Ребенку нужен логопед. Что делать?

Что-что? Не слышу!

В какой момент стоит обратить внимание на речь ребенка и куда идти в поисках логопеда, нам рассказала директор Краснодарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» Татьяна Харченко.

— Большая часть приходящих к нам детей имеют расстройства речи. Очень важно не пропустить момент и вовремя получить коррекционную помощь. Порядка 90 процентов детей, занимавшихся по адаптированной образовательной программе, к примеру в садике, к школьному возрасту полностью избавляются от проблем с речью и поступают в обычные школы, гимназии и лицеи, — рассказывает Татьяна Васильевна.

Как правило, на нечеткую к пяти годам ребенка речь родители сами обращают внимание и ориентируются в основном на звукопроизношение. Но первые нарушения могут проявиться раньше, и не только привычным для родителей образом.

— Самое легкое нарушение речи проявляется в звукопроизношении, — рассказывает Татьяна Харченко. — В 3 года формируются первые звуки — «с» и «ш», и если до 4 лет они самостоятельно не «встали», то уже на этом этапе требуется коррекционная работа. К 5 годам в речи ребенка вы должны услышать свистящие шипящие «ч» и «щ» и все оставшиеся звуки, кроме сонорных — «л» и «р». Норма их появления в речи — к 6 годам. Если движения по этапам не происходит, то это нарушение, с которым тоже надо бороться.

Но наша речь состоит не только из произношения звуков, есть еще слоговая структура слова. И если ребенок, произнося слово «собака», пропускает первую букву, середину слова или переставляет слоги, и у него выходит, к примеру, «басака», то к 4 годам такое произношение тоже считается признаком нарушения речи.

— Еще есть нарушения грамматического строя речи, когда ребенок неверно образует форму родительного падежа множественного числа. Например, одно — яблоко, а пять штук — должно быть яблок. Одно дерево, а много — деревьев. Такое нарушение определяется с 5 лет.

И тут есть маленькая оговорка. Если ребенок сам не в состоянии образовать эти формы, но выполняет их по образцу, то это не совсем логопедическая проблема, скорее, просто недостаток в развитии, и тут бывает достаточно занятий с воспитателем. Но если эти нарушения выражены грубо и ярко и грамматический строй постоянно искажен, то это уже поле работы для логопеда, — объясняет директор центра.

К логопедическим проблемам относят и нарушения фонематического слуха.

— Это не тот слух, на который проверяют водителей при получении медсправки: слышит или не слышит. Ребенок с нарушениями фонематического слуха не различает близкие по звучанию фонемы родного языка: например, «б» и «п», «в» и «ф». На просьбу повторить слова «том, дом, ком» ребенок произносит «дом, дом, дом».

Если подобные нарушения не исправить вовремя, то в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы с орфографией.

Говорящие жесты

— На комиссию! — определение для многих родителей волнующее, ведь там решается судьба ребенка на много лет вперед, а может, и на всю жизнь. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии необходимо для определения специальных образовательных условий — адаптированной образовательной программы по федеральным стандартам.

И если в 3 года ребенок не говорит или говорит отдельные слова и его словарный запас не увеличивается, то затягивать с проблемой не стоит. Сначала необходимо обратиться к врачуневрологу, а затем к логопеду.

И после этих первичных обследований при выявленных показаниях уже спешить в центр «Детство», где психолог, логопед и дефектолог проведут ребенку комплексное психолого-педагогическое обследование.

— Мы уже точно и четко определим проблему нарушения: логопедическая ли она, либо обусловлена задержкой психического развития, либо другими факторами, которые существуют, — психиатрическими, например, — объясняет руководитель.

Ребенка вместе с родителем приглашают в отдельную комнату, где члены комиссии (2-3 человека) предлагают ему в игровой форме решить ряд заданий. Трехлетнему малышу, к примеру, дают собрать-разобрать пирамиду, выполнить указания на доске Сегена — вложить фигуры в подходящие по форме отверстия. Если у него не получается это сделать, то начинается обучающая часть, на основе которой члены комиссии делают выводы о мыслительных способностях малыша.

— Дети с речевыми нарушениями в 3 года в общении используют очень много жестов. Ребенок все соберет и звукоподражанием покажет результат. Например, собрав из трех частей фигуру пожарного, он начнет дуть, как в случае с ожогом. Пассивный словарь к этому возрасту у них уже значителен, но сказать не могут, — рассказывает Татьяна Харченко.

Для 5-летних детей задания обширнее, в работе с ними используют тесты, могут их попросить повторить фразу: «Милиционер Валерий регулирует движение» или «Аквариум продается в универмаге». Дети не держат речевую структуру в предложении и произносят слова изолированно. Если ребенок с заданиями не справляется, то ему предлагают выполнить другие — уровнем ниже, и так далее, пока мозаика не сложится.

А бывает и наоборот, приходят родители с завышенными требованиями к своему ребенку. Он справляется со всеми заданиями в соответствии с возрастом, но родители хотят большего. — Тогда мы успокаиваем родителей, — улыбается Татьяна Харченко.

Вперед, за знаниями

В заключении психолого-медикопедагогической комиссии прописано, что должны делать логопед, психолог и дефектолог в образовательном учреждении, по какой программе и сколько времени работать. С этим заключением родитель уже идет в свой детский сад, где ребенка определяют в логогруппу.

Если таких возможностей в этом садике нет, то нужно встать в очередь и получить место на следующий год уже в необходимом саду. Если же ребенок в садик еще не ходит, то с этим заключением и другим пакетом документов родители идут в МФЦ и занимают очередь на коррекционную группу компенсирующей направленности.

Есть и другие возможности: обратиться в поликлинику по месту жительства или в центры «Сказка» и «Край милосердия», где ребенку тоже окажут логопедическую помощь. Точно так же, как и в садиках, в школах существуют коррекционные классы 1, 2 и 3-го года обучения, где психологи и логопеды помогают деткам прорабатывать речевые проблемы уже на уровне письма и чтения.

Проводятся занятия для школьников и в Центре «Детство». Детей с тяжелыми речевыми нарушениями (около 10% от общего числа), которым за время дошкольного образования исправить речь не получилось, определяют в школу №26.

— Каждый ребенок индивидуален, со своими заболеваниями, и результат его занятий будет всегда, просто в соответствии с его возможностями. И мы должны радоваться каждой ступеньке, которую ему удалось преодолеть, — заканчивает наш разговор Татьяна Харченко, директор Краснодарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство».

— В Краснодаре сеть коррекционных групп развита хорошо: 210 садов реализуют программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для тех, кто имеет отклонение в речевом развитии. Для таких детей существуют логопедические группы, работающие по образовательным маршрутам федеральных стандартов. Все услуги (а для комплексной работы с детьми привлекаются различные специалисты) оказываются бесплатно.

Дети постоянно находятся под наблюдением, динамика их развития отслеживается. Результаты достигаются очень хорошие, большинство детей приходят в школу подготовленными и имеют возможность социализироваться в школьной жизни, — прокомментировала нам Наталья Полякова, заместитель директора департамента образования администрации Краснодара.

Ранее в материалах «КИ»: На Кубани для маленьких детей создают систему ранней помощи.



Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.

Кто такой логопед и зачем он нужен?


Родители всегда находятся в предвкушении рождения малыша, как пойдет, как заговорит. И вот приходит время и он начинает: «ба, ма, дать, пить, аф-аф, миська касаляпый и др».


Сначала, родители конечно очень радуются и не придают искажениям большого значения. А есть и те родители, у которых ребенок не заговорил, и они тоже считают это нормой. «Заговорит позже, ничего страшного, нам все сказали подождать» — самые распространенные ответы.


Но, к сожалению, время идет, а ребенок так и не разговаривает. Звуки в слова не становятся, слова в предложения и вот тогда приходит осознание, что кажется, есть какая-то проблема.


Именно в данном случае речь идет о высококвалифицированной помощи логопеда (дефектолога). И чем раньше это произойдет, тем лучше.


Кто такой логопед и чем он занимается?


Логопед – это специалист, которые занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением.


Работа логопеда обязательно комплексная. В нее входит: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, работа моторики и т.д. Кроме этого, логопед работает в очень тесном взаимодействии с неврологом, массажистом, коррекционным педагогом, инструктором ЛФК.


На занятиях логопед с ребенком развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, построения лексико-грамматического процесса.


Само не пройдет. Проблемами с развитием речи – обязательно нужно заниматься!


Когда можно и нужно обращаться к логопеду?


Развитие речи у каждого ребенка действительно происходит по-разному. Мнение, что ребенка нужно вести к логопеду в 5 лет – давно уже не актуально. К этому возрасту многое в речи уже сформировано и нужно будет приложить большие усилия – ребенку, логопеду и родителям для изменения ситуации в лучшую сторону.


Наиболее благоприятное время для консультации с логопедом 2-3 года. Но если вы подозреваете, что есть проблемы в более раннем возрасте, проконсультируйтесь со специалистом!


К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).


К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.


В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).


В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).


Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.


Помните!


Правильная и красивая речь в современном мире дает широкие возможности вашему ребенку стремиться к новым целям и чувствовать себя более уверенно.

Лучший возраст для логопедии

Развитие речи происходит очень быстро, если подумать! Младенцы переходят от тихих звуков, таких как воркование, к разговору предложениями всего за 2–3 года. Это так интересно и интересно смотреть. Но быстрый темп развития языка означает, что наши дети могут так же быстро отставать.

Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не достигает определенных этапов, и задаетесь вопросом, когда наступает подходящее время или лучший возраст для логопеда, продолжайте читать. В этом посте рассказывается о вехах, о том, почему они важны, что делать, если ваш ребенок их не достигает, и как узнать, не пришло ли время для логопеда.

Почему важны вехи

Как узнать, идет ли речь в развитии ребенка по верному пути? Мы используем вехи: навыки или поведение, которые обычно демонстрируют 90% детей в определенном возрастном диапазоне. Мы не хотим слишком зацикливаться на вехах, но знать о них важно.

С точки зрения развития практически у всего есть вехи. Такие вещи, как рост, движение и физическое развитие, грамотность и, да, речь и язык! Если вам интересны этапы развития речи и то, достигает ли их ваш ребенок, наш бесплатный контрольный список этапов владения языком будет вам очень полезен. Мы рекомендуем загрузить его сейчас и начать здесь, когда дело доходит до принятия решения о том, может ли ваш ребенок нуждаться в логопедии.

Сравнение вашего ребенка с другими

Мы знаем, что может быть неприятно заметить, что ребенок вашего друга, который того же возраста, что и ваш, делает больше, чем ваш ребенок. Сравнение и паника могут быстро закрасться. Вы можете чувствовать, что это ваша вина, или что вы как родитель сделали что-то не так.

Но мы хотим, чтобы вы знали, что все дети развиваются с разной скоростью. Существует такой широкий диапазон для того, что типично! Этот ребенок может просто очень хорошо говорить, что может означать, что он отстает в чем-то другом, в чем ваш ребенок преуспевает. Помните, что у вас все хорошо, и старайтесь не сравнивать своего ребенка с чужим. И, даже если вашему ребенку в какой-то момент немного отстает от , это не ваша вина!

Если вы беспокоитесь о своем ребенке, вернитесь к контрольному списку этапов и решите, считаете ли вы, что ваш ребенок нуждается в поддержке, в зависимости от того, что он делает или не делает. Не на основе того, что делает другой ребенок.

Когда обратиться к логопеду

Лучше всего обратиться за оценкой речи и языка, как только вы заметите, что ваш ребенок не достигает коммуникативных вех. Мы знаем, что идея логопедии может показаться некоторым родителям немного пугающей. Но, как логопеды с более чем 22-летним опытом работы, мы можем заверить вас, что на самом деле речь идет только о сборе информации и изучении вашего ребенка.

Во время осмотра ваш логопед познакомится с вами и вашим ребенком. Они оценят, какие коммуникативные навыки являются самыми сильными сторонами вашего ребенка, а в отношении каких ему может потребоваться дополнительная поддержка. И они будут делать все это в удобной для детей форме, которая будет их вовлекать и развлекать. (Не волнуйтесь, мы знаем, какие дети. Мы не ожидаем, что они будут сидеть неподвижно целый час!)0003

В каком возрасте следует начинать занятия с логопедом?

Лучший возраст для логопеда — это возраст, в котором ваш ребенок начинает отставать или когда вы замечаете, что он не достигает определенных этапов. Никогда не рано и не поздно начать лечение.

Детей, которые вообще не говорят, обычно направляют на оценку речи и языка в возрасте около 18 месяцев. Но вполне возможно, что дети начнут заниматься в более раннем возрасте. Дети, рожденные с инвалидностью, часто начинают терапию еще в младенчестве. Дети также могут начать, когда они станут старше! Иногда начало дошкольного или школьного образования проливает свет на возможные проблемы, которые раньше никто не замечал.

Связанный: Важность раннего вмешательства

Что делать, если я застрял в списке ожидания?

В зависимости от того, где вы живете, может существовать список ожидания для логопеда. Но если вашей семье приходится ждать, мы не хотим, чтобы вы паниковали из-за того, что ваш ребенок начинает слишком поздно. Тем временем есть так много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать языковое развитие дома!

Черно-белые видеоролики с песнями и рифмами в нашем Instagram, занятия и игры в этом блоге, а также некоторые из наших занятий и членство в TalkToddler — отличное место для начала.

Когда нужно пройти оценку речи и языка

Опять же, , как только вы заметите, что ваш ребенок не достигает основных этапов развития, мы рекомендуем пройти оценку речи и языка.

Как логопеды, мы настоятельно рекомендуем вам применять активный, а не реактивный подход, когда речь идет о навыках общения ваших малышей. Родители всегда говорят мне, что хотели бы начать раньше. Они никогда не жалеют о своей инициативе.

Не «ждите и смотрите»

Некоторые педиатры рекомендуют подождать, чтобы увидеть, разовьются ли языковые навыки у вашего ребенка сами по себе. Но мы можем с уверенностью сказать вам, что это не рекомендуется, и это не лучший путь вперед.

Хотя верно, что некоторые дети «догоняют» сами по себе, мы не можем знать, кто будет, а кто нет. Вот почему мы призываем все семьи с маленькими детьми быть активными, когда дело доходит до поиска поддержки для языкового развития своего ребенка и изучения того, что они могут делать дома.

Поддержка языкового развития дома с Wee Talkers

Большую часть логопедической терапии для малышей составляет обучение родителей. Ваш логопед находится с вашим ребенком в течение такого короткого периода времени в схеме вещей. Вы проводите с ними гораздо больше времени! Если вы используете стратегии логопедии в течение дня, ваш ребенок будет лучше успевать.

Наши онлайн-курсы и членство в TalkToddler предоставят вам информацию, поддержку и рекомендации, необходимые для поддержки вашего ребенка дома.

Независимо от того, работаете ли вы с ребенком:

  • Проактивно (высокая оценка 5!)

  • Перед прохождением оценки речи и языка

  • Пока вы находитесь в списке ожидания К текущему доплате

    3

    0 занятия с логопедом

  • После окончания занятий

…или в любое другое время и по любой другой причине Wee Talkers может поддержать вашего ребенка, предоставив вам инструменты, необходимые для его развития!

Исследуйте классы Wee Talkers

Ссылка:

Джироламетто, Л., Вигс, М. , Смит, Р., Вайцман, Э., и Пирс, П.С. (2001). Дети с задержкой экспрессивной речи в анамнезе: результаты в 5-летнем возрасте. Американский журнал патологии речи, 10 , 358-369.

Логопедия Wee Talkers 3 комментария

0 лайков

этапов развития речи и языка для 5-летних детей

Если у вас на руках 5-летний ребенок, вы, вероятно, заметите, как он превращается из маленького ребенка в большого! Этот рост измеряется не только уменьшением размера одежды или графиком на стене, но и их коммуникативными способностями.

Есть три области, в которых речевые и языковые навыки ребенка должны развиваться в возрасте около 5 лет:0003

Давайте подробнее рассмотрим эти вехи развития пятилетних детей: чего ожидать, на что следует обратить внимание родителям и что делать, если кажется, что ваш ребенок не на правильном пути.

Вехи речи для 5-летних детей

Артикуляция относится к двигательной способности производить звуки с помощью губ, языка, зубов, неба и координации дыхания.

Когда дети маленькие, часто можно услышать неправильное воспроизведение различных звуков речи. Хотя слушать, как разговаривают маленькие, может быть восхитительно, по мере того, как ребенок становится старше, он должен уметь произносить все больше и больше  правильно звучит как . Если ребенок не может произносить соответствующие звуки к ожидаемому возрасту, это и квалифицируется как задержка речи.

К пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Это означает, что даже сложные звуки, такие как /л/, /с/, /р/ и «ТХ», должны правильно произноситься в речи 5-летнего ребенка.

Большинство детей идут в детский сад в возрасте 5 лет, а это значит, что каждый день они будут находиться в окружении большего количества людей. Им важно, чтобы их понимали другие. Способность ясно общаться помогает детям развивать свои уверенность и чувство собственного достоинства . Если их всегда спрашивают: «Что ты сказал?», они могут не захотеть говорить или общаться с другими так много.

Четкая речь также является вопросом безопасности. Как воспитатели, мы никогда не хотим, чтобы наши дети оказались в чрезвычайной ситуации. Но если они есть, их речь должна быть достаточно ясной, чтобы общаться и отвечать на важные вопросы.

Как вы можете помочь своему 5-летнему ребенку научиться говорить?

Если вы заметили какие-либо ошибки в их речи, запишитесь на прием к логопеду. Логопед может оценить вашего ребенка и дать рекомендации по лечению. Раннее вмешательство   — самый эффективный способ. Так что не ждите!

Речевые и языковые проблемы

Как работает логопед для 5-летних детей?

Эбби Барнс, MS, CCC-SLP

Вехи развития языка для 5-летних

Основная часть языкового развития приходится на первые 3 года жизни ребенка. За это время они переходят от полного молчания к использованию фраз и предложений. Когда ребенку 5 лет, у него все еще происходит удивительный рост, но вы заметите это в более конкретных навыках.

Рассказывание историй

Одним из основных навыков, которыми должен обладать пятилетний ребенок, является умение рассказывать короткие истории. Это может быть что-то, что они выдумывают, или история о том, что с ними произошло. Рассказы должны состоять из нескольких предложений и должны быть посвящены как минимум двум разным событиям. Это может быть что-то вроде: «Сегодня утром я пошел в школу и сел рядом со своим другом в автобусе».

Структура предложения

Независимо от того, рассказывает ли ваш ребенок вам историю или просто ведет обычный разговор, вы должны заметить, что его структура предложения звучит более зрело. Пятилетние дети должны легко использовать сложные и сложные предложения:

  • Сложные предложения состоят из двух независимых предложений, соединенных союзом, подобным и или , но . Вот пример: «Я хотел бы сегодня вздремнуть, но у меня нет времени».

  • Сложные предложения состоят как минимум из одного независимого и одного зависимого предложения. Примером может быть: «После того, как мы закончили фильм, мы пошли поесть».

В возрасте 5 лет словарный запас вашего ребенка также должен улучшаться. Вероятно, они не так часто злоупотребляют словами, как раньше, и, вероятно, у них более конкретная и правильная терминология для того, что они пытаются сказать.

Понимание прочитанного

Тот факт, что ваш ребенок стал старше, не означает, что дни совместного чтения, обнявшись, должны закончиться. Читать вместе с ребенком по-прежнему невероятно важно! По мере того, как они становятся старше, разнообразие книг, которые им интересны, и сложность историй, за которыми они могут следить, будут увеличиваться.

После совместного чтения книги задайте ребенку  вопросы   о том, что произошло в рассказе или что, по их мнению, произойдет дальше. Они должны быть в состоянии ответить на большинство вопросов о прочитанной им истории и резюмировать ее содержание.

Социальное, эмоциональное и академическое

7 советов, как улучшить понимание прочитанного вашим ребенком

Линн Шерред, магистр магистр, CCC-SLP6 MINUTE READ

Рифмование

Еще один важный навык, который вы должны развить к пяти годам, — это рифмование. Способность понимать рифмующиеся слова имеет важное значение для детей, которые развивают свои навыки фонологической осведомленности — осознание звуков, из которых состоят слова.

Способность рифмовать и думать о том, как слова звучат одинаково или по-разному, является важной частью фонологического восприятия. Фонологическая осведомленность также чрезвычайно важна для раннего развития навыков грамотности. Эти способности нужны детям, когда они идут в школу и начинают учиться читать.

Вехи социального языка для 5-летних

Пятилетние дети должны начать проявлять зрелость в своих навыках социального общения или прагматических навыках . Они должны иметь возможность разговаривать с разными людьми, будь то другие дети или взрослые.

Во время разговора вашего ребенка   следует обращать внимание на то, может ли он оставаться в теме. Обратите внимание, насколько хорошо они общаются с другим человеком. Это можно сделать, задавая вопросы и отвечая на них, а также делая соответствующие комментарии. Разговоры должны быть двусторонними, в которых оба человека участвуют примерно в равной степени. Поэтому в следующий раз, когда вы увидите, как ваш ребенок разговаривает с другими детьми или взрослыми, обратите особое внимание на то, как он к этому относится.

Когда 5-летние дети пойдут в школу и будут вовлечены в различные социальные мероприятия, они должны научиться представляться, разговаривать и устно разрешать недоразумения с детьми того же возраста. Научиться общаться с другими сложно, но это начинается в эти ранние годы!

Социальные, эмоциональные и академические

Что такое социальная прагматика или расстройства социальной коммуникации?

Inga Hyatt, MS, CCC-SLP8 MINUTE READ

Что делать, если ваш ребенок не достигает 5-летнего возраста?

Если вы заметили, что вашему 5-летнему ребенку не хватает некоторых из этих навыков, обратитесь к педиатру.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *