Содержание

что делать, в чем причина, психосоматический диагноз

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от развития его речевых способностей. Мелочей в этом вопросе не бывает, поэтому, если родителям кажется, что их ребёнок недостаточно хорошо говорит для своего возраста, то следует внимательно отнестись к этому вопросу, но при этом не стоит кидаться в крайности, глотать таблетки и подозревать детскую инвалидность.

Ребенок не разговаривает в 5 лет

В первый годик жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата и нервной системы к говорению. В этом возрасте ребёнок общается с родителями посредством крика, плача и других звуков, которые он способен издавать. Таким образом он подаёт сигналы о своём физическом и эмоциональном состоянии. При этом происходит тренировка физических составляющих голосового аппарата:

  • артикуляция;
  • дыхание;
  • гортань.

Речь должна развиваться своевременно

В первые месяцы жизни детский мозг начинает реагировать на слова, произносимые родителями: замирает, прислушивается, поворачивает голову на звуки голоса. Но большей частью ребёнок реагирует на интонацию: доброжелательная — он улыбается, успокаивается, грозная, суровая — напрягается.

Следующий этап формирования речи в этом возрасте, это когда появляется гуление: гукающие звуки, протяжные гласные.

К полугоду в речи младенца появляются простые слоги, то есть малыш уже способен произносить согласные, для чего приходится задействовать уже практически полный комплекс речевого аппарата.

Обратите внимание! Если в этом возрасте ребёнок не способен этого делать, то это первый признак проблем развития речи, который должен насторожить родителей.

Затем гуление трансформируется в лепетание, малыш издаёт чёткие отдельные звуки, несколько одинаковых слогов подряд, которые легко спутать со словами «мама», «папа».

К девяти месяцам в лепете ребёнка появляются новые звуки, интонации, разнообразие слогов. Он реагирует на своё имя, понимает простые команды (нельзя, можно, стой) и вопросы (где, куда).

Ещё через месяц ребёнок пытается повторять услышанные слова, повторяет новые, незнакомые звуки.

К году малыши уже способны соглашаться или возражать родителям, гримасничают, понимают простые вопросы. В этом возрасте «мама» или «баба», это осознанное произношение слова.

Тренировка органов дыхания полезна

На втором году жизни ребёнок уже общается посредством речи, выражает свои эмоции, простыми словами передаёт информацию, формирует предложения. У малыша пополняется пассивный словарь — понимание речи взрослых. Активный словарь не такой большой — всего 10-20 слов. Основной показатель, на который следует ориентироваться родителям — понимание ребёнком обращённой к нему речи.

Далее развитие речи идёт более активно (использование глаголов, комбинация глаголов и существительных), быстро возрастает словарный запас к трём годам, а к четырём малыши уже способны произносить развёрнутые предложения.

В пять лет ребёнок, уже полноценный собеседник, и способен поддерживать разговор, хотя может путаться в значениях некоторых слов, формирует отглагольные существительные, что выглядит забавно, но свидетельствует о новом скачке интеллектуального развития.

Важно! Если ребёнок ментально полностью здоров и не имеет проблем со слухом, но при этом в его речи присутствую грамматические, лексические или фонетические нарушения, то в таком случае можно говорить об общем недоразвитии речи.

Признаки отклонения

Признаки:

  • позднее появление речи;
  • маленький словарный запас;
  • плохая грамотность;
  • дефекты в произношении;
  • неумение подыскать нужное слово.

Курение плохо влияет на плод

Причины недоразвития

Причины:

  • инфицирование или интоксикация мамы в течении беременности;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт крови матери и ребёнка;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • травмы мозга на начальных этапах жизни ребёнка;
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
  • генетические отклонения, наследственность;
  • недостаток мотивации в случае чрезмерной родительской опеки;
  • диалоговый негативизм ребёнка при чрезмерном давлении взрослых;
  • потрясения (из области психологии, а не физические) — сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка;
  • педагогическая заброшенность, когда с малышом недостаточно много разговаривают родители.

Психосоматика: ребенок не разговаривает

Интеллектуальное и психическое развитие ребёнка активнее всего протекает в возрасте до 5 лет. По этапам формирования речи отчётливо видно, какие быстрые изменения в развитии ребёнка происходят в течение всего нескольких недель.

Развитие связано с речью

Почему так важно своевременное развитие речи?

Общее развитие малыша идёт рука об руку с его речью. Каждый этап этого процесса крайне важен.

Обратите внимание! Каждый упущенный момент невозможно будет восполнить на последующих этапах развития, и с каждым таким упущенным моментом ребёнок теряет часть своих потенциальных возможностей правильно заговорить.

При отличных физических и интеллектуальных способностях, потенциал маленького человека безграничен, и повлиять на него может только среда обитания малыша.

Очень важно создать вокруг ребёнка дружелюбную и позитивную социальную среду, которая поможет максимально развиться его потенциалу. Необходимо создать среду, в которой не будет чрезмерного давления на психику малыша, при этом не оставляя его полностью заброшенным, удовлетворяя только основные нужды в еде и тепле.

Соблюсти этот хрупкий баланс, сложная задача, но необходимая для воспитания гармоничной, физически и ментально здоровой, уверенной в себе личности.

Советы специалиста Грибовой О. Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»

Малыш отстаёт в речевом развитии от сверстников, что можно сделать — поможет литература.

Для кого эта книга?

Эта книга, шанс для тех, кто интересуется вопросами развития речи, пытается разговорить малыша (родителей, воспитателей, логопедов) (есть онлайн-версия). В ней собрано много полезной информации, знание которой поможет дать ответы на полезные вопросы родителей, например, ребёнок не говорит в 5 лет, что делать.

Этапы формирования речи

Формирование речи можно условно разделить на следующие этапы:

  • развитие мотивации и подражательных способностей;
  • расширение запаса слов и обучение грамматике речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Важна помощь родителей

Ребенку 5 лет, не разговаривает: что делать?

Речь человека развивается последовательно от одного этапа к другому. В рамках каждого необходимо проводить коррекционные занятия при обнаружении каких-либо отклонений. Любой упущенный недостаток будет усугублять потенциальные проблемы дальнейшего развития.

В книге собрано много полезных занятий, которые могут провести, как специалисты, так и сами родители, способные помочь детям преодолеть отставания в развитии речи.

М.И. Лисина «Общение, личность и психика ребенка»

Эта книга даёт представление о том, как развивается общение у детей в первые 7 лет жизни, влияние общения на психическое развитие малыша и роль, которую играют взрослые в этих процессах.

Здесь собран различный фактический материал, исследования, диагнозы, прогнозы учёных-психологов, подтверждающих важность присутствия взрослых на начальных этапах жизни детей для их полноценного развития, необходимость диалога и лечения (при необходимости).

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Если дети будут лишены общения со взрослыми, то, в зависимости от степени лишения, малыш необратимо остановится в развитии на уровне животного (Маугли), либо будет сильно отставать от своих сверстников в умственном развитии. Но, если вовремя вмешаться в этот процесс (помогать психологически или пойти лечиться при необходимости), то отклонение в развитии можно ликвидировать. И чем раньше произойдёт вмешательство, тем меньше усилий для этого понадобится.

Речь, как средство общения

Общение здесь рассматривается, как цепь единичных актов, характеризующихся целями, на достижение которых он направлен. В данной концепции речь рассматривается, как средство общения, которое возникает только на определённом этапе развития этой цепи.

В завершении необходимо подчеркнуть, что в развитии малыша нет мелочей, и взрослым не стоит упускать любую возможность, чтобы облегчить маленькому человеку этот сложный процесс.

Лечение Задержки Речевого Развития в Санкт-Петербурге


Диагностика и лечение Задержки Речевого Развития в Клинике ИМЧ РАН

При задержке речевого развития (ЗРР) ребенок использует недостаточный для своего возраста уровень речевых навыков. Речь является одной из ключевых составляющих нервно-психического и когнитивного развития ребенка. Отставание в формировании речи в первые несколько лет жизни может отразиться на последующих этапах ее развития.

Нарушения речевого развития могут проявляться как:

  • Задержка формирования самостоятельной речи, когда речь длительное время не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов.
  • Задержка формирования и расширения активного словаря. Проявляется в виде снижения количества употребляемых слов или укорочения фраз, однообразных и упрощенных ответов.
  • Задержка формирования или нарушения артикуляции, когда речь долгое время может быть не понятна окружающим, или понятна только близкому окружению ребенка.

Задержка формирования диалоговой речи также считается отклонением в развитии. Например:

  • Спонтанная речь может полностью отсутствовать, либо формироваться с задержкой. Попытки компенсировать недостаток речи с помощью жестикуляции и мимики могут также отсутствовать или быть крайне скудными по своему разнообразию.
  • В части случаев может отмечаться разрыв между пониманием обращенной речи и произносимой речью на бытовом или общеупотребительном уровне, когда ребенок отвечает невпопад даже на простые вопросы для своего возраста.
  • У части детей речь формально может присутствовать и быть достаточно понятной и правильной, но отмечается относительная неспособность к диалогу. Речь слабо направлена на общение, часто вне связи с происходящим, повторяющаяся, стереотипная, с наличием эхолалий или целых фраз-штампов, заученных текстов (например, из мультиков или фильмов).

Диагностика Задержки Речевого Развития


Понятие «нормальное речевое развитие» имеет достаточно широкие границы. Поэтому выявление нарушений в формировании речи лучше доверить специалистам в этой области, которые смогут достоверно оценить все индивидуальные особенности развития ребенка в каждом конкретном случае.


В первые годы жизни ребенка, отклонения в развитии речи имеют лучшие перспективы для коррекции, соответственно диагностировать нарушения речи и ее причины необходимо как можно раньше. Для этого может потребоваться детальное обследование у специалистов разного профиля.



ОБСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Невролог. Обследование у невролога включает: сбор жалоб, изучение истории развития ребенка, его психомоторных и речевых функций, оценку коммуникативных навыков, состояние речевого аппарата, общее состояние слуховых и зрительных реакций, изучение заключений специалистов, оценку неврологического статуса. Также невролог устанавливает предварительный или окончательный диагноз, индивидуально рекомендует проведение необходимых диагностических исследований и лечебных мероприятий, помогает в подборе реабилитационных программ.

    Отоларинголог, сурдолг (исключение нейросенсорной тугоухости, хронического отита).

    Логопед. Оценивает полноту формирования речи и состояние речевого аппарата в процессе развития ребенка, а также на текущий момент.

    Психолог. Проводит диагностику не только речи, он также оценивает общее психическое развитие детей дошкольного и школьного возраста с использованием шкал и тестов.

    Психиатр. Обследование у этого специалиста является особенно важным при диагностике аутизма, мутизма, умственной отсталости и других психических расстройств детского возраста, протекающих с дисфункциями речи.

    Гастроэнтеролог, эндокринолог (исключение алиментарных или гормональных дисфункций, которые могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития).

    Генетик. Использование комплексных генетических исследований, с учетом клинических проявлений у ребенка, может помочь в выявлении этиологии речевого и психического отставания.


    Необходимо учитывать, что задержки речи у детей могут протекать по-разному, и в ряде случаев для точной дифференциальной диагностики необходимо динамическое наблюдение ребенка.




ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

  • Стандартная электроэнцефалография (ЭЭГ) с применением функциональных проб и методов математического анализа ЭЭГ. Исследование позволяет оценить биоэлектрическую активность головного мозга, его функциональную активность, выявить очаговую, пароксизмальную и эпилептиформную патологическую активность, а также судить о зрелости формирования основных ритмов ЭЭГ.

    Видео ЭЭГ-мониторинг сна. У детей с задержками речи, данный метод используют для более детального изучения эпилептиформной активности или при подозрении на наличие судорожных приступов.

    Ультразвуковое исследование мозга (нейросонография, УЗИ мозга). Абсолютно безопасный, безболезненный метод исследования, который не требует подготовки и не имеет противопоказаний. Метод позволяет получать двухмерное изображение структуры мозга и оценить наличие возможной патологии тканей. Ввиду индивидуальных особенностей (плотность костей черепа) исследование может быть проведено не у всех пациентов.

    Дуплексное, триплексное сканирование сосудов головы и шеи. Безопасная и безболезненная диагностическая процедура для выявления различных патологий сосудистой системы мозга. Дуплексное сканирование дает возможность хорошо рассмотреть сосуды и прилегающие к ним ткани «в разрезе» (двухмерное изображение). В ходе диагностики можно определить степень сужения или деформации сосудов. Триплексное сканирование сосудов (трехмерное изображение), позволяет увидеть движение кровотока (используется совместно с дуплексным сканированием).

    Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Информативные методы с высокой степенью визуализации, которые позволяют получить двухмерные изображения тканей, а для некоторых структур трехмерные изображения. Используются для более детального выявления аномалий развития структур мозга и сосудов, повреждения коры или проводящих путей, наличия кист и гидроцефалии. В зависимости от цели, врачом назначается один из методов исследования, который может проводиться с использованием контраста, или без него. Для проведения КТ или МРТ диагностики возможны противопоказания, а у маленьких детей часто требуется сопровождение анестезиолога.



    Для уточнения диагноза также могут быть использованы методы оценки проведения нервных импульсов в различных структурах, участвующих в обработке восприятия и воспроизведения речи (вызванные потенциалы, электродиагностика с определением функциональных свойств нервов и мышц, электронейромиография и т.п.).

Лечение Задержки Речевого Развития


Специалистам давно известно, что коррекция речевых нарушений наиболее эффективна в период активного становления речевой функции (2–5 лет). При организации помощи детям с ЗРР приоритетным является раннее выявление нарушений речи и индивидуальный подбор тактики ведения пациента.
Одним детям для успешного преодоления задержки будет достаточно только логопедической и небольшой психолого-педагогической коррекции. Другим, для коррекции речевых нарушений, требуются совместные усилия нескольких специалистов и комплексность воздействия. При этом принятие решения о необходимости проведения диагностических и лечебных мероприятий, должно осуществляться только индивидуально.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ

На фоне развивающих занятий, детям с ЗРР может потребоваться медикаментозная поддержка. Назначает препараты только врач. Предпочтительным является прием в виде курсов витаминно-минеральных комплексов, растительных, ноотропных, нейропротекторных препаратов, а также препаратов обладающих метаболической, антиоксидантной, антигипоксантной активностью, и корректоров поведения (при необходимости), которые заметно улучшают результаты логопедической и коррекционной работы. Целесообразность медикаментозного сопровождения решается индивидуально в каждом конкретном случае.

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНА ТЕРАПИЯ

Обычно включает два крупных блока: педагогический и блок методик с использованием специализированного оборудования.

Педагогический:

  • занятия с логопедом, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
  • занятия с логопедом-дефектологом проводятся в тех случаях, когда ребенок недостаточно понимает речь, или имеет отставание в интеллектуальной сфере.

Методики с использованием специализированного оборудования, например:

  • транскраниальная микрополяризация (ТКМП),
  • транскраниальная магнитолазеротерапия (ТМЛ-терапия),
  • биоакустическая коррекция (БАК),
  • лекарственный электрофорез и многие другие методы физиотерапевтического воздействия, а также нейростимуляции.

Дополнительно могут быть применены различные методы мануальной и остеопатической поддержки ребенка.

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ

Не всегда проявления задержки речевого развития могут быть полностью преодолены в короткие сроки, особенно у детей с выраженными нарушениями. Таким детям может быть показана комплексная терапия и реабилитация.
В этом случае родителям необходимо настроиться на планомерную, пошаговую работу, а врачу-неврологу установить оптимальный порядок и безопасный режим проведения всех процедур, чтобы не допустить перегрузки нервной системы маленького пациента. При этом весь комплекс мер необходимо планировать и подбирать индивидуально.

  • Главная
  • Об Институте
  • Наука
  • Образование
  • Клиника
    • Телемедицина
    • Подача Документов
    • Правила госпитализации
    • Электроэнцефалография
    • Электронейромиография
    • Исследование вызванных потенциалов
    • Транскраниальная магнитная стимуляция
    • УЗИ сосудов БЦА
    • Плазмаферез
    • Прием Дерматолога
    • УЗИ внутренних органов
    • УЗИ сосудов брюшной полости
    • УЗИ сосудов конечностей
    • Нейросонография
    • Допплерография
    • Эхокардиография
    • Эхоэнцефалография
    • Электрокардиография
    • Суточное Мониторирование ЭКГ — Холтер-монитор
    • Суточное мониторирование артериального давления (СМАД)
    • Кардиореспираторное мониторирование
    • МРТ
    • ПЭТ-КТ
    • ОМС
    • ДМС
    • Подразделения
    • Пациентам
    • Платные Услуги
    • Специалисты
    • Виды Помощи
    • Заболевания
      • Лечение Паралитического Косоглазия
      • Лечение Невритов Зрительного Нерва
      • Лечение Атрофии Зрительного Нерва
      • Лечение Диабетической Ретинопатии
      • Лечение Катаракты
      • Лечение Ишемической Нейропатии
      • Лечение Глаукомы
      • Лечение Шизофрении
      • Лечение Депрессии
      • Лечение Неврозов
      • Лечение Себорейного Дерматита
      • Лечение Нейродермита
      • Лечение Базалиомы
      • Лечение опоясывающего лишая
      • Лечение Эпилепсии
      • Лечение Гиперактивности
      • Лечение Диплопии
      • Лечение Болезни Паркинсона
      • Лечение Задержки Речевого Развития
        • Нормы Речевого Развития
      • Дефицит Внимания и Гиперактивности у Детей
      • Лечение Эссенциального Тремора
      • Лечение Дистонии
      • Лечение Головных Болей
      • Лечение Мигрени
    • Стационар
    • Отзывы о Клинике
    • Первичная Запись
    • Хемоденервация
    • Интравитреальные инъекции
    • Видео-ЭЭГ Мониторинг
    • Транскраниальная Магнитолазеротерапия
    • Комплексная диагностика задержки речи и психических функций у детей
    • Восстановительный Массаж
    • Интраоперационный Нейрофизиологический Мониторинг
  • Сотрудники
  • Контакты
  • Режим Работы
  • Карта Сайта
  • Новости

Запомнить меня

Ваша заявка принята

Ваша заявка будет обработана в самое ближайшее время.

Оператор регистратуры позвонит вам сегодня
с номера: 8 812 670-76-75.

Нажимая кнопку «перезвонить мне», я подтверждаю, что согласен
с условиями политики обработки персональных данных

Учимся говорить | от 1 до 2 лет

  • от 0 до 6 месяцев
  • от 6 до 12 месяцев
  • от 1 до 2 лет
  • от 2 до 3 лет
  • от 3 до 5 лет

Общайся, играй, читай!

Младенцы и маленькие дети обожают, когда вы болтаете, играете и читаете с ними, даже если вы думаете, что они слишком малы, чтобы понять.
Вы можете превратить практически все в игру. И каждая мелочь, которую вы сделаете вместе, поможет им хорошо подготовиться к тому дню, когда они пойдут в школу.

Советы по развитию речи

Вот несколько советов и занятий, которые помогут вашему ребенку развить речевые навыки:

  • попробуйте поиграть с вещами, которые интересуют вашего ребенка, и будьте на его уровне физически, пока вы играете вместе
  • обратите внимание на то, на что смотрит или указывает ваш ребенок, и поговорите об этом, постарайтесь сделать это до того, как его внимание переключится на что-то другое – для младенцев и малышей это может занять несколько секунд
  • используйте книжки с картинками, чтобы познакомить ребенка с новыми вещами – покажите на картинки и скажите, что вы видите
  • по очереди издавайте звуки или разговаривайте с ребенком, так как вы можете реагировать на его лепет, копируя звуки, которые вы слышите, а затем ожидая, пока они сделают еще один ход
  • Сделайте чтение, пение и игры веселыми, используя множество движений и разных голосов
  • используют одну и ту же песню или книгу – маленькие дети многому учатся, когда знакомы с определенными песнями и книгами
  • говорите с ребенком короткими, простыми предложениями, так как это помогает ему понять, что вы говорите, и облегчает копирование, когда он будет готов

Видео: Пение

Посмотрите это видео о том, как мама поет своему ребенку. Песни — отличный способ помочь вашему ребенку выучить язык.

Идеи, которые помогут вашему малышу учиться

Вот несколько идей, которые помогут вашему ребенку учиться, общаясь с ним, играя и читая.

  • Называйте предметы и предлагайте ребенку варианты, например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?».
  • Назовите продукты, которые ест ваш ребенок, и расскажите, на что они похожи, используя такие слова, как «сладкий», «кислый», «круглый», «гладкий», «холодный», «теплый».
  • Вместе рассмотрите книжки с картинками – дайте ребенку время указать на вещи и рассказать о том, что они видят, используя слова для обозначения действий и вещей, например: «Младенец спит».
  • Нарисуйте простые картинки и предложите ребенку добавлять отметки и цвета, пока вы рассказываете о них.
  • Найдите песни и стишки, в которых используются жесты и предметы.
  • Играйте вместе в ролевые игры, например, на пикник с плюшевыми мишками.
  • Совместите игру в воде с притворной игрой, искупав куколку – расскажите о том, что вы делаете, например, «Помойте куколке ноги», «Помойте куколке животик».
  • Притворитесь кроликом, когда вы кусаете морковку, или мышью, грызущей сыр — убедитесь, что у вас обоих есть что попробовать!
  • Изучение более чем одного языка

    Важно разговаривать с ребенком на языке или языках, которыми вы пользуетесь.

    Ребенок, изучающий более одного языка, должен лепетать и произносить свои первые слова так же, как ребенок, изучающий один язык.

    Важно не путать эту небольшую задержку с языковыми трудностями – большинство детей быстро наверстывают упущенное.

    Для получения дополнительной помощи по языкам просмотрите вопросы родителей на веб-сайте Национального фонда грамотности.

    Помощь и совет

    В возрасте от 1 до 2 лет у вашего ребенка могут отсутствовать какие-либо плановые осмотры, связанные с развитием. Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна небольшая дополнительная поддержка, вам может помочь патронаж. Они могут связать вас с группой речевых и языковых терапевтов или рассказать вам о местных мероприятиях.

    Если ваш ребенок ходит в ясли или другое учреждение раннего возраста, персонал сможет помочь вам следить за развитием вашего ребенка. Некоторые дети имеют право на бесплатные места в детских садах в возрасте 2 лет. Спросите у патронажной сестры дополнительную информацию.

    Обращайтесь к своей патронажной сестре за дополнительной поддержкой всякий раз, когда вам это нужно, они смогут дать советы и рекомендации.

    Помните, что дети учатся говорить в разном возрасте. Если вы обеспокоены, поговорите со своей патронажной сестрой или главным работником детского сада или обратитесь за консультацией в местную службу логопедии и языковой терапии.

    Чтобы узнать больше о том, как вы можете помочь своему ребенку, посетите:

    • Tiny Happy People
    • Королевский колледж логопедов и языковых терапевтов: речевая и языковая терапия
    • Речь и язык Великобритания

    Речевые результаты у поздно начавших говорить малышей в дошкольных учреждениях и за его пределами

    • Список журналов
    • Рукописи авторов HHS
    • PMC2862655

    Perspect Lang Learn Educ. Авторская рукопись; доступно в PMC 2010 3 мая

    Опубликовано в окончательной редакции как:

    Perspect Lang Learn Educ. 2008 г., октябрь; 15(3): 119–126.

    DOI: 10.1044/LLE15.3.119

    PMCID: PMC2862655

    NIHMSID: NIHMS111434

    PMID: 20442807

    , M.A., CCCCLP и PH.D., CCCSLP

    , M.A., CCCCLP и PH.D. Заявление об отказе от ответственности

    Малышей, которые демонстрируют задержку начала и прогрессирования экспрессивной речи в сочетании с соответствующим возрасту развитием, часто называют «поздно заговорившими». Развитие языка в этой группе детей, которые вступают в поток экспрессивной речи на более позднем этапе развития, чем их сверстники, имеет клиническое значение, особенно для тех, кто предоставляет услуги раннего выявления и вмешательства. С практической точки зрения необходимо выяснить, «выздоравливают» ли поздно заговорившие в конечном счете и развивают ли они адекватные языковые навыки, или же поздний разговор в детском возрасте является предвестником языковых трудностей в школьном возрасте и во взрослой жизни. Кроме того, данные свидетельствуют о том, что у подмножества детей, которые изначально были идентифицированы как поздно заговорившие, позже при поступлении в школу диагностируют специфическое языковое нарушение. Однако на сегодняшний день возможность точно определить, у кого из поздно говорящих, скорее всего, будут продолжать возникать проблемы с речью, ограничена.

    Ограниченный словарный запас в раннем возрасте и длительное развитие экспрессивной речи обычно считаются признаками поздней речи. В исследовательской литературе классификация детей как поздно заговоривших варьировалась в зависимости от возраста выявления и степени задержки, а также от используемого ярлыка. В ранней литературе по этой теме поздно заговорившие описывались как имеющие специфическую задержку экспрессивной речи или задержку экспрессивной речи. Впоследствии был принят ярлык «поздно заговоривший», чтобы отличить этих детей от детей с определенными языковыми нарушениями, учитывая значительный процент выздоравливающих детей и относительно положительные результаты, которые обычно связаны с поздно заговорившими.

    В исследовательских целях поздних говорящих часто выявляют на основе показателей экспрессивной лексики в отчетах родителей, таких как Опрос языкового развития (LDS; Rescorla, 1989) или Опросник коммуникативного развития Макартура-Бейтса (CDI, Fenson et al., 1993, 2007). Обе эти меры обеспечивают родителей и опекунов фиксированным набором словарных слов, из которых родитель должен выбрать слова, которые произвел его или ее ребенок. Меры различаются по количеству слов, которые включены. LDS включает 310 слов из раннего словарного запаса, а форма CDI «Слова и предложения» включает 680 слов. Хотя слова, включенные в оба инструмента, различаются, недавние исследования обнаружили значительную корреляцию между этими двумя показателями в их способности классифицировать детей ясельного возраста с задержкой экспрессивной речи (Rescorla, Bernstein-Ratner, Jusczyk, & Jusczyk, 2005).

    В дополнение к использованию различных мер, исследователи установили различные критерии для выявления поздно говорящих. Выразительный словарный запас, содержащий менее 50 из 310 слов, включенных в LDS, или отсутствие комбинаций из двух слов в двухлетнем возрасте были среди критериев, используемых в ранней работе с акцентом на поздно говорящих (Rescorla, 1989). Более поздние критерии включали показатели ниже 10 90 139 90 140 процентилей по CDI в возрасте 24 месяцев (например, Ellis Weismer, 2007; Dale, Simnoff, Bishop, & Plomin, 19 лет).98) или ниже 15 90 139 90 140 процентиля по шкале LDS в возрасте от 18 до 23 месяцев (Rescorla & Achenbach, 2002). С практической точки зрения самая последняя нормативная информация для CDI показывает, что процентиль 10 th соответствует 92 из 680 слов экспрессивного словаря в возрасте 24 месяцев для девочек и 63 из 680 слов выразительного словаря для мальчиков. Для сравнения, процентиль 50 90 139 90 140 (т. е. среднее количество слов экспрессивного словарного запаса) для 24-месячных детей в CDI дает значения 346 из 680 и 252 из 680 слов для девочек и мальчиков соответственно (Fenson et al. , 2007). ).

    Несмотря на различия в параметрах или пороговых значениях для включения, ярлык «поздно заговоривший» применяется к детям, которые демонстрируют ограниченный словарный запас на фоне типичного во всем остальном развития. Единственным исключением из этого является то, что исследования, посвященные поздно говорящим, также различались с точки зрения уровня сопутствующей рецептивной речи. В литературе некоторые образцы поздно говорящих включают детей с не более чем легкими нарушениями рецептивной речи, в то время как другие ограничены детьми с нормальными способностями рецептивной речи.

    В исследованиях языкового развития поздно заговоривших часто использовались лонгитюдные методы, с помощью которых языковые навыки групп идентифицированных детей сравниваются с навыками сверстников в определенные моменты времени. Дети, включенные в контрольную группу, сопоставляются с поздно заговорившими на основе таких критериев, как социально-экономический статус, пол и уровень невербальных когнитивных способностей. В настоящее время большинство исследований, которые были завершены с поздно говорящими малышами, были сосредоточены на периоде между детским возрастом и поступлением в детский сад.

    Различные исследования показывают, что дети, которые первоначально были идентифицированы как поздно заговорившие, как группа, демонстрируют языковые навыки, которые в значительной степени находятся в пределах нормального диапазона при поступлении в детский сад в отношении выполнения нормированных, стандартизированных языковых показателей (Ellis Weismer, 2007; Пол, 1996; Рескорла и Ли, 2000; Уайтхерст и Фишель, 1994). Несмотря на то, что результаты поздних заговорщиков в общих тестах экспрессивной и рецептивной речи в целом находятся в пределах нормы при поступлении в детский сад, эти результаты говорят только о части истории, поскольку стандартные баллы, как правило, значительно ниже, чем у соответствующих сверстников (Ellis Weismer 2007; Rescorla). 2000, 2002). Например, Эллис Вейсмер (Ellis Weismer, 2007) исследовал языковые результаты 40 поздно заговоривших по сравнению с 43 типично развивающимися сверстниками в возрасте 5,5 лет, которые первоначально были включены в лонгитюдное исследование языкового развития в возрасте 24 месяцев. Результаты показали, что 3 из 40 поздно заговоривших продемонстрировали успеваемость как минимум на одно стандартное отклонение ниже среднего в отношении коэффициента разговорной речи (т. е. совокупного балла по экспрессивной речи) в тесте на развитие речи — дошкольное образование, 3 rd Edition (TOLD-P3, Newcomer & Hammill, 1997 г.) по сравнению с национальными нормами. Кроме того, все дети были на уровне или выше нормы в отношении коэффициента аудирования (т. е. сводной оценки рецептивной речи) того же показателя.

    Хотя эти данные могут свидетельствовать о том, что большинство поздно заговоривших решают свои языковые трудности к раннему школьному возрасту, рассмотрение результатов по сравнению с аналогичными сверстниками дает разные результаты. Хотя общие языковые способности (т. е. стандартные баллы и процентные ранги) детей, которые изначально были идентифицированы как поздно говорящие, могут быть в пределах нормы по отношению к национальным нормам, поздно говорящие продолжают демонстрировать определенные области дефицита, включая, в частности, грамматику. Например, Эллис Вейсмер (Ellis Weismer, 2007) сравнил среднюю успеваемость той же группы детей ясельного возраста, описанной выше (за вычетом трех, у которых баллы были более чем на одно стандартное отклонение ниже среднего) с детьми ясельного возраста с нормальным языковым развитием. В рамках этого сравнения группа поздно заговоривших продемонстрировала показатели в пределах нормы как по показателям аудирования, так и по говорению TOLD-P3. Однако их баллы были значительно ниже, чем у группы с типичным языковым развитием. Особые трудности были отмечены в имитации предложений, мере синтаксиса и грамматической морфологии. Выводы в этом направлении согласуются с предыдущими исследованиями, которые показали нормальный диапазон, но более низкую производительность у тех, кто поздно начинает говорить, по сравнению со сверстниками (Пол, 19 лет).96; Рескорла 2000, 2002).

    Girolametto, Wiigs, Smyth, Weitzman, and Pearce (2001) также исследовали долгосрочные языковые результаты у детей, у которых было выявлено, что они поздно начинают говорить в возрасте двух лет. Это исследование было сосредоточено на выборке из 21 человека, поздно заговорившего, что было определено по словарному запасу в нижнем 5 90 139 90 140 перцентиле CDI в возрасте двух лет. Все поздно заговорившие участвовали в программе обучения родному языку в течение 11 недель в возрасте двух лет, при этом 13 из 21 участников также получали дополнительную логопедическую терапию. Эту группу поздно заговоривших в пятилетнем возрасте сравнивали с группой сверстников, сопоставимых по хронологическому возрасту, полу и расовой/этнической принадлежности. Результаты показали, что 3 из 21 поздно начавших говорить набрали более 1,25 стандартных отклонений ниже среднего по крайней мере в двух подтестах TOLD-2 (Newcomer & Hammill, 19).88) или тест Renfrew Bus Story (Cowley & Glasgow, 1994). Кроме того, показатели поздно говорящей группы были значительно ниже в подтесте «Грамматическое завершение» и «Устная лексика» TOLD-2. В задаче по рассказыванию истории поздние говорящие были значительно ниже в MLU, а также в показателях уровня повествования и процента сплоченности.

    Rescorla, Dahlsgaard, and Roberts (2000) отслеживали языковые результаты в возрасте трех и четырех лет у группы детей, изначально идентифицированных как поздно заговорившие в дошкольном возрасте, по сравнению с группой обычно развивающихся сверстников. Дети в рамках этого исследования продемонстрировали нормальные рецептивные языковые навыки. Результаты показали, что, хотя поздно говорящие добились большего прогресса в MLU и продуктивном синтаксисе, чем дети с нормальными языковыми способностями в возрасте от трех до четырех лет, они оставались значительно ниже обычных сверстников. В возрасте трех лет более половины группы поздно заговоривших оставались с отставанием в синтаксисе. Однако к четырем годам только 29% поздно заговоривших продолжали демонстрировать значительные задержки по сравнению со своими сверстниками, говорящими нормально. Кроме того, взаимосвязь и модели развития синтаксиса были сходными для двух групп, при этом группа поздно заговоривших, по-видимому, была отсроченной, а не неупорядоченной.

    Мысль о том, что поздно начавший говорить, может догнать своих сверстников в отношении языкового развития, небезосновательна. Некоторые дети, которых изначально идентифицировали как поздно заговоривших, действительно начинают ходить в школу с языковыми навыками, которые соответствуют возрастному уровню или превышают его. В выборке Эллиса Вейсмера (2007) из 40 поздно заговоривших десять продемонстрировали возрастные показатели по всем показателям, которые применялись в возрасте 5,5 лет. Конкретные факторы устойчивости в раннем детстве, которые способствуют такому исходу, требуют дальнейшего изучения.

    Ограниченные результаты также существуют для периода после поступления в детский сад для детей, которые изначально были идентифицированы как поздно заговорившие. Причины этого могут быть скорее практическими, чем теоретическими, учитывая ресурсы, необходимые для отслеживания одной и той же выборки детей в течение большого промежутка времени.

    Paul, Hernandez, Taylor и Johnson (1996) наблюдали за группой поздно заговоривших, идентифицированных в возрасте от 20 до 34 месяцев, и за группой контрольной группы в течение долгого времени. Рецептивные языковые способности варьировались в пределах этой выборки. Результаты показали, что 74% детей, которые изначально были идентифицированы как поздние, чтобы говорить, были в пределах нормы в отношении синтаксиса и морфологии при поступлении в детский сад (т.74) выше 10 90 139-го 90 140-го процентиля в образцах повествовательного языка). В рамках этого исследования эти дети были классифицированы как «выздоровевшие» и дифференцированы от детей, оставшихся с задержкой развития. Эта группа детей продемонстрировала значительно более низкие баллы по экспрессивной шкале теста языкового развития в возрасте семи лет, чем их типично развивающиеся сверстники, хотя обе группы продемонстрировали баллы в пределах нормы (TOLD, Newcomer & Hammill, 1988). Это открытие предполагает, что дети, которые поздно начинают говорить, продолжают демонстрировать языковую слабость по сравнению с обычными сверстниками. Хотя эта субклиническая языковая слабость не настолько значительна, чтобы ее можно было классифицировать как задержку, она может существенно повлиять на успехи в учебе.

    Рескорла (Rescorla, 2002) завершил обширное лонгитюдное исследование языкового развития группы детей, которые изначально были идентифицированы как поздно заговорившие, до раннего школьного возраста и старше. Из группы из 34 поздно заговоривших и 32 контрольных, у всех из которых на момент начала исследования рецептивная речь была соответствующей возрасту, только 6% поздно заговоривших имели баллы как минимум по двум подтестам TOLD в диапазоне нарушений в шестилетнем возрасте. . Тем не менее, как группа, поздно заговорившие были значительно хуже в словарном запасе в возрасте шести, семи и восьми лет и в грамматике (то есть в использовании грамматических морфем и формулировании предложений) в возрасте шести и восьми лет. Кроме того, были обнаружены значительные групповые различия в совокупных показателях чтения (т. е. декодирования, понимания, правописания и письменной речи) в возрасте восьми и девяти лет, хотя ни у кого не было формально диагностированного нарушения чтения. Эти результаты снова указывают на постоянные, но малозаметные языковые недостатки, которые могут быть незаметны при простом рассмотрении оценок по формальным языковым показателям.

    Манхардт и Рескорла (2002) также проанализировали способности устного повествования подгруппы из 31 поздно заговорившего и 23 типичных сверстников из описанного выше исследования в возрасте восьми и девяти лет. Результаты выявили значительные трудности в использовании повествовательной структуры для детей, которые поздно заговорили, в отличие от результатов Пола и др., описанных выше. Поздно заговорившие набрали более низкие баллы по синтаксису, грамматике рассказа и оценочной информации по сравнению с типичными сверстниками, хотя их баллы CELF-R были в среднем диапазоне. Эти данные согласуются с мнением о том, что, хотя у большинства из них задержка не настолько велика, чтобы заслуживать ярлыка нарушения речи, поздно говорящие продолжают демонстрировать языковую слабость после детского сада по сравнению со сверстниками. Если принять во внимание влияние языка на многие, если не на все области академической успеваемости, крайне важно, чтобы эти дети продолжали отслеживать свои успехи в учебе.

    Дополнительные языковые данные от 28 детей, поздно заговоривших, и 25 детей сравнения из исходной выборки Rescorla были собраны в возрасте 13 лет (Rescorla, 2005). Как и в случае с предыдущими выводами, поздно заговорившие набрали баллы в основном в пределах своего развития. Поздно заговорившие продемонстрировали наибольшие трудности с показателями, касающимися словарного запаса и грамматики (например, тест на знание речи подростков и взрослых, словарный запас на слух, грамматику на слух и грамматику при чтении; TOAL-3, Hammill, Brown, Larsen & Wiederholt, 19).94). Кроме того, поздно заговорившие были значительно ниже по совокупным показателям словарного запаса, грамматики, вербальной памяти и понимания прочитанного. Тем не менее, поздно говорящие показали такие же результаты, как и их сверстники, по показателям техники чтения и письма.

    Исследования, описанные выше, включали относительно небольшое число участников и рассматривали групповые результаты в целом. Хотя эти типы исследований являются информативными и могут служить отправной точкой для рассмотрения языкового развития у поздно заговоривших, передовые статистические методы также могут информировать нас о поздно говорящих, предоставляя информацию о траекториях роста. В недавнем исследовании, проведенном Райсом и его коллегами (2007), использовалось моделирование роста для изучения языковых результатов 128 детей, поздно заговоривших в анамнезе, по сравнению со 109 детьми.типично развивающиеся сверстники в семилетнем возрасте. Результаты показали, что, хотя поздно заговорившие продемонстрировали навыки в пределах среднего диапазона по общему показателю языкового функционирования, значительно больший процент детей в группе поздно заговоривших продемонстрировал навыки, которые были более чем на одно стандартное отклонение ниже среднего в разговорной речи, синтаксисе и речи. морфосинтаксис (Райс, Тейлор и Зубрик, 2007).

    Существующие исследования языковых результатов у поздно заговоривших малышей, хотя и ценные, не лишены ограничений. Учитывая практические трудности, связанные с набором участников из особых групп населения, большинство исследований, посвященных поздно говорящим, включают относительно небольшие размеры выборки. Кроме того, образцы ограничены теми, кто готов участвовать. В рамках вышеупомянутых исследований выборки поздно заговоривших, которые были изучены, были в значительной степени однородными в отношении этнической принадлежности и СЭС, причем большинство участников были из домов с высоким или средним СЭС, которые находятся в непосредственной близости от исследовательских центров и университетов. Таким образом, эти данные могут не распространяться на всех детей, растущих сегодня в Америке.

    Другим важным ограничением вышеупомянутых исследований является отсутствие количественной оценки количества или типа вмешательства, которое получили дети. Это не маленькое усилие. Хотя во многих исследованиях сообщалось о количестве или диапазоне часов вмешательства, в котором участвовали дети, имеется ограниченная информация о влиянии такого вмешательства на последующие языковые результаты. Кроме того, поскольку языковое вмешательство сильно варьируется в зависимости от многих факторов ребенка и врача, таких как тип, частота и взаимопонимание врача и ребенка, такой показатель может быть трудно рассчитать. Несмотря на эту трудность, существует большая потребность в будущих исследованиях влияния речевой терапии на развитие поздно говорящих малышей. Такая информация необходима для дальнейшего руководства принятием клинических решений.

    Дополнительным аспектом языкового развития поздно заговоривших малышей является роль понимания. В то время как большинство существующих исследований сосредоточено на детях с не более чем легкой задержкой в ​​понимании, особое влияние способности понимать и обрабатывать язык на последующий словарный запас и овладение языком заслуживает дальнейшего изучения. Было показано, что показатели понимания языка являются важными предикторами языкового результата у поздно заговоривших (Ellis Weismer, 2007; Thal, Tobias, & Morrison, 19).91). Возможно, что изменчивость в понимании языка у поздно заговоривших может в конечном итоге указывать на дефицит обработки информации, проявляющийся у детей старшего возраста со специфическими языковыми нарушениями.

    Информация о клиническом ведении поздно говорящих малышей положительна, хотя и не лишена осторожности. Вышеупомянутое исследование показывает, что у большинства поздно заговоривших языковые навыки к тому времени, когда они пойдут в школу, в основном находятся в пределах нормы по отношению к национальным нормам. По сравнению с другими задержками развития перспективы в значительной степени обнадеживают. Однако необходимо помнить, что приведенные выше результаты исследований в первую очередь касаются среднего уровня успеваемости групп детей. Таким образом, языковая траектория отдельного ребенка может следовать, а может и не следовать моделям, описанным выше. Однако можно с уверенностью сказать, что дети, которые поздно начинают говорить в дошкольных учреждениях, как правило, имеют более слабые языковые навыки при поступлении в школу. Хотя эти дети могут не нуждаться в интервенционных услугах или не соответствовать им, было бы разумно внимательно следить за индивидуальным прогрессом выявленных поздно говорящих в отношении приобретения языковых навыков более высокого уровня и навыков чтения, поскольку эти навыки имеют решающее значение для успеваемости. В обществе, в котором способность эффективно использовать язык, чтобы говорить, понимать, читать и писать, явно влияет на дальнейший успех в образовании и профессиональной деятельности, дети, которые продолжают демонстрировать относительно более слабые языковые способности, чем их сверстники, безусловно, будут в невыгодном положении.

    Элизабет Мишель Роос, MA, CCC-SLP

    B.S. Северо-Западный университет, 1994 г., коммуникативные науки и расстройства

    Магистр искусств Техасский университет в Остине, 1996 г., коммуникативные расстройства

    Доктор философии. в процессе, Университет Висконсин-Мэдисон, 2004 г. – настоящее время

    Интересы

    Речевое развитие детей в типичной и клинической популяциях с акцентом на дошкольников и поздно заговоривших

    Сьюзен Эллис Вейсмер, доктор философии, CCC-SLP

    Б.С. Университет Индианы, 1975 г., Науки о речи и слухе

    Доктор философии, Университет Индианы, 1981 г., Развитие речи и расстройства

    Интересы

    Ход развития и природа речи у типично развивающихся детей, поздно берущих, детей с особыми языковыми нарушениями (SLI) и детей в спектре аутизма.

    Элизабет Мишель Роос, докторант, Университет Висконсин-Мэдисон, отделение коммуникативных расстройств.

    Сьюзен Эллис Вейсмер, профессор кафедры коммуникативных расстройств, заместитель декана по исследованиям, Колледж литературы и наук, исследователь Центра Вайсмана, Университет Висконсин-Мэдисон.

    • Коули Дж., Глазго С. Автобусная история Ренфрю: проверка языка по воспроизведению повествования. Серкл Пайнс, Миннесота: Американское руководство; 1994. [Google Scholar]
    • Dale P, Simonoff E, Bishop DVM, Plomin R. Генетическое влияние на задержку речи у двухлетних детей. Неврология природы. 1998;I:324–328. [PubMed] [Google Scholar]
    • Эллис Вейсмер С. Типичные говорящие, поздно говорящие и дети с особыми языковыми нарушениями: спектр языковых способностей? В: Пол Р., редактор. Влияние точек зрения на развитие на исследования и практику коммуникативных расстройств: Festschrift для Робина С. Чепмена. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2007. С. 83–102. [Google Scholar]
    • Фенсон Л. , Дейл П.С., Резник С., Тал Д., Бейтс Э., Хартунг Дж. и др. Инвентаризация коммуникативного развития МакАртура: руководство пользователя и техническое руководство. Сан-Диего, Калифорния: единственное число; 1993. [Google Scholar]
    • Fenson L, Marchman V, Thal D, Dale P, Reznick J, Bates E. MacArthur Communicative Development Inventors: руководство пользователя и техническое руководство. 2. Балтимор, Мэриленд: Брукс; 2007. [Google Scholar]
    • Girolametto L, Wiigs M, Smyth R, Weitzman E, Pearce P. Дети с задержкой экспрессивной речи в анамнезе: результаты в возрасте 5 лет. Американский журнал патологии языка речи. 2001; 10: 358–69. [Google Scholar]
    • Hammill DD, Brown VL, Larsen SC, Wiederholt JL. Тест Подросткового и Взрослого Языка. Остин, Техас: Pro-Ed; 1994. [Google Scholar]
    • Ли . Развивающий анализ предложений. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета; 1974. [Google Scholar]
    • Манхардт Дж., Рескорла Л. Навыки устного повествования у поздно заговоривших в возрасте 8 и 9 лет. Прикладная психолингвистика. 2002; 23:1–21. [Google Scholar]
    • Newcomer P, Hammill D. Test of Language Development-Primary. 3. Остин, Техас: Pro-Ed; 1997. [Google Scholar]
    • Newcomer P, Hammill D. Test of Language Development-Primary. 2. Остин, Техас: Pro-Ed; 1988. [Google Scholar]
    • Пол Р. Клинические последствия естественного течения медленного развития выразительной речи. Американский журнал патологии языка и речи. 1996; 5: 5–21. [Google Scholar]
    • Пол Р., Эрнандес Р., Тейлор Л., Джонсон Развитие повествования у поздно заговоривших: младший школьный возраст. Журнал исследований речи и слуха. 1996; 39: 1295–1303. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л. Исследование языкового развития: инструмент для выявления задержки речи у малышей. Журнал расстройств речи и слуха. 1989;54:587–599. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л. У поздно заговоривших малышей десятилетие спустя возникают проблемы с чтением? Анналы дислексии. 2000; 50:87–102. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л. Язык и результаты чтения до 9 лет у поздно говорящих малышей. Журнал исследований речи, языка и слуха. 2002; 45: 360–371. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л. Язык и результаты чтения в возрасте 13 лет у поздно заговоривших малышей. Журнал исследований речи, языка и слуха. 2005;48:459–472. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л., Робертс Дж. Использование номинальных и вербальных морфем у тех, кто поздно начинает говорить в возрасте 3 и 4 лет. Журнал исследований речи, языка и слуха. 2002;45:1219–1231. [PubMed] [Google Scholar]
    • Рескорла Л., Ли Э. Речевые нарушения у детей раннего возраста. Справочник по раннему нарушению речи у детей: Том I. В: Лейтон Т., Уотсон Л., редакторы. Природа. Нью-Йорк: Издательская компания Delmar; 2000. С. 1–38. [Google Scholar]
    • Rescorla L, Achenbach TM. Использование обследования языкового развития (LDS) в национальной вероятностной выборке детей в возрасте от 18 до 35 месяцев.
       

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *