Содержание
Развивающие игры для детей 5–6 лет с родителями дома
Игры для детей дошкольного возраста – не просто забава, а необходимость. Через игру развивается ребёнок, происходит становление его личности. Игра помогает осваивать правила, расширять кругозор, развивать усидчивость, тренировать внимательность. Эти качества необходимы ребёнку-дошкольнику старшего возраста, особенно перед поступлением в школу.
Любое занятие с ребёнком должно соответствовать возрастным особенностям. В этой статье рассмотрим, какие игры наиболее подходят детям 5-6 лет, и разберёмся в их классификации.
Содержание статьи:
- Подвижные игры
- Настольные игры
- Развивающие игры
- Обучающие игры
- Советы для родителей
- Вывод
Подвижные игры
Подвижные игры для детей полезны тем, что развивают реакцию, ловкость, выносливость, координацию движений, добавляют экстрима. Для дошкольников 5-6 лет подвижная игра длится 20-25 минут. Этот вид игры позволяет детям выплеснуть энергию, которая накапливается в течение дня.
В детских садах после активной дневной прогулки дети без проблем отходят ко сну в период сончаса. Эту практику можно использовать дома, когда захотите уложить ребёнка спать.
- «Лилипуты-великаны». Когда взрослый говорит «лилипуты», дети приседают как можно ниже к земле. Услышав слово «великаны», поднимаются вверх на носочки и тянут руки высоко вверх. Усложните задачу и намеренно путайте ребёнка, называя слово и показывая неправильное движение. Игра в быстром темпе нацелит малыша быть более внимательным и сосредоточенным, а также укрепит мышцы ног.
- «Сделай наоборот». Для шестилетних детей эта игра будет настоящим вызовом для тренировки внимания. Взрослый показывает движения, а ребёнок должен придумать версию наоборот. Если ведущий подпрыгнул, участник игры садится. Если ведущий вытянул руки вперёд, участник их прячет, и так далее.
- «Танцевальный марафон». Устройте марафон танцев для всей семьи. Для этого понадобятся хорошее настроение, зажигательная музыка и хотя бы 2 участника. Чтобы разнообразить игру, взрослый останавливает музыку, а дети замирают в том положении, в котором остались. Музыкальные игры повышают настроение, сбрасывают усталость и укрепляют отношения между родителем и ребёнком.
Настольные игры
Для детей 5-6 лет настольные игры представляют собой увлекательное занятие. Такой тип игры приучает ребёнка действовать по правилам, дожидаться своего хода, уметь договариваться. В настолках обязательно есть какая-либо атрибутика, которую можно потрогать: кубики, пазлы, фигурки. Тактильный контакт с ними развивает не только любознательность, но и мелкую моторику ребёнка.
Существуют настольные игры, которые больше подходят для девочек, например, с героинями сказок. Настолки для мальчиков также важно подбирать с учётом их интересов.
- «Дженга». Популярная игра, которая развивает мелкую моторику. Подходит для взрослых и детей. Представляет собой набор из деревянных брусков. Игра начинается со строительства башни из 3 брусков, сверху кладётся ещё 3 бруска, но в другом направлении и так со всем набором. Когда башня построена, участники одной рукой достают брусок так, чтобы ничего не обрушилось. Вытянутый брусок кладут поверх башни. Проигрывает тот, после чьего хода башня обрушивается.
- «Монополия». Игра существует в различных вариациях. Выбирайте детскую монополию для детей от 5 лет. Количество участников – от 2 до 4 человек. Главная польза от монополии в том, что она позволяет освоить навыки экономики. Игровое поле проходят по очереди все игроки. Бросок кубика определяет, сколько шагов участник должен сделать. Побеждает тот, кто добьётся банкротства других игроков и станет монополистом.
Развивающие игры
Особое внимание развивалкам должны уделять взрослые. Ребёнок выбирает те игры, которые ему отзываются. Поэтому родитель управляет деятельностью своего чада, предлагает варианты игр, которые помогают развиваться.
Рассмотрим 2 варианта развивающих игр для детей.
На развитие интеллекта
Логические игры совмещают 2 важные функции – развлечение и развитие. Ребёнок, который часто играет в такие игры, отличается живым мышлением, широким кругозором, любопытством и социальностью.
Примеры интеллектуальных игр:
- Викторины, для которых нужно составить вопросы и подготовить призы для правильных ответов. Для 5-летнего ребёнка подберите вопросы на темы сказок («Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?»), природы («Когда солнце садится – это называется…?»), времён года («Какое время года наступает после весны?»). Детям 6 лет предложите ответить на вопросы по темам: дни недели («Какой день недели следует за четвергом?»), предметы быта («Какое устройство помогает считать цифры?»), социальный мир («Как называют людей, у которых свадьба?»).
- Разгадывание ребусов – хороший способ для логического развития детей 5-6 лет. Необходимо научить ребёнка разгадывать зашифрованное слово, начиная от простых вариантов. Как только малыш научится основам, усложняйте ребусы, попутно объясняя новые правила.
На развитие речи
Словесные игры с детьми очень просто организовать в домашних условиях. Чистая и выразительная речь, умение выражать свои мысли помогут ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям в школе. Почему так важно уделять внимание развитию речи, читайте в статье «Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения».
Примеры во что поиграть с ребёнком, чтобы развить речь:
- «Подбери рифму». Взрослый называет слово, а ребёнок придумывает рифмы. Запишите все рифмы и сочините стихотворение вместе с малышом. Игра позволяет пополнить словарный запас и развивает литературное творчество.
- «Подбери слово». Ведущий бросает мяч и называет какую-либо часть речи (существительное, глагол). Участники подбирают слово, подходящее по смыслу. Например, «мяч»-«скачет», «красивая»-«кукла».
- «Подбери антоним». Ведущий называет слово и предлагает участникам подобрать слово наоборот, объяснив, что такие слова называются антонимами. Игра расширяет словарный запас и закрепляет понятия русского языка.
Обучающие игры
Обучающие игры для детей развивают психические процессы: память, мышление, воображение. Цель познавательной игры заключается в обучении ребёнка знаниям, навыкам, действиям, необходимым для дальнейшего развития.
Для обучения чтению и письму
Обучение чтению и письму начинается со знакомством ребёнка с буквами и звуками. Когда дошкольник научится слышать в слове отдельные звуки, тогда он сможет писать. Развить этот навык можно с помощью игр:
- «Назови слова на букву…»: взрослый называет букву, а ребёнок подбирает как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы. На начальном этапе используйте в помощь картинки с изображениями слов.
- «Найди букву»: взрослый показывает картинки с изображениями букв разных шрифтов и размеров. Ребёнок должен найти букву, которую задали. С помощью зрительной памяти дошкольник запомнит, как выглядят буквы, и сможет самостоятельно их писать.
Для обучения математике
Математические игры помогают детям 5-6 лет подготовиться к школе. Знакомство с математикой начинается с обучения цифрам, счёту, а затем вычислениям. Ребёнку будет легче освоить математические представления, если подобрать занимательные игры.
- «Геометрические фигуры». Игра с ребенком 5 лет направлена на развитие знаний геометрических фигур, которые можно вырезать из картона. Взрослый называет фигуру, а ребёнок выбирает её среди остальных фигурок. По итогу игры постройте вместе домик или любую другую фигуру.
- «Скажи, какое число пропущено?». Игра для детей, которые умеют последовательно считать до 20. Необходимо вставлять пропущенные числа, которые идут перед, между или после заданного числа.
Для обучения пересказу
Умение пересказывать тексты необходимо тренировать уже с дошкольного возраста. Делайте это, когда занимаетесь домашними делами. Пусть ребёнок расскажет, что было в любимом мультике или книге. Чтобы разнообразить детскую деятельность, воспользуйтесь играми для пятилеток и шестилеток.
- «Театр дома». Выберите сказку, которая нравится малышу. Распределите роли и устройте театральное представление. Детям очень нравится примерять роли любимых персонажей, поэтому запомнить сценарий будет несложно. Такое занятие научит ребёнка не только запоминать и пересказывать текст, но и сделает речь выразительной.
- «Письмо от лесного жителя». Для пятилетних детей игра с участием воображаемого животного будет интересным способом вообразить, как чувствует себя тот или иной персонаж. Подготовьте набор картинок с сюжетом, например, как проходит один день из жизни зайца. Предложите ребёнку составить рассказ по картинкам или дополнить свою версию.
Советы для родителей
- Обговорите правила, перед тем, как начнёте играть в игры.
- Чтобы избежать травм во время подвижных игр, проведите инструктаж и осмотрите место для игры на предмет безопасности.
- Игры с детьми 5-6 лет формируют модели поведения, поэтому выбирайте полезные варианты.
- Используйте любую возможность развития ребёнка: дома, на прогулке, в развивающих кружках.
- Искренне радуйтесь победам малыша и не заостряйте внимание на неудачах. Родительская поддержка важна для развития ребёнка.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет и 6 лет.
Вывод
Игры с ребёнком в домашних условиях – отличное времяпрепровождение для взрослых и детей. К сожалению, не всегда есть время и возможности уделять этому достаточно внимания.
Детские клубы и сады «Бэби-клуб» предлагают родителям общеразвивающие и дополнительные программы для детей от 8 месяцев до 7 лет. Занятия проходят в игровой форме, подходящей по возрасту ребёнка. Развивающая среда групп построена по принципам доступности, безопасности, насыщенности средствами обучения.
Если вы хотите, чтобы малыш развивался в свободной атмосфере, радости и бережном отношении, выбирайте наш клуб или сад в вашем городе.
Развивающие игры для детей 5–6 лет
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Развивающие игры для детей 5–6 лет
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- игры для детей
Основное, о чем следует помнить родителям детей 5–6 лет – о необходимости подготовить старшего дошкольника к первому классу.
Включите в план обучения игры для развития усидчивости, внимательности, широкого кругозора
В план обучения стоит включить не только обучающие занятия по специальным методическим пособиям, но и игры по развитию навыков, способствующих успешному обучению в школе: усидчивости, внимательности, широкого кругозора, сосредоточенности. Ребенок в этом возрасте уже заинтересован в обучении и практически готов к целенаправленной деятельности. А это значит, что самое время эти цели перед ним ставить, для начала, в той или иной развивающей игре.
Важно проводить занятия таким образом, чтобы поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, а для этого лучше выбирать те темы, которые ему в данный период развития близки.
К примеру, вы знаете, что он увлекается динозаврами, значит, в играх и заданиях можно использовать героев-динозавров, которые считают, читают и пересказывают сказки. Однако, если вы видите, что чадо уже устало, то можно и прекратить занятие. Вы ведь только готовитесь к школе, и на этом этапе, возможно, целесообразнее привить ребенку интерес к обучению, чем заставлять его демонстрировать навыки усидчивости и сосредоточенности.
Навыки ребенка в 5–6 лет
Обучение чтению и письму
С одной стороны, если ребенок к первому классу уже хорошо читает и умеет писать, то ему может быть скучно. С другой стороны, уделить каждому ученику столько внимания, сколько необходимо у школьного педагога получается далеко не всегда. Поэтому, конечно же, необязательно к начальной школе читать «Войну и мир» Льва Толстого, но все-таки первоначальные сведения о буквах и звуках ребенку хорошо бы уже иметь.
Обучение математике
Напомним, что в начальной школе обучение математике – это не только счет, но и простые арифметические действия, и геометрия. К этой сфере новых знаний родитель тоже может подойти с изобретательностью.
Обучение пересказу
Один из важных навыков, который, безусловно, пригодится начинающему дошкольнику – это умение передать полученные впечатления: выделить главное и поэтапно рассказать слушателю об увиденном или услышанном.
Развивающие игры для ребенка 5–6 лет
2 игры для обучения чтению и письму
Для того чтобы научиться читать, ребенок должен уметь отличать буквы и звуки. Нужно учить его произносить буквы не так, как они называются, а так, как они читаются. К примеру, буква «Ш» называется «Ша», а звук читается «Ш». Важно, чтобы ребенок научился слышать в слове отдельные звуки, тогда он сможет это слово написать. Для этого можно поиграть с ребенком в такие игры:
Игра «Придумай слова на букву…».
Вы по очереди придумываете слова, к примеру, на букву «М»: «машина», «магазин», «метро», «мультик».
Игра «Придумай слова, в которых есть буква «В».
Нужно придумать слова – такие, чтобы эта буква встречалась не в начале слова, а в середине. Для подготовки к этой игре проговариваем все звуки протяжно: так, чтобы ребенок услышал их отчетливо: ааа-ввв-т-ооо-б-ууу-ссс.
2 игры для обучения математике
Для знакомства с геометрией отлично подходят занятия аппликацией и игры в магазин.
Игра «Геометрические фигурки»
Можно дать ребенку такое задание: собрать и склеить рисунок из геометрических фигур. Вместе с дошкольником нарисуйте и вырежьте из бумаги треугольник, квадрат, маленький цилиндр и попросите собрать из них домик.
В будущем в качестве заданий можно придумывать и более сложные объекты, которые состоят из многих разных фигур. Предварительно нарисуйте их и разберите вместе с малышом, из каких фигур этот рисунок состоит.
Игра в магазин
Для обучения простым арифметическим действиям можно поиграть с ребенком в магазин, в котором у товаров будет цена, выраженная, к примеру, в счетных палочках. В качестве игрушечных денег можно также использовать деревянные фишки от детского домино, нарезанную цветную бумаги или картон. По очереди поиграйте в продавца и покупателя, рассчитывая цену «товаров» в выбранных «условных единицах».
2 игры для обучения пересказу
Занятой маме не обязательно отводить специальное время: можно просить ребенка, чтобы он в свободное время рассказал о просмотренном мультике, прочитанной вместе с вами книге, театральном спектакле, на который вы ходили в выходные. Но если вы располагаете временем, то и в этом случае на помощь придут игры.
Игра «Кукольный театр»
Если вы хотите уделить особенное внимание способности ребенка преподносить материал, то, возможно, самая подходящая игра – кукольный театр.
Для того чтобы сделать театр в домашних условиях, вовсе не обязательно покупать куклы на руки или на пальчик. Можно использовать обычные игрушки или вырезать картинки из старых журналов и книг, или же нарисовать простенькие рожицы человечков и наклеить их на палочки.
Затем, когда реквизит готов, выберите сказку. Лучше выбрать простую сказку, которую ребенок хорошо знает. Начинайте ее разыгрывать.
Не стоит сразу требовать от ребенка слишком много: вряд ли он будет способен сразу дословно и с разными интонациями рассказать сюжет целиком. Если он сможет для начала передать суть – это уже хорошо.
Игра «в школу»
Для подготовки к школе можно поиграть… в школу: вначале вы будете учителем, а ребенок – учеником. Этот опыт поможет ему узнать, что важно внимательно слушать преподавателя, спокойно сидеть за партой, поднимать руку, если что-то хочешь спросить.
Потом вы можете поменяться, и уже ребенок попробует себя в роли учителя. Очень важно, чтобы эта игра не вызывала у будущего первоклассника неприятных эмоций.
Наталья Нарышкина
Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест
Этапы игры — HSE.ie
По мере того, как дети становятся старше, то, как они взаимодействуют с другими людьми во время игры, будет меняться. Эти изменения называются «этапами игры».
6 этапов игры:
- незанятые
- игра в одиночку
- наблюдатель
- параллельный
- ассоциативный
- совместный этап
- уверенность
- самооценка
- устойчивость
- взаимодействие
- социальные навыки
- независимость
- любопытство
- справляться со сложными ситуациями
- хорошая физическая подготовка
- ловкость
- выносливость
- координация
- баланс
- исследовать их чувства
- развивать самодисциплину
- научиться выражать себя
- проработать эмоциональные аспекты жизни
- езда на велосипеде
- плавание
- безопасность дорожного движения
- питание
- на открытом воздухе
- перед сном
- спален
19 каждый нормальный.
Все дети разные и могут проходить эти этапы в разное время. Если вы беспокоитесь о своем ребенке, обратитесь к медсестре общественного здравоохранения (PHN).
Незанятый
Это когда ребенок двигается без причины, например, пинает ножки. Это первый признак игры.
Вы можете поощрять незанятые игры, позволяя ребенку двигаться. Это также помогает не заворачивать их, пока они бодрствуют.
Игра в одиночестве
Когда дети играют в одиночку, они исследуют окружающий мир. Они делают это, касаясь и пробуя вещи. Им также нравится слышать собственный голос.
Вы можете поощрять своих детей исследовать мир, давая им разнообразные безопасные и соответствующие возрасту игрушки.
Зритель
Это когда ребенок наблюдает за игрой других детей и не присоединяется к ним. Это первый шаг в обучении игре с другими.
Игра со зрителем — нормальная и здоровая часть развития.
Параллельная
Параллельная игра – это когда дети играют рядом друг с другом, но не взаимодействуют. Это нормальная часть процесса обучения игре.
Обычно это происходит в возрасте от 2 до 3 лет.
Не заставляйте детей играть вместе. Это придет со временем.
Ассоциативная
Ассоциативная игра – это когда дети играют вместе, но имеют разные идеи и цели. Например, разговаривать друг с другом и играть с одними и теми же игрушками, но делать разные вещи.
Обычно это происходит в возрасте от 3 до 5 лет.
Вы можете поощрять ассоциативную игру, водя своего ребенка в игровую группу.
Кооператив
Совместная игра — это когда дети начинают работать вместе для достижения общей цели. Например, построить блочную башню. Это поможет вашему ребенку развить социальные навыки.
Обычно это происходит в возрасте от 4 до 6 лет.
Типы игр
Как ваш ребенок учится в игре
Последняя проверка страницы: 15 сентября 2022 г.
Дата следующего рассмотрения: 15 сентября 2025 г.
Как игра помогает развитию детей
Игра – это естественный и приятный способ для детей оставаться активными, оставаться здоровыми и счастливыми. Свободно выбранная игра способствует здоровому развитию детей и молодежи. Чтобы иметь хорошее физическое и психическое здоровье и научиться жизненным навыкам, им нужны различные неструктурированные игровые возможности с рождения и до подросткового возраста.
Свободно выбранная игра
Свободно выбранная игра – это когда ребенок решает и контролирует свою игру, руководствуясь собственными инстинктами, воображением и интересами. Они играют без сопровождения взрослых.
Нет правильного или неправильного способа игры. Свободно выбранная игра улучшает здоровье, самочувствие и развитие детей.
Почему важно играть
Игра улучшает когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное благополучие детей и молодых людей.
Играя, дети познают мир и самих себя.
Они также изучают навыки, необходимые им для учебы, работы и отношений, такие как:
Развитие физического здоровья через игру
Физические игры, такие как бег, прыжки и езда на велосипеде, помогают детям развивать:
Развитие социальных навыков через игру
Игра может помочь детям развить навыки общения с другими людьми. Слушая, обращая внимание и делясь игровым опытом, это помогает ребенку:
Игровое воспитание
Играя, родители могут полностью общаться со своими детьми и получать удовольствие.
Родитель или опекун может поддерживать и принимать участие в игровой деятельности своего ребенка, но они не должны руководить тем, что происходит.
Важно, чтобы они давали своим детям время, свободу и выбор для игр. Если взрослый принимает все решения о том, как, во что и когда играет их ребенок, ребенок не получит удовольствия от своих игр.
Играй и бросай вызов
Дети часто хотят создать вызов и неуверенность в своей игре. Через рискованные, сложные игры дети проверяют себя и узнают свои пределы. Они учатся справляться с риском через игру и могут использовать эти же навыки позже в жизни.
Родители должны с самого рождения поощрять своих детей к самосовершенствованию. Научите их базовым навыкам, в том числе:
Объясните, что важно учиться на ошибках, пробовать снова и верить в себя. Помогите им понять свои пределы и границы. Позвольте им получать удовольствие от своей игры.
Игры и цифровые технологии
Чтобы у детей было время для неструктурированных, свободно выбранных игр каждый день, родители должны ограничить время, проводимое перед экраном. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен использовать цифровые устройства.
Держите определенное время и области в домашних зонах, свободных от технологий, таких как:
Не используйте цифровые устройства, чтобы отвлекать детей или заставить их молчать. Разговаривайте со своими детьми, играйте в игры или вместе читайте книгу. Присоединяйтесь к экранам ваших детей и расскажите об их онлайн-активности.