Навыки и умения ребенка
Крайний срок появления
Дети до года
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком)
1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами
2 месяца
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 секунд
3 месяца
Улыбается в ответ на разговор и улыбку
3 месяца
Тянет руки к игрушке
4 месяца
Переворачивается со спины на живот
5 месяцев
Просится на руки к матери
6 месяцев
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности
7 месяцев
Стоит несколько секунд при поддержке за руки
8 месяцев
9 месяцев
Сбрасывает игрушки со стола
10 месяцев
Стоит и передвигается, держась за опору
11 месяцев
Реагирует на свое имя
11 месяцев
Делает шаги, держась за руки взрослого
12 месяцев
Подает взрослому игрушки
12 месяцев
Дети старше года
Стоит сам, хотя бы 10 секунд
1 год 1 месяц
Говорит «мама», «папа»
1 год 3 месяца
Ходит свободно
1 год 4 месяца
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми
1 год 4 месяца
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков
1 год 6 месяцев
Знает 6 слов, знает части тела
1 год 8 месяцев
Моет сам руки
2 года
Просит есть словами
2 года 5 месяцев
Может сам спуститься по лестнице
2 года 6 месяцев
Выкладывает кубики в одну линию
2 года 8 месяцев
Ест сам суп ложкой
2 года 9 месяцев
Говорит о себе «я», просится на горшок
2 года 10 месяцев
Может стоять на одной ноге без поддержки
3 года
Знает свое имя и фамилию
3 года 1 месяц
www.7gy.ru
Кажется, еще вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребенком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.
Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребенком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорожденным и чувствуют себя более уверенно.
Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объеме голова и грудь. И как рост ребенка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определенные навыки и умения.
Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый ее признак у грудничка – попытка удержать головку.
Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребенок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.
Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживленнее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.
Изменяется и поза ребенка. У здорового новорожденного тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.
Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.
Это основное, что должны уметь делать дети в возрасте одного месяца.
Для создания оптимальных условий для развития навыков и умений нужно приложить определенные усилия.
Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребенка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.
Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.
Ребенок растет капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.
В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.
В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.
Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.
Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.
Родителям важно знать, что рост и развитие ребенка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.
kroha.info
Жизнь каждого человека наполнена множеством дней и лет, которые приносят множество приятных моментов. Но первому месяцу жизни малыша не зря придается большое значение. На этом этапе развития нового человека родители должны проявлять особое внимание и осторожность к своему чаду. Ребенок за первые четыре недели испытывает совершенно новые ощущения неизвестного ему мира.
На протяжении первых дней своей жизни малыш может утратить немного своего веса – этого пугаться не стоит, так как является вполне естественным процессом. Когда малыш появляется на свет, в его организме содержатся излишки жидкости. В момент рождения ребенок утрачивает 8-10% своего веса, только потом его масса принимает стабильно положение и начинает возрастать. Спустя две недели ребенок восстанавливает массу тела, зафиксированную при его появлении на свет. Развитие его веса в первый месяц жизни прогрессирует примерно от 15 до 30 грамм в сутки. Ежемесячные консультационные встречи, которые мама обязана посещать, позволяют специалистам наблюдать развитие роста и массы ребеночка. Это поможет матери избавиться от лишних и ненужных переживаний.
За весь первый месяц малыш вырастает на 3 см, обхват головки и грудки — 1,4-1,5см. Однако, следует помнить, что каждый малыш развивается уникально, в силу своих индивидуальных особенностей.
Когда у ребенка фиксируется несущественный весовой дефицит, или наоборот, одновременно с этим у малыша наблюдается прекрасное самочувствие, он активно кушает, не присутствуют какие либо симптомы патологий, волнения тут будут лишь напрасны
Любая мамаша ясно понимает, что движения ребенка в первые четыре недели его жизни слабо координируются. Ноги и руки ребенка находятся в согнутом положении, ладони закрыты. Таким вот образом проявляется повышенный мышечный тонус. Подобное явление абсолютно проходит лишь к четвертому месяцу.
Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром. Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей. Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы. Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями. Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой. Когда родители внимательно относятся к своему чаду, учатся понимать каждое его движение, это существенно упростит жизнь всей семье.
В это сложно поверить, но роды – это стресс не только для матери, но и для малыша тоже. Первое время большую часть суток (примерно до 18-20 часов) малыш проводит во сне. Однако, дети в этом возрасте еще не понимают время суток. Чтобы помочь малышу привыкнуть к суточным циклам, можно в меру контролировать его сон днем. Следовательно, в ночное время должна усиленно соблюдаться тишина и темнота. Спустя определенное количество времени, ребенок привыкнет к тому, что день – время для активности, ночь – время для крепкого сна.
Сон малыша в этот период его жизни может проходить в следующих пяти стадиях:
Для большинства сложно представить, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
Если внимательно понаблюдать за малышом, можно заметить, как много он умеет делать:Глазное яблоко к первому месяцу жизни уже имеет сформированные качества. Однако, зрительная функция еще не достигла своего полного развития. Слезки у малыша начинают формироваться только к третьей, четвертой неделе. Для большинства малышей в этом периоде характерно небольшое колебание глазного яблока и легкое косоглазие. Больших беспокойств по этому поводу делать не стоит. Такое явление обосновывается не полным развитием зрительной функции.
Первые несколько недель жизни малыша наполнены совершенно новыми для него звуками. Так как малыш еще не научился обнаруживать место, откуда звук исходит, его естественной реакцией будет замирание. Однако, когда ребенок вдруг слышит родительский голос, он сразу же перестает плакать.
Необходимо понимать, что успех качественного воспитания и формирования чада зависит от своевременного участия родителей в жизни ребенка. А начинать это участие следует с момента его появления на свет. Конечно же, не всегда все бывает быстро, как бы того не хотелось. Но всякая победа начинается с маленьких действий.
Для хорошего формирования малыша ему потребуется благоприятная обстановка, способствующая его хорошему настроению. Атмосфера дома должна быть спокойной и тихой, без резких раздражающих факторов. На первых этапах жизни малыша необходимо вынашивать на руках. Прикосновение родительских рук, особенно матери, невероятно положительно воздействуют на внутренний мир ребенка. Так же это поможет ребенку привыкнуть к своим родителям, когда он слышит сердечный ритм отца и матери, запоминает из аромат.
Тактильное прикосновение незаменимо в развитии ребенка. Оно должно приносить малышу удовольствие. Когда детеныша нужно переодеть, следует обратить внимание на температурный показатель в комнате. Если комната недостаточно прогрета, или руки холодны, малыш может начать икать, что принесет немало сложностей. Особенное внимание стоит уделить массажным сеансам для ребеночка.
Периодически малыш должен лежать на животе. Такое положение малыша минимизирует вероятность появления запора, побудит ребенка выполнять двигательные рефлексы головкой и конечностями
Постоянные беседы с малышом помогут ему активнее развивать слух на первом месяце его жизни. Очень благоприятно влияют материнские песни и различные диалоги с карапузом. Подобные действия нельзя недооценивать. Регулярное повторение слов вскоре вызовет реакцию у ребеночка, появится первый диалог, хотя и не из полноценных слов.
Развитие зрительной функции способствуют красочные погремушки. Яркие краски будут побуждать ребеночка концентрировать взгляд на предмете. Когда это действие будет освоено, можно начинать двигать предметом перед глазками малыша, чтобы чадо начинало наблюдать за движением погремушки. Когда с ребенком ведется разговор, необходимо смотреть на него. В скором времени малыш наградит своих родителей первой незабываемой улыбкой.
Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни. Внимательная забота за ребенком никогда не принесет ущерба его развитию.
rebenokrazvit.ru
Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.
Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.
Параметры | Мальчики | Девочки |
Рост, см | 55 | 54 |
Вес, г | 4500 | 4200 |
Окружность головы, см | 37 | 36 |
Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.
В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.
Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.
В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.
К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.
Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.
Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.
Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.
Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.
Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.
Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.
В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.
Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).
Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.
Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.
Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.
Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.
Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.
Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.
Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.
Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.
К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.
Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.
Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.
В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.
В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.
В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить. Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.
Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.
Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.
Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.
Кризис одного года имеет следующие признаки:
С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.
Возраст, мес. | Главное достижение |
1 | Лежа на животе, поднимает подбородок |
2 | Лежа на животе, поднимает грудную клетку |
3 | Пытается захватить игрушку |
4 | Начинает сидеть с посторонней помощью |
5 | Любит сидеть, хватает предметы |
6 | Может сидеть за своим стульчиком |
7 | Садится сам |
8 | Стоит с посторонней помощью |
9 | Стоит, держась за опору |
10 | Хорошо ползает |
11 | Ходит с посторонней помощью |
12 | Первые шаги |
Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.
Возраст | Навыки общения и речи |
От 0 до 8 недель | Плач, крик. |
От 4 недель до 3 месяцев | Смех и улыбка. |
С 3 до 5 месяцев | Во время данного периода появляется гуляние, дети нараспев произносят гласные. |
С 4 месяцев | Комплекс оживления, ребенок радуется общению. |
С полугодовалого возраста | Произносит слоги. |
С 7 месяцев | Появляется интонация, повторяются слоги. |
С 7 месяцев до года | Понимает и произносит слова. |
Важные вопросы относительно годовалого возраста
Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.
Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.
Возраст, мес. | Прибавка в росте, см | Прибавка в весе, г |
1 | 3-4 | 700 |
2 | 3,5 | 800 |
3 | 2-3 | 850 |
4 | 2-3 | 800 |
5 | 2-3 | 750 |
6 | 2-3 | 650 |
7 | 2-3 | 600 |
8 | 2-3 | 500 |
9 | 1-2 | 450 |
10 | 1-2 | 400 |
11 | 1-2 | 350 |
12 | 1-2 | 300 |
Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.
Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года:
Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком. Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.
В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.
Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.
Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.
Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.
Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.
Размеры | 50 | 56 | 62 | 68 | 74 | 80 |
Рост, см | 50 | 55 | 60 | 65 | 71 | 77 |
Обхват груди, см | 42 | 43 | 45 | 47 | 49 | 51 |
Обхват талии, см | 42 | 43 | 45 | 47 | 48 | 50 |
Обхват бедер, см | 43 | 45 | 47 | 49 | 51 | 53 |
Возраст, мес. | 0 | 1,5 | 1,5-3 | 3-6 | 6-9 | 9-12 |
Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.
Рост, см | Размеры стопы, см |
50-56 | 7 |
56-62 | 8 |
62-68 | 9 |
68-74 | 9-10 |
74-80 | 11-12 см |
80-86 | 12-13 |
Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.
Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.
Возраст, мес. | Размеры головы, см | |
Мальчики | Девочки | |
0 | 34-35 | 34 |
1 | 37 | 36 |
2 | 39 | 38 |
3 | 40 | 39 |
4 | 41-42 | 40-41 |
5 | 42-44 | 41-42 |
6 | 43-44 | 42-43 |
7 | 44-45 | 43-44 |
8 | 45 | 43-44 |
9 | 45-46 | 44-45 |
10 | 46 | 45 |
11 | 46-47 | 45-46 |
12 | 46-47 | 45-46 |
Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.
grudnichky.ru
Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.
Что может уметь ребенок в 1 месяц?
Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?
Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.
Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.
Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.
Что может грудничок в 1 месяц? Важнейшие навыки этого периода: кратковременное поднимание головы в положении лежа; реакция на свет и звук; различение контрастных цветов; фиксация взгляда на неподвижном и движущемся объекте; зачатки ползательного навыка. РаспечататьПоддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
kids365.ru
После рождения ребенка жизнь его родителей навсегда меняется и если до и во время беременности женщину интересовали свое здоровье, отношения с окружающими, мода и еще тысячи вещей, то в первые месяцы после рождения долгожданного малыша все ее мысли занимает его здоровье и развитие.
В первые несколько недель после рождения новорожденный адаптируется к окружающему его миру и в это время очень большое значение имеет правильная оценка его нервно-психического и физического развития. Ведь даже небольшие отклонения от «стандарта» могут указывать на серьезные проблемы со здоровьем, неправильное питание или другие нарушения развития малыша. Темпы развития детей в первые месяцы после рождения просто поражают – за 6-12 месяцев ребенок проходит путь, на который его предкам понадобились миллионы лет эволюции. Но и контроль над его развитием в это время должен быть очень строгим – так как любое малозаметное отклонение в этом возрасте может «вырасти» в большую проблему в будущем. Поэтому каждая мама должна знать, что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, а какие признаки свидетельствуют о нарушении нормального развития.
За первый месяц жизни ребенок должен набрать от 400 до 900 гр веса, иногда прибавка в весе может быть несколько меньше, из-за физиологической убыли веса, которая происходит в первые дни после рождения и составляет до 10% от веса новорожденного. Если ребенок здоров, хорошо ест и развивается по возрасту, в первый месяц жизни он прибавляет по 15-30 гр ежедневно.
Прибавка в росте в первый месяц тоже бывает достаточно значительной – малыш может вырасти на 2-4 см.
Также несколько увеличивается окружность головы, груди — на 1-2 см, немного уменьшается большой родничок, а самые «развитые» дети даже начинают приподнимать голову и могут удерживать ее на весу в течение нескольких секунд (полностью этот навык развивается к 1,5 – 2 месяцам).
Движения ребенка в 1 месяц хаотичны и нескоординированы, но, зато, с их помощью, он учится выражать свои эмоции и желания – например, когда малыш радостен и спокоен, он может медленно водить ручками или поднимать ножки, а вот при боли в животе или общем дискомфорте младенец активно двигает ножками, кричит и плачет.
Тонус мышц в 1 месяц может все еще оставаться повышенным, ручки и ножки ребенка слегка согнуты, напряжены, но к концу первого месяца они уже должны принимать физиологическое положение, а кулачки периодически разжиматься, когда ребенок бодрствует.
За первый месяц жизни новорожденный быстро развивается, но его поведение не слишком меняется, к концу 1 месяца промежутки бодрствования становятся несколько больше, ребенок, поев, не засыпает сразу, а может поиграть или полежать какое-то время.
В этом возрасте дети начинают прислушиваться к знакомым звукам, чаще всего они реагируют только на голос мамы, знакомый им с внутриутробной жизни, но начинают обращать внимание и на другие, часто звучащие голоса – папы, бабушки и других близких родственников.
Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки.
Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет.
В 1 месяц у ребенка сохраняется большинство физиологических рефлексов, так что проверить его нервно-психическое развитие можно и с их помощью:
Стоит обратить внимание и обратиться за консультацией к педиатру, если ребенок в 1 месяц:
Если вы заметили 1 или больше тревожных признаков у своего ребенка, обязательно нужно обратить на это внимание лечащего врача и попросить проверить соответствие физического и нервно-психического развития возрасту.
Фото:pixabay.com
onwomen.ru
В этот период малыш учится, постоянно меняется, приобретает новые навыки. Вы, как счастливый родитель, можете лишь наблюдать за этими трансформациями и радоваться ежедневным событиям. Но не все мамы и папы способны перестать беспокоиться.
Большинство из них преследует вопрос: «А может ли считаться мой ребенок и все, что с ним происходит, нормальным?» Давайте попробуем детально изучить эту проблему и расставить все точки над «і». Как Вы поняли, мы поможем Вам разобраться, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
В основном родители очень беспокоятся по поводу прибавки в весе малышей, а также показаний роста, окружности головы и груди. Многие стараются сравнить эти показания с результатами других детей. И это нормально, так как каждый родитель переживает за своего младенца и желает выявить проблемы на раннем сроке, чтобы вовремя обратиться к врачу. Особенно беспокоят итоговые графики роста и веса родителей первенцев, так как им попросту не с кем сравнивать новорожденного малыша.
Итак, вот какими должны быть основные показатели в 1 месяц:
1. Примерно к 30 дню после рождения, малыш должен набрать около 600-700 грамм веса,
2. Рост его должен увеличиться в среднем на 3-5 см,
3. Окружность головы прибавит 1,5 см,
4. К параметрам груди добавится еще 2,5-3 см.
Если Ваш ребенок не укладывается в эти нормы, не паникуйте раньше времени. Пообщайтесь со своим педиатром. Он осмотрит младенца, расспросит Вас о его поведении, характере стула, о том, как он спит и бодрствует. Когда малыша ничего не беспокоит, он не плачет подолгу, у него нет признаков повышения температуры либо излишней вялости, скорее всего, все в порядке.
Главным поводом для беспокойства считается набор веса. Если малыш не набрал в течение первого месяца жизни необходимой нормы, возможно, маминого молока ему не хватает и стоит вводить в рацион молочную адаптированную смесь. Обычно младенец требует грудь каждые 2-3 часа, иногда этот промежуток сокращается до полутора часов. В ночное время он просыпается для «трапезы» реже, но маленькие детки крайне редко спят более 5 часов подряд.
Также стоит пообщаться с врачом, если Вы заметили аномальный рост головы, потому как это может свидетельствовать о развитии гидроцефалии. Однако подобный недуг не возникает неожиданно, по обыкновению его диагностируют еще в утробе матери либо при рождении. Он требует соответствующей терапии и постоянного наблюдения со стороны квалифицированных докторов.
Все знают о стрессе, который испытывает новорожденный малыш: раньше он находился в ограниченном пространстве, где чувствовал себя спокойно и защищено. В первый месяц его жизни, Вы можете наблюдать хаотичные движения ручек и ножек, и даже частые вздрагивания. Это не должно Вас пугать. Такое поведение считается вариантом нормы, потому что малышу требуется время для адаптации. Сейчас он потерял границы пространства и это его пугает, но со временем вздрагивания и необычные движения конечностей полностью исчезнут.
К окончанию 30-дневного срока должна полностью затянуться пупочная ранка. После того как Вы заметите, что корочка отпала, пупочек малыша всегда должен выглядеть сухим. Во избежание попадания инфекции, когда в ранке есть некая жидкость, стоит показать его педиатру. Дабы процесс происходил быстрее, оставляйте ребенка на некоторое время голеньким, если меняете подгузник. Это еще и считается отличным способом закаливания.
Кроме всего прочего, в месячном возрасте Ваше чадо уже вполне способно удержать головку в вертикальном положении. Во время выкладывания на животик он постарается поднять голову и продержать ее в таком положении порядка 5-20 секунд. В первые дни, возможно, у него будет плохо получаться, но с каждым разом малыш сможет держать головку все более уверенно. Совет: деток, страдающих младенческими коликами, рекомендовано выкладывать на живот как можно чаще. Это поможет облегчить их состояние.
О том, что у ребеночка что-то болит, скажут его движения, к примеру, во время колик малыш активно подтягивает коленки к животу и даже бьет себя ими. Весь процесс обычно сопровождается плачем. А вот о том, что у малыша отит, Вам подскажут многократные активные движения головой в разные стороны.
Если Ваш малыш проголодался, он обязательно оповестит Вас об этом громким криком. Причем в моменты голода заснуть он не сможет и уж точно ему будет не до игр, поэтому мама быстро научится распознавать эти сигналы.
Обращайте внимание на рефлексы младенца, если хотите понять, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Отсутствие некоторых из них может Вас насторожить и стать причиной для обращения к врачу, но преждевременно нельзя поддаваться паническим настроениям: малыш очень тонко чувствует состояние мамы и начнет переживать вместе с Вами. А как умеют выражать свою обеспокоенность маленькие детки? Правильно, исключительно продолжительным надрывным плачем.
Итак, какими безусловными рефлексами в норме должен обладать малыш:
1. Рефлексом ползания. При выкладывании на животик подставьте свою ладонь к ступням ребенка. Он должен немного отталкиваться от нее и пробовать ползти. Причем важно, чтобы он делал это равномерно обеими ножками.
2. Автоматическая походка. Если Вы приподнимете малыша за подмышки так, чтобы его носочки касались поверхности стола, он должен делать своеобразные шаги, насколько это возможно. Важно: не давайте ребенку опираться на ножки, пока для позвоночника и конечностей это слишком большая нагрузка. Вам нужно всего лишь дать ему возможность почувствовать под ступнями поверхность.
3. Тактильные ощущения. В положении лежа на спине, проведите кончиками пальцев по ступне Вашего чада. Если он отдергивает ножку, шевелит ею, ощущая легкую щекотку, значит, с малышом все в порядке и этот рефлекс у него присутствует.
4. Рефлекс хватания. Конечно, в месячном возрасте малыш еще не сможет самостоятельно схватить и длительно удержать предмет. Однако если Вы попробуете вложить в его ладошку свой палец, он должен крепко сжать его и удержать так несколько секунд.
5. И напоследок, самый первый из рефлексов – сосательный. В любом положении маленький ребенок должен пытаться захватить губами мамину грудь. А если Вы прикоснетесь пальцем либо кончиком чайной ложки к его ротику, он начнет причмокивать и станет складывать губки трубочкой.
При наличии всех безусловных рефлексов, следите за тем, чтобы все движения и части тела ребенка были симметричными. То есть, он должен одинаково сильно сжимать Ваш палец обеими ручками или ощущать прикосновения к поверхности кожи на правой и левой ступне.
В возрасте 3-6 недель Ваше чадо учится взаимодействовать с окружающим миром и с Вами в том числе. Мамин голос он уже узнает безошибочно, ведь он привык к нему, еще будучи в утробе. С месячного возраста ребенок уже осознанно улыбается, когда мама с ним говорит. Постепенно он привыкнет и к другим голосам, если они регулярно будут с ним разговаривать. Так он начинает улыбаться папе, бабушке и другим родственникам. Его улыбка уже не будет случайна, теперь он вполне целенаправленно выражает свое отношение к тому или иному человеку.
Слух ребенка еще пока недостаточно развит, равно как и мышцы глазного яблока. В этот период Вы можете заметить, как он косит глазками и многих мам и пап это пугает. Косоглазие считается вариантом нормы в первые месяцы жизни, так как мышцы глазного яблока созревают полностью только к году. Но малыш очень старается сфокусировать свой взгляд на людях или ярких игрушках. Чтобы помочь ему, возьмите красочную погремушку и медленно двигайте ею вправо и влево. Вы отметите, что Ваше любимое чадо поворачивает головку вслед за игрушкой, реагируя на звук и движение. Оптимальное расстояние, на котором ребенок сможет рассмотреть предмет и сосредоточиться на нем – 25-30 см.
Ни в коем случае не кричите громко возле малыша, резкие звуки наверняка испугают его и он расплачется. Нервная система маленьких деток еще несовершенна, чересчур громкие звуки или яркие вспышки света в большинстве случаев пугают их.
Чтобы четко понимать, что должен уметь ребенок в 1 месяц, помните всегда важнейшее правило: каждый малыш – это индивидуальный организм, непохожий на другие. Когда мама замечает, что в определенном возрасте ее чадо не похоже на остальных детей, умеет немного больше либо чуть-чуть меньше, она начинает беспокоиться.
Если малыш набрал немножко больше нормы или не дорос на 1-2 см, возможно, это его собственный темп развития. В следующем месяце он наверняка сравняется со сверстниками. Когда ребенку хорошо, он сыт и спокоен, у него ничего не болит – не создавайте сами себе проблем. Давайте будем адекватными и спокойными родителями, ведь тогда и наши дети будут расти такими же.
zhenskoe-mnenie.ru