватает навыков сотрудничества, это может привести к тому, что в группах дружбы одни дети будут доминировать, а другие исключены.

УРОВЕНЬ 3 Дружба: близкие, общие отношения

(Примерный возраст: 11-15 лет)

На этом этапе друзья помогают друг другу решать проблемы и доверяют мысли и чувства, которые они не разделяют ни с кем другим . Они умеют идти на компромисс и делают друг другу добрые дела, не «подсчитывая счет», потому что искренне заботятся о счастье друг друга.

Для некоторых детей это также стадия «Соединение в бедре».

Девочки чаще, чем мальчики, могут быть лучшими друзьями и ожидать, что друг от друга все сделают вместе. Они могут чувствовать себя глубоко преданными, если лучший друг решит быть с другим ребенком.

УРОВЕНЬ 4 Дружба: Зрелая дружба

(Приблизительный возраст: от 12 лет до совершеннолетия)

На этом этапе дети придают большое значение эмоциональной близости с друзьями. Они могут принять и даже оценить различия между собой и своими друзьями.

Молодые люди, у которых сложились зрелые дружеские отношения, уже не так собственны, как раньше, поэтому они с меньшей вероятностью почувствуют угрозу, если у их друзей будут другие отношения.

Зрелая дружба подразумевает доверие и поддержку, а также сохранение близости с течением времени, несмотря на разлуку.

Дружба требует времени

На каком этапе дружбы сейчас находятся ваши дети?

Некоторым детям требуется больше времени, чтобы общаться со сверстниками-единомышленниками, но мы надеемся, что эта информация поможет вам понять, на каком этапе развития находится ваш ребенок.

Если вы обеспокоены тем, что дружба и социальные навыки вашего ребенка не развиваются в соответствии с возрастом, обратитесь за информацией и поддержкой к учителям вашего ребенка или к детскому психологу.

Эти профессионалы имеют опыт и могут предложить практические стратегии, которые помогут вашему ребенку установить все те важные связи, которые так важны для уверенности и самооценки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *