Каждый родитель знаком с детской истерикой: одни наблюдают ее реже, другие – намного чаще. Такое поведение ребенка – это настоящее испытание для мам, пап, бабушек и дедушек. Особенно если скандал происходит в общественном месте, и людям приходится наблюдать эту неприятную картину. Но на самом деле довольно часто бывают истерики у ребенка. 2 года – это переломный период.
Возраст от одного года до трех лет отличается тем, что в жизни малыша происходят огромные изменения: он получает новые знания, учится говорить, все понимает и многое умеет. Но, несмотря на это, некоторые вещи остаются для ребенка недоступными, и получить их самостоятельно он не может. Поэтому каждый отказ воспринимается очень остро и болезненно, а эмоции малыш проявляет через истерики.
В этот период ребенок может чрезмерно упрямиться и все делать наоборот, а его характер становится просто неузнаваемым: из послушного и доброго малыша он превращается в плачущего капризулю.
К такому выводу пришли детские психологи. Дети учатся самоконтролю, но в 2 года ребенку сложно сдерживать свой гнев и агрессию, а выражать чувства словами им еще не под силу. После трех лет, когда малыш научится выражать свои эмоции словесно, истерики должны пойти на спад.
Иногда родители жалуются на то, что ребенок капризничает и устраивает скандалы только в присутствии родителей. Это может быть связано с тем, что малыш проверяет границы дозволенного, но при этом не готов демонстрировать свои чувства тем людям, которым он не доверяет.
Причинами истерик могут стать элементарные мелочи, которые практически невозможно предугадать. Но психологи выделяют ряд факторов, которые провоцируют детские истерики.
Маленький ребенок не всегда может показать, что именно у него болит. И тем более он не знает, как объяснить взрослому, что плохо себя чувствует. Родители должны проявить бдительность и понаблюдать за малышом. Признаком недомогания может быть сниженный аппетит, чрезмерная возбудимость или плач без видимой причины.
Естественно, болеющий ребенок становится центром семьи, поэтому даже после выздоровления он может требовать такого же к себе внимания. Если родители уверены, что малыш чувствует себя хорошо, и он абсолютно здоров, то такие манипуляции необходимо «гасить» и не поддаваться.
Нередко из-за недостатка родительского внимания случаются истерики у ребенка. 2 года – сложный период. Чтобы решить проблему, в первую очередь необходимо определить, насколько обоснованны эти требования. Возможно, это не просто капризы, и малыш действительно считает себя обделенным и одиноким.
Главная задача родителей – найти грань, когда заканчивается удовлетворение потребностей и начинается эгоизм. Если плачем малыш старается привлечь внимание, но взрослые и так постоянно находятся рядом с ним, не стоит идти на поводу у маленького командира при первом же крике.
Зачастую из-за того, что невозможно получить желаемое, бывают истерики у ребенка. 2 года – это период, когда малыш хочет получить желаемое любыми способами. Это может быть понравившаяся игрушка или нежелание покидать площадку, или что-то еще, что непременно следует получить «здесь и сейчас».
Родительские запреты не всегда понятны ребенку, и временами донести суть до малыша очень сложно в силу его возраста. Сейчас для него существует много искушений, с которыми ему невероятно сложно бороться. Поэтому родители не должны специально искушать малыша. Лучше убрать с его поля зрения все предметы, которые могут ему понравиться, и не брать его с собой в торговые точки с детским ассортиментом и сладостями.
Не стоит думать, что ребенок еще слишком мал и ничего не понимает. Детские истерики – это способ проверить грани дозволенного и протестировать родителей на стрессоустойчивость. Поэтому необходимо быть последовательным и непоколебимым, чтобы малыш понимал, что запрет не будет отменен. Противоречивые действия запутывают ребенка и побуждают его придумывать для взрослых новые испытания.
С малышом нужно разговаривать на равных и объяснять ему, почему его желание не может быть сейчас исполнено. Со временем ребенок уяснит, что родительское «нет» не подлежит оспариванию, и капризы в этом случае бесполезны.
В большинстве случаев ребенок закатывает истерики, если пытается выразить родителям протест. Возможно, авторитарное воспитание не дает малышу выражать себя, поэтому он бунтует. Не стоит забывать, что дети – тоже люди, и им нужна определенная доля свободы.
Восторженное отношение родителей к ребенку приводит к тому, что малыш становится поблажлив к себе, но абсолютно нетерпим к окружающим. Отсутствие постоянного внимания вызывает у ребенка бурю негативных эмоций, которые находят выход в истерике.
Чтобы дети развивались гармонично, взрослые должны соблюдать правильный баланс опеки и свободы. Когда ребенок будет уверен, что его мнение ценят и уважают, он легче будет принимать запреты.
Иногда случаются без причины истерики у ребенка. 2 года – возраст, когда малыш не может объяснить, из-за чего он расстроился. Чтобы разобраться в ситуации, родители должны проанализировать последние события. Возможно, в семье напряженная обстановка или малыш просто не выспался. Все люди имеют разный характер и индивидуальные особенности, поэтому все дети по-своему реагируют на происходящее.
Родители, у которых 2 года ребенку, знают, что полностью избежать истерик не получится, но можно принять меры, чтобы уменьшить последствия.
Основные рекомендации:
Многие родители задаются вопросом: у ребенка истерика - что делать? Прежде всего, нужно запомнить, что нельзя угрожать малышу наказанием, если он истерит. В этом случае ребенок будет копить агрессию и обиду, которые разрушают его психологическое здоровье и провоцируют новые скандалы. Взрослые должны вести себя спокойно и уверенно, выражая понимание. Со временем дети учатся контролировать свои эмоции и следить за своим поведением.
Но не стоит всячески задабривать и поощрять ребенка только для того, чтобы он успокоился. Это даст ему уверенность в том, что так можно вести себя для того, чтобы получить желаемое. Не нужно что-то объяснять малышу в момент криков и плача, вряд ли он усвоит обращенные к нему слова. Лучше подождать, пока он успокоится.
Если часто наблюдаются истерики у ребенка, Комаровский советует родителям научиться говорить «нет». Принятое решение нельзя менять или смягчать, чтобы малыш не начал манипулировать взрослыми. Потакание детским капризам приведет к потере рамок дозволенного, поэтому малыш с новым упорством будет их искать.
Пока ребенок не успокоится, говорить необходимо тихо, но твердо. Свою позицию следует аргументировать и приводить доводы, которые будут понятны малышу в его возрасте.
В том случае, когда ребенок просыпается с истерикой, стоит убедиться, что его сон был полноценным и достаточно продолжительным. Возможно, следует укладывать его спать немного раньше. Но такое поведение может наблюдаться вследствие возбудимой нервной системы и индивидуальных особенностей малыша. Родители могут попробовать сделать утро более приятным и спокойным, предоставив ребенку самому решать, что ему съесть на завтрак: нелюбимую кашу или вкусный творожок. Иногда компромиссы творят чудеса, к тому же ребенок учится договариваться и уступать.
fb.ru
Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.
Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.
В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.
Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.
Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.
Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.
Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.
Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.
Второй тип нервной системы – сильный. Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.
Следующий тип нервной системы – неуравновешенный. Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.
Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.
И последний тип нервной системы – медлительный. Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.
Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.
К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.
У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.
Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом. Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.
1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять. Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.
2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.
3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнкаОтведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.
4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.
5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.
Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.
Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут». Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение. Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.
Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение. Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.
Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя. Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе. Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.
Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.
Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.
Врач педиатр Сытник С.В.
www.7gy.ru
Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был самым лучшим. Все родители мечтают о веселых послушных детях. При этом мало кто готов проявлять необходимую твердость и усилия для достижения результатов. Из-за непонимания, к чему приведет потакание капризам, мамы нежат свои сокровища, чем часто оказывают им медвежью услугу. А потом не знают, как получилось, что из крохи вырос тиран и манипулятор.
Что делать, если ребенок истерит по любому поводу в 2 года? Как справиться с истериками ребенка в 3 года? Как отличить капризы от настоящей истерии у детей? Что становится причинами такого неадекватного поведения у воспитанных мальчиков и девочек? Мы разберемся во всех вопросах!
Важно! Вне зависимости от типа нервной системы, ни один здоровый ребенок не закатывает истерики без причины.
Если вы хотите успокоить ребенка в 2-3 года, когда он часто психует, капризничает и истерит, нужно непременно до этой причины докопаться:
Однако есть и другие классификации истерик.
Чаще всего они возникают в периоды интеллектуальных скачков. Сюда относят:
В эти периоды малыш не справляется с нахлынувшей информационной и эмоциональной нагрузкой, что и приводит к истерикам.
Причинами ночных истерик у ребенка 2-3 лет могут быть плохие сны и кошмары, которые впервые возникают в этом возрасте. Именно в 2-3 года кошмары приобретают конкретные очертания, сновидения становятся сюжетными и реалистичными.
Ребенок просыпается ночью в холодном поту, не различая сон иявь, истерит, плачет, кричит. Часто это происходит после насыщенного дня, активных вечерних игр или сытного ужина.
Если кошмары повторяются очень часто, ребенок в 2 года может бояться засыпать и закатывать истерики перед сном, а то и вовсе отказываться спать у себя.
Постарайтесь не перегружать ребенка в течение дня и сделайте вечера спокойными. Если ночные истерики продолжатся – это ненормально, вам нужно обратиться к квалифицированному специалисту.
Для начала следует выяснить, что стало причиной истерики. Если есть подозрение, что с ребенком не все хорошо – сразу к доброму дяде доктору. Он точно определит, почему ребенок истерит, и либо развеет ваши подозрения, либо назначит лечение.
Если вы четко видите, что истерика направлена, что есть причина из серии «хочу», «не буду» и в том же духе – с этим нужно что-то делать именно вам. Если у ребенка в 2-3 года периодически бывают истерики, вам нужно четко знать, как его успокоить. Для эффективных действий определите причину истерики.
На этих видео – записи программ известного доктора, в которых он рассказывает, что такое истерика, и как с этим бороться.
В истерику впадают все дети – и хорошие, и плохие. Если у родителей достаточно силы воли и терпения, малыш после 2-3 концерта прекращает безуспешные попытки манипулировать взрослыми. Ну, как минимум теми, кто на это «не ведется».
Иногда истерика – это просто капризы, иногда – серьезная патология. Задача мам и пап, в первую очередь, выяснить причину такого поведения и либо идти к врачу, либо пересмотреть свои методы воспитания.
А ваш малыш часто закатывает истерики? В каком возрасте он впервые попробовал это оружие? Как вы реагируете на истерики малыша? Если у вас есть своя методика предотвращения истерики или секретный метод по успокоению разбушевавшегося малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!
www.beremennost-po-nedeliam.com
Истерика у ребенка 2 года: что делать? Довольно распространенным явлением среди детей до 2-3 лет являются детские истерики. Дети кричат, ложатся на пол, топают ногами, разбрасывают различные вещи. В такие моменты взрослые, которые не так давно стали родителями, находятся в замешательстве, и хотят это поскорее прекратить. Как реагировать на истерики? Половина взрослых очень теряются в данной ситуации — истерический плач 2-5-летнего ребенка может вывести из себя кого угодно. Для того чтобы умело справляться с такими состояниями, важно понимать их причину и знать несколько методов устранения.
Даже самый покладистый ребенок в 2-3 года время от времени перестает слушаться, а иногда устраивает истерики по любому поводу. Родителям надо понимать, что это является нормальной частью процесса развития. Малыши 2-3 лет пытаются понять мир, и когда не в состоянии выполнить эту задачу, используют лишь тот инструмент, который они имеют в своем распоряжении. Истерики у детей часто наступают в результате разочарования.
Первопричиной можно обозначить то, что малыши до 5 года развития еще не в состоянии полностью управлять всеми эмоциями, которые у них возникают. В результате получаются такие, часто неконтролируемые проявления.
В процессе взросления детей меняется их сознание. И они тяжело воспринимают тот факт, что раньше выполнялись все их капризы, пожелания и прочие потребности. А сейчас появились правила, которым нужно следовать. Это обижает малыша и часто приводит к протестам, которые проявляются истериками.С течением времени дети начинают осознавать, что есть определенные правила, за рамки которых выходить нельзя, но пока они свыкнутся с этим, можно часто наблюдать такие состояния. Как успокоить малыша?
Возраст 2-3 года — критичный в психологическом плане. Примерно к 2-3-летнему возрасту большинство родителей сталкиваются с резкими изменениями в поведении ребенка. Постоянные истерики у ребенка в 2 года, бесконечное нет на все вопросы, отказы от привычных повседневных ритуалов. Первая мысль: ну вот, разбаловали. Но не спешите винить себя, ведь такое поведение для ребенка 2 лет является психологической нормой. Кризис двух лет у ребенка — в чем его причины и как себя вести в таких ситуациях?
Истерика у ребенка 2 лет часто возникает потому, что он начинает в этом возрасте прощупывать границы. Если до двух лет ребенок психологически ассоциирует себя со своими родителями, представляя этот организм единым целым, то к двум годам начинается его отделение в самостоятельную личность. И тут у него возникает закономерный вопрос: что может отдельная личность? Можно ли все, что захочется, или есть какие-то границы? Можно ли получить много? Кто может остановить? Малыш начинает исследование, и, конечно, его результаты далеко не всегда ему по нраву. Ведь так обидно, когда кто-то несколький встает на пути к такой желанной цели. Вот тут-то и начинаются истерики и противостояния.
Как бороться с истериками? Для того чтобы помочь ребенку освоиться в этом мире, дать ему опыт различных коммуникаций, сделать этот период наименее болезненным и для себя, и для ребенка, психологи рекомендуют родителям разделить возникающие ситуации на три зоны.
К таким ситуациям однозначно относится любое поведение, которое угрожает жизни или здоровью ребенка. Например, ребенку 2-5 лет нужно четко знать, что от мамы убегать никогда нельзя. Сюда же относятся какие-то ваши личные запреты, которые вы по каким-то своим соображениям хотите установить для ребенка. Да, здесь будут слезы. Но и этот опыт бесценен для ребенка, ведь он будет знать, что не все в этой жизни происходит исключительно по его желанию, и научится это принимать.
Как успокоить ребенка и облегчить ситуацию? Если вы хотите отвести обиду ребенка от себя, вы можете придумать какое-то третье лицо, например, доктора, который не разрешает есть мороженое, и вы ничего с этим не можете поделать. Кроме того, зачастую, чтобы прекратить слезы, достаточно аргументированного объяснения, почему вы запрещаете данное действие, многие дети в этом возрасте уже готовы принимать ваши аргументы и понимают их.
Важно понимать в этой зоне родителям следующие факторы. Первое: если вы поставили запрет, его надо выполнять всегда, без исключения, в противном случае ребенок перестанет понимать, чего от него хотят. Второе: чем больше вы ставите правил и запретов, тем сложнее будет вашему ребенку во взрослой жизни принимать самостоятельные решения. Истерики у ребенка 2 лет не должны мешать вам размышлять здраво.
Такие ситуации необходимы ребенку для получения жизненно-важного навыка гибкости, коммуникаций и переговоров. Бесценный опыт. В каких ситуациях это уместно? Например, в таком извечно сложном вопросе, как просмотр мультфильмов.
Все родители сталкиваются с одной и той же ситуацией: ребенок просит мультики, вы включаете, а дальше он категорически не дает их выключить и устраивает истерику. Ведь в 2 года ребенок еще не понимает, почему только что можно было, а теперь вдруг стало нельзя. Попробуйте дать ребенку возможность сдвинуть оговоренные границы. Например, после просмотра одного мультика малыш плачет и требует еще, спросите его какой еще он мультик хочет посмотреть и договоритесь, что вы ему разрешите, но после этого все-таки выключите планшет. Понятно, что после второго мультика он, скорее всего, опять начнет плакать, и, как ни странно, но и здесь вы можете пойти еще на одну уступку, с двухлетними малышами это вполне допустимо, но желательно делать не больше двух уступок. После второй уступки все-таки выключите планшет, несмотря на слезы.
Вы удивитесь, когда обнаружите, как быстро у ребенка истерика закончится, даже несмотря на то, что вы все выключили. А просто пока вы уступали, вы сделали две очень важных вещи: во-первых, вы дали ребенку возможность самому хоть как-то повлиять на ситуацию, сдвинуть границы, а во-вторых, за время уступок он успел свыкнуться с мыслью, что рано или поздно все равно придется попрощаться с мультиками.
Такие ситуации можно предупреждать, т.е. не ждать, когда ребенок впадает в истерику по окончании мультика, а подойти к нему, пока мультик еще не закончился, и начать с ним договариваться, пока он еще не начал плакать.
Если ребенок в 2 года не слушается, еще одним полезным устройством для родителей в этой зоне может стать обыкновенный будильник. Договаривайтесь с малышом, что он будет чем-то заниматься, пока не зазвонит будильник. Дальше можно этот будильник, например, передвигать при необходимости. При таком подходе вы снизите направленный на себя негатив, ведь вы же не виноваты, что будильник уже зазвонил. Очень полезно для детей 2-5 лет иметь свой режим дня — спать и гулять малыш должен в одно и то же время, по расписанию.
Именно этот опыт позволяет нам во взрослой жизни принимать самостоятельные решения, совершать удивительные открытия, достигать амбициозных целей. Он хочет разбросать все игрушки по комнате? Разрешите ему, почему нет? Пусть побудет властелином игрушек и своих желаний, даже если он отказался сейчас их складывать обратно. А если хотите быть мудрее, не убирайте их, и предложите ему еще раз их сложить, но попозже. Если он согласится, то получит опыт того, что его желания и решения имеют еще и последствия.
Все три описанные зоны очень важны для формирования жизненного опыта ребенка. Конечно, очень сложно всегда принимать правильные решения, найти ту тонкую грань между допустимостью и вседозволенностью, если ребенок в 2 года постоянно истерит. Еще сложнее это сделать, когда у ребенка истеричный плач, ведь это всегда испытание для родителей, разве можно спокойно смотреть на слезы своего любимого малыша. Но от того, насколько грамотно родителям удастся пройти этот сложный для них и малыша период, во многом зависит то, как сложится их дальнейшее взаимодействие с ребенком.
roditeliz.ru
Слёзные рыдания, судорожные подёргивания ручек и душераздирающие крики с требованиями «купи… не буду … хочу…» – признаки переходного периода в жизни двухлетнего малыша, называемого «кризисный период».
Большинство мам обеспокоены странными поступками своего карапуза и некоторые считают, что истерика у ребёнка в 2 года – признак страшного психического недуга. На самом деле это не так.
У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться определённые принципы и критерии своего личного «Я». Малыши пытаются выделить себя перед сверстниками, родителями и даже совсем незнакомыми людьми, закатывая истерики в самых неподходящих местах, например, в поликлинике или прямо на улице.
Показывая свою самостоятельность перед другими, они фиксируют в памяти ответную реакцию «зрителей», запоминают её и начинают выстраивать в голове некие границы дозволенности. Если взрослые постоянно потакают вздорным капризам своих чад, то дети эти действия запоминают как «нормальные» для достижения своих целей. «Нельзя» – тогда я буду плакать и всё равно получу желаемое – становится «девизом» повседневной жизни маленьких крох. И истерики в таких семьях будут иметь регулярный характер.
Чтобы помочь деткам правильно формировать свои желания и в тоже время протянуть руку помощи бедным измученным родителям, следует разобраться в причинах «истязаний» нервной системы.
Истерики у ребёнка в 2 года возникают по разным причинам. Рассмотрим самые частые.
Мамам важно знать, что у каждой «бури» есть свои предвестники. Перед началом эмоционального взрыва поведение ребёнка меняется: он начинает отводить глаза в сторону или в пол, поднимать верхнюю губку к носу и сопеть. Глаза наполняются слезами и начинаются первые всхлипывания.
ВАЖНО!
При учащении нервных вспышек в вечернее время перед сном требуется установить их мотивы. Скорее всего, сыграло роль переутомление за день или сменившаяся за окном погода.
Но могут быть и серьёзные причины, приводящие к частым нервным срывам – кошмарные сны, ночные «видения» вымышленных персонажей. В таком случае визит к врачу не следует откладывать.
bestkroha.ru
А ваш ребенок тоже закатывает истерики? Нет? Тогда вы попадаете в очень хорошую статистику: примерно 3% от всех детей в возрасте полутора - двух лет остаются спокойными и флегматичными. Остальные дети устраивают истерики постоянно или периодически, но так или иначе, через это прошли почти все молодые родители. У нас, например, это началось в 1 год и 6 месяцев. Позвольте мне поделиться своими скромными мыслями, почему у ребенка случаются истерики и как с этим бороться.
Для начала давайте разберемся, что мы будем считать истерикой, иначе, боюсь, мы иногда будем говорить о разных вещах. Представьте себе, что вы всей семьей садитесь обедать. Сначала, конечно, кормите ребенка, потом садитесь есть сами, а малышу включаете мультики. Мы сами так делали и до возраста полтора года все было просто здорово. Пока ребенок смотрел мультик про, например, Бременских музыкантов, мы успевали пообедать, попить чай и потом можно было приступать к укладыванию малыша спать.
Однако теперь дела у нас обстоят иначе. Когда включаешь тот или иной мультик, ребенок начинает капризничать, кричать до тех пор, пока не подойдешь к компьютеру и не включишь что-нибудь другое. Если это опять "неподходящий" мультик, то крики и стучание по столу повторяется. Бывает, что приходится менять по нескольку мультиков прежде чем удается угадать, что же желает посмотреть маленький деспот.
Но это еще не самое страшное. Это так называемая "микроистерика". А вот когда ребенку хочется качаться на качелях, а папа с мамой не спешат немедленно исполнить его каприз, вот тут может случиться кое-что посерьезнее. Крики бывают насколько громкие а топание ногами настолько увесистое, что однажды соседи в лифте поинтересовались, что у нас там такое происходит.
Примерно такие же ситуации случаются на улице, когда желание маленького гуляльщика не совпадает с планами родителей. Например, когда он хочет непременно бегать по лужам (сейчас зима, но во время оттепели все равно бывают лужи), а мама не надела специальные водонепроницаемые сапоги, или когда он хочет еще погулять в парке, а уже пора идти домой обедать... Одним словом, поводов для истерики у ребенка полутора - двух лет более чем достаточно.
Однако, простые, хоть и довольно громкие крики, топанье ногами, и временами, попытки "лечь на грунт" - это далеко не самые яркие проявления детских истерик. Общаясь с другими счастливыми родителями, имеющими детей примерно такого же возраста, мы выяснили, что некоторые дети бьются головой об пол, вырывают себе целые пряди волос из головы и даже царапают себе лицо, если родители осмелились им чем-то не угодить :)
Вот это уже посерьезнее. Но самую ужасную и безобразную сцену детской истерики я наблюдал задолго до появления на свет Счастливого Марика. Молодая мамаша пыталась увести ребенка от каруселей, а он бросался на землю и начинал истерически кричать. Потом она подхватила свое чадо на руки и понесла прочь с детской площадки. По случайности их лица оказались примерно на одном уровне и малыш начал что есть силы колошматить мать по лицу. Та не нашла более мудрого решения, чем просто отпустить его и ребенок упал в песок (они еще не ушли из песочницы).
Одним словом, истерика у ребенка 1.5 - 2 лет может протекать по-разному. Скажем прямо, в любом ее виде истерика не представляет из себя зрелища, достойного умиления. Любой родитель хотел бы узнать, как бороться с детскими истериками. Некоторые начинают читать умные советы педагогов, другие обращаются за помощью к психиатру. Я, конечно, не педагог, однако имею свою точку зрения на детские истерики и пути их преодоления.
Для начала стоит разобраться, почему они возникают.
Ребенок в полтора года - это уже не просто пищащий кулек, портящий пеленки и сосущий молоко. Это уже человек, причем Человек с большой буквы. Он еще не может говорить и логично мыслить, но у него уже сформировались свои привычки и предпочтения.
А теперь давайте просто представим себя на месте наших детей. Нас кормят не тогда когда мы сами хотим, а когда "положено". Причем, хотим мы или не хотим есть, это никого не волнует - нам вольют ровно столько, сколько положено. Нас укладывают спать, когда мы только что разыгрались или наоборот, тормошат, если на прогулке нас разморило и мы прикорнули в коляске или сидя в санках.
Никто не спрашивает, нашего мнения относительно того, чем бы мы хотели заняться. Нам просто суют уже надоевшие опостылевшие игрушки и приказывают играть ими. А еще нас зачем-то сажают на горшок, когда мы совершенно не в позиции на нем сидеть, дают какие-то лекарства, которые мы терпеть не можем и не включают мультики, когда мы с удовольствием их посмотрели бы.
И такая жизнь каждый день! Практически никакого разнообразия и развлечений.
Это только родители считают, что детство - это золотая пора, беззаботное время и т.д. На самом деле детство не так уж далеко ушло от рабства, где человек не пренадлежит сам себе и вынужден делать только то, что ему говорят другие. Как вам такая точка зрения?
Идем дальше. Примерно до полутора лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) ребенок не в состоянии осознать свою незавидную участь, поэтому особо не протестует. Однако потом у него вдруг появляется осознание, что он совсем не хочет делать то-то и то-то, предпочтя заняться чем-то другим, более приятным.
Но его по старой привычку пытаются, иногда волоком, утащить с прогулки домой, чтобы опять вливать этот гадкий несоленый суп, который уже надоел до омерзения.
И вот тут маленький человек начинает бунтовать. Он НЕ ХОЧЕТ домой, он ХОЧЕТ остаться на улице и поиграть в песочнице. Он не хочет смотреть этот мультик, а хочет совсем другой. Он не хочет спать, а хочет поиграть, и т.д.
Самыми драматичными в этой ситуации являются две вещи:
1. Ребенок еще не может говорить, поэтому он не может назвать сразу, например, нужный мультик.
2. Мы, взрослые, по инерции продолжаем относиться к нему как к "кульку", который еще сам ничего не понимает, а мы "лучше знаем" что ему нужно (в некоторых семьях такая ситуация продолжается "до женихов", а иногда и еще дольше).
Единственный способ, который есть у ребенка в данной ситуации, это поднять крик. Если это не помогает, можно для убедительности топать ногами, потом повалиться и начать биться головой об пол и т.д.
Я специально не упоминаю тут истерик, которые случаются в игрушечных магазинах, когда ребенок уже в сознательном возрасте. Мы говорим об истериках у детей от полутора до двух лет.
Для начала надо понять, что это внезапно возникшее явление случается практически со всеми детьми и СЧИТАЕТСЯ НОРМАЛЬНЫМ. Если ваш совсем недавно "шелковый" и покладистый ребенок вдруг начал поднимать скандалы, радуйтесь! Он осознал себя как личность, начал мыслить логически и научился делать выбор.
Естественно, сейчас этот выбор продиктован не здравым смыслом, который, как мы выяснили ранее, и у взрослых-то не всегда можно обнаружить. Сейчас он выбирает на основе своих личных, иногда несколько эгоистичных предпочтений.
Как говорили мне более опытные родители более старших детей, это проходит примерно через полгода-год. Опять же у каждого свой срок. Но если бы вы смогли заглянуть в будущее, то увидели бы своего ребенка уже более взрослым и спокойным. Главное, чтобы в тот момент вам не пришлось жалеть о своем вспыльчивом импульсивном поведении, наказаниях и испорченных отношениях.
Самый лучший способ справиться с детскими истериками - метод отвлечения. Попробуйте подсунуть ребенку что-то интересное, переключите его внимание и уже через полминуты он будет делать то, что от него требуется.
Например, когда Марик начинает скандалить на улице около лужи, я просто беру его в охапку и бегом (именно бегом) несу несколько десятков метров. Удивительно, но только что ревом ревевший малыш начинает радостно смеяться :).
Так что, может быть, давайте не будем лупить своих детей за то, в чем они не виноваты. Иначе, нам пришлось бы лупить самих себя за любую провинность, которые мы допускаем, специально или непреднамеренно. Поверьте, всего за один день мы были бы излуплены вдоль и поперек.
mark.kashkanov.com
Из письма: "Моей дочери 1 год 8 мес. Она стала очень капризной, причем проявляется это только при мне и муже, а с бабушками дочка послушная. Я не знаю, что мне делать: шлепать - бесполезно, еще сильнее начинает плакать. Не обращать внимания на капризы - тяжело, поскольку приступ может длиться очень долго, и мои нервы не выдерживают. На днях, например, долго кричала "Дай пить!". Пока я готовила чай, началась истерика. Когда дала чашку, отшвырнула с криком "Не буду пить!". И это только один из подобных случаев. Не бывает дня, чтобы она не капризничала. Мне кажется, что она стала чувствовать свою власть надо мной и день ото дня ее поведение становится совершенно невыносимым".
Одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей двух-трехлетних малышей по поводу бесконечных детских истерик и капризов. Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия "капризы" и "истерики".
Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети, особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает. Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы продолжаются довольно долгий период - месяц-два.
Из письма: "Зову дочку купаться. - Не буду! Не хочу! - Ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала! - Не хочу с пеной, хочу с солью! - Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена! (ну не спускать же только что налитую воду!). Папа заглядывает в ванну: - Я сейчас сам буду купаться. Дочь: - Уууууу! Хочу купаться! Папа, уйди!"
Для истерик у детей характерны невероятная яркость, гротескность, своего рода "игра на публику", зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый "истерический мост", при котором ребенок выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
Из письма: "Дочка требует "Купи мне шоколадку". Купила. Причем ту, которую показала она. Ольга ее развернула, сказала, что эту не хочет, хочет другую. Я сказала: ешь, что купили. Обычно на этом все и заканчивалось. А тут... Закричала-завизжала, ногами затопала, на пол упала, сопли-слюни. Я ее и унести-то не могу, потому как в обеих руках сумки. Чего я только не наслушалась... Никто вокруг меня не поддержал. Самое мягкое высказывание было от продавцов: "выведите ребенка, он мешает работать!.. ", Кое-как вытащила дочь на улицу, там она упала в лужу, еле-еле поймала машину, там она еще минут 15 орала. Только заехали во двор - истерика прекратилась... Я в шоке от всего этого, никогда с этим не сталкивалась, публичных истерик раньше не было. Надеюсь, что это больше не повторится, а то я с ума сойду".
Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность. Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу.
Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.
В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция. Регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина - нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.
Детские истерики и капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.
Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Ну, ладно, давай уступим". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает "запрещенную" газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.
Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.
Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".
Прежде всего, нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. К выбору наиболее эффективного метода надо подходить с учетом особенностей ребенка и вашего собственного темперамента. Наиболее гуманный способ - отвлечь малыша.
Переключить внимание ребенка в начале истерики
Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное. Например, он кричит, падает на пол, а вы спокойно открываете шкаф и видите там… удивительную вещь (коробку), которая всегда на этом месте появляется, когда в дом приходит Мышка - Плакушка. И начинайте увлеченно рассказывать эту необыкновенную историю, изучать эту коробку. Ребенок, заинтересуется и притихнет. Однако, этот прием требует большой фантазии и настроения, и не всегда бывает уместен и возможен. Главное - своим поведением игнорировать истерику ребенка.
Детские истерики в общественных местах
Если уж дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами, и кричит во все горло: "Хочу!", - то твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Детские истерики в общественных местах нередко рассчитаны не столько на маму (или близкого взрослого), сколько на посторонних. Если вы уступите сейчас, отныне каждое совместное посещение магазина превратится в кошмар. Конечно, в каждом конкретном случае приходится поступать по-разному, но постарайтесь не реагировать на "советы" посторонних, по возможности переждите эту вспышку, дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании. Потом, по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо обсудить происшедшее : "Что сегодня произошло, как надо было попросить". Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется.
Не поддаваться на провокации ребенка во время истерики
Как только начинается истерика - встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Понятно, что это зрелище не для слабонервных и родительское сердце обливается кровью. Поверьте, кричать, когда на тебя никто не обращает внимания, неинтересно. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам, так как некоторые дети ждут обращения к ним взрослого, чтобы начать истерику снова. Сразу же переключите его на какое-то действие - принести что-нибудь, разобрать коробку с нитками или бусами, позвонить бабушке и т.п…
Как вести себя с ребенком после истерики
В большинстве случаев, особенно, если ребенок старше 4-х лет, полезно бывает наказать, например, лишить сладкого или чего-то интересного. Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой. Но, самое главное - выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.
www.2mm.ru