Содержание
Развитие ребенка 5 лет: когда вы родители мальчика
Первое испытание, которое выдержали молодые родители, – это рождение малыша. Развитие и постепенное взросление ребенка проходило у них на глазах и с их непосредственным участием. И вот уже не год, а 5 лет позади.
Теперь это не хрупкий младенец и не лепечущий бессмысленные слова мальчик, а уже вполне полноценная маленькая личность, которая может помочь по хозяйству, задает много жизненно важных вопросов, ответы на которые иногда приходится искать даже в энциклопедиях.
Это целый мир, полный тайн и загадок, полный огромного потенциала, который необходимо правильно направить, чтобы он радовал своим характером и талантами близких и окружающих. Большинство родителей это осознают, но не знают, в каком направлении двигаться и какие шаги предпринимать.
Содержание
- Что нужно знать о ребенке 5 лет
- Особенности сознания пятилетних детей
- Развитие внимания у детей 5 лет
- Развитие памяти детей пяти-шести лет
- Особенности развития психологии пятилетнего ребенка
- Особенности воспитания мальчика 5 лет
- Что касается подвижных игр
5 лет – это возраст дошкольника. В этом возрастном периоде у ребенка происходит изменение представления о себе. Большое значение начинают приобретать друзья, к выбору которых малыш отныне подходит избирательно. Самым важным критерием выбора являются положительные качества человека или его умение что-либо хорошо делать. Дети воспринимают события, происходящие с ними, как цепь последовательно связанных между собой историй, и с радостью рассказывают их подробности. Они также любят слушать рассказы сверстников, сопереживая им и подбадривая их.
В возрасте 5-6 лет у детей формируется система первичной половой идентичности. Мальчики и девочки по-разному начинают проявлять свои эмоции, более ярким становится проявление мужских и женских личностных качеств. Мальчики больше любят играть в мужские профессии и интересуются всем, что интересно папе. А девочки, в свою очередь, стремятся подражать маме и больше проявляют интерес к чисто женским профессиям. Также дети разных полов в возрасте 5-6 лет отличаются и в специфике своего поведения. В ребенке противоположного пола они ищут качества, которые, по их мнению, должны характеризовать именно его. Так, мальчики считают, что основные качества девочек – это ласка, красота и нежность. А девочки уверены, что мальчики обязательно должны быть сильными, мужественными, способными защитить и помочь.
Особенности сознания пятилетних детей
Эгоцентричная позиция маленького ребенка уже позади. Дети пяти лет, наоборот, любят осознавать свою ответственность. Поэтому в этот важный период жизни необходимо успеть сформировать у ребенка положительные привычки, которые станут хорошим фундаментом организованности для младшего школьника.
Также в этом возрасте дети остро чувствуют несправедливость и могут становиться на место другого человека. Они высказывают свое мнение в отношении поведения других детей с точки зрения понимаемого ими «хорошо» и «плохо».
Отныне совместные игры со сверстниками начинаются с распределения ролей. Если во время игры возникают недоразумения, то ребенок пяти лет уже может объяснить причину своих действий или раскритиковать действия игрока, который неправ или нарушает установленные правила.
Развитие внимания у детей 5 лет
Внимание ребенка пятилетнего возраста становится более устойчивым и произвольным. Ему уже можно объяснить первенство понятия «должен» над «хочу». Он воспримет объяснения взрослых и может заняться даже неинтересным, на первый взгляд, делом, если оно нужно и важно для окружающих и мама или папа объяснят, чем именно важно. Сосредоточивать свое внимание на выполнении поручения дети могут в течение двадцати – двадцати пяти минут. Больше всего им нравится выполнять простые задания, совмещая их с игрой или домашней работой.
В этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными и следить за детьми, так как у них увеличивается интерес к экспериментированию. Развитие детей происходит активно, они познают окружающий мир и подчас не совсем безопасно проявляют интерес к его граням.
Ребенок в 5 лет уже хорошо знает цвета и может отличать их оттенки. Он различает размеры предметов и может расположить их в порядке возрастания или убывания. Знаком с большинством форм предметов и может показать схожие на различных картинках.
Развитие памяти детей пяти-шести лет
Объем запоминаемых объектов и явлений в этом возрасте существенно не увеличивается, но улучшается такое свойство памяти, как устойчивость. Особенно это заметно, если родители для развития запоминания используют всевозможные дидактические материалы, которых на полках детских магазинов сейчас очень много.
Это могут быть различные предметные карточки, лото, схемы, рисунки в книжках и т.п. Самым активным в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Использование дидактического материала позволяет ребенку решать в уме простые логические и математические задачки.
В свою очередь, упрочение и развитие наглядно-образной памяти способствует становлению прогностического мышления. Это когда у ребенка получается видеть перспективу и понимать будущий результат событий, поступков, действий.
Особенности развития психологии пятилетнего ребенка
Основной особенностью детей в 5 лет является их любознательность. Не стоит забывать, что если родители не успели воспитать своего ребенка до пяти лет, то заложить правильные основы позже будет гораздо сложнее. Маме и папе необходимо знать и использовать основную особенность детей этого возраста, чтобы позже стать их настоящим другом и собеседником на всю жизнь.
Дело в том, что дети в этом возрасте очень любят задавать вопросы. Важно не отмахиваться от их детской назойливости. Родители! Помните, что возраст «почемучки» пройдет, но от того, как именно вы отнеслись к его течению, будет зависеть результат, который вы получите в своем ребенке позже. Если вы были внимательны и терпеливы в ответах на вопросы малыша, то, выйдя из периода «почемучки», он по-прежнему будет стремиться со всеми возникающими у него проблемами идти к вам. А если вы отмахивались от его любознательности, да еще и посылали за ответом на свои вопросы к кому-то другому, то не обижайтесь, если он и позже будет искать помощи в решении проблем не у вас, а у друзей или совершенно чужих людей.
Что посеешь, то и пожнешь – эти слова как нельзя лучше подходят для родителей, воспитывающих или упускающих воспитание своих детей.
Особенности воспитания мальчика 5 лет
Лучше всего в этом возрасте осуществлять контроль над детьми, наблюдая за ними со стороны. Особенно это касается мальчиков, которые уже в 5 лет начинают формироваться в самостоятельных людей, способных принимать решения и быть ответственными за других. Лучше не избавлять сына от опасностей, а пройти трудности вместе с ним. Оптимально не показывать ему выход сразу же, когда он только столкнулся с трудностями, а подтолкнуть его в нужном направлении, чтобы он нашел его сам. Такой тип поведения родителей будет постепенно формировать в мальчике личность защитника семьи, добытчика, лидера, способного брать на себя решение самых сложных вопросов.
Уважение к личности ребенка – вот основной критерий правильного воспитания малыша в этом возрасте. Если у ребенка что-то еще не очень хорошо получается, необходимо не стыдить его, а подбодрить, помочь совершить ему только то, что он еще просто не в силах сделать. Хвалить ребенка за успехи в этом возрасте необходимо! А вот ругать нужно осторожно, потому что унижение детей в таком возрасте, а особенно мальчиков, ведет к формированию неуверенной в себе, инфантильной личности, которая не сможет брать на себя ответственность и принимать решения.
В мальчике стоит поощрять развитие и проявление мужских качеств характера, таких как мужественность, терпение, выносливость, сила, смелость… Этим целям также должны соответствовать игрушки, напоминающие профессии, которыми занимаются в основном мужчины.
Под присмотром взрослых можно и даже нужно давать ребенку слесарные инструменты, чтобы он пробовал забивать гвозди, пилить, пользоваться перочинным ножиком. Помощь папе в мужских работах по дому возвышает ребенка в собственных глазах. Более значимым малыш чувствует себя, даже если его просят выполнить самые простые поручения, например принести молоток или подать гвозди. Если же мальчуган растет в неполной семье, то мама должна найти среди своих друзей или знакомых человека, который иногда мог бы приобщать сына к мужской работе.
Психологи рекомендуют родителям не забывать, что крик недопустим в общении с детьми. Так можно отбить у ребенка охоту помогать, а это значит, что взамен этого он найдет себе какое-то другое, может, совершенно ненужное занятие.
В этом возрасте ребенка нужно ориентировать на рыцарское отношение, прежде всего к маме, сестре, да и вообще к девочкам. Мальчики очень податливы и восприимчивы к образу силача, благородного рыцаря, защитника. Необходимо дать сформироваться этим качествам, подбадривая малыша, когда он помогает нести сумки, поднимать тяжести, уступает место, открывает двери или подает руку, чтобы помочь выйти из транспорта, и т.п.
Что касается подвижных игр
Наши малогабаритные квартиры не позволяют ребенку 5 лет достаточно полно реализовать физическое развитие, свою двигательную активность. Поэтому, если у родителей есть такая возможность, можно превратить детскую комнату в тренажерный зал для ребенка. Его можно оборудовать, сделав своими руками простые спортивные снаряды. Здесь есть простор для фантазии родителей. Если же нет и такой возможности, то не нужно запрещать малышу устраивать борьбу с папой или какие-нибудь другие подвижные игры.
Если не давать ребенку выплескивать свою энергию в стенах дома (конечно, не перед сном), то у него может случиться нервный срыв.
Кризис 5 лет у ребенка: советы родителям
30 июня 2022
Возрастной кризис является частью взросления ребенка. Не нужно воспринимать кризис 5 лет как нечто негативное. Малыш начинает высказывать свое мнение, проявлять индивидуальные черты характера. Пополняется словарный запас ребенка, могут появляться многочисленные воображаемые друзья. Дети пробуют лгать взрослым, чтобы проверить последствия.
Почему наступает кризис?
Ежедневно развивается психика ребенка. Через капризы, эмоциональные всплески и непредсказуемое поведение формируется личность малыша. Нередко детей начинает «преследовать» чувство одиночества. Дети хотят привлечь внимание старших, чтобы подтвердить значимость личного мнения.
В 5-летнем возрасте ребенок пытается найти свое место в системе человеческих взаимоотношений. Он не может справиться с потоком информации, поэтому выплескивает напряжение через упрямство. Ребенок сталкивается с трудностями, которые не может решить самостоятельно.
5-летний малыш не умеет выражать свои эмоции. Возникает конфликт между реальными возможностями и желаниями ребенка. В результате этого у дошкольников случаются истерики, срывы, агрессия. С возрастом ребенок научится сдерживать свои эмоциональные порывы.
Признаки начала кризиса
Родители должны понимать, что у ребенка начинается кризис. В кризисный период дошкольники становятся очень непоседливыми, слишком активными.
Страхи — один из многочисленных признаков кризиса. Некоторые дети начинают бояться темноты или одиночества. К страхам часто добавляются переживания о болезни, печальном будущем или даже смерти близких людей. Такое поведение доставляет неприятности ребенку и его родителям.
Другие признаки кризиса 5-летнего возраста:
- повышенное любопытство;
- желание делать все наоборот;
- недовольство;
- стремление к одиночеству;
- беспокойный сон;
- сравнение себя с другими детьми.
Еще один признак кризиса — непослушание. Малыш начинает протестовать, спорить со взрослыми. Он отказывается выполнять требования мамы и папы, старших братьев или сестер. Ребенок часто передразнивает старших, перенимает привычки и старается быть взрослым.
Что делать родителям?
Родители должны четко обозначить границы дозволенного. Это вопрос безопасности, ведь дети почувствуют себя защищенными, если в их жизни присутствует определенная система правил.
Не нужно подстраиваться под желания ребенка и менять принятые решения. Не стоит вводить массу ограничений, табу, запретов. В любых ситуациях родители должны сохранять самообладание и самоконтроль. При правильной реакции родителей на капризы ребенка кризис пройдет максимально быстро.
Нужно развивать способности и таланты ребенка. Пусть малыш поет, играет в футбол, танцует, рисует или занимается другим любимым делом. Родители должны поддерживать ребенка, если у него что-то не получается.
Можно назначить ребенку регулярные домашние обязанности, например, уборку в детской. Таким способом дошкольник будет понимать, что он взрослый и самостоятельный. Необходимо обязательно благодарить малыша за помощь, чтобы повысить его самооценку.
Пусть ребенок побольше гуляет, катается на велосипеде, бегает. Физические нагрузки пойдут малышу на пользу. Известно, что физическая активность сокращает количество истерик, забирает излишнюю энергию.
Запреты ля родителей
При ярких моментах непослушания ребенка родители впадают в панику. Не стоит поддаваться паническим настроениям, чтобы не усугубить ситуацию. Самая распространенная ошибка — физические наказания для малыша. Это неправильный выход из сложившийся ситуации.
Родителям категорические нельзя допускать:
- проявления ярости и гнева;
- критики, если у ребенка что-то не получается;
- пренебрежительной интонации в разговорах с малышом;
- чрезмерной опеки;
- рукоприкладства;
- ограничений физиологических потребностей ребенка в сне, еде.
Нельзя игнорировать поведение капризного малыша. Следует сразу же пресекать агрессию ребенка. Он должен знать, что даже в порыве эмоций нельзя давать волю рукам.
Нужно прислушиваться к словам и мнению ребенка. Для малышей в 5-летнем возрасте важна свобода выбора. Таким способом дошкольники учатся принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение. Много значит для малыша похвала от родителей.
Советы психолога
Кризис 5 лет — период, которого нельзя избежать при взрослении ребенка. Опытные психологи рекомендуют больше разговаривать с дошкольником, наладить с ним доверительные отношения. Нельзя игнорировать любые вопросы ребенка.
В конфликтных ситуациях нужно искать компромиссы. Если ребенок отказывается от дневного сна, то можно заменить отдых другим спокойным занятием. Можно что-то обсудить, находясь в кровати вместе с малышом.
Можно поручать дошкольнику ответственную и безопасную работу. 5-летние мальчики и девочки могут насыпать корм домашнему питомцу, поливать цветы или проверять почтовый ящик. Ребенок почувствует, что взрослые доверяют ему важные дела.
Нужно проводить больше времени с малышом. Взрослые должны отложить свои дела «на потом», чтобы побыть с любимым непоседой. Не стоит забывать, что именно в 5-летнем возрасте привязанность ребенка к маме и папе достигает пика.
Кризис 5 лет — завершающая ступень периода детства. Родители должны помочь своему чаду преодолеть нелегкий путь.
Рассказать
Поделиться
Поделится
Поделится
Новый комментарий
Войти с помощью
Отправить
Ваш 5-летний ребенок: Вехи и развитие
Ваш 5-летний ребенок любит болтать и хорошо говорит, хотя у него все еще могут быть проблемы с произношением определенных звуков, он даже немного шепелявит или заикается. Чаще разговаривайте с ней и читайте ей. Убедитесь, что она спит не менее 10 часов каждую ночь, а также придерживается здоровой диеты и много занимается спортом. (Упражнения также могут помочь ей справиться со стрессом и развить навыки.) Хотя она, вероятно, не закатывает истерик, она может быть непокорной время от времени. Придерживайтесь установленных ограничений, предоставляйте ей выбор, когда можете, и вдумчиво хвалите ее. Ограничьте видеоигры, которые могут вызвать зависимость.
Получение достаточного количества сна
Хотя может показаться, что 5-летние дети никогда не останавливаются, в конечном итоге они должны остановиться — и в идеале, по крайней мере, на 10-13 часов. Это то количество сна, которое необходимо среднестатистическому 5-летнему ребенку.
Это правда, что некоторым людям, включая некоторых детей, требуется меньше сна, чем другим. Но, как правило, разумно ошибаться в сторону обеспечения большого количества zz. Если 5-летний ребенок не спит достаточно долго, он может быть капризным или иметь проблемы с концентрацией внимания в дневное время.
Несмотря на то, что ваш ребенок кажется «большим ребенком» по сравнению с тем, что было всего год назад, сейчас ему как никогда нужен режим сна. Знакомые ритуалы успокаивают и расслабляют вашего ребенка и подготавливают его ко сну.
Это также поможет удалить любую электронику из его спальни. Детям, которые подключены к сети, труднее заснуть и заснуть. (Не говоря уже о множестве других проблем, включая повышенный риск ожирения.)
Когда придет время, постарайтесь не объявлять резко время сна. Редкий ребенок бросит все, чем бы он ни занимался, или встанет из телевизора посреди программы и сразу же наденет пижаму без суеты.
Пятилетние дети лучше всего справляются с напоминанием о том, что приближается время отхода ко сну, после чего следует спокойный переход ко сну. Вместо того, чтобы заканчивать день на ура, сделайте его спокойным, когда вы все сможете расслабиться и подумать о том, как прошел день.
Loveys
Любимый кролик вашего ребенка или пледик, которого она таскала по всему городу, проводит больше времени дома? По мере того, как ваш ребенок становится более независимым, он может меньше обращаться к своему любимому объекту утешения. Хотя, наверное, совсем от него не откажется.
Многие дети годами цепляются за своих «возлюбленных» и возвращаются к ним в стрессовые моменты или перед сном. Другие 5-летние по возможности публично привязаны к своим одеялам, и это тоже нормально.
Большинство школ не одобряют любовников, поэтому, если ваш ребенок еще не пошел в детский сад, дайте ему шанс приспособиться. Попробуйте ввести правило, например «Банни не может выходить из дома».
Реклама | страница продолжается ниже
Одним из объектов комфорта, за который лучше не держаться, является большой палец. Большинство экспертов-стоматологов предпочитают, чтобы дети отучались от сосания пальца примерно к 5 годам. Многое в более старшем возрасте может поставить под угрозу выравнивание постоянных зубов.
Большинство сосущих палец бросают в первые школьные годы, иногда сначала днем, а потом и ночью. Но упорному меньшинству очень трудно избавиться от этой привычки. Если ваш ребенок один из них, постарайтесь создать атмосферу, в которой он сам захочет остановиться.
Чем больше ты ворчишь и устраиваешь из этого битву, тем больше она нервничает и тем больше поворачивается к большому пальцу. Наиболее распространенными причинами сосания пальца являются стресс, скука и усталость.
Речевые модели
Вы замечали, как меняется речь вашего ребенка в зависимости от того, с кем он разговаривает? Когда она разговаривает со своим младшим братом, ее голос может стать более высоким и певучим. «Как мой остроумный ребенок?» — говорит она медленно и мягко. Когда вы входите в комнату, она переключается на свой более взрослый голос. «Папа, можно я отдам ему погремушку?»
Еще в раннем детстве дети начинают различать, какая речь уместна в той или иной ситуации, и начинают соответствующим образом приспосабливаться. Но 5-летние дети увлечены этой идеей в своей игре и повседневной жизни.
Вы можете использовать это в своих интересах с помощью дисциплины: если вы хотите сделать акцент на сообщении, попробуйте шептать его, а не кричать. Это будет иметь большее влияние именно потому, что так отличается от повседневной речи. Пойте веселые песенки во время работы по дому, например, уборки, чтобы работа казалась веселее. Когда вы читаете вместе, используйте разные голоса для каждого персонажа в рассказе.
Сейчас самое время ввести правило этикета, согласно которому дети не говорят со взрослыми так же, как со своими друзьями или братьями и сестрами.
Начало коллекции
Если ваш ребенок еще не начал собирать коллекцию, в следующем году вы можете начать находить сосновые шишки в коробках из-под обуви или камни, разбросанные по полу в спальне. Пятилетние дети любят сортировать и классифицировать, что помогает объяснить привлекательность коллекционирования. Второстепенная привлекательность (которую может коснуться любой взрослый, коллекционирующий антиквариат или безделушки) — азарт охоты.
У этого хобби есть один большой плюс: вы увидите, что дети ценят то, о чем они очень хорошо заботятся. Таким образом, ребенок, который равнодушен к беспорядку в комнате, может часами убирать свою коробку с камнями и содержать их в идеальном порядке. Он может класть белые камни в одно место, фиолетовые — в другое, или его организационная схема может быть гораздо более сложной и неясной. Попросите его объяснить это вам.
Если ему что-то настолько интересно, что он может собрать это, он может также захотеть узнать об этом побольше. Используйте коллекцию в качестве трамплина для обсуждения более широких тем или поищите книги в библиотеке, которые предлагают ответы, подходящие для детей: Откуда берутся фиолетовые камни? Почему они фиолетовые? Как называются разные виды горных пород?
Даже в этом возрасте дети могут запоминать информацию, которая кажется им недоступной, когда они очень заинтересованы. И он склонен хотеть хвастаться своими знаниями перед друзьями и семьей, развивать языковые и социальные навыки.
Большой болтун
В 5 лет ваш ребенок знает тысячи слов и может четко произносить большинство из них. Она может подробно описывать людей и события и использует более сложные предложения. На самом деле, 5-летние часто безостановочно болтают, любят рассказывать истории, задавать вопросы или просто делиться каждой мыслью, которая приходит им в голову. Они практикуют все языковые навыки, которые приобрели за последние несколько лет, и их вопросы и комментарии показывают, что они также развивают новые способы мышления.
Теперь ваш 5-летний ребенок довольно уверенно использует правильные времена глаголов. Помогите ей попрактиковаться в использовании будущего и прошедшего времени, спросив ее о том, что произошло на вчерашнем свидании или о предстоящей поездке в зоопарк. Разговор с ребенком и чтение ему по-прежнему являются лучшими и наиболее важными способами поддерживать развитие языковых навыков.
Вы также заметите, что ваш ребенок усваивает разговорный этикет. Например, она может быть более терпеливой в разговоре и более склонной говорить по очереди. Она также может быть более заинтересована, глядя на говорящего и кивая головой. Продолжайте демонстрировать вежливость и подчеркивайте важность слов «пожалуйста», «спасибо» и «извините».0003
Имейте в виду, что даже самый болтливый ребенок не всегда захочет общаться. Хотя вам может быть интересно узнать, как прошел день вашего ребенка, не удивляйтесь, если иногда он предпочитает побыть один. Подумайте о ее дне с ее точки зрения. Если она ходит в школу, она должна следовать правилам и быть общительной. Добавьте к этому выполнение поручений, общение с братьями и сестрами или расспросы о том, что она делала весь день, и небольшой перерыв может быть именно тем, что ей нужно.
Здоровый вес
Каков наилучший способ обеспечить поддержание здорового веса вашего ребенка в школьные годы? Много физических упражнений и правильное питание.
Теперь вашему ребенку нужно меньше жиров в рационе. Жиры должны поступать не более чем на 35 процентов от общего количества калорий. Подойдет нежирное и обезжиренное молоко. Многим 5-летним детям трудно обходиться трехразовым питанием. Предоставьте здоровые закуски с низким содержанием добавленного сахара, такие как свежие фрукты, овощи и соус, крекеры из цельного зерна, крендельки и йогурт.
Один из самых простых способов здоровой кладовой, который вы можете сделать для своей семьи, — заменить сладкие газированные напитки и соки водой и нежирным молоком. Ваш ребенок начинает замечать, что другие дети едят и пьют. Так что не позволяйте давлению сверстников негативно влиять на то, что она пьет. И теперь, когда у вашего маленького потребителя большие глаза, самое время избавиться от родительской привычки газировки.
Прием пищи должен быть приятным и спокойным временем. Поэтому не заставляйте ребенка чистить тарелку или сидеть за столом, пока он не попробует «всего один кусочек» еды, которая ему не нравится. Вы также не должны предлагать еду в качестве утешения, когда он унылый, или в качестве взятки, чтобы заставить его что-то сделать.
Если вас беспокоит вес вашего ребенка, сообщите об этом его врачу, который сможет сказать вам, где он на самом деле падает с точки зрения пропорциональности роста и веса. Вместе вы можете пересмотреть диету и уровень активности вашего ребенка, чтобы увидеть, есть ли другие места, в которых вам нужно внести изменения.
Безграничная энергия
Может показаться, что только вчера ваш ребенок ковылял, спотыкаясь о собственные ноги. Теперь он грациозен и полон энергии. Он более скоординирован и контролирует свое тело. Он меняет ноги, когда поднимается по лестнице. Он легко ходит и бегает.
Эти физические качества, наряду с безграничным любопытством, объясняют, почему многие 5-летние кажутся вечными в движении. Игры в погоню и бег как нельзя лучше подходят для этого возраста. Научите своего ребенка своим старым любимым играм на игровой площадке, таким как «Захват флага» и миллионам версий тегов.
Одно предостережение: дети этого возраста склонны слишком самоуверенно относиться к своим физическим способностям и по-прежнему не умеют здраво оценивать, что безопасно. (Прыгнуть с горки? Почему бы и нет?) Будьте бдительны во время игры и установите четкие правила о том, как вести себя цивилизованно и безопасно. Ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать их и следовать им.
Вы также можете вмешиваться на детской площадке, если там происходят удары, пинки или опасные игры, такие как бросание камней. Но перестаньте зависать. Дайте ребенку возможность вести себя как ребенок. Это включает в себя проверку пределов (в пределах разумного) и попытку самостоятельно решить разногласия с товарищами по играм.
Бонус: контрольный список безопасности на игровой площадке
Вранье
«Я этого не делал», — кричит ваш ребенок. Неважно, что ты видел, как она бросила мяч, который разбил лампу твоей бабушки. Но, к счастью, ложь в этом возрасте не обязательно означает, что ваш ребенок обречен на правонарушение.
Старайтесь не вспыхивать и не наказывать сурово. Если вы сможете узнать, почему она солгала, вы сможете справиться с этим более адекватно. Скорее всего, она боится быть наказанной или разочаровать вас. Дети этого возраста не совсем понимают, что обман усугубляет проблему. Иногда 5-летние даже отрицают проступок, просто чтобы вывести вас из себя.
Убедитесь, что ваш ребенок получает от вас достаточно внимания, когда ведет себя правильно. Если она проверяет ваши пределы, убедитесь, что она знает, что они не подлежат обсуждению. Например, скажите: «Я же сказал тебе, что в доме нет мячей». Затем предложите справедливое следствие.
Не пытайтесь уличить ребенка во лжи. Если вы видели это, не спрашивайте: «Ты разбил лампу?» Ты только что дал ей возможность солгать. Вместо этого скажите: «Я видел, что произошло. Ты же знаешь, что нельзя бросать мячи в доме. Помоги мне убраться». Подчеркните важность говорить правду и подавайте хороший пример. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что вы любите его и верите, что он поступит правильно.
Высокая энергия
Пятилетние дети добиваются больших успехов физически. Баланс вашего ребенка улучшится, и он будет бросать мяч более плавно (хотя ловля по-прежнему остается сложной задачей). Благодаря развитию навыков крупной и мелкой моторики у нее наступило прекрасное время, чтобы познакомить ее с занятиями, требующими более сложной координации тела, такими как плавание, акробатика, преодоление самодельной полосы препятствий, катание на скутере или коньках.
Вы можете заметить усиление беспокойства. Пятилетние дети находятся в постоянном движении и не могут усидеть на месте. Они обладают большей выносливостью и редко признают усталость, даже когда они действительно устали.
Физическая активность позволяет высвободить всю эту бегущую энергию. Исследования показывают, что физическая активность помогает снизить уровень стресса у детей и улучшает их концентрацию. Американская кардиологическая ассоциация рекомендует ежедневно уделять детям не менее 30 минут (а в идеале — час) приятных, разнообразных занятий умеренной интенсивности.
Старайтесь находить время для физической активности в любую погоду. Дети не боятся плохой погоды. Они любят топать по лужам и лепить снежных ангелов.
Свидания с детьми
Устраиваете свидание для энергичных 5-летних детей? Ваш ребенок, вероятно, захочет пригласить новых друзей, но все еще учится ориентироваться в социальных водах. Чтобы игры проходили более гладко:
- Ограничьте количество вовлеченных детей. В идеале иметь только одного друга за раз. С тремя или четырьмя всегда кажется, что есть лишний человек.
- Ограничение продолжительности игры. Обычно одного-двух часов достаточно. Если кажется, что дети хорошо ладят, вы всегда можете немного продлить время. Но лучше закончить на счастливой ноте, которая заставит их хотеть больше времени вместе, чем ждать, пока они не растворятся в ссорах или скуке.
- Придерживайтесь домашних правил. Возможно, в доме Джейка детям разрешено бегать по коридорам, но если вашим детям это запрещено, заставьте друга приспособиться к вашим правилам, а не наоборот.
Навыки говорения
У некоторых 5-летних детей все еще есть проблемы с произношением определенных звуков. В этом возрасте все еще считается нормальным шепелявить или бороться с л, р, с, з, ш, и й звуками. Это часть процесса обучения речи — эти звуки, как правило, требуют самых сложных мышечных движений. Большинство детей перестают шепелявить к 7 или 8 годам.
Заикание тоже не редкость. Обычно это происходит потому, что рот вашего ребенка не успевает за его быстрым мозгом, заставляя его повторять слова и звуки. Когда она взволнована или устала, у нее могут даже возникнуть проблемы с произнесением правильных слов. Большинство детей перерастают заикание в возрасте от 5 до 6 лет.
Укрепляйте языковые навыки, часто разговаривая с ребенком и читая ему. Не пытайтесь закончить ее предложения или торопить ее. Вы же не хотите расстраивать ее еще больше, чем она уже есть. Не высмеивайте и не имитируйте «милое» неправильное произношение. Продолжайте моделировать правильную речь.
Демонстрация неповиновения
Большинство 5-летних детей уже переросли стадию истерики. Но это не значит, что они перестали нажимать на ваши кнопки. Неповиновение — высовывание языка или отказ убирать беспорядок — нормальный способ для детей проверить, как далеко они могут зайти.
Чтобы справиться с неповиновением, нужно идти по тонкой грани. Хотя вы не хотите, чтобы вашему ребенку сошло с рук неуважительное поведение, вы также не хотите уделять ему слишком много внимания. Крики и суровые наказания часто приводят к более плохому поведению.
Что помогает больше всего: в первую очередь определить ограничения. Как бы дети ни протестовали против правил, они находят утешение в своей структуре.
Заранее убедитесь, что ваш ребенок понимает правила, а затем без обиняков указывайте на нарушения. И постарайся быть понимающим. Если у вашего ребенка возникают проблемы с соблюдением правила, поговорите с ним об этом. Возможно, вам нужно изменить правило или ваши ожидания.
Уменьшить количество возможностей для неповиновения. Где можете, предложите варианты. «Ты хочешь обуться здесь или в машине?» Делайте достаточно предупреждений перед переходом к новым видам деятельности. Упростите контроль над вещами, которые на самом деле не имеют значения. Земля перестанет вращаться, если он будет носить одну и ту же рубашку в школу три дня подряд?
Вдумчиво хвалите
«Найди хорошее и похвали его», — сказал однажды писатель Алекс Хейли. Это отличный совет, как направить вашего ребенка к тому поведению, которое вы хотели бы видеть чаще. Несколько слов одобрения или невербальные жесты, такие как поднятый вверх большой палец или ласковое взъерошивание волос, дадут вашему ребенку понять, что он на правильном пути.
В то же время не переусердствуйте. Приберегите похвалу за очень конкретное поведение. («Мне нравится, как ты взял бутылочку своего брата» более эффективно, чем «Молодец».) И используйте его, когда ваш ребенок делает все возможное, а не для рутинных дел, таких как доедание молока или одевание.
Удар
Это может быть поразительно, когда ребенок, которого вы теперь считаете достаточно взрослым, чтобы «знать лучше», пытается вас ударить.
Пятилетние дети борются с самоконтролем. Когда это произойдет, не реагируйте слишком остро, но действуйте твердо. Возьмите его за руки и признайте его чувства, повторяя правило запрета ударов: «Я знаю, что ты очень злишься. Но ты не можешь бить меня или кого-либо еще. Бить больно».
Видеоигры
Ваш ребенок развивает координацию и умственные способности, чтобы играть в более сложные компьютерные игры, и его интерес также может расти. Пятилетние дети любят копировать друзей и детей постарше. Но многие компьютерные игры (будь то в них играют онлайн, на портативных устройствах или на телевизоре) потенциально вызывают привыкание.
Исследователи все чаще полагают, что игра в эти игры активирует дофамин, химическое вещество мозга, которое заставляет детей продолжать играть в них снова и снова. Кроме того, частое использование компьютерных игр увеличивает риск ожирения у ребенка, если активная игра заменяется чрезмерным игровым временем.
Если вы собираетесь разрешить своим детям играть в видеоигры, еще не поздно начать формировать у них положительные привычки использования видеоигр. Некоторые предложения:
- Строго следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок и как долго. Даже активные игровые системы, такие как Wii, должны дополнять активные игры в помещении и на открытом воздухе, а не заменять их. Некоторые семьи предпочитают не покупать игровую систему.
- Ограничение времени игры с активной игрой.
- Не позволяйте перекусывать во время игры.
- При выборе игр учитывайте возрастные ограничения.
- Сохраните видеоигры для автомобильных поездок или полетов.
Отслеживание
Пять лет знаменуют собой начало школьных лет для большинства детей. Легко втянуться в водоворот школы, игр и занятий. Но уделите время одному возврату: обновлению его детской книги или веб-сайта.
Некоторые родители ежегодно пишут своему ребенку письмо, которое нужно вскрыть в день его восемнадцатилетия. В нем вы могли бы записывать удивительные события прошлого года, наблюдения о личности и характере и свои надежды на будущее. Если вы не начали делать это с рождения, то сейчас самое время начать.
Родители часто сосредотачиваются на учебе, когда думают о подготовке к школе и о том, как будет развиваться их ребенок. Интересно, что педагоги говорят, что есть еще один фактор, который может быть более важным, — социальная готовность.
Признаки социальной готовности включают в себя ребенка, который может легко отделиться от своих родителей, которому комфортно разговаривать с другими взрослыми, который хочет взаимодействовать с другими детьми и может делать это довольно хорошо, даже если для этого сначала нужно отойти в сторону, чтобы наблюдать за несколько минут.
Обучение технике безопасности
Постоянно беседуйте с ребенком о безопасности. В течение дня говорите о том, что видите. «Мне нравится, как этот мальчик дождался, пока загорится сигнал движения, прежде чем перейти улицу». Разыграйте сценарии безопасности, например, как правильно носить ножницы (острием вниз).
В этом возрасте дети испытывают ненасытную потребность знать «почему», так что объясните смысл правил безопасности. Если правило не подлежит обсуждению — «Вы должны держать меня за руку на стоянке» — так и скажите. Дети ценят четкие, последовательные указания. Постоянно повторяйте и подкрепляйте.
Прежде всего, будьте хорошим примером. Когда вы гуляете или едете на велосипеде, убедитесь, что вы не переходите дорогу в неположенном месте и не едете в неправильном направлении. Ваш ребенок наблюдает за вами.
Глупость
Один из аспектов поведения вашего ребенка, который сначала кажется милым или забавным, но очень быстро стареет, — это глупость. Пятилетние дети могут счесть все, что угодно, шумным, вызывая у них истерическое хихиканье. Или будут повторять дурацкую фразу, вертеться без остановки, играть в щенков — возможности, увы, безграничны.
Избирательное игнорирование обычно лучший способ справиться с глупостями. Решите, является ли это опасным или грубым поведением или просто раздражающим. Гораздо эффективнее покончить с раздражающим поведением, проигнорировав его, чем питая его своим неудовольствием (например, говоря: «Заканчивай уже» или «Хватит», или угрожая наказанием, если оно не прекратится). Все эти реакции являются формами внимания.
Быть тупицей — это нормально в этом возрасте. Его эпизоды не означают, что вашему ребенку суждено стать комиком (или щенком).
Поощрение творчества
Если вы будете держать принадлежности для рисования в порядке и в доступном месте, ваш ребенок будет более склонен их использовать.
Открытые полки облегчают доступ к припасам. Храните мелки, карандаши, бумагу, моющиеся маркеры, клей-карандаши и пластилин на низких полках, где их будет легко достать. Купите несколько простых пластиковых контейнеров для хранения (старые коробки от подгузников тоже подойдут), чтобы можно было сортировать предметы. Пометьте каждый контейнер каталожной карточкой, приклеенной к крышке, на которой указано название и изображение его содержимого.
Храните вещи, требующие присмотра, такие как ножницы, блестки и перманентный клей, в закрытом ящике в недоступном для вас месте.
Бонус: Как поощрить вашего начинающего художника.
Взгляд вперед на 5 ¼ лет
Первые пять лет
От рождения до 5 лет мозг ребенка развивается больше и быстрее, чем в любой другой период жизни. И хотя генетика играет важную роль, научные исследования ясно показали, что качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни — положительное или отрицательное — помогает формировать развитие его мозга. И что этот опыт оказывает длительное влияние на их здоровье и способность учиться и преуспевать в школе и в жизни.
90% мозга ребенка развивается к 5 годам
Человеческий мозг, центр управления всем телом, является единственным органом, не полностью развитым при рождении. При рождении мозг среднего ребенка составляет примерно четверть размера мозга среднего взрослого человека. Невероятно, но в первый год он удваивается в размере и продолжает расти примерно до 80 % размера взрослого человека к 3 годам и до 90 % — почти полного роста — к 5 годам.
Новорожденный ребенок имеет все клетки мозга (нейроны), которые он останутся на всю оставшуюся жизнь, но что действительно заставляет мозг работать — и позволяет нам двигаться, думать, общаться и почти все остальное — это связи между этими клетками. И первые годы жизни ребенка являются решающим временем для установления этих связей — по крайней мере, один миллион новых нейронных связей (синапсов) каждую секунду, намного больше, чем в любой другой период жизни.
Различные области мозга, отвечающие за разные способности, такие как движение, речь и эмоции, развиваются с разной скоростью. В конце концов мозговые связи соединяются друг с другом более сложным образом, позволяя ребенку двигаться, говорить и думать более сложным образом.
Развитие мозга = развитие ребенка
Все дети развиваются по-разному – некоторые начинают ходить или говорить раньше, чем обычно, в то время как другим может потребоваться больше времени – но очевидно, что ранние годы – лучшая возможность для развития ребенка. мозга для развития связей, необходимых им, чтобы быть здоровыми, способными и успешными взрослыми.
Недавние научные исследования показали, что связи, необходимые для многих важных способностей более высокого уровня, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем, общение и самооценка, формируются в эти ранние годы. Или не формируется. И гораздо труднее установить эти важные мозговые связи в более позднем возрасте.
Как строятся мозговые связи
Начиная с рождения, мозговые связи строятся на основе повседневного опыта ребенка — позитивного взаимодействия с родителями и опекунами, а также использования их чувств для взаимодействия с окружающим миром. Именно ежедневный опыт маленького ребенка — количество и качество заботы, стимуляции и взаимодействия, которые он получает в свои первые дни, недели, месяцы и годы, — определяет, какие мозговые связи развиваются и будут длиться всю жизнь.
Забота, чуткое отношение
Наиболее важное влияние на развитие ребенка оказывают отношения со взрослыми в его жизни. Любящие отношения с теплыми, отзывчивыми, надежными взрослыми необходимы для здорового развития ребенка. Эти отношения начинаются дома, с родителями и семьей, но также включают воспитателей, учителей и других членов сообщества.
С самого рождения маленькие дети приглашают своих родителей и других взрослых опекунов участвовать в их жизни. Младенцы делают это, воркуя, улыбаясь и плача; малыши могут более прямо сообщать о своих потребностях и интересах. Каждое из этих маленьких приглашений дает воспитателю возможность либо реагировать, либо не реагировать на потребности ребенка. Этот процесс «подачи и возврата» является фундаментальным для работы мозга. Родители и опекуны, которые уделяют внимание, реагируют и взаимодействуют со своим ребенком, буквально строят его мозг. Вот почему так важно разговаривать, петь, читать и играть с маленькими детьми с момента их рождения, давать им возможность исследовать свой физический мир и создавать безопасную, стабильную и заботливую среду.
Неблагоприятный опыт
Исследования показали, что дети, которые чаще испытывают подобные позитивные взаимодействия, становятся более здоровыми и более успешными в школе и в жизни. К сожалению, верно и обратное. Маленькие дети, лишенные заботливого взаимодействия, не развивают столько связей в мозгу, и это имеет негативные и долгосрочные последствия.
Бедность, подверженность насилию в семье и отсутствие доступа к качественному обучению в раннем возрасте — все это факторы, которые могут негативно повлиять на раннее развитие ребенка и, следовательно, на его долгосрочный успех.