Классный час "Каждый ребенок имеет право..." (5 класс). 5 класс классный час права ребенка
Классный час: "Права ребенка" (5 класс)
КГУ «Школа-лицей №5»
Классный час
Тема:
«Права ребенка»
Провела:
классный руковадитель
Н.С. Алимбекова
2017 – 2018 г.
Дата: 10.02.2018
Класс: 5 «А»
Кл.рук.: Н.С. Алимбекова
Присутствовали: 19
Тема классного часа:
«Права ребенка»
Цели: обобщить знания об основных правах ребенка; способствовать формированию уважения к правам других людей: показать единство прав и обязанностей, объяснить необходимость существования и знания законов; развивать чувство ответственности за свои поступки, стремление к самосовершенствованию.
Учитель:– Каждый из нас в разные моменты жизни бывает то учеником, то ребёнком, то другом, то зрителем.– Вот сегодня мы и поговорим о правах и обязанностях гражданина.Право – это система общеобязательных норм, которая регулирует поведение людей и наиболее важные отношения между ними. За их выполнением следит государство.Вопрос: Где указаны права и обязанности человека, гражданина?Ответ:1. Всеобщая декларация прав человека;2. Декларация прав ребёнка;3. Конвенция о правах ребёнка;4. Конституция Республики Казахстан.
– Все права человека записаны во Всеобщей декларации прав человека.
– Прослушайте отрывок из сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино». Подумайте, какие права сказочного героя нарушены в этой ситуации?«Буратино пошел быстрее. Кто-то позади него тоже пошел быстрее.Он припустился бегом. Кто-то бежал за ним вслед бесшумными скачками.Он обернулся.Его догоняли двое, – на головах были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз.Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет, у которого дуло расширялось, как воронка…– Ай-яй! – закричал Буратино и как заяц пустился к черному лесу.– Стой! Стой! – кричали разбойники.Буратино, хотя и был отчаянно перепуган, все же догадался, – сунул в рот четыре золотые монеты и свернул с дороги к изгороди, заросшей ежевикой… Но тут двое разбойников схватили его.– Кошелек или жизнь!Буратино, будто не понимая, чего от него хотят, часто дышал носом. Разбойники трясли его за шиворот, один грозил пистолетом, другой обшаривал карманы.– Где твои деньги? – рычал высокий……Буратино в отчаянии упал носом в песок и притворился мертвым. Разбойники подскочили.– Ага, теперь от нас не уйдешь!..Трудно вообразить, чего они только не делали, чтобы заставить Буратино открыть рот… Наконец, разбойники решили его повесить вниз головой. Привязали к дереву веревку, и Буратино повис на дубовой ветке…»
Какие права сказочного героя нарушены в этой ситуации?
Ученики отвечают, что нарушены статьи, в которых записано, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; каждый человек имеет право владеть имуществом; никого нельзя произвольно лишить его имущества.
– А есть ли какие-нибудь права у детей? (Да)– И они записаны в специальном документе, который называется Декларация прав ребенка. Эту Декларацию создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН)
Вспомним некоторые наиболее важные статьи из положения из данного документа. Для этого посмотрим небольшой мультфильм.
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! МУЛЬТФИЛЬМ
– Дети подготовили стихотворения, которые очень хорошо иллюстрируют некоторые положения из данного документа.
НАЗКЕН
Петь, рисовать и танцевать,Уроки в школе посещать,Свои таланты развивать –Это разрешается.Правду прямо говорить,Дружбой нашей дорожить,Старших, младших уважать –Это разрешается.Будьте очень осторожны,В жизни так случается:Мать с ребенком разлучают –Это запрещается.
РАМАЗАН
Если ремень вокруг дитя,Как лента, извивается…Бить, наказывать – всегдаСтрого запрещается!
АЛИЯНУР
Вот ребенок груз несет,Тащит, надрывается.В детстве тяжкая работаТоже запрещается!
АЙГЕРІМ
Если сильный человек,Над слабым издевается –Быть над слабым господиномСтрого запрещается!
ЕРДИЯС
Другого за руку держать,Не за цвет кожи уважать,Под общим солнцем в мире жить,Со всеми расами дружить –Это разрешается!
– Еще один документ, в котором говорится о правах ребенка, называется Конвенция о правах ребенка. Этот документ был принят 20 ноября 1989 года.
– Для чего необходимо знать свои права? Существуют государственные органы, защищающие права гражданина: суд, прокуратура, адвокатура, полиция и др. Зачем же тогда каждому человеку изучать права, законы? Не стоит надеяться на кого-то, нужно самому знать и отстаивать свои права.
АЛИНА
Помни! В Конвенции каждыйНайдёт на вопрос ответ:Ребёнком считают того,Кто не достиг восемнадцати лет.
ӘЛІМ
Сколько бы ни было в мире детишек.Черных и белых, девчонок, мальчишек,Все их права и ценны и равны.Взрослые! Вы уважать их должны.
ВЛАДИК
Богатство твоей страны – это ТЫ!Должен любой президент понимать:Лишь там превращаются в правду мечты,Где детям готовы всё лучшее дать.
НАЗЕРКЕМ
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.Пользуются с первых дней правами своими –Ведь с пелёнок человек получает имя.НҰРСАЯ
ПОМНИ! Куда бы ты ни пришёл,Любой государственный дядяДела иные отложит в столТвоих интересов ради!
ЕРАСЫЛ
Я расту на радость маме,Но приходится признать,Чтоб Я вырос лучшим самым,Как мне много нужно знать!
– У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Немецкий поэт М. Клаудиус говорил об этом так: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям».
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Дәуренбек.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Дәуренбек, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников?
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.
– Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека.– Какие обязанности у вас в семье? – Какие обязанности у вас как у учеников? – Где перечислены ваши обязанности как у учеников?
– Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки. Послушайте реальную историю, которая произошла с мальчиком примерно вашего возраста.Витя любил поохотиться на воробьев. Для этого у него была отличная рогатка. Много раз он ловил на себе неодобрительные взгляды прохожих, но он спокойно воспринимал любые замечания и продолжал стрелять в птиц.Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо проходящего мимо человека. Срочная операция не помогла – глаз пришлось удалить.Состоялся суд. Виктор не достиг возраста уголовной ответственности. Иначе он был бы осужден к лишению свободы за нанесение тяжкого телесного повреждения. Мальчика отправили в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, а родители Виктора выплачивали пострадавшему значительную сумму денег за нанесенный вред. Когда Витя выйдет из спецшколы и начнет работать, то платить пострадавшему он будет уже сам, причем на протяжении всей жизни этого человека.Каждый из вас, возможно, был свидетелем незначительных на первый взгляд шалостей, которые затрагивали бы интересы других людей. Скажите, на ком лежит в этом случае ответственность? (На родителях)
– Поступать плохо проще, чем хорошо, но умный человек предвидит последствия своих поступков, человек с сильной волей владеет собой и, если понимает, что поступит неправильно, может сказать «НЕТ!» в первую очередь самому себе.
ЯСМИН
«Каждый, право, имеет правоНа то, что слева, на то, что справа»,На то, что сверху, на то, что снизу,Но правда жизни полна сюрпризов!
ТАХМИНА
Тысячи лет люди ждут волшебства:Не сказкой, а былью станут ПРАВА!Право на труд и право на отдых…,Но с отдыхом часто случается промах.Ведь право на труд – не синоним достатка,И с отдыхом может случиться накладка.
АҚДӘУЛЕТ
Право серьёзное очень – лечиться,Тоже привязано к праву трудиться.И если за труд получаешь немного,Гладкой к здоровью не будет дорога.
ЖАННҰР
Право на свежие воздух и воду,Чистоту улиц в любую погоду,Право на жизнь в красивых домах.Когда же всё это исполнится?Ах! (вместе)
СҰНҒАТ
Нельзя позволять и нельзя соглашаться,Пассивным нельзя никогда оставаться,Когда превращают в пустые словаПрава ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА права!!!
РЕФЛЕКСИЯ: Мультфильм: «Смешарики: «Мои права».
Учитель: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Пока вы находитесь в начале жизненного пути, впереди годы становления и роста. На этой дороге могут встретиться преграды и тяжелые испытания. Чтобы достойно справиться с ними, вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью, необходимо хорошо знать законы, охраняющие детство. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь…
Я – ребенок, я — человек,Я должен иметь праваНа то, чтобы жить в свободной стране,А не там, где идет война.Я право имею, на то, чтоб любитьИ на то, чтобы быть любимым,Я право имею, на то, чтобы житьИ на свете быть самым счастливым.Я право имею, чтоб мир на ЗемлеЦарил везде и всегда,Я право имею, чтоб в небе большомВсегда была тишина.
Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
infourok.ru
Классный час "Мои права и обязанности" 5 класс
Классный час
Тема «Мои права и обязанности».
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
(Слайд)
Тема сегодняшнего классного часа «Мои права и обязанности».
У детей, как и у взрослых, есть права и обязанности.
Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.
Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.
Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.
(Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. С некоторыми правами детей мы сегодня познакомимся.
2.Знакомство с правами:
- В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами. (Слайд) Каждый ребёнок имеет право на гражданство, с самого рождения он является гражданином страны, в которой живёт. Каждый ребёнок в нашей стране является россиянином, гражданином России. Это подтверждает первый документ - свидетельство о рождении.
Когда ребёнку исполняется 14 лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес.
На обложке паспорта изображён российский герб.
Каждый гражданин обязан любить свою родину, участвовать в жизни своей страны, вставать на её защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным. Вы должны гордиться теми людьми, которые отстояли свободу нашей Родины в кровопролитной войне, помнить, что это они сделали для вас.
(Слайд) Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители по закону несут ответственность за ребёнка, управляют и руководят ребёнком. А ребёнок обязан уважительно относиться к ним, проявлять почтение.
Каждый ребёнок имеет право жить в благополучной, дружной семье. Хорошо, когда детей окружают несколько поколений: папа, мама, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.
А вы знаете имена, фамилии и отчества своих родственников? Попробуйте дома с родителями составить генеалогическое древо своей семьи. Оно выглядит вот так. (Слайд)
Постарайтесь запомнить пословицы и поговорки о семье. - Кто живёт ладно, у того всё складно.
- Вся семья вместе – так и душа на месте.
- Наша страна широко протянулась с запада на восток.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, (Слайд) с разным цветом кожи, волос и глаз. И все люди имеют равные права.
- Права не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
(Слайд) - Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд жизнь прислуга отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
(Слайд)
-А зачем человеку труд?
Существует множество профессий, каждый человек сам выбирает, кем он будет работать.
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.
(Слайд)
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.
- Но мы не должны забывать, что у нас обязанности, которые мы должны выполнять. Все дети обязательно помогают дома родителям
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (Физминутка) как мы…
(Слайд) (под музыку «Антошка»)
- моем посуду
- застилаем постель,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- ходим в магазин за хлебом.
- чистим картошку
- вытираем пыль
(Слайд)
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на образование. Каждый ребёнок должен иметь возможность учиться, чтобы раскрывать свои таланты, умственные и физические способности.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
- Когда человек много знает, с ним интересно общаться.
- Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
- Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
- Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
(Слайд)
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
(Слайд)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
(Слайд)
- Каждый ребёнок имеет право на жильё и его неприкосновенность.
- Отгадайте сказку, в которой было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) (Слайд)
3. Подведение итогов:
(Слайд)
-Перечислите свои права.
-Можно ли нарушать чужие права?
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей помогать им, бережно относиться к здоровью.)
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мои права и обязанности" 5 класс»
Классный час
Тема «Мои права и обязанности».
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
(Слайд)
Тема сегодняшнего классного часа «Мои права и обязанности».
У детей, как и у взрослых, есть права и обязанности.
Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.
Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.
Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.
(Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. С некоторыми правами детей мы сегодня познакомимся.
2.Знакомство с правами:
- В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами. (Слайд) Каждый ребёнок имеет право на гражданство, с самого рождения он является гражданином страны, в которой живёт. Каждый ребёнок в нашей стране является россиянином, гражданином России. Это подтверждает первый документ - свидетельство о рождении.
Когда ребёнку исполняется 14 лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес.
На обложке паспорта изображён российский герб.
Каждый гражданин обязан любить свою родину, участвовать в жизни своей страны, вставать на её защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным. Вы должны гордиться теми людьми, которые отстояли свободу нашей Родины в кровопролитной войне, помнить, что это они сделали для вас.
(Слайд) Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители по закону несут ответственность за ребёнка, управляют и руководят ребёнком. А ребёнок обязан уважительно относиться к ним, проявлять почтение.
Каждый ребёнок имеет право жить в благополучной, дружной семье. Хорошо, когда детей окружают несколько поколений: папа, мама, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.
А вы знаете имена, фамилии и отчества своих родственников? Попробуйте дома с родителями составить генеалогическое древо своей семьи. Оно выглядит вот так. (Слайд)
Постарайтесь запомнить пословицы и поговорки о семье.
- Наша страна широко протянулась с запада на восток.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, (Слайд) с разным цветом кожи, волос и глаз. И все люди имеют равные права.
- Права не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
(Слайд) - Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд жизнь прислуга отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
(Слайд)
-А зачем человеку труд?
Существует множество профессий, каждый человек сам выбирает, кем он будет работать.
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.
(Слайд)
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.
- Но мы не должны забывать, что у нас обязанности, которые мы должны выполнять. Все дети обязательно помогают дома родителям
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (Физминутка) как мы…
(Слайд) (под музыку «Антошка»)
- моем посуду
- застилаем постель,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- ходим в магазин за хлебом.
- чистим картошку
- вытираем пыль
(Слайд)
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на образование. Каждый ребёнок должен иметь возможность учиться, чтобы раскрывать свои таланты, умственные и физические способности.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
- Когда человек много знает, с ним интересно общаться.
- Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
- Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
- Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
(Слайд)
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
(Слайд)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
(Слайд)
- Каждый ребёнок имеет право на жильё и его неприкосновенность.
- Отгадайте сказку, в которой было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) (Слайд)
3. Подведение итогов:
(Слайд)
-Перечислите свои права.
-Можно ли нарушать чужие права?
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей помогать им, бережно относиться к здоровью.)
kopilkaurokov.ru
Классный час "Каждый ребенок имеет право..." (5 класс)
Классный час в 5 классе
«Каждый ребенок имеет право…» (1 слайд)
Цели: (скрытый слайд)
- познакомить учащихся с основными правами ребёнка через понятия: «Конвенция о правах ребёнка», «Всеобщая декларация человека», "Семейный кодекс";
- способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права;
- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, воспитывать полноценную личность как самостоятельный субъект права.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята, меня зовут Светлана Сергеевна.
У вас в руках жетоны разных цветов. Займите места за столами, согласно цвету.
(Дети занимают места, согласно цвету)
Ребята! Мы собрались вместе для серьёзного разговора.
Очень много стран на свете, это знает каждый.Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!Кем он станет завтра, маленький и нежный?Всей Земле права его – право на надежду!
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашей встрече?
(Мы будем говорить о ваших правах, о правах детей.)
2. Вводная беседа.
- Ребята, а вы знаете, что как только на Земле появились люди, они стали искать ответы на вопросы:1) Что можно делать и чего нельзя?
2) Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3) На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ответа на эти вопросы их жизнь превращалась в неразбериху. И тогда люди взялись за решение этих вопросов, стали разрабатывать законы, определяющие их права и обязанности.
А кто знает, что такое права? (ответы детей, потом – 3 слайд)
(Право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) С. И. Ожегов.
- Значит, права – это нормы и правила, по которым живут люди.
- А что же такое обязанности?
(Обязанности – определенный круг действий, возложенных на кого – нибудь и безусловных для выполнения)
- Зачем вообще нужно знать свои права?
(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни, уметь себя защитить, чтобы в обществе не было беспорядка.)
- Почему мы должны выполнять свои обязанности?
(Чтобы не нарушались наши права)
3. Основная часть.
- Дальнейшую работу мы построим в группах. Давайте вспомним правила работы в группе:
не шуметь, не перебивать товарища, выслушивать мнение каждого, дополнять или опровергать мнение после ответов.
-Теперь я предлагаю каждой команде представить, что вы - это отдельное государство со своими законами, порядками.
- В наших с вами государствах живут дети, а они имеют свои права (4 слайд с фото и муз.)
- Вам необходимо озвучить права граждан вашей страны
(слова – подсказки на столе в зеленых конвертах )(1 мин.+1 мин. - на чтение)
- Ваши права совпадают с правами, которые оговорены в Конвенции о правах ребенка
- Что такое Конвенция? (5 слайд)
(Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому- либо вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились)
- А какие вам известны законы, регулирующие отношения между людьми? (6 слайд с законами )
- Права детей в России сегодня регулируются следующими основными законами
(дети читают, а даю краткий обзор литературы)
- Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
-Сейчас я познакомлю вас с основными положениями Конвенции ООН о правах ребёнка (дети зачитывают права)
(7-10 слайды)
1. Каждый ребёнок имеет право на жизнь;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на мир без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;
8. Каждый ребёнок имеет право на дом;
9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;
10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения;
13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;
15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;
17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;
19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;
20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
21. Каждый ребенок имеет право не разлучаться с родителями
- Итак, мы перечислили права, которыми в ваших странах и в реальной жизни обладают дети. Но что делать, если эти права нарушаются? Случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав?
Обсуждение по видеоролику (11 слайд)
- Сейчас вашему вниманию предлагаю видеоролик, посмотрите и обсудите в парах, какие права героев нарушаются.
Учитель:- Волк, у тебя есть дом?Волк:- Что за вопрос? Конечно - нет. Отберу у поросенка, и буду жить . Учитель: - А разве тебе не хочется иметь свой дом?
Иметь собственный дом очень важно, потому что это место, где человеку комфортно, тепло.
(В Декларации прав ребёнка записано: «Каждый ребёнок имеет право на достойное жилье»). Учитель: - Незнайка, ты почему не ходишь в школу?
Незнайка:
- У меня нет азбуки, поэтому я не пойду в школу.Учитель: (В «Конвенции о правах ребёнка» записано: «Каждый ребёнок имеет право на образование»).:
Снежная Королева :
О каких правах вы говорите, я вот забрала в свое снежное королевство Кая и считаю это правильным?
Учитель:
- Нет, ты нарушила положение Конвенции ООН о правах ребёнка.
- Ребята, какие права сказочных героев нарушены?
(«Каждый ребенок имеет право не разлучаться с родителями» )
(Озвучивание детьми нарушенных прав)
(В Декларации прав ребёнка записано: «Каждый ребёнок имеет право на достойное жилье»).
В «Конвенции о правах ребёнка» записано: «Каждый ребёнок имеет право на образование»
(«Каждый ребенок имеет право не разлучаться с родителями» )
- А сейчас каждая группа получит карточку с ситуацией, проанализирует её, ответит на вопрос:
« Какие же права нарушены и, как необходимо поступить? У каждого из вас 2 сигнальные карты – синего и красного цвета. Вы согласны с ответом – поднимаете красную карточку, а, если не согласны или желаете дополнить – поднимаете синюю.).
Ситуация 1. (слайд 12)
В вашем классе учится ребенок другой национальности, у него, на ваш взгляд, смешное имя, на переменах он разговаривает по телефону с родителями на родном языке. Часто от одноклассников он слышит насмешки по этому поводу. Нарушены ли здесь права, и если нарушены, то какие?
(Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность; Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа)
Ситуация 2.(Слайд 13)
Уборщик на вокзале в г. Ставрополе обнаружил ребенка с запиской:«Пожалуйста, позаботьтесь обо мне».
Кто должен позаботиться о ребенке? Какие права ребенка нарушены?
(Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью; Каждый ребёнок имеет право быть гражданином; Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
Согласно статье 56 Семейного кодекса защитить интересы ребенка в таком случае могут родители либо государственные органы: органы опеки и попечительства, прокуратура, суд.)
Ситуация 3. (14 слайд)
У Пети пропал телефон, который лежал в портфеле. В поисках был весь класс вместе с учителем, а Иван спокойно себе сидел возле окна и играл в телефон. Когда закончил играть, спросил о происходящем. После чего ответил: «Да вот же он, телефон, я его взял в портфеле Пети поиграть» Прав ли Иван? Нарушил ли он права, если - да, то какие?
(Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения)
- Вместе с тем каждый несовершеннолетний должен знать, что может и сам (на случай отсутствия мамы и папы или лиц, их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы.
С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи. Ребенок сам также может обратиться за защитой и к прокурору.
- Подводя итог нашей работы, хотелось бы совместно с вами заполнить кроссворд, который поможет нам определить качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.
- У каждой группы есть набор слов, который поможет вам ответить на вопросы кроссворда.(15 слайд)
1. Качество человека, соответствующее принятым правилам поведения.
2. Качество человека, который всегда действует на законных правильных и честных основаниях.
3. Качество человека, который обладает разумом, рассудительностью.
4. Качество человека, который отличается от остальных хорошим воспитанием..
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …
(кроссворд на доске)
п
о
р
я
д
о
ч
н
о
с
т
ь
с
п
р
а
в
е
д
л
и
в
о
с
т
ь
р
а
з
у
м
н
о
с
т
ь
в
о
с
п
и
т
а
н
н
о
с
т
ь
о
б
я
з
а
н
н
о
с
т
ь
- Какое же слово является объединяющим все эти качества? (Право)
- Именно вашим правами и было посвящено сегодняшнее наше занятие.
- Какое слово у вас осталось неиспользованным? (Учеба)
- А дома я предлагаю вам составить кроссворд, где ключевым стало бы слово «учеба», ведь ваша основная обязанность – это учёба, и, если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой - либо профессией, а в дальнейшем не сможет реализовать права взрослого человека.
4. Рефлексия (слайд 16)
1. Я сегодня узнал о...
2. Мне сегодня понравилось…
3. Мы сегодня …
4. Нужно обсудить на следующем занятии…
(Вы помните, что ключевым словом в кроссворде будет «учеба», а ваша прямая обязанность , поэтому и говорить мы будем об обязанностях)
- Спасибо, ребята, за работу. Мне было приятно с вами общаться. Желаю, чтобы ваши права всегда соблюдались. Всего вам доброго.
- Вашему вниманию предлагается календарь правовых дат (если останется время)
(слайд 17)
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (что он существует, на слайде)
2001 – 2010 г. г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Жизнь, имя,
национальность и индивидуальность;
окружающая среда;
быть гражданином. самовыражение;
знать и сохранять культуру своего народа;
медицинское обслуживание; защита во время войны; качественное образование; встречаться и обмениваться информацией;
любящая и заботливая семья; защита от жестокого обращения и притеснения;
жизнь без дискриминации,
дом; полноценное питание;
всестороннее и полноценное развитие;
защита от похищения;
личная жизнь;
не разлучаться с родителями
В вашем классе учится ребенок другой национальности, у него, на ваш взгляд, смешное имя, на переменах он разговаривает по телефону с родителями на родном языке. Часто от одноклассников он слышит насмешки по этому поводу. Нарушены ли здесь права, и если нарушены, то какие?
Уборщик на вокзале в г. Ставрополе обнаружил ребенка с запиской:«Пожалуйста, позаботьтесь обо мне».
Кто должен позаботиться о ребенке? Какие права ребенка нарушены?
У Пети пропал телефон, который лежал в портфеле. В поисках был весь класс вместе с учителем, а Иван спокойно себе сидел возле окна и играл в телефон. Когда закончил играть, спросил о происходящем. После чего ответил: «Да вот же он, телефон, я его взял в портфеле Пети поиграть» Прав ли Иван? Нарушил ли он права, если - да, то какие?
Порядочность
Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность
Обязанность
Учёба
Справедливость Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность
Обязанность Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность
Обязанность Порядочность
Справедливость Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность
Обязанность
Учёба Порядочность
Справедливость
Воспитанность
Разумность
Обязанность
Учёба
Воспитанность
Разумность
Обязанность
Учёба
Учёба
Учёба
Обязанность
Учёба
Воспитанность
Разумность
Обязанность
Учёба
infourok.ru
Классный час "Я и мои права" (5 класс)
Педагог МКОУ Кукаринской ООШ
Лежневского муниципального района
Ивановской области
Тема классного часа: «Права детей. Конвенция о правах ребенка»
Цели и задачи мероприятия:
Познакомить учащихся с правом на
жизнь;
проживание со своими родителями;
неприкосновенность жилища;
личную жизнь, тайну;
уважение человеческого достоинства;
бесплатное и доступное образование;
получение медицинской помощи;
отдых и досуг согласно своего возраста,
предусмотренными Конвенцией о правах ребенка.
Заложить основы правовой культуры школьников.
Формировать ответственное отношение к окружающим и самому себе.
Форма: Классный час – диалог с элементами игры.
Ожидаемый результат:
Владение школьниками знаниями о правах ребенка, предусмотренных Конвенцией.
Осознание учащимися ответственного отношения к окружающим и самому себе.
Сформированность основ правовой культуры.
Оборудование и дидактический материал: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, оформление для игры на доске (цветы и корзинка), конвенция ООН о правах ребенка.
Мотивация выбора данной темы:
В настоящее время в образовании уделяется большое внимание правовому воспитанию школьников, так как участились случаи правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних подростков. Данное мероприятие предусмотрено для детей, обучающихся в пятом классе, которые еще недавно были младшими школьниками и находились под полной опекой классного руководителя сопровождающего их на протяжении всего дня. Теперь в их школьной жизни происходят изменения: смена классного руководителя, множество учителей предметников, изменения в распорядке дня, в связи с этим очень сложно протекает период адаптации. Поэтому сейчас очень важно познакомить ребят с правами, предусмотренными Уставом школы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Это необходимо для того, чтобы пятиклассники чувствовали себя защищенными с юридической стороны и сами по неосторожности не стали правонарушителями своих прав и прав других участников образовательного процесса.
План классного часа:
Приветствие учащихся, ознакомление с темой и целями классного часа.
Актуализация знаний
Раскрытие темы классного часа
Закрепление полученных знаний
Выводы
Ход классного часа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Презентация
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о ваших правах и познакомимся с некоторыми их них.
Ребята, а вы знаете свои права?
Хорошо! Как вы думаете где же записаны эти права?
Действительно, существует множество нормативно-правовых документов, в которых указываются права и обязанности людей.
Основным документом Российской Федерации является …в которой записаны права и обязанности граждан РФ.
Для детей существуют свои нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Устав школы.
Сегодня мы с вами остановимся и познакомимся с правами предусмотренными Конвенцией о правах ребенка.
Ответы детей.
Называют свои права.
Ответы детей.
Конституция
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Текст Конвенции о правах ребенка был предложен представителями Польши в 1978 году. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет. И 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. А день 20 ноября принято считать международным днем защиты прав детей.
Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе.
В настоящий момент 193 страны подписали этот документ.
Слайд 4
Чтобы познакомиться с правами, которые предусмотрены Конвенцией представьте что вы оказались на поляне с цветами. С одной стороны поляны цветы с отрывками сказок, а на другой цветы с названием и автором. Все вы очень любите сказки, и я уверена, что справитесь с моими заданиями. И соберете целую корзину цветов.
Вам необходимо прочитав отрывок из сказки, отгадать ее автора и название. Если вы отгадали верно, то на обратной стороне этих цветов (показываю каких) вы сможете прочитать свое право.
Я приглашаю сразу двоих человек. Один читает отрывок из сказки, а второй ищет ее название и автора, после чего читает свое право.
Вызываю первых двух желающих.
Обсуждение после прочтения статьи.
Самое главное право каждого человека – право на жизнь.
Как вы думаете имел ли право царь Салтан поступить так со своим сыном и молодой царицей? (ответы учащихся)
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
«Делать нечего: бояре,Потужив о государеИ царице молодой,В спальню к ней пришли толпой.Объявили царску волю -Ей и сыну злую долю,Прочитали вслух указ,И царицу в тот же часВ бочку с сыном посадили,Засмолили, покатилиИ пустили в Окиян -Так велел-де царь Салтан.»
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Слайд 5
Слайд 6
Следующая (вторая) пара
Обсуждение после прочтения статьи
Как вы думаете кто из героев нарушил данное право? (ответы детей)
Правильно, Волк не имел права врываться в домики поросят.
Правильно подметил Наф-Наф, дом поросенка – это его крепость.
С. Михалков «Три поросенка»
«Но тут как раз постучали в дверь.
- Кто стучит? - спокойным голосом спросил Наф-Наф.
- Открывай без разговоров! - раздался грубый голос волка.
- Как бы не так! И не подумаю! - твердым голосом ответил Наф-Наф.
- Ах так! Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих!
- Попробуй! - ответил из-за двери Наф-Наф, даже не привстав со своей табуреточки.
Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме.
- Сейчас же отвори дверь, - прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!
- Дом поросенка – это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.»
Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его прав на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Слайд 7
Слайд 8
Следующая (третья) пара
Обсуждение после прочтения статьи
Как вы думаете кто из героев нарушил данное право. (Ответы детей). Конечно, Кай жил со своей бабушкой, и снежная королева не имела права разлучать их.
Но существуют такие случаи, наверное вы о них слышали, когда родители не заботятся и не ухаживают за своим детьми, поэтому государство заботясь о таких детях лишает родителей родительских прав и отдает на воспитание таких ребят другим родственникам или в детские дома.
Г.-Х. Андерсон «Снежная Королева»
«Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей ... А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало, и он устремил взор в бесконечное воздушное пространство. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу. Так Снежная королева увезла маленького Кая из бедного скромного домика бабушки в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.»
Статья 9.1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Слайд 9
Слайд 10
Следующая (четвертая пара)
Обсуждение после прочтения статьи
Кто же в этой сказке нарушил данное право? (ответы детей)
Совершенно верно.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой Царевне»
«На девичник собираясь.Вот царица, наряжаясьПеред зеркальцем своим,Перемолвилася с ним:«Я ль, скажи мне, всех милее.Всех румяней и белее?»Что же зеркальце в ответ?«Ты прекрасна, спору нет;Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».Делать нечего. Она,Черной зависти полна,Бросив зеркальце под лавку,Позвала к себе ЧернавкуИ наказывает ей,Сенной девушке своей,Весть царевну в глушь леснуюИ, связав ее, живуюПод сосной оставить тамНа съедение волкам.»
Статья 37. Государство-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Слайд 11
Слайд 12
Следующая (пятая) пара
Обсуждение после прочтения статьи
Как вы думаете нарушила ли Лиса данное право? (Ответы детей)
Действительно, Лиса нарушила данное право, соблюдая данное право, она должна была наоборот помочь Серой Шейке.
Так во всех странах, в том числе и нашей существуют специальные для детей больницы, в которых трудятся детские врачи.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
«- Какая ты глупая, уточка... Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам...
Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:
- Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем... Выходи лучше сама.
Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:
- Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса...»
Статья 24.1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Слайд 13
Слайд 14
Следующая (шестая) пара
Обсуждение после прочтения статьи
Нарушил ли Папа Карло данную статью, отправляя Буратино учиться в школу? (Ответы детей)
Конечно каждый из нас имеет право учиться и быть образованным.
А те дети которые пытаются прогуливать школу, нарушаю собственное право и становятся правонарушителями.
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
«- Папа Карло, - сказал Буратино, - а как же я пойду в школу без азбуки?
- Эге, ты прав, малыш...
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
- Вот тебе азбука. Учись на здоровье.
Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.»
Статья 28.1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности вводят бесплатное и обязательное начальное образование, доступное среднее и профессиональное образование, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Слайд 15
Слайд 16
Следующая (седьмая) пара
Обсуждение после прочтения статьи
Давайте вспомним этот мультик. Как обращалась Фрекен Бок с Малышом, имела ли она на это право? (ответы детей)
Действительно, фрекен Бок нарушала право Малыша, обращаясь с ним жестоко.
А. Лингрен «Малыш и Карлсон»
«Впрочем, у мамы тоже был несколько обескураженный вид. Она погладила Малыша по голове и сказала:
- Что касается мальчика, то с ним легче всего справиться лаской.
- Опыт подсказывает мне, что ласка не всегда помогает, - решительно возразила фрекен Бок. - Дети должны чувствовать твердую руку.
Затем фрекен Бок сказала, сколько она хочет получать в месяц, и оговорила, что ее надо называть не домработницей, а домоправительницей. На этом переговоры закончились.
Как раз в это время папа вернулся с работы, и мама их познакомила.
- Наша домоправительница, фрекен Бок.
- Наша...домомучительница, - прошипел Малыш и со всех ног бросился из комнаты.»
Статья 28.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
Слайд 17
Слайд 18
Следующая пара
Обсуждение после прочтения статьи
Кто из героев нарушил право Золушки на отдых и участие в развлекательных мероприятиях? (Ответы детей)
Каждый из нас имеет право проводить свободное время кто как хочет. Вы можете играть в игры, гулять, читать. В каникулы кто-то отправляется к бабушке и дедушке, кто-то в лагерь, кто-то остается с родителями. Но чтобы не нарушить сами свое право и не стать правонарушителем, мы должны помнить, что все развлечения и развлекательные мероприятия должны соответствовать нашему возрасту.
Ш.Перро «Золушка»
«И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах. - Что с тобой, дитя мое? - спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить. - Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? - спросила крестная. Она была фея - волшебница - и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. - Правда, - сказала Золушка, всхлипывая. - Что ж, будь только умницей, - сказала фея, - а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.»
Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Слайд 19
Слайд 20
Мы сорвали последний цветочек. Вы молодцы! Отгадали все сказки! Были строгими, но справедливыми судьями, обсуждая поступки героев.
И наша корзинка наполнилась цветами, но это не все права, которые записаны в конвенции о правах ребенка.
Ребята, а как вы думаете, ограничены ли наши права? И почему?
А что такое свобода?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Существует такое выражение: «Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа».
Как вы понимаете эту фразу?
Все права создаются во благо каждого человека. Все люди имеет равные права. Поэтому человек свободен и его права ограничены в том случае, если необходимо обеспечить другого человека такими же правами. И если не соблюдать эту границу мы можем стать правонарушителями.
Ответы детей
Ответы детей
Слайд 21
Слайд 22
Чтобы не стать правонарушителем давайте еще раз вспомним, какие же основные права вы имеете, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка?
Ребята вспоминают и повторяют права.
Слайд 23
Хорошо! Сегодня вы активно работали, молодцы! Урок окончен.
infourok.ru
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности»
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности». | Москва. ГОУ СОШ № 547. Учитель географии Бурыкина Елена Анатольевна | Цели: воспитание гражданской ответственности; формирование правового самосознания; развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои. Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт. ^ Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Ещё в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые было необходимо принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. 15 сентября 1990 года Конвенции о правах ребенка вступила в силу для РФ. Согласно ^ , ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. ^ — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Друзья, знаете ли вы, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, и что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»? (Нью-Йорк,20 ноября1989г.) Условно права ребёнка можно разделить на шесть основных групп: - К первой группе можно отнести такие права ребёнка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении др. прав и т.п.
- Ко второй группе относится право ребёнка на семейное благополучие.
- К третьей группе относится право ребёнка на свободное развитие личности.
- Четвёртая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
- Пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- И шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации.
В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст.6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни. Но так было и так думали не всегда. Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеется”. Продажа детей с целью заработка. Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли? Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать. Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным — бросали его вниз со скалы. ^ . Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. Родившись, ребенок приобретает также право на имя и гражданство, знать своих родителей, и рассчитывать на их заботу (Конвенция о правах ребёнка ст.7), имеет право жить и воспитываться в семье (Конвенция о правах ребёнка ст.5). В Санкт - Петербурге в прошлом появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали “добрым людям”. Каково ваше отношение к такому явлению? К сожалению, и сейчас нередко случается так, что ребенок, по той или иной причине, остается без родителей, следовательно, нарушается одно из прав Конвенции – право на семью. И не все дети, попадающие в детский дом, – сироты, у многих есть родители, но они лишены родительских прав. Как вы думаете, чего больше всего хотят эти дети? Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать: государству, богатым людям, будущим супругам, самим себе? В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. Вот и всё. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и ещё не видны глазу характер, индивидуальность. А проявляется эта индивидуальность с годами и происходит формирование личности. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче. А сейчас предлагаю вашему вниманию занимательные иллюстрации к отдельным статьям Конвенции. Вам необходимо вставить пропущенные слова в текст, основываясь на полученной информации. Обсуждение результатов работы Мы с вами просмотрим фрагменты из мультфильмов. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. Смотрите внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются? - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (Право на отсутствие рабства, право на жизнь, на свободу слова).
- Дюймовочка (право на жизнь с родителями).
- Золушка (право на отсутствие рабства).
- Гадкий утёнок (право на индивидуальность).
- Ивашка из дворца пионеров (право на участие в научно-техническом творчестве, на защиту жизни и здоровья).
- Вовка в тридевятом царстве (право на труд).
А мы с вами сейчас реализовали право пользоваться достижениями культуры.Соблюдаются ли права детей в нашей стране? Тренинг. Участникам предлагается обсудить вопросы: - У всех ли людей есть права? Если да, то у кого их больше: у взрослых или у детей и почему?
- Что такое обязанности?
- Как связаны наши права и обязанности?
- Бывают ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей или, наоборот, - только обязанности без прав?
Вывод: У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей. Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)? Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры?). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права. Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались? - Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав
- Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей
- Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных
- Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
(Речь идёт о личных правах людей – житейских, бытовых и т.п., а юридические права защищает закон).Как же вы можете защищать свои права? Способы отстаивания личных прав - Когда нарушаются личные права ребёнка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей, учителей).
- Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т.к. это проявление не слабости, а самоуважения.
- Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.
Участникам предлагается составить список своих личных прав с учётом тех, которые обсуждались на тренинге.(При завершении фразы «Я имею право…» следует перейти от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка)Домашнее задание: Обсудить с домашними свои личные права и закончить их список. Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики: Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Ребенок имеет право: - Право на жизнь. Право на имя.
- Право на гражданство.
- Отсутствие дискриминации.
- Право на свободу совести и религиозных убеждений.
- Право на жизнь с родителями.
- Право на труд.
- Право на отдых.
- Право на защиту жизни и здоровья.
- Право на образование.
- Право на отсутствие рабства.
- Право на жилище.
- Право на свободу слова.
- Право на получение информации.
- Право пользоваться достижениями культуры.
- Право создавать семью.
- Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
|
dmee.ru