Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.
Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:
Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:
Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.
На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.
Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.
Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.
Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.
Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:
Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.
Практические рекомендации, как поступать родителям, если начался кризис у их детей:
Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.
В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:
Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.
Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:
У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.
Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.
Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям. После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.
В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.
Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.
Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.
Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания. Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.
Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.
Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.
Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂
В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.
Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.
Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.
Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?
Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.
Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет. Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.
Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.
Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами. В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.
Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?
И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео — вебинар от детского психолога Элеоноры Борисовой Возрастные кризисы детей от года и до 5 лет
Похожие статьи:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях. |
happykids.world
По мнению современных психологов, ребенку для полноценного и всестороннего развития кризисы просто необходимо преодолеть, да не один, а несколько. Детская психика развивается во время чередования периодов спокойствия и кризисных. Рассмотрим, как проявляют себя трудные периоды в жизни чада по возрастным ступеням.
Обычно, кризисы в детском возрасте непродолжительны. Они длятся лишь несколько месяцев. В то время как стабильные периоды способны продолжаться год или два. Но при этом стоит учесть, что негативная обстановка может серьезно удлинить кризисный период. Бывали случаи, когда кризис продолжался до года или даже больше.
Кризис характерен тем, что такой момент меняется поведение ребенка, он значительно быстрее развивается. Длится это недолго, но очень бурно. В начале кризиса ребенок ведет себя непослушно, на него не имеют воздействия воспитательные методы, которые раньше приводили к результату. Малыш ведет себя необъяснимо и бурно реагирует на разные ситуации. Многие дети в такое время проявляют капризы, становятся плаксивыми и раздражительными.
Самый ранний кризис начинается в возрасте примерно девяти месяцев. В этот период малыши становятся неуправляемыми. Они проявляют упрямство, непослушание, становятся настырными. Детки вовсю демонстрируют самостоятельность, ведут себя по-другому. Часто они отказываются выполнять необходимые процедуры, например не хотят кушать. В ответ на замечания родителей немедленно следует чрезмерная обида, слезы и агрессия.
Причин для такого поведения достаточно. Ребенок взрослеет и становится более самостоятельным. Он изучает мир, ему интересно все потрогать, понаблюдать, попробовать на вкус. Он уже может передвигаться самостоятельно, а значит у него открыто новое пространство для его деятельности. И тут уже не до каких-то запретов мамы или папы.
В это время важно проявить разумное понимание и постараться не ограничивать желания ребенка. Помните – так он познает мир. Конечно, какие-то запреты должны существовать. Высказывайте свои правила ясно и четко, чтобы ребенок не воспринимал их как игру. И ни в коем случае не отменяйте свои запреты, поддавшись на капризное поведение крохи.
В двухлетнем возрасте обычно покладистые малыши вдруг начинают противодействовать родителям. В ответ на все родительские уговоры и просьбы малыши отвечают «нет». Такое проявление упорства связано с осознанием ребенком собственной индивидуальности. Он начинает чувствовать себя отдельным от мамы человеком. Чтобы окончательно осознать этот факт, малышу необходимо оказывать сопротивление контролю родителей.
Чтобы выйти из такой сложной ситуации соблюдайте следующие правила:
В трехлетнем возрасте у малышей начинается кризис строптивости. В этот период важно понимать, что малыш сам страдает от своего поведения, но ничего поделать не может. Ему просто необходимо выяснить свое место в жизни.
У малыша в этом возрасте часто случаются вспышки гнева, он начинает нервничать, плакать, иногда дело доходит до истерики. В этот момент важно проявить мудрость и понимание. Ведь из двоих людей вы взрослый. Не пытайтесь переломить упрямство ребенка, а действуйте хитростью. Отвлеките его внимание чем-то приятным или обратите происходящее в шутку.
В трехлетнем возрасте ребенок воспринимает ваше отношение к нему и к его поступкам одинаково. Поэтому наказание за разбитую чашку он осознает как признак нелюбви к нему. Вы должны чаще хвалить малыша, показывать ему свою любовь и внимание. Избегайте слишком категоричных слов в своих оценках поступка ребенка. Помните, что малыш должен набраться опыта, а это невозможно сделать, не совершая ошибок.
В пятилетнем возрасте дети становятся скрытными и не идут на контакт. Они проявляют самостоятельность в своих действиях: самостоятельно идут гулять, не дают вести себя за руку, сами выбирают одежду. Часто, в самый неподходящий момент, у малыша начинается истерика. Он топает ногами и требует сам не знает чего. Ребенок начинает испытывать страхи, не хочет разговаривать с чужими людьми или боится оставить маму даже на минуту.
В это время главное – проявить доброту и понимание. Позвольте ему быть самостоятельным в каких-то моментах. Поручите какие-то «взрослые обязанности», например, вытереть пыль в квартире или полить цветы. Чтобы снизить приступы агрессии беседуйте с малышом о плохом и хорошем, читайте ему сказки, где побеждает добро. Направьте агрессию ребенка в положительную сторону, отдав в какую-нибудь спортивную секцию.
В этом возрасте кризис вызван осознанием ребенком своего социального статуса. Только вчера он был просто сыном или дочерью, а теперь он ученик и одноклассник. Ему необходимо выстраивать отношения со сверстниками в классе и с учителями. Последние и вовсе новые взрослые, которые для него становятся авторитетом помимо родителей.
В это время поведение дочери или сына начинает носить признаки искусственности. Ваше чадо может начать манерничать, изменить голос или походку. В семилетнем возрасте он начинает обдумывать происходящее и защищать свой внутренний мир.
Как и в других случаях, важно сейчас сохранять спокойствие и установить тот баланс между добротой и строгостью, чтобы не испортить отношения с ребенком. Не забывайте, что все эти трудности временные и все плохое в поведении малыша – это результат его прогресса.
bagiraclub.ru
В психологии кризис – это переход на новый этап взаимных отношений с окружающим миром. В детском возрасте таких периодов взросления может быть достаточно много.
Первый кризис припадает уже на первый год жизни малыша, далее – в возрасте трех лет, и периоды пяти- и семигодичного возраста. Всем известен также сложный период пубертатного развития. Каждый ребенок по-разному переживает это время.
У одних оно проходит более спокойно, а для кого-то – бурно и, порой, поведение ребенка ставит родителей в тупик. Кризисный период пяти лет встречается практически у каждого малыша, а длиться он может от нескольких недель до месяцев.
Один из основных сигналов, который дает родителям понять, что малыш взрослеет и переходит на другой этап общения, – это резкое изменение поведения в худшую сторону.
Это может проявляться по-разному, но в некоторых случаях справиться с капризами ребенка становится очень трудно. Кризис 5-летнего возраста характеризуется такими поведенческими факторами:
В кризис у ранее спокойных детей может начаться бунт или, наоборот, ранее общительные малыши резко становятся скрытными, стеснительными.
Для некоторых родителей такое резкое изменение в поведении некогда послушного ребенка ставит их просто в тупик. Зачастую многие начинают активно воспитывать своих детей и наталкиваются на бурю непонимания с его стороны и противостояние. Вот несколько основных правил, которых необходимо придерживаться, чтобы пройти период кризиса спокойно обеим сторонам.
Если у крохи возникает желание сделать взрослые дела, например, помыть посуду, убрать комнату, то нужно всячески помогать ему и подсказывать, как и что делать правильно.
Но все общение с ним должно проходить на уровне двух взрослых людей. Это в значительной мере дает возможность сблизиться с крохой и очень повышает его самооценку и значимость.
К тому же, в возрасте 5 лет малыш уже понимает возможные негативные последствия своего поведения или действий. Например, поручите крохе ежедневную покупку хлеба в соседнем с домом магазине.
Это должна быть его обязанность, невыполнение которой повлечет неполноценный ужин всей семьи, и малыш в этом возрасте уже должен хорошо это понимать.
Помочь преодолеть кризис 5 лет поможет ваша любовь, понимание и взаимопомощь.
Особенностью детей пяти лет считается чувствительность к словам, действиям и поступкам родителей по отношению к нему. Если ранее на какие-то моменты он попросту не обращал внимания, то в этот период он очень остро будет ощущать ваши промахи. В кризис родителям ни в коем случае нельзя:
Малыш должен знать и понимать, что вы его любите и цените, что он для вас самое главное в жизни. В этот период времени для детей очень важно знать, что в любой ситуации он всегда может обратиться за помощью к родным, и вы всегда найдете для него время и поможете в решении проблемы.
Вы, как взрослый человек, должны понять ребенка и помочь преодолеть этот период, стать опорой и поддержкой в любом деле.
razvitie-vospitanie.ru
С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.
Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.
Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.
В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.
Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.
Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.
Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.
С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:
Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.
Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:
Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.
Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:
Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.
Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.
Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.
Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.
vskormi.ru
Быть родителями тяжелый труд, как моральный, так и физический. От умения преодолевать сообща все трудности, зависит успех дальнейших взаимоотношений.
Взрослея, каждый ребенок проходит определенные жизненные этапы, которые принято называть кризисными: наступление первого происходит у годовалого малыша, второй в трехлетнем, а третий в пяти – семилетнем возрасте. Все это кризисы раннего возраста, которые характеризуют переход на новую ступень становления личности человека. На любом кризисном этапе малыш испытывает некие трудности, с которыми он не всегда может справиться самостоятельно, одни очень тяжело переносят новый этап взросления своей жизни, а для других он проходит менее болезненно.
Первые два кризиса являются подготовительными, поскольку кроха только начинает познавать мир, учится ходить, разговаривать. Пятилетний малыш достаточно хорошо выражает мысли и эмоции, у него есть свое мнение, он стремится подражать родителям, но это у него не всегда выходит, вследствие чего внутри его и нарастает конфликт. Кризис пяти лет может протекать от нескольких недель, до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Причины:
Признаки:
Сталкиваясь с подобным поведением, некоторые родители пускают все на самотек, а некоторые прибегают к наказаниям, не считая нужным найти другой путь из сложившейся ситуации. Однако, как бы ни было тяжело в этот период, взрослые не должны раздражаться, ругать и наказывать, поскольку малыш ответит еще большей агрессией.
В первую очередь, родителям необходимо набраться терпения, не стоит раздражаться и кричать, это усугубит и без того накаленную обстановку. Ребенок чувствует себя взрослым, нужно дать ему условную свободу, обсудить с ним, что он может выполнить сам: протереть пыль, собрать игрушки, сходить за хлебом, естественно под скрытым контролем. Можно завести домашнее животное: рыбку или хомячка и он будет за ним ухаживать, не стоит помогать ему, пусть делает, как может, если крохе понадобится помощь, он сам о ней попросит. Если ребенок усомнится в своей самостоятельности, поймет, что его помощь родителям не нужна, он еще больше закроется.
Каждый малыш мечтает быть любимым, нужным и желанным, особенно эта потребность возникает в период кризиса. Родителям стоит приложить максимум усилий и терпения, чтобы поддержать свое чадо, помочь ему преодолеть очередную жизненную ступень. Чем внимательнее взрослые будут относиться к своим детям, тем быстрее и легче пройдет переходный этап в их жизни.
Пол ребенка
ЖенскийМужской
Возраст
1 мес2 мес3 мес4 мес5 мес6 мес7 мес8 мес9 мес10 мес11 мес1 год1,5 мес2 года2,5 года3 года3,5 года4 года4,5 года5 лет5,5 лет6 лет6,5 лет7 лет8 лет9 лет10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет17 лет
mnogo-sil.ru