В этом возрасте малыш уже стремится не только со стороны наблюдать за происходящим, но и хочет активно принимать участие во многих делах. Как, например, его уже не устраивает просто смотреть на висящие игрушки над кроваткой. Поэтому будет не лишним опустить кольцо с игрушками на такой уровень, чтобы кроха мог до них дотягиваться.
Кенгурушки и слинги. Вместо коляски на прогулку можете брать малыша в слинге или в кенгурушке. Малышу будет приятно наблюдать за окружающим миром, находясь у мамы или папы на животике. Или можно посадить ребенка лицом к себе, тогда он будет видеть вас, и вы сможете с ним общаться.
Разговаривайте с малышом! Старайтесь как можно чаще говорить с крохой. Комментируйте все происходящее вокруг: процесс одевания, поход на прогулку, в магазин, действия близких, поведение домашних животных и т.д. Помните, для ребенка очень важно, что с ним общаются, а не относятся как к кукле. Детки очень многое понимают на интуитивном уровне.
Тянитесь к малышу. Когда вы хотите взять малыша на ручки или просто переложить куда-то – протягивайте к нему руки, и не важно, на каком расстоянии от него вы находитесь. Вскоре малыш начнет также тянуться к вам.
Давайте поиграем!
Взрослые игрушки! Вы, наверное, не раз замечали, что порою детки бросают свои игрушки, как только вы начинаете заниматься своими делами, и требуют, от вас взять их в вашу игру. Например, при готовке на кухне. Можете, в таких случаях, усаживать кроху с собой и давать ему большую блестящую кастрюлю – пусть он играет с ней: повертит в своих руках, постучит как в барабан и т.д. Детям безумно нравятся «игрушки» взрослых!
Новые игрушки. Подарите своему крохе игрушку-неваляшку. Когда малыш будет ее ронять, кукла сразу же будет становиться в вертикальное положение. Такая забава хорошо развивает воображение ребенка! Также время от времени добавляйте по одной новой игрушке в кроватку малыша, не надо сразу давать много, пусть кроха научится различать и замечать перемены среди предметов!
Эксперименты с голосом. Малыш постепенно начинает учиться произносить такие звуки как «д», «а», «б», «и», «у», «м». Повторяйте за ребенком то, что он произносит. А также можете приложить его пальчики к своим губам во время произношения, чтобы ребенок почувствовал движение губ при разговоре.
Старые добрые погремушки. Не поддавайтесь модным тенденциям и не вычеркивайте погремушки из списка забав вашего крохи. Эта, проверенная временем вещь, очень нужна и полезна для развития малыша! В ребенке с рождения заложен такой навык как трясти ручками. Поэтому, как только погремушка попадает в ручки крохе, он тут же автоматически начинает ее трясти. Со временем малыш начинает понимать взаимосвязь между действием и возникшим звуком. Таким образом, он развивает понимание причинно-следственных явлений.
Развиваем координацию!
Высоко-высоко!Детки очень любят наблюдать за всем происходящим с разных мест и разной высоты. Можете на время посадить малыша на высокий стульчик, пусть он смотрит на всех свысока! Поиграйте в таком положении с ним в такую игру: поднимите его ручки вверх и скажите: «Мой сынок уже большоооой!», опустите ручки и проделайте так несколько раз. Можно также просто поднимать ребеночка над собой. Ему такие «полеты» очень понравятся!
Прыг-скок! Поиграйте в старую добрую игру «По кочкам, по цветочкам». Деткам обычно очень нравятся песенки с веселыми окончаниями. Если вы уже начали в такие игры играть в более раннем возрасте, и видите, что малыш радостно реагирует на эти них, это значит, что у него очень хорошо развивается память, и он закрепляет полученные ранее знания. Старайтесь чаще обращать внимания на реакции малыша, и циклично повторяйте некоторые игры.
Учимся вставать. Если ваш малыш уже умеет садиться, то, скорее всего, он вскоре начнет пытаться вставать. Повесьте на кроватке удобные пластмассовые кольца. Пусть кроха пытается за них хвататься и подтягиваться вперед. Помогайте ему в попытках встать на ножки. Малышу еще очень трудно, потому как его коленки не очень умеют выпрямляться. Держите его в такие моменты подмышками. Если малыш уже все-таки активно пытается вставать, на помощь вам может прийти спасательный надувной круг. Оденьте его на кроху, при падении он смягчит удар и защитит ребеночка.
Учимся принимать решения!
Перекладываем игрушки! Положите небольшую игрушку в правую ручку своему крохе, затем переложите ее в левую. Проделайте это упражнение несколько раз, и вскоре ваш малыш научится это делать самостоятельно!
Улыбающиеся мордашки. Сделайте на внутренней стороне простынки, которой укрывается ребенок, улыбающееся личико. Когда малыш будет поднимать простынку – на него будет смотреть эта веселая картинка!
Учимся находить различия. Сделайте на бумажной тарелке с одной стороны улыбающееся лицо, а с другой – грустное. Показывайте крохе по очереди кто одну, то другую сторону. И понаблюдайте, какое из них ему больше понравится!
Развиваемся во время повседневных дел!
Чашечки и ложечки. Чтобы постепенный переход в кормлении от бутылочек к ложечкам и чашечкам был легким, можете давать малышу в руки для изучения эти предметы. Пока вы кормите его одной ложечкой, пусть он подержит другую. Таким образом, он перестанет просить у вас для игры ложку, из которой вы даете ему кушать.
Ручки, ножки, голова!Во время купания, переодевания, домашних игр или прогулки старайтесь называть малышу части тела. Притрагивайтесь к ним и говорите, например: «Это ручка у Дашеньки, это ее ножка!» чаще называйте ребенка своим именем и меньше употребляйте «рыбка», «зайка», «масик» и т.д.
Останавливаем время! Поиграйте с крохой при переодевании в такую игру: во время разговора на несколько секунд остановитесь и замрите. Проследите за тем, какими методами кроха начнет пытаться вернуться вас к разговору и привлечь ваше внимание!
Во время купания. Пускайте в ванночку во время купания кораблики и другие плавающие игрушки. Пусть малыш забавляется, играя с ними. Также можно в воде поиграть в игру «Кто там?»: возьмите ведерко и опустите его в воду вверх ногами, так чтобы в нем осталось немного воздуха. В вертикальном положении ведерко будет сложнее достать из воды. Появится ощущение, что туда что-то забрался и не отдает эту игрушку. Чем больше ведерко, тем впечатлительнее будет эффект!
Пошепчите на ушко. Вы, наверное, и сами знаете, каким может быть приятным шепот на ушко. Прошепчите своему крохе несколько ласковых слов. Ему должен понравиться новый способ общения. Можете немножко его пощекотать губами за ушко и за шейку.
Покачайте кроху. Чтобы ребенок скорее успокоился и уснул, прижмите его к себе и покачайте. Деткам очень нравятся прикосновения родителей. Спойте ему колыбельную.
Автор: Ева Архипова
Основное событие пятого месяца жизни - введение в питание ребенка основных блюд прикорма: овощного пюре и каши. Когда и какой прикорм вводить ребенку - вам посоветует врач в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Обычно, если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, недоношенный, с проявлениями рахита или анемии, первый прикорм - овощное пюре - рекомендуют давать уже в начале 5-го месяца жизни. Если же ребенок на грудном вскармливании, хорошо развивается, достаточно прибавляет в весе - срок введения прикорма можно отодвинуть на конец 5-ю-начало 6-го месяца жизни, но не позднее, так как материнское молоко уже не может обеспечить потребности быстро растущего ребенка в жизненно важных микроэлементах и балластных веществах. В последние годы в некоторых семейных клубах популярно так называемое альтернативное воспитание малышей, концепция возврата к обычаям старины, в частности к длительному грудному вскармливанию (более 2 лет!) и к позднему введению "чужеродных" продуктов. Врачи отмечают у детей, вскармливаемых по этой концепции, повышенную частоту и выраженность анемии и рахита. Существует и противоположная крайность - поскольку на некоторых баночках с импортными детскими консервами указано, что их можно давать детям с 2-3 месяцев, родители так и дают их (без консультации с врачом), и нередко у таких детей развиваются выраженные аллергические реакции. Первое блюдо прикорма, как правило, овощное пюре. И не только потому, что в нем больше необходимых ребенку витаминов, минеральных веществ, растительных волокон, чем в каше. Кроме того, если ребенок сначала приучен к подслащенной и нежной каше, он может неохотно есть несладкое овощное блюдо. Основные овощи для пюре - картофель, капуста (белокочанная и цветная), морковь (если у ребенка нет аллергии на нее), кабачок. Овощи разваривают в небольшом количестве воды (или на пару), чуть подсаливают, протирают с овощным отваром (вначале пюре должно быть полужидким и постепенно становиться все более густым). В пюре добавляют небольшое количество молока (или молочной смеси), на порцию пюре (200 граммов) добавляют 1/2 чайной ложки сливочного или подсолнечного масла. Можно использовать и другие растительные масла - кукурузное, соевое. Растительное масло, в отличие от сливочного, - жизненно незаменимый для ребенка продукт, так как оно содержит ненасыщенные жирные кислоты и вещества, входящие в состав клеточных мембран. Ранним летом обычно хочется дать ребенку пюре из свежих, богатых витаминами овощей. При этом необходимо помнить об опасности отравления нитратами. Особенно высока вероятность наличия нитратов в ранних овощах, купленных на рынке. Поэтому необходимо принимать меры предосторожности - потолще срезать кожуру с картофеля, у капусты не использовать верхние листья и часть листьев, прилегающих к кочерыжке, у моркови - сердцевину. Допустимо вымачивать овощи перед варкой в холодной воде. Раньше врачи отдавали предпочтение свежеприготовленному овощному пюре, но в последние годы выпускается значительный ассортимент овощных консервов для детского питания. Преимущество консервов заключается в том, что их тщательно проверяют на наличие вредных примесей, они удобны в применении - их нужно только слегка подогреть. Однако приучать ребенка только к консервированному пюре нежелательно - иначе он привыкнет к очень нежной, гомогенизированной пище, и ему трудно будет ввести обычные овощи. Поэтому целесообразно сочетать способы введения пюре - допустим, зимой, когда свежих овощей мало, начать вводить консервированные пюре, но уже через 2-3 недели ввести и свежеприготовленное. Нежелательно давать ребенку избыточно разнообразные консервы - достаточно использовать 1-2 вида. овощного пюре, избегая многокомпонентных смесей (особенно с добавлением бобовых, экзотических овощей). Это особенно важно, если ребенок склонен к аллергическим реакциям. Прикорм, в отличие от докорма смесями, дается вначале кормления, начиная с 1-2 чайных ложек новой пищи, и в течение 2-3 недель им полностью заменяется одно кормление (150-200 граммов). После введения первого прикорма (обычно овощи) вводят также постепенно второй прикорм - сначала 5%-ю, затем 10%-ю кашу. По рекомендации врача порядок введения прикорма может быть изменен - детям с неустойчивым стулом, срыгиваниями, плохой прибавкой массы первой может вводиться каша. Наиболее ценные в биологическом отношении - гречневая и овсяная (геркулесовая) каши, худеньким детям, склонным к частому опорожнению кишечника, можно и нужно давать также и рисовую, и манную каши. Напротив, полным детям и малышам с экссудативным диатезом эти каши лучше не давать. Для каш используют как цельные крупы (и затем протирают через сито готовую кашу), так и крупяную муку. Обычно крупу разваривают на воде, затем добавляют 1/3 объема коровьего молока (специального детского, полученного на молочно-раздаточном пункте) или привычной ребенку молочной смеси, в случае выраженной аллергии на коровье молоко иногда разбавляют каши соевой смесью. Сейчас производится много готовых (так называемых инстантных, или растворимых) сухих каш для детского питания - как с добавлением сухого молока, так и безмолочных (для аллергиков). Эти каши очень удобные, нежные, дети охотно их едят, но приучать малыша только к таким кашам также нежелательно. Их можно использовать на первом этапе введения каш. Если до введения ребенку прикорма он еще кормился 6 раз в сутки, то сейчас уже обязательно перевести его на более редкое - 5-разовое кормление. На протяжении пятого месяца жизни ребенку предстоит получить вторую дозу противополиомиелитной и АКДС-вакцин. Не забывайте о щадящем режиме в период прививки - ее лучше сделать или через неделю, или за 3-5 дней до введения первого прикорма. Все большее значение приобретает окружающая ребенка обстановка, расширяется набор игрушек - у малыша должны иметься погремушки с ручками, колечки, озвученные резиновые зверюшки, неваляшки. В продаже имеются музыкальные игрушки, наигрывающие колыбельные мелодии. В этом возрасте дети активно рассматривают и подолгу удерживают игрушку, тянут ее в рот - поэтому ни в коем случае нельзя покупать кустарные игрушки (описаны случаи отравления детей ядовитыми красителями). К сожалению, недоброкачественные игрушки неестественно ярких, крикливых цветов (которые перевозбуждают малыша) продают и в магазинах. На пятом месяце значительно увеличивается потребность ребенка в общении с взрослыми. Переодевая ребенка, купая его, готовясь к кормлению, мама и папа должны ласково приговаривать, объяснять малышу свои действия, называть окружающие предметы. Очень хороши известные прибаутки, поговорки: "С гуся вода, с Андрюши худоба", "Дайте-ка пеленку вытирать Аленку" - ребенок таким образом постепенно погружается в стихию родной речи. Можно учить малыша играть в "Ладушки", ударять в барабан, звенеть колокольчиком. Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот на живот и начинает учиться переворачиваться с живота на спину. Лежа на животе, малыш приподнимает торс, опираясь на кисти рук, или даже поднимает обе руки вверх, прогибая спину. При присаживании во время гимнастики он все более прямо удерживает спинку, но это еще не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или тем более в подушки. При поддержке под мышки ребенок может слегка подпрыгивать, как бы пританцовывать на коленях у взрослого. Он четко поворачивает голову даже на тихий непривычный звук (например, шуршание бумаги), начинает повторять простые слоги. За пятый месяц вес ребенка увеличивается обычно на 600- 700 г, рост - на 2 см, окружность грудной клетки начинает превышать окружность головы на 0,5-1 см. Но эти показатели, так же как и размеры родничка, могут колебаться и у вполне здоровых детей. Некоторых родителей в этом возрасте ребенка тревожит уже закрывшийся или небольших размеров (например, 0,5х0,5 см) родничок. Если окружность головки ребенка увеличивается нормальными темпами (т.е. в среднем 1-1,2 см за месяц, по отношению к величине окружности головки при рождении к концу 5-го месяца на 7-9 см), оснований для беспокойства, как правило, нет; но все же следует посоветоваться с врачом как и в случае, когда родничок закрылся, так и тогда, когда он великоват (больше, чем 2х2 см).
источник: vsiachina.narod.ru
mamochki.by
Показатели развития
За этот месяц ребенок обычно добавляет в массе около 650 – 700 граммов, а в длину вырастает в среднем на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы и груди – на 1 и 1,5-2 см соответственно. И, конечно же, отмечается поступательный прогресс в нервно-психическом развитии – иначе и быть не должно, вообще-то:)
К 5 месяцам большинство детей уже умеет выделять из своего окружения не только мать, но и просто знакомых людей. Если к сидящему на руках или лежащему в кроватке малышу подойдет хорошо знакомый ему взрослый, ребенок отреагирует комплексом оживления. Если же подошедшего человека он видит впервые, то реакция может быть совершенно другой – хмурое разглядывание, а то и вовсе плач. То же можно сказать и про звуки знакомых или незнакомых голосов: малыш прекрасно распознает голос матери, всячески его приветствуя и реагирует настороженностью (или безразличием) на звуки речи малознакомого человека.
Неплохо ориентируются пятимесячные дети и в эмоциональной окраске речи взрослого человека: улыбаясь в ответ на ласковое словесное обращение, малыши тут же начинают хмуро сосредотачиваться, если кто-то заговорил с ними строго. В конечном итоге маленький человек может обидеться и заплакать, поэтому проверка этого умения никому радости не доставляет.
Гораздо продуктивнее, чем раньше, ребенок пяти месяцев общается и с другими детьми – обнаружив их присутствие поблизости от себя, малыш старается «заговорить» с ними, дотянуться до «коллег», потрогать их руками, взять из рук другого ребенка игрушку. Просто поразительно, каким образом маленький человек предугадывает безопасность контакта именно с детьми – ведь по сути дела сколь нибудь значимых (в нашем понимании:) представлений о разнице между детьми и взрослыми у него еще нет…
Руки малыша стали еще более координированными – к концу пятого месяца жизни большинство детей уже способно взять из рук взрослого предложенную игрушку. Если эта игрушка удобна для взятия, разумеется. И достойна внимания маленького человека:) Мало того, малыш может еще и довольно долгое время удерживать эту игрушку в своей руке, подносить ее к лицу, рассматривать и тянуть в рот – естествоиспытатель от природы, что тут еще скажешь…
Обычно в этом возрасте дети умеют и любят подолгу лежать на животе, высоко подняв корпус и опираясь практически полностью выпрямленными руками. При этом они внимательно разглядывают окружающий мир, время от времени оглашая его любопытными певучими звуками – по прежнему преимущественно гласными. Гуление-свирель малыша становится все более интересной – запишите ее на пленку или какой другой носитель, и Вы не пожалеете впоследствии: разве не забавно было бы прослушать эту замечательную речь на грядущей свадьбе своего ненаглядного отпрыска?:)
Совершенствуются и так называемые «бытовые» навыки – значительная часть пятимесячных малышей уже умеет «правильно» есть с ложки. Во время проведения обучающего прикорма, многие дети способны снимать пищу с ложки губами и не выталкивать полугустую массу изо рта языком, как это делалось раньше, а медленно и с чувством ее жевать:) Впрочем, это умение вовсе не обязательно должно быть востребовано – если малышу по-прежнему хватает материнского молока, то введение прикормов может подождать.
Режим дня
В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования — 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Массаж и гимнастика
Физическое воспитание и уход
Изменяются возможности – значит, изменяются и потребности. Например, комплекс общеукрепляющих и развивающих упражнений, который использовался всего лишь месяц тому назад, уже безнадежно «устарел»: родителям пора осваивать очередной. Потому что имеющиеся у малыша моторные умения требуют дальнейшего развития – на их основе в ближайшее время начнут формироваться новые навыки. Которые, кстати, также требуют соответствующего активного внимания родителей – в виде все того же освоения техники новых упражнений и развивающих методик. Говорят: «век живи – век учись». И если бы у тех «родительских университетов», что миллионы мам и пап заканчивают, так сказать, «без отрыва от производства», вдруг появились бы настоящие учебные аудитории, то этот лаконичный лозунг имел бы полное право красоваться в них на каждой без исключения стене – в силу своей непреходящей злободневности.
В это время у многих малышей назревают первые изменения в диете – обычно, начиная с возраста 4,5 месяцев, родители и педиатры начинают долгое и подчас изобилующее страстями обсуждение проблемы введения прикорма. Следует заметить, что в данном случае под прикормом понимается энергетически значимое количество пищи, по многим показателям принципиально отличающейся от грудного молока или адаптированной смеси. Следовательно, 12 капель (ну, или 10 миллилитров:) яблочного или какого-нибудь другого сока, которые к этому возрасту некоторые малыши уже получают (с легкой и нетерпеливой руки мамочек, беспокоящихся о правильном развитии вкусовой рецепции своих детей) здесь во внимание не принимаются. Речь идет о постепенном введении в рацион ребенка овощных или злаковых блюд, способных заместить собой целое кормление. И разговоры родителей и врачей на эту тему действительно чаще всего бывают отнюдь не простыми.
Причина столь жарких дебатов врачей и родителей заключается в том, что в настоящий момент в мировой педиатрии попросту не существует единого мнения по поводу сроков введения прикормов. Различные медицинские методические школы убедительно аргументируют и активно пропагандируют свои взгляды на эту проблему, в результате чего как конкретные практикующие врачи, так и мамы с папами могут запросто «не совпадать» по имеющимся у них представлениям о прикормах. Тема эта, как уже говорилось выше, действительно к простым не относится, а потому требует отдельного разговора. Поэтому здесь и далее в Календаре мы будем придерживаться позиции информирования наших читателей – с тем, чтобы они могли сами активно формировать свое собственное мнение о прикормах.
Итак, пятый месяц жизни. Большинство педиатрических школ – как отечественных, так и зарубежных – считает этот период вполне подходящим для введения так называемого обучающего прикорма. Цель последнего заключается, во-первых, в оценке физиологической готовности малыша к «плодотворному знакомству» с пищей, кардинально отличающейся от инфантильного типа питания (грудного молока или его высокотехнологичных заменителей). А во-вторых, такой прикорм играет роль своеобразного сенсорно-орального тренинга, позволяющего развивать вкусовую рецепцию и биомеханику «взрослого» типа питания. В качестве обучающего прикорма обычно используются пюрированные фруктовые блюда, количество которых составляет от 5 до 20 граммов на кормление. В принципе, обучающий прикорм полноценным прикормом назвать трудно – поскольку энергетически он не существенен, заместить собой молочное кормление не может, да и на ход естественного вскармливания практически никак не влияет.
Зато, если в ходе такого тестирования выяснится, что малыш еще не готов к приему полугустой и густой пищи (выталкивает ее языком, не совсем хорошо глотает и т.д.), всем сразу станет ясно, что любые разговоры о введении настоящих прикормов преждевременны. В этом, собственно и заключается главный плюс такого диетологического приема, как обучающий прикорм. Другое дело, что некоторые дети могут вполне удовлетворительно развиваться и на одном грудном молоке вплоть до восьмимесячного и даже более старшего возраста – а это значит, что в этих случаях вполне можно несколько повременить и с введением обучающего прикорма. Очевидно, что в решении таких проблем на первый план выходит индивидуальный подход – и потому мамам и папам лучше всего обзавестись грамотным педиатром-консультантом, не чуждым рационалистического плюрализма по отношению к детской диетологии. И тогда проблем будет гораздо меньше.
Обеспечьте работой зрительный анализатор ребенка – показывайте ему всевозможные предметы, различные как по форме, так и по окраске. В кроватке малыша или в манеже должны быть подвешены яркие ленты, и, конечно же, игрушки. Привлекательный внешний вид подвешенных разноцветных ленточек, погремушек, колокольчиков и т.д. не только заставляет ребенка внимательно рассматривать эти предметы, но и способствует развитию моторных умений – захватыванию рукой, например. По освоении ребенком навыка удерживать голову, носите его в вертикальном положении – так маленькому человеку видно гораздо больше, чем в положении лежа.
Крайне важно развивать у малыша и тактильную рецепцию кожи – умение оценивать предметы наощупь. Для этого полезно периодически предлагать ребенку для изучения не только пластмассовые погремушки, но и материалы самой разной фактуры – округлые и граненые деревянные предметы, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра)… В общем, включите свою фантазию – только не забывайте о том, что давая малышу в ручки всевозможные предметы, следует предварительно позаботиться о санитарной безопасности последних.
www.baby.ru
http://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/4_mesyac/http://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/6_mesyac/
5 месяцев
Пятый месяц жизни ребенка — прежде всего время важных психологических открытий. Наряду с физическими навыками, которые приобретаются все легче и быстрее, так как тело становится более крепким и послушным, появляются первые признаки социального развития малыша.
Физиология ребенка пятого месяца жизни
К середине пятого месяца ребенок вдвое прибавляет в весе по отношению к весу при рождении. Это значит, что сейчас он весит 6,5-7 килограммов. Начиная с пятого месяца жизни можно не взвешивать ребенка каждый день, а делать это раз в неделю. И так до конца года. Старайтесь фиксировать показатели, чтобы иметь возможность отслеживать темпы прибавки веса.
На пятом месяце у детишек меняется режим дня. К концу этого месяца лучше перейти с шестиразового кормления на пятиразовое с интервалом в 4 часа. На 5 месяце жизни ребенок, обычно, спит 14-16 часов в сутки, из них 10 часов ночью и два-три раза по 2 часа днем. Скорее всего вы еще встаете несколько раз за ночь для промежуточного кормления. К концу пятого месяца малыш уже сможет спать всю ночь. Правда, от вас потребуется воспитать у него навык сна.
Психология ребенка пятого месяца жизни Пятый месяц жизни малыша обычно характеризуется началом его социального развития. Ребенок уже четко знает, кто составляет его мир и, значит, заслуживает доверия, а кто относится к чужим. В это время он впервые начинает проявлять видимое недоверие к незнакомым. Ему не все равно, кто находится рядом с ним, и он далеко не ко всем пойдет на руки. Связь с близкими очень крепка, а вот любое новое лицо вызывает прежде всего напряжение — до тех пор, пока не станет привычным. Дети в этом возрасте еще не могут долго держать в памяти лица тех людей, которых видят. Поэтому бабушки и дедушки, навещающие внука или внучку раз в месяц, еще долго будут восприниматься как чужие.
На исходе пятого месяца ребенок уже не только сможет отличить своих от чужих, но и начнет понимать интонации голоса. Даже сейчас он уже по-разному реагирует на разные нотки в голосе даже хорошо знакомых людей. На ласковые и нежные слова он непременно ответит обаятельнейшей улыбкой, но может даже расплакаться, услышав строгие или резкие интонации.
Навыки и умения пятого месяца Если рост и прибавка в весе немного замедляются после третьего месяца, то приобретение новых навыков увеличивается с каждым прожитым месяцем в геометрической прогрессии. Ребенок очень быстро развивается и каждый последующий навык дается легче, чем предыдущий, так как даже к пятимесячному возрасту у ребенка уже накапливается определенный опыт, на который он опирается, осваивая что-то новое. К концу пятого месяца жизни дитя уже сможет:
Приподнимать голову и плечики, лежа на спине. Он все время порывается встать, но пока это еще не удается. Если малыша поддержать под ручки, он сможет простоять 3-5 минут. Время абсолютной беспомощности миновало и теперь ребенку хочется как можно быстрее сесть, поползти, побежать.
Достаточно долгосидеть при поддержке и даже садиться самостоятельно, подтягиваясь на ручках.
Самостоятельно выбирать игрушку. Если всего месяц назад кроха сосредотачивал внимание на одном предмете, попадавшем в его поле зрения, то теперь он уже может выбрать то, что ему больше нравится. Можно положить игрушки в кроватку справа и слева, чтобы малыш переворачивался с боку на бок.
Управлять собственными руками. Теперь ребенок может осознанно захватывать игрушки и держать их, противопоставляя большой палец остальным. Этот захват — важный момент в развитии маленького человека — говорит о том, что время, когда действиями ребенка руководили исключительно инстинкты, прошло. Проснулось сознание, и действия стали осмысленными.
Захватывать губами более густую пищу, чем материнское молоко. Раньше он мог только сосать, а теперь уже в состоянии отправить пюре в рот и проглотить его. В пять месяцев многие мамы начинают прикорм и врачи ничего не имеют против этого. Пищеварительная система готова к тому, чтобы попробовать взрослую пищу. Ребенку новые вкусы обычно нравятся. Единственное, не рекомендуется полностью исключать из рациона грудное молоко. Помимо питательных свойств, в нем содержащихся, материнское молоко — лучшее средство для укрепления иммунитета.
Долго и распевно гулить. Эта речь, или песня, приводят в восторг не только мам, пап, бабушек и дедушек, но и самого малыша. Ему нравится слушать звуки, которые он сам же и производит. Этот «разговор» — подготовка к овладению речью. И хотя связно заговорит малыш еще не скоро, имитировать звуки, которые слышит, он учится уже сейчас.
Советы родителям На пятом месяце ребенок очень активно развивается физически (через месяц он уже может самостоятельно садиться и, может быть, даже ползать), поэтому все педиатры настоятельно рекомендуют делать гимнастику. Всего 10 минут в день, а эффект очень заметный. Малыш учится управлять своим телом, и гимнастика отчасти помогает ему постичь возможности тела.
Упражнения, естественно, очень простые, и дети обычно их очень любят. Развести ручки в стороны и скрестить на груди; приподнять малыша за локотки, побуждая его встать сначала на коленки, а затем и на ножки; несколько раз перевернуть его с боку на бок; взять ребенка подмышки и дать ему крепко упереться стопами в ваши ноги — он начнет радостно сгибать и разгибать колени. После гимнастики рекомендуется сделать легкий массаж.
Автор: Ольга Калмыкова
Воспитание малыша В этом возрасте многие дети, раньше дружелюбные и доброжелательные ко всем, начинают делить приходящих людей на своих и чужих: если малыш капризничает, его могут успокоить только родители, а незнакомого человека он может испугаться. Ему по-прежнему нужно общение со взрослыми и их пристальное внимание к его маленьким бедам и радостям.
Как организовать жизнь ребенка в 5 месяцев
Ночной сон ребенка становится длиннее – некоторые дети спят по 11 часов. В периоды бодрствования с малышом можно заниматься гимнастикой – по 5-7 минут, чтобы он не переутомился.
Начинают или продолжают резаться зубки, поэтому у ребенка всегда должны быть игрушки, которые можно погрызть. Прогулки тоже становятся немного другими – если раньше ребенок часто засыпал на свежем воздухе, то сейчас он почти не спит, наблюдая за всем, что можно увидеть из коляски.
Двигательное развитие ребенка в 5 месяцев
В этом возрасте малыш хватает предметы, которые подвешены над его кроваткой, и какое-то время удерживает их в руке, но выпускает игрушку, если в другую ручку вложить какой-то предмет. В 5 месяцев ребенок становится более активным и гибким, часто поднимает вверх ручки и ножки, смотрит на них, пробует подтянуть ножки ко рту.
Он исследует свое тело, в том числе и половые органы – акцентировать на этом внимание родителям не стоит. Хорошо удерживает голову и пытается самостоятельно сесть, если в этот момент дать ему два пальца, он ухватится за них, подтянется и сядет.
Как играть с ребенком в 5 месяцев
Можно показать малышу, что люди могут выглядеть по-разному, и при этом попробовать научить его не бояться незнакомцев. Ненадолго надевая разные головные уборы, говорите с малышом ласковым тоном. Если он испугается, прекратите игру – вернетесь к ней через месяц-другой. Продолжайте подражать голосам животных и радуйтесь вместе с малышом, когда он попробует тоже сделать это.
Чему можно научить ребенка в 5 месяцев
Во время игры взрослый может научить ребенка манипулировать предметами – это очень важно, потому что в это время развиваются восприятие, мышление и познавательная активность. Выбирайте яркие игрушки – к цветным предметам ребенок проявит гораздо больше интереса.
Играя с малышом, покажите ему, что мячик можно не только бросать, но и катать, колечки свободно нанизываются на пирамидку, а плюшевый бычок запоет, если нажать на кнопку. Необязательно ребенок повторит это за вами, сперва он будет просто наблюдать, а сделает потом по-своему, но через несколько месяцев он начнет делать все то, чему вы научите его сейчас.
Вы можете дать малышу потрогать воду и сказать «мокро», а потом предложить потрогать полотенце и сказать «сухо», и точно так же поступить с кусочком льда и только что сваренным яйцом, предложив понятия «холодно» и «горячо». Сигнал «горячо» пригодится вам и позже, когда вы будете объяснять подросшему ребенку, почему не стоит трогать стоящую на плите кастрюлю.
Начальное развитие речи
В 5 месяцев ребенок подражает речи взрослого, особенно интонации. В его лепете http://deti.mail.ru/baby/kogda_rebenok_nachinaet_govority/ появляются певучие гласные и повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба», «ня-ня-ня». Попробуйте поиграть с малышом в игру «вверх-вниз», поднимая его, произносите слово «вверх», а опуская – «вниз». Эти слова можно отделить друг от друга разной интонацией и тембром, чтобы малыш еще лучше понял, что это два разных слова.
Что чувствует и как себя ведет ребенок в 5 месяцев
У малыша в этом возрасте появляются новые реакции на происходящее вокруг. Если раньше его ощущения были практически черно-белыми – «хорошо» и «плохо», то сейчас внимательный взрослый заметит среди чувств малыша возбуждение и радость, настороженность, печаль, страх и веселье.
Лепет малыша может означать разные просьбы, которые родители учатся различать по интонации, набору звуков. Ребенок активно демонстрирует свое недовольство, когда ему что-то не нравится, если забрать у него игрушку, которой он заинтересовался, или положить в кроватку, когда он настроен еще побыть на руках у мамы, он будет раздраженно кричать.
Задача родителей
Одна из главных тем сейчас – учиться понимать ребенка, который рассказывает о своих состояниях и желаниях все более разнообразно, обеспечивать ему чувство безопасности – большой мир вызывает у малыша и любопытство, и страх, и как можно больше показывать и рассказывать.
Автор: Жанна Сергеева, аналитический психолог
www.baby.ru
В этот период своего развития дети умеют выделять из окружающих не только маму, но и родственников. Они положительно реагируют на знакомых, дарят им улыбки, оживлённо двигают ручками. А вот если подходит незнакомец, то они начинают хмурить своё личико, пристально рассматривать его, а могут и вовсе расплакаться, если рядом нет мамы.
Подобным образом дети реагируют на голоса: приветствуют голос матери или ведут себя настороженно, если слышат голос незнакомца. Они уже хорошо разбираются в эмоциях и в интонации: если слышат ласковый голос, то радуются, а если строгий-то ведут себя соответственно, даже могут расплакаться. Поэтому такими экспериментами злоупотреблять не стоит, не расстраивайте ребёнка.
Ребёнок хорошо уже помнит не только лица, голоса, но и ваш гардероб, причёску. Из-за этого, на новую укладку или стрижку, новый фасон блузки он сначала отреагирует настороженно, будет долго рассматривать, щупать маму.
Активнее малыш начинает реагировать на других деток: старается поговорить , дотронутся до них, схватить их игрушку или дать свою. Ему очень интересны такие беседы , он получает от них настоящее удовольствие.
Его моторика продолжает развиваться. Он уже умеет брать игрушку, рассматривать её, удерживать, и, конечно, тянуть в рот. Если ребёнок умеет брать игрушки, которые лежат в кроватке, то не стоит их подвешивать, пусть переворачивается, подползает и берет сам их — стимулируйте его активность.
Часто малыши любят лежать на животике, опираются на выпрямленные ручки, и рассматривать все вокруг, могут своими гулениями озвучивать увиденное.
Слова становится все более интересными, записывайте их на память. Некоторые начинают произносить первые слоги с губными согласными б , п , м . Хотя первое произнесённое мама может носить ещё неосознанный характер, но вы продолжайте общаться с малышом, используя часто слова мама , папа , баба , пусть он старается повторять за вами. Ведите с ним диалог, пусть отвечает вам в ответ. Хорошо стимулируют речь короткие стишки, или можете напевать что то, купая ребёнка, а также во время кормления.
На 5 месяце дети изучают своё тело. Часто взрослые переживают, если ребёнок дотрагивается до половых органов. Но это вполне естественно. Тревожно должно быть тогда, если кроха постоянно сосредотачивается на этом занятии. Такое поведение может возникать из-за телесного дискомфорта (например, при редкой смене подгузников или неправильно подобранном детском креме). Заметим, что так поступают дети, которым не хватает тактильного общения со взрослыми, их ласки. Если вы обратили внимание на ощупывания половых органов, то спокойно объясните, что это, и продолжите рассказывать и показывать крохе другие части тела.
Также в пятимесячном возрасте многие детки уже умеют уверенно кушать с ложки. Они берут еду губами и не выталкивают её обратно языком, как раньше. Впрочем, некоторые продолжают быть на грудном вскармливании, и им это уметь ещё не обязательно.
В этот период самым важным в развитии малыша является развитие моторики. 5-й месяц #8212; ребенок научится самостоятельно переворачиваться с живота на бок, а затем – на живот. Это является важным элементом физического и психического развития малыша.
Продолжает совершенствоваться координация движений, ребенок хватает, отталкивает, вновь притягивает игрушки, пытается их пощупать. При любых действиях рук активизируются все мышцы его тела.
Новое в развитии малыша 5 месяцев – способность перехватывать игрушку из рук родителей.
С каждым днем движения ребенка становятся все более совершенными. Он раскачивает игрушки, бьет по ним, трясет, сталкивает друг о друга. Малыш изучает их форме, цвет, звук, вес. Учится манипуляциям с игрушками. Совет: используйте игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Такие цвета более полезны для глаз ребенка.
Малыш ярко эмоционально реагирует на взрослых, узнает их на расстоянии 2 -3 метров. Родителей узнает по голосу, даже не видя его. Малютка по-разному реагирует на положительную и отрицательную интонацию. Если родитель сердится, он может и заплакать. А на ласковое обращение отвечает улыбкой и хорошим расположением духа.
Малыш научился правильно, членораздельно произносить гласные звуки.
В начале месяца ребенок только пытается переворачиваться, ему очень нелегко овладеть этим умением. Н постепенно вы видите, как малыш высоко поднимает себя на предплечьях, укладывается так, чтобы сделать первый самостоятельный переворот. К концу пятого месяца дети обычно уже умеют переворачиваться на живот. А вот переворачиваться с живота на спину ребенок начнет позже, месяцам к шести. Сначала он будет переворачиваться резко, быстро, но постепенно научится делать это плавно. Эти движения полезны и подготавливают малыша к ползанию.
Малыш растет, и оставлять его без присмотра никак нельзя, но ему необходимо больше пространство для игр. Вот тут то и приходит на помощь детский манеж. Существует 2 вида манежей: с низкими бортами, для детей до 7 месяцев, другой – с высокими бортами, для детей от 7 месяцев до 1,5 лет.С уважением, Активный малыш !
Пятый месяц малыша характеризуется, прежде всего, психологическими открытиями. Физические навыки приобретаются уже легче, тело уже более послушно, также можно наблюдать признаки социального роста ребенка. В этот период малыш уже умеет:
Именно в 5 месяцев от малыша можно услышать что-то похожее на слово «мама». Правда, он скажет это по-своему, но, несомненно, порадует своих родителей. Малышу нравится общаться со взрослыми. Сейчас самая интересная игра для него – это диалог. Ведь не зря для этого возраста есть много потешек, которые состоят из вопросов и ответов. Если у ребенка уже начал развиваться речевой аппарат, то он с удовольствием многие слова будет повторять вслед за Вами. Конечно – это еще не речь, но копирование уже идет.
Малыш уже разбирается в людях. Незнакомые могут вызвать настороженность. Это нормальная реакция. Сейчас нужно объяснять и рассказывать ребенку, кто зашел к Вам. Гостям же не стоит сразу брать малыша на ручки. Он сам должен ознакомиться и понять, что никакой опасности для него нет.
Ребенок чувствует себя уверенно, когда рядом находится мама. Если чужой человек появляется в момент отсутствия мама, то реакция малыша может быть совершенно разной, вплоть до истерики. И здесь нет ничего удивительного. Идет развитие психики малыша. Он делит мир вокруг себя на «своих» и «чужих». В этот период нужно поддерживать ребенка, объяснять ему что происходит.
Ребенок не требует особого внимания как раньше. Он уже более самостоятелен. Может сам некоторое время поиграть с игрушками. При этом он сам выберет интересную для него игрушку. Малыш уже запоминает не только лица, но и прическу, цвет одежды. Поэтому если мама сменит прическу или наденет новый наряд, ребенок будет долго осматривать, прислушиваться к маме.
Малыш активно хватает разные предметы. Это основа активно-познавательных действий. Уже к концу пятого месяца малыш умеет хватать, притягивать к себе, удерживать, толкать предметы, которые вызвали у него некий интерес.
Для начала он все пощупает, попробует на вкус. Он узнает мир. Его сейчас интересует особенность поверхности предметов, их температура. Этот элемент можно использовать в играх. Так, ребенку можно дать подержать теплую бутылочку, а потом холодную.
Малыш может уже сознательно сжимать и разжимать руку. Поэтому не стоит слишком ругать малыша за то, что он постоянно выбрасывает из своей кроватки игрушки. Ребенок уже легко может поднимать ручки, ножки, плечи.
В этот период детки активно развиваются физически. Многие педиатры советуют делать массаж или гимнастику. В день такая процедура займет минут 10, а результат будет замечен сразу. Сейчас малыш познает свое тело, а гимнастика поможет ему в этом. После того как сделали гимнастику, можно малыша побаловать массажем.
Подпишитесь прямо сейчас на рассылку: Наши-Малышки
Источники: http://www.7ya.lv/moj-rebyonok/mladenec/kalendar-razvitiya/5-j-mesyac-razvitiya-rebenka.html, http://activkiddy.ru/razvitie-malysha/5-j-mesyac-xarakteristika-perioda, http://nashi-malyshki.ru/razvitie-malysha-5-j-mesyac-zhizni/
Комментариев пока нет!novorozhdennyj-rebenok.ru
К 5 месяцам большинство детей уже умеет выделять из своего окружения не только мать, но и просто знакомых людей. Если к сидящему на руках или лежащему в кроватке малышу подойдет хорошо знакомый ему взрослый, ребенок отреагирует комплексом оживления. Если же подошедшего человека он видит впервые, то реакция может быть совершенно другой - хмурое разглядывание, а то и вовсе плач. То же можно сказать и про звуки знакомых или незнакомых голосов: малыш прекрасно распознает голос матери, всячески его приветствуя и реагирует настороженностью (или безразличием) на звуки речи малознакомого человека.
Неплохо ориентируются пятимесячные дети и в эмоциональной окраске речи взрослого человека: улыбаясь в ответ на ласковое словесное обращение, малыши тут же начинают хмуро сосредотачиваться, если кто-то заговорил с ними строго. В конечном итоге маленький человек может обидеться и заплакать, поэтому проверка этого умения никому радости не доставляет.
Гораздо продуктивнее, чем раньше, ребенок пяти месяцев общается и с другими детьми - обнаружив их присутствие поблизости от себя, малыш старается "заговорить" с ними, дотянуться до "коллег", потрогать их руками, взять из рук другого ребенка игрушку. Просто поразительно, каким образом маленький человек предугадывает безопасность контакта именно с детьми - ведь по сути дела сколь нибудь значимых (в нашем понимании:) представлений о разнице между детьми и взрослыми у него еще нет...
Руки малыша стали еще более координированными - к концу пятого месяца жизни большинство детей уже способно взять из рук взрослого предложенную игрушку. Если эта игрушка удобна для взятия, разумеется. И достойна внимания маленького человека:) Мало того, малыш может еще и довольно долгое время удерживать эту игрушку в своей руке, подносить ее к лицу, рассматривать и тянуть в рот - естествоиспытатель от природы, что тут еще скажешь...
Обычно в этом возрасте дети умеют и любят подолгу лежать на животе, высоко подняв корпус и опираясь практически полностью выпрямленными руками. При этом они внимательно разглядывают окружающий мир, время от времени оглашая его любопытными певучими звуками - по прежнему преимущественно гласными. Гуление-свирель малыша становится все более интересной - запишите ее на пленку или какой другой носитель, и Вы не пожалеете впоследствии: разве не забавно было бы прослушать эту замечательную речь на грядущей свадьбе своего ненаглядного отпрыска?:)
Совершенствуются и так называемые "бытовые" навыки - значительная часть пятимесячных малышей уже умеет "правильно" есть с ложки. Во время проведения обучающего прикорма, многие дети способны снимать пищу с ложки губами и не выталкивать полугустую массу изо рта языком, как это делалось раньше, а медленно и с чувством ее жевать:) Впрочем, это умение вовсе не обязательно должно быть востребовано - если малышу по-прежнему хватает материнского молока, то введение прикормов может подождать.
Режим дня
В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования — 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Массаж и гимнастика
Физическое воспитание и уход
Изменяются возможности - значит, изменяются и потребности. Например, комплекс общеукрепляющих и развивающих упражнений, который использовался всего лишь месяц тому назад , уже безнадежно "устарел": родителям пора осваивать очередной . Потому что имеющиеся у малыша моторные умения требуют дальнейшего развития - на их основе в ближайшее время начнут формироваться новые навыки. Которые, кстати, также требуют соответствующего активного внимания родителей - в виде все того же освоения техники новых упражнений и развивающих методик . Говорят: "век живи - век учись". И если бы у тех "родительских университетов", что миллионы мам и пап заканчивают, так сказать, "без отрыва от производства", вдруг появились бы настоящие учебные аудитории, то этот лаконичный лозунг имел бы полное право красоваться в них на каждой без исключения стене - в силу своей непреходящей злободневности.
В это время у многих малышей назревают первые изменения в диете - обычно, начиная с возраста 4,5 месяцев, родители и педиатры начинают долгое и подчас изобилующее страстями обсуждение проблемы введения прикорма . Следует заметить, что в данном случае под прикормом понимается энергетически значимое количество пищи, по многим показателям принципиально отличающейся от грудного молока или адаптированной смеси. Следовательно, 12 капель (ну, или 10 миллилитров:) яблочного или какого-нибудь другого сока, которые к этому возрасту некоторые малыши уже получают (с легкой и нетерпеливой руки мамочек, беспокоящихся о правильном развитии вкусовой рецепции своих детей) здесь во внимание не принимаются. Речь идет о постепенном введении в рацион ребенка овощных или злаковых блюд, способных заместить собой целое кормление. И разговоры родителей и врачей на эту тему действительно чаще всего бывают отнюдь не простыми.
Причина столь жарких дебатов врачей и родителей заключается в том, что в настоящий момент в мировой педиатрии попросту не существует единого мнения по поводу сроков введения прикормов. Различные медицинские методические школы убедительно аргументируют и активно пропагандируют свои взгляды на эту проблему, в результате чего как конкретные практикующие врачи, так и мамы с папами могут запросто "не совпадать" по имеющимся у них представлениям о прикормах. Тема эта, как уже говорилось выше, действительно к простым не относится, а потому требует отдельного разговора. Поэтому здесь и далее в Календаре мы будем придерживаться позиции информирования наших читателей - с тем, чтобы они могли сами активно формировать свое собственное мнение о прикормах.
Итак, пятый месяц жизни. Большинство педиатрических школ - как отечественных, так и зарубежных - считает этот период вполне подходящим для введения так называемого обучающего прикорма. Цель последнего заключается, во-первых, в оценке физиологической готовности малыша к "плодотворному знакомству" с пищей, кардинально отличающейся от инфантильного типа питания (грудного молока или его высокотехнологичных заменителей). А во-вторых, такой прикорм играет роль своеобразного сенсорно-орального тренинга, позволяющего развивать вкусовую рецепцию и биомеханику "взрослого" типа питания. В качестве обучающего прикорма обычно используются пюрированные фруктовые блюда, количество которых составляет от 5 до 20 граммов на кормление. В принципе, обучающий прикорм полноценным прикормом назвать трудно - поскольку энергетически он не существенен, заместить собой молочное кормление не может, да и на ход естественного вскармливания практически никак не влияет.
Зато, если в ходе такого тестирования выяснится, что малыш еще не готов к приему полугустой и густой пищи (выталкивает ее языком, не совсем хорошо глотает и т.д.), всем сразу станет ясно, что любые разговоры о введении настоящих прикормов преждевременны. В этом, собственно и заключается главный плюс такого диетологического приема, как обучающий прикорм. Другое дело, что некоторые дети могут вполне удовлетворительно развиваться и на одном грудном молоке вплоть до восьмимесячного и даже более старшего возраста - а это значит, что в этих случаях вполне можно несколько повременить и с введением обучающего прикорма. Очевидно, что в решении таких проблем на первый план выходит индивидуальный подход - и потому мамам и папам лучше всего обзавестись грамотным педиатром-консультантом, не чуждым рационалистического плюрализма по отношению к детской диетологии. И тогда проблем будет гораздо меньше.
Обеспечьте работой зрительный анализатор ребенка - показывайте ему всевозможные предметы, различные как по форме, так и по окраске. В кроватке малыша или в манеже должны быть подвешены яркие ленты, и, конечно же, игрушки. Привлекательный внешний вид подвешенных разноцветных ленточек, погремушек, колокольчиков и т.д. не только заставляет ребенка внимательно рассматривать эти предметы, но и способствует развитию моторных умений - захватыванию рукой, например. По освоении ребенком навыка удерживать голову, носите его в вертикальном положении - так маленькому человеку видно гораздо больше, чем в положении лежа.
Крайне важно развивать у малыша и тактильную рецепцию кожи - умение оценивать предметы наощупь. Для этого полезно периодически предлагать ребенку для изучения не только пластмассовые погремушки, но и материалы самой разной фактуры - округлые и граненые деревянные предметы, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра)... В общем, включите свою фантазию - только не забывайте о том, что давая малышу в ручки всевозможные предметы, следует предварительно позаботиться о санитарной безопасности последних.
Заботы и дела для мам и пап
И напоследок - медицинские аспекты пятого месяца жизни. На первом плане здесь находится все та же вакцинация против дифтерии , столбняка , полиомиелита и коклюша - потому что схема прививания от этих инфекций на первом году жизни в идеале предусматривает трехкратное введение вакцины с интервалом не менее месяца. И если за месяц, прошедший с момента прошлой вакцинации, никаких форс-мажорных явлений в жизни малыша не произошло, то в это время он получит очередную дозу вакцин.
Журнал МОЙ РЕБЁНОК спец.выпуск №02/2006
ya-mama.my1.ru
В этом возрасте малыш уже стремится не только со стороны наблюдать за происходящим, но и хочет активно принимать участие во многих делах. Как, например, его уже не устраивает просто смотреть на висящие игрушки над кроваткой. Поэтому будет не лишним опустить кольцо с игрушками на такой уровень, чтобы кроха мог до них дотягиваться.
Кенгурушки и слинги. Вместо коляски на прогулку можете брать малыша в слинге или в кенгурушке. Малышу будет приятно наблюдать за окружающим миром, находясь у мамы или папы на животике. Или можно посадить ребенка лицом к себе, тогда он будет видеть вас, и вы сможете с ним общаться.
Разговаривайте с малышом! Старайтесь как можно чаще говорить с крохой. Комментируйте все происходящее вокруг: процесс одевания, поход на прогулку, в магазин, действия близких, поведение домашних животных и т.д. Помните, для ребенка очень важно, что с ним общаются, а не относятся как к кукле. Детки очень многое понимают на интуитивном уровне.
Тянитесь к малышу. Когда вы хотите взять малыша на ручки или просто переложить куда-то – протягивайте к нему руки, и не важно, на каком расстоянии от него вы находитесь. Вскоре малыш начнет также тянуться к вам.
Давайте поиграем!
Взрослые игрушки! Вы, наверное, не раз замечали, что порою детки бросают свои игрушки, как только вы начинаете заниматься своими делами, и требуют, от вас взять их в вашу игру. Например, при готовке на кухне. Можете, в таких случаях, усаживать кроху с собой и давать ему большую блестящую кастрюлю – пусть он играет с ней: повертит в своих руках, постучит как в барабан и т.д. Детям безумно нравятся «игрушки» взрослых!
Новые игрушки. Подарите своему крохе игрушку-неваляшку. Когда малыш будет ее ронять, кукла сразу же будет становиться в вертикальное положение. Такая забава хорошо развивает воображение ребенка! Также время от времени добавляйте по одной новой игрушке в кроватку малыша, не надо сразу давать много, пусть кроха научится различать и замечать перемены среди предметов!
Эксперименты с голосом. Малыш постепенно начинает учиться произносить такие звуки как «д», «а», «б», «и», «у», «м». Повторяйте за ребенком то, что он произносит. А также можете приложить его пальчики к своим губам во время произношения, чтобы ребенок почувствовал движение губ при разговоре.
Старые добрые погремушки. Не поддавайтесь модным тенденциям и не вычеркивайте погремушки из списка забав вашего крохи. Эта, проверенная временем вещь, очень нужна и полезна для развития малыша! В ребенке с рождения заложен такой навык как трясти ручками. Поэтому, как только погремушка попадает в ручки крохе, он тут же автоматически начинает ее трясти. Со временем малыш начинает понимать взаимосвязь между действием и возникшим звуком. Таким образом, он развивает понимание причинно-следственных явлений.
Развиваем координацию!
Высоко-высоко!Детки очень любят наблюдать за всем происходящим с разных мест и разной высоты. Можете на время посадить малыша на высокий стульчик, пусть он смотрит на всех свысока! Поиграйте в таком положении с ним в такую игру: поднимите его ручки вверх и скажите: «Мой сынок уже большоооой!», опустите ручки и проделайте так несколько раз. Можно также просто поднимать ребеночка над собой. Ему такие «полеты» очень понравятся!
Прыг-скок! Поиграйте в старую добрую игру «По кочкам, по цветочкам». Деткам обычно очень нравятся песенки с веселыми окончаниями. Если вы уже начали в такие игры играть в более раннем возрасте, и видите, что малыш радостно реагирует на эти них, это значит, что у него очень хорошо развивается память, и он закрепляет полученные ранее знания. Старайтесь чаще обращать внимания на реакции малыша, и циклично повторяйте некоторые игры.
Учимся вставать. Если ваш малыш уже умеет садиться, то, скорее всего, он вскоре начнет пытаться вставать. Повесьте на кроватке удобные пластмассовые кольца. Пусть кроха пытается за них хвататься и подтягиваться вперед. Помогайте ему в попытках встать на ножки. Малышу еще очень трудно, потому как его коленки не очень умеют выпрямляться. Держите его в такие моменты подмышками. Если малыш уже все-таки активно пытается вставать, на помощь вам может прийти спасательный надувной круг. Оденьте его на кроху, при падении он смягчит удар и защитит ребеночка.
Учимся принимать решения!
Перекладываем игрушки! Положите небольшую игрушку в правую ручку своему крохе, затем переложите ее в левую. Проделайте это упражнение несколько раз, и вскоре ваш малыш научится это делать самостоятельно!
Улыбающиеся мордашки. Сделайте на внутренней стороне простынки, которой укрывается ребенок, улыбающееся личико. Когда малыш будет поднимать простынку – на него будет смотреть эта веселая картинка!
Учимся находить различия. Сделайте на бумажной тарелке с одной стороны улыбающееся лицо, а с другой – грустное. Показывайте крохе по очереди кто одну, то другую сторону. И понаблюдайте, какое из них ему больше понравится!
Развиваемся во время повседневных дел!
Чашечки и ложечки. Чтобы постепенный переход в кормлении от бутылочек к ложечкам и чашечкам был легким, можете давать малышу в руки для изучения эти предметы. Пока вы кормите его одной ложечкой, пусть он подержит другую. Таким образом, он перестанет просить у вас для игры ложку, из которой вы даете ему кушать.
Ручки, ножки, голова!Во время купания, переодевания, домашних игр или прогулки старайтесь называть малышу части тела. Притрагивайтесь к ним и говорите, например: «Это ручка у Дашеньки, это ее ножка!» чаще называйте ребенка своим именем и меньше употребляйте «рыбка», «зайка», «масик» и т.д.
Останавливаем время! Поиграйте с крохой при переодевании в такую игру: во время разговора на несколько секунд остановитесь и замрите. Проследите за тем, какими методами кроха начнет пытаться вернуться вас к разговору и привлечь ваше внимание!
Во время купания. Пускайте в ванночку во время купания кораблики и другие плавающие игрушки. Пусть малыш забавляется, играя с ними. Также можно в воде поиграть в игру «Кто там?»: возьмите ведерко и опустите его в воду вверх ногами, так чтобы в нем осталось немного воздуха. В вертикальном положении ведерко будет сложнее достать из воды. Появится ощущение, что туда что-то забрался и не отдает эту игрушку. Чем больше ведерко, тем впечатлительнее будет эффект!
Пошепчите на ушко. Вы, наверное, и сами знаете, каким может быть приятным шепот на ушко. Прошепчите своему крохе несколько ласковых слов. Ему должен понравиться новый способ общения. Можете немножко его пощекотать губами за ушко и за шейку.
Покачайте кроху. Чтобы ребенок скорее успокоился и уснул, прижмите его к себе и покачайте. Деткам очень нравятся прикосновения родителей. Спойте ему колыбельную.
odetochkah.ru