Содержание
Кризис у детей 6-7 лет
- Психологи Хабаровска
- Новости
- Кризис у детей 6-7 лет
Период дошкольного детства завершается кризисом 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Начиная с 6-7-летнего возраста постепенно ведущий вид деятельности – игра, начинает сменяться учением. Учение следует понимать в широком смысле, это развитие способностей, получение знаний, умений и навыков, то есть это переход к осмысленной работе. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.
Одним из признаков кризиса является кривлянье и манерность, которые объясняются желанием подражать взрослым. Появляется демонстративная наивность, которая порой раздражает родителей. Ребёнок хочет быть взрослым, начинает предъявлять претензии на внимание и регулировать свое поведение правилами. Но у него не всегда это получается, что приводит к неоправданным самоограничениям.
Еще один признак кризиса – это потеря непосредственности. Происходит это из-за появления в поступках ребёнка интеллектуальной составляющей, которая вклинивается между желанием и непосредственным поступком. У ребёнка появляются переживания по поводу поступка.
И третий признак кризиса – симптом «горькой конфеты». Ребёнку может быть плохо, но он не хочет этого показывать.
Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность – это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте.
К концу кризиса у ребёнка должна сформироваться новая социальная позиция – «школьник». Это значит, что ребёнок осознает своё место в системе общественных отношений. В этот период активно развивается саморегуляция, воля, самостоятельность, способность к самоорганизации, самоконтроль, умение оценивать свои поступки, целеполагание. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», – то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.
В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Специалисты нашего Центра готовы проконсультировать вас по вопросам взросления вашего ребенка https://www.psylogia.ru
Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.
Особенности развития ребенка 7–8 лет
15562
Возраст 7–8 лет — один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка — на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь.
Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности — удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
- У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». В школе система «ребенок — взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый — учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок — учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды.
Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
- У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе — и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
- Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
- Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Вехи развития пятилетнего ребенка
Возраст ребенка чрезвычайно важен. Ребенок переходит от одной вехи развития к другой, и это очень предсказуемая и естественная последовательность. Тем не менее, каждый ребенок может достичь различных этапов в своем собственном темпе. В этой статье рассматриваются различные этапы развития, которых может достичь 5-летний ребенок. Если у вас есть пятилетний ребенок и вы хотите узнать о различных изменениях в развитии, через которые он может пройти, прочитайте эту статью.
Физическое или двигательное развитие
Первые несколько лет жизни ребенка имеют решающее значение для его физического развития. Это время, когда его крупная моторика развивается больше всего. Обратите внимание на эти вехи с точки зрения физического развития вашего 5-летнего ребенка:
- Способность вашего ребенка бегать, прыгать или прыгать становится лучше, потому что к этому возрасту у него будет лучше координация и равновесие.
- Мелкие мышцы вашего ребенка работают лучше, и, таким образом, он может расстегнуть рубашку и даже завязать шнурки на ботинках.
- Вашему ребенку может потребоваться меньше помощи для кормления, и он может даже есть сам.
- Возможно, ваш ребенок прибавил примерно 5 сантиметров в высоту и 2 килограмма в весе с момента своего последнего дня рождения.
Behavioral Development
Вам необходимо следить за поведением вашего ребенка в его взрослом возрасте. То, как ваш ребенок ведет себя в школе, дома или среди людей, имеет большое значение. Вот некоторые вехи поведенческого развития, которые вы можете найти у своего ребенка:
- К этому возрасту ваш ребенок может стать более самостоятельным, и ему может понравиться общение с членами семьи и друзьями.
- Он может захотеть делать что-то самостоятельно, например, самостоятельно есть, одеваться и т. д.
- Ваш ребенок может стать более общительным, когда он начнет ходить в школу и знакомиться с большим количеством детей.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие означает развитие мышления, рассуждений и навыков решения проблем. Когнитивное развитие гарантирует, что ребенок растет как умственно, так и эмоционально. Если вам интересно, как может происходить развитие мозга вашего 5-летнего ребенка, вот что может происходить:
- Ваш ребенок может участвовать в творческой игре. Например, планирование путешествия на Луну.
- Он может понимать концепцию правил и даже следовать им.
- Возможно, он понимает понятия «правильно» и «неправильно».
- Он узнает большинство алфавитов.
- Он может запомнить ваш номер телефона и даже адрес.
Развитие речи и общения
Когда вашему ребенку исполнится 5 лет, он должен научиться лучше общаться с людьми. Хорошие коммуникативные навыки всегда помогают в долгосрочной перспективе, поэтому важно обеспечить правильное развитие речи вашего ребенка. Обратите внимание на следующие вехи развития языка у вашего 5-летнего ребенка:
- Он должен уметь произносить полные предложения, используя глаголы, например, я пойду в парк завтра.
- Ваш ребенок должен уметь рассказывать о своем дне в школе.
- Ваш ребенок должен вести содержательные беседы с вами и другими членами семьи.
Социальное и эмоциональное развитие может помочь ребенку завести новых друзей. Это также помогает ему понять свои чувства, а также чувства других. Он также сможет сопереживать и делиться своими проблемами. Следовательно, социально-эмоциональное развитие ребенка завершает его личность. Узнайте, происходит ли эмоциональное и социальное развитие вашего ребенка к 5 годам соответствующим образом или нет:
- Ваш ребенок захочет нравиться людям, но иногда он может вести себя противно.
- Возможно, он сможет отличить реальность от фантазии.
- Он может проявлять более независимый характер.
- Он может понимать принцип следования правилам.
Обучение и развитие образования
К 5 годам у вашего ребенка должны развиться навыки обучения. Чтобы узнать, соблюдаются ли у вашего ребенка вехи в обучении и образовании, проверьте следующие пункты:
- Ваш ребенок должен уметь писать строчные и прописные буквы.
- Ваш ребенок должен усвоить основные понятия алфавита, цифр и цветов и т. д.
- Ваш ребенок должен учить новые слова и запоминать их.
Советы родителям по развитию 5-летнего ребенка
Ваш ребенок учится на собственном опыте и исследуя новые вещи, поэтому важно знакомить его с новыми видами спорта, ремеслами и социальными ситуациями. Как родители, вы можете помочь своему ребенку узнать что-то новое и достичь различных этапов развития. Вот несколько советов, которые могут помочь родителям в достижении различных этапов развития:
- Заставьте вашего ребенка играть в игры, которые могут помочь ему развить различные социальные навыки, такие как забота, обмен и т. д.
- Вовлекайте ребенка в такие занятия, как пение, рассказывание историй и чтение стихов, так как эти занятия помогут вашему ребенку развить языковые навыки.
- Вы можете вовлекать ребенка в различные домашние дела, такие как приготовление пищи, уборка, стирка и т. д. Эти ежедневные обязанности помогут ему развить моторику.
- Вовлекайте ребенка в занятия, связанные с рисованием, раскрашиванием, раскрашиванием и т. д.
- Привлекайте ребенка к занятиям на свежем воздухе, таким как езда на велосипеде, плавание, игры с мячом и т. д.
Когда следует беспокоиться
Каждый ребенок уникален и уникален по-своему, поэтому может достичь различных этапов развития в своем собственном темпе и скорости. Вы не должны сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что рано или поздно он может достичь всех этих этапов развития. Однако могут быть ситуации, которые могут быть ненормальными, и для этого вам, возможно, придется связаться со своим врачом. Ниже приведены некоторые из ситуаций, в которых вы должны действовать немедленно и как можно скорее обратиться за советом к врачу:
- Если вы заметили, что ваш ребенок замкнут и изолирован.
- Если ваш ребенок проявляет крайние эмоции или поведение, такое как грусть, тревога, страх и т. д.
- Если вы считаете, что ваш ребенок не реагирует на других или ведет себя поверхностно перед другими людьми.
- Если вы заметили, что ваш ребенок легко отвлекается и ему трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности более пяти минут.
- Если кажется, что ваш ребенок забыл или потерял навык, который у него когда-то был.
- Если ваш ребенок сталкивается с трудностями при выполнении повседневных дел, таких как раздевание, вытирание рук после мытья или чистка зубов.
- Если ваш ребенок не умеет рисовать простые картинки.
- Если ваш ребенок неправильно использует времена и формы множественного числа в своих предложениях.
- Если ваш ребенок не может вспомнить свое имя.
- Если ваш ребенок не заинтересован в различных занятиях или играх.
- Если ваш ребенок не может отличить реальные ситуации от нереальных.
- Если ваш ребенок не выражает разные эмоции.
Каждый ребенок достигает определенных этапов развития через различные промежутки времени. Однако, если вы заметили какую-либо из вышеупомянутых задержек в развитии, вам следует связаться с врачом.
Читайте также: Вехи развития шестилетнего ребенка: чего ожидать
Дети и понятие времени
- Дом
→ - Ребенок →
- от 3 до 5 лет →
- Развитие →
- Обучение
Ребенок
27 июня 2022 г.
«Завтра», «через неделю», «после сна», «через месяц», «подожди» и т. д. Все эти понятия трудно понять совсем маленьким детям! Motherforlife. com объясняет все… за две минуты!
» Мы уходим через двадцать минут!» для вас это предложение кристально ясно, потому что вы понимаете, что можете сложить одежду и убрать посуду за это время. Для вашего трехлетнего ребенка это все равно, что говорить по-китайски. На самом деле они понимают только одно « Мы поедем». Время для них очень туманное понятие. В томе Ларусса, посвященном детям от 4 до 6 лет, вы можете найти такие уточнения, как « завтра», «через неделю», «через три месяца» для детей не имеют смысла. Они знают только, что эти выражения в будущем или, точнее, что они произойдут «после», а не «до». Слова «после обеда», «когда папа вернется с работы» и «перед сном» будут для вашего ребенка гораздо точнее, чем дни недели и даты.
Действительно, только после 4 или 5 лет они по-настоящему интересуются понятиями времени, часов и длительности. Они начнут пытаться понять эти указания по-своему, но им будет комфортно только с настоящим, прошлым, будущим, днями недели и расписанием в первом классе (около 6 лет).
Контрольные точки вместо часов
Даже если понятие времени остается для них расплывчатым, мы все же можем помочь детям младшего возраста понять свои временные рамки с помощью некоторых советов, адаптированных к их возрасту. В течение первых двух лет дети понимают свою жизнь и свой мир, связывая их с физиологическими ориентирами (еда, сон, купание и т. д.).0157 скоро » и « подожди ».
Недалекое будущее и прошлое становятся более понятными для детей старше 3 лет. Они могут определить разницу между «до» и «после» в четких инструкциях (« Наденьте носки перед обувью» или « Мы пойдем в библиотеку, а после этого мы пойдем в супермаркет». »)
К 4 годам они используют такие слова, как «до», «после», «день», «ночь», «утро», «вчера», «прямо сейчас», «позже», « через мгновение» и т. д. , но продолжительность остается неопределенной, если мы не основываем ее на реальности, которую они понимают. Сказать «Мы уедем после Чаггингтона» будет иметь гораздо больше смысла, чем «мы уедем через 15 минут». Точно так же « Мы поужинаем, когда папа вернется с работы» будет легче понять, чем « Мы поедим в 5:00». Ориентиры помогают детям находить события в течение дня. Привыкшие к ритуалу или расписанию, установленному, например, в детском саду, дети чувствуют себя в большей безопасности, когда знают, что последует за тем, чем они сейчас занимаются. Возможно, это не расслабляет родителей, но приводит их в последовательность, которую они понимают.
Часто в возрасте около 4 лет дети просят часы, вероятно, потому, что они видели, как ими пользуются их родители или другие взрослые. Они знают или чувствуют, что время влияет на нашу жизнь и формирует ее. Мы продолжаем говорить: « Быстрее, мы опоздаем!» и « Вставай, пора!» , но мы должны быть осторожны, чтобы не сосредотачиваться на нашем представлении о времени во взрослом возрасте.
Когда они идут в школу, они учатся быстрее. Они могут сказать времена года, дни недели, продолжительность часа или минуты, месяцы года и даже даты. В возрасте от 6 до 8 лет дети учатся определять время на часах с большой и маленькой стрелками. Цифровые часы показывают время, в то время как другие часы позволяют им считывать и расшифровывать его. Несколько книг и игр могут помочь вам научить детей времени.
Выбор правильных слов
- Попробуйте использовать те же ориентиры и связать их с действием, которое знает ваш ребенок: « Утром ты встаешь и завтракаешь », « Мы обедаем в полдень » , « Днем, мы пойдем в библиотеку », « Сегодня вечером, когда твой папа вернется с работы… », « Завтра, после сна, ты пойдешь в детский сад », и т. д.
- Существует множество песен для изучения дней недели и месяцев в году.
Календарь
С календарем, разделенным по месяцам, попросите ребенка вычеркнуть прошедшие дни. Настраиваемые календари с наклейками — хорошие инструменты. Дети могут легко визуализировать момент дня или недели. Можно ожидать, предвосхищать и даже подсчитывать количество дней до дня рождения или особого события.
День или неделя?
- Сфотографируйте каждое мгновение дня, чтобы помочь детям развить чувство времени. Разместите эти моменты по порядку на стене или в книге.
- Нарисуйте часы и наклейте пиктограммы рядом с каждым важным моментом времени (миска хлопьев в 7:00, подушка в 2:00, чтобы обозначить его сон…)
- Сделайте еженедельный календарь из войлока или картона. Попросите его нарисовать перемещаемые предметы, которые можно использовать каждый день (понедельник: урок плавания, вторник: детский сад, среда: дом, четверг: у бабушки и т. д.). Добавьте столько событий, сколько хотите.
Игры
Существуют простые игры, требующие ежедневной активности и ежедневного или еженедельного расписания. Иллюстрированные пародии также могут помочь ему расположить события в локальном порядке. Например: встать, одеться, выйти на улицу, прийти в детский сад.
Книги
- Подарите своему ребенку книги, в которых показано ежедневное расписание, связанное с действиями, которые дети часто повторяют.