Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень. Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?
Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:
9 – 14 кг
76 – 80 см
46 – 57 см
46 – 51 см
Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.
Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».
Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается. Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики. Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.
Вопреки устоявшимся стереотипам, малыши двух-трех лет еще не умеют манипулировать и «делать назло» — этому препятствуют особенности развития коры головного мозга и нервной системы. Большинство капризов – это попытки получить внимание и любовь мамы, а также прощупывание границ допустимого поведения.
Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.
Физическая сфера:
Речь:
Социально-эмоциональная сфера:
Несмотря на явное желание расширять круг общения, малыш по-прежнему очень привязан к близким родственникам. Ему необходимо чувствовать рядом родное плечо, поддержку, уверенность в том, что все будет в порядке, его исследованиям, начинаниям, попыткам учиться новому ничего не грозит. Мама рядом является гарантом безопасности, а не прихотью.
Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:
Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.
Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:
Камнем преткновения в дискуссиях молодых родителей со старшим поколением является приучение крохи к горшку. Вопреки опасениям бабушек, медицина не выявила доказательств вреда памперсов. Готовность ходить на горшок обусловлена развитием нервной системы малыша. Насильное, агрессивное, фанатичное приучение к туалету закончится нервными срывами мамы и серьезным противостоянием ребенка, которое только замедлит естественный процесс.
Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:
Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной. Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов. Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.
Дети старше года должны учиться пережевывать твердую, плотную пищу. Нет необходимости превращать любое блюдо в пюре, предлагайте малышу кусочки – сначала совсем маленькие, потом побольше, очень скоро карапуз будет умело жевать свою еду совсем как взрослый.
Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения. Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать. Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.
Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд. Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета. Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.
Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:
Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.
В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня. Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск. Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:
Если в какой-то момент у вас не хватает ресурса на занятия, активную игровую деятельность, насыщенные прогулки, делегируйте это папе, бабушкам и дедушкам, а сами потратьте немного времени на восстановление сил. Помните – мы развиваем детей каждый день, просто находясь рядом с ними, показывая на своем примере, как взаимодействовать с окружающей действительностью, общаясь с малышами на доступном им языке, проявляя свою любовь и поддержку.
pups.su
Олечка, которой было на тот момент около трех лет, однажды сказала: "Я очень люблю работать!" Как вы думаете, что она имела в виду? Ни за что не догадаетесь! Она имела в виду игру! Мы уже говорили о том, что игра для любого ребенка - это процесс обучения. Так что Оля была права, рассматривая свою игру как работу.
В возрасте одного-двух лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшее время для активного бодрствования - промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина. Если брать по часам, то это примерно с 13.00 до 15.00 и с 16.30 до 19-20 часов. Если же ребенок спит один раз днем, то время активного бодрствования приходится на время с 9.00 до 12.00 и после дневного сна с 15.00-16.00 до 20-21.00. Некоторые дети-"жаворонки", которые встают рано (в 6.00-7.00 утра), могут быть активны и до завтрака.
Весной и летом, когда ребенок не спит, он должен находиться на свежем воздухе. (Об играх ребенка на улице мы поговорим, когда будем рассматривать прогулки.) А сейчас нужно коснуться процесса бодрствования ребенка, пока он находится дома, - например, в холодный период времени или когда на улице плохая погода.
Находясь дома, ребенок может играть либо сам, либо под руководством взрослого. В первые месяцы второго года жизни дети обычно воспроизводят во время игры ранее разученные действия. Они "кормят" и "качают" кукол, "пляшут" с ними. Дети наблюдают за тем, что их окружает, в частности - за домашней работой взрослых, и принимают в ней посильное участие. При этом игра содействует общему развитию ребенка, расширяет его личный опыт, помогает выработке у ребенка положительных черт характера - сосредоточенности, настойчивости, целеустремленности. Постепенно в игре начинают появляться элементы того, что ребенок видит вокруг себя: он начинает "читать" книги, "наряжаться", "причесываться", "убирать" в комнате и т. п. Это так называемая отобразительная игра. Для такой игры нужны куклы, игрушечные мишки, зайцы, кошки и другие животные, посуда разных размеров, ящики, которые ребенок может использовать как ванночку, кровать для кукол и т. п.
Для подвижных игр нужны тележки, машины, которые дети возят за собой за веревочку, или игрушки на колесах с палочкой (бабочки, птички и т. п.), которые можно возить, толкая перед собой. Нужны мячи разных размеров, шары, которые можно катать и бросать, обручи, через которые можно пролезать, ящики, на которые можно залезть и т. п.
В начале второго года жизни ребенок продолжает упражняться в развитии своих двигательных навыков: он много лазит, забираясь на различные предметы, карабкается по ступенькам, ходит по длинной скамье, держась за руку взрослого. Дети очень любят катать и бросать мяч, а бросив его, бежать за ним. Очень часто они стараются привлечь к этому и взрослых. Маленький Леша (1 г. 3 мес.) "поймав" взрослого напарника, начинает бросать ему мячик, чтобы тот ловил его, а затем, расставив руки, ждет, когда взрослый бросит мячик ему назад. Естественно, что ловить его он еще не умеет, но очень радуется, когда взрослый, размахнувшись, аккуратно вкладывает мячик ему в ручки. Особенно ему радостно, когда взрослый приговаривает при этом: "Молодец, Лешенька! Поймал мячик!"
Дети очень любят плескаться в воде. Они купают кукол, пускают кораблики или лодочки. А во время купания обожают брызгаться водой, хлюпая по ней ручками.
Наряду с подвижными играми ребенок в этом возрасте любит складывать кубики, пирамидки, кирпичики, засовывать палочки или карандаши в различные отверстия. (Следите за тем, чтобы малыш не воткнул что-нибудь в электрическую розетку!) С одной стороны, это развивает усидчивость, с другой - мелкие мышцы кисти, которые отвечают за мелкую мышечную моторику.
Дети в этом возрасте очень любят подражать взрослым, надевая их вещи - например, шапку отца или мамины сапоги. Они берут в руки газету (ничего, что она вверх ногами, зато я "читаю", как папа!), веник ("я убираю"), молоток. Особенно дети любят рыться в маминой сумочке, вынимая мелкие предметы: помаду, тушь для ресниц, мобильный телефон и т. п. И, не смотря на то, что это вас может раздражать, нужно пересилить себя и разрешить "порыться" в своих вещах. Причем желательно сопровождать каждый вынутый из сумки предмет комментарием - что это и зачем он нужен. Такая спокойная игра очень полезна ребенку перед сном.
Нужно помнить о том, что игрушек не должно быть слишком много. Имеется в виду, что тех игрушек, которыми играет ребенок в данный момент, должно быть ровно столько, чтобы поддерживать внимание ребенка во время игры. Если их будет очень много, внимание ребенка рассеивается, он хватает то одну игрушку, то другую, а в итоге ничего не доводит до конца. Достаточно дать ребенку четыре-пять игрушек. Когда интерес малыша к ним иссякнет, их нужно убрать и дать следующий набор, а этот спрятать на время. Позже, на другой день, например, дав их ребенку, вы увидите, что он отнесется к ним, как к новым. При этом у малыша в этом возрасте уже может появиться любимая игрушка, которая никогда ему не надоедает и которую он включает в любую свою игру. В зависимости от пола это может быть кукла, мишка, собачка, машинка или даже набор игрушек (например, кубики).
Обычно в семье игрушки хранятся сваленными в ящик, как попало, вперемешку - новые и старые, целые и поломанные. Если вы не хотите приучать своего малыша к беспорядку, займитесь на досуге сортировкой и ремонтом игрушек. И, конечно же, привлеките к этому своего малыша! Помните, что для вас это будет работой, а для него это - обучающая игра!
Когда подходит время ложиться спать, игра должна из активной переходить в спокойную. Лучше всего для этого подойдет чтение или рассматривание книжек. При этом нужно помнить, что ребенок еще не умеет с ними обращаться. Поэтому не нужно давать ему книжку и говорить при этом: "На. Почитай". Вы должны сесть с ним рядом или усадить его к себе на колени и, показывая ему картинки, почитать текст или самостоятельно пофантазировать, что изображено на рисунках. При этом вы обязательно должны напоминать ребенку, что книгу нельзя рвать, швырять и т. п. Иначе он не научится бережно обращаться с книжками.
Большое воспитательное значение имеет самостоятельная игра ребенка. Она позволяет ему проявлять сообразительность, смекалку, наблюдательность, волю. И даже если вам иногда приходится потесниться (например, "железная дорога" проходит через всю комнату), то сделайте это. А если уж игра ребенка начинает вам мешать, вмешайтесь на некоторое время в нее, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. При этом ни в коем случае не кричите на ребенка за то, что он "путается у вас под ногами" со своими игрушками, и тем более не отшвыривайте их ногой. Даже если ребенок достаточно долго играет сам и ничем вам не докучает, время от времени вы должны вмешиваться в игру, направляя ее в нужное русло. Например, если девочка играет с куклой (укладывает ее спать, кормит и т. п.) можно сказать ей: "Смотри, - твоя кукла заболела. Поставь ей градусник". И дайте дочке палочку, карандаш или что-то подобное. "Сделай ей укол. Дай ей водички. Возьми машинку и отвези ее к доктору". Тем самым вы продлите игру и дадите ей новое направление. Если ребенок строит что-то из кубиков, то можно подсесть к нему, построить что-нибудь вместе, а затем, разобрав конструкцию, предложить ему построить то же самое и помочь, если это необходимо.
Совершенно недопустимо прерывать игру ребенка, если на то нет достаточно веских оснований. Даже если вам нужно его кормить, или укладывать спать, или одевать на прогулку, обязательно нужно помочь ребенку завершить игру. Если он что-то строит, то нужно помочь ему достроить, если он ведет паровоз или машину, ему нужно указать, где находится конечный пункт маршрута. Пусть "приведет" туда свой состав, даст последний гудок и идет кушать: "Вот тут конечная станция. Паровозик должен сюда доехать, а машинист - дать гудок, закрыть дверцу и идти в столовую покушать". Если вы сделаете все правильно, то ребенок не будет нервничать, капризничать и будет есть с аппетитом. Если же вы прервете игру грубо, он расстроится, будет плакать, не захочет уходить от игрушек и будет плохо есть. Вам это надо?
И еще одно замечание. Играя с ребенком, вы всегда должны соблюдать меру. Для активной игры, во время которой ребенок может бегать, смеяться, прыгать и т. д., нужно отводить время днем или вечером, но ни в коем случае не перед сном. А большей частью бывает так, что когда взрослые члены семьи приходят с работы и, поев, сделав кое-какие домашние дела, начинают возиться с ребенком, ему уже скоро нужно ложиться спать. Конечно, можно понять папу или дедушку, которые соскучились по малышу и хотят поиграть с ним. Уважаемые взрослые! Помните, что любовь проявляется в бережном отношении к ребенку. А если вы его "разбуркаете" перед сном, то он будет плохо спать, просыпаться ночью и плакать и ваша игра принесет ему не пользу, а вред. Лучше займитесь с ним спокойными играми: постройте что-нибудь из кубиков, почитайте, порисуйте, спойте ему песню. Перед сном такие игры гораздо полезнее, чем беготня, борьба, бокс, футбол и прочие "виды спорта".
ilive.com.ua
1 год и 7 месяцев — переломный возраст в развитии ребёнка. Кроха окончательно превратился в маленькую личность. Какими гастрономическими изысками эту личность побаловать? Какой игрой занять? Когда уложить спать, а главное — как? Давайте искать ответы на родительские вопросы вместе.
На самом деле, количество родительских вопросов увеличивается каждым новым месяцем. Малыш становится старше и требует к себе всё больше внимания. 1 год и 7 месяцев — это лишь очередной этап в развитии ребёнка, однако и к нему нужно подойти со всей серьёзностью.
В 1 год и 7 месяцев ваш малыш наверняка умеет всё, что должен. Он физически активен и любознателен. Обожает гулять на свежем воздухе и с воодушевлением знакомится со сверстниками. Кто-то из детей в этом возрасте занимает позицию наблюдателя, а кто-то бегает с соседской детворой на равных — несмотря на разницу в возрасте. Кроха — маленькая личность со своим особым темпераментом. Сейчас в маленьком человеке начинает проявляться характер. Родителей могут расстроить бесконечные истерики малыша, но запаситесь терпением: всё только начинается. “Истеричный” период, когда чадо слезами реагирует на некомфортные для него условия, продлится лет до трёх-четырёх. Поэтому не нервничайте по пустякам, раз уж от них никуда не деться. Лучше радуйтесь новым умениям своего дитя — это куда полезней и приятней.
На развивающие занятия в детских центрах ребёнку в 1 год и 7 месяцев ходить пока рановато. Но никто не мешает вам заниматься с чадом в домашних условиях. Главное, чтобы у вас было для этого время и желание. Существует немало развивающих мультиков, которые можно использовать для обучения. Занять кроху можно тематическими карточками, по которым учат цвета, животных, фигуры и так далее. Прогулки — еще один актуальный ответ на вопрос о том, чем занять малыша в год и 7 месяцев. Гуляйте как можно больше и дольше. Длительные прогулки избавляют от проблем со сном и аппетитом.
В возрасте 1 год и 7 месяцев для ребёнка не найти лучшей игры, чем игра в подражание. Сейчас малыш как никогда копирует своих маму и папу. Почему бы не превратить баловство в игру, добавив в неё развивающие элементы. Чадо лезет в шкаф, чтобы найти носок, как папа? Попросите его выбрать из ящика с бельём только синие или только белые носки. Тянется к книжной полке, как мама? Пусть возьмет несколько книг и сложит их одну на одну, воссоздав подобие пирамидки.
Кстати, в этом возрасте малыш особенно активно интересуется игрушками, которые были подарены или куплены для него ранее. Мозаика и конструктор, которые он разбрасывал по комнате, сосредотачивают его внимание, заставляют логически мыслить и докапываться до истины. Он запросто строит башни из LEGO или кубиков, его внимание уже не так рассеяно, как раньше.Помните, игрушек должно быть ровно столько, чтобы удерживать внимание малыша. Чем больше игрушек возле ребёнка, тем сложнее ему сосредоточиться на чём-то одном.
Меню малыша в возрасте 1 год и 7 месяцев всё еще не допускает содержания жареных блюд. Если быть откровенными, то и нам, людям взрослым, от такой пищи лучше отказаться. Перетирать супы и овощи уже не нужно. Количество зубов, имеющееся у малыша в наличие, запросто справляется с тушёной или вареной пищей. Натирая салат, который обязательно должен входить в рацион ребёнка в возрасте 1 год и 7 месяцев, используйте крупную тёрку. В мелкой потребность уже отсутствует.
Если малыш плохо ест, пересмотрите его питание: возможно, вы даете ребёнку в 1 год и 7 месяцев те продукты, которые он не слишком любит и которые без труда можно заменить на более вкусную альтернативу. Основа рациона — белки животного происхождения. Они всё ещё составляют большую часть ежедневного меню.
Если вы интересуетесь тем, сколько спит маленький ребёнок в год и 7 месяцев в ночное время суток, ответим: от десяти до одиннадцати часов. А вот количество дневного сна — не два и не три, а уже один. В этом возрасте малыш переходит на единоразовый сон в светлое время суток. Длительность такого сна может достигать трёх с половиной часов.
Если в год и 7 месяцев ребёнок продолжает плохо спать ночью, пересмотрите его график. Возможно, стоит сдвинуть время отхода ко сну на более позднее. А еще наверняка стоит дольше бывать на свежем воздухе, позволяя чаду активно расходовать энергию.
Теги по теме: развитиеребенок 1-3Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru